в процедурном кабинете в конце рабочего дня проводится уборка
Виды уборок в процедурном кабинете
В лечебно-профилактических учреждениях своевременные чистки призваны обеспечить комфортные условия пребывания персонала и пациентов, санитарно-гигиеническую безопасность проводимых манипуляций. Регулярное полное наведение чистоты в режимном кабинете способствует его максимальной стерильности.
Работы осуществляются по алгоритму и в соответствии с нормативами.
Наводим порядок: виды, цели, время проведения работ
Уборки в процедурных кабинетах способствуют поддержанию в них максимальной стерильности. Бывают:
Проводим предварительную уборку
Цель : Удаление пыли, собравшейся за ночное время.
Когда : В утреннее время (до начала работы в кабинете специалистов).
Наши действия : Стерильными салфетками и/или стерильной ветошью, пропитанной дезинфицирующим средством (например, раствором Жавеля 0,03%) обрабатываем плоскости:
Дезинфицирующим веществом (раствором Жавеля 0,015%) моем пол. В заключение проводится бактерицидное облучение кабинета (не меньше 1-го часа).
Мероприятия могут частично возлагаться на клининговую компанию, частично — на младший медицинский персонал.
Проводим текущую уборку
Цель : Ликвидация загрязнений, появляющихся во время рабочих процессов.
Когда : По мере необходимости, но не реже 2-х раз в течение дня.
Наши действия : Текущая уборка увлажненной ветошью сочетается с деконтаминацией кабинета. При очередном накрытии дезинфицируем столы, лотки. Если проводились внутривенные манипуляции, стойки и валики, жгуты и кушетки обрабатываем дезинфицирующим составом. Кварцевание помещения во время текущей уборки проводится в часы, предусмотренные графиком.
Проводим заключительную уборку
Цель : Обеспечение постоянной готовности кабинета к выполнению лечебных процедур.
Когда : По окончании рабочего дня.
Наши действия : Все отходы удаляем в специально отведенные контейнеры. Использованный инструментарий дезинфицируем. Поверхности очищаем в той же последовательности, что и во время осуществления предварительной уборки. Кварцевание проводим в соответствии с графиком и длительностью не менее получаса.
Проводим генеральную уборку
Плановая генеральная уборка процедурного кабинета проводится не менее 1 раза в течение 7 дней. Осуществляем ее по правилам, по определенной технологии.
При генеральной уборке процедурного кабинета:
Санпин (2.1.3. 2630-10 от 18 мая 2010) утвердил алгоритм действий для осуществления ответственного мероприятия. Каждая проведенная уборка процедурного кабинета регистрируется в специальном журнале.
Правила проведения генеральной уборки
При полной уборке процедурного кабинета важно придерживаться утвержденных правил:
Кто допускается к проведению уборок
Необходимо, чтобы лица, допущенные к уборкам:
От подобной деятельности отстраняются: беременные, кормящие, аллергики.
Как подготовиться к качественному наведению порядка
Персонал, задействованный в генеральной уборке процедурного кабинета, снабжается:
Дезинфицирующие вещества должны обладать высокими антимикробными характеристиками, эффективно бороться с патогенами, быть безопасными, иметь короткое время экспозиции.
Последовательность работ во время генеральной уборки процедурного кабинета
Алгоритм генеральной уборки процедурного кабинета предусматривает последовательность работ до и после проведения дезинфекции. Рассмотрим этапы уборки.
На подготовительном этапе отключаются от питания электроприборы, помещение максимально освобождается от лекарственных препаратов, инструментария, небольшого оборудования.
На первом этапе:
Все дезинфекционные работы ведутся при закрытой двери кабинета. После проведенных манипуляций снимается амуниция, руки моются и дезинфицируются.
На втором этапе:
На окончательном этапе:
Использованный в процедурном кабинете уборочный реквизит проходит санацию дезсредствами, основательно промывается, высушивается. Спецодежда и салфетки (многоразовые) помещаются в контейнеры (пластиковые коробки) и передаются в прачечную.
Как ведется журнал по учету генеральных уборок
В документе — форма установлена СанПин — фиксируются данные о проведенном мероприятии.
В таблице указывают:
Вписываются фамилии лиц, отвечающих за организацию процедуры. В журнале делается запись и в том случае, если проведена внеплановая генеральная уборка процедурного кабинета.
Как контролируется качество уборки
Старшая медицинская сестра проверяет качество проделанной работы. Так, недопустимо присутствие следов жира, пятен, разводов, продуктов окисления и пыли на поверхности какой-либо мебели или оборудования, оконных стеклах, зеркалах.
Регулярная генеральная уборка процедурного кабинета обеспечивает его максимальную чистоту и стерильность. Технология проведения генеральной уборки предусматривает очищение, санацию и кварцевание помещения. Проводится в несколько этапов согласно утвержденного алгоритма. По завершении работ проверяется их качество, делается запись в журнале.
Подходите ответственно к уборке процедурного кабинета!
Текущая и генеральная уборка процедурного кабинета
В медучреждении, будь то поликлиника или стационарное отделение, всегда должно быть стерильно. Это влияет на риск развития осложнений или инфицирования медработников или их пациентов. Существуют специальные нормы и требования, согласно которым проводится влажная уборка больничных помещений. Текущая уборка процедурного кабинета и генеральная уборка процедурного кабинета — важнейшая часть данной работы.
Виды уборок
Проводится ежедневная и ген уборка процедурного кабинета. Санобработка, которая проходит каждый день, подразделяется на подвиды:
Генеральная санобработка выполняется не реже 1 раза в 7 дней. В редких случаях можно раз в полторы недели.
Особенности санитарной обработки
Убирают процедурную медсестра или санитарка, которая закреплена за определенным кабинетом. Она должна иметь опыт и обладать знаниями, практиковать основы современных технологий выполнения приборки и требования санэпидемиологического режима.
Если медработник не проходил обучение и специальных инструктажей, его запрещено допускать до выполнения уборки процедурного кабинета. Перед тем как проводить обработку и после ее окончания, при выполнении текущей приборки необходимо продезинфицировать помещение (кварцем).
На заметку! Приборы кварцевания способны уничтожить не менее 95% болезнетворных микробов, которые витают в воздухе.
Обеспечить противовирусный режим в медкабинете следует тогда, когда на объекты, которые находятся в помещении, попали какие-то биоматериалы заболевшего пациента. Первое — кровь. Так как она может содержать в себе антитела вирусного гепатита и ВИЧ-инфекции.
Если загрязнений биоматериалами нет, проводится штатный противомикробный режим. При нем применяются соответствующие дезрастворы. Обязательно соблюдается алгоритм уборки процедурного кабинета.
Генуборка проходит в соответствии с планом-графиком. Ее выполняют при отсутствии пациентов. Накануне стерилизуется инвентарь:
Ветошь должна иметь маркировку. Салфеток применяют не менее 8 шт. для:
Все уборочные средства должны быть хорошо просушены (кроме ершика, который находится в дезрастворе). Они должны находиться в отдельном месте, использоваться исключительно для санобработки кабинета, для которого они предназначаются. Запрещено применять уборочный инвентарь, промаркированный «Туалет» для обработки больничной палаты. Этапы генеральной уборки процедурного кабинета:
В конце моют полы, начиная с дальнего угла, тщательно промывая поверхность по периметру, плинтуса. Затем моют центр комнаты. Мойки и плинтуса очищаются моющим средством и щеткой.
Влажная уборка кабинета
Разработан алгоритм влажной уборка процедурного кабинета. Ее предпочтительнее выполнять при помощи так называемой моп-методики, которая не может нанести вред. Моп — это заблаговременно приготовленный инструмент, при помощи которого проводится влажная санобработка. У моп-методики есть особенности:
Алгоритм текущей уборки процедурного кабинета предусматривает проведение мойки при помощи оборудования и инвентаря, который специально разработан для использования в медучреждениях. Для его создания применяются материалы, которые обеспечивают комфорт процедуры и длительный период эксплуатации даже при активном ежедневном использовании.
Салфетки и мопы также разрешено использовать неоднократно, но только, если их систематически стирать и дезинфицировать. Алгоритм заключительной уборки процедурного кабинета также основан на этом методе. Моп-метод – это методика выбора. Но она дает возможность, не только гарантировать соблюдение требований санэпидемиологии в медицинских учреждениях, но и ведет к понижению нагрузки на медицинский персонал. Он снижает риск развития у него болезней опорно-двигательного аппарата и других профессиональных патологий.
Помимо этого «неведерный» метод влажной уборки процедурной дает возможность медучреждению значительно снизить траты, которые связаны с закупкой нового инвентаря и приобретением расходников. Соблюдая правила уборки процедурного кабинета, можно добиться идеальной стерильности помещения, оборудования, инструмента.
Алгоритм проведения уборки
Текущая влажная уборка процедурного кабинета проходит как минимум дважды за время работы с применением 3% раствора пероксида водорода или 3% раствора хлорамина. В препарат включают 0,5% моющего геля. Этапы санобработки следующие:
После выполнения работ, необходимо все зафиксировать в графике уборки процедурного кабинета.
Растворы и инструменты для текущей уборки
Каждый обеззараживатель имеет инструкцию по применению. Обычно в ней указаны нормы приготовления в зависимости от уборочной методики. В инструкции указан способ разведения, который соответствует методике протирания поверхностей.
Текущая, заключительная уборка процедурного кабинета выполняется 3% растворами пероксида водорода или хлорамина.
Регламентирующие документы и требования
Базовый нормативный документ, регламент проведение санации, кварца процедурной — СанПиН 2.1.3.2630-10. Помимо правил выполнения санитарной обработки, он включает в себя требования к оснащению и медоборудованию кабинета, отделке внутри.
Кроме того, нельзя исключать требования к медицинскому персоналу. Например, к соблюдению им правил личной гигиены и обработки рук.
Процедурная – это кабинет, режим работы которого соответствует классам чистоты А и Б. Внепланово текущая обработка проходит, если за время работы кабинет загрязнился. Когда таких признаков нет, обычно достаточно 2 текущих моек – они вносятся в рабочий распорядок процедурной. Контролирует процесс старшая медсестра. Главное требование при чистке – не нарушать нормы и установленные рекомендации СанПиНа.
Соблюдая алгоритм генеральной уборки процедурного кабинета и текущей санобработки, можно исключить риск распространения инфекции. Помещения медучреждения должны быть стерильными. Это залог здоровья.
Заключительная уборка процедурного кабинета
Процедурные кабинеты при недостаточном соблюдении санитарных мер могут способствовать гнойным осложнениям и заражениям пациентов и медперсонала инфекциями, в том числе такими опасными как ВИЧ, гепатиты В, С и др.
Поэтому требования к проведению дезинфекционных мероприятий в процедурных кабинетах более строгие. Они отражены в СанПиН 2.1.3.2630-10 (санитарные правила и нормы для медицинских организаций). Согласно им, в этих помещениях должна осуществляться регулярная уборка и дезинфекция.
Как проводится уборка процедурного кабинета
В процедурных проводят несколько видов уборки:
Заключительную уборку проводит медперсонал данного ЛПУ, имеющий допуск к работе с дезсредствами.
Для процедурных кабинетов должен быть предоставлен отдельный инвентарь, промаркированный и использующийся только в данных помещениях. Он хранится в специальных комнатах или шкафах.
Порядок заключительной уборки:
Все использованные и прошедшие дезинфекцию и предстерилизационную очистку (например, в растворе препарата «Септолит Тетра») инструменты отправляются на стерилизацию в ЦСО ЛПУ.
В журнале учета фиксируют факт проведения уборки, время и фамилию проводившего.
Ведется строгий контроль качества дезинфекционных мероприятий со стороны ответственного работника, старшей медсестры отделения и санитарных служб. Периодически берутся смывы с поверхностей и делаются посевы для выявления микробной обсемененности.
Средства для дезинфекции в процедурном кабинете
Заключительная уборка и дезинфекция процедурного кабинета проводится с использованием современных профессиональных дезсредств широкого спектра действия.
Таковыми являются препараты, выпускаемые русской компанией Сателлит.
Например, растворы «Септолит Плюс» отлично продезинфицирует поверхности в кабинете.
«Септолит Тетра», сочетающие в себе и моющие и обеззараживающие свойства, прекрасно подходит как для обработки различных предметов, так и для деконтаминации инструментов.
Хлорсодержащий «Септолит ДХЦ» незаменим для дезинфекции отходов и уборочного инвентаря.
Небольшие труднодоступные поверхности помогут обработать, препараты на основе 60-70% изопропилового спирта «Септолит Экспресс» и «Септолит Антисептик».
Для качественного мытья пола подойдет моющее средство «Проклин Олдэй».
Все эти средства снабжены необходимым пакетом документов, требуемым санитарными органами.
Уборка процедурного кабинета. Виды уборок
В процедурном кабинете может проводиться 4 вида уборок:
Предварительная уборка процедурного кабинета
Предварительная уборка процедурного кабинета должна проводиться ежедневно перед началом работы персонала с целью удаления пыли, осевшей за ночь. Этот вид уборки включает в себя влажную уборку помещения с применением дез.средств. Обработке подлежат все поверхности, начиная со стерильных столов и лотков, стен на высоту вытянутой руки, мебели и оборудования, мытья полов с использованием дез.средств. После проведения уборочных работ необходимо провести кварцевания воздуха. Мероприятия при проведении предварительной уборки можно частично возложить на клининговую компанию, частично вменить в обязанности медицинского персонала. Клинингу допустимо обрабатывать стены, подоконники, радиаторы отопления, ножки медицинской мебели, письменные столы, стулья, ширмы, двери, раковины, смесители,полы.
Текущая уборка процедурного кабинета
Текущая уборка процедурного кабинета проводится не реже 2-х раз в день мед. персоналом во время работы с целью удаления загрязнений, возникших в процессе работы. Текущая уборка помещения процедурной включает: обработку дезинфицирующим раствором столов и лотков перед очередным накрытием, обработку оборудования – внутривенные стойки, валики, жгуты, кушетки.
Заключительная уборка процедурного кабинета
Заключительная уборка процедурного кабинета проводится с целью обеспечения постоянной готовности кабинета к работе. Необходимо проводить данный вид уборки ежедневно в конце рабочего. Аналогично предварительной уборке, заключительную частично можно доверить клининговой компании. Медицинский персонал проверяет оснащение и состояние готовности к работе всей аппаратуры и обрабатывает ее дезинфектантами. Также обработке подлежат медицинское оборудование и предметы ухода за больными. Удаление из помещения отходов класса В. Персонал клининговой компании удаляет из помещения отходы класса А, обрабатывает подоконники, радиаторы отопления, ширмы, ножки мебели, письменные столы, стулья, стены на высоту вытянутой руки, двери, раковины, смесители, пол. Заключительная уборка завершается кварцеванием помещения.
Генеральная уборка процедурного кабинета
Генеральная уборка процедурного кабинета процедурных и перевязочных кабинетов проводится 1 раз в 7 дней, в фиксированный день, по графику работы кабинета.
Для проведения генеральной уборки процедурного каьинета необходимо иметь:
Технология проведения генеральной уборки:
Весь уборочный инвентарь обеззаразить в дез.растворе, затем промыть и просушить. Промаркированный уборочный инвентарь для уборки каждого помещения (процедурная, перевязочная) применять строго по назначению и хранить в установленных местах (шкафах). Выбор дез.средства для генеральной уборки проводится только разрешенными для генеральных уборок средствами – см. рабочую инструкцию к препаратам.
УХОД ЗА ДРЕНАЖАМИ
Принципы ухода:
1. М/с должна успокоить больного и объяснить ему, что дренирование произведено для нормального заживления раны.
2. Чтобы постель не запачкалась отделяемым из раны, на матрац кладут клеенку, на простынь – подстилку.
3. Не допускать изменения положения больного без разрешения врача.
4. Наблюдать за положением и функционированием дренажа после изменения положения больного.
5. При обильном промокании повязки, когда по коротким дренажам и тампонам отток идет на повязку, ее необходимо регулярно менять. Старую повязку м/с аккуратно снимает стерильными инструментами, осушает рану и кожу вокруг нее, обрабатывает кожу антисептиком и, сменив инструменты, накладывает сухую повязку.
6. Длинную дренажную трубку либо подсоединяют к отсасывающей системе, либо погружают в сосуд с раствором фурацилина (150 мл 1:5000) и фиксируют к кровати.
7. Своевременно удалять из банки скопившееся отделяемое.
8. Чтобы дренаж не выпал из раны, его фиксируют к коже швами и полосками липкого пластыря.
9. количество отделяемого, поступившего в сосуд за сутки или за время наблюдения (часы) медсестра отмечает в температурном листе.
10. Смена, подтягивание, укорочение дренажей и тампонов проводиться врачом во время очередной перевязки.
11. При воспалении кожи вокруг дренажа сообщить врачу.
12. Уход за раной вокруг дренажа проводить по общим правилам: 1-я перевязка – на 1 – 2-й день после операции, в последующем – через 2-3 дня или по показаниям.
13. Выпавшие дренажи и тампоны нельзя пытаться вставить обратно; о выпадении дренажей докладывают лечащему или дежурному врачу;
14. При уходе за дренажами с активной аспирацией следят, чтобы система оставалась герметичной (отрицательное давление 10-40 мм рт. ст.)
15. Наблюдение за скоростью поступления отделяемого, его количеством и качеством позволяет судить о течении послеоперационного периода, диагностировать осложнения (кровотечение, перфорация полого органа и др.).
16. При закупорке дренажа фибрином, слизью (пробка) или при его перегибе под руководством врача промывают закупоренный дренаж антисептиками, антибиотиками, отсасывают его содержимое и восстанавливают функцию.
17. При уходе за проточно-промывными аспирационными дренажами тщательно следят за соотношением количества вводимой и аспирируемой жидкости: уменьшение количества оттекающей жидкости по сравнению с вводимой требует прекращения введения антисептических средств и выяснения причины.
18. После чистых операций тампоны и дренажи, установленные для удаления скапливающейся крови, извлекают на 2-3 день в чистой перевязочной.
19. Дренажи и тампоны, предназначенные для отведения экссудата, гноя, желчи удаляют постепенно, по мере уменьшения или прекращения отделяемого (в среднем на 4 – 14 сутки);
20. Удаление дренажей производиться во время перевязки. М/с обрабатывает кожу вокруг дренажа раствором антисептика, снимает шов, которым пришит дренаж, после чего его извлекает лечащий врач. Оставшееся после дренажа отверстие, перевязочная м/с осушает, обрабатывает йодом и закрывает стерильной повязкой.
21. Тампоны периодически заменяются, удаляются, подтягиваются и укорачиваются только врачом, но не позднее 4 – 6 суток после их введения или предыдущей манипуляции.
22. Если в ране несколько тампонов, то вначале удаляется один тампон, при последующих перевязках – другие. Если же в ране один тампон, то он постоянно подтягивается, укорачивается, и в конце концов удаляется.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
УБОРКА ПРОЦЕДУРНОГО КАБИНЕТА (СП 3.1. 2485-09; СанПиН 2.1.3.2630-10 г.)
Цель: профилактика ИСМП пациентов.
Функциональное назначение: профилактическое
Безопасность персонала: мытье рук до и после уборки, использование рабочего халата, перчаток, сменной обуви.
Виды уборок: утренняя, текущая, генеральная
Правила:
1. Утренняя уборка: перед работой кабинета провести протирание поверхностей мебели, подоконников, стен ветошью, смоченной в дез. растворе (расчёт в соответствии с инструкцией к препарату), на высоте вытянутой руки. Вымыть пол с дез. средством. Включить лампу для обеззараживания воздуха («Дезар» или рециркулятор).
2. Текущая уборка: в течение дня по мере необходимости. Во время работы протирать столик манипуляционный каждые 2 часа ветошью, смоченной в дез. растворе. При проведении внутривенных манипуляций столик, жгут, валик протирать дез. средством или салфетками антисептическими после каждого пациента. Включать лампу для обеззараживания воздуха в соответствии с графиком.
3. Заключительная уборка: по окончании рабочего дня в том же порядке, что и утренняя.
Последовательность генеральной уборки:
· отмыть с 0,5% CMC стены, потолок, мебель;
· залить дезинфицирующим средством из распылителя на 60 минут;
· отмыть чистой горячей водой чистой ветошью;
· включить лампу «Дезар» или рециркулятор, проветрить.
· отметить в журнале учёта генеральных уборок дату уборки, название дез. средства, подпись медсестры.
5. Уборочный инвентарь маркировать, хранить в определённом месте, для других целей не использовать.
6. Ветошь обеззараживать погружением в раствор дезинфицирующего средства, прополаскивать, просушивать, хранить в специально отведённом месте. Для других целей не использовать.
9. При использовании средства, обладающего двойным действием (моющим и дезинфицирующим) отмывать с СМС нецелесообразно.