Цор что это такое
Цор что это такое
ЦОР- это учебные (образовательные) материалы, представленные в цифровой форме.
статические и динамические модели,
объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования,
символьные объекты и деловая графика,
или иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
Помощь учителю при подготовке к уроку.
Помощь учителю при проведении урока.
Помощь учащимся при подготовке домашнего задания.
Различаем ЦОР по типу работы ученика с ними!
отвечать на вопросы ресурса и, возможно, получить оценку ресурса;
выполнять лабораторные и практические задания с помощью ресурса;
поиск в Интернете или в других электронных, например, справочниках;
групповая работа (мини-проект на уроке);
интерактивная обучающая игра;
Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральное хранилище Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (Коллекция)
Хранилище предоставляет всем заинтересованным участникам образовательного процесса бесплатный и свободный (в техническом и правовом отношении) доступ к учебным материалам, представленным в Коллекции, все ресурсы которой предназначены только для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации
Рубрикация широкого спектра материалов:
тематические и предметные коллекции,
инструменты организации учебного процесса и поддержки учебной деятельности,
учебные материалы нового поколения и т.п.)
Коллекция сформирована по предметно-тематическому принципу и состоит из следующих основных разделов:
Наборы цифровых ресурсов к учебникам;
Инновационные учебные материалы;
Инструменты учебной деятельности;
Инструменты учебной деятельности
Инструменты организации учебного процесса
Программы просмотра ресурсов
К инструментам, обеспечивающим работу с цифровыми объектами в учебной деятельности, относятся учебные картографические системы, временные оси, классификаторы, предметные виртуальные лаборатории, системы для построения генеалогических деревьев и т.д., и т.п.
Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательной деятельности
Кристина Запашняя
Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательной деятельности
1.1.4 Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в образовательной деятельности
Информатизация общества – это реальность наших дней. Причина тому – повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования. Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. В этой связи решающее значение приобретают удаленный доступ к цифровым образовательным ресурсам (ЦОР, опубликованным в Сети.
Под цифровым образовательным ресурсом (ЦОР) понимается информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео–, фото– и другую информацию, направленный на реализацию целей и задач современного образования. В одном цифровом образовательном ресурсемогут быть выделены :
• инструменты создания и обработки информации – это информационные средства, обеспечивающие работу с информационными источниками ;
Цифровой образовательный ресурс может быть представлен на СD, DVD или любом другом электронном носителе, а также опубликован в телекоммуникационной сети.
• подбираю иллюстративный материал к образовательной деятельности и для оформления стендов группы. Я создаю обучающие презентации в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми.
• обмениваюсь опытом, знакомлюсь с периодикой, наработками других педагогов.
• использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, помогают мне создавать различные фотоколлажи. Использование видеокамеры в своей работе позволяет демонстрировать коллегам и родителям фрагменты образовательной деятельности.
• использую Интернет и цифровые образовательные ресурсы в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей.
Понимая необходимость учета целостности восприятия дошкольниками окружающего мира я осуществляю интегрированный подход к отбору содержания знаний, при котором прослеживается вклад разных образовательных областей в реализацию общих целей развития ребенка дошкольного возраста. Особое значение мною придается развитию наглядно-образного мышления, воображения и детского творчества, которое в данном случае рождается естественно в процессе взаимообогащения органически взаимосвязанного содержания. Я убеждена, что образовательная деятельность должна быть яркой, эмоциональной, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых записей и видеозаписей. Всё это может обеспечить компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование ЦОР делают процесс обучения более интересным и интенсивным.
Практика показала, что при использовании ЦОР значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Известно, что большинство людей запоминает 5 % услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50 %.
ЦОР могут стать мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Современные информационные технологии обеспечивают не только доступ к практически неограниченному объему информации, но и позволяют осуществлять ее аналитическую обработку. Таким образом, они представляют одно из средств развития учебной, познавательной и исследовательской деятельности в сочетании с традиционными технологиями, методами и средствами.
Перечень ЦОР к разделам программы, используемыхв своей работе воспитателем Запашней Кристиной Александровной:
1.1 Электронный Журнал «Дошкольное образование»
Зарегистрировано как средство массовой информации. Свидетельство № ФСС77-46404 от 01.09.2011г. Включает конспекты, консультации и для воспитателей и для родителей, масса полезной информации для самообразования педагогов.
1.2 Сайт для скачивания музыки
1.3 Социальная сеть работников образования
Для детей, родителей, педагогов
Для детей, родителей, педагогов
1.5 Консультации для воспитателей
Для детей, родителей, педагогов
1.6 Федеральный портал «Российское образование»
Для родителей и педагогов
1.7 Институт развития образования Краснодарского края
1.8 Образовательный портал «Мой университет»
2. Созданные информационные интернет – ресурсы:
2.1 Электронная почта E-mail
2.2 Персональный сайт
Свидетельство о регистрации электронного СМИ Эл № ФС 77-44758
Свидетельство о регистрации электронного СМИ Эл № ФС 77 – 57008
3. Медиа – ресурсы:
3.1 Аудиосказки («Петя и волк» С. Прокофьева, «Детский альбом» П. И. Чайковского) и т. д.
3.2 Классическая музыка для детского прослушивания( «Щелкунчик» П. И. Чайковский, «Спящая красавица» П. И. Чайковский, «Лебединное озеро» П. И. Чайковский).
4.2 Музыкальный цент с флеш носителем.
4.3 Стационарный компьютер, нетбук.
4.4 Сканер, принтер, ксерокс.
Использование новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Использование новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе в группе комбинированной.
Использование современных цифровых технологий для изготовления развивающих игр в дошкольном возрасте Летом 2016 года мне довелось сопровождать школьников в Московский Государственный Технологический Университет «СТАНКИН» на практику по изучению.
Использование электронных образовательных ресурсов в формировании общеучебной компетентности у младших школьников При разработке плана каждого урока рекомендуется заранее предусмотреть применение электронных образовательных ресурсов, а также учебного.
Конспект НОД «Модельер-дизайнер» в старшей группе с использованием электронных образовательных ресурсов Авторы: воспитатель ГБОУ НШ с. Красноармейское СП д/с «Огонек» Никитина Е. В., воспитатель ГБОУ НШ с. Красноармейское СП д/с «Огонек» Мужикова.
ОД с использованием электронных образовательных ресурсов с детьми старшей группы на тему «Дикие животные весной» Задачи: 1. Углублять знания детей о жизни диких животных весной. 2. Развитие знаний о весне, явлениях и признаках природы весной, весенних.
ОД с использованием электронных образовательных ресурсов с детьми старшей группы «Дикие животные весной» Задачи: 1. Углублять знания детей о жизни диких животных весной. 2. Развитие знаний о весне, явлениях и признаках природы весной, весенних.
Отчет об использовании цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе Использование мною цифровых образовательных ресурсов помогает в процессе работы с детьми, педагогами и родителями более эффективно представлять.
Самоанализ результатов использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий,электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе.
Реферат «Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР)»
ФГБОУ ВО Кемеровский Государственный Университет
Начальное образование и Иностранный язык
Составитель- разработчик: Мухаметова Р.Ю.
Что такое ЦОР и ЭОР?
Классификация ЦОР и ЭОР
ЦОР используют на следующих этапах
Виды ЦОР по образовательно-методическим функциям
Электронные цифровые пособия по математике для 2 класса
Наше время ставит перед школой задачи – повышение качества образования и воспитания, прочное овладение основами наук, обеспечение более высокого уровня преподавания. В школах отказываются от традиционной формы обучения, не учитывающей индивидуальных способностей каждого ученика. Обновление образования требует разработки моделей школ нового типа, создания новых учебников и программ обучения, разработки новых методик обучения. Поднять работу школы на новый уровень можно путем индивидуализации обучения, создания условий, при которых каждый школьник мог бы полностью овладеть установленным программами образовательным минимумом.
Постоянные изменения, происходящие в жизни современного информационного общества, безусловно, должны находить адекватное и незамедлительное отражение, как в самом учебном процессе, так и в учебных материалах. С каждым годом все проблематичнее становится производство традиционных бумажных учебников и учебных пособий, содержательный материал которых, зачастую, перестает быть актуальным еще до их попадания в учебные заведения. Одним из возможных выходов из сложившейся ситуации может являться разработка электронных средств обучения практически по всем дисциплинам и их публикация в мировых телекоммуникационных сетях или на информационных носителях, предоставляющих возможность несложного оперативного тиражирования. Данное утверждение основано, в первую очередь, на возможности динамического изменения и дополнения содержания электронных средств обучения в соответствии с текущими изменениями в жизни общества, науке, культуре и пр.
Актуальность выбранной темы состоит в следующем: использование в учебном образовательном процессе цифрового образовательного ресурса позволяет повысить интерес к обучению и помощь в усвоении учебного материала, а так же комплексное использование информационных технологий с другими учебными предметами.
Что такое ЦОР и ЭОР?
Цель ЦОР – укрепление умственных способностей учащихся в информационном обществе и повышение качества обучения на всех ступеньках образовательной системы.
Помощь учителю при подготовки к уроку.
компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;
большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете;
эффективный поиск информации в комплекте цифровых образовательных ресурсов;
подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);
подготовка творческих заданий;
подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;
обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет.
Помощь учителю при проведении урока.
демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;
использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ;
компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;
индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с цифровыми образовательными ресурсами на уроке.
Помощь учащемуся при подготовке домашних заданий.
повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала;
автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время;
большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;
возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;
развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;
помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;
приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении информационными технологиями и постоянной работе с ними.
Формы организации деятельности учащихся при использовании ЦОР на уроках:
коллективно-распределенное (всем классом, в группах) и индивидуальное исследование;
индивидуальный информационный поиск;
письменная дискуссия между учащимися;
детские творческие работы (проекты, сообщения, журналы сочинений, дневник событий на уроке и пр.);
различные дидактические игры;
конструирование (формулировок правил, определений лингвистических понятий, схем и моделей слова, предложения, текста);
практические работы (конструирование и редактура текста, корректура; осуществление языковых разборов);
тренировка (орфографический и пунктуационный тренинг).
выбор и движение по индивидуальной образовательной траектории (самостоятельная работа на факультативном материале);
зачетные работы (тесты, разборы, ответы на контрольные вопросы и пр.).
Использование ЦОР также дает возможность разнообразить формы оценивания результатов обучения младших школьников по самым различным параметрам:
тестовые методики проверки знаний, умений и навыков, оснащенные схемой анализа ее результатов и последующей программой коррекции с учетом выявленных пробелов;
диагностика понятийного продвижения, основанная на анализе учителем подбора ребенком необходимых вставок в лингвистический текст, выполнения тестовых заданий на конфликтном языковом материале;
разные типы портфолио ученика, сменяющие друг друга на протяжении четырех лет обучения («рабочие» портфолио, предметно-показательные портфолио, навыковые портфолио и пр.).
Классификация ЦОР и ЭОР.
Программные продукты, используемые в образовательной сфере, или образовательные электронные ресурсы по ИЯ, могут быть разделены на следующие группы согласно их содержанию и функциональному назначению:
1) информационно-справочные материалы (энциклопедии, справочники, словари, журналы, газеты, альманахи);
2) электронные книги для чтения;
4) библиотеки электронных наглядных пособий и базы данных;
5) методические материалы на электронных носителях (разработки уроков, методические рекомендации по обучению аспектам языка и видам РД, тесты и другие контрольно-измерительные материалы);
7) комбинированные электронные средства обучения (обучающие программы, электронные учебники, сборники упражнений и развивающие игры);
8) учебно-методические программные средства для сопровождения уроков ИЯ (демонстрационные материалы, презентации, проекты, компьютерные разработки уроков и т. п.), созданные учителем для конкретного урока.
• Наборы цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), расширяющие учебники/УМК (это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса).
• Информационные источники сложной структуры (ИИСС). (ИИСС – это цифровой образовательный ресурс, основанный на структурированных цифровых материалах (текстах, видеоизображениях, аудиозаписях, фотоизображениях, интерактивных моделях и т.п.) с соответствующим учебно-методическим сопровождением, поддерживающий деятельность учащихся и учителя по одной или нескольким темам (разделам) предметной области или обеспечивающий один или несколько видов учебной деятельности в рамках некоторой предметной области)/
• фундаментальность общеобразовательной подготовки;
• коммуникабельность, умение работать в коллективе;
• способность самостоятельно мыслить и действовать;
• способность решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие знания, умения и навыки.
Наборы ЦОР нацелены на наилучшую встраиваемость в существующую систему образования и минимальные требования к инновационности. ИИСС ориентированы на частные решения, основанные на использовании ИКТ и нацеленные на внесение локальных изменений в образовательный процесс. В ИУМК заявлены инновационные решения на уровне учебных курсов, претендующие на кардинальные изменения в содержании и организации учебного процесса.
Использование предлагаемого набора ЦОР существенно облегчит учителю процесс подготовки и проведения урока:
при тестировании знаний учащихся (распечатка или работа у компьютера поочередно, выборочно);
при демонстрации иллюстративного материала, а также при создании проблемной ситуации (демонстрация анимаций с участием персонажей учебника);
при визуализации таблиц и других справочных материалов;
при обсуждении проблематики урока, составлении схем и моделей.
при обсуждении материалов для контрольной работы, фиксации параметров ее оценивания;
при подготовке учителем материалов для проболевшего ребенка;
при демонстрации дополнительного текстового и иллюстративного учебного материала, не содержащегося в детских учебниках.
Обозначим общие требования к современным цифровым образовательным ресурсам, которые должны:
соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования и науки Российской Федерации;
ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;
обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения, учитывать возрастные особенности учащихся и соответствующие различия в культурном опыте;
предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;
обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;
содержать варианты учебного планирования, предполагающего модульную структуру;
основываться на достоверных материалах;
превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя, при этом, тематические разделы;
полноценно воспроизводиться на заявленных технических платформах;
обеспечивать возможность параллельно использовать с ЦОРами другие программы;
обеспечивать там, где это методически целесообразно, индивидуальную настройку и сохранение промежуточных результатов работы;
иметь, там, где это необходимо, встроенную контекстную помощь;
иметь удобный интерфейс.
ЦОР используют на следующих этапах:
Различаем ЦОР по типу работы ученика с ними:
отвечать на вопросы ресурса и, возможно, получить оценку ресурса;
выполнять лабораторные и практические задания с помощью ресурса;
поиск в Интернете или в других электронных, например, справочниках;
групповая работа (мини-проект на уроке);
интерактивная обучающая игра;
Виды ЦОР по образовательно-методическим функциям
Прототипы традиционных учебников; оригинальные электронные учебники; предметные обучающие системы; предметные обучающие среды.
Электронные учебные пособия:
Репетиторы; тренажеры; обучающие; обучающие – контролирующие; игровые; интерактивные; предметные коллекции; справочники, и словари; практические и лабораторные.
Электронные учебно-методические комплексы (УМК):
Предметные миры; программно-методические комплексы; предметные учебно-методические среды; инновационные УМК.
Электронные издания контроля:
Тесты; тестовые задания; методические рекомендации по тестированию; инструментальные средства. Классификация ЦОР по типу информации
ЦОР с текстовой информацией:
ЦОР с визуальной информацией:
Коллекции : иллюстрации; фотографии; портреты; видеофрагменты процессов и явлений; демонстрации опытов; видеоэкскурс;
Модели: 2-3х мерные статические и динамические; объекты виртуальной реальности; интерактивные модели.
Символьные объекты: схемы; диаграммы; формулы.
Карты для предметных областей
ЦОР с комбинированной информацией:
Учебники; учебные пособия; первоисточники и хрестоматии; книги для чтения; задачники; энциклопедии; словари; периодические издания.
ЦОР с аудио информацией:
Звукозаписи выступлений; звукозаписи музыкальных произведений; звукозаписи живой природы; звукозаписи неживой природы; синхронизированные аудио объекты.
ЦОР с аудио и видео информацией:
Аудио – видео объекты живой и неживой природы; предметные экскурсии; энциклопедии. Интерактивные модели:
Предметные лабораторные практикумы; предметные виртуальные лаборатории. ЦОР со сложной структурой: Учебники; учебные пособия; первоисточники и хрестоматии; энциклопедии.
Электронные цифровые пособия по математике для 2 класса.
Электронное приложение (ЭП) является интерактивным мультимедийным компонентом УМК «Математика. 2 класс» авторов М. И. Моро и др. ЭП может использоваться для совместной с учителем работы учащихся в классе, и для самостоятельной работы учащихся дома. В ЭП включено более 600 мультимедиа ресурсов различных типов, расширяющих информационно-образовательное пространство УМК:
ЭП состоит из уроков, соответствующих темам учебника. Все уроки сгруппированы по разделам. Каждый урок состоит из трёх экранов: информационного, содержащего объяснение материала параграфа и двух экранов с упражнениями для закрепления пройденного материала.
Отдельный раздел приложения включает итоговые тесты, позволяющие проверить знания учащихся, полученные в течение года.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Информационные технологии (ИТ) представляют собой неотъемлемую часть целостного образовательного процесса и существенно позволяют повысить его эффективность. Тенденции развития ИТ представляют большой потенциал в применении их как в повседневной жизни, так и в образовании и в во многих других сферах жизни. В условиях комплексной информатизации образования важно не только техническое оснащение средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), но и наличие полноценных цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).
Современный образовательный процесс трудно представить без качественного обеспечения учебными электронными материалами. За последнее время их видовой состав пополнился такими новейшими педагогическими программными средствами, как электронные учебные пособия, средства компьютерного моделирования, Интернет-сайты, тренажеры, обучающие программы и другие образовательные ресурсы (8).
Благодаря представлению учебной информации в цифровом виде осуществляется комплексное воздействие на учащегося, повышается интерес учащегося к обучению, расширяется его круг знаний, повышается качество обучения, также облегчается осуществление обратной связи между преподавателем и учащимся.
Использование ЦОР в обучении позволяет расширить возможности урока, при этом также повысить его эффективность. Представленные в цифровом виде учебные материалы дают возможность использовать их без затруднений на различных этапах урока, и решать поставленные задачи урока:
этап актуализации знаний – электронные тесты, электронные конструкторы;
этап объяснения нового материала – электронные учебники, энциклопедии, справочники, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы;
этап закрепления и совершенствования ЗУН – электронные тесты, электронные тренажёры, обучающие среды, мультимедийные презентации;
этап контроля и оценки ЗУН – электронные тесты, кроссворды (3).
ЦОРы помогают продемонстрировать явление динамике, передать учебную информацию определенными порциями, выполняя функции источника и меры, также стимулируют познавательные интересы учащихся, позволяют проводить оперативный контроль и самоконтроль результатов обучения.
Цель ЦОР – укрепление умственных способностей учащихся в информационном обществе и повышение качества обучения на всех ступеньках образовательной системы.
В Концепции Федеральной целевой программы развития образования указывается одна из проблем современного образования: невключенность значительной части образовательных учреждений в процессы инновационного развития, а также в информационное пространство российского общества и недостаточное использование современных образовательных технологий и др. (1).
Наряду с педагогическими работниками, активно использующими ИКТ, достаточно много педагогов, имеющих поверхностные представления об информационных ресурсах и технологиях, возможностях их применения для повышения эффективности педагогической деятельности. Для того чтобы формировать данную компетентность у учащихся, педагог сам должен обладать информационно-коммуникативной компетентностью, уметь ориентироваться в различных видах ЦОР, иметь возможность использовать цифровые образовательные ресурсы для решения различных педагогических задач: мотивирования учащихся, постановки целей и задач, организации педагогической деятельности, оценки результатов деятельности и др. (12).
При анализе литературы было выявлено противоречие между широким разнообразием цифровых образовательных ресурсов и недостаточном использовании их в обучении.
Проблема исследования: обоснование условий использования ЦОР в обучении как средства повышения качества обучения.
Актуальность определила тему курсовой работы – Обзор цифровых образовательных ресурсов по дисциплине «Информационные технологии в образовании».
Объект исследования: цифровые образовательные ресурсы.
Цель исследования: повышение качества обучения с помощью цифровых образовательных ресурсов.
Для решения проблемы исследования были поставлены следующие задачи:
Определить понятие цифровой образовательный ресурс;
Рассмотреть классификацию цифровых образовательных ресурсов;
Раскрыть возможности цифровых образовательных ресурсов;
Показать применение ЦОР на примере темы «Растровая и векторная графика».
Методы исследования: анализ и систематизация литературы по проблематике исследования; демонстрация создания цифрового образовательного ресурса.
Информатизация образования направлена на реализацию психолого-педагогических целей образования целей, поэтому одним из важных направлений в этой сфере является оснащение теоретико-практической базой использования информационных технологий. Современные ИТ в отличие от традиционных бумажных источников представляют информацию в виде двоичного кода, т.е. в цифровом виде, что несет с собой не мало положительных качеств. Учебная же информация, представленная в таком виде, называется цифровым образовательным ресурсом.
Цифровые образовательные ресурсы являются перспективным средством достижения задачи обеспечения единого государственного образовательного пространства.
Итак, что же представляет собой цифровой образовательный ресурс?
Проанализируем составные части, которые входят в термин ЦОР.
Компьютеры работают с информацией, представленной в виде чисел, т.е. информацией в числовом виде. Отсюда цифровой, значит представленный в виде последовательности цифр. С такой информацией мы давно уже умеем дело, это могут и цифровые фотографии, и цифровое видео и многое другое. Образовательный, т.е. содействующий получению знаний.
Однако наше определение не дает никакой конкретики. Изучение методической литературы обнаружило большое разнообразие определений понятия цифровые образовательные ресурсы. Рассмотрим некоторые из этих определений.
Под цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) понимается любая информация образовательного характера, сохраненная на цифровых носителях (9).
ЦОР – совокупность данных в цифровом виде, применимая для использования в учебном процессе (14).
Определения, представленные выше, коротко характеризует цифровые образовательные ресурсы, но, не раскрывая значения анализируемого понятия.
Такая формулировка отличается наличием изолированности содержания объекта, и наиболее подробно отражает значение предоставленного понятия.
Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или СD-плейера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Иногда чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи-воспроизведения.
Данное определение вытекает из определения электронных образовательных ресурсов (ЭОР), не дает полного представления о ЦОРах, но в то же время определяет ЦОР, как подмножество ЭОРов (1).
Из всех рассмотренных определений данное является наиболее полным и показывает, какие объекты входят в данное понятие и их назначение, поэтому это определение возьмем за основу и будем его придерживаться.
Чтобы иметь более систематизированное представление о цифровых образовательных ресурсах рассмотрим несколько классификаций.
Босова Л.Л. предлагает следующую классификацию ЦОР (таблица 1).
Таблица 1- Классификация цифровых образовательных ресурсов
Цифровые образовательные ресурсы
Наборы ЦОР, в равной степени сочетающие оба выше обозначенных подхода.
В соответствии с целями применения ЦОР в образовательном процессе и их возможностями различают следующие виды ЦОР представленные в таблице 2 (8). Виды ЦОР по образовательно-методическим возможностям
Электронные учебные пособия
Электронные издания контроля
Прототипы традиционных учебников;
Продолжение таблицы 1
Оригинальные электронные учебники;
Предметные обучающие системы;
Предметные обучающие среды
Методические рекомендации по тестированию;
Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) – программный мультимедиа продукт учебного назначения, обеспечивающий непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения и содержащий организационные и систематизированные теоретические, практические, контролирующие материалы, построенные на принципах интерактивности, информационной открытости, дистанционности и формализованности процедур оценки знаний (16).
По типу информации выделяют следующую классификацию ЦОР (8):
ЦОР с текстовой информацией: учебники и учебные пособия; первоисточники и хрестоматии; книги для чтения; задачники и тесты; словари; справочники; энциклопедии; периодические издания; нормативно-правовые документы; числовые данные; программно- и учебно- методические материалы.
ЦОР с визуальной информацией: коллекции: иллюстрации; фотографии; портреты; видеофрагменты процессов и явлений; демонстрации опытов; видеоэкскурс; модели: 2-3-х мерные статические и динамические; объекты виртуальной реальности; интерактивные модели. Символьные объекты: схемы; диаграммы; формулы. Карты для предметных областей.
ЦОР с комбинированной информацией: учебники; учебные пособия; первоисточники и хрестоматии; книги для чтения; задачники; энциклопедии; словари; периодические издания.
ЦОР с аудио информацией: звукозаписи выступлений; звукозаписи музыкальных произведений; звукозаписи живой природы; звукозаписи неживой природы; синхронизированные аудио объекты.
ЦОР с аудио и видео информацией: аудио – видео объекты живой и неживой природы; предметные экскурсии; энциклопедии. Интерактивные модели: предметные лабораторные практикумы; предметные виртуальные лаборатории.
ЦОР со сложной структурой: учебники; учебные пособия; первоисточники и хрестоматии; энциклопедии.
По форме изложения материала цифровые образовательные ресурсы могут быть разделены на: конвекционные, программированные, проблемные и комбинированные (универсальные) (9).
Конвекционные ЦОР соответствуют установившимся традициям и требованиям классической педагогики и имеют энциклопедический или монографический характер. Подобные информационные источники реализуют информационную функцию обучения.
Программированные ЦОР отвечают требованиям системы образования по системе «стимул-реакция». Такие ресурсы имеют форму разветвленной или линейной программы и ориентированы, прежде всего, на самостоятельную работу обучаемого, раскрывают основы и методы получения знаний и их взаимосвязь с профессиональными навыками.
Проблемные ЦОР требуются при реализации проблемного обучения и направлены на развитие у учащихся логического мышления, стимулирование творческой составляющей восприятия знаний.
Комбинированные (универсальные) ЦОР содержат отдельные элементы перечисленных видов информационных источников и могут быть эффективно использованы при реализации различных подходов к обучению.
С учетом характера взаимодействия педагогов, обучаемых и родителей с цифровыми образовательными ресурсами в каталогах различают детерминированные и недетерминированные ЦОР (9).
Детерминированные ЦОР являются образовательными ресурсами, параметры, содержание и способ взаимодействия с которыми определены разработчиком и не могут быть изменены пользователями.
Недетерминированные ЦОР являются образовательными ресурсами, параметры, содержание и способ взаимодействия с которыми прямо или косвенно устанавливаются педагогами, администрацией, обучаемыми или родителями в соответствии с их интересами, целями, потребностями, уровнем подготовки и т.п. Все изменения производятся на основе информации и с помощью технологий, определенных разработчиком.
Также можно выделить следующие типы ЦОР:
размещенные в сети Интернет;
размещенные на оптических носителях.
К ресурсам, размещенным в сети, относится единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Ресурсы Единой коллекции доступны и бесплатны для всех образовательных учреждений. Получить доступ к коллекции можно в режиме online по электронному адресу: www.sсhool-сolleсtion.edu.ru.
Целью создания Коллекции является сосредоточение в одном месте и предоставление доступа к полному набору современных обучающих средств, предназначенных для преподавания и изучения различных учебных дисциплин в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. В настоящее время в Коллекции размещено более 111000 цифровых образовательных ресурсов практически по всем предметам базисного учебного плана. В Коллекции представлены наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в школах России, инновационные учебно-методические разработки, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы (11).
Также, имеются множество других ресурсов Интернет, предоставляющих ЦОР (приложение А).
Электронные ресурсы на СD и DVD, предлагаемые на рынке различными издательствами можно условно разделить на несколько типов: Уроки, Практикумы, Репетиторы.
Содержание на дисках виртуальных лабораторий, инструментов, интерактивных заданий, автоматической проверки результатов решения, богатого теоретического материала позволят научиться уверенно решать различные задания по различным дисциплинам школьного курса.
В настоящее время современный учитель сам является автором цифровых образовательных ресурсов. Используя программные средства каждому предоставляется возможность создать свой ЦОР по своему предмету и использовать в дальнейшем при обучении.
Таким образом, из рассмотренных классификаций можно выделить цифровые образовательные ресурсы по образовательно-методическим возможностям, которые включают в себя электронные учебники, электронные учебные пособия, электронные УМК, электронные издания контроля. Эту классификацию можно использовать при планировании урока, на различных его этапах: объяснение нового материала, выполнение практического задания, проверка знаний и т.д.
Можно выделить следующие задачи использования ЦОР:
1) Помощь учителю при подготовке к уроку:
компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;
большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете;
эффективный поиск информации в комплекте цифровых образовательных ресурсов;
подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);
подготовка творческих заданий;
подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;
обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет.
2) Помощь учителю при проведении урока:
демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;
использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ;
компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;
индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с цифровыми образовательными ресурсами на уроке.
3) Помощь учащемуся при подготовке домашних заданий:
повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала;
автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время;
большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;
возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;
развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;
помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;
приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении информационными технологиями и постоянной работе с ними (6).
Обозначим общие требования к современным цифровым образовательным ресурсам, которые должны:
соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования и науки Российской Федерации;
ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;
обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения, учитывать возрастные особенности учащихся и соответствующие различия в культурном опыте;
предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;
обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;
содержать варианты учебного планирования, предполагающего модульную структуру;
основываться на достоверных материалах;
превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя, при этом, тематические разделы;
полноценно воспроизводиться на заявленных технических платформах;
обеспечивать возможность параллельно использовать с ЦОРами другие программы;
обеспечивать там, где это методически целесообразно, индивидуальную настройку и сохранение промежуточных результатов работы;
иметь, там, где это необходимо, встроенную контекстную помощь;
иметь удобный интерфейс.
Цифровые образовательные ресурсы не должны:
представлять собой дополнительные главы к существующему учебнику/УМК;
дублировать общедоступную справочную, научно-популярную, культурологическую и т.д. информацию;
основываться на материалах, которые быстро теряют достоверность (устаревают) (14).
Рассмотрим некоторые примеры использования ЦОР на разных этапах урока.
ЦОР на этапе актуализации знаний: эффективно использовать электронные тесты.
Использование тестов дает возможность оценивать уровень соответствия сформированных знаний, умений и навыков учащихся на уроках информатики и позволяет педагогу скорректировать учебный процесс. Можно выделить несколько различных типов тестов:
тесты с выбором одного варианта ответа;
тесты с выбором нескольких вариантов ответов;
тесты на исключение лишнего слова в ряду ответов;
тесты с однозначным ответом (да/нет);
тесты с открытым ответом;
тесты на соответствие;
тесты на расположение вариантов ответа в последовательности.
Выбор формы создания теста зависит от типов тестовых заданий, т.к. в различных программных средствах разные возможности во формированию определенного типа тесовых заданий.
Использование электронных тестов очень удобно со стороны экономии времени, быстрой проверки знаний, получения результатов тестирования сразу после его проведения.
Благодаря своему функционалу тесты могут использоваться и на других этапах урока.
ЦОР на этапе объяснения нового материала: электронные учебники; мультимедийные презентации; учебные видеофильмы.
Электронные учебники позволяют экономить время на поиске информации благодаря гипертекстовому содержанию, также позволяют осуществить проверку сразу после изучения материала. Электронные учебники можно использовать как уже существующие, так и создавать самим компонуя необходимый материал. Бесплатные программы для создания электронных учебников и пособий: eBook Maestro, СhmBookСreator, eBooksWriter Lite и др.
Презентации и видеофильмы служат наглядностью во время подачи материала. Можно использовать на различных этапах уроках. Активно используется для создания презентаций программа PowerPoint, также PowerPoint можно использовать для создания электронного учебника.
Для контроля и оценки знаний, умений и навыков можно использовать ЦОР следующим образом:
тестирование (Тестирование применяется на всех этапах учебного процесса, с его помощью эффективно обеспечиваются предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости.);
программы-тренажёры (эффективно использовать различные тренажеры при изучении темы «Алгоритмизация и программирование», например тренажёры Машина Поста и Машина Тьюринга);
интерактивные задания (Использование различных заданий, например: ребусы, кроссворды, загадки, реализуя их в различных программных средах).
Методика использования программных продуктов и медиаресурсов учителем на отдельных уроках определяется теми конкретными педагогическими задачами, которые он ставит и пытается решить в рамках различных типов уроков учебного предмета «Информатика». Следует отметить, что решение совокупности педагогических задач возможно лишь при комплексном использовании различных видов программных средств. Различные типы уроков информатики предполагают и различные модели использования компьютерной техники в образовательном процессе (демонстрационный компьютер, компьютерный класс, медиацентр (медиатека) общеобразовательного учреждения).
Универсальной технологии создания ЦОР не существует. Каждый автор применяет собственную технологию. В таблице 2 приведены некоторые принципиальные положения, которые можно адаптировать к созданию электронного учебного пособия любого типа. Создание ЦОР зависит от таких факторов, как дидактическая цель, знание предмета, тип тематики (технические очень сильно отличаются от гуманитарных), существующие средства и т.д. При создании ЦОР приходится сталкиваться с двумя полярными мнениями по методологии их создания. Первое из них заключается в том, что автору достаточно правильно подготовить необходимые материалы, а перевести их в компьютерную форму не составит особой проблемы. Согласно второму мнению, квалифицированный программист может взять любой традиционный учебник и без помощи его автора сделать из него эффективное учебное средство. В первом случае абсолютизируется содержательная часть, во втором ее программная реализация.
Формулировка исходной идеи
Оценка существующих элементов
Выделение главной дидактической цели
Обоснование необходимости и того нового, что внесет продукт по сравнению с обычным печатным учебным пособием
Выделение дидактических подцелей
Представление содержания в форме модулей
Разработка общей концепции
Выбор медиа (звук, изображения, видео и т.п.)
Детальный дизайн и подключение интерактивности
Программирование и оцифровка содержания
Создание изображений, звука и т.п.
Компоновка готовых материалов в модули
Тестирование и оценка продукта
Рассмотрим подробнее этапы подготовки ЦОР.
Предварительная подготовка включает следующие основные этапы:
разработка дидактических требований к ЦОР;
выбор формы ЦОР, исходя из целей курса;
разработка технических требований к ЦОР (необходимо убедиться в том, что выбранную технологию можно реализовать, что для этого есть средства);
разработка структуры ЦОР;
разработка методики использования ЦОР в учебном процессе (для преподавателей).
На стадии подготовки содержания в первую очередь создается сценарий. Иногда он снабжается иллюстрациями, разъясняющими инструкции. Сценарий подразумевает продумывание организации интерактивности, то есть взаимодействия между учеником и компьютером, учеником и учителем, другими учащимися.
Возможный функциональный состав программной подсистемы ЦОР может выглядеть следующим образом:
модули учебного материала (куда входят задания для самоконтроля и зачетные задания разных видов);
дополнительные материалы (от контекстной расшифровки терминов до нормативной базы и электронной библиотеки);
сервисные средства (справка по работе с учебником, словарь, глоссарий, электронный ежедневник, система поиска и т.п.);
коммуникационная система (обеспечение взаимодействия ученика и учителя);
Фазы подготовки содержания и программирования, как правило, чередуются.
ЦОР как программное средство учебного назначения можно представить в качестве системы, состоящей из двух подсистем:
информационной (содержательная часть);
программной (программная часть).
В информационную часть электронного учебного пособия входят:
четко структурированные учебные материалы;
иллюстрации, представленные всем спектром мультимедиа (графика, анимация, звук, видео);
практикум для выработки умений и навыков применения теоретических знаний с примерами выполнения задания и анализом наиболее часто встречающихся ошибок;
система диагностики и контроля (тестовые задания, задания для работы в группе и т.п.);
дополнительные материалы (от контекстной расшифровки терминов до нормативной базы и электронной библиотеки);
сервисные средства (справка по работе с учебником, словарь, глоссарий и т.п.).
При дизайне ЦОР уточняется общая структура ЦОР и создается детальный сценарий. Данный процесс состоит из двух этапов: создание общей концепции и дизайна каждой отдельной части.
Общая концепция определяет общий стиль, атмосферы курса, структуры навигации, обратной связи с учениками, выбор кнопок для навигации и т.п. Важно, чтобы исходно заданный внешний вид и структура не претерпевали значительных изменений в ходе разработки. Изменения, вносимые на более поздних этапах, являются источниками ошибок программы, что порождает дополнительные часы работы.
Детальный дизайн определяет детальную проработку содержания курса, внешнего вида каждого окна и контекстных меню. Проще вносить изменения на данном этапе, чем в общей концепции. В любом случае, каждое изменение должно быть зафиксировано в письменном виде.
Дизайн можно сравнить с постройкой дома. Возведение стен и крыши может быть аналогом общей концепции, а внутренняя отделка аналогом детального дизайна.
На этапе «производство» идет непосредственная разработка продукта. Материалы компонуются в модули, делаются перекрестные ссылки, организуется взаимодействие различных частей ЭУП. Оцифровываются графика и звук, оформляются все окна.
Тестирование ЦОР идет на каждой фазе производства, чтобы итоговый продукт совпадал с намеченными дидактическими целями. Также важно техническое тестирование программы, направленное на выявление программных ошибок.
Итоговое тестирование ЦОР должно проводиться в экспериментальных группах под непосредственным наблюдением разработчиков. Ее цели:
проверить работу всех функциональных модулей обучающей программы в реальном режиме (не наблюдается ли зависаний программы, насколько быстро она работает и.т.п.);
выявить не замеченные ранее неточности в изложении учебного материала и программной реализации;
оценить эффективность организации интерфейса ЦОР, фиксируя, что именно вызывает затруднения у учащихся при работе с ней;
накопить базу результатов выполнения тестовых заданий для осуществления проверки их валидности.
Таким образом, активное использование ЦОР приводит к изменению в содержании образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса.
Использование цифровых образовательных ресурсов позволяет автоматизировать такие интеллектуальные процессы, которые всегда были прерогативами человека, управление, проектирование, исследование и т.п., что позволяет успешно решать многие дидактические задачи в обучении, например: демонстрация учебных объектов и процессов, моделирование, предоставление учебной информации, контроль и оценка знаний и др.
Цифровой образовательный ресурс, представленный в виде мультимедийной презентации это пример того, как ЦОР предоставляет положительные моменты в проведении урока. С помощью мультимедийной презентации учитель может предоставить учащимся самую важную и отобранную учебную информацию, вывести справочную информацию или какие-то интересные факты и изображения, вывести материал для повторения, опроса или задание для практической работы. Благодаря своей выразительности и наглядности, презентация является средством, способствующим лучшему восприятию материала.
Рассмотрим использование мультимедийной презентации по информатике на примере темы «Растровая и векторная графика» с помощью приложения Microsoft Office PowerPoint.
Тема рассчитана для учеников среднего звена.
Цель изучения темы: сформировать у учащихся понятия о растровой и векторной графике, растровом графическом редакторе; развить познавательные психические и эмоционально-волевые процессы: внимание, память, воображение.
При создании презентации необходимо учитывать методические рекомендации по оформлению слайдов и предоставляемой на них информации (приложение Б).
Рисунок 2. Создание гиперссылки
В итоге получим содержание с возможностью перехода к другим разделам с помощью гиперссылок (рисунок 3).
Рисунок 3. Содержание
На следующих страницах необходимо реализовать также с помощью гиперссылок возможность перехода и возврата. Сделаем эти переходы с помощью управляющих кнопок.
Рисунок 4. Вставка управляющих кнопок
Аналогично можно реализовать оставшиеся слайды.
В качестве рефлексии и проверки усвоения материала в презентацию можно добавить опрос в разделе «Что мы сегодня узнали?».
С помощью инструментов Power Point можно реализовать опрос в красочной увлекательной форме или в виде небольшой игры.
Например, на экран можно вывести вопрос и настроить анимацию так, чтобы при нажатии на кнопку «Проверить» появлялся результат (рисунок 5).
Рисунок 5. Вывод результата после нажатия кнопки «Проверить»
Можно сделать опрос в виде тестового задания и правильные ответы выделять другим цветом (рисунок 6).
Рисунок 6. Выделение правильного ответа цветом
Для настройки анимации в Microsoft PowerPoint 2007 необходимо:
Выделить нужный объект;
Выбрать пункт Добавить эффект и выбрать желаемый эффект.
Для того чтобы нужный объект появлялся по щелчку на другой объект необходимо: щелкнуть правой кнопкой мыши на выбранном эффекте нашего объекта, выбрать вкладку Время, в Переключателях выбрать Начать выполнение при щелчке, выбрать объект по которому будет осуществляться щелчок и нажать кнопку ОК.
На последних слайдах выведем вопросы для домашнего задания (рисунок 7).
Рисунок 5. Домашнее задание
Мультимедийные презентацию удобно использовать для организации фронтальной работы школьников, при изучении нового материала, для актуализации знаний и опросов. Однако проведение опросов с помощью презентации не позволяет провести проверку и оценку знаний всех учащихся, для этого можно использовать специальные интерактивные тесты, кроссворды и опросы.
Можно воспользоваться как готовыми материалами из Коллекции цифровых образовательных ресурсов для проведения контроля знаний, так и сделать самостоятельно интерактивные задания для контроля и оценки знаний.
Создадим тест для контроля результатов учебной деятельности по теме «Растровая и векторная графика». Используем для создания теста многофункциональный онлайн конструктор тестов, опросов, кроссвордов OnlineTestPad.
Цель тестирования: контроль и оценка усвоения знаний по теме «Растровая и векторная графика».
Возможности онлайн конструктора тестов:
Публикация / отмена публикации теста;
Доступ к тесту по кодовому слову;
Ограничение доступа к тесту по времени;
Доступность теста в общем списке тестов;
Установка ограничения по времени на прохождение теста;
Отображение текущего времени прохождения теста;
Включение и выключение отображения номеров вопросов;
Свободное перемещение по вопросам;
Показ правильных ответов на вопросы при прохождении теста;
Показ вопросов в случайной последовательности;
Возможность установки количества вопросов в тесте;
Выбор режима прохождения теста: все вопросы сразу или по одному вопросу;
Показ progressbar при прохождении теста;
Гибкий подсчет результатов тестов;
Возможность построения графиков и гистограмм по результатам обработки теста;
Показ правильных ответов по результатам теста;
Возможность добавлять интерпретацию по результатам подсчета шкал;
Возможность добавлять регистрационные параметры теста (дата, число, список и т.п.) и использовать их для расчета;
Получение e-mail уведомлений о прохождении теста;
Выдача сертификата по результату теста с возможностью настройки собственного сертификата и правил выдачи.
В конструкторе тестов OnlineTestPad предусмотрено гибкое редактирование содержимого вопроса. Любой вопрос может включать в себя текст, html-символы, таблицы, изображения, документы, видео. Для редактирования внешнего вида используется мощный и удобный WYSIWYG-редактор. Т.о. можно отображать вопрос в любом виде.
В конструкторе тестов OnlineTestPad предусмотрены следующие типы вопросов:
Ввод простого текста;
Ответ в свободной форме;
Заполнение пропусков – цифры;
Заполнение пропусков – текст;
Также для удобства отображения списка вариантов ответов для некоторых типов вопросов предусмотрены следующие ориентации:
В конструкторе тестов OnlineTestPad предусмотрен гибкий и универсальный инструмент для подсчета результатов теста. С помощью него можно реализовать логику подсчета результатов любой сложности.
Подсчёт количества очков.
Подсчет количества очков по ответам.
Подсчет количества ответов.
Подсчет максимального количества ответов.
Перевод в новую шкалу.
Расчет по условиям.
Время прохождения теста (в минутах, в секундах).
Строка последовательного исключения.
Численное значение ответа на вопрос.
Если вы являетесь владельцем (создателем) теста, то вам доступны удобные средства для просмотра и обработки результатов всех пройденных тестов. Расширенная статистика по пройденным тестам с возможностью отображения начальных параметров теста, численных значений шкал теста, фильтрация, сортировка.
Ручная проверка ответов в свободной форме с различными отчетами и статистикой проверки.
Для визуализации результатов, т.е. для построения графиков, гистограмм, диаграмм по результатам обработки, теста используется мощный и удобный инструмент. Вы сами можете настраивать внешний вид, типы графиков, типы гистограмм, задавать ориентацию и многое другое. Графики можно скачивать и сохранять в виде картинки.
Этапы создания теста в онлайн конструкторе:
Загрузить многофункциональный конструктор OnLineTestPad (http://onlinetestpad.com/ru-ru/Default.aspx); зарегистрироваться.
Выбрать «Конструктор теста». Написать название теста, выбрать Раздел и Категорию. Нажать на кнопку «Добавить» (рисунок 8). Выбрать тип вопроса, количество вариантов ответов (рисунок 9). Ввести текст вопроса, тексты ответов. Поставить количество баллов (за правильные ответы). Установить дополнительные настройки вопроса, нажав на кнопку «Настройки».
Можно сразу сформировать структуру теста (столько вопросов такого типа; столько – другого); количество ответов на каждый вопрос и т.п. А можно делать последовательно, формируя каждый вопрос от начала – до конца.
Рисунок 8. Добавление нового теста
Рисунок 9. Добавление вопросов в тест
Заполнить общую инструкцию к тесту: Автор; Источники; Описание: Инструкция к тесту; установить время прохождения теста; разрешить (или запретить) обсуждение теста на форуме.
Настроить отображение вопросов, нажав кнопку «Отображение вопросов».
Настроить порядок отображения результатов, нажав кнопку «Отображение результатов».
Предоставить ученикам данный тест для прохождения.
После прохождения теста учащиеся могут сразу узнать свой результат (рисунок 10).
Рисунок 10. Результат теста
Таким образом, на примерах мы рассмотрели, как можно использовать цифровые образовательные ресурсы на уроке информатике. Используя ЦОРы на уроках, учитель имеет возможность контролировать учебные процессы, регулировать подачу информации в ходе урока и многое другое. Деятельность учителя и учащихся становится более автоматизированной, что позволяет экономить время на уроке, заняться изучением дополнительного материала. Кроме того интерактивность, красочность и наглядность ЦОРов повышает мотивацию к изучению материала и повышает этим качество обучения.
На сегодняшний момент одним из перспективных направлений в преподавании информатики может стать комплексный подход к использованию ЦОР на уроках.
На уроке с использованием ЦОР учитель является организатором всего урока и консультантом. ЦОР не заменяют учителя или учебник, но коренным образом изменяют характер педагогической деятельности. Введение ЦОР в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решать не решавшиеся ранее проблемы.
ЦОР можно использовать для решения различных задач на разных этапах урока:
представление новых понятий при объяснении нового материала;
представление основных понятий для закрепления материала;
проверка усвоения знаний на уроке;
интерактивный контроль и оценка знаний учащихся;
практические задания для индивидуального выполнения заданий на уроке;
самостоятельная работа учащихся с интерактивными заданиями как на уроке так и дома и др.
Материал с помощью ЦОР может быть представлен в виде: презентаций; компьютерных игр; интерактивных программ, тестов; графических демонстрационных материалов; видео или мультипликационных фильмов и др.
Выполненное исследование открывает новые возможности для дальнейшей разработки вопросов методики применения ЦОР в обучении как информатике, так и другим школьным предметам, например, математике, физике, экономике, химии. Настоящее исследование может служить теоретической основой для дальнейшего научного поиска в направлении применения информационных средств в обучении.
Антипина М.В. // Сайт учителя Антипиной Марины Витальевны. URL: http://marina.rusedu.net/post/203/1951
Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 109-110
Бородатова Н.Ю. Использование ЦОР и ЭОР в обучении информатике // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL: http://festival.1september.ru/articles/636109/
Босова Л.Л. Наборы цифровых образовательных ресурсов к учебникам, входящим в Федеральный перечень, как способ массового внедрения ИКТ в учебный процесс российской школы // Информационно-коммуникационные технологии в образовании. URL: http://www.ict.edu.ru/ft/005803/iso_project-4.pdf
Брыкова О. Рекомендации по использованию в учебном процессе ресурсов, находящихся в открытом доступе в сети Интернет. URL: http://ru.scribd.com/doc/84445908
Гаврилова Л. В. Электронные и цифровые образовательные ресурсы // Продленка. URL: http://www.prodlenka.org/doklady/elektronnye-i-tcifrovye-obrazovatelnye-resursy.html (дата обращения:).
Галеева А.Г. Стандарты разработки цифровых образовательных ресурсов // Всероссийская научно-практическая конференция. URL: http://ntfmfkonf.ucoz.ru/publ/2014/razrabotka_i_primenenie_informacionnykh_tekhnologij_v_obrazovatelnom_processe_problemy_i_perspektivy/standarty_razrabotki_cifrovykh_obrazovatelnykh_resursov/26-1-0-201
Григорьев С. Г., В. В Гриншкун Педагогические аспекты формирования коллекций цифровых образовательных ресурсов // Энциклопедия знаний. URL: http://www.pandia.ru/text/78/311/54028.php
Десятова Л.В. Современные информационно-коммуникационные технологии в сфере образования // Время Технологий. URL: http://aleksandr.hoy.blog.tut.by/2011/11/25/sovremennyie-informatsionno-kommunikatsionnyie-tehnologii-v-sfere-obrazovaniya-avtor-lyubov-vladimirovna-desyatova
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. URL: http://www.school-collection.edu.ru/about/
Зимина О.В., Кириллов А.И. Рекомендации по созданию электронного учебника // Академия XXI. URL: http://www.academiaxxi.ru/Meth_Papers/AO_recom_t.htm
Исупова Л.В. Эффективное использование информационно-коммуникационных технологий, включение цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебный процесс // Педагогическая планета. URL: http://planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=863&ur2=942
Коробкова К.В., Калиновский Е.А. Возможности использования цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе // Студенческий научный форум. URL: http://www.rae.ru/forum2012/pdf/2296.pdf
Общий толковый словарь. URL: http://tolkslovar.ru/r5528.html
Татаринцев А. И. Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-образовательной среды педагогического вуза / А. И. Татаринцев // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 367-370.
Усенков Д.Ю. ЦОРы // Вопросы информатизации образования. URL: http://www.npstoik.ru/vio/inside.php?ind=articles&article_key=214
Коллекции цифровых и электронных образовательных ресурсов
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Коллекция разнообразных ЦОР в различных форматах
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. Крупнейший каталог ЦОР в различных форматах
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Каталог ЭОР для учителей-предметиков
Электронные образовательные ресурсы. Репозиторий планов-конспектов уроков, коллекция ЭОР
Всероссийский конкурс педагогического мастерства по применению ЭОР в образовательном процессе. Материалы участников конкурса могут быть полезны учителю
Российский образовательный портал. Коллекция ЦОР
ПЕДСОВЕТ.ORG. Медиатека, включающая ЦОР и методические разработки
Сеть творческих учителей. Библиотека методик проведения уроков и готовых учебных проектов
Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.. Коллекция ЦОР
Ресурсы, осуществляющие дистанционное образование
Московский институт открытого образования. После прохождения курсов есть возможность получения документа гос. образца.
Проект охватывает практически все ступени обучения – дошкольное развитие, внедрение новых технологий в начальной и старшей школе, кроме того, обучение лиц с ограниченными возможностями и инвалидов, предоставление равных возможностей студентам различных вузов, повышение качества и эффективности использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР). После прохождения курсов есть возможность получения документа гос. образца.
Образовательная программа Intel «Обучение для будущего». Вы сможете пройти дистанционное обучение и получить сертификат, подтверждающий прохождение курсов (не является документом гос. образца).
Интернет университет информационных технологий
Изучение приложений Office при помощи учебных курсов для самостоятельного обучения и видеозаписей
Skillopedia.Ru – видео энциклопедия знаний помогающая людям учиться новому. С помощью Скиллопедии Вы сможете найти уроки, пройти дистанционное обучение и получить инструкции практически по всем жизненным областям. Просмотреть различные видеокурсы и тренинги, изучить рассказывающие и показывающие интерактивные руководства и инструкции.
Образовательная инициатива Microsoft «Твой курс». Вы сможете пройти дистанционное обучение и получить сертификат, подтверждающий Ваш уровень знаний в специализированных центрах, одним из которых является ОМЦ ЦАО г. Москвы.
Большой выбор блочно-модульных курсов по различным тематикам. Удобный график обучения. Платно.
Вы можете прослушать более 300 авторизованных IT-курсов по различным продуктам и направлениям. Обучение IT-специалистов проходит под руководством сертифицированных тренеров с богатым практическим опытом работы. Платно.
Дистанционное образование в МГУ
ИнтерОбуч. Портал дистанционного обучения.
Открытый Колледж. Вы сможете получать индивидуальные задания через интернет (тесты для самопроверки), которые генерируются с учетом класса обучения, темы желаемого уровня сложности, а также электронные консультации ведущих педагогов России, которые будут отвечать на Ваши вопросы по математике, физике, химии, английскому языку, биологии, географии. Также вам представится возможность дистанционно получить начальные, базовые знания в области бизнеса и экономики. «Открытый Колледж» – образовательный Internet-портал, включающий обучение школьников (математика, физика, астрономия, химия, биология и другие предметы) и курсы для профессионального образования
Центр дистанционного образования «Эйдос». Платно
Всероссийский инновационный образовательный портал ВСЕ-ЗНАНИЯ.РФ
Ресурсы в помощь учителю
Федеральный институт педагогических измерений
Федеральный портал Российского образования
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
Сеть творческих учителей
Интернет – государство учителей
Газета «Информатика» издательского дома «Первое сентября»
Журнал «Информатика и образование»
Методическая копилка учителя информатики
Учебный курс flash-анимация
Виртуальный компьютерный музей
Олимпиады по информатике
Право в сфере образования
Стандарты общего образования нового поколения
Примерные программы основного общего образования
Официальный сайт ЕГЭ
Портал информационной и технической поддержки СПО
Gimp – графический редактор
Тесты по информатике
Информатика и ИКТ в образовании
Ресурсы в помощь для осуществления проектной и исследовательской деятельности
Портал, посвященный исследовательской деятельности
Сайт конкурса мультимедийных, проектных исследовательских работ «Грант Префекта ЦАО для школьников»
Сайт городской конференции «ПОИСК-НИТ»
Сайт всероссийского открытого конкурса исследовательских работ им. В.И.Вернадского
Электронный образовательный журнал для старшеклассников и учителей «Потенциал»
Интернет-портал журнала «Техника молодежи»
Научно-образовательный журнал «Компьютерра»
Интернет-портал о научно-техническом творчестве, включая следующие разделы: учреждения НТТМ Москвы, экспертиза проектов, как обустроить свое сообщество и т.д.
Ресурсы популярного программного обеспечения
Антивирус Касперского Kaspersky. Антивирус
Radmin. администрирование сетей
NetOp School. Программный комплекс, предназначенный для организации обучения в компьютерных классах
ABBYY. переводчик, словарь, распознание текста
PROMT. Система профессионального перевода.
Pinnacle Studio. Видеоредактор
ПО ACDSee Photo Manager 12 Full Version Educational/Government. программа для работы с изображениями и иллюстрацией
QuarkXPress Passport. Мощная издательская система, обладающая интуитивным интерфейсом и расширенным набором инструментов для обработки текста
Adobe. графические редакторы
Corel. создание векторных иллюстраций, макетирования страниц, редактирования фотографий и трассировки растровых изображений
Embarcadero RAD Studio 2010 Professional Concurrent ELS. инструменты для проектирования, строительства, оптимизации и управления баз данных и прикладных программ на разных платформах и языках программирования
Компaс-3D. Проектирование и конструирование в машиностроении, лицензия.
Kerio WinRoute Firewall. Программное обеспечение обеспечивает корпоративную ИТ-безопасность, прозрачность, удобство установки, настройки и эксплуатации межсетевых экранов для полномасштабного контроля доступа пользователей в Интерне
LabVIEW Full. платформа графического программирования, предназначенная для разработки систем тестирования, управления и встраиваемых систем
Sony Vegas Movie Studio. создание видео, работа со звуком
Symantec Endpoint Protection. продукт, включающий в себя Symantec AntiVirus и расширенную функцию предотвращения угроз, который обеспечивает защиту ноутбуков, настольных компьютеров и серверов от вредоносных программ.
1C:Бухгалтерия. Универсальная программа для автоматизации бухгалтерского и налогового учета в коммерческих организациях
ESET NOD32 Bisness Edition. Антивирус
AVG Internet Security. пакет программ для комплексной защиты компьютера от всех самых серьезных интернет-угроз,включая вирусы, червей, троянов, программ-шпионов, adware, хакеров и спама.
Xara3D. Программа для создания различных трёхмерных надписей и 3D-кнопок
Auslogics BoostSpeed. очистит Ваш компьютер от системного «мусора», исправит ошибки реестра, дефрагментирует диски и оптимизирует настройки Windows.
Сhildwebguardian. программа для ограничения доступа детей к интернету
TheBat!. Программа для работы с электронной почтой, обеспечивающая быстроту и эффективность деловой и персональной переписки
Sound Forge Pro. звуковой редактор, обладающий широким спектром возможностей
NetSupport Manager. программа удаленного управления компьютером
VideoPort. программное обеспечение для организации видеоконференций в рабочих группах любого размера внутри корпоративной сети любой сложности.
Sibelius. позволяет проводить групповые занятия по теории музыки с учащимися в компьютерном классе, программа позволяет педагогам оформлять и издавать обработки, переложения, аранжировки музыкальных произведений для обучающихся.
ARCserve. позволяет защитить все критические данные и приложения, обеспечивая их резервное копирование.
NERO. программа для записи дисков CD, DVD
Linux. операционная система
Ресурсы по использованию свободнораспространяемого ПО
Электронное обучение. Moodle, Караганда, КарГТУ
Информационно-образовательный портал СНГ. Проект Российского университета дружбы народов информационного характера. Видимо, в разработке.
Институт ЮНЕСКО по ИТ в образовании. Миссия ИИТО – служить центром передового опыта и предоставлять техническое содействие и консультации в сфере применения ИКТ в образовании.
Федеральный центр инновационно-образовательных ресурсов. Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования.
Сайт энтузиастов открытого образоания. Сайт посвящен движению ООР (открытые образовательные ресурсы) и идеям открытого образования.
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Каталог образовательных интернет-ресурсов и полнотекстовой электронной учебно-методической библиотеке для общего и профессионального образования.
Сетевые образовательные сообщества. Проект «Развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями»
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Целью создания Коллекции является сосредоточение в одном месте и предоставление доступа к полному набору современных обучающих средств, предназначенных для преподавания и изучения различных учебных дисциплин в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Центр дистанционного обучения и повышения квалификации ДГТУ. Полные курсы, учебные материалы, модули, учебники, видео, тесты, программное обеспечение, а также любые другие средства, материалы и технологии, использованные для предоставления доступа к знаниям.
Российская государственная детская библиотека:обеспечивает доступ пользователей к безопасной и качественной информации с тем, чтобы повысить качество чтения детей, сохранить книгу как явление культуры;поддерживает и развивает единое пространство библиотечно-информационного обслуживания детей в России;изучает чтение, информационное поведение детей и служит творческой лабораторией библиотечной работы с детьми;собирает, хранит для будущих поколений и продвигает лучшие информационные ресурсы для детей. Ресурсы в стадии тестирования
Методические рекомендации
Рекомендации по проведению занятий с использованием интерактивной доски
урок должен быть приготовлен заранее, тогда объяснение материала пройдет быстрее;
интерактивная доска позволяет использовать самые разные материалы одновременно: и изображения, и звук, и видео, и текст и другие необходимые материалы;
течение урока должно быть логическим и последовательным, тогда урок позволит выполнить все поставленные задачи;
файлы, сохраненные во время урока, могут быть переданы ученикам; также эти файлы можно использовать на последующих уроках для повторения пройденного материала или дополнения.
Рекомендации по разработке мультимедийных презентаций
На этапе создания мультимедийной презентации необходимо учитывать следующие моменты:
Психологические особенности учащихся данного класса
Цели и результаты обучения
Структуру познавательного пространства
Выбор наиболее эффективных элементов компьютерных технологий для решения конкретных задач конкретного урока
Цветовую гамму оформления учебного материала
При работе с мультимедийными презентациями на уроках необходимо прежде всего учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации с экрана компьютера, телевизора, проекционного экрана. Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, т. к. при длительной работе вызывает утомление, снижение остроты зрения. Особенно трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстами.
При создании слайдов необходимо учесть ряд основных требований:
Слайд должен содержать минимально возможное количество слов.
Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста. Лаконичность— одно из исходных требований при разработке учебных программ.
Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации.
Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт.
Заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз.
Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный равномерно заполнять все экранное поле.
Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.
На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время (не менее 2-3 мин.), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради.
Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.
Применяемая презентация должна соответствовать возрасту учащихся;
Наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы всем было удобно и хорошо видно;
Необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
Детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
Демонстрируемая презентация должна быть точно согласована с содержанием материала.