Церковь спаса преображения что на песках
Преображение на Песках
Запечатленный на знаменитой картине храм пережил нашествие Наполеона, пожары и разорение, был закрыт и переоборудован под мультипликационную студию, однако трудами и молитвами наших современником вновь возродился.
Недалеко от квартиры А.С. Пушкина на Арбате находится храм Спаса Преображения Господня. Его история восходит еще к 1642 году, когда на этом месте, называемом за своеобразие почв «Пески», стрельцы построили деревянную церковь. После ликвидации стрелецкого войска Петром I после стрелецких бунтов конца XVII века новыми прихожанами храма стали дворяне, мещане и купцы.
Ранее 1711 года по проекту неизвестного архитектора был построен дошедший до нас каменный храм, внешний облик которого почти полностью совпадает с возведенным в то же время храмом Петра и Павла в Лефортово. Их архитектурные формы характерны для середины XVII века, когда стиль барокко еще не стал господствующим: четырехгранная форма (четверик), пятиглавие, украшение одним ярусом декоративных кокошников на стенах и шатровое завершение колокольни. Более примечательным внешний облик храма Спаса Преображения делают килеобразные кокошники в основаниях барабанов глав, а также планировка, объединяющая колокольню, трапезную и сам храм.
Трагической страницей в истории Спаса Преображения на Песках стало нашествие Наполеона. Пожар, разгоревшийся после со входом в Москву захватчиков, уничтожил кровли и соседние дома. Кроме того, французские солдаты нанесли большой урон внутреннему убранству церкви, забрали богослужебную утварь. Пока город заново отстраивался после пожара, значительно сократившееся число прихожан сильно пострадавшего храма пришлось приписать к церкви Живоначальной Троицы на Арбате. После восстановления и освящения престолов в 1815–1817 годах храму Спаса Преображения на Песках была возвращена самостоятельность. Число прихожан в это время составило более 400 человек.
В 1877 году изображение храма вошло в историю русской живописи – его запечатлел Василиий Дмитриевич Поленов. Сохранившая ушедший облик города картина «Московский дворик» принесла славу художнику, сумевшему вложить в нее столько любви к жизни, наполнить радостью и светом. В тот год В.Д. Поленов переехал из Санкт-Петербурга в Москву и во время поиска квартиры зашел в дом, из окна которого ему и представился вид, изображенный на картине. Там же художник написал с натуры первоначальный вариант своего полотна: храм на нем более отдален от зрителя, ныне несохранившийся дом с колоннами (также известный по картине «Бабушкин сад») сильнее затенен деревьями, нет людей. Доработанное художником произведение – своеобразный символ простоты и благочестия московской жизни того времени, как известно, и приобрел для своей коллекции П.М. Третьяков.
В 1891 году храм Спаса Преображения был обнесен новой оградой с внушительными воротами, которые и сегодня служат парадных входом в храм. Севернее храма была построена ризница. На средства Сергея Петровича Тургенева, жившего на Спасо-Песковской площади в доме, где его навещал знаменитый двоюродный брат И.С. Тургенев, обновили главный придел храма, выстроили здание церковной библиотеки и церковно-приходскую школу.
В конце XIX века колокольня церкви Спаса Преображения стала одной из немногих известных нам сейчас колоколен, где в колокола звонил виртуоз, теоретик русского колокольного звона Константин Константинович Сараджев. Образ этого обладателя уникального музыкального слуха увековечен в статье и книге Анастасии Цветаевой «Сказ о звонаре московском» и «Мастер волшебного звона».
После прихода к власти большевиков храм какое-то время оставался открытым. Его настоятелем в то время был отец Сергий Успенский (старший). Родом из Сергиева Посада, он после окончания Духовной академии был назначен служить в храм Спаса Преображения на Песках, где и провел около 30 лет жизни.
Последним настоятелем храма Спаса Преображения на Песках был племянник отца Сергия – протоиерей Сергий Михайлович Успенский, ставший одним из тысяч расстрелянных на Бутовском полигоне близ Москвы в 1937 году. Решением Архиерейского Собора протоиерей Сергий Успенский (младший) ныне прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских.
Закрытый в 1933 году храм использовали под нужды советских организаций. Пострадал внешний облик церкви, были уничтожены настенные росписи, возведены перегородки, разделившие главный придел на два этажа. С 1956 года в здании размещалось кукольное отделение студии «Союзмультфильм».
Трудное дело восстановления святыни было по достоинству оценено приснопамятным Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, посетившим храм 30 апреля 2005 года, в день Великой субботы. В 2006 году он возглавил великое освящение храма.
5 февраля 2012 года, в праздник Собора новомученников и исповедников Российских, Божественную литургию в церкви Спаса Преображения на Песках совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Сегодня в храме находятся иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», «Знамение», образа Преображения Господня, святителя Николая в житии, священномученика Сергия Успенского, иконы с частицами святых мощей святителей Тихона Задонского, Митрофана Воронежского и другие.
Пережив пожары и войны, разорение и осквернение, храм Спаса Преображения на Песках продолжает свою жизнь на радость верующим. Здесь вновь служат Господу и помогают всем, кто приходит в церковь.
Храм Преображения Господня на Песках
Братья и сестры!
В связи со сложной эпидемиологической обстановкой для многих прихожан посещение нашего храма стало затруднительным, однако осознавая в это непростое время особую потребность в церковной молитве, богослужения в храме продолжаются совершаться. Если вы желает оставить свои поминовения на богослужениях, по благословению настоятеля вы можете подать свои записки через интернет.
Для этого отправьте свои записки на электронную почту trebi.peski@mail.ru с указанием своего имени и желаемой даты поминовения, согласно с расписанием богослужений. В ответ на ваше письмо вам будет дан ответ о принятии вашей записки. Убедительная просьба отправлять свои записки заранее, чтобы они могли быть распечатаны и включены в список поминовения за богослужением.
Свои пожертвования вы можете оставлять на карту Сбербанка 2202 2004 4244 7908, а также найдя карту по номеру телефона 89161713388. Пожалуйста, прикрепляйте к переводу сообщение с указанием вашего имени и даты подачи поминовения.
Напоминаем вам, что Православная Церковь совершает поминовение исключительно крещенных в Православии людей, также не совершаются поминовения окончивших свою жизнь самоубийством.
Благодарим вас за помощь нашему приходу! Храни вас Бог!
МОСКОВСКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ХРАМ НА ПЕСКАХ
Московский Преображенский храм на Песках |
Московский Преображенский храм на Песках («Спасопесковский»)
Местность, в которой построена церковь, в XVII веке называлась «Пески» из-за песчаной почвы. Основан храм Спаса на Песках стрельцами, поселившимися здесь в царствование Михаила Феодоровича. Стрельцов расселяли по полкам, и их слободы тянулись кольцом вдоль укреплений Земляного города – окраинной части Москвы, защищенной земляной крепостью. Обычно в центре стрелецкой слободы была площадь с Приказной избой, где находилось управление и снаряжение полка. Подле Приказной избы располагались стрелецкая караульня и церковь с кладбищем, существовавшая здесь уже в 1639 году.
Название слободы, а соответственно и название местоположения храма определялось по имени начальника стрелецкого приказа, т.е. полка. Поэтому в разное время слобода называлась по разному, например, в 1643 году церковь значилась «в Филиппове приказе Оничкова», а в 1657 году – «в Стрелецкой слободе, в Тимофееве приказе Полтева». В 1657 году церковьбыла еще деревянной. Стрельцы в Москве обладали привилегиями – правом беспошлинной торговли, избавлением от общегородских повинностей. Поэтому стрелецкая слобода была зажиточной, и многие «стрелецкие» храмы стали каменными уже в середине XVII века.
Время сооружения каменного храма Преображения Господня точно неизвестно. В 1723 году, при составлении переписи московских церквей, он считался построенным «изстари», т. е. давно.
В 1743 г. была перестроена трапезная.
Храм восстанавливался после московского пожара 1752 года, когда на нем погорели кровли.
В 1763 году в трапезной был устроен новый придел во имя Архистратига Михаила.
При пожаре 1812 года в храме обгорели кровли, были осквернены и сломаны Святые престолы, расхищена богослужебная утварь. Сгорели 18 приходских дворов и 5 домов клириков храма. «За малоприходством и невозможностью служить» Преображенскую церковь временно приписали к соседней церкви Живоначальной Троицы на Арбате.
В 1814 году храм был восстановлен. В 1815-1817 годах были заново освящены престолы храма.
В 1836 году был произведен очередной ремонт вновь обветшавшего храма.
В 1849 году была возведена каменная ограда. Напротив главного входа поставили парадные ворота. Позже в 1891 году они были соединены с колокольней притвором и превратились в главный портал церкви.
В начале 1890-х годов художник А.М. Варламов заново прописал стенопись храма, известный иконописец М.И. Дикарев обновил храмовые образы. Была позолочена центральная глава, оштукатурены и покрашены стены, устроено духовое отопление.
К концу XIX века приход значительно вырос – число прихожан достигло 816 человек.
В 1919 году от имени прихожан Спасо-Песковской церкви было составлено заявление в Совет Народных Комиссаров об оскорблении религиозных чувств русского народа, вызванное вскрытием святых мощей и глумлением над ними. Вскоре, в 1919 году настоятель храма протоиерей Сергий Успенский был арестован вместе с А.Ф. Самариным и обвинен в организации активного сопротивления новой власти. Его приговорили к 15-ти годам тюремного заключения, но затем амнистировали.
В апреле 1922 года под предлогом помощи голодающим Поволжья из церкви были изъяты все значимые предметы из драгоценных материалов – сосуды, ризы, кресты и проч.
В 1933 году храм был закрыт и опустошен. В течение нескольких десятилетий его приспосабливали под нужды различных советских организаций – его разгораживали многочисленными перегородками, уничтожали настенные росписи. После войны храм был объявлен памятником архитектуры.
С 1956 года в храме находилось кукольное отделение студии «Союзмультфильм». Главный придел был разделен на два этажа, алтарь превращен в столярную мастерскую.
В 1960-е годы происходила архитектурная реставрация храма, при которой был восстановлен внешний облик храма.
В 1991 году решением московского правительства храм была передан Церкви. Началось противостояние с прежним арендатором, закончившееся лишь 1 декабря 1993 года. Первым для совершения богослужений был освобожден придел святителя Николая (освящен 18 августа 1993), и только в 1995 году церковь Спаса на Песках была полностью избавлена от арендаторов.
К Рождеству Христову 2004 года была закончена роспись храма.
24 декабря 2006 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил чин великого освящения и Божественную литургию в обновленном храме Спаса Преображения на Песках.
Храм запечатлен на известной картине В.Д. Поленова «Московский дворик».
Святыни
Чтимые иконы Божией Матери «Нечаянная радость» и «Знамение», иконы Преображения Господня, свт. Николая в житии, свт. Тихона Задонского с частицей мощей и др.
Храм Спаса Преображения на Песках
Московский дворик
Церковь Спаса Преображения на Песках получила имя по характеру грунта в этих местах. А уже от нее появились названия Спасопесковского переулка и Спасопесковской площади.
Храм Спаса на Песках построили в 1640-х годах стрельцы из государевых слобод на Арбате.
Сначала церковь была деревянной, а в 1706-1711 годах ее перестроили в камне. Одновременно у храма Спаса на Песках появилась копия в Лефортово — храм Петра и Павла на Солдатской улице. Или обе церкви построили по типовому проекту, или арбатский храм стал примером для подражания. А в 1846 году церковь получила готическую ограду, от которой сохранились только ворота.
Храм Спаса Преображения на Песках впечатлял современников. Его в 1877 году живший неподалеку В.Д. Поленов изобразил на картине «Московский дворик». Один из вариантов полотна художник подарил И.С. Тургеневу. Писатель увез картину с собой во Францию и не расставался с ней. Умирая, Тургенев просил расположить картину так, чтобы ее можно было видеть. Она напоминала ему о доме.
Спасопесковский храм закрыли в 1933 году. Его настоятель отец Сергий Успенский перешел в церковь Николая Чудотворца на Щепах, но его арестовали и расстреляли на Бутовском полигоне.
С окончанием советской власти мастерские выселили, церковь Спаса на Песках отремонтировали и освятили вновь. Правда, очевидцы уверяют, что мультипликаторов из храма просто выгнали, а кукол из собиравшегося десятилетиями музея выкинули и сожгли.
galik_123
Наводы
В.Д. Поленов. Московский дворик, 1877. Третьяковская галерея
Церковь Николая Чудотворца в Плотниках, 1881
Спасопреображенский храм был построен в 1711 году. Ранее на этом месте находилась деревянная церковь стрелецкой слободы, известная с 1642 года.
Во время пожара 1812 года кровля частично обгорела, а церковь была разграблена мародёрами. Но спустя два года храм восстановили.
В 1849 году была сооружена церковная ограда. В 1891 году церковные ворота, сооружённые в стиле псевдоготики, были соединены с колокольней притвором и стали главным порталом церкви.
Этот традиционный московский пятиглавый храм с шатровой колокольней стал одним из последних, завершенных до введённого Петром I запрета на каменное строительство.
Архитектура храма характерна для московских церквей конца XVII века. Четверик (основной объём) с пятиглавием и шатровую колокольню соединяет низкая трапезная. Приделы храма расположены несимметрично. Это классический образец московской посадской церкви рубежа XVII-XVIII веков.
Элементы декора церкви соответствуют духу XVII века
Спасопесковский храм закрыли в 1933 году. Здание церкви отдали под мастерские «Союзмультфильма». В 1991 году распоряжением Правительства Москвы храм был передан Патриархии.