Чем занимались дети в древней греции
Спартанское воспитание: занимательные исторические факты, особенности и цели особого метода, применяемого в греческой практике
Фразеологизм «спартанское воспитание» прославил греческое государство на весь мир. Даже сегодня многие родители в процессе воспитания сыновей придерживаются основ, заложенных еще во времена античного мира.
Из истории спартанского воспитания
Основываясь на исторических рассказах, мальчики до семи лет жили в семье совместно с девочками, поскольку до этого возраста считалось, что они не имели пола. К слову, строгость спартанской системы воспитания распространялась и на девочек. В семье допускалось воспитывать только одну девочку, в случае рождения второго и последующих детей, их оставляли в горах или лесах, — их жизнь зависела от милости богов.
Воспитание спартанских мальчиков дома начиналось уже с первых месяцев. Хотя ребенок в этом возрасте и воспитывался в семье, но участь его была не столь завидная. Младенцев не пеленали, не успокаивали и не оберегали от страхов. Малыши в греческом полисе не были прихотливы к еде, спали на жестких кроватях. В Греции спартанское воспитание распространялось и на увлечения малышей. Детские игры включали в себя военную подоплеку, чтобы с малого возраста формировался характер настоящего воина.
Спартанская система воспитания: особенности и суть методики
Спартанское физическое воспитание отличалось своей крайней жестокостью, вне зависимости от возраста ребенка. Это было связано с тем, что Спарта являлась крупным военным полисом и для того, чтобы обеспечить безопасность города необходимо было пополнять военные ряды воинами, считающимися одними из лучших в античном мире.
На чем основана система и кто является ее родоначальником
Спартанское воспитание складывалось всего из двух особенностей — высокой военной подготовки и физической культуры. Молодые люди ежедневно оттачивали до совершенства свои навыки владения мечом и луком, выполняли физические упражнения и соревновались в метании копья. Подобная система сформировала несколько различных черт, характерных самым великим воинам:
Педагогика не подразумевала проявления слабости или сочувствия, а наоборот поощряла физические наказания. Независимо от возраста, мальчики не могли жаловаться на боль или голод. Они ходили голыми даже зимой. Обеспечивать себя продуктами им приходилось также самостоятельно.
Сегодня доподлинно неизвестно, кто ввел в Спарте образовательную модель воспитания. Но историки сходятся во мнении, что Ликург стал основоположником четырех характеристик, благодаря которым юноши и превращались в хороших воинов:
Плюсы и минусы спартанского воспитания
Несмотря на суровые способы, спартанское воспитание в древней Греции имело ряд несомненных плюсов.
Суровое воспитание и образование, всецело направленное на воспитание воинов имело и значительные минусы:
Спартанская система физического воспитания
Греческий полис считал войну главным занятием, поэтому спартанское физическое воспитание было нацелено на подготовку будущих защитников государства. Контроль физического воспитания всецело осуществлялся государством. Обучение состояло исключительно из дисциплин, способствующих развитию умений, силы и стойкости в любых ситуациях. Смысл программы основывался на лишениях и жестоких испытаниях, которые выдерживали далеко не все юноши. Основными мерами спартанской системы физического воспитания являлись:
По древнему положению, обучаться военному делу принципиально могли дети только полноправных спартанцев. С первых месяцев ребенка отучали бояться одиночества и темноты, для этого их запирали в темное помещение на несколько суток. Используя палку «учителя» отучали мальчиков от нытья. Физические наказания прочно вошли в уклад семейной жизни каждого спартанца, как единственно верный вид воспитательного процесса.
В семилетнем возрасте мальчика отдавали на древнее спартанское воспитание государству, в отряды именуемые ангелами. Каждым таким отрядом, похожим на класс, из шести человек руководил опытный воин, который являлся примером воинской славы для подростков. Нередки были случаи, когда в воспитательных целях один отряд специально «стравливали» с другим. В такой схватке оценивали потенциал будущих защитников.
На 12-й год подростки спали на самодельных подстилках под открытым небом и самостоятельно заботились о питании. Воровство в Спарте не осуждалось, а наоборот поощрялись успешные «воришки». Попавшихся же на воровстве ребят наказывали плетью за нерасторопность.
Какое место отводилось в системе духовности
Спартанское воспитание в современности
Методы современного воспитания далеки от системы спартанского воспитания. Однако некоторые античные методики актуальны и в современном обучении. Военная работа и наказания за провинности применяются в военных училищах, конечно, они не такие жестокие как в Спарте. В сравнении со школами сохранился принцип многолетнего обучения, выставления оценок и выпускных экзаменов.
Что думают опытные педагоги о применении методики сегодня
Мнения и сравнительный анализ педагогов сводятся к тому, что сегодня жесткие наказания и лишения не применимы к современному обучению. Также в наше время основная цель – всестороннее развитие ребенка, а не только развитие физической силы.
Отзывы многих учителей подтверждают необходимость соблюдения дисциплины на уроках и уважение труда преподавателя. Использование физических наказаний за провинность, по мнению педагогов, в школе и других учебных заведениях, недопустимо.
Спартанское воспитание – крайне жесткое и суровое, однако во времена постоянных войн и локальных конфликтов без подготовленных воинов государство не могло существовать.
О легендарных воинах Спарты снято множество фильмов. Спартанцы стали синонимом военного искусства, рассказы о подвигах которых передаются из века в век.
ПАЙДЕЙЯ (др.-греч. παιδεία ‒ воспитание, обучение, от παῖς, παιδός ‒ ребенок)
Система воспитания и обучения в античной Греции, направленная на создание идеального гражданина полиса; также – соответствующая категория греческой философии.
В Греции обучение не было юридически обязательным, но подразумевалось, что родители должны дать его детям; его программа включала в себя интеллектуальную, физическую и музыкальную составляющую. В основе пайдейи как системы воспитания лежал греческий идеал калокагатии, подразумевающий сочетание физических и нравственных достоинств, гармонию души, ума и тела. Другим важным элементом общественного бытия греков, естественно вошедшим и в систему воспитания и образования, стал агон – соревновательное начало, дух соперничества, конкурентной борьбы, стремление к победе и славе. В различных греческих городах-государствах существовали местные особенности пайдейи, ибо она самым непосредственным образом была связана с государственным устройством и общественной жизнью полиса.
Для античной Греции обычно выделяют две системы воспитания и обучения детей – спартанскую и афинскую. Спартанская ἀγωγή (воспитание, образ жизни) была более милитаризированной, ибо подразумевала воспитание исключительно будущего воина. С 7 лет будущий спартиат проходил систему общественного воспитания в отрядах-агелах, где условия жизни были поистине спартанскими: дети спали на жестком ложе из собственноручно собранного тростника, ходили босыми, никогда не брали теплых ванн, ели впроголодь, общались и проводили время только друг с другом и т.п. Как замечает Плутарх: « Грамоте они учились лишь в той мере, в какой без этого нельзя было обойтись, в остальном же все воспитание сводилось к требованиям беспрекословно подчиняться, стойко переносить лишения и одерживать верх над противником» (Lyc., 16, перевод С.П. Маркиша). Особое внимание обращалось на хоровое пение – спартанские песни воспламеняли мужество и звали на подвиг. Время от времени детей водили на сисситии как в школу для развития ума: там они слушали разговоры взрослых спартиатов и усваивали особую манеру выражать свои мысли «по-лаконски» (т.е. лаконично) – колко, ёмко, изящно и – главное – в немногих словах. Их подвергали различным испытаниям, в том числе, ритуальной порке на алтаре Артемиды–Ортии: Плутарх утверждает, что он сам видел не один случай, как мальчики умирали, не выдержав бичевания (ibid., 18).
В Афинах, как и в большинстве греческих полисов, школы были частными. В начальной школе (с 7 лет), куда ребенка отводил специальный раб-педагог, дети занимались с учителем-грамматистом, постигали грамоту, чтение, письмо, читали поэмы Гомера и Гесиода, стихотворения Солона и Феогнида, басни Эзопа. Дети занимались и с учителем-кифаристом, вместе с которым они разучивали гимны в честь богов, пели обрядовые песни; кифарист обучал их также игре на музыкальных инструментах – лире или кифаре. Так ученики готовились и к музическим агонам, и к участию в различных религиозных полисных торжествах, в которых обязательно подразумевалась музыкальная программа, и к пению на домашних праздниках и симпосионах. В духе калокагатии шли и усердные занятия физкультурой и спортом. Под руководством учителя-педотриба в палестрах мальчики занимались гимнастикой, состязались в беге, прыжках, метании копья и диска. По завершению школьного обучения юноши проходили обязательную службу эфебами, неся службу в гарнизонах и пограничных аттических крепостях. Они по-прежнему тренировались с педотрибом, а военной подготовкой ведал специальный инструктор-дидаскал. С эфебами проводили также занятия по риторике, философии и музыке. Закончив обязательную службу и вступив в полные права гражданства, молодой афинянин мог продолжить свое образование, слушая местных и заезжих философов – учителей мудрости – и риторов, посещая знаменитые афинские гимнасии.
Женское образование носило в Афинах домашний, семейный характер, школ для девочек не было, хотя нам известно, что в некоторых греческих полисах были специальные учебные заведения для девушек (Лесбос) или школы, которые посещали дети обоего пола (Теос). Девочек учили грамоте – читать и писать, но упор, конечно, делался на домоводство и женское рукоделие. Учились они также музыке, пению и танцам, что было необходимо для участия в различных религиозных празднествах. Спартанская система воспитания девочек имела свою специфику, отличную от прочих греческих полисов. Цель её была подготовить будущую мать воина-спартиата, поэтому большое внимание уделялось занятиям гимнастикой, состязаниям в беге и силе. Судя по приводимым у авторов примерам, спартанки не хуже своих мужей могли выражаться по-лаконски (Plut. Lyc., 14; 25).
Как воспитывали детей в эпоху античности
Когда-то в Древней Греции, а затем и в Риме произошел настоящий культурный прорыв, который и сегодня находит отражение в нашей жизни. Как же воспитывали будущих гениев, великих ораторов и мыслителей?
Государство начинается с личности – это хорошо понимали в далекие времена эллины и римляне, а потому воспитанию детей уделяли большое значение. Правда, в основном это касалось мальчиков, роль же девочек была предопределена: им предстояло выйти замуж в 12-15 лет и полностью посвятить себя дому и материнству.
Жесткий отбор
Женщина античной цивилизации фактически была бесправной, обязанной во всем подчиняться мужу, который, напротив, в семье обладал неограниченными правами. Он мог отказаться не только от неугодной жены, но и от ребенка, по каким-либо причинам его не устраивавшим. Так, младенец, родившийся слабым, некрасивым, лишним или неподходящего пола, по воле отца мог быть брошен на улице или убит. Таков был повсеместно распространенный и законодательно разрешенный обычай, и лишь в Древней Спарте решение о том, жить ли новорожденному, принимал совет старейшин. Ребенка, которого решено было оставить, отец по традиции высоко поднимал на своих руках, а затем, на восьмой или девятый день после рождения, давал ему имя.
Отец имел прижизненную власть над всеми членами семейства: он выдавал дочерей замуж, женил сыновей, распоряжался имуществом их семей, а при желании имел право даже лишить кого-то из них жизни за провинность или, например, из экономических соображений. Хотя, справедливости ради, надо сказать, такое случалось нечасто.
Учение – свет
В промежутке межу VI и IV веками до н. э. в описываемых нами государствах сформировался прообраз современной системы образования: выделились начальная, средняя и высшая его ветви. Начальное образование дети из самых состоятельных семей обычно получали на дому. Как правило, к ним приставляли раба-учителя, который обучал их чтению, письму и счету.
Греческие дети из менее обеспеченных семей, за исключением детей рабов, посещали подобие младшей школы. В качестве учебных классов использовались самые обычные помещения, например, мастерские ремесленников или просто небольшие площадки под открытым небом. Учитель сидел на стуле, служившем ему кафедрой, а ученики – на полу или земле, держа на коленях глиняные таблички или вощеные дощечки для письма. Дальнейшее образование было по карману далеко не всем, а потому для многих детей оно на этом и заканчивалось. Примерно так все происходило в Римской республике и в тех областях Древней Греции, на которые распространялось влияние Афин. В Древней Спарте подход к образованию был совершенно иным.
Воспитание в Спарте
Спарта постоянно находилась в состоянии войны и была похожа скорее на военный лагерь, чем на город. Военным интересам было подчинено и воспитание детей. Когда спартанским мальчикам исполнялось 7 лет, их отдавали в специальные, находящиеся на обеспечении государства отряды, где дети вместе жили, обучались, занимались бегом, прыжками, борьбой, метанием копья и плаванием. Будущие победители ходили только босиком и едва одетые, круглый год спали на земле на тонких соломенных подстилках, купались в холодной воде, скудно питались. Получали мальчики и элементарные навыки письма и счета, но все же основной упор делался на физическое развитие. Позже юношей обучали музыке и пению, а также одному из обязательных умений будущих спартиатов (т.е. полноправных членов общины) – искусству лаконично выражать мысли. Что касается девочек, то их растили дома, но также с малолетства развивали физически, чтобы вырастить достойных матерей будущих воинов. Кстати, спартанские девушки впоследствии нередко становились кормилицами и были нарасхват по всей Элладе, так как славились отменным здоровьем.
С каждым годом воспитание юных спартанцев становилось все более и более суровым: очередной этап взросления означал для них необходимость пройти жестокие испытания, включающие битье плетьми и прочие показательные издевательства. Так продолжалось до тех пор, пока молодые люди не становились вполне взрослыми для участия в военных мероприятиях. Однако, несмотря на то, что спартиаты были отличными воинами, спартанское государство терпело множество военных поражений, что, в конечном счете, и привело его к упадку. К сожалению, ни одной по-настоящему выдающейся личности Древняя Спарта миру не дала.
Если бы дети не принуждались к труду, они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что укрепляет добродетель, – стыду
Воспитание в Афинах
Целью афинской системы, в отличие от спартанской, было воспитать гармоничную, всесторонне развитую личность. Правда, это касалось лишь детей свободных и состоятельных афинян, другие же вряд ли могли себе позволить обучение в частных школах.
Девочки традиционно обучались дома, где получали элементарные навыки чтения и письма, знакомились с музыкальной грамотой, обучались прядению и ткачеству. Мальчики же получали представление о литературе, музыке, ораторском искусстве, философии и основах наук в мусических школах (от греч. musike – общее образование), а физическую форму совершенствовали в гимнастических школах (палестрах). Ученики палестр занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием диска и копья, плаванием – все это было необходимо будущим воинам.
Следующей ступенью образования была гимнасия, где юноши продолжали совершенствовать свои умственные способности и развивать тело, а вершиной образования – эфебия, откуда выходили уже совершенные во всех отношениях граждане Афин.
Воспитание в Древнем Риме
Как известно, древние римляне находились под сильным влиянием эллинов, и это отразилось на их сфере воспитания и образования. Древнеримская система образования состояла из трех ступеней: тривиальная (начальная), грамматическая и риторическая школы, которые были частными, а обучение в них – платным. В отличие от аналогичных греческих школ древнеримские учебные заведения не преподавали юношам такие «изящные науки» как музыка, пение, танцы и гимнастика. Считалось, что для военной или политической карьеры будущих граждан эти умения совершенно бесполезны, а потому молодых людей обучали верховой езде и фехтованию. Изучение математики было отодвинуто на второй план, на первом стояло изучение греческого и латинского языков, а для учащихся риторических школ – знание законов и ораторское искусство (риторика). Многие родители, заинтересованные в качественном образовании своих детей, отправляли их учиться в Афины.
Из дошедших до нас сведений известно, что обычный учебный день в школах Древнего Рима начинался затемно, когда все вокруг еще спали, и продолжался до вечера (с перерывом на обед). Дисциплина в школах была строжайшая, учеба далеко не всем давалась легко. Обычным стимулом к учебе было физическое наказание: битье палкой по рукам, применялись и розги. Есть данные и о том, что в III веке до н.э. в некоторых школах Рима могли совместно обучаться мальчики и девочки.
Занятия наукой питают юность и приносят усладу старости, украшают в счастье, служат убежищем и утешением в несчастье
Чему учили детей в Древней Греции
Современная школа — продукт тысячелетий экспериментов. Нынешняя система образования обязана Древней Греции хотя бы названиями образовательных учреждений: школа, гимназия, академия, лицей — все они вышли оттуда. О том, как и чему обучали детей в Афинах и в Спарте, рассказывает Артём Асташенков.
Древняя Греция — своеобразный фундамент европейской цивилизации. Это двоякое положение: с одной стороны, Эллада впитала достижения соседствующих с ней по времени культур Африки и Малой Азии. С другой, ее ученые заложили основы для всего научного знания, развивавшегося в Европе в последующие века — даже не столько благодаря отдельным открытиям, сколько в силу способности к систематизации и документации существующего знания. Геродот создал первое цельное историческое исследование; ученые эллинистического периода отобрали и сохранили важнейшие достижения их цивилизации. Так что разговор об истории образования вполне уместно начать с Древней Греции, хоть с точки зрения хронологии и кажется, будто это уже середина пути.
О преемственности культуры и передаче знания мы еще поговорим — в том числе, когда доберемся до конфликта Афин и Спарты — но сначала необходимо разобраться с несколькими базовыми моментами.
Язык знания
О Древней Греции стоит поговорить еще и потому, что греческий — язык европейского образования. Нет, конечно, на самом деле язык европейского образования — это латынь. Или французский, или немецкий, или английский — в зависимости от того, где и когда в Европе вы ставите этот вопрос. Но спустя две с половиной тысячи лет мы продолжаем говорить об образовании в терминах, которые дала нам древнегреческая цивилизация. Правда, есть одна тонкость.
Понятийный аппарат педагогики полон слов греческого происхождения, но время изменило их содержание до неузнаваемости. Достаточно взглянуть только на несколько слов, лежащих на поверхности.
Вот, например, школа (σχολή): исходное значение — место досуга. Позднее слово стало обозначать группу людей, слушающих лекцию. Гимназия, а точнее, «гимнасий» (γυμνάσιον) изначально был местом физического воспитания. В романских и германских языках эта двусмысленность обычно еще заметна, а вот в славянских утвердилось позднее учебное содержание термина.
Лицей (Λύκειον) и академия (Ἀκαδήμεια) — вообще названия конкретных мест, которые со временем стали именами нарицательными. «Ликеем» (в честь Аполлона Ликейского) назывался гимнасий, где базировалась перипатетическая школа Аристотеля. «Академией» называлась посвященная Афине оливковая роща и, как следствие, находящийся там же гимнасий, где собирались Платон с последователями.
Спартанская школа
Когда историки говорят о школах, да и вообще о культуре Древней Греции, они обязательно разделяют два центра влияния — Афины и Спарту. Проблема в том, что вопреки военным победам последней, знаем мы больше как раз об Афинах. Тут сказалось отношение обоих полисов к культуре и знанию. Спартанцы практически не оставили документальных свидетельств о своей жизни в доэллинистический период.
С этим еще можно было бы мириться, если бы до нас дошли какие-то цельные описания современников из других полисов, но реально большая часть наших знаний о Спарте основана на текстах Плутарха, жившего уже в нашей эре. Он описывал события, от которых его отделяло от нескольких веков до тысячелетия; его источники в основном утрачены, и многие историки полагают, что значительная часть традиций, описанных Плутархом — не более, чем пересказы ностальгических баек.
Например, есть археологические свидетельства, противоречащие истории про спартанцев, сбрасывавших слабых младенцев с обрыва. Иными словами, все, что мы знаем о быте Спарты (включая образование), может содержать необоснованные домыслы, а главное, не показывает динамики: эти описания зафиксированы в эдаком идеализированном «золотом веке» и ничего не говорят об исторических изменениях.
Задачей системы образования (насколько ее в принципе можно называть системой) в любом полисе в классический период было воспитание достойного гражданина, способного адекватно включиться в повседневную жизнь города. Справедливо это и для Спарты, но если в афинской сфере влияния повседневностью было, в первую очередь, коллективное принятие решений, то в Спарте — война.
В отличие от Афин, спартанская программа — агогэ — была четко выстроена с семи лет и до 18-ти. Детей забирали у родителей и помещали в казарму, где они воспитывались в максимально жестких условиях до 12 лет. Их скудно кормили и одевали, чтобы они учились выживать самостоятельно. Грамоту преподавали в минимальном объеме, основной упор делался на физическое воспитание. В роли учителя всегда выступал опытный солдат.
Афинская школа
Греческое образование за пределами Спарты можно разделить на два периода. Условной границей выступит расцвет софистики в середине V века до н. э. Старую школу — то есть, относящуюся к архаическому и началу классического периода проще всего показать на примере Афин.
Афинская школа, в сравнении со спартанской была более сбалансирована, но и хуже структурирована. Идеалы древнегреческой педагогики обозначались словом «пайдейя». Эта ветвь философии учила взращиванию достойного гражданина полиса: развитого умственно, морально и физически, стремящегося к совершенству во всем.
Образование в Афинах было привилегией свободных мужчин. Маленькие афиняне начинали учиться с семи лет. В зависимости от благосостояния семей, обучение проходило индивидуально на дому или в группах. В программу обычно входили счет, чтение и письмо при помощи покрытых воском дощечек и стилосов. Как только дети начинали справляться с полноценными текстами, учителя давали им заучивать стихи.
Для большинства на этом школа и заканчивалась — если, конечно, вообще когда-то начиналась.
Базовое образование, не говоря уже о более высоких ступенях, мог позволить своим детям не каждый
Для бедного населения, особенно после реформ Солона, поощрялось «неформальное» образование: любая грамота и навык, которые могли дать сами родители, рабы или учителя, готовые работать бесплатно.
Для тех, у чьих родителей хватало денег, старая афинская школа предлагала второй уровень — уже неоднократно упомянутый гимнасий. В те времена это была спортивная школа, готовившая афинян к воинской службе. Существовало и подобие военного училища для 18-летних с последующей службой в армии. Позднее, со второй половины V века до н. э. гимнасии станут одними из площадок, на которых произойдет трансформация педагогики и научного знания и зародятся семь свободных искусств.
Artes liberales
Сегодня человек, отучившийся шесть лет в европейском университете по направлению философии, гуманитарных или социальных наук носит титул «магистр искусств» (Master of Arts, Artium Magister). На вопрос «при чем тут искусство» есть короткий и длинный ответы. Быстрый ответ такой: слово «arte» (во всех его вариациях в западноевропейских языках) стало означать искусство в современном понимании только в Новое время, а до тех пор под ним подразумевался определенный круг наук. Долгий ответ как раз связан с тем, что это за круг наук и откуда он взялся. Одновременно это еще и история об образовании в поздней Древней Греции.
Liberal arts часто ошибочно переводят на русский как «гуманитарные науки». В современном понимании (которое отражено в описании магистерской степени в предыдущем абзаце) это не слишком значительное искажение. Но в историческом смысле под artes liberales подразумевается нечто иное.
В V веке нашей эры философ Марциан Капелла написал трактат «О бракосочетании Филологии и Меркурия». Этот текст в аллегорической форме закрепил представление о круге научных знаний, формирующем образованного человека и необходимом для занятия философией. В списке Капеллы было семь дисциплин, разбитых на тривий (три базовых, в современном понимании — гуманитарных) и квадривий (четыре второстепенных, технических): грамматика, диалектика или логика, риторика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия.
Понятно, что науки о языке и мышлении служили необходимым базисом для освоения наук о числе. Система, зафиксированная Капеллой, просуществовала в неизменном виде большую часть Средневековья, хотя его содержание оставалось открытым для интерпретаций, особенно когда потребовалось встроить эти принципы в систему церковного образования. Отец средневекового энциклопедизма (и неофициальный святой покровитель интернета) Исидор Севильский, например, посвятил свободным искусствам три из двадцати томов своих «Начал». Только к XII веку в тесный круг artes liberales начали проникать новые науки.
Семь свободных искусств изучали на «младших» факультетах средневековых университетов, их освоение было базовым требованием для дальнейшего обучения богословию, юриспруденции или медицине. Вероятно, современные степени MA и PhD являются отражением этой традиции.
Остается один вопрос: причем тут Древняя Греция? Круг семи свободных искусств окончательно оформился только в V веке н. э., но его разработка заняла почти 900 лет — с конца классического периода, через весь эллинистический и до последних дней Римской империи, и процесс этот напрямую связан с новым греческим и последующим римским образованием.
Новая школа. Классический период
На раннем этапе становления свободных искусств, который, в целом, тождественен новому древнегреческому образованию, возникли грамматика и логика, но главная полемика велась вокруг риторики — ее смысла и задачи. Умение изящно доносить мысль и убеждать было чрезвычайно важно для культуры эллинов практически с самого ее зарождения — достаточно вспомнить о Гомере и Гесиоде, творивших еще в VIII–VII веках до н. э. Старое образование знало риторику стихийно, естественно — оно опиралось на века достойных примеров. Новая школа пыталась риторику препарировать, вывести закономерности и правила.
Новое греческое образование связано, прежде всего, с софистами. Середина V века до н. э., только что закончилась война с персами; Афины переживают короткий период спокойствия и благополучия; возникает прослойка состоятельных граждан с избытком свободного времени и тягой к образованию. Они учатся чему придется, бессистемно. Образовавшуюся преподавательскую нишу заполняет класс педагогов, уверенных в относительности истины.
Релятивизм, выраженный в Протагоровском тезисе «человек есть мера всех вещей», выворачивает риторику наизнанку. Она перестает быть инструментом развития общества и тянет за собой образование в целом. Греческая школа становится храмом индивидуализма, риторика набором инструкций по отстаиванию любой позиции, вне зависимости от ее истинности или ложности.
Теперь не знание служит обществу. Знание становится конечной целью, которой подчиняется общественная жизнь
По крайней мере, примерно так это видел Аристотель. Возможно, он сгущал краски. Поскольку в представлении софистов знание может быть лишь эмпирическим и относительным конкретного наблюдателя, то и ценность имеет лишь то, что принесет пользу этому конкретному индивиду. Когда софист учит «всему», он учит всему, что понадобится ученику. А тому в первую очередь понадобится преуспеть в общественной жизни. Так риторика становится краеугольным камнем нового образования.
Софисты стоят у самых истоков свободных искусств: они создали первые учебники риторики; в их попытках отстаивать обе точки зрения по любому вопросу можно усмотреть зарождение диалектики. При них в Древней Греции возрастает престиж образования, а в гимнасиях науки начинают вытеснять спорт.
Софистов принято демонизировать, но именно в реакции на их субъективизм окончательно оформилась диалектика — как самостоятельная аналитическая дисциплина, метод познания, а не синоним спора в рамках риторики. К этому приложили руку и Сократ, и Платон, и Аристотель. Платон, к тому же, вернул в риторику вопрос морали.
Эволюция системы образования
При этом в его Академии ключевыми дисциплинами были науки квадривия: арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Диалектика в платоновском понимании позднее вернулась в софистику: еще один известный греческий педагог, Исократ, учил, что риторика в долгосрочной перспективе не только решает проблемы конкретного индивида, но служит таким же орудием самоанализа для общества в целом, как диалектика — для отдельного разума.
Аристотель практически единолично создал логику — его система начала терять влияние только в эпоху возрождения и окончательно была вытеснена из научного поля в область исторических артефактов лишь в XIX веке. В той же работе он заложил основы грамматики. В своей школе он преподавал и риторику, и диалектику, впервые успешно их разделяя.
Новая школа. Эллинистический период
Классический период был эпохой открытий и хаоса в педагогике. Каждый учитель учил тому, что считал нужным. Эллинистический период стал эпохой популяризации и стандартизации. Главными его новшествами в плане разработки дисциплин стала, во-первых, альтернативная логика от стоиков — на первых порах более популярная, чем вариант Аристотеля. К тому же, стоики видели риторику, грамматику и диалектику составными частями логики, таким образом впервые сводя воедино тривий свободных искусств.
Второе важное достижение периода — разработка грамматики в александрийской школе, продиктованная необходимостью сохранить понимание текстов на устаревающей версии греческого языка. Влияние александрийской грамматики прослеживалось в языкознании и в Средние века.
В эллинистический период возникла концепция круга знаний — стандарта энциклопедического образования
Важным приложением этой концепции стало формирование литературного канона. Например, из всех пьес Эсхила до нас дошло только семь — потому что греческие педагоги отбирали лучших авторов, а затем их лучшие произведения для своих занятий. Достойными «школьной программы» были признаны Гомер, Эсхил, Менандр, Эврипид и Демосфен.
Популяризация образования на закате Древней Греции шла как внутри, так и вовне. Все больше педагогов занимались только обучением уже сформированным дисциплинам. Распространение греческого знания стало побочным эффектом завоеваний Александра Македонского. Завоевание Греции Римом, как ни странно, тоже дало учителям-эллинам новую аудиторию. Римляне отправляли своих детей учиться в греческие провинции. Популярностью пользовался Родос, где находилась школа энциклопедиста-стоика Посидония — его влияние на составителей римских учебных пособий было особенно велико.
Педагоги Древней Греции предопределили развитие образования в Западной Европе более чем на тысячелетие вперед. Концепция семи вольных искусств, формально созданная на закате Римской империи, в общих чертах сформировалась еще в эллинистическом периоде. Ну а то, что не дошло до нас напрямую, через римлян, позднее нашли арабские исследователи.