Франшиза и франчайзинг в чем отличие
В чем разница между франчайзингом и франшизой
Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии
Многие предприниматели начинают с покупки франшизы — это хороший способ избежать массы рисков, с которыми связан любой стартап. И для начала стоит разобраться в понятиях: франчайзи, франшиза, франчайзер, франчайзинг. В статье разложим по полочкам термины и поясним, каким законам подчиняется франшиза и все, что с нею связано.
Какие понятия связаны с франшизой
В российском бизнес-лексиконе франчайзинг и франшиза описывают примерно одно и то же явление. Это вид отношений между предпринимателями: одна сторона (франчайзер, головная компания, владелец бренда) передает другой стороне (франчайзи, начинающий предприниматель) право работать под своим брендом и по своей бизнес-модели.
Нюансы понятий такие:
Есть и другие термины. Кто такие франчайзер и франчайзи, мы уже рассказали. Теперь разберемся, какой вознаграждение платит предприниматель головной компании за право пользоваться брендом и наработками, за поддержку и контроль. Помимо этого франчайзи сам несет расходы на подготовку и запуск бизнеса. Вознаграждение бывает разовым и регулярным.
Еще одно важное понятие касается договора франшизы. В российских законах нет понятий франчайзинга и пр., так что для оформления таких отношений компании и предприниматели используют разные варианты договоров. Самый популярный из них — это договор коммерческой концессии. Он регулируется ст. 1027 ГК РФ.
По договору концессии основополагающее действие — это передача прав на использование товарного знака. Еще один важный момент — договор после подписания нужно зарегистрировать в Роспатенте, тогда он считается действительным. В остальном договор может быть довольно свободным или жестко регулировать деятельность франчайзи, предписывая цвет униформы персонала, марку оборудования, узкий список поставщиков. Все это не регулируется законодательно. Подробнее расскажем о договоре и его слабых сторонах далее в статье.
Какие формы франчайзинга бывают
Расскажем о разных формах франчайзинга, потому что они в самом деле отличаются, и лучше представлять себе разные рабочие модели перед выбором франшизы.
Обратный франчайзинг похож на дистрибуцию товаров. Франчайзи берет у головной компании товар на реализацию и получает процент от оборота своей компании. Или же реализует товар франчайзера, а роялти и даже паушальный взнос закладываются в стоимость товаров.
Какие риски есть у договора коммерческой концессии
Мы уже говорили, что в российских законах не закреплены понятия франчайзинга или франшизы. Обычно стороны заключают договор коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ).
По этому договору владелец бренда обязуется предоставить франчайзи за оговоренное вознаграждение с указанием срока или без право использовать в бизнесе комплекс исключительных прав, принадлежащих владельцу бренда. В этот список могут входить право на товарный знак, коммерческое обозначение, знак обслуживания и секреты производства. Сюда же входит деловая репутация и коммерческий опыт франчайзера.
У договора коммерческой концессии есть слабые стороны:
Как видим, в основном, слабые стороны договора коммерческой концессии содержат риски для франчайзера. Но и франчайзи может пострадать.
Чтобы не отвлекаться на рутину при покупке франшизы, подключите современный бухгалтерский веб-сервис — например, Контур.Бухгалтерию. Здесь вы сможете учитывать паушальный взнос и роялти, вести учет, автоматически рассчитывать налоги и зарплату, сдавать отчетность онлайн. Для руководителя сервис готовит управленческие отчеты и помогает контролировать финансы, рентабельность и другие показатели. Первые две недели бесплатны для новичков.
Что такое франчайзинг в бизнесе: чем отличается от франшизы
Купить готовый бизнес, а точнее разрешение на торговлю под товарным знаком известного бренда – кажется очень простым и выгодным процессом. Не нужно заморачиваться, с чего начать бизнес план или где найти поставщиков, снять помещение и т.д., если, покупая лицензию, уже всё это продумано заранее компанией-франчайзером.
Но не всё так просто. Итак, для начала разберёмся, что такое франчайзинг. Франчайзинг, если говорить простыми словами, это бизнес-система, в которой компания-франчайзер продаёт разрешение на продажу своего товара или услуги, а франчайзи, то есть покупатель лицензии начинает свой бизнес, грубо говоря, в роли филиала франчайзера.
Франчайзинг и франшиза: в чем разница
В чём разница франчайзинга и франшизы знают не многие. Потому что, в принципе это слова, относящиеся к одному процессу. Мы уже рассказывали в нашем блоге, что такое франшиза в бизнесе более подробно, но для ответа на данный вопрос, всё же кратко опишем здесь, что такое франшиза простыми словами и чем отличается от франчайзинга.
Дело в том, что франшиза, говоря кратко – это само право, то есть грубо говоря документ, на ведение бизнеса под товарной маркой известной компании. А франчайзинг, как мы уже и говорили, это бизнес-процесс, то есть он захватывает все понятия: франшиза, франчайзер, франчайзи.
Что такое паушальный взнос и роялти во франчайзинге
Как и в франшизе, во франчайзинге так же есть паушальный взнос и роялти. Мы уже сказали, что франшиза – это платное право, то есть соответственно за эту лицензию нужно будет платить, не важно, собираетесь ли Вы открывать агентство профессионального SEO продвижения сайтов или же какой-либо магазин.
Но паушальный взнос платиться лишь при покупке лицензии у компании-франчайзера. А вот роялти – это ежемесячная выплата компании-франчайзеру, своеобразный налог, за то что Ваш бизнес зарегистрирован под их брендом.
Как правило, роялти платиться в процентной доле, в зависимости от прибыли франчайзи. Но есть и такая практика, когда франчайзер изначально прописывает в договоре фиксированную сумму выплаты, соответственно если франчайзи не сможет платить эту сумму, то договор может быть расторгнут.
Что дает франчайзинг
Сам франчайзинг даёт возможность покупки франшизы, что избавляет предпринимателя от самого процесса планирования бизнеса. Вместо того что бы самостоятельно разработать перспективный и новый стартап для бизнеса 2019 года и продумывать всё до мелочей и юридических формальностей, человек просто выкупает лицензию и франчайзера и платит необходимые взносы. Всё, что нужно для бизнеса, его реализации и продвижения, уже сделала компания-франчайзер.
Но, минус у такой системы в том, что самостоятельно вносить никаких кардинальных изменений в свой бизнес без разрешения франчазера нельзя. Мы уже говорили, что покупка франшизы это как бы открытие филиала компании франчайзера.
И при этом ещё одним, не очень приятным для всех условием является то что все приказы и постановления «сверху» от франчайзера нужно обязательно выполнять. То есть если франчайзер посчитал нужным сделать интернет продвижение сайта в Яндексе и уведомил об этом Вас, то значит это нужно сделать в ближайшие сроки.
Так же существует такая практика, что франчайзер отправляет своих специалистов с проверкой качества работы франчайзи. Эта проверка может быть плановой, то есть когда об этом оповещают или же проводят внеплановую проверку под видом обычных покупателей.
Если же специалистами не нравится уровень качества работы их так называемого филиала, то это может послужить поводом, как минимум пересмотра договора или же вовсе его расторжением.
Вообще, занятие франчайзингом сейчас набирает популярность. Потому что не многие смогут самостоятельно раскрутить свою бизнес-идею 2019 с минимальными вложениями и при этом не иметь постоянную клиентскую базу и прибыль.
При этом уже не важно, известный ли бренд, который выбирается в качестве франчайзера, главное, чтобы у этой компании была постоянная прибыль и заметный рост продаж. Создаются даже компании, которые подбирают компанию франчазера для покупки франшизы, занимаются самой сделкой, но соответственно и им нужно будет заплатить какой-то процент за их работу.
Что такое франчайзинг: отличия от франшизы и примеры бизнеса в России
В условиях современной рыночной экономики часто можно столкнуться с понятиями франшизы и франчайзинга. Многие предприниматели выбирают эти инструмента для развития своего бизнеса. Но что это такое и чем отличаются эти понятия – знает далеко на каждый. Попробуем внести ясности и разобраться в этом вопросе.
Какие компании в России используют эту модель бизнеса?
Франчайзинг по праву считается одним из лучших инструментов для ведения бизнеса во всем мире. Такая система дала шансы развиться бизнесу, практически не имеющего шансов в начале своего пути. Иногда посещая сети ресторанов быстрого питания, зоны фаст-фуда и магазинов, мы не задумываемся о том, что они работают на условиях франчайзинга.
Начнем с примеров наиболее успешных компаний, которые работают по такому принципу в России и нацелены на удовлетворение человеческих потребностей.
Чем отличаются понятия и как правильно их употреблять?
Если говорить коротко и просто, то франшиза – это и есть документ, подтверждающий право на ведение бизнеса. Или по другому – законное основание использовать торговую марку знаменитых компаний с раскрученным именем. А понятие самого франчайзинга более емкое и означает непосредственно бизнес- процесс, который охватывает все сопутствующие ему формулировки: франшиза, франчайзер, франчайзи.
Попробуем сформулировать более точное определение этих бизнес-инструментов.
Определение понятий и разница между ними
Франчайзинг представляет собой смешанную форму предпринимательства и означает непосредственно сам процесс приобретения франшизы с заключением договорных отношений между субъектами бизнеса. В результате такого сотрудничества более мелкая компания получает право на развитие своего бизнес-направления от имени франчайзеров.
Для этого в городе проживания открывается точка, оформленная в соответствующем фирменном стиле и гарантирующая клиентский поток, который уже знаком с производимыми товарами и услугами бренда. После этого инвестор станет называться франчайзи.
Категория таких бизнесменов не должна уклоняться от инструкций и рекомендаций своих франчайзеров. Это условие обязательно прописывается в договоре.
Опыт российских предпринимателей, которые осуществляют свою деятельность по такой системе, достаточно успешен. Крупные компании-франчайзеры готовы в любой момент оказать техническую и консультативную поддержку, что позволяет избежать многих неприятностей в ведении бизнеса.
Франшиза же представляет собой юридическое право на осуществление предпринимательской деятельности, полученное предпринимателем от крупной компании на развитие бизнеса, с использованием ее известной торговой марки. Условия приобретения франшизы гарантируют ежемесячное перечисление взносов в адрес франчайзера.
Такую плату называют роялти и она дает возможность использовать:
Простыми словами, франшиза – это то, что вы приобретаете в результате коммерческой сделки, называемой франчайзингом.
История возникновения франчайзингового бизнеса
У такого казалось бы нового и современного понятия, как франчайзинг, очень древняя история возникновения, уходящая своими корнями в далекое средневековье. Так, английские короли наделяли приближенных персон высокого чина лично собирать налоги. Но это было не безвозмездное деяние: взамен король требовал выполнить какие-либо его условия. Это могло быть как участие в войне, так и многие другие поручения.
Уже в 19 веке начинают складываться такие рыночные отношения, которые все более похожи на современные модели франчайзинга. В то непростое время власти выдавали лицензии на реализацию алкогольной продукции владельцам постоялых дворов, для которых это было чрезвычайно дорого.
Это узнали пивовары и предложили оказать финансовую поддержку владельцам постоялых дворов, при условии, что вторые будут реализовывать их продукцию. Такое партнерство имело название «Связанные дома».
Наибольшего расцвета и достижения коммерческого уровня развития франчайзинг получает в середине 19 века в США. Одной из первых такую практику вменила успешная компания по производству швейных машинок «Зингер».
Один из лидеров перевернул рыночную индустрию предложением продавать по низким ценам право на реализацию их продукта и использовать имя известного бренда за определенную плату. Такой двухсторонний договор стал началом современного мирового франчайзинга.
История появления франчайзинга в России напрямую связана с американской компанией PepsiCo. В 80-х годах на территории Советского Союза было построено несколько заводов-производителей безалкогольных газированных напитков.
Далее последовало открытие сети кафе-мороженого Баскин Роббинс и других франчайзинговых компаний. Кризис 1998 года показал слабые стороны такой модели ведения бизнеса и привел к краху многих из них.
В начале 2000 годов ситуация в этом направлении значительно улучшилась, благодаря введению программ обучения и проведению семинаров для потенциальных покупателей франшизы. Франчайзинг успешно развивается в России и по сей день.
Преимущества
Франчайзинг открывает новые горизонты как для самого франчайзера, так и для молодого начинающего предпринимателя. Первый расширяет сеть своего бизнеса, второй, в свою очередь, получает шанс начать деятельность, не придумывая новых идей.
Солидные франчайзеры прежде, чем продать франшизу, тщательно анализируют рынок сбыта и проводят множество маркетинговых исследований. Поэтому покупатель может быть уверен в наличии спроса на приобретаемый товар. Самостоятельный анализ привел бы к значительным расходам со стороны покупателя франшизы и ошибкам.
Франчайзер же предоставляет результаты своего исследования предпринимателю с подробным описанием конкурентов, их доли на рынке. Также он даст начинающему бизнесмену грамотные маркетинговые рекомендации и научит основным фишкам в работе. Предпринимателю не придется заботиться о продвижении продукта с помощью рекламы, тратить деньги на материалы и договариваться об условиях аренды.
Какие плюсы для франчайзера:
Преимущества для франчайзи:
Недостатки
Несмотря на большое мировое распространение и огромный опыт ведения бизнеса с помощью такой модели, франчайзинг имеет ряд недостатков.
Для продавца франшизы в первую очередь риски связаны с тем, что он раскрывает все секреты ведения успешного бизнеса, тем самым нарушая конфиденциальность. Не исключено, что кто-то может ими воспользоваться вопреки условиям контракта.
Также франчайзер вынужден постоянно следить за поддержанием репутации и имиджа на должном уровне. Предприниматель-новичок, использующий бренд по франшизе, в силу неопытности может его запятнать.
Минусы есть не только для владельца известного бренда, но и для франчайзи. Чаще всего они проявляются в следующем:
Особенности договора
Таким образом, франчайзинг является своего рода арендой известного товарного знака или налаженного бизнеса. Франчайзи с помощью внесения паушального взноса покупает право на франшизу. Паушальный взнос – фиксированная сумма, которая оплачивается франчайзи на начальном этапе сделки. Обычно составляет 9-11 процентов от суммы стартовых расходов.
Покупка франшизы включает в себя ряд дополнительных услуг от франчайзера:
Все эти условия обязательно должны быть оформлены договором франчайзинга. Он представляет из себя юридическое оформление сделки между франчайзи и франчайзером. В нем обязательно указываются все основные условия:
Итак, мы выяснили, что франшиза и франчайзинг – это не одно и тоже. У франчайзинга есть свои недостатки, но этот метод ведения бизнеса на сегодняшний день – одна из самых эффективных моделей для успешного процветания многих предпринимателей. Благодаря ей, удается минимизировать риски. Кроме того, есть возможность поработать на выгодных условиях с известными мировыми брендами и гарантированно получить достойную прибыль.
Полезное видео
В видео о том, что такое франчайзинг и франшиза, а также плюсы и минусы бизнеса по франшизе:
Чем отличаются франшиза и франчайзинг
Оглавление
Росту в кризис способствовали сами франчайзеры: пересмотрели условия работы, ввели скидки или рассрочку на паушальный взнос, расширили поддержку новых инвесторов. В основу франшизы заложена успешная формула, проверенная рынком и временем, благодаря чему предприятие легче переживает кризис. К сожалению, франчайзинговый бизнес не так развит в нашей стране, как за ее пределами. Многие россияне путают понятия “франшиза” и “франчайзинг”. В статье мы постараемся осветить ключевые моменты этого вида предпринимательства.
Что такое франчайзинг
Под словом франчайзинг (от англ., “привилегия») скрывается сотрудничество двух сторон: франчайзера и франчайзи. В российском законодательстве подобные отношения регулируется договором коммерческой концессии.
Суть франчайзинга
Если коротко, то суть франчайзинга в том, что предприниматель покупает право использовать бренд и стоящую за ним бизнес-модель. Для начинающего коммерсанта выгода очевидна: он не двигается вслепую, а идет в прямом смысле по шагам тех, кто уже добился результатов, опираясь на опыт работы всей сети. Практика показывает, что в сложные времена работать в стае легче, чем в одиночку.
По данным ФНС, в первом полугодии 2021 года были ликвидированы 724 тыс. юр.лиц и ИП, новых компаний зарегистрировано 531 тыс. Это значит, что в первом полугодии рынок ежедневно терял 1 тыс. компаний. Малый и средний бизнес терпит убытки, более сильные компании перешивают стратегии развития и адаптируются под перемены. Небольшое предприятие с поддержкой “материнского” офиса имеет больше шансов пережить кризис.
Что такое франшиза
Франшиза – это вид лицензии, приобретая которую, покупатель получает доступ ко всей системе ведения бизнеса, будь то ресторан, магазин или образовательное учреждение. Безусловно, каждому предпринимателю хотелось бы построить компанию мечты: доходную, успешную, с хорошим имиджем и правильной внутренней организацией. Но где найти яркую идею для бизнеса? Как написать бизнес-план? Где искать и как обучать сотрудников? Как посчитать окупаемость инвестиций? На самом деле вопросов у начинающего бизнесмена много, и при недостатке управленческого опыта мысль о франшизе будет верным решением.
Стороны франчайзинга
Франчайзер строит предприятие, способное масштабироваться, расти за счет найденного рецепта уникальности, позиционирования и введенных стандартов качества.
Так, полковник Сандерс изобрел приправу из 11 специй и свой способ панировки и подачи жареной курицы, опробовал его в своей закусочной у дороги, а потом отправил баскет с курицей завоевывать мир. Теперь 12 миллионов человек ежедневно посещают KFC, которые работают по франшизе.
Плюсы и минусы франчайзинга
Построить кафе у дороги или строить карьеру в ритейле можно и без покупки франшизы. Но шансов на успех на этапе запуска будет в разы меньше, чем у бренда с мировым или даже российским именем. Известность – очевидный плюс франчайзинга. Посмотрим на другие преимущества и недостатки.
Выгода франчайзера
Сохранение текущей структуры
Достигнув определенных финансовых показателей, бизнесмен начинает искать пути для роста. При этом его может устраивать существующая структура компании. Ему не хочется обрастать филиалами и топ-менеджерами, чтобы вести региональные продажи, усиливать аппарат управления. В любой момент наемный работник может уволиться, и директору предприятия придется закрывать пробелы или нести потери. Работать с франчайзи в этом отношении намного выгоднее, чем со штатным работником. Ведь он вложил в дело собственный капитал и наиболее всего заинтересован в развитии предприятия.
Без вложений Открытие филиала в другом городе требует инвестиций. Франшиза позволяет наращивать присутствие бренда на заданной территории и получать с этого доход. При этом никаких затрат на персонал франчайзер не несет. Он может оказать содействие, но в масштабах бизнеса это незначительные расходы.
Экспансия Увеличение географии присутствия за счет открытия франчайзинговых точек делает системную компанию сильнее, повышая ее стоимость на рынке.
Узнаваемость Системное тиражирование делает торговую марку доступнее потребителю, а значит, укрепляется имидж компании, растет узнаваемость бренда.
Выгода франчайзи
Рабочая модель
Для покупателя франшизы первый очевидный плюс франшизы – работоспособная бизнес-система. Она позволяет выпустить на рынок проект, по уровню не уступающий, а зачастую превосходящий конкурентов.
Популярность Франчайзер уже вложился в рекламу, донес до своей целевой аудитории ценности своей марки. Он разработал фирменный стиль, сделал сайт, напечатал каталог, изготовил сувенирную продукцию. Еще до посещения новой точки потребитель знает, чего ждать. И если ему нравится концепция бренда, он уже “теплый” клиент.
Лицензия/разрешения На плечи франчайзера ложится еще одна задача – это лицензирование продукции и услуг. В нашей стране это довольно сложный процесс, и франчайзер проходит этот путь сам, облегчая старт для своего партнера. А еще он консультирует и обучает предпринимателя техническим нюансам ведения бизнеса, часто помогает набрать персонал, дает конкретные финансовые рекомендации. Такое посвящение в бизнес является выгодным преимуществом.
Обязательства Впрочем, есть у франчайзинга и свои минусы. Франчайзер создал востребованный на рынке продукт, и теперь он хочет максимально его монетизировать. Поэтому в договоре указан список всех обязательств, которые необходимо выполнить покупателю франшизы (например, при открытии магазина по франшизе указывается минимальный объем закупки товаров, заказ и расстановка оборудования в точном соответствии с чертежами франчайзера).
Зависимость Франчайзи зависит от системной компании. Если она ликвидируется, то и договор будет расторгнут.
Несвобода Недостатком можно назвать и отсутствие свободы в принятии стратегических решений. Работа в компании строится по регламенту, единому для всей сети. Нарушение стандартов грозит штрафами.
Риски франчайзера
Риски франчайзера учитываются при составлении договора. Плохо составленный документ будет играть против него в суде, договор могут признать недействительным и придется возвращать уплаченные средства покупателю.
Риски франчайзи
Страхи ошибиться с нишей, локацией, анализом спроса и активности конкурентов преодолевает каждый предприниматель, тщательно анализируя рынок. И франчайзи тоже придется их проработать. Выручка может оказаться совсем не такой, как должна быть по словам франчайзера. На территории новой точки может появиться более активный собрат по франшизе. Впрочем, этого можно избежать, прописав в договоре положение о конкуренции.
Договор франчайзинга. Франчайзинг и коммерческая концессия
Для начала отметим, что в нашем законодательстве термина “франчайзинг” не существует. Отношения между “правообладателем” и “пользователем” оформлены в договоре коммерческой концессии (ДКК), согласно которому одна сторона передает другой исключительное право пользования товарным знаком, знак обслуживания, коммерческое обозначение или ноу-хау. Имейте в виду, если франчайзер предлагает вам договор, озаглавленный иначе, например, договор о передаче коммерческих технологий, он предлагает вам не франшизу.
Советы юриста: на что следует обратить внимание при подписании договора:
Стоимость франшизы / Цена франшизы
Объем рынка франчайзинга составляет более 2 триллионов рублей. Это и доступные в России сети с мировым именем, и национальные франшизы.
Стоимость отдельного договора зависит от многих показателей: известность бренда, его история, ситуация на рынке и т.д. За время пандемии 65% покупателей франшизы стремятся уложиться в сумму менее 1 млн руб. При составлении бюджета также стоит учитывать и сопутствующие траты: стоимость аренды или покупки недвижимости, адаптация его под требования франчайзера, покупка оборудования и материалов, расходы на заработную плату, рекламу, вывеску и т.д.
Виды франчайзинга
Эволюция франчайзинга позволила предпринимателям найти наиболее подходящую форму работы, с разным уровнем контроля предприятия, ассортиментом продаваемых товаров и услуг, размером прибыли.
Деловой франчайзинг
В классическом варианте правообладатель передает право продажи и лицензию на ведение бизнеса. В договоре изложен комплексный подход к ведению бизнеса, от идеи до описания различных деталей интерьера, также прописана стоимость: роялти и паушальный взнос. Франчайзи открывает бизнес, используя личный капитал, выплачивает взносы, взамен пользуется торговой маркой и технологиями. Этот вид франчайзинга наиболее распространен в индустрии гостеприимства, торговли, сфере общественного питания, образования. Например, так открываются гостиницы Hilton, лаборатории Инвитро, супермаркеты, детские центры сети Полиглотики.
Обратный франчайзинг
В этом случае франчайзер открывает предприятие, снабжает его оборудованием, ассортиментом товаров (по договори поставки) и является его собственником, а франчайзи осуществляет операционный контроль, занимается продвижением предприятия, получает свой агентский процент от продаж и, в отличии от обычного наемного управленца, имеет более широкие полномочия. По этой схеме строит работу Х5 Retail Group (магазины «Перекресток» и «Пятерочка»), многие магазины (Terranova), сотовые операторы (МТС), рестораны («Море суши»).
Мягкий франчайзинг
Объединенный вариант, при этом правообладатель открывает предприятие на свои средства, а франчайзи управляет и занимается текущими расходами.
Формы франчайзинга
За свою историю существования в сфере франчайзинга выделилось несколько форм, отличающихся набором возможностей франчайзи:
Примеры франчайзинга
Бизнес по франшизе открыть легче, чем придумать свой. Ждать времени, когда в голову придет блестящая бизнес-идея не нужно. В любой сфере можно найти бизнес по душе. И, например, стать владельцем бензозаправки. Король бензоколонок “Лукойл” имеет самое большое количество франчайзинговых АЗС, предлагая стоимость франшизы от 5 млн рублей. За 2,5 года инвестиции окупятся, уверяет нефтяной франчайзер.