в какие дни читается сорокоуст о здравии
Какая польза от сорокоуста и когда его нужно заказывать?
Вне всяких сомнений, сорокоуст является одним из главных молитвенных поминовений в Православной Церкви.
В чем его суть? Сорок литургий подряд (каждую службу) на проскомидии изымается частичка из просфоры с поминанием имени живого или усопшего (отсюда можно заказывать сорокоуст о здравии и за упокой), и в конце Литургии с молитвой «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих» священник опускает данную частичку в Чашу с Кровию Христовой. Так происходит сорок раз на протяжении этого же количества Божественных литургий.
Откуда взялось число «сорок»? Данная цифра довольно часто встречается в Священном Писании: сорок лет святой пророк Моисей водил евреев по пустыне; сорок дней постился Спаситель в пустыне перед Своим общественным служением; сорок дней являлся Христос апостолам после Воскресения. Святые апостолы узаконили обычай поминать усопших в течение сорока дней. Отсюда и «сорокоуст».
Профессор Московской духовной академии Евгений Евсигнеевич Голубинский выдвигает несколько иную версию. В своей книге «История Русской Церкви» (т. 2) он пишет, что в древней Руси в больших городах церковные приходы делились на «сороки» – похожие на современные благочинные округа. В каждом «сороке» было сорок храмов. Обыкновенно поминовения заказывали во всем «сороке», отсюда и название «сорокоуст».
Но как бы то ни было, нужно сказать, что сорокоуст является важнейшим поминанием Православной Церкви, как живых, так и умерших. Ведь самой большой нашей святыней является Тело и Кровь Христовы, Которые по неизреченному милосердию Своему к роду человеческому сотворяет Господь на каждой Литургии из простых веществ (вина, воды и просфор). Потому одно соприкосновение с такой страшной и могущественной святыней является спасительным для души человеческой.
И вследствие этого сорокоуст, пожалуй, можно назвать главным поминанием для человека – как живого, так и умершего. Ведь недаром священнослужитель молится, высыпая частички, вынутые из просфор, с поминанием имени, чтобы Господь ради Пречистых Тела и Крови Своих омыл, то есть простил грехи поминаемых здесь людей. И мы – православные христиане – верим, что так оно и происходит.
Потому, конечно же, хочется от всего сердца посоветовать всем: заказывайте друг за друга сорокоусты и тем самым спасайте с Божьей помощью души близких. Ведь в Чаше Господней происходит великая тайна Божественного милосердия, любви и всепрощения. И там душа человеческая соединяется со Христом.
Сорокоуст заказывают не обязательно на сорок дней. Можно и на более длительный период времени: полгода, год. За умерших нельзя заказывать, если человек был некрещен, перешел в иную христианскую или нехристианскую религиозную организацию и также за самоубийц. За здравие запрещается заказывать также за некрещеных (они не являются членами Церкви), за хулителей веры (воинствующих безбожников), перешедших в другую религиозную организацию и тем самым добровольно отлучивших себя от Матери-Церкви.
Часто задают вопрос: «Можно ли заказывать сорокоуст за человека, который крещен, но ведет не вполне благочестивую жизнь: мало ходит в храм и прочее. » Ответ: «Даже нужно!» Может быть, именно ваш сорокоуст пробьется в его сердце и послужит благодатным открытием во спасение его души.
Также не следует к чтению молитв, в том числе и к сорокоусту, относиться как товарно-денежным отношениям или с определенной долей магического восприятия. Сто рублей заплатил, в трех храмах поставил тридцать три свечи, заказал в семи храмах семь сорокоустов – и все. Религиозную норму выполнил. Нет. В Церкви отсутствует механистически-формальный подход. В вере все нужно пропускать через душу. Господь от нас требует изменения себя.
Он говорит каждому из нас: «Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои…» (Притч. 23:26).
Сорокоуст о здравии
Для духовной помощи православному христианину в нашей Церкви существует множество треб и служб. Одной из очень популярных молитвенных обращений к Богу является сорокоуст о здравии. Что же это такое и чем он отличается от любой другой молитвы?
Что такое сорокоуст
Сорокоуст — это особое церковное поминовение, совершаемое по просьбе православного христианина. Суть его заключается в том, что в течение 40 дней каждый раз, когда служится литургия, священник в алтаре вынимает частичку из просфоры за каждого человека, имя которого подано на сорокоуст.
Далее все вынутые частички погружаются в Чашу с Кровью Христовой, над которой читается специальная молитва с прошением омыть грехи каждого человека, который был поминаем. В конце службы чаша с этими частицами выносится на причастие, и прихожане приобщаются одному из наибольших дарованных человечеству чудес — Телу и Крови Христовой.
Поскольку каждый раз на литургии в алтаре приносится бескровная жертва, символизирующая жертву Христову за весь род человеческий, приобщение к этому священнодействию имеет большое духовное значение.
Очень часто у новоначальных христиан возникает вопрос, почему подобная молитва совершается именно 40 дней, а не какой-либо другой промежуток времени. Дело в том, что 40 дней — символичный временной отрезок в христианском вероучении.
Из Евангелия мы знаем, что Иисус Христос, уйдя в пустыню, постился и молился именно этот промежуток времени; многие святые подвижники совершали свои молитвенные бдения также 40 дней; после смерти человека его душа проходит испытания именно 40 дней, после чего определяется ее участь. Все это свидетельствует о том, что 40-дневная молитва действительно имеет особый смысл и особое значение.
Когда заказывается сорокоуст за здравие, имеется в виду не только лишь физическое здоровье перечисленных людей. Любая молитва направлена, прежде всего, на спасение души человека, поэтому все прошения к Господу надо соизмерять с их духовной пользой. Под здравием души понимается ее очищение от грехов, стремление человека к богоугодной жизни, борьба со своими страстями. Без подобной кропотливой работы будут бессмысленны все молитвы и заказные требы, потому что Господь Бог не может помочь человеку без его на то свободной воли.
Как и когда правильно заказывать сорокоусты за здравие
Как правило, в одной записочке принято указывать не более 10 имен. Имена принято писать в родительном падеже. К примеру, текст записочки может выглядеть следующим образом:
Также за каждое имя предлагается внести денежное пожертвование на содержание храма. Пожертвование может быть как фиксированной суммой, так и на усмотрение прихожан — в зависимости от порядков, заведенных в конкретном храме.
Для более глубокого понимания сути сорокоуста стоит знать, о ком можно подавать записки. Следуя строгим церковным канонам, данное молитвенное делание совершается только лишь за членов Церкви Христовой. А ими являются люди, которые ведут христианскую и церковную жизнь, участвуют в богослужениях и, что особенно важно, в Таинствах. Так, согласно церковным канонам, человек, без серьезной причины пропустивший три подряд литургии считается выпавшим из церковного общения и церковной жизни.
Поскольку после вынимания частиц из просфоры они потом претворяются в Тело Христово, грехи данного человека символично искупляются Христовой жертвой на кресте. Но если человек, имя которого подано на поминовение, сам не хочет быть спасенным и не стремиться к этому, жертва Христова получается бессмысленной. Господь Бог не может спасти человека без его личного желания и волевого усилия к исправлению своей жизни.
Внимание. Ввиду вышесказанного, церковные каноны требуют подачи на 40-дневное поминовение имен лишь воцерковленных христиан. Но современная жизнь вносит свои коррективы, и если строго следовать всем канонам, то в церкви останутся единицы. Конечно, к канонам стоит стремиться как к идеалу, но и делать скидку на немощи современных людей. Поэтому сейчас допускаются для поминовения на сорокоусте практически все, главное правило — человек обязательно должен быть крещенным в православной церкви.
Еще о молитвах за здравие:
Поскольку мы никогда не знаем, какими путями Господь ведет человека, вполне может оказаться, что вот такая поданная записочка на сорокоуст станет маленьким стартом, который по-настоящему приведет человека в храм и к Богу.
Заблуждения и мифы о сорокоустах
Широкое распространение церковных треб привело к тому, что они стали объектом различных заблуждений, а порой и намеренного кощунственного использования. Нужно очень внимательно следить за своей жизнью и ни в коем случае не допускать неблагоговейного отношения к любой церковной молитве.
Так, в народе твердо бытует убеждение, что если заказать сорокоуст в трех церквях, то эффект от него будет сильнее. Иногда еще можно встретить рекомендацию заказать требу в семи храмах. Такая погоня за внешним обрядом больше похожа на какое-то магическое действие, нежели на православную молитву.
Действительно, в Еванегелии сказано, что «Где двое или трое собрались во Имя Мое, там и Я посреди них». Именно на этих словах Господа нашего Иисуса Христа основан опыт церковной соборной молитвы. Да и поминовение одного и того же человека на алтаре сразу нескольких храмов имеет большое духовное значение. Но при этом все же не стоит забывать, что в христианстве никогда форма не имеет большего значения, чем внутренний смысл.
При заказе сорокоуста в одном или нескольких храмах стоит помнить, что церковная молитва вовсе не отменяет личного покаяния и стремления к Богу. Только лишь если сам человек прикладывает усилия к изменению своего образа жизни, если стремиться жить по-христиански — тогда ему будет польза от подачи записочек в храм.
Другое частое заблуждение, связанное именно с сорокоустом, это молитва за врагов. Действительно, Господь завещал нам молиться за наших врагов и обидчиков и почитать их нашими добродетелями. Но очень часто встречается мнение, что если заказать сорокоуст о здравии своего врага, то ему бумерангом вернется все зло, причиненное человеку. Т.е. церковная треба в данном случае используется как некий инструмент мести. Конечно же, такое отношение недопустимо. За врагов нужно и можно молиться, только простив их и не держа на сердце зла. Тем более нельзя просить у Господа возмездия за нанесенные обиды.
Ну и наконец, стоит сказать о намеренном кощунстве при использовании молитв. Очень многие колдуны и маги, которых появилось сейчас великое множество, специально в своих практиках используют православные молитвы или атрибутику. Несведущих христиан это может ввести в заблуждение — если человек молится и имеет дома иконы, значит он православный. К сожалению, далеко не всегда это так. Поэтому стоит избегать людей, практикующих различные оккультные или магические обряды, даже если в них используются иконы или призывы посетить храм. Такие практики не только не несут пользы, но могут очень серьезно повредить душе человека, а последствия придется искупать всю оставшуюся жизнь.
Сорокоуст
Сорокоу́ст – церковное молитвенное поминовение христианина в течение сорока дней. Церковь молится о здравии живых и о упокоении усопших, т.к. «у Бога все живы».
Сорокоусты заказывают для совершения сорокадневной церковной молитвы: на Литургии, на молебнах и при чтении Псалтири.
Число сорок – знаменательное, часто встречающееся в Священном Писании. Иудейский народ скитался в пустыне сорок лет, пророк Моисей постился сорок дней, Спаситель после Своего Крещения провел в пустыне сорок дней, а после Своего Воскресения в продолжение сорока дней учил Апостолов тайнам Царства Божьего.
Первые Апостолы узаконили в Церкви Христовой ветхозаветный обычай оплакивать умерших в течение сорока дней. По традиции в течении 40 дней Церковь молится не только за усопших, но и за живых.
Как на Литургии совершается поминовение тех, о ком мы подали сорокоуст?
Сорок Литургий подряд на проскомидии изымается частичка из просфоры с поминанием имени живого или усопшего (отсюда можно заказывать сорокоуст о здравии и за упокой), и в конце Литургии с молитвой «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих» священник опускает данную частичку в Чашу с Кровию Христовой. Так происходит сорок раз на протяжении этого же количества Божественных Литургий.
Нужно ли молиться самому, когда подал сорокоуст, или достаточно того, что помолится священник?
40 дней ежедневных молитв — это жертва любви родных и близких к Богу об усопшем. Поэтому не стоит забывать о важности личной (частной, домашней) молитвы. Можно и нужно в течение 40 дней (да и в любое другое время) молиться о тех, кто нам дорог. Можно совсем кратко своими словами или так: «Спаси и сохрани, Господи, раба Твоего…», «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего, новопреставленного родственника моего…».
За кого можно и нельзя подавать сорокоуст?
Надо исходить из того, что Церковь молится за членов Церкви. Поэтому, конечно, желательно подавать за тех, кто участвует или участвовал при жизни в церковных Таинствах, исповедовался и причащался. Это обязательное условие. В строчках священнической молитвы, читаемой перед Литургией, о тех, кого на Литургии будут поминать, содержатся такие слова, обращенные ко Господу: «О их же снабдел еси честною Твоею Кровию». Но исходя из нашей немощи, Церковь относится снисходительно и принимает записки о людях, которые хотя бы крещены, чтобы мы могли за них помолиться. Конечно, нельзя подавать сорокоуст за некрещеных людей и за тех, о ком мы точно знаем, что он богохульник и атеист, совершенно не верит в Бога. За людей, которые самовольно ушли из жизни, бросили этот дар жизни Господу, то есть за самоубийц, подавать сорокоуст нельзя. Если только архиерей не благословит иное: бывают случаи, когда человек был не в себе, у него есть психиатрический диагноз.
Как быть, если заказал сорокоуст в храме, где богослужения совершаются не каждый день?
Если в храме служат каждый день, то сорокоуст будет соответствовать своему названию, то есть в течение сорока дней этого человека будут поминать на Литургии. Но если, например, Литургия в храме совершается не каждый день (это особенно актуально для сельских храмов), то эти 40 Литургий могут растянуться и на полгода, в зависимости от того, сколько дней в неделю совершается Литургия в храме. В любом случае эти сорок Литургий будут отслужены, и Богу будет принесена молитва за этого человека. Также можно поехать в монастырь и там заказать сорокоуст — в монастырях богослужения совершаются ежедневно. Кроме того, стоит учитывать особенности церковного круга богослужений в течение года. Например, если наступает Великий пост, когда Литургия совершается только в субботу и воскресенье, 40 Литургий подряд не совпадают с 40 днями после смерти.
В чем особенности сорокоуста о упокоении?
Сорокадневное поминовение усопшего христианина включает в себя как церковное, совершаемое во время Литургии, так и частное домашнее. Церковное поминовение совершается во время проскомидии; за усопшего христианина священнослужитель вынимает частицу просфоры, при этом говоря: «Помяни, Господи, (указывается написанное нами имя)». Частное поминовение в первые сорок дней после смерти состоит из чтения Псалтири и совершается обычно родственниками, близкими к умершему людьми.
Что дает сорокоуст усопшему и нам самим?
Сорокоуст дает нам возможность пройти вместе с усопшим его путь до частного суда, молитвенно помочь ему на этом пути и разделить с ним радость встречи со Христом. Это очень важные дни не только для него, но и для нас. Но мы не только молимся дома сами, утром и вечером во время правила, поминая новопреставленного. В этот особенный период мы стараемся чаще участвовать в Божественной Литургии, не упуская возможности помолиться в храме и вечером — под воскресенье или праздник. Очищаем свою душу покаянием, раздаем милостыню, на девятый, двадцатый и сороковой день совершаем панихиды.
Сколько сорокоустов можно заказывать в разных храмах и как это влияет на участь новопреставленного?
Никакого правила о «семи» или «трех» или «сорока» храмах нет. Можно заказать в одном храме, но если есть возможность, можно и в нескольких храмах — просто больше людей помолится, и ничего плохого в этом, конечно же, нет. Важно помнить, Церковь — не комбинат ритуальных услуг. Если мы думаем откупиться от проблемы, сами пальцем не пошевелив, значит, наша собственная душа не научилась любить и общения во Христе с усопшим ей не обрести. Важно не количество храмов, в которые мы подали записки, чтобы потом думать, что кто-то сделает все остальное, а наши собственные молитвы за дорогого нам человека и забота о нем. В том числе, она выражается в том, что мы не забываем о нем и в соборной, общей, церковной молитве. Обращение к Церкви за молитвенной помощью о конкретном человеке — вот смысл такой молитвы.
Может ли некрещеный заказать сорокоуст за крещеного?
Сорокоуст может заказать любой человек, даже некрещеный. Однако ему следует задать себе вопрос: если я верю в Бога, в силу соборной церковной молитвы и загробную жизнь, прихожу в храм, хочу помочь моему близкому, то почему я до сих пор некрещеный?
Можно ли заказывать сорокоуст за самого себя?
Можно, если это сорокоуст о здравии. А если вы уже умерли, то остается только надеяться, что о вас вспомнят ваши близкие. Наверняка, вспомнят. Ведь вы же при жизни обсуждали с ними вопросы спасения души?
В каких ситуациях уместно заказывать сорокоуст о самом себе?
Заказывать сорокоуст о самом себе уместно, когда вам предстоит сложная экспедиция или он уходит на фронт, вы собираетесь на орбитальную станцию или вам предстоит серьезная операция (не только пациенту, но и хирургу). Заказывать сорокоуст о самом себе уместно в ответственных случаях, когда мы не можем ручаться за возможность молитвы в будущем. Например, накануне суда, когда есть вероятность, что человек будет лишен свободы и неизвестно, будет ли возможность в СИЗО участвовать в жизни Церкви. Или, например, женщина едет в роддом, ей предстоит рожать и некоторое время она не сможет сама приходить в храм. В подобных ситуациях можно заказать самому себе сорокоуст о здравии, попросить молитв Церкви.
Были ли сорокоусты в древней Руси или они появились позднее?
В древней Руси в больших городах приходы делились на так называемые «сороки», — по типу современных благочинных округов. В каждом таком «сороке» было сорок храмов, считая все придельные, которые имели свои особые причты, «придельных попов». В таком сороке сразу в один день можно было совершить весь сорокоуст, все сорок литургий, отслужив их во всех церквах данного сорока. Как указывает историк русской Церкви, профессор Е. Е. Голубинский (1834–1912), «сорокоуст собственно значит служба в сорока церквах в день поминовения» (3‑й, 9‑й, 40‑й по смерти) (см. Голубинский Е., проф., История Русской Церкви, период второй, т. II).
Существует ли практика сорокодневного поминовения в других Православных Церквях кроме Русской?
В настоящее время сорокоуст в виде поминовения на Литургии в течение сорока дней существует только в Православных Церквях, ведущих традицию от Киевской Руси (например, Русская Православная Церковь, Украинская Православная Церковь), в то время, как у греков не принято подавать имена на поминание на длительный срок: они подают одну записку на одну Литургию или записку, читаемую у чудотворных икон или мощей.
Сколько стоит сорокоуст?
В разных храмах разная сумма передается как пожертвование за сорокадневное поминовение. Поэтому в каждом случае ответ будет зависеть от ситуации с ремонтом, затратами на коммунальные услуги, оплатой труда хора, благотворительными программами, которые ведет храм.
Как правильно заказать сорокоуст о упокоении?
Сорокоуст подается таким образом. Надо прийти в храм, написать записку о здравии или упокоении такого-то (указать в родительном падеже имя, данное ему в крещении, например: Константина), обратиться с запиской в церковную лавку и сказать: «Я хочу заказать сорокоуст за такого-то человека». После чего церковный служащий записывает в определенную книгу имя этого человека с датами. И в течение этого периода человека будут поминать за Литургией.
Можно ли заказать сорокоуст онлайн?
В настоящее время действительно получила широкое распространение практика заказа сорокоуста, поминовения за Литургией, на молебнах, панихидах и других службах посредством стремительно развивающихся средств связи и интернет-технологий. Но, как и все то, что облегчает нашу жизнь, экономит наше время и силы при неразумном подходе может привести к некоторой форме телесной и духовной расслабленности. Если человек имеет возможность прийти в храм, помолиться соборной молитвой за Богослужением, потрудиться в Храме, а ведь во многих, особенно сельских приходах такая помощь очень нужна и подать записки в свечной ящик, то, безусловно, это полезнее как для нас самих, так и для тех, за кого мы молимся. Другой вопрос — когда такой возможности нет по причине болезни или того, что тот храм или монастырь, где мы хотим заказать поминовение, находится достаточно далеко от нас. В таком случае так называемый онлайн-вариант вполне возможен, однако необходимо принять во внимание, что с развитием интернет-технологий и форм коммуникаций между людьми нередки и случаи мошенничества, когда сайты по приему записок в храмы и монастыри не имеют к последним никакого отношения. В такой ситуации можно посоветовать пересылать имена для поминовения онлайн через священников и людей, которых вы лично знаете, и которые могут предать их туда, где бы вы хотели поминать ваших родных и близких. Напомним также, следует быть осмотрительным, чтобы не стать жертвой мошенников, якобы представляющих те или иных храмы и монастыри, поэтому записки лучше всего подавать через официальный сайт известного вам храма или монастыря.
Полный текст сильной молитвы сорокоуст и как ее правильно читать
Молитвенный сорокоуст предназначен для того, чтобы облегчить участь человека. Это, своего рода помощь. Православные христиане обязательно заказывают эту требу в церкви и иногда читают специальные молитвы дома, когда умирает кто-либо из родственников или близких. Но также можно просить у Господа и о ныне здравствующих людях, которым предстоит сложное испытание.
Что такое молитва сорокоуст
Сорокоуст – это поминовение человека в течение сорока дней, посредством упоминания на проскомидии во время литургии, а также во время домашней молитвы. Соответственно, эту требу заказывают в церкви и самостоятельно поминают человека, обращаясь к Богу ежедневно. Традиционно сорокоуст заказывают для упокоения новопреставленных. Однако разрешается молиться о здравии ныне живущих.
Если христианин заказывает данную требу в церкви, то священник на протяжении сорока Божественных литургий будет называть указанное имя на проскомидии, в момент извлечения из просфоры частицы, которая после молитвы о снятии грехов с поминаемых опускается в чашу с вином. Далее из этой чаши совершается Причастие.
При домашнем сорокоусте христианин сорок дней читает Псалтырь, акафист или канон, с поминовением человека, о котором беспокоится. О здравии живых людей, которые дороги, читают акафисты. Псалтырь и специальный канон читают за упокой человека ежедневно, чтобы облегчить прохождение мытарств – загробных испытаний.
Правила и ограничения
Обязательно заказывается сорокоуст о новопреставленном, то есть о том, кто недавно умер, а также можно помянуть таким образом и приснопоминаемого – человека, который умер более года назад. Ограничений по тому, сколько раз заказывать эту требу, нет.
Для поминания за здравие подаются имена крещеных православных христиан в случае сложных жизненных обстоятельств и испытаний. Например, при тяжелых болезнях или если предстоит некая опасная ситуация – роды, служба в армии, отъезд в другую страну. Церковная молитва поможет человеку преодолеть возможные трудности.
Как заказать в церкви
Для того чтобы заказать сорокоуст в церкви, нужно обратиться в церковную лавку. Там выдадут специальный лист, где пишутся имена людей, о которых будут молиться на протяжении сорока дней. В записке важно указать не мирское, а крестильное имя человека, потому что они могут отличаться. Также важно указывать состояние человека – это младенец, отрок, воин или больной. При подаче имени усопшего желательно указать новопреставленный он или приснопоминаемый.
Если сорокоуст подавать в обычной церкви, то нужно помнить, что литургии здесь служатся только по выходным. Это важно для новопреставленных, особый срок траура по которым составляет сорок дней. Ежедневно служат литургию в монастырях и крупных городских храмах. Правда, в период Великого Поста и здесь в будни этого не делают, согласно правилам Церковного устава.
Домашний сорокоуст – сильные тексты и правила
Домашний сорокоуст совершается в дополнение к церковному либо самостоятельно. Молятся таким образом и за здравие человека, для решения какой-либо проблемы, и за упокой родных и близких, ушедших в мир иной. В первом случае, по благословению священника, верующий ежедневно читает акафист либо канон какому-либо святому или Господу, в конце произнося собственную просьбу.
При поминовении усопших читают Псалтырь или специальный канон об упокоении. Вычитывать всю Псалтырь ежедневно – невероятный труд, ведь весь комплекс текстов – это целая книга. Поэтому часто верующие родственники делят между собой псалмы по кафизмам и читают в установленное время ежедневно. Если возможности поступить таким образом нет, то можно читать канон об упокое души усопшего.
Канон об упокоении усопшего
Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.
Святы́й Бо́же, Святы́й кре́пкий, Святы́й безсме́ртный, поми́луй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
Го́споди, поми́луй (трижды). Слава, и ныне:
О́тче наш, Иже еси́ на небесе́х, да святится имя Твое́, да прии́дет ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги на́ша, я́коже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но изба́ви нас от лука́ваго.
Го́споди, поми́луй (12 раз). Слава, и ныне:
Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу (поклон.)
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу (поклон.)
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему (поклон.)
Псалом 90
Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га небе́снаго водвори́тся. Рече́т Го́сподеви: засту́пник мой еси́ и прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́. Я́ко Той изба́вит тя от се́ти ло́вчи, и от словесе́ мяте́жна, плещма́ Свои́ма осени́т тя, и под криле́ Его́ наде́ешися, ору́жием обы́дет тя и́стина Его́. Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрелы́ летя́щия во дни, от ве́щи во тьме преходя́щия, от сря́ща и бе́са полу́деннаго. Паде́т от страны́ твое́й ты́сяща, и тьма одесну́ю тебе́, к тебе́ же не прибли́жится, оба́че очи́ма твои́ма смо́триши и воздая́ние гре́шников у́зриши. Я́ко Ты, Го́споди, упова́ние мое́; Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище твое́. Не прии́дет к тебе́ зло, и ра́на не прибли́жится телеси́ твоему́, я́ко А́нгелом Свои́м запове́сть о тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х твои́х. На рука́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою́; на а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и зми́я. Я́ко на Мя упова́, и изба́влю и; покры́ю и, я́ко позна́ и́мя мое́. Воззове́т ко Мне, и услы́шу его́, с ним есмь в ско́рби, изму́ его́ и просла́влю его́, долгото́ю дней испо́лню его́ и явлю́ ему́ спасе́ние мое́.
Слава, и ныне: Аллилу́ия, аллилу́ия, аллилу́ия, сла́ва Тебе́, Бо́же (трижды).
Го́споди, поми́луй (трижды).
Тропарь, глас 8-й
Глубино́ю му́дрости человеколю́бно вся стро́яй и поле́зное всем подава́яй, еди́не Соде́телю, упоко́й, Го́споди, ду́шу раба́ Твоего́ (рабы́ Твоея́, раб Твои́х): на Тя бо упова́ние возложи́ (возложи́ша), Творца́ и Зижди́теля и Бо́га на́шего.
Слава, и ныне: Богородичен: Тебе́ и сте́ну, и приста́нище и́мамы, и моли́твенницу благоприя́тну к Бо́гу, Его́же родила́ еси́, Богоро́дице безневе́стная, ве́рных спасе́ние.
Псалом 50
Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́. Наипа́че омы́й мя от беззако́ния мое́го, и от греха́ мое́го очи́сти мя. Я́ко беззако́ние мое́ аз зна́ю, и грех мой предо мно́ю есть вы́ну. Тебе́ еди́ному согреши́х и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х, я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х и победи́ши, внегда́ суди́ти Ти. Се бо, в беззако́ниих зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́. Се бо, и́стину возлюби́л еси́, безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́. Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся, омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся. Слу́ху мое́му да́си ра́дость и весе́лие, возра́дуются ко́сти смире́нныя. Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х, и вся беззако́ния моя́ очи́сти. Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й. Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́, и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́. Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Твоего́ и Ду́хом влады́чним утверди́ мя. Научу́ беззако́нныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся. Изба́ви мя от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния мое́го, возра́дуется язы́к мой пра́вде Твое́й. Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. Я́ко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо, всесожже́ния не благоволи́ши. Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н, се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т. Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на, и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския. Тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая, тогда́ возложа́т на олта́рь Твой тельцы́.
Канон, глас 8-й
Песнь 1
Ирмос: Во́ду проше́д, я́ко су́шу, и еги́петскаго зла избежа́в, изра́ильтянин вопия́ше Изба́вителю и Бо́гу на́шему пои́м.
Припев: Поко́й, Го́споди, ду́шу усо́пшаго раба́ Твоего́.
Отве́рз уста́ моя́, Спа́се, сло́во ми пода́ждь моли́тися, Милосе́рде, о преста́вленнем рабе́ Твое́м, (имя), да поко́иши ду́шу его, Влады́ко.
Поко́й, Го́споди, ду́шу усо́пшаго раба́ Твоего́.
Мертв быв пло́тию, Спа́се, и во гро́бе положе́н с ме́ртвыми, ду́шу раба́ Твоего́ поко́й в ме́сте зла́чне, я́ко Милосе́рд.
Слава: Моле́бный глас мой услы́ши, Бо́же Триипоста́сне, и учини́ ду́шу преста́вленнаго в не́дрех Авраа́млих, Изба́вителю.
И ныне: Ты, Пречи́стая Богоро́дице, Его́же без и́скуса му́жеска заче́нши родила́ еси́, моли́ Сы́на Твоего́ пода́ти поко́й рабу́ Твоему́ преста́вленному, (имя).
Песнь 3
Ирмос: Небе́снаго кру́га Верхотво́рче, Го́споди, и Це́ркве Зижди́телю, Ты мене́ утверди́ в любви́ Твое́й, жела́ний кра́ю, ве́рных утвержде́ние, Еди́не Человеколю́бче.
Поко́й, Го́споди, ду́шу усо́пшаго раба́ Твоего́.
В ме́сте зла́чне, в ме́сте поко́йне, иде́же ли́цы святы́х веселя́тся, ду́шу раба́ Твоего́ преста́вленнаго поко́й, Христе́, Еди́не Ми́лостиве.
Поко́й, Го́споди, ду́шу усо́пшаго раба́ Твоего́.
Иде́же ли́цы святы́х, та́мо вчини́, Влады́ко, послужи́вшаго Тебе́ всем се́рдцем и воздви́гшаго и́го Твое́ на ра́мо свое́, я́ко Еди́н Влады́ка живота́ и сме́рти.
Слава: Небе́сный Отче Вседержи́телю, и Сы́не Единоро́дный, и Ду́ше Святы́й Исхо́дный, пре́зри уме́ршаго согреше́ния, и в Це́ркви пе́рвенец всели́ его́, сла́вити Тя со все́ми уго́ждшими Тебе́.
И ныне: Яко Ма́ти Свята́я Пресвята́го Бо́га, Влады́чице вся́ческих, Мари́е Богоро́дице, со все́ми святы́ми Сего́ моли́ ду́шу поко́ити раба́ Твоего́ в Небе́сных селе́ниих.
Го́споди, поми́луй (трижды).
Седален, глас 5-й
Поко́й, Спа́се наш, с пр́аведными раба́ Твоего́, и сего́ всели́ во дворы Твоя́, я́коже есть пи́сано, презира́я, я́ко благ, прегреше́ния его́ во́льная и нево́льная, и вся я́же в ве́дении и не в ве́дении, Человеколю́бче.
Слава, и ныне: Богородичен: От Де́вы возсия́вый ми́ру, Христе́ Бо́же, сы́ны све́та То́ю показа́вый, поми́луй нас.
Песнь 4
Ирмос: Услы́шах, Го́споди, смотре́ния Твоего́ та́инство, разуме́х дела́ Твоя́ и просла́вих Твое́ Божество́.
Поко́й, Го́споди, ду́шу усо́пшаго раба́ Твоего́.
Соше́дый в преиспо́дняя, Христе́, совоздви́гл еси́ уме́ршия вся, и преста́вльшагося от нас поко́й, Спа́се, я́ко щедр.
Поко́й, Го́споди, ду́шу усо́пшаго раба́ Твоего́.
Никто́же без греха́ есть, то́кмо Ты Еди́н, Влады́ко: сего́ ра́ди преста́вленному и грехи́ оста́ви, и в рай того́ всели́.
Слава: Услы́ши, Тро́ице Свята́я, гла́сы моле́бныя, приноси́мыя Тебе́ в це́ркви о усо́пшем, и Богонача́льным Твои́м све́том озари́ ду́шу, омраче́нную су́етными приверже́нии.
И ныне: Родила́ еси́, Пречи́стая, без му́жеска се́мене, Бо́га соверше́нна и Челове́ка соверше́нна, взе́млющаго грехи́ на́ша, Де́во. Того́ моли́, Госпоже́, преста́вльшемуся рабу́ Твоему́ пода́ти поко́й.
Песнь 5
Ирмос: Просвети́ нас повеле́нии Твои́ми, Го́споди, и мы́шцею Твое́ю высо́кою Твой мир пода́ждь нам, Человеколю́бче.
Поко́й, Го́споди, ду́шу усо́пшаго раба́ Твоего́.
Имы́й живота́ и сме́рти власть, преста́вленнаго от нас поко́й, Христе́ Бо́же, Ты бо еси́ всех, Спа́се, поко́й и живо́т.
Поко́й, Го́споди, ду́шу усо́пшаго раба́ Твоего́.
На Тя, Спа́се, наде́жду возло́жь, уме́рый оты́де от нас; Ты же, Го́споди, уще́дри его́, я́ко Бог Многоми́лостив.
Слава: Просвети́ нас, Трисвя́те, воспева́емый Влады́ко, моля́щихся Тебе́, мир небе́сный прия́ти, и в ми́рных се́лех ду́шу вчини́, отше́дшую от вре́менных в наде́жде безконе́чныя жи́зни.
И ныне: Шу́йяго стоя́ния, Пречи́стая, изба́вити преста́вленнаго умоли́ Сы́на Твоего́, Де́во Госпоже́, я́ко Спа́са и Бо́га на́шего Ма́ти су́щая.
Песнь 6
Ирмос: Моли́тву пролию́ ко Го́споду, и Тому́ возвещу́ печа́ли моя́, я́ко зол душа́ моя́ испо́лнися и живо́т мой а́ду прибли́жися, и молю́ся, я́ко Ио́на: от тли, Бо́же, возведи́ мя.
Поко́й, Го́споди, ду́шу усо́пшаго раба́ Твоего́.
А́да испрове́рг, Влады́ко, воскреси́л еси́ уме́ршия от ве́ка: и ны́не преста́вленнаго от нас, в не́дро Авраа́мле Ты, Бо́же, всели́, прегреше́ния вся отпусти́в, я́ко Милосе́рд.
Поко́й, Го́споди, ду́шу усо́пшаго раба́ Твоего́.
За́поведь, ю́же ми дал еси́, Бо́же, преступи́х и сме́ртен бых, но Ты, Бо́же, соше́дый во гроб и ду́ши я́же от ве́ка воскреси́вый, не возста́ви мене́, Влады́ко, на муче́ние, но на поко́й, преста́вленный вопие́т Тебе́ с на́ми, Многоми́лостиве.
Слава: Мо́лим Тя, Безнача́льне Отче и Сы́не и Ду́ше Святы́й, зло́бою душезло́бнаго ми́ра озло́бленную и к Тебе́, Зижди́телю, преше́дшую ду́шу во а́дово дно не отри́ни, Бо́же Спа́се мой.
И ныне: С небесе́ Христо́с Бог наш, я́ко дождь на руно́, Пречи́стая, сни́де на Тя, напая́я весь мир и изсуша́я вся безбо́жныя пото́ки, наводня́яй всю зе́млю ра́зумом Свои́м, Присноде́во; Того́ моли́ да́ти поко́й преста́вленному рабу́ Твоему́.
Го́споди, поми́луй (трижды). Слава и ныне:
Кондак, глас 8-й
Со святы́ми упоко́й, Христе́, ду́шу раба́ Твоего́, иде́же несть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь безконе́чная.
Сам Еди́н еси́ Безсме́ртный, сотвори́вый и созда́вый челове́ка: земни́и у́бо от земли́ созда́хомся и в зе́млю ту́южде по́йдем, я́коже повеле́л еси́, созда́вый мя и реки́й ми: я́ко земля́ еси́ и в зе́млю оты́деши, а́може вси челове́цы по́йдем, надгро́бное рыда́ние творя́ще песнь: аллилу́ия, аллилу́ия, аллилу́ия.
Песнь 7
Ирмос: От Иуде́и доше́дше о́троцы, в Вавило́не иногда́, ве́рою Тро́ическою пла́мень пе́щный попра́ша, пою́ще: отце́в Бо́же, благослове́н еси́.
Поко́й, Го́споди, ду́шу усо́пшаго раба́ Твоего́.
Влады́ко Христе́ Бо́же, егда́ хо́щеши суди́ти ми́ру, пощади́ ду́шу раба́ Твоего́, его́же от нас прия́л еси́, вопию́щаго: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.
Поко́й, Го́споди, ду́шу усо́пшаго раба́ Твоего́.
В пи́щи ра́йстей, иде́же пра́ведных ду́ши веселя́тся, послужи́вших Тебе́, причти́ с ни́ми, Христе́, ду́шу раба́ Твоего́, воспе́вшаго: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.
Слава: Иуде́йския три о́троки спасы́й во огни́, в Трие́х Ли́цех воспе́тый, изба́ви огня́ ве́чнаго усо́пшаго, воспе́вшаго Ти ве́рно: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.
И ныне: Влады́ку Христа́ ро́ждшая всех Бо́га, вла́сти те́мныя возду́шнаго кня́зя изба́ви, Де́во, ду́шу преста́вльшагося в ве́ре и воспе́вшаго: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.
Песнь 8
Ирмос: Седмери́цею пещь халде́йский мучи́тель богочести́вым неи́стовно разжже́, си́лою же лу́чшею спасе́ны сия́ ви́дев, Творцу́ и Изба́вителю вопия́ше: о́троцы благослови́те, свяще́нницы воспо́йте, лю́дие превозноси́те во вся ве́ки.
Поко́й, Го́споди, ду́шу усо́пшаго раба́ Твоего́.
Сконча́в тече́ние и к Тебе́ прибего́х, Го́споди, преста́вленный вопие́т ны́не, прегреше́ния оста́ви, Христе́ Бо́же, и не осуди́ мене́, егда́ хо́щеши суди́ти всем, ве́рно бо Тебе́ взыва́х: вся дела́ Госпо́дня, Го́спода по́йте и превозноси́те Его́ во ве́ки.
Поко́й, Го́споди, ду́шу усо́пшаго раба́ Твоего́.
Поне́сшаго, Влады́ко, и́го Твое́ на ра́ме свое́м, и бре́мя Твое́ ле́гкое, а́ще и не всегда́, оба́че в ме́сте преподо́бных Твои́х всели́ ду́шу его́, воспе́вшаго Тебе́, Христе́ Спа́се: о́троцы благослови́те, свяще́нницы воспо́йте, лю́дие превозноси́те Его во ве́ки.
Благословим Отца и Сына и Святаго Духа, Господа.
Слава: Безнача́льная Тро́ице Свята́я, Бо́же Отче и Сы́не и Ду́ше Святы́й, в ли́це святы́х причти́ ду́шу преста́вленнаго раба́ Твоего́ и огня́ ве́чнаго изба́ви, да Тя хва́лит, воспева́я во ве́ки: о́троцы благослови́те, свяще́нницы воспо́йте, лю́дие превозноси́те Его́ во ве́ки.
И ныне: Тя, Де́во, проро́честии ли́цы прореко́ша, прозря́ще бо Тя прозорли́выма очи́ма: ов у́бо жезл нарече́ Тя, ин же дверь восто́чную, ов же го́ру челове́ки несеко́мую. Мы же испове́дуем Тя вои́стинну Богоро́дицу, Бо́га вся́ческих ро́ждшую, Его́же моли́ упоко́ити преста́вленнаго во ве́ки вся.
Песнь 9
Ирмос: Ужасе́ся о сем не́бо, и земли́ удиви́шася концы́, я́ко Бог яви́ся челове́ком пло́тски, и чре́во Твое́ бысть простра́ннейшее небе́с. Тем Тя, Богоро́дицу, Ангелов и челове́к чинонача́лия велича́ют.
Поко́й, Го́споди, ду́шу усо́пшаго раба́ Твоего́.
Иису́се Бо́же мой, Спа́се, Ада́мле Ты взял еси́ преступле́ние и сме́рти вкуси́л еси́, да челове́ки от нея́ свободи́ши, Милосе́рде. Те́мже мо́лим Тя, Ми́лостиве: преста́вленнаго поко́й, я́ко Благ, во дво́рех святы́х Твои́х, я́ко Еди́н Всеблаги́й и Милосе́рдый.
Поко́й, Го́споди, ду́шу усо́пшаго раба́ Твоего́.
Несть никто́же, Милосе́рде, и́же не согреши́ в челове́цех, то́кмо Ты Еди́н, Иису́се Христе́, взе́мляй грехи́ всего́ ми́ра. Те́мже, очи́стив раба́ Твоего́ от прегреше́ний, вчини́ во святы́х Твои́х дво́рех: Ты бо живо́т еси́ и поко́й, и свет, и весе́лие всех, Тебе́ благоугоди́вших.
Слава: Удиви́ся все естество́ челове́ческое, ка́ко Безнача́льнаго Отца́ Сын сый Единоро́дный, плоть от Де́вы де́йством Свята́го Ду́ха прия́л еси́, и пострада́л еси́ я́ко челове́к, да уме́ршия оживи́ши. Тем и преста́вленнаго ны́не от нас, приле́жно мо́лим Тя, во стране́ живы́х, я́ко Благ, всели́.
И ныне: Неве́сту Тя нарица́ем, Пречи́стая, Отца́ неви́димаго, и Ма́терь Сы́на, из Тебе́ Ду́хом Святы́м воплоще́ннаго, и моле́бницу Тя о усо́пшем рабе́ Твое́м предлага́ем: Тебе́ бо помо́щницу и́мамы, земни́и, и любо́вию пою́ще Тя велича́ем (поклон).
Досто́йно есть я́ко вои́стинну блажи́ти Тя, Богоро́дицу, присноблаже́нную и пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.
Заупокойная лития для чтения мирянами
Святы́й Бо́же, Святы́й кре́пкий, Святы́й безсме́ртный, поми́луй нас. (Читается трижды с крестным знамением и поясным поклоном.)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
Го́споди, поми́луй (трижды). Слава, и ныне:
О́тче наш, Иже еси́ на небесе́х, да святится имя Твое́, да прии́дет ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги на́ша, я́коже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но изба́ви нас от лука́ваго.
Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.
Тропари, глас 4-й
Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся, ду́шу раба́ Твоего́, Спа́се, упоко́й, сохраня́я ю во блаже́нной жи́зни, я́же у Тебе́, Человеколю́бче.
В поко́ищи Твое́м, Го́споди, иде́же вси святи́и Твои́ упокоева́ются, упоко́й и ду́шу раба́ Твоего́, я́ко Еди́н еси́ Человеколю́бец.
Сла́ва: Ты еси́ Бог, соше́дый во ад, и у́зы окова́нных разреши́мый, Сам и ду́шу раба́ Твоего́ упоко́й.
И ны́не: Еди́на Чи́стая и Непоро́чная Де́во, Бо́га без се́мени ро́ждшая, моли́ спасти́ся душе́ его́.
Го́споди, поми́луй (40 раз).
Молитва
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго усопшего раба Твоего, (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, (имя), Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.
Честне́йшую Херуви́м и Сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем (поклон).
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь. (поклон).
Го́споди, поми́луй (трижды).
Го́споди, благослови́ (поклон).
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй и упокой душу раба Твоего, (имя), в безконечныя веки, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.
Рабу Божию, (имя), усопшему вечная память, вечная память, вечная память.
И читаем трижды тропарь с поклонами:
Покой, Господи, душу усопшего раба Твоего, (имя) (поклон), и елико в житии сем яко человек согреши, Ты же, яко человеколюбец Бог, прости его и помилуй (поклон), вечныя муки избави (поклон), Небесному Царствию причастника учини (поклон) и душам нашим полезная сотвори (поклон).
Выводы
В народе существует ряд суеверий относительно данного вида поминовения. Например, ошибочно считается, что обязательно подавать требу в трех либо семи церквях. Не имеет значения, в скольких церквях будут молиться о человеке.
Другое суеверие гласит: если подать на поминовение об упокоении имя живого человека, то таким образом можно лишить его жизни. Эта греховная задумка навредит самому инициатору, ведь он, желая смерти ближнему, навлекает на себя гнев Божий.
Подать записку на сорокоуст можно дистанционно, через интернет, если у верующего нет возможности посетить церковь лично. Сорокадневное поминовение облегчит страдания, но не излечит от тяжелой болезни. Поэтому священники настаивают на соблюдении всех медицинских требований болящими.