Чем было вызвано появление социалистических учений что означает
ГДЗ история 9 класс Юдовская, Баранов Просвещение 2020 Задание: § 4 «Великие идеологии»
Стр. 33. Вопрос в начале параграфа
Какую роль в жизни общества играла религия? Какие политические идеи предлагали просветители?
Религия играла важную роль в жизни общества, формируя мировоззрение людей.
Джон Локк создал учение о естественных, прирожденных правах человека: на жизнь, свободу и собственность. Шарль Монтескье создал теорию разделения властей на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Жан-Жак Руссо предлагал создание республики со всеобщим избирательным правом.
Стр. 39. Вопросы в конце параграфа
1. Почему в XIX в. возникла потребность в политических идеологиях? Какие функции они выполняли?
Под влиянием модернизации старый порядок в обществе и государстве уходил в прошлое. Отдельные идеи обобщались, превращаясь в идеологии, которые отражали интересы различных групп в обществе. Отчасти идеологии брали решение мировоззренческих задач на себя. Идеологии имели ярко выраженный практический характер, прямо подталкивая людей к политическому действию. Каждая из идеологий говорила о том, каким является общество сейчас и каким оно в идеале должно быть, а также предлагала конкретные меры, чтобы преодолеть различие между первым и вторым.
2. Какие экономические и политические требования выдвигали либералы? Из каких принципов они при этом исходили?
Согласно либерализму общество состоит из отдельных личностей, которые рождаются равными и действуют исходя из собственного блага. В экономике либералы выступали за свободу предпринимательства и отказ от всякого вмешательства государства в дела частных предпринимателей. Единственным регулятором экономика должен быть закон спроса и предложения. В политике либералы отстаивали права личности, считали, что можно делать все, что не запрещено законом. Главным противником либералов было абсолютистское государство. Теоретически либералы требовали полной свободы человеческой личности во всех сферах, соглашаясь лишь с одним ее ограничением. Однако право голоса либералы предлагали предоставлять лишь достаточно обеспеченным и образованным, считая, что только такие люди действительно независимы и заинтересованы в благе государства.
3. Почему идеи консерваторов сохраняли популярность на протяжении всего XIX в.?
Популярность идей консерваторов объясняется следующим: если в первые десятилетия XIX в. главными выразителями консервативных взглядов являлись группы, прямо связанные со Старым порядком, то радикальные изменения в обществе привели к увеличению числа людей, желавших сохранить свое настоящее положение или вернуть «старые добрые времена». Защита консерваторами традиционных ценностей – религии, семьи, а также их выступления против либерального «духа наживы» привлекали на их сторону даже часть рабочих.
4. Чем было вызвано появление социалистических учений? Что означает лозунг К. Маркса: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»?
Появление социалистических идей было вызвано рабочим вопросом. Если либералы и консерваторы отреагировали на «рабочий вопрос» с запозданием, то для социалистов он стоял в центре с самого начала. Карл Маркс считал, что для совершения пролетарских революций и установления диктатуры пролетариата, пролетарии разных стран должны создавать революционные партии и объединять свои усилия для достижения общей цели.
5. Почему национальная идея распространилась именно в XIX в.?
Французская революция 1789 г. стала определенным рубежом, после которого национальная идея стала активно распространяться. Во-первых, она соединилась с политикой. Во-вторых, национальное самосознание стало постепенно проникать в народ. Этот процесс продолжался в течение всего XIX в. благодаря складыванию единого рынка, «транспортной революции», увеличению социальной мобильности, прогрессу образования и т.д.
6. Каких русских либералов, консерваторов и социалистов вы знаете?
Либералы – Б.Н. Чичерин, П.Н. Милюков, Ф.А. Головин, Д.И. Шаховской.
Консерваторы – М.Н. Катков, Д.А. Толстой.
Социалисты – А.И. Герцен, М.В. Буташевич-Петрашевский.
Стр. 40. Подумайте
1. Сравните подходы либералов, консерваторов и социалистов к основным политическим и социальным проблемам в XIX в. и выделите черты сходства и различия.
Либералы | Консерваторы | Социалисты |
---|---|---|
Общее | ||
Либералы и консерваторы не выступали за принципиально другое устройство общества и являлись противниками революций; общее для всех – необходимость решения рабочего вопроса | ||
Различия | ||
Требования конституции, обеспечение личных гражданских свобод; расширение избирательных прав, но для отдельных категорий | Сохранение действующих политических режимов | Построение общества социальной справедливости. Среди социалистов были разные взгляды на достижение целей – путем реформ или революций (анархисты) |
2. Внимательно прочитав текст параграфа, подумайте, какая социальная группа была менее всего восприимчива к национальной идеологии и почему.
Наименее восприимчивыми к национальной идеологии были крестьяне и рабочие. Это было связано с низким уровнем образования, а также высоким уровнем влияния на их мировоззрения религии.
3. Согласны ли вы с обозначением раннего социализма как «утопического», а марксизма как «научного»? Обоснуйте свою позицию.
Автором «утопического» социализма является Томас Мор, который описал идеальное государство, но не знал, как воплотить в жизнь свои задумки. Таким образом, представления об обществе будущего у ранних социалистов носили характер фантазии.
Марксисты, опираясь на идеи Фурье и других мыслителей, Маркс и Энгельс создали учение о классовой борьбе. Марксисты изучили предыдущий опыт и, основываясь на анализе исторического развития общества и государства, смогли предложить формат государства, который было реально воплотить в жизнь.
4. Как вы считаете, какая из идеологий сохраняет наиболее сильные позиции в наши дни?
Наиболее сильные позиции в наши дни имеет идеология социалистов. Это связано с тем, что современные люди хотят иметь равные условия для развития и иметь защиту от государства.
Стр. 40. Вопросы к документам
1. Сравните отношение авторов двух первых документов к проблеме конституционного устройства. Подумайте, почему для Маркса и Энгельса эта проблема имела второстепенное значение.
Джон Стюарт Милль выступает за установление конституционных ограничений. Но проблемой он видит косвенную заинтересованность общества, так как это ограничивает свободы. Жозеф де Местр считал, что нельзя доверить политическое устройство народу.
Для Маркса и Энгельса главным было переустройство общества, а не политическое устройства государства.
2. Как авторы трёх документов оценивают роль человеческой личности в политике и истории?
Джон Милль и Жозеф де Местр считают, что только личность может влиять на политические и исторические процессы. Маркс и Энгельс, наоборот, выступают за ведущую роль общества и его институтов, нежели чем роль личности.
3. Различия между какими из приведённых точек зрения носят наиболее принципиальный характер?
Наиболее принципиальным является отличие точек зрения Маркса и Энгельса и точками зрения Милля и де Местра. Маркс и Энгельс выступают за кардинальное перестроение общества и государства, тогда как Милль высказывает идеи о переустройстве государства, основываясь на свободах, а де Местр выступает против перемен в обществе.
История социалистических учений
АКАДЕМИЯ им. Г.В. Плеханова
ПО ПОЛИТОЛОГИИ НА ТЕМУ:
“ИСТОРИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ.”
“История социалистических учений”
2. Глава I Основные черты раннего утопического социализма
3. Глава II Утопический социализм эпохи буржуазных революций и становления капитализма (XVII-XVIII века)
4. Глава III Критический утопический социализм
5. Глава IV Утопический социализм в России
Еще во времена античности отдельные представители передовой общественно-политической мысли пытались заглянуть в общество будущего, основанного на принципах равенства. Однако первые социалистические учения появились в эпоху первоначального накопления капитала. Они теснейшим образом были связаны с движением угнетенных масс за свое социальное освобождение.
Утопический социализм выступает идеологической основой этих движений. Но не все учения о будущем обществе относятся к утопическому социализму, т.к. существуют определенные признаки, позволяющие отнести то или иное учение к социалистической утопии. Среди этих признаков можно выделить наличие идеи ликвидации эксплуатации, достижения не только политического, но и социального равенства, всеобщей обязанности трудовой деятельности, целенаправленного воспитания, общественной собственности и др.
История утопического социализма делится на три больших этапа:
— утопический социализм эпохи утверждения капитализма (конец XVIII начало XIX века).
Критерием такого деления является классовая обусловленность возникновения социалистических теорий, обоснованная классиками марксизма-ленинизма.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РАННЕГО
II УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ ЭПОХИ
БУРЖУАЗНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ И
СТАНОВЛЕНИЯ КАПИТАЛИЗМА (XVII-XVIII ВЕКА).
Ранее революционное направление утопического социализма получило наиболее яркое отражение в идеях Французского священника Жана Мелье (1664-1729 г.). Историческое значение утопического социализма Мелье (“Завещание”) состоит в том, что он первым соединил идею создания нового социального строя, основанного на равенстве, с идей революционной борьбы трудящихся масс за свое освобождение.
Особое место в истории социально-политических идей конца XVIII века принадлежит Франсуа Гоель Бабефу (1760-1797), который является первым утопистом, попытавшимся практически соединить идею коммунизма с идеей революции. Разработка конкретной программы практических революционных преобразований общественной жизни выделяет учение Бабефа из всех предыдущих и является значительным шагом вперед в становлении и развитии утопического социализма. В своих теоретических рассуждениях об установлении равенства Бабеф дошел до понимания необходимости не только переходного периода, но и установления диктатуры трудящихся в целях решения поставленных задач, создание союза рабочих с мелкими собственниками.
Итак, социальной основой развития утопического социализма в эпоху буржуазных революций и становления капитализма, является борьба предпролетариата и крестьянства против феодализма, против зарождающихся буржуазных отношений. Рационализм, идеи равенства людей от природы, развитие общественной мысли, естественнонаучные открытия создавали благоприятные условия для дальнейшего развития утопического социализма, для постановки новых проблеем, не выдвигавшихся основоположниками утопического социализма, для выводов о необходимости социальной революции, о путях и методах создания справедливого общества, для разработки уже прямо коммунистических теорий.
III КРИТИЧЕСКИЙ УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ.
Первые десятилетия XIX века характеризуются дальнейшим развитием и распространением теорий утопического социализма, что было обусловлено прежде всего дальнейшим развитием капитализма, промышленными переворотами, обострением противоречии нового общественного строя, усилением эксплуатации наемного труда и, как следствие, социальным движением народных масс, направленным против эксплуатации. Отражением борьбы народных масс за свое социально-экономическое освобождение явились многочисленные социально-политические теории.
IV УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ В РОССИИ
Россия позднее западноевропейских стран вступила на путь капиталистического развития. Лишь к середине XIX века в России налицо признаки, характеризующие кризис феодально-крепостнического строя. В силу этих причин закат западно-европейского утопического социализма по времени совпадает с его восходом в России.
Итак, идеалы социализма в деятельности русских социалистов-утопситов были неразрывно связаны с идеей крестьянской революции. То, что такая революция приведет к развитию буржуазных отношений, оставалась вне понимания революционных демократов, в том числе и Чернышевского, хотя он и предвидел, что процесс становления социалистических общественных отношений довольно длительный.
Объективная обстановка того времени еще не позволяла социалистам-утопистам России сделать подлинно научные выводы о возможностях победы социализма, путях, методах, формах его завоевания. Несмотря на это, идея создания социализма через революционное творчество масс была вершиной в развитии социально-политической мысли домарковского периода.
После возникновения и победы научного коммунизма в мировом революционном движении утопический социализм не прекратили своего существования, ибо остались классы и социальные слои, среди которых он находит опору и поддержку. Однако современные теории утопического социализма не играют революционной роли, т.к. противостоят научному коммунизму, вносят ложные идеи в массовое революционное движение, направленное против всех форм эксплуатации. Но это обстоятельство указывали еще К. Маркс и Ф. Энгельс в “Манифесте Коммунистической партии”.
Мор Т. “Утопия” М, 1953,
Компанелло Т. “Город солнца” М,. 1954
Мелье Ж. “Завещание” М, 1964
Маркс К., Энгшедльс Ф., Соч. т.4
Э.С. Рахематулин “История социалистических учений” Казанский ГУ, 1989
История социалистических учений
2. Глава I Основные черты раннего утопического социализма
3. Глава II Утопический социализм эпохи буржуазных революций и становления капитализма (XVII-XVIII века)
4. Глава III Критический утопический социализм
5. Глава IV Утопический социализм в России
Еще во времена античности отдельные представители передовой общественно-политической мысли пытались заглянуть в общество будущего, основанного на принципах равенства. Однако первые социалистические учения появились в эпоху первоначального накопления капитала. Они теснейшим образом были связаны с движением угнетенных масс за свое социальное освобождение.
Утопический социализм выступает идеологической основой этих движений. Но не все учения о будущем обществе относятся к утопическому социализму, т. К. существуют определенные признаки, позволяющие отнести то или иное учение к социалистической утопии. Среди этих признаков можно выделить наличие идеи ликвидации эксплуатации, достижения не только политического, но и социального равенства, всеобщей обязанности трудовой деятельности, целенаправленного воспитания, общественной собственности и др.
История утопического социализма делится на три больших этапа: ранний утопический социализм эпохи первоначального накопления капитала (XVI начало XVII века) ; утопический социализм эпохи буржуазных революций и становления капитализма (XVII-XVIII века) ; утопический социализм эпохи утверждения капитализма (конец XVIII начало XIX века).
Критерием такого деления является классовая обусловленность возникновения социалистических теорий, обоснованная классиками марксизма-ленинизма.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РАННЕГО УТОПИЧЕСКОГО СОЦИАЛИЗМА:
II УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ ЭПОХИ БУРЖУАЗНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ И СТАНОВЛЕНИЯ КАПИТАЛИЗМА (XVII-XVIII ВЕКА).
Ранее революционное направление утопического социализма получило наиболее яркое отражение в идеях Французского священника Жана Мелье (1664-1729 г.). Историческое значение утопического социализма Мелье (“Завещание” ) состоит в том, что он первым соединил идею создания нового социального строя, основанного на равенстве, с идей революционной борьбы трудящихся масс за свое освобождение.
Особое место в истории социально-политических идей конца XVIII века принадлежит Франсуа Гоель Бабефу (1760-1797), который является первым утопистом, попытавшимся практически соединить идею коммунизма с идеей революции. Разработка конкретной программы практических революционных преобразований общественной жизни выделяет учение Бабефа из всех предыдущих и является значительным шагом вперед в становлении и развитии утопического социализма. В своих теоретических рассуждениях об установлении равенства Бабеф дошел до понимания необходимости не только переходного периода, но и установления диктатуры трудящихся в целях решения поставленных задач, создание союза рабочих с мелкими собственниками.
Итак, социальной основой развития утопического социализма в эпоху буржуазных революций и становления капитализма, является борьба предпролетариата и крестьянства против феодализма, против зарождающихся буржуазных отношений. Рационализм, идеи равенства людей от природы, развитие общественной мысли, естественнонаучные открытия создавали благоприятные условия для дальнейшего развития утопического социализма, для постановки новых проблеем, не выдвигавшихся основоположниками утопического социализма, для выводов о необходимости социальной революции, о путях и методах создания справедливого общества, для разработки уже прямо коммунистических теорий.
III КРИТИЧЕСКИЙ УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ.
Первые десятилетия XIX века характеризуются дальнейшим развитием и распространением теорий утопического социализма, что было обусловлено прежде всего дальнейшим развитием капитализма, промышленными переворотами, обострением противоречии нового общественного строя, усилением эксплуатации наемного труда и, как следствие, социальным движением народных масс, направленным против эксплуатации. Отражением борьбы народных масс за свое социально-экономическое освобождение явились многочисленные социально-политические теории.
IV УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ В РОССИИ
Россия позднее западноевропейских стран вступила на путь капиталистического развития. Лишь к середине XIX века в России налицо признаки, характеризующие кризис феодально-крепостнического строя. В силу этих причин закат западно-европейского утопического социализма по времени совпадает с его восходом в России.
Итак, идеалы социализма в деятельности русских социалистов-утопистов были неразрывно связаны с идеей крестьянской революции. То, что такая революция приведет к развитию буржуазных отношений, оставалась вне понимания революционных демократов, в том числе и Чернышевского, хотя он и предвидел, что процесс становления социалистических общественных отношений довольно длительный.
Объективная обстановка того времени еще не позволяла социалистам-утопистам России сделать подлинно научные выводы о возможностях победы социализма, путях, методах, формах его завоевания. Несмотря на это, идея создания социализма через революционное творчество масс была вершиной в развитии социально-политической мысли домарковского периода.
После возникновения и победы научного коммунизма в мировом революционном движении утопический социализм не прекратили своего существования, ибо остались классы и социальные слои, среди которых он находит опору и поддержку. Однако современные теории утопического социализма не играют революционной роли, т. К. противостоят научному коммунизму, вносят ложные идеи в массовое революционное движение, направленное против всех форм эксплуатации. Но это обстоятельство указывали еще К. Маркс и Ф. Энгельс в “Манифесте Коммунистической партии”.
Мор Т. “Утопия” М, 1953, Компанелло Т. “Город солнца” М,. 1954
Мелье Ж. “Завещание” М, 1964 Маркс К., Энгшедльс Ф., Соч. т. 4
Э. С. Рахематулин “История социалистических учений” Казанский ГУ, 1989
Ошибка в тексте? Выдели её мышкой и нажми
Проблемные задания и вопросы по Истории Нового времени (XIX в. – начало XX в.) для 8 класса
Проблемные задания в вопросы по Истории Нового времени
Проблемное задание, вопрос
Европа в начале XIX века
Великий немецкий поэт и мыслитель Гете писал о Наполеоне: «Божественное озарение всегда связано с молодостью и энергией. И Наполеон был одним из самых энергичных людей, когда-либо живших на земле». Подумайте, в чем увидел Гете это «божественное озарение».
Согласны ли вы с оценкой, данной Талейраном Бурбонам в период Реставрации: «они ничего не забыли и ничему не научились»?
Определите причины Июльской революции 1830 г. Подумайте, была ли возможна альтернатива такому развитию событий.
Перед революцией 1848 г. во Франции один из руководителей буржуазной оппозиции провозгласил лозунг «Реформа во избежание революции!». Согласны ли вы с тем, что реформы могли предотвратить революцию? Если согласны, то укажите, какие реформы были нужны.
Согласны ли вы с тем, что создание Северогерманского союза начинает новую историю Германии? Свою точку зрения аргументируйте
Европа на путях промышленного развития
Чем было вызвано появление социалистических учений? Имеются ли условия для развития социалистического учения в XXI в.?
На основе известных вам учений попытайтесь создать свой проект возможных путей развития общества в наше время. Какую роль вы согласны отвести государству? Какие вы видите пути решения социальных проблем? Как представляете себе пределы индивидуальной свободы человека?
Восток в орбите влияния Запада
Подумайте, почему Япония стала почти единственной страной Востока, сумевшей противостоять колониальной политике Запада.
Ученые считают, что первая опиумная война и «открытие» Китая для расширения сфер европейского влияния означали вступление огромной империи в новый этап ее существования. Как вы думаете, чем вызвана такая точка зрения?
Чем вы можете объяснить, что Индия не избежала колониальной зависимости, в то время как Китай стал только полуколонией, а Япония сохранила политическую независимость?
Согласны ли вы с мнением о бескорыстии европейцев, завоевавших Африку только для того, чтобы ликвидировать ее отсталость и принести африканцам культуру индустриального общества? Свою точку зрения аргументируйте.
Становление национальных государств
Оценивая факт создания Германской империи, английский политический деятель Дизраэли 2 сентября 1871 г. заявил, что «европейское равновесие держав полностью разрушено. Страна, которая больше всех пострадает от этого, — Англия». Подумайте, какие основания для таких опасений были у Дизраэли.
Немецкий историк дал такую оценку Германской империи: «Государство 1870 г. не имело собственной государственной идеи, это была просто расширенная Пруссия». Подтвердите или опровергните эту точку зрения.
В исторической науке не существует однозначной оценки Парижской коммуны. Для одних это жестокий бунт, для других — великий подвиг, праздник справедливости и демократии. Как вы оцениваете эти события?
В сознании американцев имя Теодора Рузвельта, которого называют первым «современным» американским президентом, связывается с постепенным превращением США в мировую державу. Согласны ли вы с такой оценкой его деятельности или хотите возразить?
Особенности развития индустриальных стран в конце XIX – начале XX века
Подумайте, почему судебный процесс над неизвестным штабным офицером Дрейфусом превратился в политическое событие, всколыхнувшее всю Францию и всю прогрессивную мировую общественность. Согласны ли вы с такой оценкой «дела Дрейфуса», что «вместе с безвестным офицером на скамью подсудимых села вся Франция»?
Становление мировой индустриальной цивилизации
Как вы думаете, почему стремление к войнам за передел колоний и сфер влияния усиливается в конце XIX в.? Какие международные противоречия, сложившиеся на рубеже XIX—XX вв., кажутся вам наиболее опасными и почему? Видите ли вы пути их мирного урегулирования?
Развитие европейской культуры в XIX веке
Подумайте, какие изменения произошли во взглядах человека на мир в XIX в. Какие научные открытия, на ваш взгляд, повлияли на этот процесс?
Подумайте, существует ли связь между научными открытиями и повседневной жизнью человека. Обратитесь к личному опыту.
Какая школа, на ваш взгляд, должна соответствовать интересам учащихся и их родителей в конце XIX в.? в современном обществе?
Создатели критического реализма яростно обрушились не только на просветителей, но и на романтиков, создавая героя, отличного от романтического идеала. Предположите, что не устраивало реалистов в искусстве романтиков.
Ньютону принадлежит знаменитая фраза: «Я видел дальше других потому, что стоял на плечах титанов». Как вы считаете, можно ли утверждать, что открытия в познании мира, природы, человека, сделанные романтиками, были в какой-то мере подготовлены просветителями, а реалисты не смогли бы создать свою художественную систему без учета творческих исканий своих предшественников — романтиков?
Как вы считаете, есть ли нечто общее во взглядах на жизнь, человека, роль искусства у романтиков и реалистов? Обсудите с товарищами свою точку зрения. 6. Русский поэт А. Блок в одном из произведений так охарактеризовал новую эпоху: «Век XIX, железный, воистину жестокий век. » Как вы полагаете, что из реальной действительности могло «подсказать» поэту подобный образ индустриальной эпохи?