Чем был вызван берлинский кризис 1948 1949
Первый Берлинский кризис
СПОРЫ О БУДУЩЕМ ПОСЛЕВОЕННОЙ ГЕРМАНИИ
Денежная реформа 18 июня 1948 г. в западных зонах предполагала введение в них новых денежных знаков и последующее их распространение в Западном Берлине, хотя юридически последний, находясь в центре советской зоны оккупации, в финансово-экономическом смысле являлся ее частью, то есть имел общие с ней источники снабжения, транспортные коммуникации и т.д. Меры западных держав вызвали наплыв в советскую зону обесцененных старых денежных знаков, которые продолжали иметь хождение в Восточной Германии. Это вызвало угрозу экономического хаоса на востоке, и Москва прореагировала на ситуацию резко. 24 июня 1948 г. Советский Союз ввел запрет на передвижение и перевоз товаров из западных зон в восточную. Одновременно были прекращены и поставки из советской оккупационной зоны в западные секторы Берлина. Западная часть города оказалась отрезанной от источников снабжения в советской оккупационной зоне и лишилась возможности получать товары по суше из западных. Эта ситуация получила в литературе название «блокады Западного Берлина».
Сохранение такого положения означало экономическое удушение и гражданского населения города, и дислоцированных там служащих вооруженных сил США, Британии и Франции. В ответ на советские меры США и Великобритания, используя имеющийся в Западном Берлине аэродром, организовали воздушный мост между западными оккупационными зонами и Западным Берлином, по которому силами военно-транспортной авиации в город стало доставляться все необходимое для обеспечения его жизнедеятельности. Западные военные самолеты нарушали воздушное пространство над советской оккупационной зоной и пролетали над расположением советских частей на восточногерманской территории. Все сопровождалось жесткой риторикой и взаимными угрозами, которыми обменивались Москва и Вашингтон. Ни СССР, ни США не были готовы воевать. Но война могла начаться случайно, если бы один из самолетов оказался сбит, упал на какой-то из советских военных объектов и т.п. Вероятность столкновения была высока, обе державы балансировали на грани войны.
Описанная ситуация в литературе называется берлинским кризисом, под которым понимается резкое обострение международно-политической ситуации из-за обстановки вокруг города, при котором стала расти вероятность военного столкновения Советского Союза с западными державами. Берлинский кризис по счастью не перерос в войну. Западные державы получили возможность осуществлять поставки по воздуху беспрепятственно, СССР не пытался сбивать самолеты или иным образом препятствовать их навигации. Пик кризиса продолжался с 24 июня по 30 августа 1948 г. После переговоров послов четырех держав в Москве было достигнуто частичное соглашение о мерах для урегулирования ситуации. Оно не было выполнено, и ситуация оставалась напряженной. Но было уже ясно, что она по-своему устойчива и противостоящие стороны не стремятся к эскалации. Конфронтация вокруг Берлина по нисходящей продолжалась до 23 мая 1949 г. (VI сессия СМИД в Париже), после чего СССР отменил ограничения на транспортировку грузов с запада и ситуация нормализовалась.
В западных столицах события вокруг Берлина были оценены как поражение сталинской дипломатии и признак слабости Советского Союза. В Вашингтоне победа казалось полной. Г. Трумэн окончательно уверился в правильности наступательной линии и стал форсировать решение вопроса о прекращении режима оккупации в Западной Германии и о создании отдельного западногерманского государства. В ноябре 1948 г. Г. Трумэну предстояло пройти через президентские выборы. Берлинская ситуация дала ему серьезный козырь.
История международных отношений (1918-2003) / под ред. А.Д. Богатурова.
Согласно расчетам военного губернатора американской зоны оккупации генерала Люсиуса Клэя, чтобы лишь как-то выжить в условиях полной изолированности от внешнего мира, западноберлинским жителям требовалось ежедневно 4,5 тыс. тонн продовольствия, а также несколько тысяч тонн топлива, ведь электро- и водоснабжение также было прекращено. Отдавая приказ о начале регулярного снабжения Западного Берлина с помощью авиации, генерал Клэй, наверное, не слишком верил в длительный успех этой акции. Ведь даже при мобилизации для крупномасштабной транспортной операции всех возможных средств он считал реальной ежедневную переброску в заблокированный город не более 700 тонн продуктов питания и предметов первой необходимости.
Ю. Шпаков. «Изюмные бомбардировщики» над Берлином
НЕУДАЧИ СОВЕТСКОЙ ПРОПАГАНДЫ
Согласно сообщению ЦРУ, основывавшемуся на достоверном источнике, советские оккупационные власти испытали своего рода шок после сообщения восточногерманского руководства о всех вероятных последствиях западной контрблокады восточной зоны. 28 июня, спустя четыре дня после введения блокады, советские и восточногерманские власти провели тщательное обсуждение экономических последствий свертывания транспортных и торговых связей с Западом. Советский военный комендант был поражен выводами аналитического доклада об ужасающей перспективе блокады для восточногерманской промышленности. До этого весь расчет делался на то, что экономика восточной зоны сможет выжить даже в условиях блокады.
Тем не менее, скорее из пропагандистских соображений, советская поемная администрация объявила о повышении норм выдачи продовольствия в своей зоне оккупации. Это привело, однако, к совершенно обратному результату — к росту отрицательных настроений, которые, к примеру, широко распространились среди населения земли Бранденбург и были зафиксированы Бюро информации СВАГ. Так, заводской рабочий Скомеда из Эберсвальде заявил: «. Надо быть артистом, чтобы прожить целый день с прибавкой 50 грамм хлеба и 50 грамм картофеля и быть сытым». Председатель производственного совета верфи имени Э. Тельмана в г. Бранденбурге, член СЕПГ (фамилия не указана)», только с трудом мог успокоить возмущенных рабочих, когда им было объявлено о размерах повышения рационов».
Ситуацию усугубили серьезные события, произошедшие в советской зоне оккупации. 9 сентября 1948 г. состоялась демонстрация восточных немцев у Бранденбургских ворот. Сначала митингующие выдвигали экономические требования, затем из толпы все чаще стали раздаваться политические лозунги антисоветской направленности. Кто-то из митингующих сорвал советский флаг. Со стороны советских солдат раздались одиночные выстрелы по толпе.
События 9 сентября оказались не досадной случайностью. Они стали вспышкой недовольства политикой советских властей, накопившегося у значительной части немецкого населения в восточной части Берлина. Характерно в этом отношении открытое письмо доктора Фриденсбурга, одного из лидеров Христианско-демократического союза Восточного Берлина, адресованное полковнику Тюльпанову, заместителю советского военного коменданта Берлина генерала Котикова:
«Даже наиболее доброжелательно настроенные люди чувствуют все большее разочарование и отчаяние в связи с позицией, которую Советский Союз занял по отношению к нашим примитивным и естественным демократическим воззрениям. Советская политика в отношении Германии, опирающаяся лишь на коммунистическую партию, заранее обречена на провал.
Непрерывные усилия наших коммунистов, несмотря на их малочисленность, навязать свою волю подавляющему большинству населения с помощью оккупационной власти непрерывно вызывают рост антикоммунистических настроений и на будущих выборах в Берлине, точно так же, как и в каком-либо другом месте, приведут к сокрушительному поражению коммунистической партии.
Немцы считают, что наши упреки в адрес других оккупационных держав являются перышком по сравнению с тем гнетом, которому советская оккупационная держава ежедневно подвергает наши сердца и нашу собственную и частную жизнь».
Вооруженное подавление демонстрации привело лишь к нарастанию антисоветских настроений в Восточном Берлине. Этому способствовали и проведенные восточногерманскими властями многочисленные аресты среди нарушителей общественного порядка. Бюро информации зафиксировало ряд высказываний, в которых выражалась одна мысль: проведенные аресты являются лишь доказательством слабости, «чрезвычайной нервности русских, везде видящих измену».
С.Я. Лавренов, И.М. Попов. Советский союз в локальных войнах и конфликтах
1 октября Советское правительство направило правительствам США, Великобритании и Франции ноту, в которой изложена позиция Советского Союза в отношении положения в Германии, создавшегося ныне в связи с образованием 20 сентября с. г. сепаратного правительства в городе Бонне (западная часть Германии). При этом Советское правительство заявило, что создание боннского сепаратного правительства является грубым нарушением Потсдамских решений, согласно которым правительства СССР, США, Великобритании и Франции взяли на себя обязательство рассматривать Германию как единое целое и содействовать ее преобразованию в демократическое и миролюбивое государство, а также обязательство по заключению мирного договора с Германией.
На пути восстановления единства Германии создан теперь целый ряд препон. Кому, например, не ясно, что созданное в Бонне марионеточное «правительство» не может служить делу восстановления единой, демократической, миролюбивой Германии? Образование боннского правительства направлено, напротив, на углубление раскола Германии.
В этих условиях нельзя не признать законным стремление германских демократических кругов взять в свои руки восстановление единства Германии и ее возрождение на демократических и миролюбивых началах. Именно в этом Советское правительство видит смысл решений Немецкого Народного Совета о введении в действие конституции Германской Демократической Республики и об образовании в Берлине Временного правительства Германской Демократической Республики.
В связи с указанными решениями Немецкого Народного Совета Советское правительство решило передать Временному Правительству Германской Демократической Республики функции управления, принадлежавшие до сего времени Советской Военной Администрации.
Вместо Советской Военной Администрации в Германии будет создана Советская Контрольная Комиссия, которая будет иметь своей задачей контроль за выполнением Потсдамских и других совместных решений четырех держав в отношении Германии.
Заявление Главноначальствующего советской военной администрацией Германии генерала армии Чуйкова В. И. в связи с решениями Немецкого Народного Совета о введении в действие Конституции Германской Демократической Республики и об образовании в Берлине Временного Правительства Германской Демократической Республики, 11 октября 1949 г.
Историки.ру
Первый Берлинский кризис 1948-1949 гг.
В условиях стартовавшего холодного американо-советского противостояния германский вопрос обрел статус ключевого. В соответствии с решением Ялтинской конференции Германия делилась на 4 оккупационные зоны. Восток страны с Берлином подлежал советской оккупации, северо-запад — английской, юго-западная часть досталась американцам и самая западная часть, примыкавшая к границам Франции, оккупировалась французами. Столицу Рейха Берлин ожидала та же участь. Восток города контролировался советскими войсками, а в западной части проектировались 3 сегмента, подвластные союзникам.
Чужеродный анклав препятствовал монолитности советской зоны, и Москва надеялась, что союзное присутствие в Берлине будет формализовано, но в июле 1945 г. части 9-й американской армии проникли в город и остались там. Силой препятствовать союзнику советские войска не стали, и досадный, но прогнозируемый раздел Берлина стал политической реальностью.
Разгрузка самолетов ВМС США в аэропорту Темпельхоф во время воздушных перевозок в Западный Берлин. 1948
Для управления Германией 30 июля 1945 г. был сформирован союзный контрольный совет, призванный обеспечить согласованность действий оккупирующих держав, но текущая деятельность на местах регулировалась конкретными военными администрациями. В таких условиях каждая из сторон руководствовалась собственной выгодой при осуществлении репарационной деятельности, формировании структур самоуправления и проведении мероприятий денацификации, демократизации и декартелизации.
Причиной первых конфликтов явилась репарационная политика. Восточная зона Германии состояла из беднейших регионов, располагающих скудными платежными ресурсами. Причем советская доля в объеме репараций была наибольшей и не могла быть взыскана из советской зоны без тотального разорения последней. В таких условиях СССР ставил вопрос о доступе к репарационному потенциалу промышленноразвитых западных зон Германии.
Немцы Тризонии собирают уголь, поставленный в Берлин американской транспортной авиацией. 1948
Союзники, и в первую очередь США, препятствовали справедливым советским требованиям и игнорировали принцип декартелизации, стремясь в собственных интересах сохранить целостность германских концернов. Несостоятельность британской и французской оккупационных администраций привела к доминированию США и унификации политики саботажа советских требований. Более того, стремясь к реализации собственных планов в отношении Германии, США решили применить на подопечных территориях меры плана Маршалла. План подразумевал масштабные капиталовложения в экономику западных зон Германии при их обособлении от восточной зоны.
Данный сепаратный шаг вызвал советские протесты, проигнорированные США и сателлитами. В январе 1947 г. английская и американская зоны объединились в Бизонию, а весной 1948 г., с включением французской зоны, сложилась Тризония, подготовленная к реализации плана Маршалла. В числе прочего, план подразумевал финансовую стабилизацию за счет проведения конфискационной денежной реформы, после которой на руках у жителей западных зон оказывались массы обесцененных рейхсмарок, имеющих хождение на востоке. Подобное положение противоречило принципам совместного управления и угрожало экономической стабильности в советской зоне. В ответ советская сторона прекратила консультации в Контрольном совете. Во избежание массовых закупок товаров и спекуляций в советской зоне за деньги, выведенные из обращения в Тризонии, маршал Соколовский усилил таможенный контроль на линии разграничения и с марта по июнь 1948 г. сократил количество транспортных коридоров с запада на восток. Учитывая, что персонал союзников мог участвовать в махинациях, контроль был распространен и на них, а не только на немцев.
20 июня 1948 г. реформа в Тризонии осуществилась. Прецедент сепаратных несогласованных мер в отношении Германии позволил СССР адекватно ответить на вызов. 24 июня в советской зоне происходит сходная денежная реформа, но, кроме того, Москва полностью прекращает перемещения союзного персонала и грузов между Тризонией и западным Берлином. Блокируются поставки продовольствия, топлива, электроэнергии. Цель — вынудить бывших союзников оставить занятые сектора германской столицы. При этом населению города было предложено с 29 июня оптом и в розницу приобретать необходимое в советском секторе города. Союзные администрации воспретили подопечным пользоваться советскими источниками снабжения и поставили проблему выживания более 2 млн берлинцев в зависимость от своей способности противостоять блокаде.
Жители Берлина наблюдают за посадкой С-54 в берлинском аэропорту. 1948
Советская реакция на наведение воздушного моста оказалась умеренной и рациональной. Истреблять союзную авиацию никто не намеревался. Напротив, в обеспечении безопасности полетов участвовали диспетчеры восточной зоны. Вероятно, в Москве сполна оценили предоставленный повод понаблюдать за потугами партнеров «разориться из принципа». Дело в том, что организация авиаперевозок такого масштаба была баснословно дорогим мероприятием. К примеру, Берлин отапливался углем, который осенью 1948 г. пришлось возить в нужных количествах, сжигая десятикратно более дорогой авиационный бензин, что влекло циклопические расходы бюджета США.
Тем не менее, принципы сдерживания коммунизма оказались для Белого дома дороже, и за неполный год блокады транспортная авиация США и партнеров, совершив более 270 000 вылетов, доставила в Берлин свыше 2,3 млн т грузов.
Между тем острота кризиса пошла на убыль, тем более что в его ходе состоялось фактическое размежевание Германии на пару государств. Ряд взаимных компромиссов позволил в мае 1949 г. прекратить блокаду и восстановить снабжение сохранившего статус западного Берлина более традиционными способами.
За время кризиса снискавший лавры борца с коммунизмом Г. Трумэн успел переизбраться на нежданный второй президентский срок. Влияние США на европейцев позволило сформировать антисоветский блок НАТО. В Тризонии была разработана конституция, предварявшая создание ФРГ. А в советской зоне по аналогии сложились предпосылки для формирования альтернативного германского государства. Таким образом, кризис способствовал оперативному разрешению ключевых вопросов послевоенной Европы и оформлению четких, вызывающих уважение разграничительных линий.
Первый берлинский кризис 1948–1949 гг: блокада, «воздушный мост» и холодная война
Декларация о поражении Германии, подписанная 5 июня 1945 года, разделила страну на четыре оккупационные зоны под властью главнокомандующих СССР, США, Франции, Великобритании. Берлин также был разделен на сектора, но приобрел статус международной зоны с заседающим там Контрольным советом.
В период холодной войны Берлин оказался центром пересечения интересов Запада и СССР. Взаимоотношения в Германии на несколько десятилетий стали индикатором сложных отношений между советским блоком и капиталистическими странами.
Причины берлинского кризиса 1948–1949 гг
После победы во Второй мировой войне союзники потеряли основной объединяющий их фактор — общего врага. Очень быстро на свет вышли многочисленные претензии, которые касались как территориальных споров, так и политики. Каждая из стран-победителей стремилась изменить баланс сил в свою пользу.
После окончания Второй мировой войны для США и Великобритания большую опасность представлял СССР, чем слабая покоренная Германия, поэтому усиления СССР за счет последней допустить было никак нельзя. В 1947 году госсекретарь США Дж. Маршал сформулировал собственный план развития Европы. Этот проект стал реакцией на подозрения в намеренном затягивании восстановления Германии советской стороной. Маршалл утверждал, что Советы планируют воспользоваться нищетой и растерянностью населения Германии и перетянуть его на свою сторону.
Свои интересы были и у соседней Франции, главным образом территориальные — она хотела присоединить к своей территории западные промышленные регионы Германии. Также французские политики планировали увеличить зону влияния в Германии, и приобрести статус посредника между СССР и США.
Франция поначалу фактически изолировала свою оккупационную зону от остальных территорий, но вскоре пошла на сближение с США и Великобританией. Этому было две причины — во-первых, только США могли предоставить необходимую финансовую помощь на восстановление собственной экономики страны, во-вторых, истерзанная войной Франция панически боялась возрождения сильной Германии.
Зарождение конфликта
То, что в разделенном на четыре сектора Берлине неизбежны конфликты, было понятно задолго до первого кризиса. Холодная война уже началась — в 1946–1947 годах прозвучало выступление Черчилля о «железном занавесе», озвучена антисоветская «доктрина Трумэна», на конференции в Польше заслушан доклад А. Жданова о «двух лагерях», на которые поделен мир.
В ноябре-декабре 1947 года в Лондоне на конференции Совета Министров иностранных дел державы-победительницы так и не смогли договориться ни по одному пункту, касающемуся Европы. СССР высказался категорически против плана Д. Маршалла, включавшего оказание определенных мер помощи пострадавшим во время войны странам, в частности, введение новой валюты.
Еще один спорный вопрос — доступ в сектора Берлина. США, Франция и Великобритания сохраняли свободный доступ в свои зоны оккупации и не охраняли их границы, что приводило к спекуляциям. Так, из сектора СССР вывозились тысячи тонн цветных металлов, антиквариат, продукты питания и прочие ценности.
Общая политика держав в отношении Германии оставалась несбыточной мечтой. На Лондонском совещании западных держав (февраль-июнь 1948 года) были достигнуты договоренности о формировании на территории западной части Германии федеративного государства и включения его в «план Маршалла». В ответ на это Сталин приказал Генеральному штабу принять меры для противодействия выполнению проекта.
Спусковым крючком в конфликте стала самостоятельная финансовая политика США, Великобритании и Франции. Еще с 1 января 1948 года расчеты между западной и восточной частью Германии велись в долларах, что означало перевод торговых отношений между ними на международный уровень. Планируемая в ближайшем будущем денежная реформа на территории западных держав не была согласована с СССР и могла привести к наводнению рынка Восточного Берлина ничем не обеспеченными деньгами.
19 июня Советский Союз запретил ввоз денег на свою оккупационную зону из других секторов и ограничил сообщение между собственной подконтрольной территорией и западной частью Германии. Через четыре дня, 23 июня, США и Великобритания пошли на откровенную провокацию — денежная реформа была распространена на советский Западный Берлин. В ответ на это СССР изолировал Западный Берлин от оккупационных территорий западных держав.
Блокада Берлина
В планах СССР было включение всего Берлина в советскую оккупационную зону. Первым шагом к этому должен был стать вывод войск Франции, США и Великобритании из города.
16 июня 1948 года Советы прекратили участие в Берлинской комендатуре, а в ночь с 23 на 24 июня военная администрация СССР начала блокаду Западного Берлина — перекрыла наземные коммуникации, перекрыла поставки товаров, ограничила подачу электроэнергии. Единственным путем, по которому могло продолжаться снабжение жителей города, было налаженное еще в 1945 году воздушное сообщение между США, Великобританией, Францией и Берлином. Этого канала поставки не хватало — западные державы не были готовы к полной блокаде транспортных путей, а Германия не обладала собственными самолетами.
Целью блокады Берлина было давление на западные державы — они должны были отказаться от идеи создания федерации на территории Западной Германии либо покинуть Берлин. Руководство СССР рассчитывало, что самолеты не способны полноценно обеспечить население в миллион человек продовольствием и товарами первой необходимости.
Западные страны запустили механизм пропаганды. Во всех СМИ замелькала информация о «блокаде Берлина» и «воздушном мосте». Кроме того, США, Великобритания и Франция прекратили внешнеэкономические отношения с советской зоной. Эмбарго привело к резкому снижению международной торговли.
Фактически обе стороны пошли на нарушение положений Потсдамских договоренностей 1945 года. Денежная реформа, предпринятая западными державами, нарушала принцип коллективного суверенитета, тогда как действия советской стороны подрывали соглашения о совместном снабжении Берлина.
Развитие кризиса
Дипломаты обменивались протестными нотами, в ООН продолжались яростные споры, а жители Берлина по-прежнему оставались на грани голода. Лишь 14 июля советская сторона предложила начать снабжение мирного населения Берлина продовольствием и товарами первой необходимости. Таким образом, что бы ни писала иностранная пресса, уже в июле берлинцы могли спокойно покупать все необходимое на территории советского сектора, тогда как транспортные самолеты не могли обеспечить даже минимальные их потребности.
В ходе переговоров, начавшихся 2 августа, был найден компромисс. Западные державы согласились отказаться от введения западной марки и принять восточногерманскую в качестве платежного средства. В свою очередь, Сталин смирился с присутствием других держав в Берлине. Кроме того, он изменил формулировку по отношению к образованию федеративного государства в Германии — не отменить, а лишь приостановить решение.
На основе принятых соглашений была принята директива о снятии транспортных ограничений и введении восточной марки в Берлине. Однако она так и осталась на бумаге — о практических способах ее исполнения стороны договориться не смогли.
В городе нарастали антикоммунистические настроения. 9 сентября после выступления не признанного советской стороной бургомистра Э. Рейтера возникли беспорядки. Флаг СССР с Бранденбургских ворот сорвали неизвестные, также было совершено нападение на часового у памятника советским воинам.
Воздушный мост мог перестать функционировать в любой момент, так как Сталин в стремлении оказать давление на западные державы мог зайти очень далеко. В первое время ВВС США, Великобритании и Франции сильно опасались атаки на транспортные самолеты, что фактически означало бы объявление войны. Тем не менее Москва так и не решилась на этот отчаянный шаг, вероятно, помня о наличии на западногерманских аэродромах достаточного числа бомбардировщиков.
Завершение кризиса
Для жителей Берлина летчики США и Великобритании стали героями, мировая общественность сочувствовала населению города и дружно осуждала Сталина. Мнение о СССР в мире резко ухудшилось.
К концу 1948 года завершился раздел Берлина. 1 ноября по инициативе советской администрации было прекращено почтовое сообщение между оккупационными зонами и Берлином. До 21 декабря сохранялся его статус города, подконтрольного четырем державам, но затем США, Великобритания и Франция объявили о невозможности реализовывать общие решения вследствие провокационной политики СССР. С этого момента каждая страна осуществляла управление исключительно в своем секторе.
В начале 1949 года США пошли на риск — как только нормализовались поставки по воздуху, они вновь запустили денежную реформу в западном секторе Берлина. Великобритания и Франция опасались новых провокаций со стороны СССР, но реформа все-таки была проведена — в оборот была введена новая марка Немецкого эмиссионного банка. В ответ Москва провела в восточной части города собственную финансовую реформу.
К февралю 1949 года жители восточного Берлина оказались полностью лишены поставок из западной части города, что отрицательно сказалось на качестве их жизни и состоянии экономики советского сектора. Советское командование вскоре убедилось в бесперспективности предпринимаемых усилий. Сталин отдал приказ об отмене блокады в мае 1949 года после проведения секретных переговоров с представителями США.
Таким образом, попытка СССР вытеснить западные державы из Берлина провалилась. После первого Берлинского кризиса оккупационные зоны США, Великобритании и Франции объединились, создав федеративное государство. Раскол Германии на ГДР и ФРГ был окончательно оформлен в октябре 1949 года.