в какие дни читается панихида мирянами дома

Когда заказывают панихиду по усопшим, стоимость и сколько длится

Панихиду по усопшим проводят в строго определенные дни после смерти не только в церкви, но и на месте погребения или дома. В молитвах, обращенных к Богу об умерших людях, родные и близкие друзья просят прощения всех грехов и упокоения в Царстве Божьем. Существуют некоторые правила проведения панихиды, о которых необходимо знать всем верующим православным. Чин проходит после литургии при соблюдении некоторых правил.

Что собой представляет православная поминальная панихида в церкви

После смерти человек уже не может сам вымаливать прощения у Бога, поэтому за него это делают друзья и родные. Панихидой называют заупокойную службу, во время которой просят у Господа Бога прощения всех грехов.

Молитвы лучше читать в храме, где царит соответствующая обстановка:

Значение панихиды для души покойного огромно. В православии считается, что подобный обряд помогает перейти душе из одного мира в другой. В ожидании своей участи душа, согласно церковным поверьям, проходит мытарства за все содеянные при жизни грехи. Молитвы за упокой помогают облегчить этот путь. Чем больше молитвенных слов обращено к Богу, тем больше греховных дел будет им прощено.

Это означает то, что нужно молиться все положенные дни всем родным.

Кроме отдельных панихид, в храмах проводят и общие, которые называют Вселенскими. В эти традиционные церковные дни вспоминают всех усопших людей:

в какие дни читается панихида мирянами дома. Смотреть фото в какие дни читается панихида мирянами дома. Смотреть картинку в какие дни читается панихида мирянами дома. Картинка про в какие дни читается панихида мирянами дома. Фото в какие дни читается панихида мирянами дома

Как правильно заказать заупокойную панихиду по новопреставленному

В первый год после кончины рекомендуется заказывать служения в церкви за душу умершего. Рекомендуется не просто писать имена поминаемых людей, а самим быть на церковном обряде. В этом случае церковная молитва будет иметь еще большую силу. Родственники смогут получить духовную силу, чтобы пережить потерю родного человека:

В начале службы в руки берут свечи и зажигают их. Пламя свечи означает веру человека в чистое и светлое будущее.

Как только служба заканчивается, свечи тушат. Верующие делают это в знак того, что жизнь каждого человека на земле в скором времени так же потухнет.

в какие дни читается панихида мирянами дома. Смотреть фото в какие дни читается панихида мирянами дома. Смотреть картинку в какие дни читается панихида мирянами дома. Картинка про в какие дни читается панихида мирянами дома. Фото в какие дни читается панихида мирянами дома

Как часто проводится

Панихиду по усопшему родственнику заказывают в особых случаях.

На третий день после смерти

Обычай поминать покойника на третьи сутки идет от событий Ветхого Завета. Сам Иисус Христос воскрес именно на третий день после тяжелой и мучительной смерти:

в какие дни читается панихида мирянами дома. Смотреть фото в какие дни читается панихида мирянами дома. Смотреть картинку в какие дни читается панихида мирянами дома. Картинка про в какие дни читается панихида мирянами дома. Фото в какие дни читается панихида мирянами дома

На 9 дней

С третьего по девятый день дух почившего знакомится с жизнью в раю и наблюдает за всеми его красотами. А вот на девятый день душу ведут знакомиться с преисподней.

Важным считается проведение панихиды именно в этот день, когда душа знакомится с тяжелой жизнью в преисподней, где свои мучения терпят грешники. Грешная душа, проходя различные уровни ада, осознает, что на земле проживала жизнь неправильно. Вероятность спастись и вымолить прощение у Бога повышается, если в это время молитвы читают близкие люди.

Поминальные молитвы помогают уменьшить страх новопреставленному перед встречей с Господом Богом. Богослужение также совершается и во имя девяти ангельских чинов, с которыми предстоит встретиться душе. Именно они будут просить за душу усопшего перед Всевышним, защищать ее и приводить примеры ее хороших деяний на земле:

в какие дни читается панихида мирянами дома. Смотреть фото в какие дни читается панихида мирянами дома. Смотреть картинку в какие дни читается панихида мирянами дома. Картинка про в какие дни читается панихида мирянами дома. Фото в какие дни читается панихида мирянами дома

На 40 дней

В этот день решается дальнейшая участь души. Проведение поминок и чтение молитв помогают смягчить приговор Господа по поводу дальнейшего места пребывания души. В молитвах родные просят простить грехи и впустить душу в рай. Считается, что после сорокового дня душа навсегда покидает землю. Днем рекомендуется читать псалтырь, а вечером устраивают поминальную трапезу с родными. Во время обеда вспоминают умершего и всех остальных усопших родственников. Молитвы, панихиды и псалтырь за упокой помогают душе попасть в милость Божью.

На годовщину

Через год после смерти рекомендуется прийти в церковь и подать записку еще до начала богослужения с полным церковным именем усопшего:

в какие дни читается панихида мирянами дома. Смотреть фото в какие дни читается панихида мирянами дома. Смотреть картинку в какие дни читается панихида мирянами дома. Картинка про в какие дни читается панихида мирянами дома. Фото в какие дни читается панихида мирянами дома

О стоимости

Стоит панихида в каждом храме по-разному. Сумма пожертвований на поминание усопших по записке стоит от 10 рублей, сорокоуст от 90 рублей и выше, а заупокойное чинопоследование — от 300 до 500 рублей.

Длительность

Существует два вида заупокойных служб. Каждая из них длится по-разному:

Когда служится служба в храме

Заупокойная служба проводится в храме утром, после литургии. Перед кануном (специальный столик с изображением распятия и рядом стоящими подсвечниками) читается молитва. Вечером собирают поминальную трапезу.

в какие дни читается панихида мирянами дома. Смотреть фото в какие дни читается панихида мирянами дома. Смотреть картинку в какие дни читается панихида мирянами дома. Картинка про в какие дни читается панихида мирянами дома. Фото в какие дни читается панихида мирянами дома

Чтобы помянуть покинувшего этот мир близкого человека, необходимо заказывать сорокоусты и панихиды.

Не нужно забывать про службы, которые посвящены всеобщему поминовению усопших христиан.

Служат ли в воскресенье

Панихиду разрешено служить практически в любые воскресные дни недели. Исключением является воскресенье, которое приходится на Пасху и на праздник Рождества Христова.

О продуктах на церковную панихиду

На церковную панихиду принято носить постные блюда и продукты. Это могут быть обычные печенья, карамель, фрукты и овощи, крупа, растительное масло. Обязательным блюдом считается кутья — вареная каша из риса или пшена с медом и изюмом. Нельзя приносить в церковь мясные продукты. После панихиды продукты раздаются всем прихожанам для поминовения почивших.

Источник

Лития, совершаемая мирянином дома и на кладбище

Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Хри­сте́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.

По молит­вам свя­тых отцов наших, Гос­по­ди Иису­се Хри­сте Боже наш, поми­луй нас.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Душе́ и́стины, И́же вез­де́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, при­и­ди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спа­си́, Бла́же, ду́ши на́ша. (молит­ва Свя­то­му Духу не чита­ет­ся от Пас­хи до Дня Свя­той Троицы)

Царь Небес­ный, Уте­ши­тель, Дух Исти­ны, вез­де пре­бы­ва­ю­щий и всё напол­ня­ю­щий, Сокро­вищ­ни­ца благ и жиз­ни Пода­тель, при­ди и все­лись в нас, и очи­сти нас от вся­кой сквер­ны, и спа­си, Бла­гой, души наши.

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (три́жды)

Свя­той Боже, Свя­той Креп­кий, Свя­той Бес­смерт­ный, поми­луй нас.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Сла­ва Отцу, и Сыну, и Свя­то­му Духу, и ныне, и все­гда, и во веки веков. Аминь.

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти гре­хи́ на́ша; Влады́ко, про­сти́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посе­ти́ и исце­ли́ не́мощи на́ша, и́мене Тво­е­го́ ра́ди.

Пре­свя­тая Тро­и­ца, поми­луй нас; Гос­по­ди, очи­сти гре­хи наши; Вла­ды­ка, про­сти без­за­ко­ния наши; Свя­той, посе­ти и исце­ли немо­щи наши, име­ни Тво­е­го ради.

Го́споди, поми́луй (три́жды)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небе­си́ и на зем­ли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам дол­ги́ на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не вве­ди́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Отче наш, Кото­рый на небе­сах! Да свя­тит­ся имя Твоё; да при­дёт Цар­ство Твоё; да будет воля Твоя и на зем­ле, как на небе; хлеб наш насущ­ный дай нам сего­дня; и про­сти нам дол­ги наши, как и мы про­ща­ем долж­ни­кам нашим; и не вве­ди нас во иску­ше­ние, но избавь нас от лукавого.

Го́споди, поми́луй. (12 раз)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.

При­ди­те, покло­ним­ся Царю наше­му, Богу.

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Хри­сту́, Царе́ви на́шему Бо́гу.

При­ди­те, покло­ним­ся и при­па­дем ко Хри­сту, Царю, наше­му Богу.

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Само­му́ Хри­сту́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.

При­ди­те, покло­ним­ся и при­па­дем к Само­му Хри­сту, Царю и Богу нашему.

Псало́м 90

Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га Небе́снаго водвори́тся. Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́, и Прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́. Я́ко Той изба́вит тя от се́ти ло́вчи и от сло­ве­се́ мяте́жна, плещ­ма́ Свои́ма осени́т тя, и под кри­ле́ Его́ наде́ешися: ору́жием обы́дет тя и́стина Его́. Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стре́лы летя́щия во дни, от ве́щи во тьме преходя́щия, от сря́ща и бе́са полу́деннаго. Паде́т от стра­ны́ тво­ея́ ты́сяща, и тма одесну́ю тебе́, к тебе́ же не прибли́жится: оба́че очи́ма твои́ма смо́триши, и воздая́ние гре́шников у́зриши. Я́ко Ты, Го́споди, упова́ние мое́, Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище твое́. Не прии́дет к тебе́ зло, и ра́на не прибли́жится теле­си́ тво­е­му́. Я́ко а́нгелом Свои́м запове́сть о тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х твои́х. На рука́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́мень ногу́ твою́. На а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и зми́я. Я́ко на Мя упо­ва́, и изба́влю и; покры́ю и, я́ко позна́ и́мя Мое́. Воззове́т ко Мне, и услы́шу его́; с ним есмь в ско́рби, изму́ его́, и просла́влю его́; долгото́ю дний испо́лню его́, и явлю́ ему́ спасе́ние Мое́.

Живу­щий помо­щью Все­выш­не­го под кро­вом Бога небес­но­го водво­рит­ся. Ска­жет Гос­по­ду: «Заступ­ник мой Ты и при­бе­жи­ще моё, Бог мой и упо­ваю на Него». Ибо Он изба­вит тебя от сети лов­цов и от вести тре­вож­ной. За пле­ча­ми Сво­и­ми сокро­ет тебя, и под кры­лья­ми Его будешь наде­ять­ся, – как ору­жие окру­жит тебя исти­на Его. Не убо­ишь­ся от стра­ха ноч­но­го, от стре­лы, летя­щей днём; от опас­но­сти, во тьме блуж­да­ю­щей, от несча­стья и демо­на полу­ден­но­го. Падёт рядом с тобою тыся­ча, и десять тысяч спра­ва от тебя, но к тебе не при­бли­зят­ся. Толь­ко оча­ми тво­и­ми посмот­ришь и воз­да­я­ние греш­ни­ков уви­дишь. Ибо Ты, Гос­по­ди, надеж­да моя! Все­выш­не­го сде­лал ты при­бе­жи­щем тво­им. Не под­сту­пит­ся к тебе зло, и бич не при­бли­зит­ся к шат­ру тво­е­му, ибо Он Анге­лам Сво­им запо­ве­да­ет о тебе сохра­нить тебя на всех путях тво­их, – на руках поне­сут тебя, что­бы ты не спо­ткнул­ся о камень ногою тво­ею. На аспи­да и васи­лис­ка насту­пишь и попи­рать будешь льва и дра­ко­на. «Ибо на Меня он упо­вал, и избав­лю его, при­крою его, ибо он познал имя Моё. При­зо­вёт Меня, и услы­шу его, с ним Я в скор­би, избав­лю его и про­слав­лю его, дол­го­ден­стви­ем испол­ню его и явлю ему спа­се­ние Моё».

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́, Бо́же. (три́жды)

Тропа́рь, глас 4‑й:

Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся, ду́шу раба́ Тво­е­го́, Спа́се, упоко́й, сохраня́я ю во блаже́нной жи́зни, я́же у Тебе́, Человеколю́бче.

Со духа­ми пра­вед­ных скон­чав­ших­ся душу раба Тво­е­го [или: рабы Тво­ей], Спа­си­тель, упо­кой сохра­няя её в бла­жен­ной жиз­ни, той, что у Тебя, Человеколюбец.

В поко́ищи Твое́м, Го́споди, иде́же вси святи́и Твои́ упокоева́ются, упоко́й и ду́шу раба́ Тво­е­го́, я́ко Еди́н еси́ Человеколю́бец.

В месте упо­ко­е­ния Тво­ем, Гос­по­ди, где все свя­тые Твои обре­та­ют покой, упо­кой и душу раба Тво­е­го [или: рабы Тво­ей], ибо Ты Один – Человеколюбец.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.

Ты еси́ Бог, соше́дый во ад, и у́зы окова́нных разреши́вый, Сам и ду́шу раба́ Тво­е­го́ упоко́й.

Ты – Бог наш, сошед­ший во ад и муки узни­ков пре­кра­тив­ший, Сам и душу раба Тво­е­го [или: рабы Твоей]упокой.

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Еди́на Чи́стая и Непоро́чная Де́во, Бо́га без се́мени ро́ждшая, моли́ спасти́ся душе́ его́.

Еди­ная чистая и непо­роч­ная Дева, Бога во чре­ве носив­шая неиз­ре­чен­но, хода­тай­ствуй о спа­се­нии души раба Тво­е­го [или: рабы Твоей].

Седа́лен, глас 5‑й:

Поко́й, Спа́се наш, с пра́ведными раба́ Тво­е­го́, и сего́ все­ли́ во дво­ры́ Твоя́, я́коже есть пи́сано, презира́я, я́ко Благ, прегреше́ния его́ во́льная и нево́льная, и вся я́же в ве́дении и не в ве́дении, Человеколю́бче.

Конда́к, глас 8‑й:

Со святы́ми упоко́й, Хри­сте́, ду́шу раба́ Тво­е­го́, иде́же несть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь безконе́чная.

Со свя­ты­ми упо­кой, Хри­сте, душу раба Тво­е­го [или: рабы Тво­ей], там, где нет ни боли, ни скор­би, ни сте­на­ния, но жизнь бесконечная.

И́кос:

Сам Еди́н еси́ Безсме́ртный, сотвори́вый и созда́вый челове́ка, земни́и у́бо от зем­ли́ созда́хомся, и в зе́млю ту́южде по́йдем, я́коже повеле́л еси́, Созда́вый мя и реки́й ми: я́ко зем­ля́ еси́, и в зе́млю отъи́деши, а́може вси челове́цы по́йдем, надгро́бное рыда́ние творя́ще песнь: аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа.

Ты Сам – один бес­смерт­ный, сотво­рив­ший и создав­ший чело­ве­ка: мы же, смерт­ные, из зем­ли были созда­ны, и в ту же зем­лю пой­дем, как пове­лел Ты, создав меня и ска­зав мне: «Ты зем­ля, и в зем­лю отой­дешь», куда все мы, смерт­ные, пой­дем, над­гроб­ное рыда­ние пре­тво­ряя в песнь «Алли­лу­ия, алли­лу­ия, аллилуия!»

Досто́йно есть я́ко вои́стинну блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Приснобла́же́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем.

Достой­но есть поис­ти­не вос­хва­лять Тебя, Бого­ро­ди­цу, веч­но бла­жен­ную и пре­не­по­роч­ную и Матерь Бога наше­го. Честью выс­шую Херу­ви­мов и несрав­нен­но слав­ней­шую Сера­фи­мов, дев­ствен­но Бога Сло­во родив­шую, истин­ную Бого­ро­ди­цу, Тебя прославляем.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Хри­сте́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.

По молит­вам свя­тых отцов наших, Гос­по­ди Иису­се Хри­сте Боже наш, поми­луй нас.

Во блаже́нном успе́нии ве́чный поко́й пода́ждь, Го́споди, усо́пшему рабу́ Тво­е­му́ (и́мя), и сотво­ри́ ему́ ве́чную па́мять.

Во бла­жен­ном успе­нии веч­ный покой подай, Гос­по­ди, усоп­ше­му рабу Тво­е­му, и сотво­ри ему веч­ную память!

Ве́чная па́мять. (три́жды)

Душа́ его́ во благи́х водвори́тся, и па́мять его́ в род и род.

Душа его [или: её] сре­ди благ водво­рит­ся, и память его [или: её] в род и род.

Источник

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ НА ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЕ

Мы коснулись всех разнообразных случаев, когда Святая Церковь разрешает или сама призывает, иногда усиленно призывает к молитве об усопших. Но все доселе перечисленные случаи поминовения усопших совершаются с иереем. А там, где действует иерей, представитель всей данной малой Церкви, лицо, по благословению архиерейскому облеченное особливыми иерархическими полномочиями, там всякая молитва становится общественной, церковной, хотя бы совершалась вне храма, хотя бы в присутствии одного богомольца, или даже и совсем без богомольцев. Поэтому все заупокойные последования точно определены в своем составе, точно назначено и время, когда они могут или не могут быть совершаемы. И этих установленных Святою Церковью пределов никто не имеет права преступать.

ПОМЯННИК

Псалтирь дает еще помянник, его же должно иноку или мирянину по скончании своего келейного правила 660 со всяким умилением и усердием чести. Здесь со многими поклонами (земными или поясными – по дню) совершается и общее, очень подробное и по именам (имя рек) поминовение живых и усопших. Так по правилам Святой Церкви и домашняя молитва каждого в отдельности не может быть только молитвою о самом себе. И на домашней молитве православные должны исполнять свой долг молитвы о всех своих собратьях живых и умерших. Здесь это можно сделать гораздо свободнее, чем за службами церковными. Домашняя молитва имеет то громадное преимущество, что здесь можно в любой момент, когда появилась потребность и представилась возможность и свободная минута стать на молитву, помолиться о себе, помянуть близких. Молитва здесь может быть и продолжительной и краткой, в зависимости от усердия и обстоятельств, – это не то, что служба церковная, которая раз начатая, должна быть не только доведена до конца, но и выполнена точно по Уставу. То правда, что церковная молитва выше домашней, но она выше главным образом потому, что там молящимся приходится ограничивать себя, стеснять свою свободу, вводить в известные рамки свое настроение, подчинять свои желания общему чину и порядку, творить молитву не только как каждому хочется, а за святое послушание, с любовью и смирением исполнять Устав Церковный. Когда же этого нет, тогда и в храме остается самоугождение, требующее в угоду себе нарушения уставов, – тогда мала цена и церковной молитвы. С другой стороны, несомненно и то, что всякая вообще молитва православная, где бы и при каких обстоятельствах она ни была возносима, как возносимая верным и послушным чадом Православной Церкви, есть по существу молитва церковная 661 и как получившая свою силу только от единожды совершенной на Голгофе и постоянно повторяемой во Святой Евхаристии, – есть вместе с тем и молитва евхаристическая.

В каком же виде может быть совершаемо на домашней молитве поминовение усопших сверх того, что имеется в помяннике, предназначенном для ежедневного чтения?

КАНОНЫ ЗА УМЕРШИХ

ЧТЕНИЕ ПСАЛТИРИ ЗА УМЕРШИХ

ЧТЕНИЕ СВЯТОГО ЕВАНГЕЛИЯ В ПАМЯТЬ УСОПШИХ

Известны и другие случаи плодотворного действия чтения Св. Евангелия для тех, за кого оно было читаемо. Чтение же его за усопших находит свое основание и оправдание и в обычае, твердо установившемся у нас: читать Св. Евангелие у гроба архиереев и священников, а в некоторых местах – и у гроба мирян, особенно на Пасхальной Седмице.

СИНОДИК, СИРЕЧЬ ПОМЯННИК

ПОМИНОВЕНИЕ НА ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЕ НЕПРАВОСЛАВНЫХ

КАНОН МУЧЕНИКУ УАРУ ОБ ИЗБАВЛЕНИИ ОТ МУКИ ВО ИНОВЕРИИ УМЕРШИХ

КАНОН ПРЕПОДОБНОМУ ПАИСИЮ ВЕЛИКОМУ, ПОЕМЫЙ ЗА ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ МУКИ БЕЗ ПОКАЯНИЯ УМЕРШИХ

В старинных канонниках имеется еще канон преподобному Паисию Великому, поемый за избавление от муки без покаяния умерших.

МОЛИТВА О НЕКРЕЩЕННЫХ И МЕРТВОРОЖДЕННЫХ МЛАДЕНЦАХ

МОЛИТВА О САМОУБИЙЦАХ

Но это не значит, что в своей домашней молитве молящийся может ни с чем не считаться, и, напр. в Великом Посте петь Христос Воскресе или на Пасхе читать: Господи и Владыко живота моего. В существенном и основном и домашняя молитва должна быть в соответствии с церковной. В церковной молитве указуется один определенный путь, по которому одному, ради единообразия, и несмущения друг друга должны идти и все молящиеся. В домашней молитве большая широта пути, но направление остается то же, что и в церковной молитве. И самая широта и простор должны иметь известные границы, за пределами которых начинается уклонение от правильного пути на распутия произвола и самочиния. Православные не только монахи, но и миряне всегда и везде остаются послушниками Святой Церкви и даже в том, что предоставляется их свободе они всячески избегают самоволия. Отцы советуют все вообще делать с совета и рассуждения. Особенно это нужно в отношении молитвы. О домашней молитве следует советоваться с людьми духовноопытными, со старцами, и особенно, со своим духовных отцом, по благословению которого должен быть по возможности определяем состав и пределы ее (ср. примечание 2 на стр. этой же, ниже).

Характерно это название домашней молитвы не только инока, но и мирянина – «келейное правило». Оно указывает, что и домашние молитвы как инока, так и мирянина, не должны быть чем-то беспорядочным, случайным, а должны быть именно ПРАВИЛОМ, то есть должны быть составлены по известному правилу, должны иметь более или менее определенный порядок и возможное постоянство.

Церковными то или иное действие или молитва становятся не оттого, что они совершаются в Церкви, как здании, в храме, а оттого, что они совершаются в Церкви Христовой, как обществе верующих, по правилам Церкви, и людьми церковными, то есть принадлежащими к Церкви.

Типикон. О молитве и поклонах церковное законоположение.

В древней Руси православные хорошо знали не только как должно совершать свое келейное домашнее правило, но знали и то, что за отсутствием иерея каждый мирянин может совершать все церковные службы за исключением таинств. Тогда знали, как при этом должен действовать грамотный мирянин. Знали и неграмотные, что и как они могут совершать за каждую службу. А для различных случаев житейских, обстоятельств и духовных переживаний у православных русских людей немало было соответствующих молитвословий, особенно канонов. В старинных рукописных и печатных книгах есть совершенно неизвестные нам каноны: «В печалех и нуждах», «В междоусобных бранех», «О больных», «Во время глада и томления», «О творящих милостыню» и под. и особенно каноны различным святым, коим от Господа дана различная благодать помогать людям в различных обстоятельствах.

Первый в Псалтири, второй – в 8-м гласе Октоиха.

Мiрянин при совершении келейной молитвы и церковных служб в отсутствии иерея все иерейские возгласы должен заменять одним этим: «Молитвами святых отец наших», разумея здесь и отца своего духовного.

Трисвятое, Пресвятая Троица, Отче наш, Приидите поклонимся.

Мiрянину и ектении произносить не подобает. За ектении во всех случаях мирянин произносит только Господи помилуй: за великую и просительную ектении – 12 раз, за сугубую – 40, и за малую по 3 раза.

Это возглашение на келейной молитве, как и перед отпустом, «благослови», есть мысленное обращение молящегося к отцу своему духовному, за благословение которого и совершается всякое келейное правило, всякая домашняя молитва. Это сохраняет и предостерегает молящегося от всякого самочиния даже и в частной, домашней молитве.

Приведём полный текст этой молитвы: «Помяни, Господи Боже, иже о вере и о надежди живота вечнаго, усопших раб Твоих имя рек, яко Благ и Человеколюбец, превосходя грехи и потребляя неправды, ослаби, остави, прости все вольное их согрешение и невольное, возставляя тех во святое второе пришествие Твое, в приобщение вечных Ти благ. О нихже в Тя Единаго вероваша, Истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси Воскресение и живот и покой Твоим рабом, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Ти Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков». –

Заканчивается эта молитва текстом возгласа: «Яко Ты еси воскресение и живот». Но в данном случае этот возглас мирянину не надо заменять возгласом: «Молитвами святых отец», ибо это здесь употребляется не в качестве нарочитого иерейского возгласа, в отличие от других молитвословий, читаемых клириками или мирянами, а составляет окончание молитвы, подобно тому, как им же оканчивается и заупокойная молитва на полунощнице или как некоторые молитвы, предназначенные для чтения не иереями, имеют окончание, сходное с иерейскими возглашениями, напр, молитвы междочасий 1-го и 3-го часов, молитва 9-го часа и др.

Более точно в старых книгах эта молитва читается так: Покой, Господи, души усопших раб Твоих(имя рек, поклон), и елика в житии сем, яко человецы согрешиша, Ты же, яко Человеколюбец Бог прости их и помилуй(поклон), вечныя муки избави(поклон), Небесному Царствию причастники учини (поклон), и душам нашим полезное сотвори(поклон).

Так называемые «читальщики» и «читальщицы».

При чтении Псалтири одновременно за живых и усопших поминовение тех и других совершается на славах по очереди: по одной – живых, по другой – усопших.

Василий Великий. Предисловие к Псалтири.

Св. Церковь рекомендует не только монахам, но и коемуждо человеку. и в мiре живущу ежедневно читать псалмы, так чтобы во всю седмицу всю Псалтирь совершить (В конце Следованной Псалтири и Служебника).

Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия 18–19, М., 1913, стр. 481.

В начале старопечатного псалтиря о поклонах.

Творения, т. II, СПб, 1908 г., стр. 634.

Один только кондак, тот же самый и в службе 19 октября и в настоящем каноне. Песнь 9, тропарь 2., Песнь 4, троп. 2.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *