Фонд модернизации жкх что это
Фонд модернизации Жилищно коммунального хозяйства
Ремонт в квартире и даже в подъезде можно провести силами жильцов, но как быть, если в реставрации нуждается многоквартирное здание? С целью решения этого вопроса создан Фонд модернизации ЖКХ.
Что это
Под фондом модернизации ЖКХ скрывается некоммерческая организация, которой в 2020 г. исполняется ровно 10 лет. Фонд является частью Ассоциации региональных операторов, в ведении которых находится капитальный ремонт многоквартирных домов.
Учредителями организации является Министерство ЖКХ и энергетики конкретной области, например, Новосибирской или Оренбургской, любой другой. Фонд имеет собственные органы управления, обязан вести отчетность, соответствовать определенным функциям на него возложенным. Деятельность фонда регламентируется Уставом.
Функции
Целью существования Фонда признается оказание поддержки гражданам и организациям, прежде всего, финансовой, занимающимся капитальным ремонтом многоквартирных домов. Сюда можно отнести также реконструкцию и модернизацию жилого фонда. Работа НКО преследует постепенное решение следующих задач:
Фонд вправе проводить мероприятия, помогающие привлечь кредитные ресурсы, софинансировать мероприятия, связанные с реконструкцией и модернизацией объектов, относящихся к инженерной инфраструктуре, проверять эффективность расходования ресурсов, формировать единое информационное пространство, а также обеспечивать прозрачность денежных потоков (скорее обязанность, чем функция). Сотрудники Фонда ответственны за целевое использование средств, выделенных на капитальный ремонт.
Состав
За работу НКО несет ответственность попечительский совет. В Новосибирской области он действует на основании Постановления администрации области №351-па от 28 сентября 2009 г. в состав Совета вошли:
По согласованию в составе попечительского совета могут быть также депутаты Законодательного собрания, сотрудники межотраслевых фондов энергосбережения и развития ТЭК, регионального центра по общественному контролю ЖКХ, члены Общественной палаты.
При этом органами управления являются Правление, попечительский совет и исполнительный директор.
Контроль и отчётность
Деятельность регионального оператора в Новосибирской области подконтрольна:
О проделанной работе НКО отчитывается ежеквартально и ежегодно.
Руководство
Руководит НКО исполнительный директор, ему подконтрольны 3 заместителя, помощник и Главный бухгалтер. В структуре организации действуют следующие отделы;
В распоряжении сотрудников организации есть ведущий специалист по кадрам, особняком находится управление энерго-эффективных проектов.
Контакты
Контакты конкретного фонда модернизации ЖКХ можно найти на официальном сайте области или региона. Обычно на сайте указывается не только конкретный адрес, по которому можно найти организацию, но также все необходимые телефоны, электронная почта.
Фонд модернизации ЖКХ – организация, в которую могут обратиться граждане и другие организации, заинтересованные в проведении капитального ремонта многоквартирного дома, ищущие средства и подрядчиков. У каждой области своя ответственная за ремонт в многоквартирных комплексах организация, все работы осуществляются исключительно из выделенных им средств.
Фонд модернизации жкх что это
ЖК РФ Статья 170. Фонд капитального ремонта и способы формирования данного фонда
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 170 ЖК РФ
Споры в суде общей юрисдикции:
1. Взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 257-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. Доходы в виде процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, а также доходы в виде процентов, полученные от размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта, зачисляются только на специальный счет, счет, счета регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 15.04.2019 N 60-ФЗ)
2. Размер фонда капитального ремонта исчисляется как сумма указанных в части 1 настоящей статьи поступлений в фонд за вычетом сумм, перечисленных за счет средств фонда капитального ремонта в оплату стоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и авансов за указанные услуги и (или) работы.
3. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
4. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
(см. текст в предыдущей редакции)
4) владелец специального счета;
5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.
4.1. В случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и сроки проведения капитального ремонта общего имущества в таком доме определяются в соответствии с региональной программой капитального ремонта. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой капитального ремонта, при условии, что на дату принятия данного решения средств на специальном счете достаточно для финансирования капитального ремонта или выбраны иные способы его финансирования.
(часть 4.1 введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ)
4.2. Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете может быть определен размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере большем, чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В этом случае перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемый решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, может быть дополнен услугами и (или) работами, не предусмотренными региональной программой капитального ремонта, а сроки проведения капитального ремонта могут быть установлены более ранние, чем это предусмотрено региональной программой капитального ремонта.
(часть 4.2 введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ)
5. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не менее чем в течение трех месяцев и не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 20.12.2017 N 399-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.1. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
(часть 5.1 введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ)
6. Не позднее чем за месяц до окончания срока, установленного частями 5 и 5.1 настоящей статьи, орган местного самоуправления обязан информировать собственников помещений в многоквартирном доме о последствиях непринятия ими решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта и созвать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.
(часть 6 в ред. Федерального закона от 20.12.2017 N 399-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 28.12.2016 N 498-ФЗ, от 20.12.2017 N 399-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Законом субъекта Российской Федерации устанавливается минимальный размер фондов капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют указанные фонды на специальных счетах, который не может превышать пятьдесят процентов оценочной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома, определенной в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе установить размер фонда капитального ремонта в отношении своего дома в размере большем, чем установленный минимальный размер фонда капитального ремонта. По достижении минимального размера фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников вправе принять решение о приостановлении обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением собственников, которые имеют задолженность по уплате этих взносов.
(в ред. Федеральных законов от 20.12.2017 N 399-ФЗ, от 28.11.2018 N 434-ФЗ)
За что можно привлечь к ответственности фонд капитального ремонта?
Хочу задать вам очень интересный вопрос, который затрагивает многих россиян.
Все мы ежемесячно платим за капитальный ремонт наших домов. Если кто-то из собственников не оплачивает эти квитанции, то региональный фонд капитального ремонта может выставить неустойку или штраф. А если сам фонд капитального ремонта не выполняет взятые на себя обязательства — не делает вовремя ремонт, — могут ли собственники взыскать с него неустойку или штраф за просрочку сроков работ? Как это можно сделать?
С фонда капремонта нельзя взыскать неустойку или штраф за просрочку работ: это не предусмотрено законом. Но если капремонт окажется некачественным или пройдет с нарушением срока, то с фонда можно потребовать убытки или заставить все переделать. Расскажу подробнее, как это работает.
Зачем нужен фонд капитального ремонта
Фонд капитального ремонта, ФКР, еще его называют региональным оператором, — это некоммерческая организация, которую создали власти региона, чтобы собирать с собственников помещений в многоквартирных домах взносы на капремонт общего имущества.
Еще ФКР составляет программу капитального ремонта всех многоквартирных домов региона, ищет подрядчиков, контролирует процесс и принимает работу. Региональный оператор существует на деньги регионального бюджета. Взносы собственников помещений в МКД нельзя использовать на нужды ФКР — они идут только на капремонт.
Курс о больших делах
Собственники помещений в МКД могут собирать деньги на капитальный ремонт и без участия регионального оператора — на специальном счете в банке. Для этого нужно провести общее собрание собственников и выбрать владельца счета, например УК или ТСЖ. В ответе я буду говорить только о случаях, когда жильцы платят взносы в ФКР.
К капитальному ремонту относится:
Местные власти могут отнести к капитальному ремонту и другие работы. Например, утепление фасада, устройство выходов на кровлю, установку общедомовых приборов учета электроэнергии, воды и другие.
Региональный оператор организует капремонт конкретного дома не когда ему захочется, а согласно региональной программе. Ее заранее утверждают власти региона. В программе есть информация обо всех домах — что и когда нужно ремонтировать. На основе этой информации ФКР составляет программу капремонта по каждому дому.
Не позднее чем за шесть месяцев до года, в котором планируется ремонт, ФКР публикует предложение о начале работ. Например, если ремонт должен начаться в декабре 2022 года, то самое позднее, когда появится предложение, — июнь 2021 года. В предложении должен быть указан срок начала работ, их перечень, стоимость и источник финансирования. Собственники из любого региона могут найти предложение о начале работ на портале «ГИС ЖКХ».
После этого собственники в течение трех месяцев должны провести общее собрание, рассмотреть список работ и решить, нужны они или нет. Если общее собрание одобрит предложение регионального оператора, то ФКР привлекает подрядные организации, составляет для них задание, а при необходимости и проектную документацию. Также фонд заключает договор.
После подписания договора работа ФКР не заканчивается. Фонд обязан контролировать, насколько качественно подрядчики выполняют задание и укладываются ли в срок. После окончания работ ФКР обязан все проверить и принять работу. В приемке могут участвовать и представители УК, и собственники квартир.
Дальше в идеале собственники получают отремонтированный дом, а подрядные организации — деньги. Но не всегда все идет по плану.
Что собственники могут требовать от фонда капремонта
Качество работ. Не всегда подрядчики хорошо делают свою работу. Бывает, что штукатурка осыпается уже через месяц после приемки, а отремонтированные лифты снова не работают.
После окончания капремонта региональный оператор отвечает за качество работ в течение минимум пяти лет с даты подписания акта приемки. Поэтому если собственники недовольны качеством работ, то должны обращаться именно в ФКР, а не к подрядчикам. Жалобу можно составить в произвольной форме, лучше, если она будет коллективной. Если региональный оператор игнорирует жалобы, нужно жаловаться в орган жилищного надзора. Следующий этап — суд.
Выполнение работ в срок. Если региональный оператор нарушает срок капремонта, обратитесь в жилищную инспекцию. Это ведомство, которое следит за тем, чтобы ФКР выполнял свою работу качественно и в срок.
Мне не удалось найти в судебной практике дела по искам граждан о затягивании срока капремонта. Зато есть случай, когда региональный оператор начал ремонт слишком рано, и это стало поводом для иска.
Из-за ремонта систем отопления отключился общедомовой счетчик тепловой энергии. В результате собственникам пришлось платить сначала по среднемесячному объему потребления, а потом по нормативам. Из-за этого счет на отопление стал больше на 30%. Собственник одной из квартир потребовал признать незаконным решение о проведении капремонта раньше срока, но суд в иске отказал. Обжалование не помогло.
Возвращаясь к вашему вопросу, отмечу, что никаких санкций и неустоек в отношении регионального оператора из-за нарушения срока не предусмотрено.
Безопасность своего имущества. Иногда от капитального ремонта страдают собственники квартир.
Например, в Рязани рабочие что-то неправильно закрыли во время ремонта крыши, и жильцов затопило. Дело дошло до Верховного суда, и решение было в пользу собственника — региональный оператор должен возместить сумму ущерба.
Еще фонд капитального ремонта должен расходовать средства только на ремонт домов согласно региональной программе. Важно проследить, чтобы дома были отремонтированы фактически, а не только на бумаге. Такое тоже бывает.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
Фонд капитального ремонта многоквартирных домов
Ввиду плохого состояния жилфонда в РФ, в 2014 году был введен в действие принципиально новый механизм капитального ремонта многоквартирных зданий. В рамках модернизации сферы ЖКХ обязанность по оплате работ была возложена на собственников квартир, с частичным софинансированием за счет властей федерального и регионального уровня.
Что такое фонд капитального ремонта многоквартирных домов и какие варианты расходования средств возможны по закону, расскажем далее.
Способы формирования фонда
Большую часть жилищного фонда страны составляют многоквартирные здания, возведенные еще при существовании СССР. По объективным причинам их состояние в лучшем случае оценивается как удовлетворительное, а многие строения признаны аварийными.
Поскольку бюджет любого уровня не в состоянии обеспечить расходы на проведение капитального ремонта, с 2014 года в ЖК РФ внесены следующие поправки:
Обязанность по содержанию
Ежемесячная оплата
Утверждение плана по капремонту
Создание фонда
Собственники жилых помещений могут повлиять не только на утвержденные сроки ремонта, но и на перечень работ.
Распространено заблуждение, что перечислять ежемесячные платежи не обязательно, особенно для граждан, проживающих в старых домах. Освобождение от уплаты взносов на капремонт закон предоставляет только ограниченным категориям граждан, а образовавшаяся задолженность будет взыскана региональным оператором.
В каждом субъекте РФ формируется региональный фонд капитального ремонта, за счет которого оплачиваются строительные работы. Он может быть открыт на счете в банковском учреждении (по решению собственников жилья) или регионального оператора (если этот вопрос остался не рассмотренным).
Предполагается, что жильцы сами заинтересованы в выборе способа формирования фонда капремонта.
Собственники жилья могут ввести повышенный размер ежемесячного платежа, чтобы расширить перечень строительных работ и ускорить их выполнение.
Однако процедура оформления документов для открытия спецсчета является достаточно сложной и запутанной, поэтому наиболее распространенным вариантом остаются счета региональных операторов.
Выделим следующие преимущества сбора средств через специальный счет, открытый собственниками:
Нужно учитывать, что при формировании специального счета собственники жилья обязаны самостоятельно контролировать своевременность и правильность перечисления взносов. На момент выбора подрядчика вся задолженность по взносам на капремонт должна быть погашена, либо собственники должны найти иные источники пополнения счета.
Пополнение спецсчета осуществляется из следующих источников:
Также сюда входят субсидии из бюджетов различных уровней, средства банковских кредитов и доходы, полученные от инвестирования средств со спецсчета. Деньги из банков привлекают, если для проведения капремонта недостаточно денежных средств, полученных от жильцов или госорганов. В этом случае общее собрание может принять решение о получении кредита.
Не допускается расходование средств со спецсчета на цели, не связанные с проведением ремонтных работ. О выявленных нарушениях банк должен уведомить регионального оператора.
Региональные программы капитального ремонта
Чтобы упорядочить процедуру сбора платежей и проведения капремонта в многоквартирных зданиях, в регионах проводят специальные программы. Они утверждаются нормативным актом субъекта РФ и включают в себя:
плановые периоды и очередность проведения ремонта в зданиях с учетом их нормативного и фактического износа;
информационное обеспечение фонда содействия капитального ремонта многоквартирных домов;
иные сведения, включаемые по решению исполнительного органа субъекта РФ.
Указанные программы могут отличаться на территории различных субъектов — размером минимального взноса, нормативной очередностью, перечнем работ и услуг и т.д.
Различия в программах связаны с объективными климатическими условиями, в которых приходится содержать и ремонтировать жилищный фонд, экономическими процессами в регионах, уровнем обеспеченности бюджета и т.д.
Для граждан практическое значение имеют два ключевых показателя — размер ежемесячного платежа и срок проведения капремонта в многоквартирном доме. Эта информация является публичной и общедоступной, все решения исполнительных органов власти и регионального оператора должны быть размещены в интернете на официальных ресурсах.
На федеральном и региональном уровне действуют сайты фонда капитального ремонта, которые предоставляют исчерпывающую информацию по любым вопросам в указанной сфере.
Для каждого дома рассчитывается срок работ на основании технической документации и актов обследования жилфонда.
Одновременно на региональном уровне решаются следующие вопросы:
После этого формируется перечень условий и требований, при соблюдении которых государство будет предоставлять меры поддержки для проведения капремонта. Затем утверждается порядок перевода средств из фонда капитального ремонта на специальный счет, открытый собственниками дома.
Каждая региональная программа должна определять перечень работ и услуг, которые будут доступны при наступлении плановой очередности.
Законом определен список обязательных видов строительных работ, которые будут проводиться даже при уплате минимального ежемесячного взноса:
На уровне субъекта РФ могут предусматриваться и дополнительные виды работ. Например, к их числу закон относит установку приборов учета коммунальных услуг, утепление фасадных элементов, замену или установку системы вентиляции и т.д.
Региональный фонд капитального ремонта МКД
Одним из способов накопления взносов, поступающих от граждан, является формирование регионального фонда капремонта. Контроль за пополнением и целевым расходованием средств в этом случае осуществляют исполнительные органы власти, а текущее управление входит в компетенцию регионального оператора.
Порядок управления и расходования средств фонда капитального ремонта многоквартирных домов города предусматривает некоторые особенности.
Денежные взносы, поступившие от граждан, направляются на ремонт домов согласно плану очередности.
Для проведения капремонта назначается открытый конкурс, по итогам которого выбирается подрядчик. Для выполнения работ подрядчику переводится 30% от стоимости сметы, остаток выплачивается после фактического завершения работ. Если принимается решение об открытии специального счета, региональный оператор переводит деньги на него по заявлению собственников.
Комплект документов, который необходим для выполнения работ по капитальному ремонту МКД или открытия специального счета, можно найти на официальном сайте регионального оператора.
Если вы хотите перевести деньги за ремонт дома на отдельный счет, но не знаете, как это сделать, вы можете задать все вопросы нашему квалифицированному юристу. Консультации доступны в режиме онлайн. Для этого оставьте заявку на нашем сайте через специальную форму или позвоните по указанным телефонам.
Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года |
Комментарии
Здравствуйте. Капитальный ремонт многоквартирного жилого дома финансируется за счет обязательных взносов собственников помещений (ч. 1 ст. 169, ч. 1 ст. 170 ЖК РФ), за некоторыми исключениями… При этом не имеет значения как был проведен предыдущий.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 апреля 2016 г. N 10-П
Соответственно, исходя из того что участники общей долевой собственности обязаны соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК Российской Федерации), несение расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме (фактически — здания и его конструктивных элементов), включая расходы на капитальный ремонт, для каждого из собственников помещений в этом доме — не просто неотъемлемая часть бремени содержания принадлежащего ему имущества (статья 210 ГК Российской Федерации), но и обязанность, которая вытекает из факта участия в праве собственности на общее имущество и которую участник общей долевой собственности несет, в частности, перед другими ее участниками, чем обеспечивается сохранность как каждого конкретного помещения в многоквартирном доме, так и самого дома в целом.
Что касается взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, то они имеют иную правовую природу: будучи обязательной платой за организацию и проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, они не обладают характерным для платежей публичного характера признаком индивидуальной безвозмездности и предназначены для оплаты расходов на выполнение конкретных работ и оказание услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества (включая отдельные элементы строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома), в том числе по их восстановлению или замене в целях улучшения их эксплуатационных характеристик, и тем самым — для поддержания многоквартирного дома в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, что отвечает прежде всего интересам собственников помещений в таком доме.
Кроме того, взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в отличие от налогов и сборов, не перечисляются в бюджет, а зачисляются — в зависимости от избранного собственниками помещений в многоквартирном доме способа формирования фонда капитального ремонта — либо на специальный счет в кредитной организации (банке), либо на счет регионального оператора (часть 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут использоваться в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований, а должны расходоваться исключительно на цели, связанные с организацией и проведением капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
6. Обязанность уплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах возлагается частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации на всех собственников помещений в таких домах, за исключением случаев, предусмотренных другими положениями данного Кодекса, согласно которым от уплаты этих взносов освобождаются, в частности, собственники помещений в многоквартирном доме, который в установленном порядке признан аварийным и подлежащим сносу либо в отношении которого исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принято решение об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, занимаемого данным домом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом доме (часть 2 статьи 169); собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на специальном счете и установившие размер фонда капитального ремонта в отношении своего дома в размере большем, чем определенный для таких домов законом субъекта Российской Федерации минимальный размер фонда капитального ремонта, — в случае принятия ими решения о приостановлении обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт в связи с достижением минимального размера фонда капитального ремонта (часть 8 статьи 170).
6.2. Положение части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, не затрагивая порядок исполнения бывшим наймодателем обязанности по производству капитального ремонта многоквартирных домов, по своему буквальному смыслу, не освобождает собственников приватизированных жилых помещений в многоквартирных домах, в отношении которых у бывшего наймодателя сохраняется указанная обязанность, от уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в таких домах в целях финансирования проведения последующих капитальных ремонтов.
Это означает, что сам по себе факт непроведения капитального ремонта многоквартирного дома бывшим наймодателем не может являться основанием для уклонения собственников расположенных в нем помещений от уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в данном доме, что подтверждается и судебной практикой (определение Верховного Суда Российской Федерации от 23 июля 2014 года N 13-АПГ14-23 и др.). Не освобождает положение части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации от уплаты указанных взносов и соответствующие публично-правовые образования, если в их собственности находятся одно или несколько помещений в многоквартирном доме, — они обязаны уплачивать эти взносы на равных основаниях с другими собственниками расположенных в нем помещений и вне зависимости от исполнения ими ранее своей обязанности как наймодателей по проведению капитального ремонта данного дома.
постановил:
1. Признать положение части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, закрепляющее общую обязанность собственников помещений в многоквартирных домах уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в этих домах (за исключением установленных законом случаев), не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования оно предполагает совместное и равное участие всех собственников помещений в многоквартирных домах — независимо от даты возникновения права собственности на конкретные помещения, основания его приобретения и формы собственности — в формировании фондов капитального ремонта общего имущества в таких домах, что не исключает необходимость оказания (по крайней мере, в первые годы реализации региональных программ капитального ремонта, т.е. в условиях первоначального накопления средств фондов капитального ремонта) дополнительной финансовой поддержки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, причем независимо от избранного собственниками расположенных в них помещений способа формирования фонда капитального ремонта, во всяком случае — при возникновении неотложной потребности в нем, на безвозвратной или возвратной основе за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования, а также за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Исходя из того что статьей 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» за бывшим наймодателем сохранена обязанность по производству капитального ремонта нуждавшихся в нем домов (что само по себе не исключает уплату взносов на капитальный ремонт всеми собственниками расположенных в них помещений), федеральному законодателю надлежит установить механизм исполнения данной обязанности, согласованный с закрепленным в Жилищном кодексе Российской Федерации порядком проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Плачу ежемесячные взносы на капитальный ремонт в ТСЖ и примерно такую же сумму обязательный взнос в Фонд капитального ремонта! Законно это?
Вы платите отдельно за капитальный ремонт в фонд капитального ремонта и за текущий ремонт и содержание — в ТСЖ.
Согласно ст.154 ЖК РФ 2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Согласно ст.169 ЖК Рф 3. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
Уточните в ТСЖ почему вам необходимо платить 2 раза взнос на капитальный ремонт. Возможно было принято какое-то решение собственниками помещений в МКД путем проведения общего собрания, которое в силу ст.45 ЖК РФ обязательно для всех собственников в доме. Не думаю, что сотрудники ТСЖ настолько безграмотны в жилищных вопросах.
Если собственники жилых помещений приняли на общем собрании решения о дополнительных взносах или ремонт на содержание общедомового имущества то это законно. Если такого решения нет то взносы незаконны
ЖК РФ, Статья 46. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме
1. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктом 1.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2 — 3.1, 4.2, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Копии решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
(в ред. Федеральных законов от 27.09.2009 N 228-ФЗ, от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 03.07.2016 N 355-ФЗ)
«Спасибо. Но в квитанции на оплату от ТСЖ стоит оплата капитального ремонта. Все-равно надо платить взносы в Фонд кап ремонта?»
Попросите в вашем ТСЖ протокол собрания по вопросу взносов на кап ремонт. В нем должно быть принято решение об открытии спец счета или уплате взносов в фонд капитального ремонта. Если такое решение отсутствует, то нужно платить в фонд капитального ремонта.
Фонд выставляет платежки отдельно или делает это через расчетный центр.
Добрый день! Сейчас существуют много мнений по поводу оплаты «Фонда капитального ремонта»? Кто-то не платит, объясняя тем, что это «ФОНД»(необходимо заключать договора с фондами, куда эти деньги идут? почему я должен ждать 5, 10 лет( а мои деньги будут куда-то «утекать»?- и т.д) Другие наоборот стоят на правильности решения об оплате. Подскажите пожалуйста, как быть? А если не оплачивать? Каковы могут быть последствия? И можно ли отказаться от уплаты «данной услуги»(и каким законом регламентируется). Спасибо.
Доброго времени суток!
Обязанность по оплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт установлена ч.1 ст.169 Жилищного кодекса РФ. Оплата должна производиться в размере минимального взноса, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, если больший размер взноса не установлен решением общего собрания.
Вы можете принять решение на общем собрании собственников Вашего дома о формировании оплачиваемых на капитальный ремонт денежных средств на специальном счете и формировать денежные средства для капитального ремонта только Вашего многоквартирного дома.
Действительно много споров и рассуждений на правомерность сбора денежных средств на кап ремонт таким образом, но до настоящего момента какого-то конкретного правового решения, позволяющего не производить оплату, не принято.
3 марта 2016 года по данному вопросу состоялось слушание в Конституционном суде РФ о проверке конституционности части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации по запросам групп депутатов Государственной Думы.Заявители считают взносы на капремонт дополнительным и неправомерно установленным налогом. Однако решение по данному делу до настоящего момента не опубликовано.
За не внесение оплаты кап ремонта предусмотрены пени ч.14.1 ст.155 ЖК РФ: Собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.