Цим смгс что это
СМГС и ЦИМ
В настоящее время на территории стран, формирующих евроазиатсвую транспортную систему, применяются 2 самостоятельные системы международного транспортного права, регламентирующие деятельность в области ж.д. перевозок.
1 СМГС – система права, основанная на Соглашении о международном железнодорожном грузовом сообщении, заключённом между министерствами, ведомствами, железными дорогами-членами организации сотрудничества железных дорог (далее ОСЖТ).
СМГС было заключено 1 ноября 1951 года.
Действующий вариант от 1 июля 2006 года.
Азербайджан, Албания, Белоруссия, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Грузия, Иран, Казахстан, Китай, КНДР, Киргизия, Латвия, Литва, Молдавия, Монголия, Польша, РФ, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Эстония.
СМГС и ЦИМ – это правовые системы.
КОТИФ – конвенция о международных ж.д. перевозках.
ЦИМ – единые правовые предписания к договору о международной ж.д. перевозке грузов.
ЦИМ появился с МГК. В 1890 году была принята Бернская конвенция о международных перевозках грузов – МГК.
МГК вступило в действие 1 января 1893 года. В неё входило 9 стран (включая Россию). Там определялась форма железнодорожной накладной.
Последняя редакция была принята в 70-х годах. Очередная Бернская конференция по пересмотру МГК и МПК прошла в 80 году, и имена она получила название КОТИФ. Вступила в действие 1 мая 1985 года. Последняя встреча прошла в 2006 году в Вильнюсе. В настоящее время участниками конвенции являются 39 государств Европы, Азии и Африки.
С 2005 года Украина участвует в КОТИФ отдельными участками железных дорог колеи 1435мм. Есть несколько стран, участвующих и в СМГС и в КОТИФ (Албания, Болгария, Иран, Литва и Польша). В отличие от СМГС, которое является межведомственным международным договором, страны-участницы КОТИФ составляют «межправительственную организацию ОТИФ» – юридическое лицо со штаб-квартирой в Берне.
Конвенция содержит ряд единых правил, предписания которых являются основными регуляторами отношений, связанных с международной железнодорожной перевозкой. ЦИМ – это приложение к соглашению.
Основных проблем, связанных с существованием 2-х система права существует три:
1) СМГС и ЦИМ не являются преемственными системами – их невозможно объединить в одну систему, так как они построены по различным правовым принципам и правилам. Например, в отличие от ЦИМ, СМГС имеет обязательную силу для железных дорог, участвующих в соглашении (не просто для железных дорог но и для всех участников транспортного процесса. Различия касаются применения нормативных актов, условий договора перевозки, правил оплаты услуг, предъявления претензий и исков и т.д.
2) Позиция железнодорожных администраций государств. Было запущено соглашение о международных железнодорожных грузовых перевозках между Россией, Белоруссией и Германией транзитом по территории Польши. в 1998 году и был утверждён международный железнодорожный тариф,. который предусматривает что на территории России, Украины и Белоруссии будет действовать договор СМГС, а на территории Германии и Польши будет действовать договор ЦИМ.
3) В настоящее время Россия не готова присоединиться в КОТИФ. РЖД не граничат с государствами которые применяют только эту систему. Чиновники понимают, что изменение международных норм повлечёт за собой приведение в соответствие внутренних норм и правил. Необходимо будет переработать Устав, правила перевозок и другие акты.
В этой ситуации оформление международных грузовых перевозок между двумя правовыми системами может реализовываться двумя способами: или через системы переоформления перевозочных документов (накладных) на пограничных станциях СГМС-ЦИМ или через создание единого документа, который будет признан обеими правовыми системами. Сегодня возможны оба подхода, но чаще применяется первый способ. Для переоформления документов должно совпасть несколько условий.
· у дороги должно быть такое право
· только на пограничной станции
· должен существовать нормативный документ.
Перевозки грузов производятся между всеми станциями, открытыми для выполнения грузовых операций во внутренних сообщениях стран, железные дороги которых участвуют в СМГС. На условиях СМГС производится перевозка грузов в прямом международном грузовом сообщении по накладным СМГС и только по сети железных дорог-участниц соглашения. Это соглашение имеет обязательную силу для железных дорог, отправителей и получателей грузов и действует независимо от государственной принадлежности сторон договора перевозки.
СМГС не применяется к перевозкам грузов:
1) Если станции отправления и назначения находятся в одной и той-же стране и перевозки производятся по территории другой страны только транзитом в поездах железной дороги страны отправления. Тариф рассчитывается по прейскуранту 10-01.
2) Между станциями двух стран транзитом по территории третьей страны в поездах железных дорог страны отправления или назначения.
3) Между станциями, расположенными в двух соседних странах в том случае, когда перевозки на всём пути следования производятся в поездах железной дороги одной страны в соответствии с внутренними правилами, действующими на этой железной дороге.
Когда нужна накладная СМГС и как она оформляется
Для международных перевозок железнодорожным транспортом предусмотрен особый документ, который называется СМГС. Он является основным перевозочным регламентом, декларирует отношения между грузоотправителем и руководством железной дороги.
О документе
Накладная СМГС – это международный документ, который регулирует все операции с грузом при транспортировке его железной дорогой. Регламент действует с 01.11.1951 года, постоянно уточняется и дополняется. Принцип его работы похож на карнет ATA.
Соглашение актуально только между его участниками, по такому документу работают следующие государства: Азербайджан, Беларусь, Болгария, Грузия, Вьетнам, Китай, КНДР, Латвия, Молдова, Литва, Украина, Польша, Россия, Эстония, Узбекистан и другие.
Договор был создан как единый регламент в вопросах регулирования взаимоотношений между железными дорогами государств, которые подписали соглашение. В нем указаны взаимные обязанности и права сторон, пути урегулирования претензий, меры при невыполнении норм.
Важно знать! В европейских странах, в которых не действует регламент СМГС, используется другое международное соглашение, которое получило сокращенное название КОТИФ. Поэтому при транспортировке в Европу происходит переоформление международных железнодорожных накладных на пограничных пунктах.
Цели и задачи СМГС
Соглашение призвано облегчить документооборот при пересечении границы железнодорожным транспортом. В СМГС были оговорены следующие основополагающие моменты.
Грузы, транспортируемые по железным дорогам через две или более стран, проводятся по одному перевозочному документу. Он имеет статус международной перевозки.
Разделяют прямые и смешанные процедуры. Первые осуществляются только железной дорогой, во вторых могут участвовать другие виды транспорта.
Тип сообщений дифференцируют на перегрузочные и бесперегрузочные. В первом случае товар перегружается из вагона одной колеи в вагоны другой. Во втором случае транспортировке подлежат сами кузова вагонов без перекладывания товара.
Бесперегрузочные сообщения используют при совпадении формата железнодорожного полотна.
Всем участникам договора следует знать, что условия транспортировки императивны: они не подлежат трансформации ни со стороны железных дорог, ни со стороны других участников договора.
Какие сведения содержит накладная
Железнодорожная накладная оформляется на стандартных бланках. Как правило, заполнение происходит на двух языках. Ее выписывает грузоотправитель или экспедитор, получает грузополучатель. Документ заверяется перевозчиком, который обязательно ставит штемпель на дубликате и оригинале. Один экземпляр остается у отправителя, второй перемещается вместе с грузом.
Содержание включает следующую информацию:
наименование пункта назначения;
наименование пограничных станций;
информация об оплате за перевозку;
объявленная ценность транспортируемого товара.
Заполнение документа выполняется строго по инструкции, ее предоставляет компания, ведущая перевозки.
Что входит в СМГС
Международная накладная СМГС – это комплексный документ, он состоит из пяти листов, каждый из которых имеет свое название и регламент пользования.
Оригинал накладной. Здесь указывается вся базовая информация о грузе, документ сопровождает товар по пути следования и выдается получателю вместе с грузом.
Дорожная ведомость. Количество документов определяется числом дорог, которые участвуют в транспортировке.
Дубликат накладной. Документ, повторяющий информацию оригинала, остается на руках у отправителя, является подтверждением оформления груза. Обязательно заверен грузоперевозчиком.
Лист передачи груза. Бумага сопровождает товар до конечной точки, изымается на дороге назначения.
Уведомление о прибытии груза, документ, которым грузополучатель извещается о прибытии товара. Вместе с этим листом грузополучатель получает оригинал накладной.
Важно знать! По регламенту в комплекте с накладной СМГС обязательно должны идти сопровождающие документы, а именно спецификации, упаковочные листы, сертификаты и другие.
Какие графы входят в документ
Если смотреть образец накладной СМГС, то видно, что каждый из листов пронумерован и указано его название. Оформлять документы можно вручную или на принтере. На каждом листе присутствует 119 граф, которые заполняются в зависимости от ситуации. Наиболее значимыми являются:
информация об отправителе;
информация о получателе;
перечень сопровождающих документов;
место приема груза;
коммерческие условия транспортировки;
технические характеристики груза (масса, ценность, наименование, информация об упаковке).
Также в документе присутствуют графы, которые заполняют представители таможенных структур и перевозчики, участвующие в транспортировке. Бумаги заверяются подписью отправителя и получателя, отдельная графа предусмотрена для отметок о платежах. Каждый лист заверяется штемпелем железнодорожной станции.
Что будет за недостоверные сведения в документе
Данные, представленные в договорной накладной СМГС с перевозчиком, должны соответствовать действительным. На их основании проводятся расчет стоимости перевозки, таможенное оформление. При указании недостоверной информации виновник может получить штраф или неустойку. Норма регламентируется следующими законодательными актами:
В зависимости от выявленного нарушения устанавливается размер неустойки, как правило, он кратен размеру провозной платы.
Накладная необходима для беспрепятственного пересечения границ между странами, которые участвуют в СМГС. Очевидно, что заполнение бумаги является частью успешного таможенного оформления при пересечении границы.
Выводы
Оформление таких международных документов как СМГС требует опыта и знания законодательных тонкостей. Таможенный брокер компании «Калипсо» поможет в подготовке информации и грамотном заполнении бланков.
Цим смгс что это
Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 июля 2021 года)
Правила перевозок опасных грузов (приложение 2 к СМГС по состоянию на 1 июля 2021 года)
Правила перевозок опасных грузов (Том I)
Правила перевозок опасных грузов (Том II)
Правила перевозок опасных грузов (Том III)
Перечень нормативно-технических документов, которые дополнительно применяются в целях выполнения требований приложения 2 к СМГС (по состоянию на 1 июля 2021 г.)
Технические условия размещения и крепления грузов (приложение 3 к СМГС по состоянию на 1 июля 2021 года)
Технические условия размещения и крепления грузов (Том I)
Технические условия размещения и крепления грузов (Том II)
Руководство по накладной ЦИМ/СМГС (приложение 6 к СМГС по состоянию на 1 июля 2021 года)
Руководство по накладной ЦИМ/СМГС
Приложения к руководству по накладной ЦИМ/СМГС
Приложение 1. Список членов ЦИТ и участников СМГС, применяющих настоящее Руководство, и маршруты
Приложение 2. Пояснения по заполнению накладной ЦИМ-СМГС
Приложение 3. Список мест переотправок
Приложение 5. Образец накладной ЦИМ-СМГС
Приложение 5.1. Образец дополнительного экземпляра дорожной ведомости накладной ЦИМ-СМГС
Приложение 7.1. Пояснения по заполнению и содержанию ведомости вагонов ЦИМ-СМГС
Приложение 7.2. Образец ведомости вагонов ЦИМ-СМГС
Приложение 7.3. Пояснения по применению и содержанию ведомости контейнеров ЦИМ-СМГС
Приложение 7.4. Образец ведомости контейнеров ЦИМСМГС
Приложение 7.5. Порядок действий при отцепке вагонов или контейнеров от группы вагонов контейнеров, перевозимых по одной н
Приложение 8. Пояснения по оформлению коммерческого акта ЦИМ-СМГC
Приложение 8.1. Образец коммерческого акта ЦИМ-СМГС
Приложение СИ. Оформление коммерческого акта ЦИМ-СМГС
СМГС и ЦИМ
В настоящее время на территории стран, формирующих евроазиатсвую транспортную систему, применяются 2 самостоятельные системы международного транспортного права, регламентирующие деятельность в области ж.д. перевозок.
1 СМГС – система права, основанная на Соглашении о международном железнодорожном грузовом сообщении, заключённом между министерствами, ведомствами, железными дорогами-членами организации сотрудничества железных дорог (далее ОСЖТ).
СМГС было заключено 1 ноября 1951 года.
Действующий вариант от 1 июля 2006 года.
Азербайджан, Албания, Белоруссия, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Грузия, Иран, Казахстан, Китай, КНДР, Киргизия, Латвия, Литва, Молдавия, Монголия, Польша, РФ, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Эстония.
СМГС и ЦИМ – это правовые системы.
КОТИФ – конвенция о международных ж.д. перевозках.
ЦИМ – единые правовые предписания к договору о международной ж.д. перевозке грузов.
ЦИМ появился с МГК. В 1890 году была принята Бернская конвенция о международных перевозках грузов – МГК.
МГК вступило в действие 1 января 1893 года. В неё входило 9 стран (включая Россию). Там определялась форма железнодорожной накладной.
Последняя редакция была принята в 70-х годах. Очередная Бернская конференция по пересмотру МГК и МПК прошла в 80 году, и имена она получила название КОТИФ. Вступила в действие 1 мая 1985 года. Последняя встреча прошла в 2006 году в Вильнюсе. В настоящее время участниками конвенции являются 39 государств Европы, Азии и Африки.
С 2005 года Украина участвует в КОТИФ отдельными участками железных дорог колеи 1435мм. Есть несколько стран, участвующих и в СМГС и в КОТИФ (Албания, Болгария, Иран, Литва и Польша). В отличие от СМГС, которое является межведомственным международным договором, страны-участницы КОТИФ составляют «межправительственную организацию ОТИФ» – юридическое лицо со штаб-квартирой в Берне.
Конвенция содержит ряд единых правил, предписания которых являются основными регуляторами отношений, связанных с международной железнодорожной перевозкой. ЦИМ – это приложение к соглашению.
Основных проблем, связанных с существованием 2-х система права существует три:
1) СМГС и ЦИМ не являются преемственными системами – их невозможно объединить в одну систему, так как они построены по различным правовым принципам и правилам. Например, в отличие от ЦИМ, СМГС имеет обязательную силу для железных дорог, участвующих в соглашении (не просто для железных дорог но и для всех участников транспортного процесса. Различия касаются применения нормативных актов, условий договора перевозки, правил оплаты услуг, предъявления претензий и исков и т.д.
2) Позиция железнодорожных администраций государств. Было запущено соглашение о международных железнодорожных грузовых перевозках между Россией, Белоруссией и Германией транзитом по территории Польши. в 1998 году и был утверждён международный железнодорожный тариф,. который предусматривает что на территории России, Украины и Белоруссии будет действовать договор СМГС, а на территории Германии и Польши будет действовать договор ЦИМ.
3) В настоящее время Россия не готова присоединиться в КОТИФ. РЖД не граничат с государствами которые применяют только эту систему. Чиновники понимают, что изменение международных норм повлечёт за собой приведение в соответствие внутренних норм и правил. Необходимо будет переработать Устав, правила перевозок и другие акты.
В этой ситуации оформление международных грузовых перевозок между двумя правовыми системами может реализовываться двумя способами: или через системы переоформления перевозочных документов (накладных) на пограничных станциях СГМС-ЦИМ или через создание единого документа, который будет признан обеими правовыми системами. Сегодня возможны оба подхода, но чаще применяется первый способ. Для переоформления документов должно совпасть несколько условий.
· у дороги должно быть такое право
· только на пограничной станции
· должен существовать нормативный документ.
Перевозки грузов производятся между всеми станциями, открытыми для выполнения грузовых операций во внутренних сообщениях стран, железные дороги которых участвуют в СМГС. На условиях СМГС производится перевозка грузов в прямом международном грузовом сообщении по накладным СМГС и только по сети железных дорог-участниц соглашения. Это соглашение имеет обязательную силу для железных дорог, отправителей и получателей грузов и действует независимо от государственной принадлежности сторон договора перевозки.
СМГС не применяется к перевозкам грузов:
1) Если станции отправления и назначения находятся в одной и той-же стране и перевозки производятся по территории другой страны только транзитом в поездах железной дороги страны отправления. Тариф рассчитывается по прейскуранту 10-01.
2) Между станциями двух стран транзитом по территории третьей страны в поездах железных дорог страны отправления или назначения.
3) Между станциями, расположенными в двух соседних странах в том случае, когда перевозки на всём пути следования производятся в поездах железной дороги одной страны в соответствии с внутренними правилами, действующими на этой железной дороге.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Документ на две системы
Грузоотправителей агитируют в пользу унифицированной накладной
Применение единой накладной ЦИМ/СМГС в рамках коридоров |
Железнодорожные администрации «пространства 1520» уже несколько лет ведут напряжённую работу по гармонизации транспортного права. И прежде всего внедрению унифицированной накладной ЦИМ/СМГС. Однако грузовладельцы по-прежнему не спешат использовать этот документ.
В отличие от автомобильного, морского и воздушного транспорта, где используется унифицированное транспортное право, железнодорожный транспорт такими преимуществами похвастать не может.
«За счёт использования инструментов правовой гармонизации удельный вес автомобильного транспорта в международных грузовых наземных перевозках продолжает устойчиво расти, в том числе за счёт железных дорог, – отмечает заместитель начальника правового управления ЦФТО ОАО «РЖД» Любовь Рогачёва. – Эта тенденция характерна как для Европы, где доля автомобильного транспорта в наземных перевозках грузов уже выше 75%, так и для СНГ. В частности, в России автомобильный транспорт является основным видом транспорта при ввозе импортных товаров в страну».
По её словам, железнодорожный транспорт играет большую роль во внутренних и региональных перевозках грузов, но объёмы и интенсивность трансконтинентальных железнодорожных перевозок по-прежнему невелики. И одна из причин этого: различие правовых систем ЦИМ и СМГС.
«Сосуществование двух разных правовых режимов, возможно, было оправдано в период разных экономических блоков на континенте, но сегодня это основное препятствие для предоставления глобальных услуг железнодорожного транспорта в рамках трансконтинентальных коридоров, связывающих Европу, Россию и Китай», – отметил старший советник Международного комитета железнодорожного транспорта (CIT), координатор проекта ЦИМ/СМГС Эрик Евтимов.
Он напомнил, что переоформление накладных на стыковых пунктах может приводить к ошибкам, в результате возникают задержки в поставках грузов, а также правовая неопределённость.
Чтобы исправить эту ситуацию, Международный комитет железнодорожного транспорта совместно с Организацией сотрудничества железных дорог (ОСЖД) разработали унифицированную накладную ЦИМ/СМГС, которая также признана в качестве таможенного документа. Она может использоваться при трансграничных грузовых железнодорожных перевозках с 1 сентября 2006 года. «Унифицированная накладная может быть также доступна в электронном виде. Это особенно важно в связи с требованием ЕС о предварительном информировании», – отметил Эрик Евтимов.
В настоящее время регулярные перевозки по унифицированной накладной ЦИМ/СМГС осуществляются по второму и третьему коридорам ОСЖД, в основном из Чехии и Словакии. По информации ЦФТО, в течение 2010 года на станции РЖД по накладной ЦИМ/СМГС прибыло 36226 отправок. Из них 36201 – контейнерные (443,4 тыс. тонн груза). Это почти в два раза больше, чем в 2009 году. За январь – июнь 2011 года на станции РЖД по накладной ЦИМ/СМГС прибыло 18755 отправок (18734 – контейнерные).
«Учитывая, что за переоформление на пограничных станциях накладной ЦИМ на накладную СМГС и в обратном направлении по каждой отправке согласно Международному железнодорожному транзитному тарифу (МТТ) и Единому транзитному тарифу (ЕТТ) взимается соответственно 8,7 и 8 швейцарских франков, отправители в сутки на перевозках по накладной ЦИМ/СМГС уже экономят 870–800 швейцарских франков», – отмечает Любовь Рогачёва. По её словам, грузоотправители экономят и на времени доставки груза, так как по данным, например, Белорусской железной дороги, простой контейнеров на станции Брест при применении накладной ЦИМ/СМГС сокращается до 16 часов.
ЦФТО убеждает грузоотправителей, осуществляющих экспортные отправки в направлении Восток – Запад, перейти на унифицированную накладную ЦИМ/СМГС. Но, по словам Любови Рогачёвой, они не проявляют в этом заинтересованности по нескольким причинам. Практически все отправители крупных партий грузов заключают договор купли-продажи на условиях, по которым покупатель оплачивает товар до его предъявления к перевозке. «Из этого следует, что отправителя не интересует, как быстро получит груз получатель», – отмечает представитель ЦФТО. В перевозках по накладной ЦИМ/СМГС заинтересован прежде всего покупатель, который и должен предлагать продавцу при заключении договора купли-продажи использовать именно унифицированную накладную. Структурные подразделения СФТО должны проводить «индивидуальную работу с отправителями грузов» по переходу на унифицированную накладную.
Затруднения в применении накладной ЦИМ/СМГС российскими отправителями также связаны с необходимостью согласования перевозок с получателями груза, в то время как перевозка грузов по этой накладной на станции РЖД и на многие станции железных дорог колеи 1520 осуществляется без какого-либо согласования.
Начальник отдела условий перевозок в международном сообщении Главного коммерческого управления «Укрзализныци» Ольга Фисенко сообщила, что в 2011 году планируется осуществить более 9,5 тыс. отправок, оформленных накладными ЦИМ/СМГС. За 4 месяца 2011 года осуществлено 3170 таких отправок.
«Применение унифицированной накладной ЦИМ/СМГС сегодня актуально при мультимодальных перевозках грузов в направлении Балтийское море – Чёрное море, а также для дальнейшего развития сотрудничества в области транспорта (включая комбинированные и мультимодальные перевозки) между странами Европы, Кавказа и Азии», – резюмировала Ольга Фисенко.
«Наиболее впечатляющие результаты в применении накладной ЦИМ/СМГС могут быть достигнуты при её использовании при перевозках на Восток и с Востока. Очень большую заинтересованность в этом вопросе проявляет и Китай. Присоединение с 2011 года Монголии и Казахстана к проекту ЦИМ/СМГС позволит данный проект сделать трансконтинентальным. Однако, к сожалению, пока перевозки по унифицированной накладной из Европы в Монголию и Казахстан и в обратном направлении не осуществляются, а Китайские железные дороги не присоединились к её применению», – отметила Любовь Рогачёва.
Зато накладная ЦИМ/СМГС активно применяется при перевозках на Украину. По данным «Укрзализныци», в 2010 году по этой накладной осуществлено 4,5 тыс. отправок, из них транзитом по территории Украины – около 2 тыс. В основном это перевозка автозапчастей в контейнерах из Румынии в Россию для предприятия «Автофрамос». За 4 месяца 2011 года по этому маршруту было перевезено 1260 контейнеров, оформленных по накладной ЦИМ/СМГС.
Практическое применение накладной ЦИМ/СМГС