130 лет со дня рождения русской сказочницы александры петровны анисимовой
130 лет со дня рождения русской сказочницы александры петровны анисимовой
Клуб любителей русской словесности запись закреплена
130 лет со дня рождения АЛЕКСАНДРЫ АНИСИМОВОЙ
Анисимова Александра Петровна, 02.09.1891, с. Бездна Спасский уезд Казанской губернии – 06.06.1969, г. Пенза. Прозаик, поэт, собиратель фольклора, член Союза писателей СССР.
Жизнь Александры Анисимовой простой не назовёшь. Первый брак не сложился. В 1915-м заболели и умерли двое их маленьких детей. Александра Петровна слегла, ей становилось всё хуже, изводили и постоянные ссоры с мужем.
А в 1918 она вновь вышла замуж, оставив себе фамилию от первого брака. Нового мужа, токаря, вскоре записали в Красную армию и отправили на Восточный фронт. У Александры Петровны родилась дочь, и она уехала в село Сурское, где жили родители мужа. В конце 1920 года и он вернулся с войны и занялся крестьянским хозяйством.
А Александре Петровне предложили журналистскую работу, к которой у неё обнаруживались склонности. С 1924 она трудилась репортёром областной газеты «Пролетарский путь», затем перешла в крестьянскую «Красную жатву». Работала в Ульяновске, затем жила и работала в Каменке и Башмаково – и только потом, в 1938 году, перебралась в Поим, где ей предложили работу в газете «Сталинское знамя».
В поимский период жизни Анисимовой было издано 26 книг. В 1943 году издательство Пензенской областной газеты выпустило первую книжечку сказочницы «Песни про войну».
Солдатам эта книжка пришлась по душе. В журнале «Крестьянка» опубликовали тогда письмо рядового Зайцева: «К нам в наступающую армию залетела изданная в Пензе книжка А.Анисимовой «Песни про войну». Маленькая, почти блокнотная книжка, а сколько теплоты принесла она нам! Не всякая книжка может вызвать столько чувств у бойцов. И секрет этого в том, что Александра Анисимова свои чувства, мысли, переживания, связанные с судьбою Родины, сумела выразить от всего сердца и в той форме, которая напоминает нам подвиги богатырей, воспетые в народных былинах».
Со своими «военными песнями» ездила Александра Петровна в составе бригады Всесоюзного Дома творчества выступать перед бойцами Центрального фронта. В те же годы писала сказки, которые публиковал журнал «Крестьянка».
В конце 40-х годов вышли книги «Песни и сказки», «Песни и сказки Поимского района», «Песни и сказки Пензенской области», «Народное красное слово», «Избранное». Поэтесса стала известной, а песни на её стихи звучали по Всесоюзному радио. Что-то из творчества даже вошло в репертуар Государственного хора имени Пятницкого и Северного русского народного хора.
Сказки Александры Анисимовой совершенно разные по сюжету и жанрам. Описывая фантастическую историю, сказительница искусно вплетала в неё обрядовую фольклорную поэтику, оживляла рифмой и соответствующей интонацией.
Она успешно создавала новые произведения, в которых поистине не знаешь «где сказка кончается, а где быль начинается». Таковы «Две горошины», «Про деда водяного», «Талисман», «Три Аннушки», «Дедова мечта». В них действуют не герои-аллегории, а реальные люди. Сказка «Три Аннушки», к примеру, рассказывает о судьбе мастера-гончара, который вылепил куклу – молодую крестьянку Аннушку-домовицу, вложив в неё свою мечту о девичьей красоте и чистоте, о любви к труду, к жизни и о том, как эта мечта осуществлялась.
Александра Петровна умерла в 1969 году. Её дом в Поиме долго пребывал в запустении, пока в 1992 году в нём не открыли филиал местного музея.
130 лет со дня рождения русской сказочницы александры петровны анисимовой
Библиотека им. Горького (Волгоград) запись закреплена
«Нет такой силы, чтобы Птицу Радость убила». К 130-летию со дня рождения Александры Анисимовой
(Александра Анисимова, «Птица Радость»)
В этом году, 2 сентября, исполняется 130 лет со дня рождения Александры Петровны Анисимовой (Еремеевой в девичестве) – сельской учительницы, журналиста, собирателя фольклора, сказочницы и сказительницы.
Александра родилась в селе Бездна Спасского уезда Казанской губернии. Вскоре после рождения дочери, семья переехал в село Новую Ерыклу Симбирской губернии. Здесь прошло детство Александры.
«…Играя на улице, – вспоминала Александра Петровна, – я делилась радостями и горестями со своим ровесником Ленькой Киселевым, сыном старшего конюха. Он учился в школе и часто говорил об учителе Андрее Николаевиче – очень хорошем человеке. А я рассказывала ему о том, что прочитала в книгах. С девочками я не дружилась: они не умели играть в дюжу, в чижа и в городки, а в путешествиях и вовсе ничего не понимали. Мы же с Ленькой много «путешествовали»: заберем своих младших и отправляемся на гору за барским двором: там у нас летом находилась Африка, зимой – Северный полюс. А в конце сада, за ямой, в которой росла малина, был необитаемый остров, и мы – Робинзоны – сооружали там шалаши… По вечерам к отцу приходили староста, объездчик, старший пастух, нередко заходили посоветоваться крестьяне. Примостившись в уголке, я слушала все деловые разговоры, и то, что я узнавала, запоминалось надолго… Конюшня, коровник, молочная, где сбивали и упаковывали на экспорт сливочное масло, небольшая оранжерея, плотничная мастерская-все это не только давало знания, но и сближало с людьми, любящими свое дело. И все они – и скупые на слово, и разговорчивые – охотно показывали, что и как надо делать, разрешали «помогать» сажать яблоньку, месить коровам, вертеть маслобойку. А сколько при этом я услышала пословиц, поговорок, прибауток, сказок, сколько узнала примет погоды и примет, придуманных хитрыми бабушками (не чисто посуду моешь – жених рябой будет, не дочиста пол подметаешь – свекровь любить не будет…). Ерыклинская протяжная речь, с не очень резким оканьем, стала моей родной речью…».
Еще в те годы девочка решила: «буду учительницей».
Училась в женской гимназии в Симбирске. Спустя шесть лет Александра Петровна стала учительницей. Сначала она работала в селах Сенгилеевского уезда, потом перешла в Симбирский уезд. После Октябрьской революции она стала библиотекарем в уездной центральной библиотеке, а затем – школьным и дошкольным инструктором в Симбирском уездном отделе образования.
После Гражданской войны Александра Петровна с маленькой дочерью жила тогда в Промзине – в родном селе мужа – в 1918 году, оставив фамилию от первого брака, она вновь вышла замуж – за токаря Алеева, которого вскоре записали в Красную армию. Когда он вернулся домой, семья стала крестьянствовать. Так прошло четыре года. Привыкнув к полевой работе, полюбив ее, Анисимова не собиралась перестраивать свою жизнь. Но осенью 1924 года ей неожиданно предложили стать репортером городской ульяновской газеты «Пролетарский путь». Газета стала для нее первой литературной школой: «Это она, спасибо ей, научила меня сначала хорошо узнавать то, о чем напишешь, а уже потом – писать».
В 1935 году Александра Петровна стала секретарем редакции районной газеты в Каменке, а через полтора года – в Башмакове.
С 1935 года жизнь Анисимовой неразрывно связана с Пензенской областью. Много лет прожила в селе Поим, где и стала собирать лучшие образцы местного фольклора. Там сложились, «будто сами напелись» песни, которые вошли в репертуар Государственного хора имени Пятницкого и Северного русского народного хора.
«Началось с того, – вспоминала Анисимова, – что я стала прислушиваться к каменским и башмаковским песням, припевкам и сравнивать их с тем, что слышала в детстве, что держалось в голове. Первые стихи сложились нечаянно: к чапаевским дням ребята из моего башмаковского литкружка обещали стихи о Чапаеве и подвели. Раздосадованная, я принялась чистить керосинку (этим же друзьям-мальчишкам кашу варить и чай кипятить). Сижу на полу, оттираю свою керосинку, а за окном уже темно. Ветер свищет и воет. По улице промчались какие-то лошади… И на напев, вертевшийся в голове, сложились строчки:
То ли ветер свищет, ковыли качая,
То ли волны плещут под бугром в яру…
Строчка за строчкой напелись стихи «Думы о Чапаеве»…».
Первый небольшой сборник стихов Александры Анисимовой «Песни про войну» вышел в Пензе в 1943 году. Со своими «военными песнями» ездила Александра Петровна в составе бригады Всесоюзного Дома творчества выступать перед бойцами Центрального фронта. В те же годы писала сказки, которые публиковал журнал «Крестьянка». Второй сборник — «Песни и сказки» был издан уже в Москве через два года после войны. Имя поэтессы стало известным за пределами области, песни на ее стихи звучат по Всесоюзному радио.
Особое место в творчестве Александры Анисимовой занимают мудрые и поэтичные сказки. Лучшие из них — «Птица-радость», «Про деда Водяного», «Три Аннушки» — переведены на немецкий язык, а «Заколдованная липа» — на румынский и сербо-хорватский языки. Вобрав в себя замечательные традиции русского фольклора, эти сказки были в то же время по-настоящему современны. Талант Александры Анисимовой высоко ценили столичные мэтры Самуил Маршак и Илья Эренбург.
Александра Петровна всю жизнь сама собирала народные сказки, песни, пословицы и поговорки и сумела увлечь этим делом десятки своих добровольных помощников. Так родились «Песни и сказки Поимского района», «Песни и сказки Пензенской области», «Народное красное слово», вошедшие бесценным вкладом в сокровищницу устного творчества народов нашей страны.
Александра Петровна была в числе тех пензенских литераторов, которые стояли у истоков областной писательской организации, она по праву считалась наставником молодых талантов, внимательно следила за ростом их творческого мастерства и радовалась вместе с учениками их успехам на литературном поприще. За такую заботу о юных дарованиях Александра Петровна получила шутливое, но весьма справедливое прозвище «Бабушка пензенских писателей»…
В последние годы жизни Александра Петровна провела в Пензе, работала в альманахе «Земля родная», закончила автобиографическую повесть «Голубое перо», подготовила к переизданию роман в стихах «Фрося». Немало сил отдала она и поэтическому переложению «Слова о полку Игореве» и «Задонщины». Эти переводы, по мнению ученых, очень близки к оригиналу великих произведений.
Скончалась писательница 6 июня 1969 года, похоронена в Пензе на Новозападном кладбище.
2 сентября 130 лет со дня рождения Александры Анисимовой
Анисимова Александра Петровна – (1891, село Бездна Спасского уезда Казанской губернии —1969, Пенза) — прозаик, поэт, собиратель пензенского фольклора, член Союза писателей СССР.
Александра Петровна Анисимова родилась 2 сентября 1891 года в селе Бездна Спасского уезда Казанской губернии. В раннем детстве ее семья переехала в Симбирскую губернию, в село Новая Ерыкла в 30 верстах от Тереньги. Ее отца в это место пригласил помещик, который занимался восстановлением своей усадьбы. В этом селе и прошли все детские годы писательницы.
С раннего детства Александра Петровна знала стихи любимых поэтов – Пушкина, Лермонтова, Кольцова. Ей всегда были интересны рассказы о жизни народа, сказки, фольклор. Александра Петровна получала образование в Симбирске, в Мариинской женской гимназии, которая славилась на всё Поволжье. Окончив ее в 1910 году, она становится дипломированной учительницей.
В 1911 году стала работать в школе большого симбирского села Загоскино. Познакомившись с учителем из другого села М. Анисимовым, в 1913 году она выходит замуж. Однако счастья этот брак не принес. В 1915 году у Александры Петровны умерло двое маленьких детей, после чего она заболела, постоянные ссоры с мужем ее изводили. Однако все налаживается в 1916 году с рождением сына. В это время она уже была разведена. Спустя два года Александра вновь выходит замуж за токаря В.Алеева, которого вскоре записали в Красную армию и отправили на Восточный фронт. У нее рождается дочь, с которой она уезжает к родителям мужа в посёлок Промзино (Сурское).
Во время возвращения мужа с войны в 1920 году Анисимова работает библиотекарем, а потом школьным и дошкольным инструктором Симбирского уездного отдела народного образования. В 1924 году она работает репортёром областной газеты «Пролетарский путь», крестьянской газеты «Красная жатва». Бывая в творческих командировках в деревнях и сёлах, хотелось ей записывать народные песни и частушки, пословицы и поговорки.
В 1935 году Анисимова переехала в Каменку. В 1938 году — в село Поим Белинского района. Здесь она сделала первые шаги в литературе и вскоре стала известной на всю Россию писательницей. В поимский период жизни было издано 26 её книг. Первая книга “Песни про войну ” была выпущена Пензенским издательством в 1943 г. Второй сборник – «Песни и сказки» был издан уже в Москве сквозь два года затем войны. Имя поэтессы становится известным за пределами области, песни на ее вирши звучат по Всесоюзному радио.
Некоторые из ее песен вошли в репертуар хора им. Пятницкого, Русского народного хора северной песни и других. Сказки принесли писательнице наибольшую известность, их неоднократно переиздавали. Лучшими из них стали «Птица-радость», «Про деда Водяного», «Три Аннушки» — переведены на германский язык, а «Заколдованная липа» — на румынский и сербо-хорватский языки. Александра Анисимова собирала народные сказки, песни, пословицы и поговорки увлекала этим делом десятки своих добровольных помощников. Так родились «Песни и сказки Поимского района», «Песни и сказки Пензенской области», «Народное красное слово», вошедшие бесценным вкладом в сокровищницу устного творчества народов нашей страны.
Александра Петровна вместе с другими писателями стояла у истоков областной писательской организации, она по праву считалась наставником молодых талантов, многих сподвигла на вступление в Союз, на издание своих книг, внимательно следила за ростом их творческого мастерства и радовалась вместе с учениками их успехам на литературном поприще. За такую заботу о юных дарованиях Александра Петровна получила шутливое, но весьма справедливое прозвище «Бабушка пензенских писателей». Известная писательница ушла из жизни 6 июня 1969 года.
130 лет со дня рождения Александры Анисимовой (12+)
Добрая сказочница, неутомимая собирательница фольклора – вот то главное, благодаря чему журналистка Александра Анисимова из Пензенской области обрела когда-то заслуженную известность на всю страну.
Александра Петровна вместе с другими писателями находилась у истоков областной писательской организации г. Пензы, она по праву считалась наставником молодых талантов, многих направила на вступление в Союз, на издание своих книг, внимательно следила за ростом их творческого мастерства и радовалась вместе с учениками их успехам на литературном поприще. За такую заботу о юных дарованиях Александра Петровна получила шутливое, но весьма справедливое прозвище «Бабушка пензенских писателей».
Родилась она в селе Бездна, Казанской губернии. Родители будущей писательницы принадлежали к числу бедной сельской интеллигенции, но смогли дать дочери классическое гимназическое образование и привить любовь к народному образному слову.
С раннего детства Александра Еремеева знала стихи любимых поэтов – Пушкина, Лермонтова, Кольцова. Ей всегда были интересны рассказы о жизни народа, сказки, фольклор. Александра Петровна получала образование в Симбирске, в Мариинской женской гимназии, которая славилась на всё Поволжье. Окончив ее в 1910 году, она становится дипломированной учительницей. В 1910 г. Александра Петровна окончила гимназию и стала дипломированной учительницей.
В конце 1920 г. Александре Петровне предложили журналистскую работу, к которой у неё были склонности. В 1924 г. работала в ульяновской газете «Пролетарский путь» в должности репортера. Газетное дело оказалось ее призванием, затем перешла в крестьянскую «Красную жатву». Уже тогда, бывая в творческих командировках в деревнях и сёлах, хотелось ей записывать народные песни и частушки, пословицы и поговорки, увлекая этим делом добровольных помощников. А некоторые ее собственные песни, сложенные на основе народных, вошли в репертуар хора имени Пятницкого и Русского народного хора северной песни.
Мудрые и поэтичные сказки Александры Анисимовой «Заколдованная липа», «Про деда Водяного», «Птица Радость», «Три Аннушки» и другие вошли в сборник «Песни и сказки». Сказочница даже переселилась из города Пензы в село Поим Белинского района Пензенской области, поближе к сельской природе и фольклору. В 1992 г. там открылся Дом-музей Александры Анисимовой.
На виртуальной выставке, посвящённой 130-летию со дня рождения писательницы, и размещенной Информационным Центром общественного доступа также в разделе Виртуальные выставки и буктрейлеры, Вы сможете ознакомиться с биографией Александры Анисимовой, с этапами её жизни и творчества, прочитать все представленные книги онлайн, а также взять их в Центральной городской библиотеке им. Н. В. Гоголя и филиалах библиотеки.
Пояснение к выставке. Наведите стрелку на обложку выставки. Вы увидите интерактивные элементы, в виде векторного знака «рука», когда он появляется, нужно щёлкнуть один раз левой кнопкой мышки, и Вы перейдёте на выбранный Интернет-ресурс. Знак «стрелочка вперёд» уведёт Вас на следующие 11 страницы выставки.
Л. М. Дорофина, гл. библиотекарь ИЦОД ЦГБ им. Н. В. Гоголя,
тел. (3843) 74-00-91,
130 лет со дня рождения русской сказочницы александры петровны анисимовой
Александру Петровну Анисимову называли не просто писательницей и сказочницей, но сказительницей. Это особое слово, подчеркивающее авторитетный и уникальный статус человека.
Сказители существовали и существуют по сей день в традиционных культурах. Калика, кобзарь, бард, менестрель, скальд, ашуг… Все эти слова описывают мастера, обладающего уникальным набором профессиональных и личностных качеств. Фантастическая память, артистизм, умение увлечь слушателей и самое главное – рассказать нужную историю в правильное время, и рассказать так, чтобы достучаться и повлиять именно на эту группу людей.
Зачем рассказывать сказочные истории и нужны ли они сейчас? Безусловно! Сказки – это очень серьезно. Это не развлечение, как полагают многие, хотя развлекательный момент присутствует. Это передача опыта, основополагающих жизненных истин, программ поведения в различных ситуациях. Например, они показывают, как раскусить обман – сейчас это более чем актуально – или как не навредить себе и другому – актуально во все времена и в любой стране. В сказках нет прямых нравоучений, но правильно и вовремя рассказанная история меняет жизнь человека.
Имя Александры Петровны сейчас почти забыто, даже на ее малой родине в Казанской области. К счастью, в Пензенской области, где она провела более 30 лет своей жизни, открыт посвященный ей дом-музей. Если вы никогда не слышали об Александре Анисимовой, то обязательно познакомьтесь с нашей сказительницей и ее творчеством. Почему это стоит затраченных усилий?
Вы получите массу удовольствия от поэтичного и богатого языка. Это касается и собранных Александрой Петровной народных сказок, и написанных ею самой произведений. Кстати, многие из ее стихотворений, которые, по ее словам, «будто сами напелись», вошли в репертуар Государственного хора имени Пятницкого и Северного русского народного хора.
Сказки Анисимовой по-настоящему увлекут вас – начните читать любую из них и повествование не отпустит вас до самого конца. Александра Петровна всю жизнь собирала народные песни, пословицы, сказки и поговорки, увлекая в это занятие множество своих добровольных помощников. В результате она мастерски сумела создать уникальный сплав фольклорных историй и своего собственного литературного творчества. Ее сказки не только занимательные: они прославляют отвагу, добро, справедливость и верность – именно те качества, в которых мы так нуждаемся в современном мире. Главные герои в них не фантастические супермены, а близкие нам реальные люди.
Если вы когда-нибудь, в школе или институте, с трудом продирались сквозь язык «Слова о полку Игореве» или «Задонщины», попробуйте перечитать их в переводе Александры Анисимовой. По мнению ученых-филологов, эти переводы очень близки к оригиналу великих произведений, верно и ярко отражают колорит древности. Вот небольшая выдержка из перевода «Слова о полку Игореве», очень красивая, выполненная белым стихом:
«Не ветры ли – Стрибожьи внуки –
повеяли стрелами с моря
на Игоревы храбрые полки?
Земля гудит, мутятся реки
под конниками половецкими.
О стонать, стонать земле Русской,
вспомнила времена былые,
поминая князей своих первых!
Того старого-то Владимира
не пригвоздить было к горам киевским».
С чего начать знакомство с творчеством Александры Петровны? Возьмите сборник сказок и рассказов «Бабушкины янтари» – его можно найти в традиционных или онлайн-библиотеках. В этом сборнике самые лучшие, мудрые и поэтичные произведения: «Птица-радость», «Про деда Водяного», «Три Аннушки», «Заколдованная липа», «Царица Ледяница». Прочитайте их, и вы оцените по достоинству живые и талантливые истории, где отражена сама душа нашего народа.