Чем заканчивалась каждая встреча обломова и штольца

Анализ эпизода прощания Штольца с Обломовым

Сцена занимает место под конец произведения – конец четвертой части. В ней подводятся итоги произошедшего в романе. Обломов прожил долгую жизнь: прожил детство, прожил молодость, прожил старость, ни разу не отступив от своего стиля жизни, и этот эпизод показывает итоги его жизни, то, к чему привела его жизнь, к чему должна была привести такая жизнь, кто виноват в том, что она такая, и справедлив ли ее конец. Эта сцена изображает прощание человека с жизнью, воспоминание о прожитой жизни и формирование отношения человека самого к себе.

Штольц стоит на своем, уже не просит, не умоляет, а просто заставляет его прекратить его такой образ жизни: “Вон из этой ямы, из болота, на свет, на простор, где есть здоровая, нормальная жизнь!”, просит его опомниться. Обломову очень больно говорить об этом, но он очень хочет избавиться от этого, но он не может этого сделать, его силы слишком малы, слишком уж он сильно опустился, он просит Штольца не говорить об этом, понимая, что все равно от этого уже не уйти. Штольц пытается выяснить, стыдно ли Обломову, тот говорит, что стыдно, просит не напоминать Ольге о нем.

Штольц говорит, что Обломов погиб.
Обломов назвал своего сына Андреем, надеясь, что его сын не станет таким, как он, что он умрет, имея сына с тем же именем, что и человек, который хотел его спасти, он отдал его на воспитание в семью Штольца, боялся оставить его с собой, того, что его сын будет брать с него пример, думал, что Штольц сделает из него нормального человека, понимал, что из него он ничего не сделает, а с сыном, чистым листом, обязательно все будет хорошо. В конце эпизода Ольга спрашивает Штольца: “Да что такое там происходит?”; “Обломовщина”, – мрачно ответил Андрей. Штольц разуверился в себе, понял, что он не смог возвратить человека к жизни, обиделся на себя.
В эпизоде очень часто встречаются восклицательные высказывания, речи – автор хотел интонационно выделить этот эпизод, показать, что он очень важный, зная, что читатель обратит внимание на эпизод, в котором каждые два высказывания из трех восклицательные. Автор в своих словах использует мало художественных средств, потому что он их использовал в средней и, особенно, начальной частях романа; в конце романа он акцентирует внимание на описании действий, лишь изредка употребляя инверсии в предложениях, чтобы хоть чуть-чуть скрасить текст. Он помещает этот эпизод в конец романа, чтобы показать его значение, все особые подробности жизни Обломова раскрываются именно там, чтобы сделать его более значимым.

Related posts:

Источник

Последняя встреча Штольца с Обломовым

Роман И.А. Гончарова «Обломов» – одно из самых таинственных и притягательных произведений русской классической литературы. Главный герой – Илья Ильич Обломов – до конца остаётся для читателя загадкой; именно поэтому в русской критической литературе так много противоречивых трактовок этого образа, как и самого романа в целом. Несомненно одно: Гончарову, как мало кому ещё, удалось прикоснуться пером художника к самым сокровенным струнам пресловутой «русской души», вызвать на свет героя, воплощающего, по мнению читателей, самые основоположные черты русского национального характера – в виде далеко не самом приглядном, но вызывающего при этом любовь и сочувствие. Не будем принимать ни одной из существующих интерпретаций «Обломова» и рассмотрим по возможности непредубеждённо один эпизод романа (часть четвёртая, IX – финал).

Большую часть эпизода «Последняя встреча Штольца с Обломовым» занимает диалог двух героев романа – Обломова и Штольца. Диалогическое строение позволяет раскрыться двум несходным человеческим сознаниям. Рассмотрим в общих чертах различие двух личных «идеологий», как оно представлено в данной сцене (конечно, избавиться от шлейфа ассоциаций с предыдущими сценами и тематическими мотивами романа не удастся, да это и не нужно, ведь идейное противостояние Андрея Иваныча и Ильи Ильича – один из основных структурообразующих смысловых элементов «Обломова»).

Последняя встреча двух друзей зеркально отражает их первую встречу в романе (часть вторая, III). Развитие диалога в обоих случаях можно представить в следующем обобщённом виде: (Штольц) вопросы о здоровье – (Обломов) жалобы – (Штольц) укоры по поводу неправильного образа жизни, призывы к его перемене – (Обломов) нежелание что-либо менять.

Существенное различие – в исходе разговора: в начале романа Илья Ильич поддаётся-таки на уговоры друга и выезжает в свет, в финале он остаётся на насиженном месте. Эта асимметрия двух подобных и явно рассчитанных на взаимное сопоставление сцен является следствием центрального эпизода романа – роста любви Обломова к Ольге Сергеевне и её резкого обрыва – и воспринимается поэтому как итог судьбы главного героя, как окончательный результат его жизненного выбора: отсюда такой трагический накал, звучащий в словах Штольца.

«Нормальную жизнь», «свет», «простор» он страстно противопоставляет «яме» и «болоту», куда попал его друг. «Пристальный взгляд» Андрея Иваныча, поначалу выражающий удивление перед необратимыми переменами в старом друге, сменяется в конце ощущением «отверзшейся бездны». Приговор Штольца окончателен и бесповоротен: Илья Ильич «погиб» (это слово звучит трижды), «…его давно уже нет, он умер».

Активность жизненной позиции, чёткое сознание своей цели и твёрдое следование ей, недоверие к «мечте, загадочному, таинственному» (цитата из гл. II второй части) – вот кредо немца Андрея Ивановича, находящегося «беспрестанно в движении» (там же). Но не мечтательность приводит Обломова в дом Агафьи Пшеницыной и вовсе не мистический порыв удерживает его там. Обломов в последних главах сетует именно на утрату идеального содержания своей жизни – того, что он прежде находил в своей отстранённости от всего и вся.

Внутреннее личностное ядро персонажа на протяжении романа постоянно колеблется, так и не складываясь в единое целое. Очень важно, что на происходящее мы фактически смотрим глазами Штольца (ведь именно он берёт на себя роль активной, «инициирующей» стороны диалога) – персонажа неоднозначного и уж во всяком случае не представляющего безусловно авторскую позицию – и окончательное слово в оценке обломовского быта принадлежит ему (внутренний монолог Штольца, посвящённый наивно-прогрессистскому отпеванию «старой Обломовки», звучит в духе своего времени, но не несёт безусловной внутренней правоты и потому не убеждает читателя: понятно ведь, что трагедия Обломова не в отсутствии всеобщего образования и даже не в хозяйственном запустении его родового имения). И это тем более важно, что Обломов вовсе не изображается здесь каким-то слабовольным, пассивно отдающимся на волю обстоятельств «тюфяком», как принято считать: в его речах мы вместе со Штольцем слышим «решительный, небывалый тон», ощущаем «полное сознание рассудка и воли».

Перед нами уже не прежний нескладный ленивец начальных глав, вызывающий справедливую иронию Штольца. Такое преображение неожиданно, ибо несколькими страницами ранее мы читаем о нашем герое следующее: «…Обломов был полным и естественным отражением того покоя, довольства и безмятежной тишины» и т.п. Сам собой возникает риторический вопрос: наделён ли автор-рассказчик романа «всевидящим оком», всё ли он знает о своём герое? По существу, Обломов – загадка и для самого автора…

Впрочем, весьма правдоподобная мотивировка пробуждения сознательно-волевого начала в Илье Ильиче прочитывается, хотя и не совсем определённо, из самого текста. Можно считать, что причиной этого короткого пробуждения (попутно отметим, что мотив «пробуждения» проведён в приведённом отрывке и буквально: Штольц как бы перемещается в реальность прямо из сновидения, и его появление служит герою границей между сном и явью) становится неожиданная встреча с другом детства и близость Ольги, с которой связаны лучшие моменты жизни героя.

Как бы то ни было, на страницах романа нам вместе с Ольгой и Андреем открывается «бездна» – бездна тех бессознательных мотивов и стремлений, которые определяют поведение Обломова, но остаются тайной и для автора, и для обитателей созданного им художественного мира, и для нас – читателей и аналитиков.

Существенно, что именно Штольц характеризует то, что происходит с его другом, как обломовщину (это слово, кстати, без перевода вошло в другие языки, наряду с самоваром, калашниковым и спутником). А ведь данный эпизод обнаруживает несомненное моральное превосходство Обломова над его старым другом: это проявляется в мужестве, с которым Илья Ильич объявляет Агафью Матвеевну своей женой, а маленького Андрюшу – своим сыном.

Роль благородного обличителя… не даётся этому недалёкому резонёру. В обвинении, брошенном удачливым дельцом времён той, первой перестройки, так и слышится снисходительная интонация, с которой «новый русский» в постперестроечной России обращается к своему школьному товарищу-неудачнику, упустившему шанс разбогатеть. В таком контексте уничижительное слово «обломовщина» из уст Штольца может быть воспринято и как награда».

Источник

Дружба и отношения Штольца и Обломова

Чем заканчивалась каждая встреча обломова и штольца. Смотреть фото Чем заканчивалась каждая встреча обломова и штольца. Смотреть картинку Чем заканчивалась каждая встреча обломова и штольца. Картинка про Чем заканчивалась каждая встреча обломова и штольца. Фото Чем заканчивалась каждая встреча обломова и штольца
Обломов, Штольц и Захар.
Художник В. Табурин

Дружба и отношения Андрея Штольца и Ильи Обломова занимают особое место в романе «Обломов».

В этой статье представлено описание дружбы и отношений Штольца и Обломова в романе «Обломов» Гончарова.

Дружба и отношения Штольца и Обломова в романе «Обломов»

«. учился в селе Верхлёве, верстах в пяти от Обломовки, у тамошнего управляющего, немца Штольца, который завел небольшой пансион для детей окрестных дворян. «

«. рос, учился и жил с ним вместе. Это Андрей Иванович Штольц. «

«. Ближе всякой родни: я вместе с ним рос, учился. «

«. сын Штольца баловал Обломова, то подсказывая ему уроки, то делая за него переводы. «

«. Как такой человек мог быть близок Обломову, в котором каждая черта, каждый шаг, все существование было вопиющим протестом против жизни Штольца? Это, кажется, уже решенный вопрос, что противоположные крайности, если не служат поводом к симпатии, как думали прежде, то никак не препятствуют ей. «

«. их связывало детство и школа – две сильные пружины, потом русские, добрые, жирные ласки, обильно расточаемые в семействе Обломова на немецкого мальчика, потом роль сильного, которую Штольц занимал при Обломове и в физическом и в нравственном отношении. «

«. а наконец, и более всего, в основании натуры Обломова лежало чистое, светлое и доброе начало, исполненное глубокой симпатии ко всему, что хорошо и что только отверзалось и откликалось на зов этого простого, нехитрого, вечно доверчивого сердца.

Кто только случайно и умышленно заглядывал в эту светлую, детскую душу – будь он мрачен, зол, – он уже не мог отказать ему во взаимности или, если обстоятельства мешали сближению, то хоть в доброй и прочной памяти. «

Штольц горячо и крепко любит Обломова, несмотря на всю лень и апатию последнего:

«. Многих людей я знал с высокими качествами, но никогда не встречал сердца чище, светлее и проще; многих любил я, но никого так прочно и горячо, как Обломова. Узнав раз, его разлюбить нельзя. «

«. Хоть бы Штольц скорей приехал! – сказал он. – Пишет, что скоро будет, а сам черт знает где шатается! Он бы уладил. «

«. До тех пор он и не знал порядочно своих дел: за него заботился иногда Штольц. «

«. Надо Штольца спросить, как приедет, – продолжал Обломов, – кажется, тысяч семь, восемь… худо не записывать. » (Обломов о доходах своего имения)

«. если бы он был здесь, так он давно бы избавил меня от всяких хлопот, не спросив ни портеру, ни шампанского. » (Тарантьев просит у Обломова вознаграждение за свою помощь)

«. прошу отзываться приличнее о человеке, который мне близок и который так много сделал для меня. » (Обломов Тарантьев)

«. С тех пор как Штольц выручил Обломовку от воровских долгов братца, как братец и Тарантьев удалились совсем, с ними удалилось и все враждебное из жизни Ильи Ильича. «

«. Андрюшу выпросили на воспитание Штольц и жена и считают его членом своего семейства. «

«. давал ей Штольц отчет в управлении имением, присылал следующие ей доходы. «

Источник

Встреча Обломова со Штольцем

Главной задачей своего романа “Обломов” Гончаров считал поиск подлинно человеческой “нормы” бытия, утраченной в современном мире, и героя, отвечающего этой “норме”. Но особенностью воплощения этого авторского замысла стало то, что “артистический идеал” личности оказывается недостижим. Он как бы распадается на две части, два основных образа – Обломова и Штольца, которые изображаются на основе принципа антитезы.

Впервые противопоставление этих героев четко обозначается в момент их встречи после долгой разлуки,

С детства Обломова и Штольца связывала нежная, преданная дружба. Казалось, что они действительно как бы дополняют друг друга: самостоятельность, деловая активность, практицизм, приводящий порой к излишней сухости, сила характера Штольца сочетаются с “голубиной душой”, мягкостью, но и слабостью, а главное – полной неспособностью к какому-либо делу Обломова. Все это мы видим и в анализируемой сцене из романа.

Штольц врывается в сонный, неподвижный мир Обломова, как вихрь, призванный все переменить. Он сразу же предлагает вырваться из плена уютной комнаты, которая

Но Обломов и так считает себя несчастным из-за того, что даже здесь, в уютном, замкнутом мирке его “жизнь трогает”. Оказывается, у него определились две главные заботы: надо ехать в родовое имение Обломовку, чтобы наладить развалившееся хозяйство, и в то же время ему грозит переезд на другую квартиру. Оба эти события не кажутся Штольцу чем-то страшным и невыполнимым.

Он тут же советует Обломову, как начать перемены в Обломовке, а проблема смены квартиры ему просто смешна. Но в том-то и разница между этими героями, что для Обломова эти заботы кажутся чрезмерными. В дальнейшем ходе романа мы узнаем, что именно Штольц в конечном итоге устраивает дела Обломова.

Ведь для Ильи Ильича главное, чтобы никаких существенных перемен не происходило ни в чем: ни в его жизни и быте в Петербурге, ни в родной Обломовке.

Беспомощность и непрактичность Обломова проявляется также в том, что он не умеет вести счет деньгам. На вопрос Штольца он даже не может вспомнить, куда делись деньги, присланные ему из деревни. Круг его интересов оказывается замкнут – чего стоит упоминание о книге с заплесневевшей страницей!

А окружают Илью Ильича люди мелкие, ничтожные, пустые. И в эту тяжелую, затхлую атмосферу жизни друга Штольц пытается внести свежий воздух. Именно об этом и повествуется в дальнейших главах произведения, где уже полностью определяются характеры этих двух героев-антиподов.

Related posts:

Источник

Встреча Обломова со Штольцем (анализ 3 главы 2 части романа Гончарова «Обломов»)

Известный русский писатель И. А. Гончаров в 1859 году публикует свой очередной роман «Обломов». Это был невероятно тяжелый период для российского общества, которое словно разделилось на две части. Меньшинство понимало необходимость отмены крепостного права и ратовало за улучшение жизни простых людей. В большинстве же оказались помещики, барины и зажиточные дворяне, находившиеся в прямой зависимости от кормивших их крестьян. В романе Гончаров предлагает читателю сравнить образ Обломова и Штольца — двух друзей, абсолютно разных по темпераменту и силе духа. Это история о людях, которые, несмотря на внутренние противоречия и конфликты, остались верными своим идеалам, ценностям, своему образу жизни. Однако порой бывает трудно понять истинные причины такой доверительной близости между главными героями. Оттого-то и кажутся читателям и критикам столь интересными взаимоотношения Обломова и Штольца. Далее и мы познакомимся с ними поближе.

Чем заканчивалась каждая встреча обломова и штольца. Смотреть фото Чем заканчивалась каждая встреча обломова и штольца. Смотреть картинку Чем заканчивалась каждая встреча обломова и штольца. Картинка про Чем заканчивалась каждая встреча обломова и штольца. Фото Чем заканчивалась каждая встреча обломова и штольца

Штольц и Обломов: Общая характеристика

Обломов – несомненно, главная фигура, однако больше внимания писатель уделяет и его приятелю Штольцу. Главные герои — современники, тем не менее оказываются совсем не похожими друг на друга. Обломов – человек в возрасте чуть более 30 лет. Гончаров описывает его приятную наружность, но подчеркивает отсутствие определенной идеи. Андрей Штольц – ровесник Ильи Ильича, он гораздо худощавее, с ровным смуглым цветом лица, практически без румянца. Зеленые выразительные глаза Штольца также противопоставлены серому и мутноватому взору главного героя. Сам Обломов вырос в семье русских дворян, владевших не одной сотней крепостных душ. Андрей же был воспитан в русско-немецкой семье. Все же он отождествлял себя с русской культурой, исповедовал православие.

Чем заканчивалась каждая встреча обломова и штольца. Смотреть фото Чем заканчивалась каждая встреча обломова и штольца. Смотреть картинку Чем заканчивалась каждая встреча обломова и штольца. Картинка про Чем заканчивалась каждая встреча обломова и штольца. Фото Чем заканчивалась каждая встреча обломова и штольца

Барин Илья Обломов

С начала романа писатель знакомит читателя с ничем не примечательным барином Это типичный образ русского барства. Малоподвижный, вальяжный, рыхлый, пассивный. Сюжет лишен действия, интриги. Абсолютно непонятной кажется апатия Ильи Обломова. Целыми днями лежит Илья на диване в засаленном халате и все размышляет. Много идей витает в его голове, но ни одна не находит дальнейшего продолжения. У Обломова нет никакого желания заводить общение. Он старается ничем не потревожить мирный ход жизни в Обломовке. Его ленивые мечтания прерывают только просители, наживающиеся на нем. А Обломову все равно. Он настолько далек от реальности, что даже не замечает истинных намерений своих «гостей». И вот тут Гончаров вводит который переносит нас в детство героя. Вот где кроется причина такого его поведения. Именно в детстве из мальчика воспитали неприспособленного к жизни человека. Потакая его желаниям, ограждая от какого-либо действия, Илюше внушили мысль, что делать ничего не нужно, всегда найдется тот, кто сделает это за него. Типичная позиция дворян, живущих за счет крестьян.

Взаимоотношения Обломова и Штольца

Так или иначе линии, связующие судьбы персонажей романа «Обломов», присутствуют. Автору было необходимо показать, как возникает дружба между людьми полярных взглядов и типов темперамента.

Взаимоотношения Обломова и Штольца во многом предопределены теми условиями, в которых они воспитывались и жили в юные годы. Оба мужчины росли вместе, в пансионе неподалеку от Обломовки. Отец Штольца служил там на должности управляющего. В том селе Верхлеве все было пропитано а, неспешности, пассивности, лени, простоты нравов. Но Андрей Иванович Штольц был хорошо образован, читал Виланда, учил стихи из Библии, пересчитывал неграмотные сводки крестьян и фабричных людей. Кроме того, он зачитывался баснями Крылова, а с матерью разбирал священную историю. Мальчик Илья сидел дома под мягким крылом родительской опеки, Штольц же проводил много времени на улице, в общении с соседскими ребятами. Их личности формировались по-разному. Обломов был подопечным нянечек и заботливых родных, тогда как Андрей не переставал заниматься физическим и умственным трудом.

Встреча Обломова со Штольцем

Третья глава второй части романа Гончарова «Обломов» повествует нам о приезде Андрея Штольца к своему другу детства Илье Ильичу Обломову. Сразу нужно отметить, что Штольц был единственным человеком, которому Обломов был рад, от которого он ждал поддержки и помощи в решении своих проблем.

С первых минут встречи Илья Ильич жалуется своему другу на здоровье. Лечащий врач рекомендует ему отправиться в путешествие в Египет или Америку, что для главного героя хуже смерти. Штольц не понимает опасений своего друга и воспринимает слова Обломова

Позже Штольц узнает еще о двух проблемах, которые беспокоят Обломова. Это необходимость переезда на новую квартиру и письмо из Обломовки.

Взглянув на письмо, Штольц сразу же предлагает план действий. Он предлагает своему другу освободить крепостных крестьян и построить в деревне школу. Эти слова приводят Обломова в недоумение. Ему не понятно, как можно в один миг сломать уклад многих лет, когда крепостные трудились на благо помещика. И что будет с крестьянами, если их обучить грамоте? Обломов не хочет новой жизни. Он хочет жить, также как жили его деды и прадеды, в тишине и заботе. Новость о том, что

возле Обломовки начато строительство шоссе очень тревожит главного героя. Он понимает, что перемены неизбежны. А это самый большой страх Обломова.

Именно боязнь перемен внушает страх Обломову и при переезде на другую квартиру. Штольц возмущен таким положением дел. Для него это плевое дело, а Обломов уже все бока продавил думая над решением своей проблемы. Но его он так и не нашел. Очень показательный в этом смысле план реформирования Обломовки, который Илья Ильич готовил уже не первый год, а результата все нет. Складывается впечатления, что этот план является прикрытием бездействий главного героя.

В ходе разговора Штольц понимает, что Обломов все время проводит дома, лежа на диване. Илье Ильичу ни чего не интересно, он не читает ни книг, ни газет. Это занятие обломов считает бессмысленной тратой времени.

Возмущенный таким образом жизни главного героя, Штольц восклицает: «Сам-то ты что ж делаешь? Точно ком теста, свернулся и лежишь».

Обломов прекрасно осознает всю скуку и однообразие своей жизни, но ничего менять не желает. Когда-то он пробовал что-то изменить — не вышло. А теперь ему просто лень. В конечном итоге, Илья Ильич говорит Штольцу, что ему «и жить-то лень».

Штольц не может оставить в беде своего друга. Он предлагает план действий, который должен пробудить Обломова от вечной спячки. Друзья едут в ресторан, потом в гости.

Для Ильи Ильича это настоящая трагедия. Он не понимает, как так быстро можно все поменять, куда-то ехать, с кем-то общаться, да и о чем не понятно. Если и общаться с кем-то, то только с Иваном Герасимовичем, человеком не очень образованным, но душевным.

Теперь нам становится понятно, что в человеке Обломов, прежде всего, ценил душевность. Спокойствие и доброта Ивана Герасимовича напоминала ему детство.

В своем доме Илья Ильич создал обстановку схожую на обстановку в родной Обломовке. Ему чужды любые изменения. Все попытки Штольца «растормошить» Обломова остались безрезультатными, ведь главный герой не приемлет активный образ жизни, он ему чужд.

Секрет дружбы

Взаимоотношения Обломова и Штольца удивительны и даже парадоксальны. Различий между двумя персонажами можно отыскать огромное количество, однако, несомненно, существуют черты, которые их объединяют. Прежде всего Обломов и Штольц связаны крепкой и искренней дружбой, но они схожи в своем так называемом «жизненном сне». Только Илья Ильич дремлет у себя дома, на диване, а Штольц точно так же засыпает в своей насыщенной событиями и впечатлениями жизни. Оба они не видят истины. Оба не способны отказаться от собственного образа жизни. Каждый из них необычайно привязан к своим привычкам, считая, что именно такое поведение является единственно правильным и разумным.

Остается ответить на главный вопрос: «В каком герое нуждается Россия: в Обломове или Штольце?» Разумеется, такие деятельные и прогрессивные личности, как последний, останутся в нашей стране навеки, будут ее движущей силой, будут питать ее своей интеллектуальной и духовной энергетикой. Но нужно признать, что и без Обломовых Россия перестанет быть такой, какой ее знали наши соотечественники на протяжении многих столетий. Обломова нужно воспитывать, терпеливо и ненавязчиво пробуждать, чтобы и он приносил пользу родине.

Мог ли Штольц вернуть Обломова к активной жизни?

«Илья Ильич мечтает вслух, рассказывая о приятном времяпрепровождении, которое является идиллией безделья. Он ни разу не упомянул о какой-либо деятельности, так как труд не входил в его планы.» Так говорите вы. Но, именно в самом начале мечты о своей идеальной жизни, которую он рассказывает Штольцу, он говорит: «В ожидании, пока проснется жена, я надел бы шлафрок и походил по саду подышать утренними испарениями; там уж нашел бы я садовника, поливали бы в м е с т е цветы, подстригали кусты, деревья.» Это же деятельность. Это же упоминание о ней. Да и вообще Илья не такой уж бездеятельный человек. Звучит странно, но это правда. Во время отношений с Ольгой он готов… да что там готов — он действует. Нет, нет, я вовсе не о чтении книжек и прогулках в парке. Я о поездке к архитектору (2:11), о поездке смотреть квартиры в городе (3: 4), и были бы деньги, он нанял бы. Еще я о засвидетельствовании доверенности, с этим он тоже хлопотал, хотя не написано, чем кончилось (3:2). Пытался найти (и нашел, пускай мошенника, но это другой вопрос, вопрос доверия к людям, нам сейчас главное — нашел) поверенного по делам (3:9). Не хотелось ему ехать в деревню до окончания плана, а когда увидел, что Ольга этого так хочет — стал менять планы, только… пока менял Ольга вообще расхотела… Дальше едем. Выборгская сторона. Он «чаще занимается с детьми хозяйки. Ваня такой понятливый мальчик, в три раза запомнил главные города в Европе, и Илья Ильич обещал, как только поедет на ту сторону, подарить ему маленький глобус», «Маше налиновал тетрадь и написал большие азы», да самой хозяйке «смолол однажды фунта три кофе с таким усердием, что у него лоб стал мокрый.» А что такое три фунта? 1.2. килограмма. Однажды – то есть за один раз. Вручную, не в электрической же кофемолке… Я свидетель – ибо у меня ручная кофемолка есть. И три фунта – это что-то. Даже 100 грамм смолоть – серьезный физический труд, ну а в 12 раз больше… Причем делает это он просто по внутреннему побуждению. Так же как и с детьми… «На масленице и на святой вся семья и сам Илья Ильич ездили на гулянье кататься и в балаганы; брали изредка ложу и посещали, также всем домом, театр (и Обломов, да более того, это делалось с его инициативы). Летом отправлялись за город, в ильинскую пятницу — на Пороховые Заводы». Зачем на Пороховые? Поясняю: там и доныне храм Илии Пророка, хотя к статье не относится, но я скажу – сама там была и именно в ильинскую пятницу (ближайшая к дню Илии пятница, в этом году 31 июля). Это значит – о посещении всей семьей храма. А в обычное время, как говорила Агафья, ходи «к Рождеству» (в церковь Рождества). Оставался ли Илья дома лежать, когда все шли в храм? Можно ли такое предположить? Нельзя… И из всего этого мы видим, что Обломов и на Выборгской стороне, не сказать, чтобы уж очень бездеятелен. Да, он здесь (как и везде) тянется к покою. Но покой (как и везде) не становится страстью, неподвижное положение не становится страстью, а значит и разговор о лени, как духовной проблеме, например, просто испаряется. А у Штольца (прейдем к нему) ментальность другая, и если Илье так жить, как он живет счастливо и здорово (пока никто не занудствует над головой), то Штольцу это кажется чуть не смертью. Потом Штольц… о, с ним тоже все не просто. В него в детстве вложена была ясная аксиома — тебе будут рады, только когда поработаешь (2:1). Он недолюбленный ребенок, он и хотел бы безусловной любви, да знает, что найти ее непросто. А любви, или хотя бы уважения — хочется. Вот он и старается. А когда Ольга дала ему согласие на брак — «Все теперь заслонилось в его глазах счастьем: контора, тележка отца, замшевые перчатки, замасленные счеты — вся деловая жизнь. В его памяти воскресла только благоухающая комната его матери, варьяции Герца, княжеская галерея, голубые глаза, каштановые волосы под пудрой — и все это покрывал какой-то нежный голос Ольги: он в уме слышал ее пение. — Ольга — моя жена! — страстно вздрогнув, прошептал он. — Все найдено, нечего искать, некуда идти больше! И в задумчивом чаду счастья шел домой, не замечая дороги, улиц… » Вот вам и Штольц! Вся деловая жизнь забылась — за минуту. Значит не она цель, ах, не она… Впрочем идя труда так вошла в его плоть и кровь, что Илью он все наставляет. И не потому что принципиальный. Просто он «добра» хочет другу. Так будет лучше — считает он. Но не понимает, что Илье и так неплохо…

Приезд друга

Жизнь Ильи Обломова меняется с приездом к нему Андрея Штольца, старого друга. Обломов искренне надеется, что Штольц в силах изменить нынешнее положение, в силах вывести его из состояния полудремы. И действительно, прибывает красивый молодой мужчина, наживший и опыт, и деньги. Недаром Гончаров сравнивает его с кровной английской лошадью. В отличие от друга Штольц в «Обломове» чужд мечтательности и лени. Он практик во всем.

Нельзя сказать, что Обломов всегда был таким, как сейчас. В дни юности Илья и Андрей вместе изучали науки, радовались жизни, к чему-то стремились. Однако тогда живой и деятельный Андрей не смог увлечь Обломова своим энтузиазмом, и постепенно этот молодой барин возродил в своем имении ту обстановку, к которой привык с детства. Штольц в романе «Обломов» является полной противоположностью главному герою и в то же время самым близким человеком. И он помогает раскрыть особенности Илюши, выявить и подчеркнуть его достоинства и недостатки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *