Чем занимаются историки 5 класс

История

Введение. Увлекательный мир Истории. Объясните, чем занимаются историки, что они изучают.

Ещё по теме

Взятие Рима варварами. Чем отличалось управление в Афинах и Римской республике от управления в Древнем Египте, Персии, Китае?

Цезари Рима. Подготовьте рассказ о Нероне, Траяне или о других императорах Рима 1-2 веков. Какую память они оставили о себе в мировой истории и культуре?

Поэмы Гомера. Какие два периода в истории Древней Греции нашли отражение в поэмах Гомера, и чем эти периоды различаются между собой?

Завоевание Римом Италии. Что в наше время означают выражения: «Гуси Рим спасли» и «Горе побежденным»?

Взятие Рима варварами. На страницах учебника вам встретились имена римлян: Тит Ливий, Тацит, Гораций, Вергилий, Меценат, Сенека. Кем они были? Чем прославились?

Взятие Рима варварами. Кого уже в древности называли «отцом истории»? В какой стране он жил? Имена каких других древних историков вы запомнили?

Боги и Герои Эллады. Кто из греческих богов и богинь покровительствовал земледелию, выращиванию олив, виноделию, кузнечному делу, охоте, искусству? Какие боги олицетворяли, судя по представлениям древних греков, следующие силы природы – молнию, морскую стихию, огонь?

Города Эллады подчиняются Македонии. Подумайте, в чем сильные и слабые стороны построения македонской пехоты фалангой. В какой местности фаланга не могла успешно действовать?

Первые Люди на Земле. Какое из орудий древнейших людей было наиболее полезным для них?

Греческие Полисы и Великая Греческая Колонизация. Расскажите о причинах и направлениях Великой греческой колонизации.

Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!

Источник

История. 5 класс

Конспект урока

Урок 1. История и её помощницы

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

История – это наука о жизни человека в прошлом.

Историография – специальная историческая дисциплина, изучающая историю исторических наук.

Археология – это наука, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам.

Вспомогательные исторические дисциплины – это части исторической науки, которые занимаются изучением конкретных источников, создают инструменты для исторического исследования.

Исторический источник – сохранившийся с прошлых времён до наших дней объект (запись, предмет, здание, сказание и т. д.), несущий в себе сведения (информацию) о жизни в прошлом.

Этнография – наука, изучающая происхождение, расселение народов мира, их бытовые и культурные особенности.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Само слово «история» – греческое. Им обозначали рассказы очевидцев о событиях. В этом значении оно до сих пор живёт в обиходной речи, мы говорим «со мной случилась такая вот история» или «я попал в неприятную историю». «Первым историком» называют Геродота (V в. до н. э.). Он видел смысл истории в том, «…чтобы… великие и дивные дела, эллинами и варварами совершенные, не остались бесславными». Другими словами, древние историки занимались сбором рассказов, а сама история – хранением памяти о событиях.

В наше время история – наука, изучающая прошлое. Главная задача исторической науки – попытаться воссоздать и понять ход событий. Однако реконструкции поддается только часть прошлого, отразившаяся в сохранившихся источниках. Поэтому все формы исторического знания содержат лишь большую или меньшую часть истины.

Сведения о прошлом историки получают из исторических источников. Именно они помогают нам отделить факты от выдумки.

Когда историк работает с источником, он сначала выясняет его происхождение: при каких обстоятельствах он возник. Затем устанавливает автора, выясняет: оригинал это или чей-то пересказ? Как он попал в руки историков? После этого учёный анализирует исторический источник, извлекая из него прямую информацию и косвенную. Прямая информация – это те сведения, которые автор вложил специально, целенаправленно. В то же время вольно или невольно автор наряду с этой прямой информацией передаёт косвенную. Косвенная информация – это то, что он передал из прошлого как бы “случайно”, попутно с прямой информацией.

Например, житель древнего Новгорода написал своему брату записку на бересте, и в ней попросил его одолжить 3 гривны. Прямая информация – сам факт просьбы, а косвенная – то, что новгородцы писали на бересте, выцарапывали буквы (а не писали попросил его одолжить 3 гривны.

Чем занимаются историки 5 класс. Смотреть фото Чем занимаются историки 5 класс. Смотреть картинку Чем занимаются историки 5 класс. Картинка про Чем занимаются историки 5 класс. Фото Чем занимаются историки 5 класс

Работа историка очень сложная. И на помощь приходят смежные, или вспомогательные дисциплины. Это части исторической науки, которые занимаются изучением конкретных источников, создают инструменты для исторического исследования. Например, вспомогательной дисциплиной является геральдика – наука о гербах, генеалогия изучает родственные связи, метрология – наука о единицах площади, длины, объёма. Кроме вспомогательных дисциплин существуют тесно связанные с историей отдельные науки. Это в первую очередь археология – наука, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам, и этнография – наука, изучающая происхождение, расселение народов мира, их бытовые и культурные особенности.

Как же работает ученый-историк? Сначала он определяет актуальный вопрос. Это может быть любое неизученное событие или явление, любое незнание или непонимание. После этого надо сформулировать цель своего исследования и выдвинуть рабочую гипотезу (научное предположение). После того, как стало ясно, что и зачем предстоит сделать, историк принимается за изучение работ предыдущих исследователей. Совокупность исследований в области истории, посвящённых определённой теме или исторической эпохе называются историографией.

Учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников истории и культуры, называется музеем. В современном мире насчитывается около 100 тысяч музеев, но это цифра примерная, так как сосчитать все музеи мира просто невозможно – их бесчисленное множество.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Ответьте на вопросы, чтобы увидеть рисунок. Для каждого верного утверждения поставьте «1», для каждого неверного утверждения – «0».

Генеалогия – наука о гербах.

Хронология – наука об измерении времени.

Ономастика рассматривает денежные купюры как исторический источник.

Нумизматика –- наука, извлекающая информацию из монет.

Источник

Конспект урока История, 5 класс Урок 1. История и её помощницы

Урок 1. История и её помощницы

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

История – это наука о жизни человека в прошлом.

Историография – специальная историческая дисциплина, изучающая историю исторических наук.

Археология – это наука, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам.

Вспомогательные исторические дисциплины – это части исторической науки, которые занимаются изучением конкретных источников, создают инструменты для исторического исследования.

Исторический источник – сохранившийся с прошлых времён до наших дней объект (запись, предмет, здание, сказание и т. д.), несущий в себе сведения (информацию) о жизни в прошлом.

Этнография – наука, изучающая происхождение, расселение народов мира, их бытовые и культурные особенности.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Само слово «история» – греческое. Им обозначали рассказы очевидцев о событиях. В этом значении оно до сих пор живёт в обиходной речи, мы говорим «со мной случилась такая вот история» или «я попал в неприятную историю». «Первым историком» называют Геродота (V в. до н. э.). Он видел смысл истории в том, «…чтобы… великие и дивные дела, эллинами и варварами совершенные, не остались бесславными». Другими словами, древние историки занимались сбором рассказов, а сама история – хранением памяти о событиях.

В наше время история – наука, изучающая прошлое. Главная задача исторической науки – попытаться воссоздать и понять ход событий. Однако реконструкции поддается только часть прошлого, отразившаяся в сохранившихся источниках. Поэтому все формы исторического знания содержат лишь большую или меньшую часть истины.

Сведения о прошлом историки получают из исторических источников. Именно они помогают нам отделить факты от выдумки.

Когда историк работает с источником, он сначала выясняет его происхождение: при каких обстоятельствах он возник. Затем устанавливает автора, выясняет: оригинал это или чей-то пересказ? Как он попал в руки историков? После этого учёный анализирует исторический источник, извлекая из него прямую информацию и косвенную. Прямая информация – это те сведения, которые автор вложил специально, целенаправленно. В то же время вольно или невольно автор наряду с этой прямой информацией передаёт косвенную. Косвенная информация – это то, что он передал из прошлого как бы “случайно”, попутно с прямой информацией.

Например, житель древнего Новгорода написал своему брату записку на бересте, и в ней попросил его одолжить 3 гривны. Прямая информация – сам факт просьбы, а косвенная – то, что новгородцы писали на бересте, выцарапывали буквы (а не писали попросил его одолжить 3 гривны.

Чем занимаются историки 5 класс. Смотреть фото Чем занимаются историки 5 класс. Смотреть картинку Чем занимаются историки 5 класс. Картинка про Чем занимаются историки 5 класс. Фото Чем занимаются историки 5 класс

Работа историка очень сложная. И на помощь приходят смежные, или вспомогательные дисциплины. Это части исторической науки, которые занимаются изучением конкретных источников, создают инструменты для исторического исследования. Например, вспомогательной дисциплиной является геральдика – наука о гербах, генеалогия изучает родственные связи, метрология – наука о единицах площади, длины, объёма. Кроме вспомогательных дисциплин существуют тесно связанные с историей отдельные науки. Это в первую очередь археология – наука, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам, и этнография – наука, изучающая происхождение, расселение народов мира, их бытовые и культурные особенности.

Как же работает ученый-историк? Сначала он определяет актуальный вопрос. Это может быть любое неизученное событие или явление, любое незнание или непонимание. После этого надо сформулировать цель своего исследования и выдвинуть рабочую гипотезу (научное предположение). После того, как стало ясно, что и зачем предстоит сделать, историк принимается за изучение работ предыдущих исследователей. Совокупность исследований в области истории, посвящённых определённой теме или исторической эпохе называются историографией.

Учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников истории и культуры, называется музеем. В современном мире насчитывается около 100 тысяч музеев, но это цифра примерная, так как сосчитать все музеи мира просто невозможно – их бесчисленное множество.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Генеалогия – наука о гербах.

Хронология – наука об измерении времени.

Ономастика рассматривает денежные купюры как исторический источник.

Нумизматика –- наука, извлекающая информацию из монет.

Источник

Историк: учеба, работа и перспективы

Профессия историка не такая скучная, как может показаться. Современный специалист изучает и фиксирует данные о глобализации, миграции, технологических революциях и не только. Рассмотрим, где он может работать и строить карьеру.

Кратко об истории

Среди первых историков наиболее известным является Геродот. Он вел сбор документальных материалов, самостоятельно занимался проверкой их достоверности и упорядочивал их, приводя к форме рассказов. Его труд был высоко оценен знаменитым римским оратором и государственным деятелем Цицероном. Он назвал Геродота «отцом истории».

В России, как и в западноевропейских странах, у истоков исторической науки стояли произведения, изложение событий в которых шло строго по хронологии (зарубежные историографы именуют их хрониками, а наши – летописями). В этих сочинениях уже прослеживаются первые попытки научного анализа. Летописцы не только пересказывали события, но и старались объяснить их, определить причинно-следственную связь между ними и раскрыть значение для общества.

В отдельную науку история оформилась в 18 столетии. Первым российским ученым-историком называют Василия Татищева. В своих работах он пользовался методами научного исследования, хотя и излагал материалы в форме летописи. Поэтому характерными чертами его трудов были тяжелый язык и сложность для восприятия.

Прорыв в российской историографии совершил Николай Карамзин. Он стал использовать для написания научных работ доступный для понимания, простой литературный язык. Его многотомный труд под названием «История государства Российского» (1818) побудил общество интересоваться прошлым страны. В этом заключается его особая ценность.

Новый виток в развитии российской историографии тесно связан с историком Сергеем Соловьевым. Он изучал события давно минувших дней не сквозь призму личностей и действий правителей (так поступал его предшественник), а в качестве естественного объективного процесса. Труды С. Соловьева способствовали появлению исследователей нового поколения, которые стремились выявлять в прошлом естественные закономерности и анализировать их. Кроме того, он является автором теории о государстве и развитии общества, которая стала значимым вкладом в науку. Именно благодаря ей были определены новые требования к профессии историка.

Описание профессии

Историки занимаются изучением жизни людей на протяжении нескольких тысячелетий. Для удобства предмет исследования был условно поделен на 3 большие части:

Что делает ученый-историк? Он собирает и интерпретирует историческую информацию, проводя исследовательские изыскания, работает с документами и прочими материалами из архивов. Как выглядит такая работа? Сперва специалист перечитывает древний текст. Затем он устанавливает его автора, определяет адресата, фиксирует дату создания и вид данного документа. После этого он синтезирует информацию, полученную из источника, с информацией о нем. Результат – интерпретация финальных данных. В своей работе историк пользуется наработками геральдики, нумизматики, сфрагистики (наука, изучающая печати), палеографии и так далее.

Профессия историка связана с интересным, но кропотливым трудом в хранилищах документов, архивах и библиотеках, музеях и выставочных залах. Также приходится общаться с коллекционерами. Часть работы такого специалиста – экспедиции этнографического и археологического направления, обязательное участие в симпозиумах и научных конференциях. Те, кто собирается специализироваться по зарубежной истории, должны быть готовыми к частым командировкам за границу.

Историк может трудоустроиться в следующих учреждениях:

Учеба и ЕГЭ

Как стать историком? Первая ступень в этом направлении – получить высшее образование. Желающим стать представителем этой профессии рекомендуется обратить внимание на такие направления подготовки:

Выучиться на историка можно во многих высших учебных заведениях России. В качестве примера приведем несколько из них:

Для поступления в любой из перечисленных или какой-нибудь другой вуз абитуриенту потребуется сдать ЕГЭ по русскому языку, истории и обществознанию. Помните, что высокие баллы дают хороший шанс пройти на бюджетную (бесплатную) форму обучения.

Круг обязанностей

Как уже упоминалось, основной задачей каждого историка является кропотливое исследование прошлого. Исходя из этого, он должен регулярно посещать библиотеки, архивы, музеи, присутствовать на местах, где ведутся археологические раскопки. Представители профессии, которые исследуют историю конкретных народов, обязаны принимать участие в этнографических экспедициях и ездить в командировки.

Вместе с тем значительная часть деятельности историка гораздо менее динамична. Ему приходится тратить достаточно много времени, чтобы тщательно изучить разные исторические источники. Плоды такого труда – новые научные статьи или целые книги. В процессе их написания специалист должен стараться не только руководствоваться опытом своих предшественников, но и предлагать новые методы исследования. Некоторые представители этой профессии, кроме непосредственно научной работы, преподают учебные курсы истории в общеобразовательных школах, средних специальных учебных заведениях и вузах.

Итак, профессиональный историк обязан:

Навыки и личностные качества

Историку для успешной работы и карьерного роста требуется владеть рядом навыков и обладать некоторыми важными для такой профессии личностными качествами:

На изучение письменных материалов требуется достаточно много времени. Поэтому историку понадобятся такие бесценные для его профессии качества, как усидчивость, терпение и готовность к рутине. Текстовые источники, как правило, насыщены датами, именами и событиями. Следовательно, специалисту нужны будут хорошая память и умение систематизировать знания. Кроме того, он должен быть эрудированным, иметь широкий кругозор, владеть способностью сопоставлять разные факты, а также уметь стройно и грамотно излагать мысли.

Уровень заработной платы

Чаще всего историки трудоустраиваются в государственные учреждения – учебные заведения (школы, институты, университеты), научно-исследовательские институты и прочие подобные организации. Зарплата специалиста там, как известно, довольно низкая.

В среднем по Москве оплата труда историка колеблется от 35 тысяч до 70 тысяч рублей. Это самый высокий уровень. В регионах ее размер составляет от 20 тысяч до 45 тысяч рублей. Среди них лидируют Воронежская и Ленинградская области.

Карьерный рост

Историк может работать в разных сферах: в образовании, науке, культуре. Востребованность такого специалиста во многом зависит от значимости его достижений. Высококвалифицированные профессионалы нужны всегда. А вот если ваш уровень средненький, на повышение можно даже не рассчитывать. В таком случае лучше и вовсе сменить род деятельности, чем сидеть годами на одном рабочем месте, получая минимальную зарплату.

Карьерный рост историка выглядит как переход на вышестоящую должность в той организации, где он трудоустроен. К примеру, в образовательном учреждении можно сначала возглавить кафедру, а потом – факультет или институт.

Помимо этого, представители этой профессии могут регистрироваться как индивидуальные предприниматели и предоставлять репетиторские и прочие образовательные услуги. Причем как самостоятельно, так и по контракту, числясь в штате частного учебного заведения. Устроиться на работу по специальности в столице историку намного проще. Невысокая зарплата – основная причина наличия вакантных мест. А вот в других городах с трудоустройством могут возникнуть сложности. Текучка среди представителей этой профессии там обычно очень низкая.

Перспективы профессии

Обучение на историческом факультете дает фундаментальное образование. В результате выпускник вуза получает знания внушительного диапазона, которые открывают перед ним широкие перспективы. Многие полагают, что диплом историка – пропуск на работу только в школу, в лучшем случае – в вуз. Это ошибочная точка зрения. Ведь на практике все происходит совершенно по-другому.

Историк может построить отличную карьеру в искусстве и журналистике. Не секрет, что сегодняшние публицисты, аналитики, а также радио- и телеведущие в свое время окончили исторический факультет или институт. Кем еще может стать представитель этой профессии? Из него может получиться неплохой общественный деятель, политик или дипломат. Кроме того, можно развиваться как ученому: быть организатором экспедиций‚ писать научные труды‚ принимать участие в конгрессах и конференциях.

Автор: Юлия Заблоцкая

Источник

ГДЗ история древнего мира 5 класс Никишин, Стрелков Русское Слово 2020 Задание: § 1 Что изучает история

Стр. 4. Ключевые вопросы

№ 1. Для чего нужно знание истории?

История помогает понять, как изменялась жизнь людей с течением времени и почему она стала такой, как сейчас. Знать историю важно всем людям, чем бы они ни занимались. Без неё мы бы не знали о том, что было создано предыдущими поколениями, как и когда возникла наша Родина, и не понимали бы, что происходит в мире вокруг нас. Без интереса к истории нельзя быть настоящими гражданами своей страны.

№ 2. Как историки узнают о жизни людей в далеком прошлом?

Благодаря сохранившимся останкам людей мы знаем, как выглядели предки. Изучать и восстанавливать облик древних людей помогает наука антропология (от греческого антропос — человек). Ещё важнее письменные источники — надписи на камне, глине, металле, дереве и, конечно, древние книги. Правда, письменные источники рассказывают не обо всей истории человечества, потому что люди изобрели письменность не сразу, а около 5 тысяч лет назад.

Таким образом, историки узнают о прошлом человечества, исследуя письменные и вещественные источники, стараясь точно установить время и ход исторических событий, понять, почему именно так, а не иначе развивалась история разных народов и стран. Если данных источников недостаточно для определённых выводов, историки выдвигают научные предположения — гипотезы.

Стр. 7. Итоговые вопросы

№ 1. Объясните, какие значения имеет слово «история»

Слово «история» греческого происхождения. В переводе оно означает «рассказ о событиях», «описание», «исследование». Историей называют прошлое всего человече­ства. Но история — это еще и наука, которая изучает жизнь и деятельность людей в прошлом.

№ 2. Выскажите мнение, для чего современному человеку нужно знание истории. Приведите примеры ситуаций, когда оно важно для вас.

Изучая историю, современный человек может понять, как изменялась жизнь людей и почему она стала такой, как сейчас. Без неё люди бы не знали о том, что было создано предыдущими поколениями и не понимали бы, что происходит в мире. Без интереса к истории нельзя быть настоящими гражданами своей страны. Для каждого человека особенно важна история своего Отечества. История каждого государства, в том числе и России, является частью мировой истории. Каждый образованный и культурный человек должен знать не только о своей Родине, но и о жизни других народов, чтобы лучше понимать их, жить с ними в мире и согласии.

Благодаря знанию истории я могу узнавать о происхождении праздников (9 мая, Новый год), развитии города, в котором я живу, о том, как жили бабушки и дедушки и очевидцами каких исторических событий они были.

№ 3. Какие разделы выделяются в истории Древнего мира? Покажите на карте, расположенной на форзаце учебника, территории государств, существовавших в древние времена на Востоке и в Европе.

История Древнего мира — самая ранняя часть истории человечества. Самый первый и наиболее длительный ее период — первобытная эпоха (от появления на Земле людей до возникновения первых государств).

Второй раздел истории Древнего мира называется исто­рией Древнего Востока. Около 5 тысяч лет назад в долинах крупных рек возникли древнейшие государства. Это огромный район, протянувшийся от Египта в Африке до Китая в Азии. На этой территории тысячи лет назад возникали, развивались и исчезали древние государства. Некоторые из них были обширными державами, на территории которых проживало множество разных народов.

Третий и четвёртый разделы истории Древнего мира носят названия история Древней Греции и история Древнего Рима. Это история первых государств Европы. Историческое развитие древних греков и римлян, или, как ещё говорят, народов Античности (от латинского антиквус — древний), отличалось от развития народов Древнего Востока и заложило основу современной цивилизации. Первые греческие государства возникли около трёх с половиной тысяч лет назад, а закончилась история Древнего мира падением Западной Римской империи в 476 году.

Чем занимаются историки 5 класс. Смотреть фото Чем занимаются историки 5 класс. Смотреть картинку Чем занимаются историки 5 класс. Картинка про Чем занимаются историки 5 класс. Фото Чем занимаются историки 5 класс

Древняя Греция, Македония (2)

Хеттское царство (3)

Палестина, Финикия (5)

Месопотамия: Шумер, Аккад, Вавилон (6)

Персидское государство (8)

№ 4. Представьте в таблице информацию об источниках, из которых историки узнают о прошлом.

№ 5. Составьте словарик названий наук, которыми пользуются историки при изучении прошлого. Укажите, что изучает каждая наука.

Изучать прошлое историкам помогают следующие науки:

Антропология – наука, изучающая облик древних людей

Археология — наука, изучающая прошлое по вещественным источникам: остаткам строений, обломкам посуды, оружию, монетам, украшениям, костям людей и домашних животных.

Картография – наука, изучающая исторические карты, по которым можно узнать о военных походах и местах сражений, о расположении городов, о торговых маршрутах, о границах государств

Нумизматика – наука об истории монетной чеканки и денежного обращения

Хронология – наука, изучающая историю счета времени и древние календари

Этнография – наука, изучающая образ жизни, быт, хозяйство, обычаи и традиции различных народов

№ 6. На основе текста и иллюстрации на с. 6 объясните, как работают археологи. Какие знания и умения необходимы в их работе?

Археологам необходимы знания по истории, этнографии, антропологии, нумизматике и другим наукам. Археолог должен уметь рисовать, чертить, фотографировать, быть в хорошей физической форме.

Археологи изучают карты, узнают, где примерно мог находиться древний город. Они определяют его примерные границы и проводят раскопки, используя как лопаты, так и кисточки для очистки найденных вещественных источников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *