Чем вы выделяетесь среди других кандидатов на эту должность
Умные ответы на глупые вопросы для собеседования
В других ситуациях вы выходите, с отвращением думая: «Надеюсь, я больше никогда с ними не встречусь».
Виной тому традиционные методы, используемые при проведении интервью. Шестьдесят или семьдесят лет назад кто-то придумал этот бестолковый и странный подход, и с тех пор все считают нужным его придерживаться. Альтернатива, моя статья Необычные вопросы для собеседования.
Этот подход не требует особой остроты ума. Он даже не пригоден для отбора лучших и отсеивания худших кандидатов. Но люди, которые не любят новое, не отваживаются от него отступить.
Вы знаете, о чем я говорю. Это собеседование, на котором соискателя просят:
И человек, проводящий собеседование, вовсе не виноват в том, что ему приходится задавать бездумные стандартные вопросы. Кто-то велел им это делать. Я не стал сбрасывать со счетов компанию, которая проводит по этой схеме первичные беседы, однако если вопросы повторяются из раза в раз, вам стоит поискать другое место.
Если вы хотите найти по-настоящему ценные кадры, вам вовсе не обязательно задавать соискателям глупые и незначительные вопросы.
Если вы хотите получить работу, вам придется найти ответы на любые вопросы рекрутера, даже самые глупые. Вы можете пойти по пути наименьшего сопротивления и, например, на вопрос «Укажите качества, которые выгодно отличают вас от других кандидатов» ответить: «Я трудолюбив, и у меня много опыта. Я надежен и никогда не опаздываю. Кроме того, я иногда перевожу через дорогу старушек».
Люди часто говорят: «Я пошел на собеседование, но слова, которые вырывались из моего рта, меня пугали. Я чувствовал себя полным неудачником. Ведь в жизни я никогда так не говорю! Я попал под влияние шаблонного мышления собеседника и никак не мог стать собой».
Мы все бывали в подобных ситуациях. И вы рискуете оказаться в ней снова, если не подготовитесь заранее. Вам стоит нарушить привычный ход беседы и сделать общение более «человечным», и тогда вы сможете с уверенностью сказать, что собеседование прошло удачно.
Чтобы заставить собеседника думать, вам следует дать ответ, которого он не ожидает. И это будет хорошо. Он наверняка запомнит вас, а его реакция позволит вам решить, хотите ли вы вообще получить эту работу.
Вот три глупых вопроса и варианты ответа на них. Первый ответ стандартен и скучен, а второй можно использовать, чтобы «встряхнуть» собеседника и повернуть разговор в нужное русло.
Глупый вопрос: «Назовите свой главный недостаток».
Стандартный ответ: «Я трудолюбив и иногда слишком увлекаюсь. Я думаю, что вклад окружающих в общее дело мог быть немного больше, и начинаю на них давить».
Необычный ответ: «Когда-то мне казалось, что у меня тысяча недостатков. Я думал, что многое во мне стоит изменить. Поэтому я читал книги и упорно учился. Но постепенно я понял, что не стоит чрезмерно увлекаться самокопанием и корить за несовершенство, пытаясь преуспеть в том, к чему у меня нет способностей. Теперь я работаю над тем, что получается у меня лучше всего. В частности, я занимаюсь графическим дизайном».
Глупый вопрос: «Какие качества выгодно отличают вас от других кандидатов?»
Стандартный ответ: «Я работаю в этой отрасли шестнадцать лет и многого достиг».
Необычный ответ: «Я здесь, чтобы это выяснить! Я не могу сказать, что я лучше других кандидатов.
Глупый вопрос: «Каким вы видите себя через пять лет?»
Стандартный ответ: «Я буду усердно трудиться здесь или в другой компании в должности финансового аналитика с перспективой повышения до главы отдела. Мои профессиональные интересы будут касаться инвестирования и стратегического планирования».
Необычный ответ: «Вне всякого сомнения, я буду занят тем, к чему у меня лежит душа, будь то финансы или электронная коммерция. Меня интересует масса вещей!»
Ответы на вопросы в резюме
Реклама
Я работаю в стриптизе, правда в качестве шеста
1. Как Вы представляете себя через 3-5 лет?
2. Как Вы собираетесь этого достичь?
3. Какие из своих должностных обязанностей Вы выполняете с наибольшим удовольствием?
4. Что Вы можете сказать о своем характере? Опишите себя прилагательными
5. Какие трудности, по Вашему мнению, могут встретиться на этой работе (назовите не менее 3)?
6. Перечислите 3 негативные черты своего характера, которые Вы хотели бы исправить
7. Довольны ли вы тем уровнем, которого достигли в своей профессии?
8. Внимательно подумайте и напишите, чем Вы выделяетесь среди других кандидатов на эту должность
1. Ведущий специалист\Зам нач отдела проектирования\ Нач отдела проектирования
2. Обладаю организаторскими способностями. Собираюсь вырасти специалистом, к мнению которого прислушиваются коллеги
3. Те которые требуют мозгового штурма. Решение сложных задач доставляет наибольшее удовольствие
4. Очень амбициозный, идущий к своей цели, постоянно самообучающийся
5. Сформировавшийся, братский коллектив, который может не принять молодого и амбициозного парня, излишняя бюрократия(кипы бумаг и кучи подписей), начальник самодур. Это единственные моменты которую будут доставлять мне дискомфорт в исполнении моих служебных обязанностей
6. Маниакальный трудоголик, нужно больше отдыхать. Испытываю проблемы с пунктуальностью (HR было пофик т.к. предполагался свободный график работы)
7. Нет, мне еще есть куда расти как специалисту. Хочу углубиться в такие-то и такие-то сферы
8. (Тут я немного понаглел) Если вы меня ждали 4 месяца, то наверное чем-то выделяюсь?))
в таком ключе отвечал, только ответы были немного другие. подогнал под твою специальность
Преимущество вашей кандидатуры: что писать в резюме
Специалист в сфере HR и развития карьеры
Все аргументы делятся на две группы: значимые и несущественные. Простой пример: фраза «У меня есть диплом педагога» не несет полезной информации о навыках или достижениях кандидата. А вот указание конкретных показателей вроде «90% моих учеников успешно сдали ЕГЭ по английскому языку и поступили в вузы» говорят сами за себя.
Как определить свои преимущества для резюме
При описании своих преимуществ не пытайтесь «изобретать велосипед». Ваша задача – удовлетворить потребность работодателя. А он, уж поверьте, знает, что хочет видеть в резюме потенциального сотрудника. Приведем пример реальной вакансии:
Требования: ответственность, обязательность, высокая коммуникабельность, позитивный настрой, опыт активных продаж приветствуется.
Обязанности: соблюдение стандартов компании «ЛУКОЙЛ», работа за кассой, отпуск нефтепродуктов и сопутствующих товаров, работа с товаром и сроками годности в торговом зале, активное продвижение промоакций, выполнение поставленных задач и планов.
А теперь наглядно продемонстрируем описание ваших преимуществ в резюме для указанной вакансии:
Руководители желают видеть в своей команде людей, близких по духу. На этот счет даже есть выражение «типичный сотрудник». Поэтому созданный вами образ буквально должен «кричать»: «Я предназначен для работы в вашей организации!»
Чтобы грамотно ответить на пункт мои преимущества в резюме, надо подобрать наиболее значимые аргументы. Причем значимые не только для вас, но и для работодателя. Изучите информацию, представленную на сайте компании. Ведущие предприятия уделяют большое внимание освещению корпоративных событий.
Скромность – хорошее качество, но она очень мешает в процессе «борьбы» за вакантное место. Предлагаем на время о ней забыть и основательно приготовиться к самопрезентации.
Возьмите лист бумаги и ручку. Запишите ответы на следующие вопросы:
Также перечислите примеры собственных наработок и инновационных идей. Опишите, какие сложные стратегические задачи довелось выполнять на прежнем месте работы.
Где в резюме написать о преимуществах своей кандидатуры
Резюме изначально предназначено для самопрезентации. По сути, 80% документа и занимает описание навыков, умений, знаний, достоинств.
В каких разделах можно описать свои преимущества:
Если для каких-то преимуществ места среди указанных разделов не нашлось, опишите их в блоке «дополнительная информация». Кстати, на сайте MyResume данную часть резюме при необходимости можно переименовать. Рекрутер, во время изучения анкеты, безусловно, обратит внимание на отдельный раздел под названием «Преимущества моей кандидатуры».
Какие преимущества описать в резюме: примеры по профессиям
Чтобы стать конкурентоспособным кандидатом на рынке труда, надо научиться грамотно рассказывать о своих достоинствах. В качестве образца мы подготовили перечень универсальных фраз, которые можно включить в анкету для трудоустройства. При написании документа не забудьте также указать ключевые слова из вакансии.
Специальность | Преимущество вашей кандидатуры ответ в резюме |
---|---|
Администратор, бизнес-ассистент, личный помощник | Грамотная устная и письменная речь, презентабельный внешний вид, эффективно работаю в условиях мультизадачности, в стрессовой ситуации сохраняю самообладание |
Водитель, машинист экскаватора, тракторист | Безаварийный опыт вождения, отлично знаю устройство автомобилей (другой техники) и умею проводить техническое обслуживание, бережно отношусь к вверенному транспортному средству |
Логист, интернет-маркетолог, продавец, консультант | Коммуникабелен, умею работать в команде, в совершенстве владею компьютерными программами и мессенджерами, работаю на результат |
Повар, кондитер | Внимателен к деталям, творчески подхожу к оформлению блюд, умею эффективно следить за несколькими процессами, отличная работа вкусовых рецепторов |
Это далеко не полный список того, что можно описать в резюме в разделе преимущество моей кандидатуры. Вычленить основные моменты вы также сможете из заявки работодателя. Вот две абсолютно разные вакансии для соискателей из Москвы – специалист call-центра в МФЦ и секретарь в агентство недвижимости.
Как видите, требования к кандидатам пересекаются (грамотная речь, ответственность, уверенный пользователь ПК и т.д.). Это абсолютно нормальное явление. Работодатели хотят увидеть эти деловые качества в соискателях, поэтому надо транслировать их в своем резюме. А чтобы добавить документу «изюминку», следует указать яркие достижения из своей профессиональной деятельности.
Допустим, менеджер по продажам может написать о неусидчивости. И это будет ему в плюс, потому что характеризует кандидата, как энергичного и активного человека. Учителю стоит указать «педантичность» или «завышенное чувство ответственности».
Высокая конкуренция на рынке труда требует от соискателей умения выделяться из толпы. Анкета, состоящая только из шаблонных фраз, выглядит скучно. Постарайтесь указать нечто цепляющее взгляд, тогда приглашение на собеседование не заставит себя ждать.
Список распространенных конкурентных преимуществ (обобщенные факторы):
Если вы собираетесь указывать достоинства в отдельном блоке («дополнительная информация»), то 4-6 позиций будет вполне достаточно. Не перегружайте документ, лучше дополнительно составьте сопроводительное письмо.
Ошибки при указании преимуществ в резюме
Вывод
Перед тем как сделать отклик на вакансию, подумайте о своих конкурентных преимуществах. Ведь если кандидат не знает, чем он хорош, что ему тогда говорить работодателю.
При написании резюме соблюдайте 5 несложных правил:
Помните, что ваша цель – актуализировать свое резюме под конкретную компанию. Станьте «типичным сотрудником» и опишите преимущества, которые рекрутер ищет в кандидатах.
Почему они должны взять именно вас: что на самом деле хотят узнать работодатели
В ответе на этот вопрос нужно избегать трех ошибок: слишком шаблонного ответа, наглости и сравнения себя с другими претендентами. Партнер рекрутинговой компании Marksman Наталья Валдаева советует вместо этого акцентировать внимание рекрутера на своих сильных чертах: «Попробуйте ответить так: “Я не могу сказать, чем я лучше других, но с удовольствием расскажу о своих сильных сторонах и качествах, которые выделяют меня среди коллег”».
Главное не переборщить с наглостью, предостерегает начальник отдела персонала агентства «Биплан» Ольга Никитина: «Говоря о проблемах компании, надо предлагать решения, а не критиковать работающих специалистов».
Есть как минимум 5 вариантов ответа на этот вопрос.
1. Говорите о практических навыках и результатах
Это банально, но это работает, уверена Наталья Валдаева: «Однажды мы искали специалиста на позицию руководителя пресс-службы крупного банка, в который ежедневно приходит не один десяток журналистских запросов. Работодатель выбрал кандидата, который, помимо качеств, необходимых для данной позиции (знание банковского дела, наличие контактов в СМИ, умение работать с контентом), имел опыт работы в ежедневном режиме многозадачности. Отвечая на подобный вопрос, он назвал конкретные цифры: сколько комментариев и других текстов он готовил ежедневно. Это и стало его ключевым преимуществом».
2. Расскажите о мотивации
«Расскажите, почему вы хотите работать именно в этой компании, почему вам интересна именно эта должность. Изучите сайт фирмы, почитайте ее историю, чтобы в разговоре не отделываться общими фразами, а аргументировать свой интерес фактами», — советует Татьяна Ламекина из Консалтинг-центра «Шаг». Вы запомнитесь рекрутеру, если покажете свой искренний интерес и осведомленность.
3. Продемонстрируйте компетентность
Если вы слышите в вопросе рекрутера подвох, возможно, вы не уверены в себе, предостерегает Игорь Корганов, старший тренер-консультант CBSD/Thunderbird Russia. «Проблема в том, что из-за неуверенности отличные кандидаты могут не подозревать о том, что они идеально подходят для вакансии, — утверждает Корганов. — Это происходит, потому что они не знают, как правильно оценить свой опыт и знания. Проведите инвентаризацию своих достижений по схеме STAR — это техника, которую используют HR-менеджеры при подборе персонала. Буквы STAR расшифровываются как situation — task — action — result (ситуация — задача — действие — результат). Поверьте сами в свои способности, тогда вам не нужно будет никого убеждать: на собеседовании вы будете говорить о себе уверенно и с доказательствами».
4. Пошутите
Используйте чувство юмора, чтобы запомниться рекрутеру. «Однажды я проводила собеседование с мужчиной, который претендовал на позицию главного бухгалтера, — рассказывает Татьяна Янина, руководитель отдела персонала федеральной сети Hermes. — На вопрос, почему мы должны нанять именно его, он ответил следующее: “Я практически уверен, что в этой роли многие работодатели видят исключительно женщин. Я абсолютно согласен с ними. Преимущество женщин на этой позиции очевидно. Но так сложилось, что я потомственный бухгалтер в третьем поколении, поэтому это судьба”».
«Можно оттолкнуться от эмоциональной составляющей, сделав упор на позитив и умение заряжать энергией весь коллектив, — напоминает Ольга Никитина из «Биплана». — Лично мне на собеседованиях запомнились три ответа на этот вопрос. Молодой человек предлагал регулярно исполнять песни под гитару, девушка обещала расставить мебель по фэн-шую, чтобы бизнес шел хорошо, а еще один кандидат хвастался футбольными умениями, хотя мы об этом его даже не спрашивали. Кстати, любитель футбола продемонстрировал не только свои навыки в работе с мячом, но и обширные знания в области интернет-маркетинга и стал отличным приобретением для отдела продаж».
5. Подведите итог встречи
Как правило, этот вопрос задают ближе к концу собеседования. Значит, это ваш шанс резюмировать все, о чем вы с рекрутером говорили в ходе интервью. «Ответ на этот вопрос — это своего рода резюме вашей беседы, — утверждает Татьяна Янина. — Вы уже получили достаточно информации, чтобы понять, что нужно работодателю. Спроецируйте это на свои возможности и результаты, которых вы добивались на предыдущих местах работы. А если ожидания работодателя вам все-таки понятны не до конца, не стесняйтесь задать дополнительные вопросы».
Сформулировать ответ можно так: «Как я понимаю, вот приоритетные задачи, которые будут стоять перед вашим новым сотрудником. У меня есть профессиональные навыки, которые позволят мне справиться с этими задачами» — и приведите конкретные примеры навыков и их пользы для задач компании.
А вам задавали такой вопрос на собеседовании?
Как выделиться среди других кандидатов при поиске работы
Среди рекрутеров ходят легенды о необычных кандидатах. Кто-то присылает на почту резюме, оформленные в фирменном дизайне компании. Кто-то пишет резюме или сопроводительное письмо чуть ли не в стихах. Кто-то приносит на очные собеседование угощение, чтобы продемонстрировать свое дружелюбие, кто-то придумывает что-то еще.
На самом деле для успешной самопрезентации не обязательно проявлять суперкреатив и пытаться подружиться с рекрутерами. Всё проще.
1. Внимательно прочитайте текст вакансии
Поверьте, это уже станет вашим плюсом. Многие соискатели не утруждают себя этим и откликаются почти на всё подряд, не глядя. И работодатели стали использовать в качестве очень простого, но действенного фильтра от таких неразборчивых откликов просьбу написать в сопроводительном письме определенную информацию или даже кодовую фразу. Об этом пишут в тексте вакансии, и эту просьбу замечают только те, кто ее внимательно читает.
Руководитель рекрутинговой компании Алена Н. рассказывает про сложности поиска на ключевую позицию: «Ищу операционного директора. В тексте вакансии написано, что для этой вакансии обязательно нужно прислать сопроводительное письмо, назвать в нем свои сильные стороны и максимальное количество сотрудников, которое было в подчинении. Немного грустной статистики: поступило более 500 откликов, из них 98% отклонены на этапе чтения сопроводительного письма или по причине его отсутствия (многие даже не заметили, что оно нужно). Привожу рейтинг наиболее популярных сопроводительных писем. Они состояли из одной строчки:
Только 9 человек из 500 (!) написали в письме то, о чем я спросила, и имели релевантный вакансии опыт. Их я и пригласила на собеседование. Остальные продолжают поиски хорошей работы и, возможно, очень удивляются, почему на их отклик не отреагировали».
Совет: внимательно прочитайте описание вакансии, составьте свое резюме под нее, а в сопроводительном письме напишите то, что важно именно для этой вакансии. Мы не раз рассказывали, как важно адаптировать резюме под вакансию (если, конечно, речь не идет о массовой линейной должности).
2. Будьте пунктуальны
Иногда предложение о работе получает не самый талантливый, а просто самый ответственный и собранный кандидат.
Рассказывает Ирина, HR-директор крупной ИТ-компании:
Совет: проверяйте локацию офиса заранее и приезжайте заблаговременно.
3. Отрепетируйте заранее мини-самопрезентацию
«Расскажите о себе» — частая фраза на собеседовании по поводу любой вакансии, кроме разве что линейных. Стандартная ситуация, но многие кандидаты всё равно часто начинают мяться, смущаться, теряются. Продумайте и отрепетируйте ответ заранее — и вам будет гораздо проще, покажете себя в выгодном свете на фоне большинства.
Это должна быть краткая информация — у вашего интервьюера не так много времени, чтобы выслушивать мельчайшие подробности биографии каждого кандидата. Значение этой короткой речи (максимум минуты на три) очень простое — вы должны убедить, что подходите на эту должность. Подумайте, что важно для этой вакансии. Об этом и расскажите. Где-то нужно сделать акцент на опыте публичных выступлений, а где-то — на аналитических способностях и навыках работы с отчетами.
Совет от Натальи Дубинниковой, карьерного консультанта:
Совет: сначала продумайте и запишите основные тезисы своего рассказа, потом проговорите. Попросите кого-то из близких вас послушать и поделиться впечатлением (может, что-то стоит исправить).
4. Не стесняйтесь сказать о чем-то вне работы
Если у вас есть навыки, которые вы активно применяете в других сферах жизни (не только на работе), это может стать частью вашей самопрезентации и значительно усилить ее.
Елена, руководитель финтехкомпании, осталась под большим впечатлением от одной претендентки на позицию руководителя проектов.
Совет: подумайте, какие ваши навыки будут особенно полезны компании, и добавьте их в самопрезентацию.
5. Закрепите впечатление
В американском бизнес-этикете есть правило: отвечать на деловые письма и писать благодарности за проведенную встречу в течение 24 часов. Хотите выделиться среди десятка кандидатов — напишите вашему интервьюеру после собеседования. А если уже после разговора вам пришла в голову удачная мысль, о чем еще стоило бы сказать, чтобы еще лучше подчеркнуть, как вы замечательно подходите для этой вакансии, обязательно используйте эту возможность.
Дмитрий, директор по развитию, называет это «правилом экстра-мили»:
«Недавно мы сделали предложение PR-менеджеру, которая прямо на встрече стала предлагать идеи для нашего продвижения, а после прислала мне небольшую подборку статей, на которые можно ориентироваться при создании материалов. Еще был такой случай: я собеседовал парня на должность разработчика, он спросил, кого еще мы ищем, и сразу после встречи прислал мне контакты своих бывших коллег — тестировщика и аналитика. Если человек так активно проявляет себя до старта сотрудничества, то и в работе обычно выкладывается на сто. Мы сделали ему предложение».
Как не надо: способы самопрезентации со знаком минус
«Парный выход». Инна, менеджер по персоналу, поделилась такой историей: «Около года назад мы искали коммерческого директора. И получили на почту компании необычное резюме — сразу два кандидата в одном документе и текст составлен достаточно игриво. Что-то вроде «Маша Ромашкина и Дима Кошкин — ваш новый отдел продаж». Хотя в резюме были описаны проекты этой пары, директор отказался рассматривать необычный тандем. Объяснил это тем, что продажи — дело серьезное».
«Жгучее желание». Энтузиазм — дело хорошее. Но не путайте его с назойливостью.
«Мы искали кандидата на роль финансового директора. Один кандидат очень понравился по резюме — внушительный послужной список, постоянное повышение квалификации. Собеседование прошло прекрасно, кроме того момента, когда я пошла проводить кандидата до лифта. Минут 10 он настойчиво расспрашивал меня, как прошла встреча, и требовал чуть ли не письменных гарантий, что он прошел на следующий этап. Руководитель, который пошел меня искать, застал этот момент и потом поделился со мной, что этот парень слишком уж навязчив. После нашего отказа я еще неделю получала от него смс и письма с просьбой дать ему шанс», — рассказывает Ольга, специалист по подбору.
«Впечатление чужого». Анна, менеджер по персоналу, считает, что внешний вид (а именно — стиль) кандидата — первый сигнал совпадения или несовпадения на вакантную должность.
«Вспоминаю две ситуации. Моим первым местом работы был банк. Как-то пришлось искать дизайнера интерфейсов в департамент по разработке продуктов. Мне порекомендовали талантливого парня с блестящим опытом. Руководитель увидел его резюме и попросил назначить сразу совместную встречу. И вот приезжает кандидат (а дело было летом) в шортах, майке и с голубыми волосами (а это происходило лет 7 назад, тогда такой образ был редкостью). Заходим с ним в переговорку, а там сидят два руководителя в костюмах-тройках. Нет, с ним, конечно, не попрощались сразу же. Интервью провели, но сразу стало ясно, что его проекты и банк — две разные вселенные, он не впишется.
А после банка я перешла работать в ИТ-стартап. Здесь, наоборот, цветными волосами никого не удивишь. Искали мы недавно менеджера проекта и, когда кандидат приехал в офис, сразу поняли — увы, не наш человек. У нас Аgile, а он приверженец жестких форматов. Наш лидер ходит в спортивной толстовке, а кандидат приехал в костюме с запонками».
Сейчас, когда большинство интервью проводится удаленно, риск произвести не то впечатление из-за внешнего стиля минимален, в этом смысле стало проще. Правда у удаленного интервью есть свои особенности — не забывайте про них.