Цдп на покровке что было раньше
Цифровое деловое пространство
Мы предоставляем широкие возможности для генерации и успешной реализации инновационных идей
Организация и сопровождение мероприятий
Цифровое деловое пространство предоставляет услуги по сопровождению мероприятий различного уровня сложности: от небольших лекций и семинаров до масштабных конференций и форумов. Опытная команда ЦДП обеспечит высокий уровень организации и поможет сделать ваше событие запоминающимся. Оставьте заявку на проведение мероприятия и наши менеджеры свяжутся с вами.
Нетворкинг и сообщество экспертов
Открываем новые возможности для развития сети ваших контактов с помощью системы нетворкинга ЦДП. Сервис позволит получать полную информацию о мероприятии, зарегистрироваться на мероприятие в один клик, завести эффективные деловые знакомства в ЦДП, пообщаться с участниками мероприятия, а также получать рекомендации на основе интересов пользователей.
Нас уже 45592 человека!
Мероприятия
Форум
Форум «Инновации в транспорте»
Пространства
ЦДП предоставляет возможность проведения деловых мероприятий любого формата: форумы, конференции, презентации, семинары, лекции, телемосты, хакатоны и т.д.
Оборудованные помещения разной вместимости позволят гибко и эффективно подойти к организации мероприятий. Свяжитесь с нами, чтобы узнать больше об условиях их проведения.
Доступное оборудование
Заявка
Оставьте заявку на проведение мероприятия
Контакты
г. Москва, ул. Покровка, д. 47
Ежедневно, с 9 до 21
Открыть Яндекс.Карту
О ЦДП
Цифровое деловое пространство — современная столичная площадка для открытого сотрудничества всех вовлеченных в сферу инноваций.
Здесь можно получить знания, которые помогут в развитии бизнеса, представить свои идеи и решения и стать частью единого сообщества технологичных предпринимателей. На ЦДП проводятся знаковые мероприятия, собирающие экспертов, инвесторов, предпринимателей и всех, кому интересны инновации.
Цифровое деловое пространство демонстрирует самые передовые технологии, дает им возможность пройти тестирование в условиях городской среды и оказывает поддержку профессионалам, которые стоят за разработкой инновационных решений.
Покровка, 47. Поэма о море. ЦДП
По адресу ул. Покровка, д. 47 стояли дома, которые в 1872-1917 гг. принадлежали купцу М.И. Шишелову, торговавшему бумажной и шестяной пряжей.
С 2006 г. в нём функционировал БЦ «Покровка, 47». Также это был один из адресов Инвестсбербанка.
Здесь находится офис представительства Группы НМТП. НМТП – это крупнейший портовый оператор России ОАО «Новороссийский морской торговый порт» 2006 г. рождения.
Может придёт время, и о создании НМТП, его расширении и смене владельцев появится захватывающий дух фильм «Поэма о море». Но это не будет римейком фильма 1958 г.
Построен он был по проекту Ю.Г. Павлова для двухзального кинотеатра «Новороссийск». О тех временах напоминает восьмитонный якорь на площади перед кинотеатром, привезённый из Цемесской бухты.
Теперь вместо кинотеатра «Новороссийск» в соседнем здании, Покровка, 47 А, находится тоже Новороссийское, но уже торговое представительство ОАО НМТП.
Кстати, в одном из снесённых домов «провинциального типа» был небольшой, уютный кинотеатр «Спартак». Он имел два входа. Правый вход вёл в кассовый зал, отделанный серым мрамором. Левый вход вёл на второй этаж в фойе кинотеатра.
В 2004 г. «бетонку» полностью реконструировали, и в неё въехал Центральный дом предпринимателя, коротко ЦДП. Создан он был с целью «объединения предпринимателей города, продвижения предпринимательской инициативы, проведения мероприятий, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса».
Декларируется и ещё одна цель работы ЦДП – организация и проведение конференций, форумов, выставок, ярмарок, семинаров, бизнес-встреч, «круглых столов», конкурсов, фестивалей. Область публичных мероприятий – культурно-деловая сфера. То есть, возможно всё.
Видимо, это и есть основной вид деятельности ЦДП. Тем более, что в здании есть кино-концертный зал на 517 мест, зал на 175 мест, конференц-залы на 120 и 40 мест, выставочные залы.
Правда, в этом отношении у ЦДП появилось много конкурентов: современные бизнес-центры предлагают такие же возможности проведения мероприятий. Только выглядят они привлекательнее.
По адресу ул. Покровка, д. 47 находится БЦ «Покровка, 47», сдающий в аренду офисы класса A.
Улица Покровка, дом 47 на карте ►
КОМУ ИЗВЕСТЕН КИНОТЕАТР «НОВОРОССИЙСК»
Прогуливаясь по Покровке в сторону Земляного Вала, внимательный горожанин обязательно заметит здание Центрального дома предпринимателей.
Из истории известно, что до 1970 года на площади Земляной вал, вместо сегодняшнего здания ЦДП располагался полноценный городской квартал, типично московской, низкоэтажной застройки. В 1977 году ветхие дома на улице Чернышевского, ныне Покровка, стали сносить, а на их месте, по проекту Ю.Г. Павлова, Г.А. Чернова и П.И. Скокана был построен столичный кинотеатр «Новороссийск».
Известно, что здание кинотеатра было облицовано крымским известняком Палеогенового периода. «Новороссийск» имел два зала — большой зал на 1000 мест, использовался также как концертный зал и малый — на 200 мест. Кстати, один из самых популярных вопросов москвичу: а откуда рядом с кинотеатром корабельный якорь? Мало кто знает, но в 1978 году площадь у «Новороссийска» получила имя Цезаря Куникова — Героя СССР, командира 305-го отдельного батальона морской пехоты Черноморской группы войск.
Неподалеку от главного входа в кинотеатр был установлен восьмитонный морской якорь — подлинная реликвия Великой Отечественной войны, привезенный новороссийцами из Цемесской бухты, как дар Города-Героя столичному кинотеатру, названному в его честь. В 80-х годах на первом этаже кинотеатра проводились самые популярные дискотеки, которые вел известный советский диджей Сергей Минаев. Также там проводились выпускные вечера школ Басманного района Москвы.
С приходом «лихих 90-х» в «Новороссийске» успели побывать автомобильные салоны, обменники и мебельные магазины. А в 1995 году было принято решение о ликвидации предприятия «Кинотеатр «Новороссийск», а здание передали в аренду на 25 лет Фонду поддержки малого предпринимательства для размещения Московского культурно-делового центра.
В 2004 году здание полностью реконструировали под разместившийся в этих стенах ЦДП — Центральный дом предпринимателя, созданный для поддержки малого и среднего бизнеса Москвы. Именно тогда на Покровке, 47 появились помещения для офисов, киноконцертный зал на 517 посадочных мест, выставочные и конференц залы.
В тоже время, под крышей этого здания, начал свою работу и кино-клуб «35 мм». Репертуар показываемых там картин сильно отличается от остальных киноплощадок Москвы — арт-хаус, авторское и малобюджетное кино. Лозунгом нового киноклуба стала фраза: «Это надо видеть!». Сегодня, на площадке «35мм» проходят всевозможные фестивали кино и анимации, а также открытые лекции журнала «Популярная механика».
Улица Покровка, Москва, история, архитектура, достопримечательности
В 17 веке Покровка начиналась у Ильинских Ворот Китай города и заканчивалась у Земляного Вала. Название свое она получила по церкви Покрова в Садех, находившейся в начале улицы на ее правом углу. Название «в Садех» связано с великокняжескими садами, располагавшимися здесь в 15 в. Церковь впервые упоминается в 1488 г., снесена в 1777 г. Сейчас на ее месте стоит дом с угловой ротондой, построенный в 1796 г. для графини Разумовской (ул. Маросейка, 2 / Лубянский проезд, 15 С1).
Покровка естественным образом разделялась на две части: Покровку в Белом городе и Покровку в Земляном городе. Разделение было оформлено в 19 веке, когда Покровка в Белом городе стала именоваться Маросейкой, а Покровка в Земляном городе осталась Покровкой. Позже, возможно, при переименовании Покровки в улицу Чернышевского в 1940 г., начало Покровки переместилось к Армянскому переулку.
Значение улицы существенно изменилось в 17 столетии, когда по Покровке пролегла царская дорога, соединявшая Кремль с дворцовыми селами: Покровским-Рубцовом на Яузе, Преображенским, Измайловом. И хотя застройка еще долго сохраняла скромный характер, здесь начинают появляться усадьбы знатных людей. «Переписная книга г. Москвы» 1638 года отмечает даже «за Белым каменным городом, за Покровскими вороты. дворы дворянские и всяких чинов людей». В это время особенно занялись благоустройством дальнего отрезка улицы, дабы движение царского поезда не встречало никаких препятствий. Указом Михаила Федоровича в 1633 году было велено замостить эту часть Покровки бревнами, хотя в пределах Белого города она имела деревянные настилы уже в 16 веке. Деньги на устройство новых мостовых взимали с дворов и лавок, расположенных на этой улице.
Старинные улицы со временем обрастают небылицами и легендами. Покровка так же бережно хранит свои тайны: покровская церковь Воскресения в Барашах оказалась в самом эпицентре «государевых тайн», якобы здесь состоялось тайное бракосочетание Елизаветы и Разумовского.
Достопримечательности Покровки
Достопримечательности Покровки очень разнообразны: здесь есть и старинные церкви, и памятник писателю-революционеру Н. Г. Чернышевскому и даже одна из крупнейших московских библиотек.
«Дом-комод»
Истинным украшением Покровки бесспорно является необыкновенной красоты дворец в бело-голубых тонах (дом № 22). «Дом-комод», как его называют в Москве, был построен во второй половине XVIII века неизвестным мастером школы В. Растрелли. Это редчайший в Москве гражданский памятник в стиле елизаветинского барокко: особняк на Покровке часто называют московским Зимним дворцом в миниатюре.
Есть предание, что этот дом императрица Елизавета Петровна подарила своему тайному мужу графу Алексею Разумовскому и в этом же доме они справляли свадьбу Венчание происходило в соседней Воскресенской церкви, от которой сейчас остались одни развалины.
Первыми достоверными владельцами дворца были Апраксины, затем — князья Трубецкие. У них в доме давали уроки танцев, и здесь мальчиком учился бальным танцам А. С. Пушкин. Приводили к Трубецким и юного Федора Тютчева, жившего неподалеку; в Армянском переулке.
С 1861 года в этом доме открылась 4-я мужская гимназия, где учились К. С. Станиславский и основоположник отечественной авиации Н. Е. Жуковский. Сейчас в здании располагается научное учреждение.
Переулки Покровки
Бесконечно можно гулять по переулкам Покровки. Названия некоторые из них получили от знатных и богатых домовладельцев, как например, Лялин переулок. Некоторые переулки названы по исторически проживающим здесь национальным диаспорам: так появились Армянский и Хохловский переулки. А вот судьба названия Старосадского переулка гораздо интереснее…
Старосадский переулок
Здесь стоит один из немногих в Москве домов, связанных с именем Ф. М. Достоевского (№ 9). Само здание было сильно перестроено в начале нашего столетия архитектором Б. Кожевниковым, но в его основу встроен двухэтажный особняк XVIII века, обращенный фасадом во двор. Это бывшее владение родственников писателя Куманиных. У них часто гостил Ф. М. Достоевский и описал хозяйку дома в образе старухи Рогожиной в романе «Идиот».
По нечётной стороне
№ 1/13, стр. 1, Sight symbol grey.svg ЦГФО — магазин доходного владения И. Н. Шинкова (1913, архитектор К. Н. Костомаров; 1990-е)[5].
№ 1/13/6, стр. 2 (часть), Sight symbol black.svg памятник архитектуры (федеральный) — жилой дом (в основе флигель городской усадьбы, конец XVIII века — XIX век; 1871, архитектор В. В. Барков)[5].
№ 3/7 стр. 1а, Sight symbol black.svg памятник архитектуры (федеральный) — усадьба Б. И. Толстого (М. П. Мещерской), конец XVIII века.
№ 5/16, стр. 3, Sight symbol grey.svg ЦГФО — дом причта церкви Успения Пресвятой Богородицы в Котельниках (1874, архитектор А. С. Каминский; конец 1870-х — 1880-е; начало 1890-х)[5]. В настоящее время — административное здание.
№ 5, стр. 5, Sight symbol black.svg памятник архитектуры (региональный) — дом причта церкви Успения Пресвятой Богородицы на Покровке, конец XVIII века (с фрагментом колокольни, 1698—1699, конец XVIII века, XIX век)[5]. В 2004 году была проведена реставрация здания (архитекторы Б. Е. Пастернак, Т. С. Борисова)[6].
№ 7/9—11 — жилой дом кооператива «Военный строитель» (1928, архитектор К. В. Аполлонов). В 1930-х годах здесь находилась редакция газеты «Красная звезда»[5][7].
№ 9, Sight symbol grey.svg ЦГФО — главный дом городской усадьбы Т. Н. Щербакова — Арбатских (начало XIX века; 2-я половина XIX века; 1887, архитектор Д. Д. Подлужин; 1890-е; 1990-е)[5]. Здесь жил математик А. В. Васильев[8].
№ 11, Sight symbol grey.svg ЦГФО — доходный дом Слудских с магазинами (1909, архитектор М. Н. Глейниг; 1950, архитектор Глетмен)[5].
№ 13, стр. 1, Sight symbol black.svg памятник архитектуры (региональный) — Храм Троицы Живоначальной на Грязех у Покровских ворот (1745—1752; 1826; 1856—1861, архитектор М. Д. Быковский)[5].
№ 15/16, Sight symbol grey.svg ЦГФО — доходный дом Храма Троицы Живоначальной на Грязех у Покровских ворот (1878—1882; 1908, архитектор Л. Л. Кравецкий — разработка плана; 1908—1909, архитектор С. И. Вашков — фасады, декоративное оформление интерьеров, инженер-строитель П. К. Микини; 1956—1958).
№ 17 стр. 1 — гостиница у Покровских ворот, архитектор В. П. Стасов.
№ 19 — доходный дом хлеботорговца Ф. С. Рахманова (1898—1899, архитектор П. А. Дриттенпрейс[9][10]) — один из первых московских доходных домов в стиле модерн.
№ 25 (во дворе) — доходный дом (1903, архитектор Л. В. Стеженский).
№ 27 — городская усадьба Боткиных:
№ 27, стр. 1, Sight symbol grey.svg памятник архитектуры (вновь выявленный объект) — главный дом городской усадьбы С. С. Боткиной (1780-е; 1840-е; 1867, архитектор А. С. Каминский)[5][10]. До революции здесь размещался частный музей Боткиных, где экспонировались работы В. Д. Поленова, В. В. Верещагина, К. Е. Маковского, П. П. Трубецкого и других мастеров[11].
№ 27, стр. 2, Sight symbol grey.svg памятник архитектуры (вновь выявленный объект) — флигель городской усадьбы С. С. Боткиной (XIX век)[5]. Флигель снимали Кирилл Николаевич и Маргарита Оттовна Мамонтовы; здесь в 1873 году у них родилась дочь Маргарита.
№ 29, Sight symbol grey.svg памятник архитектуры (вновь выявленный объект) — доходный дом Я. А. Бабушкина (1897, архитектор Л. Н. Кекушев; перестроен в 1909 году архитектором Н. Д. Струковым)[5]. 22 февраля 2015 в рамках проекта «Последний адрес» на доме были установлены таблички в память о его репрессированных жильцах, доценте А. А. Мусатове, служащем П. А. Муратове, бухгалтере С. А. Бахаревском, юристе П. А. Селецком, безработном П. Д. Барсукове, начальниках отделов снабжения Н. Н. Шишкине, Г. В. Ходове, зам. начальника строительства В. Н. Афанасьеве.
№ 31, стр. 3, Sight symbol black.svg памятник архитектуры (региональный) — палаты камергера В. И. Машкова (1752, архитектор Д. В. Ухтомский; перестроены в 1875 году по проекту архитектора М. К. Геппенера)[5].
№ 31 (во дворе) — доходный дом (1900-е, архитектор В. А. Кожушек).
№ 35 — доходный дом (1903, архитектор Ф. Ф. Воскресенский), в 1954 году надстроен двумя этажами.
№ 37 — жилой дом кооператива «Политкаторжанин» (начало 1930-х, архитекторы Н. В. Ликин, Д. П. Знаменский, С. П. Леонтович, С. П. Растрепин)[12][7].
№ 39 — жилой дом (1980-е, архитектор П. И. Скокан).
№ 41 — жилой дом кооператива «Медсантруд» (1928—1929, архитекторы А. З. Гринберг, В. К. Кильдишев)[12][7]. Здесь жили академик А. М. Вейн[13], юрист А. С. Тагер[14].
№ 43 — в доме жил режиссёр Ф. Н. Каверин[15].
№ 47 — кинотеатр «Новороссийск» (1977, архитекторы П. И. Скокан, Ю. Павлов), ныне — Центральный дом предпринимателя и кинотеатр «35 мм»[16].
По чётной стороне
№ 2/1, стр. 1 — Жилой дом с лавками (нач. XIX в.), объект культурного наследия регионального значения[5]
№ 2/1, стр. 2 — Городское 10-ти классное смешанное училище — дом жилой (1914—1915; 1920), ценный градоформирующий объект[5]
№ 2/1, стр. 3 — Хозяйственное строение — Доходный дом П. Д. Ахлестышева (1830-е гг., 1870-е гг.), ценный градоформирующий объект[5]
№ 4 — Дом Сиротининых — классицистический трехэтажный «послепожарный» дом с мезонином. Его левая часть (до арки) была выстроена в первой половине XIX века[17]. В 1860—1870 годах был надстроен третий этаж с мезонином и построена правая часть дома с лавками. Тогда же, по-видимому, здание дополнили незамысловатым эклектическим декором. Примечательность дома со стороны двора — наружные галереи — практически исчезнувшая особенность в Москве. Изначально галереи были закрытыми с широкими окнами, а в 1950—1960 годах внешние стены галереи были разобраны и они стали открытыми. В 1857—1917 годах домом владела семья Сиротининых, которая сдавала квартиры дома в аренду небогатым мещанам. В 1961 году в доме проводили капитальный ремонт с заменой старых деревянных перекрытий. В настоящее время второй и третий этажи остаются жилыми.
№ 6 — Жилой дом с лавками (1821; 1836), объект культурного наследия регионального значения[5]
№ 8, стр. 1 — Главный дом городской усадьбы А. С. Ушакова — А. Н. Толзина — доходное владение Ф. П. Пиколи (1780-е; нач. 1800-х; 1850; кон. 1990-х), ценный градоформирующий объект[5]
№ 10 — Городская усадьба XVIII—XIX веков, объект культурного наследия регионального значения[5].
№ 10 стр. 2 — Дом полковника А. Н. Озерова, после аптека Миндера, доходный дом А. Е. Молчанова, участок Оловяшниковых, 1891 г. В середине 1990-х годов был надстроен второй этаж.
№ 12 стр. 1 — Двухэтажный дом причта храма Троицы Живоначальной на Грязях у Покровских ворот, 1810—1820-е гг. (изменения в конструкции 1890—1900-е, 1940—1950-е гг.), ценный градоформирующий объект[5]
№ 14/2, стр. 1А — Усадьба Т. Ф. Эминского, 1780—1820 гг., выявленный объект культурного наследия[5]
№ 16 — Гостиница у Покровских ворот (западный корпус)
№ 18 — Гостиница у Покровских ворот (восточный корпус), архитектор В. П. Стасов
№ 20/1 — Жилой дом НКВД, 1936, арх. Л. 3. Чериковер
№ 22/1, стр.1 — дворец Апраксиных-Трубецких (Апраксинский дворец), 1766—1768, арх. Д. В. Ухтомский. В этом доме на уроках танцев у Трубецких в детстве бывали Александр и Ольга Пушкины. Пушкин посещал дом и позже, вероятно в 1826 году, бывая в гостях у управляющего делами и имениями Трубецких Василия Корнильева.[18] Объект культурного наследия федерального значения[5]. Так же известен как «дом-комод»[10].
№ 22а, стр. 1 — Жилой дом Андроновых (последн. треть XVIII в., кон. XIX в.), объект культурного наследия регионального значения[5]
№ 24 — Жилой дом (1876, архитектор П. И. Иванов)
№ 26/1 — храм Воскресения в Барашах, 1734
№ 28/6, стр. 1, 3 — городская усадьба Емельяновых, 1829, 1883, арх. М. Ф. Бугровский, объект культурного наследия федерального значения[5]
№ 36/1 — Жилой дом (1871, архитектор А. А. Никифоров), ценный градоформирующий объект[5]
№ 38 — Доходный дом (1914, архитектор Ф. Л. Контрим)[12]. Здесь жил актёр Александр Абдулов[19]. Дом построен на месте правого флигеля усадьбы Шуваловых[20].
№ 38а — Главный дом городской усадьбы Шуваловых (И. И. Шувалова, позднее Голицыных) — Гимназия Л. Н. Валицкой (1770-е, перестройки кон. XIX — нач. XX вв.). Здание включено в альбомы партикулярных строений М. Ф. Казакова; одно из самых значительных зданий Москвы, построенных в период раннего классицизма. Во начала XIX века дом принадлежал княгине Наталье Петровне Голицыной, ставшей прообразом «Пиковой дамы». В 2010 году на фасаде главного дома была установлена памятная доска московскому генерал-губернатору князю Владимиру Михайловичу Голицыну, которому дом принадлежал в 1901—1914 годах[20]. Объект культурного наследия федерального значения[5][12][21].
№ 40 — Доходный дом купца Фёдора Николаевича Конкина (1900, архитектор С. В. Соколов).
№ 40Б — Левый флигель городской усадьбы Шуваловых (нач. XIX в.), объект культурного наследия федерального значения[5] По некоторым данным, здание построено архитектором Василием Баженовым[20].
№ 42, стр. 5 — Жилой дом (кон. XVIII в.; 1860; 1875, архитектор М. А. Арсеньев), выявленный объект культурного наследия[5]
№ 44 — Доходный дом (1909, арх. В. В. Шервуд). Оформление дома несёт редкие для московского модерна барочные декоративные мотивы[12].
№ 48 — Доходный дом (1910, архитектор И. Д. Боголепов)
№ 50 — Театр на Покровке п/р Сергея Арцибашева
№ 50/2 — Колокольня храма Иоанна Предтечи в Казённой слободе (1772), объект культурного наследия федерального значения[5]. Колокольня стояла отдельно от самого храма, снесённого в 1930-х годах[12]
torbina
Ольга Торбина
У переулка есть небольшой скверик с детской площадкой, что огромная редкость для фасадных сторон центральных улиц. Пока Кира развлекается, расскажу про Потаповский переулок.
Раньше он назывался Большим Успенским. Переименован в 1922 году в честь талантливого крепостного зодчего Петра Потапова, построившего здесь в 1695—1699 гг. на средства купца Сверчкова (по которому назван соседний Сверчков переулок) великолепный образец московского барокко — Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке (снесен в 1935—1936 гг.). Старое название переулка происходит от имени этого же храма (определение местоположения храма обусловлено былым проживанием здесь котельников — изготовителей пищевых котлов).
Переименование переулка было сделано по инициативе Наркома просвещения Луначарского. Луначарский использовал свой авторитет и власть, чтобы сохранить храм. Однако 28 ноября 1935 года Моссовет под председательством Н. А. Булганина постановил: «Имея в виду острую необходимость в расширении проезда по ул. Покровке, церковь так называемую Успения по Покровке закрыть, а по закрытии снести». Архитекторы-реставраторы пытались защитить храм, среди них называют П. Д. Барановского. Со стороны властей было цинично сначала переименовать улицу в честь великого крепостного архитектора, а затем снести дотла его творение, прославившее мастера.
Перед сносом реставраторы-энтузиасты получили разрешение, чтобы сделать обмеры и снять образцы резных белокаменных деталей. Зимой 1936 года Успенскую церковь снесли до основания. На её месте находится сквер на углу Покровки и Потаповского переулка. Долгое время там была пивная, а потом летнее кафе от соседнего через дорогу ресторана. Сейчас в бывшем доме причта находится кофейня Starbucks, а сохранённые элементы декора открыты для обозрения на территории Донского монастыря.
Я видела гравюры и старые фотографии с изображением этой церкви. Она поражает воображение. Поражала. Русский зодчий Василий Баженов считал Успенскую церковь одним из красивейших зданий в Москве и «ярко национальным» творением. Архитектор сравнивал ее и с Храмом Климента Римского в Замоскворечье (про него есть в посте о Пятницкой) и Храмом Василия Блаженного (про него тут). Но говорил, что церковь Успения «больше обольстит имущего вкус, ибо созиждена по единому благоволению строителя», отмечая тем необыкновенную целостность и многосложность её облика.
Колпачный переулок. Название переулка возникло в первой половине XVII века. В этом районе располагалась Колпачная слобода мастеров, изготовлявших головные уборы (колпаки).
Дом с восточными орнаментами построили в 1891 году. В разные годы здесь размещались доходный дом Молчанова и аптека Миндера. Второй этаж надстроили уже в середине 1990-х годов. Сейчас здесь ресторан узбекской кухни «Ходжа Насреддин в Хиве».
В 1929 году храм был захвачен представителями так называемых «григорианцев» (образовавшими Временный Высший Церковный Совет — ВВЦС) во главе с лжемитрополитом Борисом (Рукиным). В январе 1930 года храм Троицы был закрыт по решению Моссовета от 20 декабря 1929 года для занятия церкви под зернохранилище. В середине 1950-х годов здание храма было переоборудовано под дом культуры. Купол и колокольня снесены. Внутренний объём здания был разделен перегородками и перекрытиями на множество помещений, помещавшихся на трех этажах. При этом своды северного придела были разрушены и достроен третий этаж. В центральном приделе был устроен киноконцертный зал со сценой на месте Алтаря.
В 1992 году храм был возвращён Русской православной церкви. В 2009 году закончилась реставрация фасадов, предстоит восстановление колокольни и центрального купола.
Перекресток Покровки с Чистопрудным (слева) и Покровским (справа) бульварами, они являются частью Бульварного кольца. По бульварам проложена трамвайная линия. И среди прочих там ходит трамвай маршрута А (знаменитая «Аннушка»).
Покровский бульвар назван по улице Покровка и Покровским воротам Белого города. Местности вдоль стены Белого города активно заселялись в XVII века — украинскими выходцами в районе Хохловской площади, царскими шатерничими (барашами) к югу от нее. В XVIII веке земли переходят в руки высшей знати — Кантемиров, Ромодановских, Щербатовых, Дурново и др. Стена Белого города была снесена еще в 1760, а бульвар устроен только в 1820-е гг., когда пожар 1812 года расчистил пространство бульваров от стихийной застройки.
История здания связана с располагавшимся здесь продовольственным магазином под вывеской «Рабочая Москва». Предполагают, что он являлся кооперативом одноименной газеты, которая со временем была переименована в «Московскую правду». Так или не так, но магазин, занимавший в годы советской власти весь первый этаж со стороны улицы Покровки, проработал здесь долгие годы, пока его не сменил гастроном «Покровский». А сейчас здесь магазин Дикси.
Доходный дом хлеботорговца Ф. С. Рахманова (1898—1899) — один из первых московских доходных домов в стиле модерн. Первый этаж с огромными окнами-витринами по всем четырем сторонам и подвалами-складами предназначался под магазины и конторы. Верхние три этажа занимали квартиры для сдачи в аренду. В 1914 г. в одной из квартир жил сын владельца Виктор Рахманов.
Здание украшено многочисленными женскими и мужскими масками и растительным орнаментом. Но существуют два момента, привлекающие внимание:
во-первых, крупные колосья хлеба на уровне второго этажа всех четырех фасадов. Это редкий элемент орнамента, и появился он здесь не случайно. Ф.С. Рахманов был хлеботорговцем, и так он отдал хлебу дань уважения;
во-вторых, углы здания. Каждый из них представляет собой круглое углубление, в котором стоит колонна, а на колонне – скульптура женской головы. Опущенные веки, слегка выдающиеся скулы и копна волос с ниспадающими локонами-змеями – это не элемент декора. Это – портрет любимой женщины. Чье очарование сохранил Рахманов, по-видимому, останется тайной.
Однако знаменит дом, как ни странно, не загадочным портретом дамы, а тем, что в доме расположен один из старейших в Москве бесплатных общественных туалетов, смотрительница которого, к слову, бывший директор дома культуры, пишет объявления в стихах.
Площадь Покровские Ворота. Название (в начале XIX века — площадь Покровских Ворот) напоминает о существовавших здесь с конца XVI века воротах в стене Белого города на ее пересечении с Покровкой. Покровские ворота назывались также Кулижскими по соседней местности Кулишки, известной уже с XIV века.
Название площади стало широко известно всей стране после выхода одноименного фильма, поставленного Михаилом Казаковым по сценарию Леонида Зорина. Хотя, как явствует из «Автобиографических записок» последнего, события подобные тем, что происходили с Костиком Роминым, на самом деле свершались вовсе не здесь, а у Петровского бульвара. Так что бессмысленно искать в этом районе дом, где жил киногерой Олега Меньшикова.
В 1938 г. была снесена малоэтажная застройка с правой стороны Покровских ворот и на её месте образован сквер. В сквере поставлен памятник «революционному демократу» Чернышевскому, в честь которого и переименовали улицу.
Белгородский проезд. Своим названием — XIX века — проезд обязан Белому городу, крепостной стене, огораживавшей Москву с конца XVI по XVIII века. Стена была построена из подмосковного белого камня. Протяженность ее была около 10 км, высота — около 10 м, толщина 4,5—6 м; стена Белого города насчитывала 27 башен, в 10 из которых были ворота. К середине XVIII века укрепление потеряло оборонительное значение, и во 2-й половине XVIII века стена была разобрана. Позже на её месте были разбиты бульвары Бульварного кольца. Дома, стоящие на проезде, относятся к Чистопрудному бульвару.
Дом имел не вполне обычный вид для конца XVIII века, когда господствовал стиль классицизм. Из-за этого он получил у москвичей название «комод». Это же прозвище добавилось и к фамилии ветви Трубецких, владевшей усадьбой на Покровке.
А фасады так красивы.
Назад, к свету!
В бывшей усадьбе чаеторговцев Боткиных (род которых известен не только представителями купечества, но и великими медиками) разместилась нынче кофейня с весьма необычными лавочками снаружи. Судя по витринам кофейня располагается сразу в двух соседних зданиях. Здания разноуровневые. Но это как-то не мешает.
Кирюша облюбовала скамеечки. Они и правда очень удобные.
Вернемся к дому-комоду.
В 1861 году Трубецкие продали дом на Покровке, 22 Московскому университету, и сюда была переведена 4-я мужская гимназия. В 4-й гимназии учились актер и режиссер К.С. Станиславский, ученый Н.Е. Жуковский, философ В.С. Соловьев, предприниматель и меценат С.Т. Морозов и многие другие известные люди.
После 1917 года в доме размещались коммунальные квартиры, студенческое общежитие и различные учреждения. С конца 1940-х годов второй этаж занимал Дом пионеров и школьников. В 1960-х годах были выселены последние жильцы, и в зданиях усадьбы расположились научные институты.
Сейчас по адресу Покровка, 22 размещаются ВНИИ Геофизика и Российский фонд милосердия и здоровья.
В здании слева с 1750-х годов существовала богадельня при рядом расположенном храме Воскресения «что в Барашах».
В центре видна церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах. Первая каменная церковь Введения в Барашах была освящена в 1647 году. Подготовка к строительству нового храма, дошедшего до наших дней, началась в 1688 году с заготовки 100 тысяч кирпичей. Введенский храм представляет собой прекрасный образец постройки в стиле московского барокко.
А слева весьма необычное здание. Церковь Воскресения Словущего на углу Покровки и Барашевского переулка. Первая церковь на этом месте была известна еще в XVI в., тогда она называлась Успенскою. В 1620 году она значится уже как Воскресения Словущего. В середине XVII в. был построен каменный Воскресенский храм. По всей вероятности, он был небольшим, потому как уже в 1730-х годах было решено строить новый, который бы вместил всех прихожан. Новая церковь была задумана двухэтажной, с теплым нижним храмом и летним верхним. Стены нижнего яруса сохранились от старого церковного здания XVII в., объем верхнего храма и колокольня были выстроены заново.
Церковь выполнена в стиле барокко, ее большое высокое здание выстроено «кораблем». Храм, поставленный своим протяженным фасадом вдоль улицы Покровка, стал новой архитектурной доминантой этой части района. Двухъярусный храм был увенчан деревянной позолоченной главой в виде короны. Легенда связывала корону с тем, что якобы здесь, в церкви Воскресения, происходило тайное венчание императрицы Елизаветы Петровны с графом Алексеем Разумовским. На самом деле их венчали в церкви усадьбы Перово, а корона на храме в Барашах была установлена, под одной из версий, в знак того, что после свадьбы императрица проезжала мимо, следуя по Покровке в Кремль. Другая легенда гласит, что в этой церкви когда-то венчались влюбленные брат и сестра, не знавшие о своем родстве. Когда священник повел их вокруг аналоя, брачные венцы внезапно сорвались у них с головы, вылетели из окна, и опустились на церковный купол, предотвратив кровосмесительный брак. Третья легенда утверждает, что уже в советское время был найден подземный ход между Воскресенской церковью и Апраксинским дворцом-комодом.
Церковь закрыли в 1929 г., в 1930 – обезглавили (позолоченная корона не сохранилась), колокольню разобрали до первого яруса. Внутреннее убранство утрачено. Здание отдали МВД и приспособили под административные нужны. Храм до сих пор не возвращен верующим, его реставрация в ближайшее время также не предвидится.
В этом доме находится банк с дивным названием. С первого раза я прочла его «Брр-банк!» 🙂
Улица Чаплыгина ранее называлась Машков переулок по домовладельцу XVIII века дворцовому гоф-юнкеру Машкову. В 1942 году переименована в честь академика Сергея Алексеевича Чаплыгина (1869—1942), одного из основоположников современной гидро- и аэродинамики, жившего на этой улице.
В начале XIX века домом владел московский купец Михаил Яковлев, позднее — жена коллежского советника Елизавета Строева, затем, вплоть до революции, — потомственный почётный гражданин Фёдор Кудряшов. Ведется реконструкция здания с увеличением площади как минимум в 2 раза и строительством двух подземных этажей.
Слева дом с наружними лифтовыми шахтами. В 1904 году, когда дом был построен, про лифты как-то не задумывались 🙂
Идем дальше по Покровке. Вдали уже видны дома Садового кольца.