Чем занимается депутат местного самоуправления
Администрация муниципального образования Восточное городское поселение Омутнинского района Кировской области
Глава 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕПУТАТА ДУМЫ
Статья 6. Формы деятельности депутата
Формами деятельности депутата являются:
участие в заседаниях Думы;
участие в формировании и работе комиссий Думы;
выполнение поручений Думы
внесение в Думу в порядке нормотворческой инициативы проектов нормативных правовых актов, а также поправок к ним, участие в разработке нормативных правовых актов;
участие в депутатских слушаниях;
обращение с депутатским запросом;
участие в осуществлении контроля за соблюдением Устава, нормативных правовых актов Думы;
участие в расследованиях, проводимых Думой;
и) обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан, иных лиц;
участие в работе депутатских объединений; фракций;
работа с избирателями.
Деятельность может осуществляться и в иных формах, предусмотренных законами, а также Уставом, нормативными правовыми актами Думы.
Статья 7. Участие депутата в заседаниях Думы
Депутат Думы принимает личное участие в заседании Думы и пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Думой поселения, а также комиссией Думы, членом которой он является.
Депутат имеет право:
избирать и быть избранным в комиссии и на соответствующие должности в Думе;
высказывать мнение по персональному составу создаваемых Думой органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Думой ;
предлагать вопросы для рассмотрения Думой;
вносить проекты правовых актов, а также поправок к ним для рассмотрения на заседании Думы;
вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов на заседании Думы;
вносить предложения о заслушивании на заседании Думы внеочередного отчета или информации органа или должностного лица местного самоуправления, подотчетного или подконтрольного Думе в соответствии с Уставом;
ставить вопрос о недоверии составу образованных или избранных Думой органов или избранным, назначенным или утвержденным ей должностным лицам в случаях, установленных Уставом;
вносить в Думу предложения о необходимости проведения проверки исполнения Устава и нормативных правовых актов Думы органами местного самоуправления, организациями независимо от организационно-правовых форм, расположенных на территории муниципального образования;
участвовать в прениях, задавать вопросы докладчикам и председательствующему на заседаниях Думы, требовать ответа, выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки;
оглашать на заседаниях Думы обращения граждан, имеющие, по его мнению, общественное значение;
обращаться с депутатским запросом;
передавать председательствующему текст выступления, не оглашенного в связи с прекращением прений, для включения в протокол заседания Думы;
осуществлять иные полномочия в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, Уставом, нормативными правовыми актами Думы.
При невозможности присутствовать на заседании Думы, на заседании её комиссии депутат заблаговременно информирует об этом соответственно председателя Думы, председателя комиссии.
Отсутствие депутата на заседании Думы без уважительной причины не допускается. Депутат может ознакомиться с материалами очередной Думы и дать письменное мнение по всем вопросам повестки заседания.
По решению Думы фамилии депутатов, отсутствующих на заседании, с указанием причин отсутствия могут доводиться до избирателей через средства массовой информации
Статья 8. Участие депутатов в заседаниях комиссий Думы
Депутат принимает участие в работе комиссий, членом которых он является, вносит предложения, участвует в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений. Депутат может принимать участие в работе комиссий Думы, членом которых он не является, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений с правом совещательного голоса.
В случае несогласия с решением комиссии по проекту нормативного правового акта, принимаемого Думой, депутат имеет право внести свое предложение в письменной форме в качестве самостоятельной поправки к проекту соответствующего нормативного правового акта. Внесенные им поправки подлежат обязательному рассмотрению Думой, и по ним проводится голосование.
Депутат по решению Думы может быть выведен из состава комиссии за систематическое неучастие в ее работе в порядке, установленном Регламентом Думы, иными нормативными правовыми актами Думы.
Депутат своевременно информируется о времени созыва, месте проведения заседания Думы, заседаний ее комиссий, вопросах, выносимых на их рассмотрение, а также получает все необходимые материалы по данным вопросам.
Статья 9. Выполнение депутатом поручений
Депутат выполняет поручения Думы. Решения о даче депутату поручения принимаются на заседаниях Думы или соответствующих комиссий и отражаются в протоколах.
Статья 10. Обращение депутата с нормотворческой инициативой
Депутат Думы имеет право нормотворческой инициативы, осуществляемой в форме внесения в представительный орган:
проектов нормативных правовых актов;
проектов актов о внесении изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты Думы;
поправок к проектам нормативных правовых актов Думы по вопросам, отнесенным к компетенции Думы.
Предложения депутата, внесенные в порядке нормотворческой инициативы, подлежат обязательному рассмотрению Думой. Порядок осуществления депутатом нормотворческой инициативы определяется Регламентом Думы.
Статья 11. Участие депутата в депутатских слушаниях
Депутат участвует в депутатских слушаниях, проводимых по решениям Думы, в том числе выступает на этих слушаниях в ходе обсуждения проектов нормативно-правовых актов поселения и (или) вопросов, имеющих важное общественное значение.
Статья 12. Депутатское обращение и депутатский запрос
Депутат или группа депутатов имеют право на обращение непосредственно к органам местного самоуправления, главе местного самоуправления, а также к руководителям расположенных на территории поселения государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, по вопросам, входящим в компетенцию Думы.
Депутатский запрос вносится на заседании Думы в письменной форме, оглашается, и по нему принимается соответствующее решение. Лицу, к которому обращен депутатский запрос, направляются заверенная копия решения о признании обращения депутата депутатским запросом и подлинник обращения депутата признанного депутатским запросом.
Если указанное обращение касается фактов нарушения государственными органами, органами местного самоуправления или должностными лицами актов органов местного самоуправления, то Дума может признать его депутатским запросом и включить в повестку дня своего заседания.
Должностное лицо, к которому обращен депутатский запрос, должно дать ответ на него в устной форме на заседании или в письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня его получения или в иной установленный Думой срок. Депутатский запрос и письменный ответ на него оглашаются председательствующим или должностным лицом, к которому обращен запрос, на заседании Думы или доводятся до сведения депутатов иным путем в порядке, установленном Регламентом Думы. Депутат вправе дать оценку ответа на запрос. По результатам рассмотрения запросов Думой поселения может быть принято решение. Запрос, ответ на него и решение Думы, затрагивающие права, свободы и интересы граждан, подлежат обязательному обнародованию в средствах массовой информации.
Статья 13. Осуществление депутатом контроля за соблюдением нормативно-правовых актов местного самоуправления
Депутат участвует в осуществлении контроля за соблюдением Устава, нормативных правовых актов Думы путем участия в проверках, подготовки предложений по результатам проверок.
Депутат вправе потребовать незамедлительного устранения нарушения закона, прав, свобод, законных интересов граждан, а в необходимых случаях обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с требованием о пресечении нарушения. Факт нарушения может фиксироваться в протоколе, составленном по требованию депутата представителем соответствующего правоохранительного или контрольного органа.
По вопросам, связанным с депутатской деятельностью, на территории поселения депутат пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений. При обращении депутата в органы местного самоуправления, муниципальные предприятия и учреждения, находящиеся на территории муниципального образования, их должностные лица обеспечивают депутата по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, консультациями специалистов, безотлагательно предоставляют ему необходимую информацию и документы с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и коммерческой тайне. В случае необходимости проведения в связи с обращением депутата дополнительной проверки или дополнительного изучения каких-либо вопросов вышеуказанные руководители органов и должностные лица обязаны сообщить об этом депутату в трехдневный срок со дня получения обращения депутата. Окончательный ответ представляется депутату не позднее 15 дней со дня получения письменного обращения депутата.
Органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм, находящиеся на территории муниципального образования, общественные объединения обязаны оказывать депутату содействие в осуществлении его полномочий. Вмешательство депутата в хозяйственную деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм, деятельность органов дознания, органов прокуратуры, следователей и судов не допускается.
Статья 15. Обращение депутата в средства массовой информации
Депутат имеет преимущественное право выступать по вопросам депутатской деятельности в средствах массовой информации.
Депутат несет ответственность за достоверность материалов, представляемых им к публикации.
Статья 16. Работа с избирателями
Депутаты отчитываются перед избирателями во время встреч с ними, а также информируют их о своей деятельности через средства массовой информации не реже одного раза в год. По требованию избирателей может быть проведен внеочередной отчет депутата. Под требованием о проведении отчета необходимо собрать не менее 1% подписей от числа избирателей данного избирательного округа.
Депутат в пределах предоставленных ему полномочий:
принимает меры по обеспечению и защите прав, свобод и законных интересов своих избирателей;
рассматривает поступившие от избирателей предложения, заявления и жалобы, при необходимости направляет их в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляет контроль за их своевременным рассмотрением;
участвует в рассмотрении в органах государственной власти, органах местного самоуправления, организациях независимо от организационно-правовых форм вопросов, затрагивающих интересы избирателей;
изучает общественное мнение, при необходимости вносит предложения в соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления, учитывает их при разработке нормативных правовых актов Думы;
участвует в работе органов территориального общественного самоуправления, в собраниях избирателей, в том числе по месту их жительства, работы, службы, учебы; использует иные формы работы с избирателями и населением.
Избиратели могут давать наказы депутату. Порядок организации работы с наказами избирателей определяется Думой.
Статья 17. Обязанности депутата
соблюдать правила депутатской этики, установленные Думой. Ответственность за нарушение правил депутатской этики устанавливается Регламентом Думы;
отчитываться перед избирателями. Для обеспечения отчетов, встреч с избирателями, по просьбе депутата, администрация поселения, муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения безвозмездно выделяют помещения, извещают граждан о времени и месте проведения отчетов, встреч, направляют для участия в них своих представителей, а также представляют необходимые справочные и информационные материалы, оказывают другую помощь;
— выполнять поручения Думы, поручения комиссии, членом которых он является.
Как стать муниципальным депутатом и что это тебе даст
Нельзя проживать жизнь, занимаясь нелюбимым делом. Если ты чувствуешь, что твоя работа тебя не радует, твой вклад в общее дело не ценят, если ты всегда знал, что был рождён для чего-то большего, — то подумай об увольнении. И если ты задался вопросом: кем быть, — то у меня для тебя отличное предложение. Не стоит размениваться по мелочам — иди сразу в депутаты. Но если ты уже понёс своё резюме в Государственную Думу, то постой. Начнём с уровня сложности «новичок». Для начала попробуй стать муниципальным депутатом.
Кто такой муниципальный депутат?
Скажу так: это свой человек в местном самоуправлении. То есть люди на местных выборах голосуют за кандидата, который должен представлять их интересы в дальнейшем. Это не значит, что каждый отдаёт голос за своего брата или племянника в надежде, что новый депутат поможет им достроить дачу. Свой человек в том смысле, что с локальными просьбами, жалобами и вопросами они будут обращаться именно к тебе.
Обязанности муниципального депутата
«Чем больше сила, тем больше ответственность». По сути, муниципальный депутат — человек, решающий вопросы. Измучившиеся от разных неурядиц жители района выбрали твою персону, чтобы ты представлял их интересы. Естественно, они захотят, чтобы муниципальный депутат сразу начал работать над их проблемами!
Взаимодействие с населением и решение этих вопросов — главные обязанности муниципального депутата. Раз в месяц депутат ОБЯЗАН проводить встречи с населением муниципалитета и отчитываться в средствах массовой информации о проделанной работе. Муниципальный депутат должен встречаться с местными общественными организациями, следить за соблюдением прав граждан, обсуждать локальные проблемы с органами власти.
Выглядит как работа мечты, не правда ли? Не горят фонари — депутат, разберись. В доме не было капитального ремонта 20 лет — депутат, нам очень надо. В детских садах не хватает мест — может, посидишь с нашими детьми? Ну или как-то так. А ещё ты можешь отправить свой могучий депутатский запрос и будешь обладать законодательной инициативой. Ощутил всю эту мощь на кончиках пальцев?
Кто может стать муниципальным депутатом
Критериев, которые могут отсечь тебя, достаточно мало.
Тебе должен исполниться 21 год для начала. Детского отделения там ещё не существует. Естественно, у тебя должно быть российское гражданство. А вот судимостей быть не должно. Затем высшее или среднее образование — ты же не пойдёшь решать судьбы людей необразованным! Также ты должен быть документально подтверждённым нормальным человеком. Никаких психических расстройств не жалуют у кандидатов. Но их ты сможешь заработать, выслушивая постоянные жалобы. В принципе это всё. Если ты удовлетворяешь всем условиям, то проходи на следующий этап депутатского «собеседования».
Но есть ещё формальные признаки, которые могут тебе помешать стать власть имущим. Если ты выглядишь так, будто ещё вчера в канаве доедал лошадь, то, скорее всего, не многие захотят, чтобы ты представлял их интересы хоть где-нибудь. Желательно выглядеть опрятно или хотя бы максимально обычно.
Если ты не переносишь часовые разговоры с людьми или группой лиц, то точно не справишься с работой. Тебе нужно будет слушать, отвечать, обещать, предлагать решения и отчитываться. Если ты ждёшь, что люди тебе просто скинут вопросики в WhatsApp, то ты недооцениваешь инициативность местных активистов: они обязательно придут к муниципальному депутату лично, и будь готов к длительной беседе в таком случае.
Стандартные ответственность и исполнительность тоже будут твоими верными спутниками на протяжении всего срока работы на должности муниципального депутата. Проблемы необходимо решать, а если ты горазд только красивые планы расписывать, то забудь о карьере во власти — люди запомнят все твои промахи и обязательно их припомнят на следующих выборах. И ещё одно: научись быть честным человеком (я верю в твою абсолютную прозрачность, но мало ли), так как тебе придётся отчитываться о своих доходах. Помнишь, когда нужно заплатить налоги?
Как зарегистрировать себя на выборах
Если ты тот самый кандидат со всеми галочками из предыдущего раздела, то давай уже зарегистрируем тебя. Тут нужно сделать выбор: примкнуть к какой-то политической партии (если ты это не сделал ранее) или идти самовыдвиженцем. Разумеется, выдвижение от партии даёт ряд преимуществ: если она известная, то за тебя с большей вероятностью будут голосовать её сторонники. Также партия тебя лучше подготовит к выборам, даст юридическую консультацию, ну и бегать за подписями в свою поддержку тебе не придётся — но об этом чуть позднее. Однако не все партии готовы принять тебя сразу же, а на те, что готовы, возможно, вообще не стоит обращать внимание. Да и грехи ее могут запятнать твою репутацию нового неизвестного кандидата. Примкнуть ты сможешь и после успешных выборов.
Подаёшь документы и тут же получаешь направление в банк для открытия избирательного счёта. Тут уже игра становится серьёзной! Через этот счёт тебе нужно будет проводить деньги на оплату агитационных материалов и предвыборных мероприятий, а также подписных листов, с которыми тебе придётся сразу начать работать.
А дальше уже идёт твоя предвыборная кампания. Ты можешь печатать листовки, обращаться к избирателям через СМИ и интернет, проводить с ними встречи или просто ходить по домам. Но помни, что все затраты должны проводиться через твой избирательный счёт. Чтобы сэкономить на этой кампании, советую засветиться до выборов. Лучше тебе стать каким-нибудь гражданским активистом в своём районе, чтобы люди тебя заметили и узнавали, тогда есть шанс, что они оценят твою жизненную позицию и отдадут свои голоса за тебя!
И ещё одно: нельзя использовать в предвыборной кампании изображения людей, объекты, защищённые авторским правом, рекламу коммерческих компаний, материалы, разжигающие социальную рознь, и обещания материальной выгоды.
Что ждет тебя с депутатским значком
Допустим, ты победил. Вот как жизнь повернулась! Вчера ещё складывал вещи в магазине, а сегодня — муниципальный депутат! Уже мечтаешь о машине с мигалкой и собственной яхте? Здесь мне придётся вернуть тебя на землю.
Дело в том, что работа муниципальным депутатом — это практически волонтёрство. Лишь 10% из них работают на полной занятости, остальные совмещают свою деятельность в местном самоуправлении с основной работой. Зарплату им не выплачивают. Но свою «корочку» ты всё равно получишь, а вместе с ней и депутатскую неприкосновенность, что тоже само по себе ценно. Также ты удостоишься права бесплатного проезда в общественном транспорте и нагрудного значка!
Но не спеши расстраиваться. Пойми, что это лишь первая ступень твоей возможной карьеры в государственных органах. Здесь ты можешь понять, готов ли работать в таком режиме дальше, есть ли у тебя возможность дорасти до более серьёзных мест, а подобный опыт пригодится в дальнейшем. Вдруг через несколько лет работы муниципальным депутатом какая-нибудь серьёзная партия разглядит в тебе перспективного, молодого, амбициозного кандидата, который способен вскоре стать депутатом Государственной Думы. А там уже совсем другие условия. И новый значок!
Чем занимается депутат местного самоуправления
о правовом статусе депутата представительного органа муниципального образования
В энциклопедических изданиях депутат определяется как выборный представитель населения в органах власти, лицо, избранное членом представительного органа власти.
Правовой статус депутата представительного органа закрепляет Конституция, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другие федеральные нормативные акты.
Важнейшей чертой правового статуса депутата представительного органа местного самоуправления является его стабильность и неизменность, что позволяет ему играть большую роль в противодействии развитию негативных тенденций в обществе и государстве. Это особенно актуально для современной России, где весьма динамично на уровне местного самоуправления изменяются или исчезают старые и появляются новые правовые отношения и институты, происходит болезненный процесс реформирования местной (муниципальной) власти.
Следует признать, что до настоящего времени федеральное и региональное законодательство по вопросам определения правового статуса депутата представительного органа местного самоуправления носит не до конца оформленный характер. Ситуацию осложняет отсутствие Федерального закона о статусе такого депутата, в котором было бы дано четкое определение данного юридического понятия, детально регламентированы в нормах федерального права его основные элементы.
Тем не менее, в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплен статус депутата органа местного самоуправления.
Так, статьей 40 вышеуказанного Федерального закона установлено, что депутату органа местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.
Срок полномочий депутата органа местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.
Данной нормой гарантируются права граждан на местное самоуправление, их возможность влиять на работу местных органов власти, в данном случае определять их состав. Установленные сроки начала и прекращения полномочий депутатов местного самоуправления обеспечивают непрерывность функционирования представительных и иных органов муниципального образования. Полномочия депутатов местного самоуправления начинаются со дня их избрания, хотя представительный орган предыдущего созыва еще некоторое время может функционировать в прежнем составе, а заканчиваются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва. За это время депутаты готовятся к правотворческой деятельности, встречаются с избирателями.
Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с Федеральным законом и уставом муниципального образования.
Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.
Характерно, что депутаты, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не могут заниматься какой-либо еще деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельностью, занимать ряд должностей. В то же время закон устанавливает, что депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия в основном на непостоянной основе, и даже вводит ограничения по численности депутатов представительного органа, работающих на постоянной основе. Это связано прежде всего с особенностями работы представительного органа муниципального образования, который правотворческую деятельность осуществляет во время заседаний (сессий), проводящихся нерегулярно. Данная норма, безусловно, учитывает финансовые возможности местного самоуправления, а также тот факт, что работа лиц, избранных депутатами в других организациях, на предприятиях, позволяет ближе знакомиться с проблемами этих организаций и учитывать их при осуществлении полномочий депутата.
Особенности производства по уголовным делам в отношении депутатов местного самоуправления установлены гл. 52 УПК РФ. Так, в частности, решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата местного самоуправления либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ (ст. 448 УПК РФ).
Действующее законодательство не содержит каких-либо особенностей привлечения депутатов местного самоуправления к административной ответственности. В то же время такие особенности имеются в отношении кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления, кандидатов на должности выборных должностных лиц местного самоуправления. Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» устанавливает, что зарегистрированный кандидат не может быть на территории муниципального образования привлечен к уголовной ответственности, задержан, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта РФ (ст. 24).
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае:
2) отставки по собственному желанию;
3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
8) отзыва избирателями;
9) досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;
10) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
11) в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с федеральными и муниципальными нормативными актами, депутаты представительных органов местного самоуправления наделены довольно обширными правами, образующими сложную и внутренне неоднородную систему. Исходя из вышеизложенного, следует определить систему правовых полномочий как элемент конституционно-правового статуса депутата представительного органа местного самоуправления, состоящую из двух групп:
В первую группу входят права лично участвовать в заседаниях муниципального собрания; избирать и быть избранным в комиссии и на соответствующие должности в муниципальном собрании; высказывать мнение по вопросам формирования создаваемых муниципальным собранием органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых или назначаемых муниципальным собранием; предлагать вопросы для рассмотрения муниципальным собранием; вносить проекты правовых актов муниципального собрания для рассмотрения на его заседаниях; вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов, поправки к проектам решений и другим актам муниципального собрания; вносить предложения о заслушивании на заседании муниципального собрания внеочередного отчета или информации любого органа или должностного лица, подотчетного или подконтрольного муниципальному собранию; участвовать в прениях в установленном порядке; оглашать на заседаниях муниципального собрания обращения граждан, имеющие, по его мнению, общественное значение.
Вторую группу прав представителей депутатского корпуса составляют права депутатов участвовать в работе постоянных и временных комиссий муниципального собрания, членом которых он является, вносить предложения, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений; принимать участие в работе комиссий, членом которых он не является, вносить предложения, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений с правом совещательного голоса.
Кроме того, по вопросам своей деятельности депутат на территории соответствующего муниципального образования пользуется правом приема в первоочередном порядке должностными лицами территориальных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, руководителями организаций независимо от их организационно-правовой формы, руководителями органов управления общественных объединений. Депутат имеет право на получение от органов государственной власти, органов местного самоуправления, находящихся на территории соответствующего муниципального образования, организаций независимо от их организационно-правовой формы, общественных объединений, соответствующих должностных лиц и руководителей информации по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, не являющейся государственной или иной охраняемой законом тайной.
Выделяют гарантии организационно-правовые, связанные с правами и возможностями депутата представительного органа местного самоуправления.
Так, к организационным гарантиям деятельности депутатов следует отнести, например: обязательное рассмотрение внесенных ими обращений и иных инициатив; обязательная постановка на голосование внесенных инициатив, в том числе поправок к проектам правовых актов; право для осуществления своих полномочий беспрепятственно посещать органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенные на территории муниципального образования (с учетом режима их работы), пользоваться правом внеочередного приема их руководителями и иными должностными лицами.
Кроме того, существует обязанность руководителей и иных должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, находящихся на территории муниципального образования, к которым обратился депутат по вопросам своей деятельности, безотлагательно давать устный либо письменный ответ на их обращение, предоставлять запрашиваемые документы и сведения.
Депутаты имеют права принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных ими в обращении вопросов. В случае необходимости проведения в связи с обращением дополнительной проверки или истребования каких-либо дополнительных материалов, соответствующие должностные лица обязаны сообщить об этом депутату в установленный срок.
Депутату обеспечивается возможность беспрепятственного пользования правовыми актами, принятыми органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования, а также документами и информационно-справочными материалами, поступающими в официальном порядке в указанные органы. Запрашиваемая депутатом, выборным должностным лицом информация, в отношении которой установлены ограничения на ее распространение, в соответствии с действующим законодательством подлежит предоставлению по письменному запросу депутата. Лицо, предоставляющее указанную информацию, обязано довести до сведения запрашивающего лица нормы, регламентирующие порядок использования соответствующих документов и сведений.
Информация, отнесенная согласно действующему законодательству к государственной тайне, предоставляется при наличии у депутата, выборного должностного лица соответствующего допуска. Отказ в предоставлении соответствующей информации подлежит оформлению в письменном виде.
При обращении в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, расположенные на территории муниципального образования организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, соответствующие должностные лица обеспечивают депутата консультациями специалистов по вопросам, связанным с их деятельностью.
Далее, важнейшей организационно-правовой гарантией осуществления профессиональной депутатской деятельности является право законодательной инициативы депутата, которая осуществляется в форме внесения в законодательный орган законопроектов и поправок к ним, законодательных предложений о разработке и принятии новых муниципальных правовых актов, законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие муниципальные нормативные акты, законы либо о признании их утратившими силу.
Конституционно закрепленный принцип самостоятельности местного самоуправления в Российской Федерации и невхождения органов местного самоуправления в систему органов государственной власти предусматривает необходимость обеспечения системы гарантий свободного, самостоятельного и независимого осуществления депутатским корпусом представительных органов власти своей профессиональной деятельности. В соответствии с этим базовым принципом представительный орган местного самоуправления самостоятельно решает вопросы организационно-технического и материально-финансового обеспечения своей деятельности. Расходы на обеспечение деятельности представительного органа местного самоуправления утверждаются самим представительным органом местного самоуправления и предусматриваются отдельной строкой в бюджете муниципального образования.
Организационной гарантией деятельности депутата является возмещение транспортных расходов, связанных с осуществлением им депутатской деятельности вне постоянного места жительства, в соответствии с действующим законодательством, а также депутату, использующим личный транспорт для осуществления своих полномочий, в соответствии с решением представительного органа местного самоуправления возмещаются расходы на его содержание и эксплуатацию.
Наконец, еще одной значимой организационной гарантией деятельности депутата представительного органа местного самоуправления является право иметь помощников.
На время участия в заседании представительного органа местного самоуправления, а также выполнения иных депутатских полномочий депутат, осуществляющий свою деятельность на непостоянной основе, освобождается от выполнения производственных и иных обязанностей с сохранением среднего заработка по месту работы.
Если ввиду специфики работы депутату не может быть сохранен средний заработок, по решению представительного органа местного самоуправления депутату может быть предоставлена за счет средств местного бюджета компенсация за каждый день выполнения депутатских полномочий, исходя из дневной ставки оплаты труда депутата представительного органа местного самоуправления, осуществляющего свою деятельность на профессиональной постоянной основе.
Депутат в течение срока своих полномочий не может быть по инициативе работодателя уволен с работы на предприятии, в учреждении или иной организации (за исключением их полной ликвидации), переведен на другую работу или исключен из учебного заведения без согласия представительного органа местного самоуправления.
Помимо вышеперечисленных прав и гарантий депутата органа местного самоуправления существуют и обязанности депутата, установленные как федеральным законодательством, так и муниципальными правовыми актами.
Так, согласно закона о местном самоуправлении, депутат органа местного самоуправления должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Регламентом Собрания представителей муниципального образования Куркинского района установлено, что депутат обязан:
— в своей деятельности выражать и защищать интересы избирателей, основываясь на принципах законности и депутатской этики;
— присутствовать на заседаниях тех органов, членом которых он является, о невозможности присутствия на заседаниях по уважительной причине заблаговременно информировать председателя Собрания представителей;
— обязан отчитаться перед своими избирателями не реже двух раз в год и регулярно сообщать избирателям непосредственно на встречах, а также через средства массовой информации о выполнении своей предвыборной кампании.