Цветаева искренне утверждала что чувство собственности

Большой Бейсуг

Любовь и Россия в жизни и творчестве М. Цветаевой

26 сентября 1892 года в Москве родилась Марина Цветаева. Жилось ей сложно, она не знала и не пыталась найти покоя и благоденствия, всегда была в полной неустроенности, искренне утверждала, что «чувство собственности» у нее «ограничивается детьми и тетрадями».

Детство, юность и молодость Марины Ивановны прошли в Москве и в тихой подмосковной Тарусе, отчасти за границей. Училась она много, но, по семейным обстоятельствам, довольно бессистемно. Стихи Цветаева начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски, по-немецки). В 1910 году она выпускает довольно объемный сборник «Вечерний альбом». Его заметили и одобрили влиятельные и взыскательные критики, поэты В. Брюсов, Н. Гумилев, М. Волошин. Стихи юной Цветаевой были еще очень незрелы, но подкупали своей талантливостью, своеобразием и непосредственностью. И в первую очередь — безудержная и страстная «Молитва», написанная поэтессой в день 17летия, 26 сентября 1909 года: Христос и Бог! Я жажду чуда

Теперь, сейчас, в начале дня!

О, дай мне умереть, покуда

Вся жизнь как книга для меня.

Вслед за «Вечерним альбомом» появилось еще два стихотворных сборника Цветаевой: «Волшебный фонарь» (1912 год) и «Из двух книг» (1913 год) — оба под маркой издательства «Оле-Лукойе», домашнего предприятия Сергея Эфрона, друга юности Цветаевой, за которого в 1912 году она выйдет замуж. В это время Цветаева — «великолепная и победоносная» — жила уже очень напряженной душевной жизнью, хорошо знала себе цену как поэту. «В своих стихах я уверена непоколебимо», — записала она в дневнике в 1914 году. Жизнелюбие поэтессы воплощалось, прежде всего, в любви к России и к русской речи. Цветаева очень любила город, в котором родилась; Москве она посвятила много стихов.

Позднее в поэзии Цветаевой появится герой, который пройдет сквозь годы ее творчества, изменяясь и оставаясь неизменным в главном: в своей слабости, нежности, зыбкости в чувствах. Лирическая героиня наделяется чертами кроткости богомольной женщины: «Пойду и встану в церкви и помолюсь угодникам о лебеде молоденьком». В первые дни 1917 года у Цветаевой появляются стихи, в которых слышатся перепевы старых мотивов, говорится о последнем часе нераскаявшейся, истомленной страстями лирической героини.

Многие из своих стихов Цветаева посвящает поэтам-современникам: Ахматовой, Блоку, Маяковскому, Эфрону.

В певучем граде моем купола горят,

И Спаса светлого славит слепец бродячий. —

И я дарю тебе свой колокольный град,

Ахматова! — и сердце свое в придачу.

Марина Цветаева пишет не только стихи, но и прозу. Проза Цветаевой тесно связана с ее поэзией. В ней, как и в стихах, важен был не только смысл, но и звучание, ритмика, гармония частей. Проза Цветаевой создает впечатление большой масштабности, весомости, значительности. Мелочи как таковые у Цветаевой просто перестают существовать; люди, события, факты всегда объемны.

Октябрьскую революцию Марина Цветаева не приняла и не поняла. Казалось бы, именно она с бунтарской натурой своего человеческого и поэтического характера могла обрести в революции источник творческого воодушевления. Пусть она не сумела бы понять правильно революцию, ее цели и задачи, но она должна была ощутить ее как могучую и безграничную стихию. В литературном мире Цветаева по-прежнему держалась особняком. В мае 1922 года со своей дочерью она уезжает за границу.

В первые годы эмиграции Цветаева активно участвует в русской культурной жизни. Но год от года по разным причинам оказывается все в большей изоляции. Новаторство ее поэзии не получило должной оценки эмигрантской критики. Более охотно издатели брали ее прозу. Цветаева публикует небольшие рассказы (как на русском, так и на французском языке), воспоминания о поэтах-современниках (Волошине, Брюсове, Бальмонте, Кузмине, Маяковском, Пастернаке), литературно-критические статьи. Решительно отказавшись от своих былых иллюзий, она ничего уже не оплакивала и не предавалась никаким умилительным воспоминаниям о том, что ушло в прошлое. В ее творчестве крепнут сатирические ноты. В то же время в Цветаевой все более растет и укрепляется живой интерес к тому, что происходит на покинутой Родине.

С течением времени понятие «родина» для нее наполняется новым содержанием. Поэтесса начинает понимать размах русской революции («лавина из лавин»), она начинает чутко прислушиваться к «новому звучанию воздуха». Тоска по России проявляется в таких лирических стихотворениях, как «Рассвет на рельсах», «Лучина», «Русской ржи от меня поклон. «, «О, неподатливый язык!». сплетается с думой о новой родине, которую она еще не видела и не знает, — о Советском Союзе, о его жизни, культуре и поэзии.

К 30-м годам Марина Цветаева совершенно ясно осознала рубеж, отделивший ее от белой эмиграции. Здесь для понимания позиции Цветаевой большое значение имеет цикл стихов к сыну. В них она говорит о Советском Союзе как о новом мире новых людей, как о стране совершенно особого склада и особой судьбы, неудержимо рвущейся вперед — в будущее и в само мироздание — «на Марс».

Программа складского учета TopLog WMS предлагает Вам уникальные возможности по автоматизации и оптимизации всех процессов работы склада. Активное управление складом, увеличение скорости набора товара, получение точной информации о месте нахождения товара на складе, эффективное управление товаром, имеющим ограниченные сроки годности.

Источник

Цветаева искренне утверждала что чувство собственности. Смотреть фото Цветаева искренне утверждала что чувство собственности. Смотреть картинку Цветаева искренне утверждала что чувство собственности. Картинка про Цветаева искренне утверждала что чувство собственности. Фото Цветаева искренне утверждала что чувство собственности Цветаева искренне утверждала что чувство собственности. Смотреть фото Цветаева искренне утверждала что чувство собственности. Смотреть картинку Цветаева искренне утверждала что чувство собственности. Картинка про Цветаева искренне утверждала что чувство собственности. Фото Цветаева искренне утверждала что чувство собственности Цветаева искренне утверждала что чувство собственности. Смотреть фото Цветаева искренне утверждала что чувство собственности. Смотреть картинку Цветаева искренне утверждала что чувство собственности. Картинка про Цветаева искренне утверждала что чувство собственности. Фото Цветаева искренне утверждала что чувство собственности Цветаева искренне утверждала что чувство собственности. Смотреть фото Цветаева искренне утверждала что чувство собственности. Смотреть картинку Цветаева искренне утверждала что чувство собственности. Картинка про Цветаева искренне утверждала что чувство собственности. Фото Цветаева искренне утверждала что чувство собственности

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний
Иоанн Богослов.

Пойду и встану в церкви
И помолюсь угодникам
О лебеде молоденьком.

В первые дни 1917 года в тетради Марины Цветаевой появляются не самые лучшие стихи, в них слышатся перепевы старых мотивов, говорится о последнем часе нераскаявшейся, истомленной страстями лирической героини.
Вскоре свершилась Октябрьская революция, которую Марина Цветаева “не приняла и не поняла”. В мае 1922 года Цветаева со своей дочерью уезжает за границу к мужу, который был белым офицером. Жизнь была эмигрантская, труд-ная, нищая. Поначалу белая эмиграция приняла М. Цветаеву как свою, ее охотно печатали и хвалили. Но вскоре картина существенно изменилась, прежде всего для М. Цветаевой наступило жестокое отрезвление. Белоэмигрантская среда, с мышиной возней и яростной грызней всевозможных “фракций” и “партий”, сразу же раскрылась перед поэтессой во всей своей жалкой и отвратительной наготе. Постепенно ее связи с белой эмиграцией рвутся. Ее печатают все меньше и меньше, некоторые стихи годами не попадают в печать.
Решительно отказавшись от своих былых иллюзий, она ничего уже не оплакивала и не предавалась никаким умилительным воспоминаниям о том, что ушло в прошлое. В ее стихах зазвучали совсем иные ноты:

Цветаева искренне утверждала что чувство собственности. Смотреть фото Цветаева искренне утверждала что чувство собственности. Смотреть картинку Цветаева искренне утверждала что чувство собственности. Картинка про Цветаева искренне утверждала что чувство собственности. Фото Цветаева искренне утверждала что чувство собственности

Берегитесь могил:
Голодней блудниц!
Мертвый был и сенил:
Берегитесь гробниц!
От вчерашних правд
В доме смрад и хлам.
Даже самый прах
Подари ветрам!

Покамест день не встал
С его страстями стравленными,
Из сырости и шпал
Россию восстанавливаю.

Источник

Урок по литературе «Москва Марины Цветаевой» 11 класс

Образовательные : познакомить с биографией и творчеством М. Цветаевой; вызвать у учащихся интерес к поэзии серебряного века; научить учащихся сопереживать трагической судьбе поэтессы; изучить темы поэзии в лирике

Развивающие : развивать эстетический вкус, способность воспринимать и понимать поэтические тексты; способность декламировать стихи;

Воспитательные: воспитывать в детях на примере произведений

М. Цветаевой лучшие человеческие качества: любовь к Родине, гуманизм, чувство человеческого достоинства; уважение к русскому поэтическому слову.

Оборудование: экран, мультимедийный проектор, портрет Марины Цветаевой, выставка книг о Цветаевой и сборники её стихотворений

Настанет свой черёд.

Звучит песня А. Розенбаума «Покажите мне Москву»

Вводное слово учителя: Имя М.И. Цветаевой, талантливейшей русской поэтессы, известно широким кругам читателей и горячо любимого ими. Её поэтическое наследие поражает глубиной мысли и новаторством формы, необыкновенным лиризмом, поэтическим предвидением.

— В чём же заключается это предвидение?

Ученик: В том, что более полувека тому назад совсем юная и никому не известная Цветаева высказала непоколебимую уверенность:

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я – поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет…

Разбросанным в пыли по магазинам,

(Где их никто не брал и не берёт!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черёд.

Учитель: Марине Цветаевой был двадцать один год, когда она написала эти строки, которые, по сути стали пророческими. Действительно, её стихи можно сравнить с «драгоценными винами», которые лежат где-то в далёком погребе и ждут своего читателя, нас с вами…

Ученик: Поэзия Цветаевой требует вдумчивого, углубленного постижения, требует немалого усилия мысли. Меня она увлекла, в душе приятные чувства пробудила, и тайны нелёгкой жизни Цветаевой передо мной открыла.

Ученица в роли Цветаевой:

День был субботний:

Дом Цветаевых в Трёхпрудном переулке был буквально залит музыкой, льющейся из-под пальцев Марины Александровны, жены Ивана Владимировича, изумительной пианистки, скончавшейся в 1906 году от чахотки, когда её дочери Марине не исполнилось и 14 лет.

Детство, юность и молодость Марины прошли в Москве, в тихой подмосковной Тарусе, отчасти за границей (в Италии, Швейцарии, Германии, Франции). Училась она много. Но, по семейным обстоятельствам, довольно бессистемно: совсем маленькой девочкой – в музыкальной школе, потом – в католических пансионах в Лозанне и Фрейбурге, в ялтинской женской гимназии, московских частных пансионах. Окончила семь классов частной гимназии Брюханенко. В возрасте 16 лет, совершив самостоятельную поездку в Париж, прослушала в Сорбонне сокращенный курс истории старофранцузской литературы.

Страсть к труду Цветаева унаследовала у отца, музыку (претворённую впоследствии в стихи) – от матери.

Чтец: Марина – имя у неё было морской,

Хотя она с детства не любили море.

Рано познала одиночество.

Отец всего себя отдавал музею,

Мать музыкой была увлечена.

А Марина чувствовала себя

Заброшенной в «людную пустошь».

Не желала она разговаривать

Ни с настоящим, ни с будущим.

Учитель: Музыка и музей стали её соперниками. Приучили её к другому общению, к общению с музами. Стихи Цветаева начала писать с 6 лет, печататься – с 16-ти. В 1910 году, когда ей исполнилось 18 лет, тайком от семьи выпустила сборник «Вечерний альбом». Его заметили и одобрили такие влиятельные критики, как В. Брюсов, Н. Гумилёв, М. Валошин.

Стихи юной поэтессы были незрелы, но подкупали талантливостью, своеобразием и непосредственностью. Особенно поддерживал Цветаеву при её вхождении в литературу Максимилиан Волошин. В декабре 1910 года Волошин адресовал ей восторженное послание:

Чтец: К Вам душа так радостно влекома….

О, какая веет благодать

От страниц «Вечернего альбома»!

Кто Вам дал такую ясность красок?

Кто Вам дал такую точность слов?

Смелость всё сказать – от детских ласок

До весенних, новолунных снов?

Ваша книга – это весть «оттуда»,

Утренняя, благостная весть…

Я давно уж не приемлю чуда…

Но как сладко слышать: «Чудо есть!»

Учитель: Волошин восхищается её стихами, приглашает её в Коктебель. В 1911 году она приезжает к нему. В Коктебеле Максимилиан знакомит её с Сергеем Эфроном. Позже Марина Цветаева напишет Волошину: «Спасибо тебе, Макс, за Серёжу – за 1911 год. Коктебель 1911 год – счастливый год моей жизни».

Эфрон родился в один день с Цветаевой, но годом позже – 26 сентября 1983 года. Бывают же такие совпадения в жизни! Это совпадение стало неслучайным. Их судьбы соединились. Два человека, которые чувствовали себя одинокими, нашли друг друга. Сергей Эфрон в своих воспоминаниях писал: «Моё одиночество разомкнула Марина».

5 мая 1911 года на пустынном, усеянном мелкой галькой коктебельском, волошинском берегу Цветаева собирала камешки, Сергей стал помогать ей. Марина загадала: если он подойдёт и подарит ей сердолик, она выйдет за него замуж! Сердолик он нашёл, вложил ей в ладонь (этот камень она хранила всю жизнь).

Обвенчались Сергей и Марина в январе 1912 года. И короткий промежуток между встречей их и началом Первой мировой войны был единственным в их жизни периодом бестревожного счастья. Цветаева выпустила в этом же году второй сборник стихов «Волшебный фонарь». Характер у Марины был трудный, неровный, неуступчивый. Илья Эренбург, хорошо знавший её в молодости, писал: «Она совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, гордость и предельную простоту. Её жизнь была клубком прозрений и ошибок».

Жила она сложно и трудно, не знала и не искала ни покоя, ни благоденствия, всегда была в полной неустроенности, искренне утверждала, что «чувство собственности» у неё «ограничивается детьми и тетрадями». А в тетрадях её были стихи о природе, о любви, о Родине, о Москве.

Я думаю, что этот город она любила.

И по-своему боготворила.

Стихи свои этому городу посвятила.

Ученица 1: Так уж распорядилась история, что с именем каждого из поэтов в нашей памяти прочно связан тот или иной город. Цветаевой довелось жить в разных городах и странах. И все-таки по духу (как, впрочем, и порождению) Цветаева – москвичка. Марина очень сильно любила город, в котором родилась. Москве она посвятила много стихов:

Чтец: Над городом, отвергнутым Петром,

Перекатился колокольный гром.

Гремучий опрокинулся прибой

Над женщиной, отвергнутой тобой.

Царю Петру и вам, о, царь, хвала!

Но выше вас, цари: колокола.

Пока они гремят из синевы –

Неоспоримо первенство Москвы.-

И целых сорок сороков церквей

Смеются над гордынею царей!

Ученица2: Москва для Марины Цветаевой была поистине живым существом. Этот город она сотворила сама. Москва – часть её души. Она ей по-особому дорога, с её «домиками, церквами, колоколами». Жила Цветаева до замужества в центре Москвы в доме №8 в Трёхпрудном переулке. Если идти от Пушкинской площади по Большой Бронной, то он будет на правой стороне. В 1919 году Цветаева, как бы заглядывая в будущее, писала:

Со мной в руке – почти, что горстка пыли –

Мои стихи! – я вижу: на ветру

Ты ищешь дом, где родилась я – или

Ученица в роли Цветаевой: «… Трёхпрудный переулок, где стоял наш дом, это был целый мир, вроде именья, и целый психический мир – не меньше, а может быть и больше дома Ростовых.… В доме одиннадцать комнат, за домом зеленый двор в тополях, флигель в семь комнат… Моя комната – с каюту, по красному полю золотые звезды (мой выбор обоев…). … Узенький диван, к которому вплотную письменный стол. И всё».

Ученица 3: Сестра Марины, Анастасия, вспоминала: «Стены её комнаты были увешаны портретами Наполеона… Полдня, запершись в своей узенькой комнатке, увешанной гравюрами и портретами, окруженная французскими книгами, она с головой уходила в другую эпоху, жила, среди иных имен…».

Чтец: Меж великанов – соседей, как гномик

Он удивлялся всему,

Маленький розовый домик,

Чем он мешал и кому?

Чуть помутнеет, в закрытые ставни

Тихо стучит, волшебство.

Домик смиренный и давний,

Чем ты смутил и кого?

Там засмеются, мы смеху ответим

Домик, понятный лишь детям,

Чем ты грешил, перед кем?

Лучшие, радости с ним погребли, мы

Феи нырнули во тьму…

Маленький домик любимый,

Чем ты мешал и кому?

Ученица 4: С середины лета 1914 года, когда война только началась, и, казалось, что она скоро кончится, Марина Цветаева, счастливая, с мужем и маленькой дочерью Ариадной, стала жить в Борисоглебском переулке – в доме № 6, квартира 3. Переулок назывался по церкви святых Бориса и Глеба, стоявшей рядом на Поварской.

Два дерева ходят друг к другу.

Два дерева. Напротив дом мой.

Деревья старые. Дом старый.

Чтец: Чердачный дворец мой, дворцовый чердак!

Войдите. Гора рукописных бумаг…

Так! – Руку! – Держите направо,-

Здесь лужа от крыши дырявой.

Теперь полюбуйтесь, воссев на сундук,

Какую мне Фландрию вывел паук.

Не слушайте толков досужих,

Что женщина – может без кружев!

Ну-с, перечень наших чердачных чудес:

Здесь нас посещают и ангел, и бес,

И тот, кто обоих превыше,

Недолго ведь с неба – на крышу!

Вам дети мои – два чердачных царька,

Покажут мою эмпирею.

— А что с Вами будет, как выйдут дрова?

Дрова? Но на то у поэта – слова

Всегда – огневые – в запасе!

Нам нынешний год не опасен…

От века поэтовы корки черствы,

И дела нам нету до красной Москвы!

Глядите: от края до края-

Вот наша Москва – голубая!

А если уж слишком поэта доймет

Московский, чумной, девятнадцатый год,-

Что ж,- мы проживем и без хлеба!

Недолго ведь, с крыши – на небо.

Ученица 5: В комнате наверху жили летом, а зимой перебирались вниз, в самую теплую и темную… Жестяная печурка, так называемая «буржуйка», сжирала постепенно всю мебель, которую хозяйка с полным безразличием разламывала, распиливала, раскалывала…

Марина писала: «Муки нет, хлеба нет, под письменным столом фунтов 12 картофеля, остаток от пуда, одолженного соседями,- весь запас…» Цветаева ездила по деревням, пыталась менять вещи на продукты. Но всегда у нее получалась не так, как у других. Она была слишком доверчива.

Марина терпеливо выстаивала долгие очереди за пайковой селедкой, за хлебом, тащила на салазках гнилую картошку, которую выгребала из казенного подвала, где выдавали ее по списку.… Из всего окружающего возникали стихи.

Ученица в роли Цветаевой:

Сегодня ночью я одна в ночи,

— Бессонная, бездомная черница!

Сегодня ночью у меня ключи

От всех ворот единственной столицы.

Бессонница меня толкнула в путь,

— О, как же ты прекрасен, тусклый

Сегодня ночью я целую в грудь –

Всю круглую воюющую землю!

Вздымаются не волосы, а мех,

И душный ветер прямо в душу дует.

Сегодня ночью я жалею всех,

Кого жалеют и кого целуют.

Ученица 1: Страшное зрелище представляла собой Москва после революции. Улицы и площади заполнились новыми хозяевами, зазвучали неслыханные доселе речи.

Чтец: Гришка – Вор тебя не ополячил.

Что же делать, голубка? – Плачу.

Где же спесь своя, Москва? – Далече.

— Голубочки, где твои? – Нет корму.

— Кто унес его? – Да ворон черный.

— Где кресты твои святые? – Сбиты.

— Где сыны твои, Москва? – Убиты.

Ученица 2: 2 марта 1920года умерла младшая дочь Цветаевой – Ирина. Старшая Аля – очень больна.… Теперь они живут в одной комнате, остальные заселены новыми жильцами. Дом разграблен, разгромлен… Трущоба. Из письма князя Волконского Цветаевой:

Москва для Цветаевой нечто святое, неразрывно связанное с Богом и Церковью, звоном колоколов, куполами.

На семи колоколах – колокольни.

В колокольный я, во червонный день

Иоанна родилась Богослова.

Дом – пряник, а вокруг плетень

И церковки златоглавые.

Учитель: Москва в её сборниках – воплощение гармонии. В стихотворении «Домики старой Москвы» город предстаёт перед нами как символ минувшего. В нем – слова и понятия передают аромат старины: «вековые ворота», «деревянный забор», «потолки расписные», «домики с знаком породы». Цветаева создаёт цикл «Стихи о Москве» (1915-1916 гг.). Первое стихотворение из этого сборника «Облака вокруг» обращено к дочери Але. С высоты Воробьёвых гор или с Кремлёвского холма она показывает Але Москву. И завещает этот «дивный», «мирный град» дочери и её будущим детям.

Чтец: Облака – вокруг,

Сколько хватит рук!

Чтец: Из рук моих – нерукотворный град

Прими, мой странный, мой прекрасный брат.

По церковке – все сорок сороков

И реющих над ними голубков;

Где шапка православного снята;

Часовню звездную – приют от зол –

Где вытертый – от поцелуев – пол;

Пятисоборный несравненный круг

Прими, мой древний, вдохновенный друг.

К Нечаянныя Радости в саду

Я гостя чужеземного сведу.

Червонные возблещут купола,

Бессонные взгремят колокола,

И на тебя с багряных облаков

Уронит Богородица покров,

И встанешь ты, исполнен дивных сил…

— Ты не раскаешься, что ты меня любил.

Учитель: Она так этот город благотворила потому, что ощущала себя, прежде всего жителем Москвы:

Ученица в роли Цветаевой:

Москва! Какой огромный

Всяк на Руси – бездомный.

Мы все к тебе придём.

Клеймо позорит плечи,

На каторжные клейма,

У нас, целитель, есть.

А вон за тою дверцей,

Там Иверское сердце,

— Я в грудь тебя целую,

Ученица 3: В июле 1921 года она получила письмо от мужа – Сергея Эфрона. Он после разгрома белой армии остался жив и собирался ехать из Константинополя в Прагу. Цветаева решила ехать к нему. Она покидала свою любимую Москву.

Из воспоминаний Ариадны Эфрон: «Последний день в Москве. Царил унылый предотъездовский хаос. Теперь вещи, покидаемые нами, вдруг как бы утратили предметность и ту обиходную теплоту, которой наделяла их живая связь с людьми, служение им. Багаж наш – сундучок с рукописями, чемодан…

Ученица в роли Цветаевой: У меня в Москве – купола горят,

У меня в Москве – колокола – звонят.

В них царицы спят и цари.

И не знаешь ты, что зарей в Кремле

Легче дышится – чем на всей земле!

И не знаешь ты, что зарей в Кремле

Я молюсь тебе – до зари.

И проходишь ты над своей Невой

О ту пору, как над рекой – Москвой

Я стою с опущенной головой,

И слипаются фонари.

Всей бессонницей я тебя люблю,

Всей бессонницей я тебе внемлю –

О ту пору, как по всему Кремлю

Но моя река – да с твоей рекой,

Но моя рука – да с твоей рукой

Не сойдутся, Радость моя, доколь

Ученица 4: Дом в Борисоглебском был для Цветаевой источником, хранилищем жизни. Теперь он стал историей.… Находясь в эмиграции, Цветаева постоянно думала о России. 1 февраля 1925 года у Цветаевой родился сын Георгий. Она продолжала жить в эмиграции, оттуда писала: «Мой читатель, несомненно, в России. Пишу не для здесь, а для там – языком равных».

Учитель: 18 июня 1939 года – после семнадцати лет эмиграции Цветаева вернулась в Москву. И здесь началась самая драматическая, хотя и короткая, часть « романа » поэта с городом. В Москве для Цветаевой не оказалось места, столица её отвергла. Так Марина встретилась с другой Москвой – с негостеприимной хозяйкой, выгонявшей её из дома на улицу, из тепла и света – в холод. Москва, не принявшая поэта, словно бы мстила за то, что Цветаева когда-то покинула её. Поэтесса зарабатывала на жизнь переводами, дочь и муж были репрессированы. В Москве у неё были знакомые литераторы, которые от неё не отвернулись, но они её осуждали за то, что она годы провела в эмиграции. Им она стихи свои читала. Бездомность свою в родном городе ощущала. Её задели бестактно произнесённые в её адрес слова знакомой. Она записала в тетрадь ответ ей – это «Стихи о Москве». Из дневника Марины Ивановны: «Но даже – не напиши я Стихи о Москве – я имею на неё право в порядке русского поэта, в ней жившего и работающего, книги которого в её лучшей библиотеке».

21 августа 1941 года Марина была эвакуирована в Чистополь, затем в Елабугу. Она пишет в дневнике: ученица в роли Цветаевой: «Мне все эти дни хочется написать завещание. Мне вообще хотелось и не быть. Иду с Муром или без Мура в школу или за молоком – изнутри, сами собой складываются слова завещания. Невещественного – у меня ничего нет, а что-то, что мне нужно, чтобы люди обо мне знали… Разъяснение».

Она оставляет письмо детям. И пишет эти строки:

Чтец: О, чёрная гора,

Затмившая весь свет!

Творцу вернуть билет.

В Бедламе не людей

С волками площадей

Вниз – по теченью спин.

Не надо мне ни дыр

Ушных, ни вещих глаз.

На твой безумный мир

Учитель: На этой ноте последнего отчаяния оборвалось творчество марины Цветаевой. Дальше осталось просто человеческое существование:

Ученица в роли Цветаевой:

Захлебываясь от тоски,

Иду одна, без всякой мысли,

И опустились и повисли

Две тоненьких моих руки.

Ученица5: (Воспоминания дочери – Ариадны Эфрон).

Её отношения с матерью не были просты, они были драматичны, особенно в последние годы жизни Цветаевой. После смерти Марины Ивановны на краю земли Аля всё «больше и глубже» ощущала своё сиротство и одиночество. Она пишет: «Только мама была» способна объединить семью, даже рассыпавшуюся, а теперь её нет, нет и «дома». Из письма Ариадны от 10 мая 1954 года: «За окном валит снег, и кажется, что о весне не может быть и речи. Впрочем, все это сплошное очковтирательство Крайнего Севера – весна будет, весны не может не быть».

Та самая Аля, которая казалась Марине в последние годы безнадежно от нее отошедшей, в ней не нуждающейся. Раз и навсегда ставшая на сторону отца, теперь, расставшись с иллюзиями, потеряв близких, думает о матери непрестанно: «… рвусь домой. Безумно, безумно хочется к маминым рукописям, ко всему тому, что от неё и ней осталось. Память о ней не слабеет, и со временем горе и боль не утихают. Думаю о ней постоянно, то вспоминаю, что было при мне, то каким-то, я уверена, не обманывающим чутьем воссоздаю всё, что было без меня».

В 1948-м, в год своего временного освобождения, не хочет ехать в Елабугу вместе с сестрой Марины Цветаевой – Асей: «Мое горе – иного диапазона и иных проявлений. Для меня мама – живая, для Аси – мертвая, и потому мы друг другу не спутники в Елабугу».

Конечно, не все было так просто. Не зря Ариадна Сергеевна записывает в тетради под названием «Таруса», что, как ее бабушка, Мария Александровна, Марина мечтала создать детей абсолютно по-своему образу и подобию… «В детские годы она властно лепила меня по-своему, создавала меня наперекор моей сущности и, когда я, подрастая, становилась самой собой, а не точным ее повторением, была горько во мне разочарована».

Павлу Антакольскому Аля пишет, что она мечтает дожить и «записать то, что помнит о маме, а ведь, она очень много помнит. Помнит, как писала Цветаева и почему писала то-то и то-то». Аля хлопотала и о надгробном памятнике в Елабуге, и о домике – музее в Тарусе. Она поздно поняла, что мама для неё всем в жизни была. Но свой дочерний долг Аля выполнила сполна.

Память о маме, Марине Ивановне Цветаевой, «увековечила на века». И в душе её наступила долгожданная «весна». О наступлении, которой она когда-то мечтала. И в лагере в своём дневнике писала: «Весна будет! Весны не может не быть!»

Анна Ахматова Марине Цветаевой.

Стихотворение «Поздний ответ»:

Чтец: Невидимка, двойник, пересмешник,

Что ты прячешься в чёрных кустах,

Ты забьёшься в дырявый скворечник,

То мелькнёшь на погибших крестах.

То кричишь из Маринкиной башни:

Я сегодня вернулась домой.

Полюбуйтесь, родимые пашни,

Что за это случилось со мной.

Поглотила любимых пучина,

И разграблен родительский дом.

Мы с тобой, сегодня, Марина,

По столице полночной идём,

А за нами таких миллионы,

И безмолвнее шествия нет.

А вокруг погребальные звоны

Да московские дикие стоны

Вьюги, наши заметающей след.

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черёд.

Я думаю, что пройдут годы и столетия, и не одно поколение ещё будет восхищаться её стихами, её талантом.

Итог урока: Ребята, мы познакомились с наиболее интересными фактами биографии М. Цветаевой, которые не могли не отразиться в ее творчестве.

— Какие факты биографии отразились в творчестве М. Цветаевой?

— Какие темы звучат в ее поэзии?

— Вспомним эпиграф к уроку.

— Слова эти стали пророческими?

— Какую цель мы поставили на уроке?

— Достигли мы поставленной цели?

Домашнее задание: Выучить любое понравившееся стихотворение о Москве.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *