Целевая квота на обучение что это

Как работает целевое обучение?

Я поступила в университет по целевому договору. Отучилась две сессии. Какую сумму я должна вернуть организации?

Дарья, ответ на ваш вопрос зависит от того, когда был заключен договор о целевом обучении и поступали ли вы по квоте целевого приема.

Разберу оба варианта, но сначала вкратце объясню, как вообще работает целевое обучение и в каких случаях придется вернуть деньги.

Что такое целевое обучение

Целевое обучение дает возможность еще до поступления в вуз или уже в процессе учебы заключить договор с работодателем. Работодатель гарантирует студенту трудоустройство, платит стипендию или поощряет его как-то иначе, например оплачивает расходы на транспорт или общежитие. А студент осваивает ту образовательную программу, которая указана в договоре между ним и организацией, и обязуется минимум три года работать на этого работодателя.

Например, выпускник одиннадцатого класса решает стать врачом. Он обращается в больницу, где хочет работать, и просит рассмотреть его кандидатуру в штат. Естественно, у него еще нет профильного образования. Выпускник заключает договор с больницей, где будет указано, что он выучится на врача, а лечебное учреждение после выпуска трудоустроит его к себе минимум на три года.

Целевое обучение может предполагать или не предполагать поступление по специальной квоте. Квота целевого приема — это доля от всех бюджетных мест, по которой есть целевой набор на ту или иную специальность. Долю и субъекты РФ для трудоустройства ежегодно утверждают правительство и регионы.

Для заказчиков целевое обучение — возможность заполучить кадры на несколько лет вперед, а для абитуриентов — поддержка и поступление на бюджет с небольшими баллами: по квоте на целевое обучение предусмотрен отдельный конкурс. Подробнее об этом я расскажу ниже.

Заказчик самостоятельно отбирает кандидатов для целевого обучения. В той же сфере медицины приоритет могут отдать кандидату из врачебной династии. Так заказчик будет знать, что абитуриент уже знаком с работой и нагрузками на примере родителей.

Целевое обучение в России регламентируют три нормативных правовых акта:

Отдельные заказчики могут установить свой порядок заключения договоров о целевом обучении. Например:

Как победить выгорание

Договор о целевом обучении

Договор о целевом обучении предполагает две обязательные стороны: гражданина и заказчика. Также в договоре по решению заказчика могут быть прописаны работодатель и образовательная организация.

Вот как это работает на примере из медицинской сферы:

В случае приема по квоте заказчиком могут быть только государственные органы, госкорпорации или организации, у которых в уставном капитале есть доля государства, например «Росатом» или Сбербанк. Конкурс при приеме на места целевой квоты проводится отдельно. В этом случае за обучение платит государство. Заключение договоров по квоте распространено в медицинских вузах: доля от общего числа бюджетных мест в этой сфере — 70%, а порой и 100%.

Абитуриент или студент могут заключить договор о целевом обучении и с частной компанией или с ИП. Но в таком случае речь о квоте не идет, поступать придется по общему конкурсу. Заказчик обязуется поддерживать ученика, а вуз может и не знать, что у поступающего или студента есть с кем-то договор.

Надо ли возвращать деньги за учебу

Какой бы ни была причина ухода с целевого обучения — возможно, захотелось сменить сферу, — ответ на ваш вопрос зависит от двух вводных:

Похоже, учиться вы начали позже 2019 года, поэтому первую вводную пока исключим. Со второй возможны две ситуации.

Договор предполагал поступление в вуз по квоте целевого приема. Такой договор нельзя расторгнуть по соглашению сторон: гражданин несет ответственность за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении, если он отчислен из университета или расторг трудовой договор менее чем через три года по собственному желанию.

Студент обязан возместить и меры поддержки, указанные в договоре, и расходы государства на его учебу:

Договор не предполагал поступление в вуз по квоте целевого приема. В этом случае договор можно расторгнуть по соглашению сторон. Гражданин и заказчик должны сделать это письменно.

Из вопроса не совсем ясно, что стоит 36 000 Р : семестр обучения, или это стипендия за полгода, или что-то еще. Но если вы поступили не на целевые места, а по общему конкурсу, то и возмещать государству расходы на обучение не нужно. А компенсацию мер поддержки, если заказчик требует их возместить, урегулируйте с ним в частном порядке.

Договор был заключен до 30 марта 2019 года. На тот момент действовало постановление о порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении. Вопрос о расторжении договора по инициативе гражданина этот документ не регулировал, поэтому нужно смотреть на содержание конкретного договора о целевом обучении. В договоре может быть пункт о возмещении затрат на обучение при расторжении договора и сумма, которую надо вернуть.

Что в итоге

Если вы поступили в вуз после марта 2019 года на целевое место, то вы должны компенсировать заказчику те меры поддержки, что он вам оказывал. А образовательная организация выставит вам штраф за досрочное расторжение договора без уважительной причины. Стоимость обучения по договорам об оказании платных образовательных услуг тут значения не имеет.

Любой человек, который планирует заключить договор о целевом обучении с поступлением по квоте, должен быть готов к ответственности: такой договор нельзя расторгнуть по соглашению сторон. Если гражданин отказывается работать или учиться, то будет обязан и заказчику, и вузу.

Но для тех, кто точно уверен, что хочет работать по специальности и именно на этом месте, это хорошая возможность поступить в вуз в обход общего конкурса.

Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т⁠—⁠Ж отвечают

Источник

Целевая квота на обучение что это

Статья 71.1. Особенности приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования

(введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 337-ФЗ)

1. Право на прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты имеют граждане, которые в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона заключили договор о целевом обучении с:

1) федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

2) государственными и муниципальными учреждениями, унитарными предприятиями;

3) государственными корпорациями;

4) государственными компаниями;

5) организациями, включенными в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, формируемый в соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»;

6) хозяйственными обществами, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

7) акционерными обществами, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации;

8) дочерними хозяйственными обществами организаций, указанных в пунктах 4, 6 и 7 настоящей части;

9) организациями, которые созданы государственными корпорациями или переданы государственным корпорациям в соответствии с положениями федеральных законов об указанных корпорациях.

С 01.01.2022 ч. 1 ст. 71.1 дополняется п. 10 (ФЗ от 28.06.2021 N 221-ФЗ). См. будущую редакцию.

2. Квота приема на целевое обучение по специальностям, направлениям подготовки высшего образования, научным специальностям устанавливается с учетом потребностей экономики в квалифицированных кадрах и отраслевых особенностей.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Установление квоты приема на целевое обучение, утверждение порядка и сроков ее установления осуществляются:

4. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать квоту приема на целевое обучение по конкретным специальностям, направлениям подготовки высшего образования, научным специальностям с указанием перечня субъектов Российской Федерации, на территориях которых может быть трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования в пределах установленной квоты осуществляется по конкурсу, проводимому в соответствии с порядком приема, предусмотренным частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 08.06.2020 N 164-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В случаях неисполнения заказчиком целевого обучения обязательства по трудоустройству гражданина, принятого на целевое обучение в соответствии с частью 1 настоящей статьи, а гражданином обязательства по осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет наряду с ответственностью, предусмотренной частями 5 и 6 статьи 56 настоящего Федерального закона, заказчик целевого обучения или гражданин, принятый на целевое обучение в соответствии с частью 1 настоящей статьи, выплачивает организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой обучался гражданин, штраф в размере расходов федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, осуществленных на обучение гражданина, который направляется на финансовое обеспечение образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования. Порядок выплаты указанного штрафа, порядок и основания освобождения сторон договора о целевом обучении от его выплаты, порядок определения его размера и направления на финансовое обеспечение образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования, осуществляемой за счет средств федерального бюджета, устанавливаются Правительством Российской Федерации в положении о целевом обучении, а за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Действие ч. 7 ст. 71.1 не распространяется на правоотношения, возникшие из договоров о целевом обучении, заключенных до дня вступления в силу ФЗ от 08.06.2020 N 164-ФЗ (до 19.06.2020).

7. В случае, если заказчиком целевого обучения является организация, осуществляющая образовательную деятельность, в которой обучался гражданин, принятый на целевое обучение, при нарушении ею обязательства по трудоустройству такого гражданина расходы федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, осуществленные на его обучение, подлежат возмещению данной организацией в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. Срок возмещения указанных расходов, порядок и основания освобождения заказчика целевого обучения от их возмещения, порядок определения размера этого возмещения в федеральный бюджет устанавливаются Правительством Российской Федерации в положении о целевом обучении, указанном в части 6 настоящей статьи, а в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

(часть 7 введена Федеральным законом от 08.06.2020 N 164-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

Источник

Что изменилось в квоте на целевое обучение

Выбор регионов, в которых можно работать, стал значительно меньше

Целевое обучение дает возможность еще до поступления в вуз или в процессе учебы заключить договор с работодателем.

Работодатель гарантирует студенту трудоустройство, платит стипендию или поощряет его как-то иначе, а студент обязуется минимум три года работать на него по окончании университета.

Ежегодно Правительство РФ устанавливает квоту приема на целевое обучение по образовательным программам всех уровней высшего образования — от бакалавриата до аспирантуры. Квота — это процентная доля от всех бюджетных мест, по которой есть целевой набор на ту или иную специальность.

Источник: Распоряжение Правительства РФ № 3303-рPDF, 491 КБ

Как правило, изменения из года в год незаметны: долю мест увеличивают или незначительно сокращают. Но на 2022 год изменения значительные: сократилось количество регионов, которые можно выбрать для работы после целевого обучения, а целевых направлений на ординатуру стало больше — значит, шансов поступить на бюджет не в рамках целевого обучения теперь меньше.

Ординатура — последипломное образование у врачей, которое дает им право вести врачебную деятельность

Курс о больших делах

Коротко о целевом обучении

Целевое обучение — один из способов поступить в вуз в обход общего конкурса с большими баллами, для некоторых специальностей иногда единственный, кроме платного набора, как в случае с некоторыми направлениями ординатуры.

Подробно вопросы целевого обучения, например какой целевой договор считается действительным, я разбирала в другой статье.

Что изменилось

Изменились регионы трудоустройства и доли целевых мест.

Регионы. В распоряжении за 2020 год по большинству специальностей можно было трудоустроиться в любом субъекте страны — конкретные регионы были указаны для немногих специальностей.

Теперь ограничений больше. Например, поступающие на направление 50.03.01 «Искусства и гуманитарные науки» могут быть трудоустроены лишь в четырех регионах: Республика Тыва, Новгородская область, Орловская область и Еврейская автономная область. Хотя в прошлом году список не был ограничен. На направлении подготовки 01.03.05 «Статистика» осталось лишь два региона — Тульская область и Москва. В прошлом распоряжении их было 51.

Магистрам по лесозаготовлению (35.04.02 «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств») в этом году предлагают четыре региона для трудоустройства: Республика Бурятия, Республика Марий Эл, Республика Саха (Якутия) и Воронежская область против неограниченного списка прошлого года.

По-прежнему не запрещено учиться в одном регионе, устроиться на работу в другом, а регистрацию иметь в третьем. Но изменения означают, что студентам будет сложнее перебираться в столицу или крупные города: ведь придется отрабатывать три года в регионе, в котором был заключен договор — как правило, он подразумевает работу в том же месте.

Если же выпускник не хочет возвращаться, он может расторгнуть договор, но со штрафами: вузу нужно компенсировать расходы на обучение за все годы, а заказчику — всю материальную поддержку, например стипендию.

Количество направлений и мест по квоте. В перечень вошли направления, которых в прошлые годы не было, вроде промышленного рыболовства, изящных искусств и спорта. По некоторым направлениям квот или незначительно увеличилсь, или уменьшилсь.

Стоит обратить внимание, что для ординатуры на следующий год целевая квота в 100% установлена на 33 из 94 программ. Для нынешнего стопроцентной она была только на 22, на 2020 — на 48 специальностях, а на 2019 — на 12.

Квота в 100% означает, что на эту программу нельзя поступить иначе, кроме как заключить договор с заказчиком. Если вам интересна ординатура, лучше каждый год сверяться с распоряжением: возможно, в следующем году квоту в 100% снова увеличат. Нельзя точно сказать, по каким специальностям, ведь увеличения бывают довольно резкими, например с 33 до 100% для детской онкологии. Это и другие направления правительство считает дефицитными.

Источник

Целевая квота на обучение что это

Будущих врачей в России продолжат готовить преимущественно по целевому набору. Это обеспечит больницы и поликлиники новыми кадрами, а выпускникам даст гарантии трудоустройства. Квоты приёма на целевое обучение в вузах в 2021 году утвердил Председатель Правительства Михаил Мишустин.

Каждый год Правительство определяет, сколько процентов от общего числа бюджетных мест по каждой специальности отводится для целевиков. Они в свою очередь поступают в учебное заведение по направлениям будущих работодателей и учатся бесплатно. После получения диплома выпускник должен отработать не менее трёх лет в организации, которая его направила.

В предстоящем учебном году большинство бюджетных мест по медицинским специальностям останутся целевыми. В частности, по специальности «Лечебное дело» их доля составит 70%, по «Педиатрии» – 75% (специалитет), а по наиболее дефицитным направлениям ординатуры – 100%. В их числе – «Анестезиология», «Рентгенология», «Кардиология», «Пульмонология», «Неврология», «Оториноларингология», «Офтальмология», «Бактериология», «Инфекционные болезни».

Увеличить квоты на целевой набор по медицинским специальностям поручил Президент по итогам Послания Федеральному Собранию в 2020 году.

Среди других направлений самые большие квоты выделены для специальностей «Радиоэлектронные системы и комплексы», «Эксплуатация железных дорог», «Системы обеспечения движения поездов». Доля целевых бюджетных мест по ним составит 70%.

Ранее Михаил Мишустин утвердил новое положение о целевом обучении в колледжах и вузах. Оно вступает в силу 1 января и устанавливает ответственность для образовательных организаций, которые направляют абитуриентов на целевое обучение, а после обязуются взять их к себе на работу. В случае отказа в трудоустройстве такие организации будут возмещать бюджету расходы на обучение целевика.

Сейчас эти нормы действуют для всех организаций, которые направляют абитуриентов на учёбу, за исключением образовательных. С нового года единые требования будут действовать для всех.

Кроме того, по новым правилам количество бюджетных мест на целевое обучение, выделяемое регионам, будет согласовываться с органами государственной власти субъектов. Эта норма принята также по поручению Президента.

Источник

Минобрнауки России от 09.07.2019 N МН-3.6/3890 «Об организации приема на целевое обучение»

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

от 9 июля 2019 г. N МН-3.6/3890

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИЕМА НА ЦЕЛЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ

Квота приема на целевое обучение устанавливается по специальностям, направлениям подготовки высшего образования, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, в пределах контрольных цифр приема на обучение по специальностям, направлениям подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной год, в котором осуществляется прием на целевое обучение, посредством определения доли мест для приема на целевое обучение в общем количестве бюджетных мест (процентов).

Квота приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2019 год установлена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2019 г. N 979-р.

В соответствии с Постановлением федеральный государственный орган на основе квоты приема на целевое обучение, установленной Правительством Российской Федерации, вправе распределить общее количество мест по специальности, направлению подготовки, предусмотренных в рамках квоты приема на целевое обучение подведомственным организациям, по специальности, направлению подготовки с установлением количества мест для приема на целевое обучение в конкретные подведомственные организации.

Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в рамках реализации полномочий, предоставленных Постановлением, осуществлено распределение количества мест по специальностям, направлениям подготовки для приема на целевое обучение в конкретные подведомственные организации.

Информация о распределении количества мест по специальностям, направлениям подготовки для приема на целевое обучение в конкретные подведомственные организации доведена до образовательных организаций высшего образования письмом от 31 мая 2019 г. N МН-3/859.

При этом количество мест для приема на целевое обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в осуществляющих образовательную деятельность организациях, находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, по специальностям, направлениям подготовки, не указанным в письме от 31 мая 2019 года N МН-3/859, на 2019 год определяется данными организациями в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2019 г. N 979-р.

При выделении количества мест для приема на целевое обучение в соответствии с количеством мест для приема на целевое обучение, распределенных учредителем, либо квотой приема на целевое обучение, установленной Правительством Российской Федерации, образовательная организация при необходимости самостоятельно распределяет места между образовательными программами, выделяемыми в рамках специальностей, направлений подготовки, по которым установлена квота приема на целевое обучение.

Заказчиками целевого обучения могут выступать:

а) федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления;

б) государственные и муниципальные учреждения, унитарные предприятия;

в) государственные корпорации;

г) государственные компании;

д) организации, включенные в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, формируемый в соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»;

е) хозяйственные общества, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

ж) акционерные общества, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации;

з) дочерние хозяйственные общества организаций, указанных в пунктах 4, 6 и 7 части 1 статьи 71.1 Федерального закона;

и) организации, которые созданы государственными корпорациями или переданы государственным корпорациям в соответствии с положениями федеральных законов об указанных корпорациях.

При этом, в соответствии с пунктом 46 Положения о целевом обучении, договор о целевом обучении с гражданином, поступающим на обучение по образовательной программе в пределах квоты приема на целевое обучение, должен предусматривать условие поступления гражданина на целевое обучение в пределах квоты приема на целевое обучение. В ином случае гражданин может поступать на обучение только на общих основаниях.

Таким образом, допуск поступающего к участию в конкурсе на места в пределах целевой квоты осуществляется на основании договора о приеме на целевое обучение.

Поступающий при подаче заявления о приеме представляет копию договора о целевом обучении, заверенную заказчиком, или незаверенную копию договора о целевом обучении с предъявлением его оригинала.

При приеме документов граждан, желающих поступать на обучение в рамках квоты приема на целевое обучение, образовательным организациям следует учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации («Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ) договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В соответствии с Федеральным законом существенными условиями договора о целевом обучении являются:

1) обязательства заказчика целевого обучения:

а) по организации предоставления и (или) предоставлению гражданину, заключившему договор о целевом обучении, в период обучения мер поддержки, включая меры материального стимулирования, оплату дополнительных платных образовательных услуг, оказываемых за рамками образовательной программы, осваиваемой в соответствии с договором о целевом обучении, предоставление в пользование и (или) оплату жилого помещения в период обучения, и (или) других мер;

б) по трудоустройству гражданина, заключившего договор о целевом обучении, не позднее срока, установленного договором о целевом обучении, с указанием места осуществления трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией;

2) обязательства гражданина, заключившего договор о целевом обучении:

а) по освоению образовательной программы, указанной в договоре о целевом обучении (с возможностью изменения образовательной программы и (или) формы обучения по согласованию с заказчиком целевого обучения);

б) по осуществлению трудовой деятельности в течение не менее трех лет в соответствии с полученной квалификацией с учетом трудоустройства в срок, установленный таким договором.

Таким образом, при отсутствии в представленном поступающем договоре вышеуказанных существенных условий данный договор считается не заключенным, а следовательно, не может являться основанием участия поступающего в конкурсе на места в пределах целевой квоты.

Договором о приеме на целевое обучение также устанавливается период времени, до истечения которого гражданин обязан заключить трудовой договор с заказчиком или организацией-работодателем после отчисления гражданина в связи с получением образования (завершением обучения) из организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 14 Положения о целевом обучении).

Форма (формы) обучения, наименование организации (организаций), осуществляющей образовательную деятельность, в которой (в одной из которых) гражданин должен освоить образовательную программу, уровень общего образования, на базе которого должно осуществляться освоение образовательной программы среднего профессионального образования и направленность (профиль) образовательной программы (образовательных программ) указываются по решению заказчика (пункт 6 Положения о целевом обучении).

В соответствии с Порядком приема образовательная организация осуществляет проверку достоверности сведений, указанных в заявлении о приеме, и подлинности поданных документов, а следовательно, и несет ответственность за достоверность соответствующих документов. При проведении указанной проверки организация вправе обращаться в соответствующие государственные информационные системы, государственные (муниципальные) органы и организации.

Кроме того, организация, осуществляющая образовательную деятельность, в месячный срок после зачисления гражданина на целевое обучение в пределах квоты приема на целевое обучение обязана направить заказчику уведомление в письменной форме о приеме гражданина на целевое обучение (пункт 46 Положения о целевом обучении).

После завершения Приемной кампании Департаментом будет проведен мониторинг приема на целевое обучение, в рамках которого будут рассмотрены и вопросы наличия в представленных договорах обязательств заказчика по организации предоставления и (или) предоставлению гражданину, заключившему договор о целевом обучении, в период обучения мер поддержки, включая меры материального стимулирования, оплату дополнительных платных образовательных услуг, оказываемых за рамками образовательной программы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *