в судный день аллах спросит меня призывал ли я людей к исламу
И спросит притесненный притеснителя…
Все притеснения наказуемы
Сегодня ни для кого не секрет, что всё как в кривом зеркале перевернулось, перемешалось. Нравы настолько исказились, что порицаемое, запретное стало обыденным и привычным делом. Никого сегодня не удивишь вестью о убийстве. Что говорить, когда таких преступников считают авторитетами. Дети уже со школьного возраста знают, кто такой вор в законе, но у них к этому преступнику даже некая симпатия. Некоторые даже возводят таких в кумиры, стараются быть похожими на них, унижая и избивая своих уже со школьной скамьи. А задайтесь себе вопросом, кем станет такой ученик? Ну, уж точно могу сказать, не гордостью Дагестана, который бы пополнил ряды настоящих горцев. Таким образом дети привыкают к насилию и принуждению.
Родители же на это смотрят положительно, даже гордятся своими детьми. Но к чему мы идём, воспитывая такое общество? Мы идём к погибели, мы роем яму, в которую сами и попадём. Ведь Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал:
عَنْ عَبْدِ اللهِ بْنِ مَالِكٍ قَالَ : قَالَ رَسُولُ اللهِ صلى الله عليه وسلم : إِيَّاكُمْ وَالظُّلْمَ ، فَإِنَّ الظُّلْمَ هُوَ الظُّلُمَاتُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ
В другом хадисе говорится:
Уважаемые братья (обращение именно к мужской половине, так как именно с их стороны и проявляется это насилие), посмотрите, что говорит Всевышний в Священном Коране о угнетении и притеснении:
وَلَا يَظْلِمُ رَبُّكَ أَحَدًا( سورة الكهف49)
Смысл: «Твой Господь никого не притесняет»
وَمَا أَنَا بِظَلَّامٍ لِلْعَبِيدِ(سورة ق29)
Смысл: «Я не делаю притеснения рабам».
وَتِلْكَ الْقُرَى أَهْلَكْنَاهُمْ لَمَّا ظَلَمُوا (سورة الكهف 59)
Смысл: «А те сёла Мы уничтожили, когда они стали притеснять».
В другом аяте Аллах говорит:
فَتِلْكَ بُيُوتُهُمْ خَاوِيَةً بِمَا ظَلَمُوا( سورة النمل 52)
Смысл: «Их дома пустынны за то, что притесняли».
وَلَا تَحْسَبَنَّ اللَّهَ غَافِلًا عَمَّا يَعْمَلُ الظَّالِمُونَ إِنَّمَا يُؤَخِّرُهُمْ لِيَوْمٍ تَشْخَصُ فِيهِ الْأَبْصَارُ ) سورة إبراهيم (42
Смысл: «Не считайте Всевышнего не знающим о том, что творят залимы (притеснители). Он им откладывает наказание до того дня, в который выпучиваются глаза от страха».
Мусульмане, обратите на это угрожающее предостережение! Опомнитесь, ведь это обращение не вышестоящего начальства, это повеление и угроза со стороны нашего Творца. Ну разве можно быть настолько беспечными и беззаботными? До каких пор мы собираемся пользоваться благами, дарованными нам Всевышним и отвечать Ему неблагодарностью, проявляя ослушание? Разве не настало время опомниться, раскаяться в содеянном?
Знайте, что грех притеснения так опасен, что Всевышний не прощает его, пока не простит тот, права которого вы ущемили. Поэтому даже если всё таки вы притеснили кого-нибудь и решили раскаяться и выбрать путь Всевышнего, оставляя послушание дьяволу, то вы должны знать, что за те притеснения нам всё равно придётся отвечать в Судный день, если вас не простил притеснённый.
Подумайте над тем, что сказал Пророк (салляллаху аляйхи васаллям): «В Судный день воскресят рогатого и безрогого барана, и тому безрогому Аллах даст рога, чтобы он забадал того, рогатого, за то, что он забадал его, безрогого на этом свете».
Если Всевышний воскресит баранов только лишь для того, чтобы один отомстил другому, а потом обратно умертвить, то как же будет обстоять дела с людьми, созданными для вечности? Поэтому, дорогие братья и сёстры, нам следует бояться этого Дня, Дня, когда не принесут никакой пользы ваши деньги, когда останетесь только вы и притеснённый вами.
А притеснения подразделяются на три категории, как сообщается в благородном хадисе Пророка (салляллаху аляйхи васаллям):
Третья степень притеснения… как она серьёзна, тяжка и трудна! О ней Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Тот, кто притеснил своего брата, опорочив его честь или ещё как-то, пусть попросит прощения у него сегодня же, до того, как наступит день, когда не будет ни динара (золотой монеты), ни дирхама (серебряной монеты). По мере его притеснения заберут у него его благие поступки. Если не будет у него хороших деяний, то переведут на него плохие деяния того, кого он притеснил».
В другом хадисе Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) говорится, что притеснённые будут стоять у моста Сырат, и ожидать своего притеснителя. И за те притеснения они будут забирать у своего обидчика хорошие деяния (в тот День уже не откупитесь зелёными бумажками, сколько бы их не было). Когда же хорошие деяния заканчиваются, а притеснённые остаются, то на него будут передавать злодеяния притеснённых и таким образом человек может придти в Судный день с горами хороших деяний, а в итоге остаться с горами грехов. И такого человека Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) имел ввиду, когда спросил своих сподвижников: «Вы знаете, кто является банкротом?». На этот вопрос сподвижники ответили, что банкротом является тот, у кого нет денег, дома и т.д. На что Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) ответил: «Нет, банкротом является тот человек, который в Судный день придёт с горами хороших деяний, но в итоге останется с горами плохих деяний, которые притесненные перевалят на него. Именно это человек является банкротом».
Так бойтесь же притеснять кого-либо, если не хотите оказаться банкротами в Судный день. Нет ничего тяжелее того, когда в Судный день ты лишаешься того, что является единственным твоим спасением.
Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) также сказал: «Всевышний говорит: «Клянусь Моим величием, Я непременно накажу притеснителя, как на этом свете, так и на Том».
Имам аль-Газали рассказывает. Некий человек занимался рыболовством. И в один из дней в его сеть попалась большая рыба. Рыболов обрадовался и направился с ней на базар, чтобы продать, для того, чтобы хоть что-нибудь купить своей семье. По пути ему встретился человек, который спросил, не продаёт ли он эту рыбу. На что рыболов ответил отрицательно. Разозлившись, тот человек ударил его и забрал рыбу. Тогда рыболов поднял руки к небу и воззвал к Аллаху: «О Аллах, ты создал меня бедным и слабым, а его ни в чём не нуждающимся и сильным. О Аллах, я прошу у Тебя моё, возьми с него на этом же свете, я не могу терпеть, дожидаясь возмездия на Том свете». Притеснитель с рыбой направился домой, отдал к жене, велев ей быстро её пожарить. Жена всё сделала как нужно и жареную рыбу поставила перед мужем. Когда его пальцы дотронулись до рыбьей пасти, она укусила его. Началась сильная боль в пальце. И от этой боли ему пришлось обратиться к врачу. Врач сказал, что необходимо срочно отрезать палец, а не то боль перейдёт на всё тело. Палец отрезали. Но боль не уходила, она перешла на ладонь. Пошли к врачу, он же сказал, что нужно немедленно отрезать ладонь, а не то боль перейдёт на локоть. Но после этого боль перешла и на локоть. Врач сказал, что нужно отрезать руку, не то боль перейдёт и дальше. Тогда человек, испугавшись, убежал прочь от врача, куда глаза глядят, обращаясь ко Всевышнему и прося у Него помощи. Дойдя до дерева и оперевшись об него, он заснул и во сне увидел человека, который ему сказал: «Эй бедняга, до каких пор ты будешь резать руку? Иди, проси прощения у того рыбака». Проснувшись, он вспомнил рыбака, которого обидел. Направившись обратно в город, он начал искать того рыбака. Найдя его, он упал на колени и стал просить прощения. И после того, как тот рыбак простил его, боль прекратилась.
Поэтому в хадисе Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) говорится: «Остерегайтесь мольбы (дуа) притеснённого, поистине между ним и Всевышним нет преграды (т.е. Всевышний сразу отвечает на мольбу притеснённого)».
Уважаемые братья, разве не настало время для раскаяния? Сколько можно пользоваться благами Всевышнего и в то же время ослушаться его? Неужели вам дороже подчинение шайтану, нежели повиновение Владыке всего сущего? Поэтому, пока не поздно, осознайте греховность насилия и притеснения, вернитесь от дьявола к Всевышнему. Да поможет вам Аллах! Амин.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Как люди будут отвечать в День Суда?
Когда у людей возникают какие-либо имущественные разногласия, они, как и положено праведным мусульманам, идут к имаму для разрешения спора. Но в большинстве случаев разрешение спора перетекает в другие, ещё более крупные проблемы. Тот, кому имам присудил что-то в споре, уходит довольный, полагая, что он заслуженно получил то, на что претендовал. А вот проигравшая сторона считает, что её засудили, и уходит обиженной, как будто у неё отняли кровное.
Но мы не можем знать истинного положения дел, ибо имамы судят согласно «захиру» (очевидному положению дел), а справедливый суд ждёт нас на том свете.
Передают со слов Умм Саламы (да будет доволен ею Аллах), что однажды Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
إنَّمَا أنا بَشَرٌ، وَإنَّكُمْ تَخْتَصِمُونَ إلَيَّ، وَلَعَلَّ بَعْضَكُمْ أَنْ يَكُونَ ألْحَنَ بِحُجّتِهِ مِنْ بَعْضٍ، فأَقْضِيَ لَهُ بِنَحْوِ مَا أسْمعُ، فَمَنْ قَضَيتُ لَهُ بِحَقِّ أخِيهِ فَإِنَّما أقطَعُ لَهُ قِطعةً مِنَ النَّارِ
«Поистине, я — только человек, а вы приходите ко мне (со своими) спорами. И может оказаться так, что кто-нибудь из вас более убедителен в своих аргументах, чем другой, и тогда может быть так, что я вынесу решение в его пользу на основании того, что услышу, однако пусть знает тот, кому я присужу то, что по праву принадлежит его брату, что выделяю я ему частицу адского пламени!» (Бухари; Муслим)
Это указывает на то, что даже Пророк (ﷺ) в принципе мог ошибаться в том, относительно чего Аллах не ниспосылал ему откровений. Также это указывает на то, что он разрешал споры и выносил решения согласно «захиру». И это является мудростью от Всевышнего Аллаха, чтобы в дальнейшем те, кто будет выносит решение, последовали примеру нашего Пророка (ﷺ).
Что касается справедливости вынесенного имамом решения, то и он, в принципе, может ошибаться, ибо каждый имам выносит решение согласно очевидному положению дел. Поэтому никто не должен обижаться или предполагать, что ему заслуженно что-то присудили, и тем более – обижаться, что его незаслуженно засудили, ибо решение вынесено согласно «захиру».
Мы не должны забывать, что в Судный день нам предстоит держать ответ за все наши деяния, и будут вынесены окончательные справедливые решения, которые не подлежат обжалованию. Положение тех, кто завладел чужим имуществом и притеснил кого-то, будет очень трудным, ибо придется отвечать за каждую пылинку.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся:
«Однажды Посланник Аллаха (ﷺ) спросил (людей):
«أتدرونَ مَنِ المُفْلِسُ؟» قالوا: المفْلسُ فِينَا مَنْ لا دِرهَمَ لَهُ ولا مَتَاع، فَقَالَ: «إنَّ المُفْلسَ مِنْ أُمَّتي مَنْ يأتي يَومَ القيامَةِ بِصَلاَةٍ وصِيامٍ وَزَكاةٍ، ويأتي وقَدْ شَتَمَ هَذَا، وقَذَفَ هَذَا، وَأَكَلَ مالَ هَذَا، وسَفَكَ دَمَ هَذَا، وَضَرَبَ هَذَا، فيُعْطَى هَذَا مِنْ حَسَنَاتِهِ، وهَذَا مِنْ حَسناتهِ، فإنْ فَنِيَتْ حَسَناتُه قَبْل أَنْ يُقضى مَا عَلَيهِ، أُخِذَ منْ خَطَاياهُم فَطُرِحَتْ عَلَيهِ، ثُمَّ طُرِحَ في النَّارِ». رواه مُسلم.
«Знаете ли вы, кто является неимущим (обанкротившимся) человеком?» Они ответили: «Неимущими среди нас называют тех, у кого нет ни денег, ни имущества». Тогда Пророк (ﷺ) сказал: «Поистине, неимущим из числа моей уммы (общины) окажется тот, кто в День воскресения принесёт с собой молитвы, посты и закят, но при этом выяснится, что он оскорбил этого, оклеветал того, присвоил имущество этого, пролил кровьэтого и ударил этого, и тогда что-то из его благих дел будет отдано этому, а что-то — тому, а если запас его благих дел иссякнет прежде, чем он сумеет рассчитаться со всеми, то станут брать грехи обиженных им людей и возлагать их на него, а потом его ввергнут в Ад!» (Муслим)
Вся награда, которую человек с таким трудом заработал, занимаясь поклонением день и ночь, будет отнято у него за такие поступки, которые он в этом мире считал мелочью. И это будет награда за полноценно совершенные и принятые поклонения, в которых не было никакой фальши. А много ли у нас будет таких поклонений? Если нет, тогда готовьтесь понести наказания за чужие грехи…
А не легче ли отказаться в этом мире от всяких сомнительных споров и исков, ибо это будет спасением в день большого Суда, ибо в хадисе, переданном от Хаули бинт Самир аль-Ансарийа (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что она слышала, как посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
إنَّ رِجَالًا يَتَخَوَّضُونَ في مَالِ الله بغَيرِ حَقٍّ، فَلَهُمُ النَّارُ يَومَ القِيَامَةِ. رواه البخاري
«Поистине, есть люди, которые распоряжаются богатством Аллаха неподобающим образом (незаслуженно присваивают имущество), но в День воскресения им достанется Огонь!» (Бухари).
Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,
поделитесь информацией с друзьями!
Призывай к исламу молча
Именем Аллагьа, милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим на том.
Сегодня для нашего общества – общества мусульман в целом и для каждого человека по отдельности не хватает хорошего поведения и благих нравов. Каждый из нас может задаться вопросами: привели ли хоть одного человека в Ислам мои слова или мои действия, уважают ли меня моя жена, дети, близкие, знакомые или вообще в обществе за моё поведение?
Пророк, мир ему и благословение, говорит в своем хадисе: «Самым любимым для меня и самым близким ко мне в Судный день будет из вас тот, кто обладает наиболее благим нравом» [1] .
Если мы хотим, чтобы мы были любимцами Пророка, мир ему и благословение, и хотим быть рядом с ним в День суда, то мы должны стремиться к облагораживанию своих нравов и поведения.
Можно посмотреть на очень частую, на сегодняшний день, проблему развода. В начале, целых два семейства (со стороны мужа и жены) переносят вместе столько радостных и счастливых моментов, но потом, после развода их детей, эти семьи становятся врагами друг для друга. Они могут придти в одну мечеть, и выйти, даже не поздоровавшись друг с другом, так как их нрав толкает их на подобные поступки. Разве мусульманин может себя так вести? Кто будет принимать Ислам, смотря на наше поведение?
Хочу привести один случай про араба, которому отец не разрешил, чтобы тот взял себе в жены его подружку – американку, пока она не примет Ислам и не станет мусульманкой. Этот молодой араб решил дать ей книги исламской литературы, чтобы та прочитала, с надеждой, что после прочтения этих книг она примет Ислам.
И вот, когда она прочитала их, ознакомилась с Исламом и посредством этого приняла Ислам, то тогда уже она отказалась выйти за него замуж. А когда он ее спросил, что послужило причиной её отказу, она ответила: «Я не нашла в тебе сущность Ислама»!
Посланника Аллагьа, мир ему и благословение, спросили: что больше всего служит причиной того, чтобы человек вошел в Рай? На что он ответил: «Богобоязненность и благой нрав» [2] .
Сегодня не обязательно, чтобы ты был большим ученым – алимом, чтобы ты выступал проповедником на трибунах мечети, достаточно иметь простой благой нрав и хорошее поведение, чтобы человека привести в Ислам. Человек работает имамом, учителем или любым другим светским работником, если он мусульманин, то он должен обладать хорошим нравом и поведением, это его обязывает его религия – религия Ислам. То, что человек совершает намаз, соблюдает пост, выплачивает закят и т.д. он это делает ради своего же блага, а по отношению к людям, мусульманин должен обладать благим нравом — это часть его религии.
Один из призывающих к Исламу братьев однажды посещал европейскую страну. Как-то он сидел в зале ожидания на вокзале, и увидел одну старую женщину с яблоком в руках, пытающуюся съесть его, остатками своих зубов. Мусульманин присел к ней, взял у нее яблоко и, нарезав его на маленькие кусочки, отдал старушке, чтобы ей легче было его съесть. Женщина тут же расплакалась.
Он спросил ее, почему она плачет?
Женщина ответила ему, что прошло уже более десяти лет с тех пор, как ее не посещают и не разговаривают с ней ее дети, и спросила, почему же он с ней так поступил?
Мусульманин ответил: «Моя религия, которой я следую, завещает мне это, и велит подчиняться и нести добро родителям.»
А потом добавил: «В моей стране, со мной в моем доме живет моя мать, она как раз ваша ровесница, и она живет как королева. Мы не выходим без ее разрешения, не кушаем, пока она не покушает, и мы постоянно ухаживаем за ней. Это то, что повелевает нам наша религия».
Женщина спросила: «А что за религия у тебя?»
Он ответил: «Это Ислам» и стал рассказывать ей значение добра по отношении к родителям и как Всевышний Аллагь связал Свое довольство с довольством родителей, приводить аяты из Корана, хадисы Пророка, мир ему и благословение, истории праведных предшественников. Привел хадис Посланника Аллагьа, мир ему и благословение, где он говорит: «Довольствие Аллагьа — в довольстве родителей, и Его гнев — в гневе родителей».
Это послужило причиной принятия Ислама этой старой женщиной! [3]
Этот человек не заставлял ее, домой к ней не ходил, не выступал с проповедями, он всего лишь присел к ней, почистил яблоко и отдал ей маленькими кусками. Один такой простой поступок, одно маленькое проявление благонравия, сострадания и милосердия послужило причиной принятия ислама одним человеком. Как говорил Посланник Аллагьа, мир ему и благословение: «Клянусь Аллагьом, чтобы Аллагь посредством тебя наставил одного человека на истинный путь, лучше для тебя, чем иметь много красных верблюдов [4] ».
Если взять к примеру наши дни, когда человек разводится с женой или ругается со своим родным братом или братом по вере, то кого бы туда не подключали, многие упираются, отказываются и не идут на встречу. А почему это так? Потому что нет подобного нрава, достойного поведения и надлежащего воспитания.
Пусть Аллагь поможет нам в улучшении своих нравов и поведения, чтобы мы приносили пользу для религии Аллагьа и для общества.
Хвала Аллагьу – Господу миров.
Салман ад-Дагистани
Стенограмма проповеди
[1] Ат-Тирмизи
[2] Ат-Тирмизи, Ибн Хиббан, аль-Байхаки
[3] Истории приводятся в книге «Кулюбу Тахвиль Ита»
[4] Самые ценные и породистые на тот момент верблюды
Первое, за что будет спрошено с человека в Судный день
Каждый человек несет ответственность за исполнение и соблюдение повелений Аллаха по мере своих возможностей. Следовательно, и в Судный день каждый человек будет держать ответ за всё это.
С человека будет спрошено абсолютно за всё, что он совершил и чего он не выполнил со дня совершеннолетия до конца своей жизни. Пока он не отчитается за все благодеяния и милость Всевышнего Аллаха, которые получил в земной жизни, он не покинет место Суда.
В хадисе, переданном от Абу Барзата (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
لاَ تَزُولُ قَدَمَا عَبْدٍ يَومَ القِيَامَةِ حَتَّى يُسْأَلَ عَنْ عُمُرِهِ فِيمَ أفنَاهُ وَعَنْ عِلمِهِ فِيمَ فَعَلَ فِيهِ وَعَنْ مَالِهِ مِنْ أَيْنَ اكْتَسَبَهُ وَفِيمَ أنْفَقَهُ وَعَنْ جِسْمِهِ فِيمَ أَبلاهُ
«В Судный День раб не сдвинется с места, пока не будет спрошен о своей жизни: как он её провёл; и о знании его: на что он его использовал; и о его имуществе: как он приобрёл его и на что потратил; и о теле его: как он его использовал». (Тирмизи)
Каждый человек в Судный день непременно будет отвечать за то, как он провёл отведённые ему в этом мире дни и какие деяния он совершал. Нас спросят не только о том, как мы сами провели жизнь в этом мире и распоряжались этими благами. С нас также будет спрос и за тех, кто был нашей паствой. То есть нас спросят о семье и о тех, за кого мы были ответственны в этом мире.
Это будет очень тщательный и подробный допрос, о каждом стоянии, руку‘е и суджуде (поясном и земном поклоне), о каждом омовении и о смиренности в каждом намазе.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّ أَوَّلَ مَا يُحَاسَبُ بِهِ الْعَبْدُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ مِنْ عَمَلِهِ الصَّلاةُ فَإِنْ صَلُحَتْ فَقَدْ أَفْلَحَ وَأَنْجَحَ وَإِنْ فَسَدَتْ فَقَدْ خَابَ وَخَسِرَ فَإِنِ انْتَقَصَ مِنْ فَرِيضَة قَالَ الرَّبُّ: انْظُرُوا هَلْ لِعَبْدِى مِنْ تَطَوُّعٍ ؟ فَيُكَمِّلُ بِهَا مَا انْتَقَصَ مِنَ الْفَرِيضَةِ ثُمَّ يَكُونُ سَائِرُ عَمَلِهِ عَلَى ذَلِكَ
«Поистине, в День Суда расчёт с рабом Аллаха – первым из его всех его деяний – будет произведён за его намаз. Если он будет хорошим, то человек преуспеет и добьется желаемого, а если окажется негодным, то он потерпит неудачу и понесет убыток.
Если же в обязательных молитвах обнаружатся недостатки, Господь скажет (ангелам): «Посмотрите, есть ли у раба Моего что-нибудь из добровольных деяний?» И за счёт этого будут восполнены недостатки в обязательных молитвах, а затем и со всеми остальными его деяниями поступят так же». (Тирмизи 413, Абу Дауд 864, Ибн Маджах 1425)
Общеизвестно, что самым важным поклонением человека после свидетельства единобожия (шахады) является совершение пятикратного обязательного намаза. Пока человек жив и находится в здравом уме, он обязан совершать намаз. Только немногие обстоятельства могут освободить человека от намаза.
Как только ребёнок становится совершеннолетним, или уже взрослый человек принимает Ислам (произносит шахаду), он обязан, как можно скорее научиться правильно совершать омовение и намаз. Если даже не успел выучить всё необходимое для совершения намаза, он должен делать его так, как знает и может.
Тем не менее, мы можем найти людей, которые всю жизнь провели в Исламе, но полноценно совершить намаз не умеют. Практически в каждом населенном пункте, в селе и в городе есть мечети, при которых имеются курсы по правильному совершению намаза.
Если не удаётся пойти в мечеть, почти у каждого человека есть родственники, друзья, знакомые, к которым можно обратиться за помощью. Но, к сожалению, часто приходится видеть, как люди совершают намазы, допуская серьезные ошибки, которые в большинстве случаев делают их намазы недействительными.
Конечно же, все эти и другие возражения беспочвенны, и он не будут иметь никакой силы в Судный день, когда человеку придётся держать ответ.
Кто из нас может точно сказать, сколько он проживет? Может быть, этот день для нас последний – ведь и молодых людей может поразить болезнь, с каждым может случиться несчастный случай. И что мы скажем Всевышнему, когда нас спросят – почему вы не исполняли то, что Он повелел вам?
Нурмухаммад Изудинов
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
И ни одна душа обижена не будет…
Судный день – день справедливости и отчёта. Мы должны готовиться к нему, ещё будучи здесь, на земле. О его неизбежном приходе Всевышний поведал нам так (смысл): «Поистине, Судный час непременно настанет. Я скрыл от людей время его прихода, но открыл признаки его приближения, чтобы каждой душе в этот день воздать за то, что она совершила» (Коран, 20:15).
Всевышний Аллах, описывая ужасы Судного дня, по-разному упомянул о нём примерно в 112 аятах Корана. Имам Ахмад приводит достоверный хадис, переданный Ибн Умаром (да будет доволен им Аллах). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто желает поразмыслить о Судном дне, пусть прочтёт аяты “Когда солнце будет скручено и погаснет его свет”, “Когда небо расколется”, “Когда небо расколется в знак гибели”» (ат-Тирмизи). Эти аяты являются заглавными в трёх сурах Корана: «Ат-Таквир», «Аль-Инфитар» и «Аль-Иншикак».
Всевышний Аллах направил к нам наилюбимейшего из Своих пророков, ниспослав с ним Книгу, в которой подробно говорится о грядущем дне Суда и где Он призывает нас не забывать об этом и помнить о встрече с Ним. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) призывает нас следовать повелениям Аллаха, бояться разонравиться Ему, страшиться Его гнева, соблюдать Его запреты и следовать истинным путём пророков, асхабов, табиинов, авлия и алимов. Но мы зачастую пребываем в забвении и не осознаём того факта, что Судный день непременно настанет, пренебрегая неизбежностью ответа перед Всевышним за все свои деяния.
В Священном Коране по поводу забвения и пренебрежений говорится (смысл): «Приближается к людям час отчёта в Судный день, но они в забвении отвращаются от него. Не приходило к ним новое напоминание от их Господа, кроме как они слушали его и пренебрегали им. Их беспечные сердца глухи» (21:1–3).
В другом аяте Корана Аллах напоминает нам о близости Судного дня (смысл): «Спрашивают тебя о Судном часе. Скажи: «Знания об этом лишь у Аллаха». И ты не знаешь об этом; быть может, этот час уже близок» (33:63).
Конечно, если раб Божий не будет прислушиваться к призывам Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и Корана, в Судный день он будет в числе тех, о ком сказано, что они получат наказание, а те, кто выполнял все предписания, совершали благие деяния, получат воздаяние, как говорится об этом в Коране (смысл): «Аллах любит добродетельных и вознаграждает их» (3:134).
Опрос в Судный день
То, что мы упомянули выше, – ещё не все из тревог Судного дня. Люди ещё предстанут перед Всевышним для спроса за совершённые ими большие и малые деяния, которые будут взвешены на весах аль-Мизан. В хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха) говорится: «Не сдвинутся ноги раба в Судный день, пока его не опросят о четырёх вещах: его жизни и как он провёл её, его знаниях и каким из них он следовал, его имуществе и каким путём он приобрёл его и на что расходовал, а также о его теле и в каком виде он его содержал» (ат-Тирмизи).
Каково же будет состояние рабов в тот день, когда сошедшим с небес ангелам будет велено привести грешников на место отчёта перед их Господом! Каждый раз, когда люди будут видеть снисходящих с небес ангелов, не останется ни одного пророка или праведника, которые бы не упали ниц, боясь, что на этот раз они окажутся из числа тех, кого заберут. Это состояние приближённых к Аллаху праведных людей, а каково же будет состояние грешников и неверных?! Указывая на это, Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «В Судный день Мы непременно призовём к ответу тех, к кому были направлены посланники, и Мы непременно призовём к ответу самих посланников. И тогда Мы непременно расскажем всем о том, что они вершили» (7:6–7).
В книге «Ат-Тазкират» говорится, что первыми к ответу в Судный день будет призван Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) вместе со своей общиной. Согласно хадису, переданному Ибн Маджей от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мы последняя из общин, но первая, от которой будут требовать отчёт». В хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха) говорится, что первое, о чём спросят, это о намазе и пролитой крови, то есть об убийствах, которые вершились на земле без права.
Таким образом, будет идти отчёт, и каждый получит воздаяние или наказание за деяния, будь они ничтожно малыми или большими, как об этом говорится в Коране (смысл): «Совершивший добро на вес пылинки увидит воздаяние за него, и совершивший зло на вес пылинки увидит его, и ему воздастся за него» (99:7–8).
Воздаяние и наказание, и отчёт за совершённые деяния не будут одинаковыми для всех. Среди людей будут те, кто войдёт в Рай без отчёта и опроса, те, кому опрос будет облегчен, те, кто будет долго стоять в ожидании, и, наконец, будут те, для кого отчёт пройдёт очень быстро. В Коране говорится (смысл): «Кому книга его деяний будет вручена в правую руку, отчёт ему будет лёгким» (84:7–8);
«А тот, кому книга его деяний будет вручена в левую руку из-за спины, будет кричать: “О, погибель мне!”» (84:10–11).
Хасан аль-Басри (да будет доволен им Аллах) привёл хадис, в котором говорится, что когда однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел, что Айша (да будет доволен ею Аллах) плачет, он спросил её о причине слёз. Она ответила, что вспомнила о загробной жизни, и спросила, будут ли люди в Судный день вспоминать свои семьи. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил ей: «Клянусь Тем, в Чьей воле моя душа, в трёх местах ни один не будет помнить ничего, кроме своего нафса (плоти): когда установят Весы и будут взвешивать деяния, пока сын Адама не увидит, станут они лёгкими или отяжелеют; в момент, когда будут вручать книги деяний, пока он не увидит, какой рукой он возьмёт свою; возле моста Сират» (Абу Дауд). Ведь Всевышний Аллах говорит в Коране (смысл): «И когда протрубят в рог, в тот день забудутся родственные узы, и не будут они расспрашивать друг друга. И те, чья чаша добрых деяний будет на весах тяжёлой, – они и есть счастливые. А те, чья чаша добрых деяний окажется лёгкой, – они те, кто сам себе нанёс убыток и навечно останется в Аду» (23:101–103).
В Судный день, когда человек будет находиться перед Весами и увидит, что плохие деяния перевесили добрые, он будет глубоко сожалеть об этом, но его сожаление уже не поможет. И в Коране об этом говорится (смысл): «В тот день, когда не помогут притеснителям их извинения за совершённое ими. Проклятие им и худшая обитель» (40:52).
В Судный день даже уверовавший человек, которого отправляют в Рай, видя то, что получают другие из милости, благ и воздаяний, будет желать вернуться на землю для совершения благих деяний, чтобы получить ещё большую милость и воздаяния Всевышнего, как об этом говорится в хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Если бы человек совершал поклонение Аллаху с момента рождения и до смерти, он бы увидел это ничтожным в День Суда и непременно захотел бы вернуться в мир земной, чтобы получить ещё больше благ и воздаяний» (имам Ахмад).
Описание Весов и взвешивание людских деяний
Всевышний Аллах говорит в Коране (смысл): «В день воскресения Мы установим точные Весы, и ни одна душа не будет обижена даже на вес горчичного зёрнышка. Достаточно Нас в проведении расчёта» (21:47).
В тафсире «Аль-Хазин» при толковании данного аята приводятся слова Хасана аль-Басри (да будет доволен им Аллах), и в этой же книге под другим аятом приводятся эти слова в качестве хадиса, переданного от Ибн Джаузи (да будет доволен им Аллах), что пророк Дауд (мир ему) попросил Аллаха, чтобы Он показал ему Весы. Когда Аллах показал их, Дауд (мир ему) спросил: «О Аллах, кто же сможет наполнить чашу хорошими деяниями?» Всевышний ответил: «О Дауд, когда Я буду доволен Моим рабом, Я наполню их одним фиником (т. е. воздаянием за один финик, отданный в качестве милостыни)».
Описывая Весы, большинство толкователей Корана считает, что одна чаша их огромна как расстояние от востока до запада, и у неё есть язычок, склоняющийся в сторону большего веса. Деяния будут взвешиваться двумя способами. Первый – когда на них положат листы, на которых записаны деяния раба: на одну чашу – хорошие, на другую – плохие. Второй – когда на чашу хороших деяний положат белые сверкающие жемчуга, а на чашу плохих деяний – чёрные. Взвешивать деяния в Судный день будут только у тех, кто на земле уверовал во Всевышнего Аллаха, Его знамения, воскрешение, Судный день, аль-Махшар, Весы, Рай и Ад.
Здесь можно задаться вопросом: разве не ведает Аллах о размерах совершённых Его рабами деяний, чтобы вершить Суд справедливо для каждого раба согласно его заслугам без установления Весов и взвешивания деяний? В этом скрыта определённая мудрость Всевышнего Аллаха, которая заключается в том, чтобы показать рабам, что Суд вершится по справедливости, что Господь не притесняет и не обижает ни одного из Своих рабов. В этой мудрости есть и испытание веры рабов в земной жизни и доказательство её истинности для жизни вечной. В Судный день Аллах не будет взвешивать деяния неверных, которым уготован вечный Ад. Какими бы хорошими эти люди ни были, они отрицали существование Единого Бога, не уверовали в Него и Его посланников и пророков, Его знамения, Судный день, Рай и Ад и в то, что будет воздаяние за хорошие деяния и наказание за плохие. Указывая на это, Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «Это те, кто не уверовал в знамения Господа своего и в то, что предстанет перед Ним. Их деяния тщетны, и в Судный день Мы не установим для них Весы. Воздаяние им Ад за то, что не уверовали они и насмехались над Моими знамениями и посланниками» (18:105–106).
В Судный день в ожидании своего часа перед Весами будут находиться люди трёх категорий. Первая – те, у кого нет ни одного хорошего деяния. Из Ада появится чёрная змея и соберёт их подобно тому, как птица собирает зёрнышки, и бросит их в огонь Ада, от которого нет спасения. Вторая категория – это те, у кого нет плохих деяний, они встанут, и их введут в Рай. Затем в Рай введут тех, кто проводил ночи в бдении, совершая поклонение Господу, и тех, кого не отвлекали от поминаний Аллаха ни мирские заботы, ни дела. Им известят, что они из числа счастливых. К третьей категории относится большинство людей, которые не знают, каких деяний у них больше. Но Всевышний знает, какие из деяний преобладают. Всевышний покажет их деяния, чтобы доказать Свою справедливость. Затем поставят Весы и принесут книги деяний. Каждый посмотрит на свою книгу и подумает, на какую же чашу её положат, правую или левую, и в какую сторону отклонится язычок.
От Анаса (да будет доволен им Аллах) передают, что в Судный день приведут сына Адама, остановят перед Весами и приставят к нему ангела. Если чаша его хороших деяний перетянет, то ангел провозгласит, что он будет счастливым и не будет ему страданий. А если перевесят его плохие деяния, то ангел закричит, сообщая, что он стал несчастным и не увидит счастья никогда. Но кто совершал самоотчёт и взвешивал свои деяния и мысли на весах Шариата, тот спасётся от страха перед Весами, как говорил об этом сподвижник Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и Праведный халиф Умар (да будет доволен им Аллах): «Совершайте самоотчёт, прежде чем начнут опрос, взвешивайте свои деяния, прежде чем их взвесят». Поистине, самоотчёт – это совершение покаяния за совершённые грехи до смерти и восполнение того, что было упущено из тех обязанностей, который предписал Всевышний Своему рабу. Если человек присвоил что-то, не имея на то права и разрешения, он обязан вернуть и попросить прощения. Он также должен попросить прощения у каждого, кому навредил языком или рукой. И если у человека не будет ничего из предписаний Всевышнего, которых он не выполнил, и он покается за совершённые им грехи, то он войдёт в Рай без опроса и взвешивания деяний. Но если он умрёт, не выполнив вышесказанного, особенно если это касается прав другого человека, то последний в Судный день непременно потребует вернуть ему то, что было у него отнято или украдено. Один скажет, что его притеснил такой-то, второй заявит, что его оскорбил тот-то, третий обвинит в издевательствах, хуле, притеснениях, то есть каждый обиженный будет обращаться к обидчику и требовать полного восполнения его прав. Каждый будет стоять в ожидании воздаяния за полученные на земле обиды и притеснения со стороны других и услышит то, что сказано Всевышним в Коране (смысл): «И бойтесь дня, когда вы все вернётесь к Аллаху, и каждая душа сполна получит за то, что она приобрела для себя (из добра и зла), и ни одна из них не будет обижена (2:281).
И тогда для того, чтобы восстановить справедливость, часть воздаяний обидчика за хорошие деяния будет отдана обиженному, а если их будет недостаточно, то для их восполнения плохие деяния обиженного будут приписаны обидчику, как на это указывает хадис Пророка (мир ему и благословение Аллаха): Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал, что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил у сподвижников: «Известно ли вам, кто является бедным?» Мы ответили: «Посланник Аллаха, это тот, у кого нет ни дирхема, ни динара, ни имущества». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал в ответ: «Бедный из моей общины тот, кто приходит в Судный день вместе с совершёнными намазами, постами, выплаченными закятами, но наряду с этим он поносил этого, порочил того-то, бесправно завладел чужим имуществом, убивал, избивал. Из воздаяний за хорошие деяния он будет отдавать тем, кого притеснил. И если его воздаяния закончатся прежде, чем он восполнит им за свои поступки, то их грехи будут возложены на него и он будет брошен в Ад» (имам Ахмад, Муслим, ат-Тирмизи).
Когда в Судный день принесут книгу деяний и человек спросит: «А где же мои хорошие деяния?», ему ответят: «Их перенесли в книги тех, кого ты притеснял, обманывал, оскорблял, клеветал, обижал». Увидев свою книгу, полную плохих деяний, человек скажет: «О мой Господь, я не совершал этих грехов никогда». Но ему будет сказано, что это деяния людей, которых он притеснял, оскорблял, поносил, проклинал, обманывал, с кем не поддерживал хороших отношений. Всевышний Аллах говорит в Коране (смысл): «Ведь ты, Мухаммад, смертен, и они все смертны, затем после воскрешения вы будете препираться друг с другом перед Господом вашим» (39:30–31).
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Два человека из моей общины встанут на колени перед Всевышним, и один из них скажет: “О Аллах, возьми с моего брата”. А тот скажет: “О мой Господь, не осталось у меня ничего из хороших деяний, (чтоб восполнить ему за моё притеснение ему)”. И тогда Аллах, обращаясь к тому, кто требовал восполнение долга, скажет: “Как же он восполнит, когда не осталось ничего из его хороших деяний?” Тогда тот, кто требовал, скажет: “О Господь, тогда пусть он возьмёт часть моих грехов”» (Ибн Аби Дунья, аль-Хаким).
Каждый человек должен подумать о своей душе, ведь может случиться так, что его листы с хорошими деяниями станут пустыми и, что ещё хуже, ему будут приписаны плохие деяния других в знак восполнения того плохого, что он совершил по отношению к другим. И здесь нет никакого притеснения, как говорится об этом в Коране (смысл): «В день воскресения Мы установим точные Весы, и ни одна душа не будет обижена даже на вес горчичного зёрнышка. Достаточно Нас в проведении расчёта» (21:47).