Фонд национального благосостояния россии что это такое простыми словами
Фонд национального благосостояния (ФНБ)
Россия — страна, богатая ресурсами газа и нефти, которые она успешно экспортирует, а часть доходов федерального бюджета от продажи углеводородов поступает в Фонд национального благосостояния России. ФНБ это именно этот фонд. Как расходуются средства фонда со столь красивым и даже патриотичным названием, что получает в итоге народ России и насколько объективны критики, обвиняющие власть в нерачительном или вообще «грабительском» распоряжении средствами ФНБ?
История ФНБ
Впервые специальный федеральный фонд, формируемый (наполняемый) за счет нефтегазовых доходов Российского государства, был основан 1 января 2004 года. Он получил полное название Стабилизационный фонд Российской Федерации, сокращенное — СФ России.
По сути новый фонд стал аккумулировать государственные финансовые активы, которыми распоряжается не парламент, утверждая федеральный бюджет, а правительство в лице Минфина.
Порядок формирования и расходования средств фонда изначально регулируется Бюджетным кодексом РФ:
Именно 1 февраля 2008 Стабфонд РФ был реорганизован путем разделения на ФНБ и Резервный фонд РФ.
С 2008 по 2017 год включительно формирование ФНБ России производилось за счет избыточных доходов от продажи нефти и газа (если при их перечислении в Резервный фонд превышалась его нормативная величина), а также за счет доходов, извлеченных в результате управления средствами Резервного фонда. После 2010 года ставка отчисления в фонды была установлена на уровне 3.7% от ВВП, хотя в 2008 составляла 6.1%.
В начале 2018 года Резервный фонд полностью израсходован и объединен с фондом национального благосостояния — теперь единая структура получает финансирование за счет реализации на внешних рынках углеводородов и управления собственными средствами. Данные в табличном формате доступны в разделе «Статистика» на официальном сайте ФНБ.
Обратите внимание: в то же время часть доходов, извлекаемых из управления деньгами бывшего Стабфонда, зачисляется в федеральный бюджет.
Цели фонда национального благосостояния
Согласно бюджетному кодексу РФ у наполнения и приумножения средств ФНБ тройная цель:
Управление средствами ФНБ закон возлагает на Минфин РФ. Он также допускает осуществление отдельных полномочий по управлению активами фонда Банком России — тем самым, который содействует формированию Фонда консолидации банковского сектора (ФКБС).
В российском законодательстве также прописан перечень активов, в которые дозволяется вкладывать средства ФНБ. Любое расходование денег, являющееся новшеством, требует принятия поправок в закон, разрешающих такую вольность. В настоящий момент предполагается пополнять фонд доходами при цене нефти свыше 40 долларов за баррель.
Объем средств ФНБ
Фонд национального благосостояния на сегодня беднее не только по сравнению с началом года, но и с 1 декабря, так как в последнем месяце из фонда перечислялись деньги на сбалансирование ПФР. Кроме того, средства из ФНБ направлялись на финансирование ряда зарубежных проектов через Внешэкономбанк. Более 1/3 средств фонда представляет собой неликвидную часть, размещенную в следующих направлениях:
По состоянию на 1 января 2018 деньги фонда (ликвидная часть, примерно 60% объема) размещены:
Критика ФНБ
Как известно, впоследствии Януковичу не удалось сохранить свой пост, а новые украинские власти приложили все усилия, чтобы отказаться от обслуживания долга перед РФ. Удастся ли вернуть вложения в облигации государства, недавно объявившего Россию «агрессором» на законодательном уровне — в настоящий момент вопрос открытый. Но не секрет, что при этом мы в последние годы простили гораздо большие долги другим странам с «хорошими» взаимными отношениями.
Большие вопросы вызвало также решение вкладывать деньги фонда в инфраструктурные проекты, выше названные «самоокупаемыми» в кавычках. Эксперты утверждают, что вложения в высокоскоростную дорогу Москва—Казань, новую кольцевую объездную автодорогу на территории Мособласти (ЦКАД), а также реконструкцию железнодорожных магистралей — Транссиба и БАМа — себя не окупят. Между тем не было необходимости изобретать велосипед.
Вложения средств фонда после кризиса 2008 года как в рынок США, так и в российский рынок, буксовавший в 2010-14 годах, на сегодня показали бы отличную отдачу. Сравнение ФНБ с аналогичным норвежским фондом я делал здесь. Автодороги по привычке выглядят более средством «освоения» денег и мало у кого есть сомнения, что качество этих дорог (если строительство будет доведено до конца) сильно пострадает от коррупции.
Также вызывает беспокойство реальное состояние дел Пенсионного фонда, который призваны поддержать деньги ФНБ. Кризис банковской сферы последних лет вполне может перекинуться в область пенсий — громкие процессы по хищению денег из ряда фондов уже были. Сейчас, после ликвидации Резервного фонда, многие прогнозы по будущему ФНБ пессимистичны. С сентября по декабрь 2017 года сумма в размере 165 млрд. рублей ежемесячно вливалась из ФНБ в ПФР. Это значит, что при сохранении такого темпа траншей и неизменном размере фонда национального благосостояния средств хватит примерно на два года.
Будущее неизвестно, но ясно одно — понижение цены на нефть плохо отразится на фонде национального благосостояния, тогда как повышение будет ему благоприятствовать. Однако управление фондом определенно нужно улучшать, снижая сырьевую зависимость и долю рискованных проектов, тогда как ликвидная часть из депозитов лишь сдерживает, но не обгоняет инфляцию.
Фонд национального благосостояния России
Содержание
Описание
Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Формирование фонда
Фонд национального благосостояния формируется за счёт:
Размещение
Динамика изменений
Дата | В млрд. долл. США | В млрд. руб. |
---|---|---|
01.02.2008 | 32,00 | 783,31 |
01.03.2008 | 32,22 | 777,03 |
01.04.2008 | 32,90 | 773,57 |
01.05.2008 | 32,72 | 773,82 |
01.06.2008 | 32,60 | 773,93 |
01.07.2008 | 32,85 | 770,56 |
01.08.2008 | 32,69 | 766,48 |
01.09.2008 | 31,92 | 784,51 |
01.10.2008 | 48,68 | 1 228,88 |
01.11.2008 | 62,82 | 1 667,48 |
01.12.2008 | 76,38 | 2 108,46 |
01.01.2009 | 87,97 | 2 584,49 |
01.02.2009 | 84,47 | 2 991,50 |
01.03.2009 | 83,86 | 2 995,51 |
01.04.2009 | 85,71 | 2 915,21 |
01.05.2009 | 86,30 | 2 869,44 |
01.06.2009 | 89,86 | 2 784,14 |
01.07.2009 | 89,93 | 2 813,94 |
01.08.2009 | 90,02 | 2 858,70 |
01.09.2009 | 90,69 | 2 863,08 |
01.10.2009 | 91,86 | 2 764,37 |
01.11.2009 | 93,38 | 2 712,56 |
01.12.2009 | 92,89 | 2 769,84 |
01.01.2010 | 91,56 | 2 769,02 |
01.02.2010 | 90,63 | 2 757,89 |
01.03.2010 | 89,63 | 2 684,21 |
01.04.2010 | 89,58 | 2 630,27 |
01.05.2010 | 88,83 | 2 601,62 |
01.06.2010 | 85,80 | 2 616,54 |
01.07.2010 | 85,47 | 2 666,41 |
01.08.2010 | 88,24 | 2 663,76 |
01.09.2010 | 87,12 | 2 671,54 |
01.10.2010 | 89,54 | 2 722,15 |
01.11.2010 | 90,08 | 2 772,80 |
01.12.2010 | 88,22 | 2 761,96 |
01.01.2011 | 88,44 | 2 695,52 |
01.02.2011 | 90,15 | 2 674,53 |
01.03.2011 | 90,94 | 2 631,98 |
01.04.2011 | 91,80 | 2 609,66 |
01.05.2011 | 94,34 | 2 594,58 |
01.06.2011 | 92,54 | 2 597,55 |
01.07.2011 | 92,61 | 2 600,00 |
01.08.2011 | 92,70 | 2 566,04 |
01.09.2011 | 92,63 | 2 673,05 |
01.10.2011 | 88,69 | 2 827,10 |
01.11.2011 | 91,19 | 2 726,42 |
01.12.2011 | 88,26 | 2 764,40 |
01.01.2012 | 86,79 | 2 794,43 |
01.02.2012 | 88,33 | 2 682,21 |
01.03.2012 | 89,84 | 2 600,88 |
01.04.2012 | 89,50 | 2 624,78 |
01.05.2012 | 89,21 | 2 619,52 |
01.06.2012 | 85,48 | 2 773,78 |
01.07.2012 | 85,64 | 2 810,45 |
01.08.2012 | 85,21 | 2 742,85 |
01.09.2012 | 85,85 | 2 772,45 |
01.10.2012 | 87,61 | 2 708,58 |
01.11.2012 | 87,19 | 2 748,67 |
01.12.2012 | 87,47 | 2 716,61 |
См. также
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Фонд национального благосостояния России» в других словарях:
Резервный фонд Российской Федерации — сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния России. Содержание 1 Описание 2 Максимальная величина Резервног … Википедия
Резервный фонд России — Резервный фонд Российской Федерации сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда на резервный фонд и Фонд национального благосостояния России. На 1 марта 2009 года сумма резервного фонда Содержание 1 Описание 2… … Википедия
Суверенный фонд — (англ. Sovereign wealth fund) государственный инвестиционный фонд, финансовые активы которого включают акции, облигации, имущество, драгоценные металлы и другие финансовые инструменты. Инвестиции суверенных фондов охватывают весь мир.… … Википедия
Национальный фонд — Великобритания Национальный фонд объектов исторического интереса либо природной красоты Россия Фонд национального благосостояния России Национальный фонд развития здравоохранения Фонд национальной энергетической безопасности Национальный фонд… … Википедия
Финансовый кризис 2008–2009 годов в России — См. также статью: Мировая рецессия конца 2000 х Финансовый кризис и рецессия 2008 2009 годов в России как часть мирового финансового кризиса стали возможными, по мнению помощника Президента России А. Дворковича, из за произошедшей интеграции … Википедия
Финансовый кризис 2008 года в России — См. также статью: Мировая рецессия конца 2000 х Финансовый кризис и рецессия 2008 2009 годов в России как часть мирового финансового кризиса стали возможными, по мнению помощника Президента России А. Дворковича, из за произошедшей интеграции… … Википедия
Экономический кризис 2008 года в России — См. также статью: Мировая рецессия конца 2000 х Финансовый кризис и рецессия 2008 2009 годов в России как часть мирового финансового кризиса стали возможными, по мнению помощника Президента России А. Дворковича, из за произошедшей интеграции… … Википедия
Экономический кризис в России (2008) — См. также статью: Мировая рецессия конца 2000 х Финансовый кризис и рецессия 2008 2009 годов в России как часть мирового финансового кризиса стали возможными, по мнению помощника Президента России А. Дворковича, из за произошедшей интеграции… … Википедия
Финансовый кризис 2008—2009 годов в России — Основная статья: Экономика России См. также статьи: Мировая рецессия конца 2000 х, Экономические реформы в России (1990 е годы). Финансовый кризис 2008 2010 годов в России как часть мирового финансового кризиса стали возможными, по мнению… … Википедия
Финансово-экономический кризис 2008—2010 годов в России — Основная статья: Мировой финансово экономический кризис В данной статье рассматривается Финансово экономический кризис 2008 2010 годов в России как часть мирового финансового кризиса. Содержание 1 Падение фондового рынка: август& … Википедия
Отправить по почте
Формирование
Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:
— налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный, газовый конденсат);
— вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
— вывозных таможенных пошлин на газ природный;
— вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.
Определенная часть указанных нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд.
С 1 января 2010 г. до 1 января 2015 г. нормативная величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета. [1]
Другим источником формирования Фонда национального благосостояния являются доходы от управления его средствами.
С 1 января 2010 г. до 1 февраля 2015 г. доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния не зачисляются в Фонд, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета. [2]
Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации.
С 1 января 2010 г. до 1 января 2015 г. обособленный учет средств нефтегазовых доходов федерального бюджета не осуществляется. [3]
Расчеты и перечисления средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
С 1 января 2010 г. до 1 января 2015 г. порядок проведения расчетов и перечислений средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния приостановлен. [4]
Учет операций с нефтегазовыми доходами федерального бюджета, средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется в порядке, установленном для учета операций со средствами федерального бюджета.
[1] В соответствии с Федеральным законом от 30.09.2010 № 245-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации».
ФНБ повис на России мертвым грузом
Что роднит руководителей экономического блока правительства с пушкинским Скупым рыцарем
Государственная дума готовится ко второму чтению федерального бюджета на 2022 год и на трехлетний плановый период. Но уже после первого чтения понятна его главная особенность, на которой настаивают представители финансового блока Правительства РФ — последователи экономического либерализма, — это профицитность бюджета.
Фото: Алексей Меринов
Между тем негативное влияние профицита бюджета на экономический рост доказано мировой теорией и практикой. Профицит бюджета означает, что из экономики через налоги, пошлины, акцизы и прочие фискальные инструменты изымается больше средств, чем потом через госрасходы в нее возвращается. В конечном счете профицит бюджета сдерживает экономический рост, не позволяет реализовать возможности перехода на высокие технологии, инновационный путь развития и добиваться тем самым более эффективных результатов хозяйствования, парализуя решение острых социальных проблем.
Особо подчеркну, что в большинстве стран мира действует правовая норма, запрещающая формировать и утверждать профицитный бюджет. Подобная форма сбалансированности бюджета действовала и в Российской Федерации до 2001 года. Однако теоретики экономического либерализма изъяли ее из «Бюджетного кодекса РФ». И уже на 2001 год федеральный бюджет был принят с профицитом в 2,9% к ВВП. Эта теоретически безграмотная вакханалия продолжалась и в последующие годы.
Так, в 2019 году профицит федерального бюджета составил 1,932 трлн рублей, или 1,8% ВВП; в 2020 году — 876 млрд рублей (0,8% ВВП), в 2021 году — 952 млрд рублей (0,8% ВВП).
Казалось бы, что плохого в том, что доходы бюджета превышают расходы? Но попробуйте объяснить такой вопиющий факт: на 2018 год был запланирован профицит федерального бюджета в объеме 2,7 трлн рублей, или 2,1% ВВП. Но при этом тут же были повышены НДС с 18 до 20% и возраст выхода на пенсию на пять лет, что, естественно, ударило по потребительскому спросу и объективно затормозило рост ВВП. Другими словами, одной рукой Правительство РФ увеличивает налоги, чтобы наполнить государственный бюджет, а другой рукой формирует бюджет с профицитом, то есть изымает финансовые ресурсы из бюджета. Экономическое чудо, да и только!
Естественно возникает вопрос: а зачем надо было повышать налог на добавленную стоимость при профиците бюджета? Варианта ответа два: либо это теоретическая безграмотность, либо это делается, чтобы сознательно опустить экономику России. Совершенно неудивительно, что подобное решение сразу же начало оказывать дестимулирующее воздействие на предпринимательскую активность, отразилось на ухудшении динамики экономических показателей, затормозив рост ВВП и приток инвестиций.
Между тем, как свидетельствует практика развитых стран, они, как правило, формируют дефицитные бюджеты. Дефицит бюджета в разумных пределах заставляет правительство изыскивать дополнительные резервы для его покрытия, приводит к увеличению доходов хозяйствующих субъектов, а следовательно, способствует росту покупательной способности и расширению национального производства.
Разумный предел дефицита бюджета в развитых странах не превышает 2–3% ВВП. Например, этот показатель для Австрии, Словакии, Бельгии, Канады, Турции, Польши, Китая находится в пределах 2%; считается, что это бюджет с умеренным дефицитом.
Лишь в ходе борьбы с пандемией и ее последствиями дефициты бюджетов значительно выросли. В среднем дефицит составил в 2020 году в развитых странах 11,7% ВВП. Сохранится этот высокий уровень и в 2021 году. Так, в европейских странах, по экспертным оценкам, он составит 6,7%. В Китае и Индии дефициты бюджетов также будут существенными — 9,6% и 10%.
С другой стороны, как государство может выйти на траекторию устойчивого экономического роста, если профицит бюджета, увеличение объемов различных «кубышек», то есть искусственного вывода финансовых ресурсов из бюджета, становятся нормой. Поэтому не вызывает удивления сохранение бюджетного профицита на 2022 и 2023 годы в объеме 1% ВВП.
Другими словами, систематически происходит консервация сложившейся структуры расходов федерального бюджета при невозможности существенного увеличения производительных бюджетных расходов на образование, здравоохранение, рост доходов населения, инфраструктурные инвестиции. То есть государство продолжает обсчитывать и обкрадывать экономику, а не ускорять ее развитие, продолжает формировать модель экономики не развития, а торможения.
Правительство на очередную трехлетку планирует дальнейшее финансовое обескровливание бюджета путем увеличения доли доходов, проходящих мимо казны и направляемых в Фонд национального благосостояния (ФНБ). Это, как убеждает правительство, та самая подушка безопасности, которая якобы сработает, если вдруг что-то нехорошее нагрянет, которая будет использована в сбалансированности бюджета в будущем.
Объем ФНБ на начало 2019 года составил 3,8 трлн рублей (3,6% ВВП). В 2020 году он возрос в два раза и составил 7,9 трлн рублей (7,1% ВВП), а в 2021 году увеличится до 11,5 трлн рублей (9,7% ВВП). К концу 2022 года объем фонда составит 13,66 трлн рублей, или 10,6% ВВП, фактически превысив объемы государственного и корпоративного внешнего долга, что с точки зрения теории лишено экономического смысла.
При таких приоритетах правительства нет ничего удивительного в том, что расходы на национальную экономику, социальную политику на 2022 год планируются ниже уровня предыдущего года. И ни о каких темпах роста ВВП в 5–7% в новой трехлетке речи не идет и идти не может.
Между тем по своей экономической природе ФНБ — это средства, выведенные из бюджета и мертвым грузом оседающие в «кубышке»: они не принимают участия в текущей сбалансированности бюджета и не работают на экономику страны. В этом фонде, объем которого превышает половину от суммы бюджетных доходов, по сути, сгорают гигантские средства, которые правительство не пускает на развитие России. И это в стране, где продолжает вымирать население, где износ машин и оборудования превышает 50%! Такого финансового перекоса нет в бюджетной системе ни одной страны мира.
Вспомним слова поэта:
О, если б мог от взоров недостойных
Я скрыть подвал! О, если б из могилы
Прийти я мог, сторожевою тенью
Сидеть на сундуке и от живых
Сокровища мои хранить, как ныне!
Не уподобляются ли правительственные теоретики экономического либерализма пушкинскому Скупому рыцарю? Зачем расходовать производительные силы и финансовые ресурсы, если они не используются во благо народа России? Пусть лучше они лежат мертвым грузом в «кубышке»! Думается, что это неверно и с теоретических позиций, и с точки зрения будущего России.
Если обобщить, то следствием ставки на профицитность федерального бюджета, формирования все возрастающего ФНБ и других «кубышек» стали деградация и офшоризация российской экономики, вывоз капитала и утечка умов. Почти все рынки и производство отданы западным транснациональным корпорациям. Купленные иностранцами акции приватизированной собственности уходят за рубеж, да и деньги за нее эффективные менеджеры переправляют туда же. В результате с третьего места, которое занимала наша страна в мире, уступая по объему валового внутреннего продукта только США и Японии в 1990 году, мы переместились на шестое при оценке валового внутреннего продукта по паритету покупательной способности (после Китая, США, Японии, Индии и Германии) и на 16-е место при оценке ВВП по рыночному курсу доллара.
Сознательный вывод финансовых ресурсов из экономики, вполне естественно, негативно отражается на благосостоянии большей части населения России. По официальным данным Росстата, с 2014 года доходы населения упали на 8%. По качеству уровня жизни Россия опустилась на 90-е место среди 142 стран мира. За 2020 год численность населения нашей страны уменьшилась более чем на 700 тысяч человек. Это рекорд естественной убыли не только за последние годы, но и за всю историю в мирное время.
Что же нужно сделать, чтобы перезапустить экономический рост в России и повысить благосостояние россиян?
Главный шаг — это принципиальный отказ от монетаристской неолиберальной модели экономического роста. Исходя из опыта Китая, Японии, Швеции, Франции, Южной Кореи, наиболее приемлемой для Российской Федерации могла бы быть модель социально-экономического развития, опирающаяся на государственный планово-рыночный механизм, формирующий социально справедливое общество.
Это предполагает ориентацию не на финансово-спекулятивный сектор, а на рост прежде всего отечественного производства, рост производительности общественного труда на основе ускорения научно-технического прогресса, опору на реальные возможности национальной экономики и собственный интеллектуальный кадровый потенциал.