Фрилансер новичок с чего начать

Как начать зарабатывать на фрилансе в школе и институте

Гид для начинающих: кто такие фрилансеры, кем они работают и сколько зарабатывают

Фрилансер новичок с чего начать. Смотреть фото Фрилансер новичок с чего начать. Смотреть картинку Фрилансер новичок с чего начать. Картинка про Фрилансер новичок с чего начать. Фото Фрилансер новичок с чего начать

Фрилансер новичок с чего начать. Смотреть фото Фрилансер новичок с чего начать. Смотреть картинку Фрилансер новичок с чего начать. Картинка про Фрилансер новичок с чего начать. Фото Фрилансер новичок с чего начать

Что такое фриланс, в чём плюсы и минусы работы в таком формате и как школьнику или студенту начать зарабатывать? На личном опыте разбираемся в деталях и раскладываем всё по полочкам.

Фрилансер новичок с чего начать. Смотреть фото Фрилансер новичок с чего начать. Смотреть картинку Фрилансер новичок с чего начать. Картинка про Фрилансер новичок с чего начать. Фото Фрилансер новичок с чего начать

Фрилансер новичок с чего начать. Смотреть фото Фрилансер новичок с чего начать. Смотреть картинку Фрилансер новичок с чего начать. Картинка про Фрилансер новичок с чего начать. Фото Фрилансер новичок с чего начать

совмещает учёбу и работу на фрилансе

Что такое фриланс

Фрилансерами называют людей, которые работают на себя. Такой человек сам ищет клиентов, договаривается о гонораре и обсуждает условия трудоустройства.

Обычно фрилансеры работают удалённо, но не стоит их путать с удалёнными сотрудниками в компаниях. Те оформлены в штат, у них есть начальник, коллеги и регламентированный рабочий день — просто они выполняют свои обязанности из дома.

Фрилансер же сам себе руководитель. В этом есть свои плюсы и минусы.

Плюсы

Минусы

Если вы учитесь в школе или институте, то с помощью фриланса можете получить первый опыт работы, найти полезные связи и немного заработать. Я занимаюсь фрилансом с 16-ти лет. Расскажу, с чего я начинал и как искал заказы.

📱 SMM-специалист

Чем занимается

Он представляет бренды в социальных сетях: наполняет сообщества компаний контентом, отвечает на вопросы пользователей и настраивает рекламу.

С чего начать. В 16 лет я заинтересовался, как работают различные разделы во «ВКонтакте» — приложения, паблики и микроблог. Начал изучать wiki-разметку и рисовать в фотошопе простые меню для групп в соцсетях. Поэтому овладейте фотошопом как можно раньше: SMM-специалисту важно уметь работать в графических редакторах.

Также можно подписаться на сообщества и каналы, в которых публикуют актуальные новости интернет-маркетинга:

Не торопитесь сразу найти оплачиваемую работу. Чтобы набраться опыта и попробовать свои силы, первого клиента возьмите бесплатно. Например, знакомая вашей мамы печёт торты. Сделайте ей профиль в инстаграме, попросите подписаться общих знакомых, попробуйте найти новых клиентов.

Если знакомых с бизнесом нет, придумайте свой проект. Многие сообщества начинались с интересной идеи и не вкладывали деньги в продвижение, а сейчас авторы хорошо на них зарабатывают. Например, как ребята из «Страдающего Средневековья».

Как искать работу

Когда вы получите первый опыт работы, составьте резюме. Опишите, что умеете делать и какими инструментами владеете.

1. Зарегистрируйтесь на бирже фрилансеров. К сожалению, приличные биржи платные: чтобы иметь возможность откликнуться на вакансию, нужно платить от 300 до 1000 рублей в месяц. Из них самые популярные и надёжные fl.ru и freelance.ru.

2. Заводите полезные знакомства. Если торты маминой подруги стали активно покупать через инстаграм, можно договориться о небольшом проценте с продаж.

3. Читайте специальные группы. Есть много форумов и групп в соцсетях, где работодатели ищут специалистов. Больше всего живых групп в Фейсбуке, одна из самых больших — «Работа в SMM». Также много вакансий в каналах и крупных чатах в Телеграме, например, в «Охотниках за головами». Новички могут искать стажировки в канале New directions.

Сколько можно заработать

На старте можно получать 5 000 — 8 000 рублей в месяц. Специалист с опытом 1–2 года может зарабатывать 15 000 — 20 000 рублей.

На своей первой стажировке я 9 месяцев бесплатно работал в интернет-подразделении глянцевого журнала. Потом мне платили 6 000 рублей. Тогда я начал брать на себя больше обязанностей, и зарплата удвоилась.

Сколько времени занимает

Один серьёзный проект, наподобие ведения сообщества журнала, может занимать до 20 часов в неделю. Я работал в основном по утрам и выходным. Если проект небольшой, достаточно тратить 7–10 часов в неделю.

📷 Фотограф

Чем занимается

В России коммерческие фотографы в основном снимают свадьбы, репортажи мероприятий и портреты людей. В этих сферах молодому фотографу устроиться проще всего.

С чего начать

Я фотографирую больше семи лет. Всё это время я действовал методом проб и ошибок и в итоге решил, что лучше начинать с четырёх шагов:

1. Изучить, как работают фотоаппарат и оптика. Важно понимать именно физику процесса: как проходит свет, как матрица распознает изображение, чем фотоаппарат отличается от человеческого зрения.

2. Выбрать и купить технику. Вначале потребуется не меньше 15 000 рублей. Это цена фотоаппарата начального уровня на б/у рынке. Если таких денег нет, экспериментируйте с телефоном. Если планируете зарабатывать, фотоаппарат вам все равно понадобится.

3. Изучить построение кадра. Для портретов и пейзажей есть общие правила и уникальные приёмы.

4. Освоить программу для обработки изображений. Я советую фотошоп и курсы Андрея Журавлева. Они платные, стоят 9500 рублей. Советую начинать с них, потому что курсы тщательно прописаны и структурированы, в бесплатных курсах я такого не видел. Если поначалу не можете оплатить курсы, почитайте блог Андрея и посмотрите бесплатные видео на ютьюбе.

Пока вы учитесь, практикуйтесь как можно больше. Снимайте друзей и мир вокруг вас. Если моделей не хватает, найдите в соцсетях группы с моделями и фотографами. Предлагайте съёмку TFP — это когда фотограф и модель договариваются о бесплатной съёмке и оба могут использовать получившиеся кадры для своего портфолио.

Как искать работу

Искать клиентов можно через группы моделей. Также создайте свою группу и выкладывайте туда лучшие снимки. Можно сделать себе сайт-визитку, например на Тильде, или создать профиль на профильных сайтах: ru.35photo.ru и 500px.com. С последних вы скорее получите критику от других фотографов, чем клиентов, но это тоже полезно.

Спустя несколько заказов начнёт работать сарафанное радио. Если вы хорошо делаете свою работу, вас будут советовать друзьям и знакомым.

Я получил деньги за съёмку только один раз — не хотел зарабатывать на творчестве. Поэтому решил просто снимать в своё удовольствие, если мне нравится идея съемки и модели.

Сколько можно заработать

Фотограф — работа сезонная. Это удобно студентам и школьникам, у которых свободное лето. Но это и минус: зимой фотографом много не заработаешь.

В начале карьеры летом можно заработать 5 000 —10 000 рублей в месяц. Чем больше ваш опыт, круче техника и портфолио, тем дороже ваши услуги. На свадьбах можно зарабатывать и 100 000 в месяц.

Сколько времени занимает

Я не советую снимать больше одного сета в день. Фотографии нужно обработать — это ещё 2–5 дней, в зависимости от опыта и количества снимков, то есть 5–6 сетов в месяц.

✏️ Дизайнер

Дизайнер — слишком общее название. Он занимается внешним видом упаковок, уличными баннерами, мобильными приложениями и даже разрабатывает дизайн автомобилей. Всё это разные профессии.

Я занимаюсь дизайном презентации и рисую иллюстрации для социальных сетей. В основном это необходимо мне как SMM–специалисту, но иногда я беру сторонние заказы: помогаю людям с дизайном презентаций или с иллюстрациями в их группах.

Фрилансер новичок с чего начать. Смотреть фото Фрилансер новичок с чего начать. Смотреть картинку Фрилансер новичок с чего начать. Картинка про Фрилансер новичок с чего начать. Фото Фрилансер новичок с чего начать

С чего начать

1. Изучить главные инструменты дизайнера: Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Figma. Фотошоп в основном используют для обработки фотографий, но в нём часто рисуют дизайн сайтов и баннеров. В Adobe Illustrator рисуют векторные изображения: иконки, макеты приложений и графику для простых анимированных видеороликов. В Figma легко делать базовые шаблоны и макеты, расставлять элементы и текст. Можно изучить только одну программу, но их связка очень важна для дизайнера.

На курсах вы освоите базовые навыки. Эти программы очень сложные и знать абсолютно все сочетания функций невозможно. К тому же, они часто обновляются. Поэтому после курсов продолжайте учиться — читайте статьи, смотрите новые уроки.

2. Совмещайте обучение с практикой — старайтесь рисовать как можно чаще. Можете выбрать что-то одно: рисовать сайты, интерфейсы, иконки или иллюстрации. Придумывайте себе задачи самостоятельно.

Как искать работу

Советую искать заказы на биржах, в специальных группах в Фейсбуке и на каналах в Телеграме. Дизайнерам подходят те же сообщества, что и для SMM–специалистов.

Сколько можно заработать

На дизайне у меня получается зарабатывать 5 000 — 6 000 рублей в месяц, но я не беру сложные проекты с большой занятостью. Чем больше и сложнее проекты, тем выше зарплата.

Сколько времени занимает

Чем больше проектов вы будете брать, тем больше у вас будет нагрузка. Чтобы не перенапрягаться, планируйте своё время. Например, чтобы нарисовать баннер, мне нужно 30–40 минут, а на сайт в 3–4 страницы уйдёт уже несколько дней.

💻 Копирайтер

Чем занимается

Пишет тексты на заказ: новостные заметки, статьи или описания товаров в интернет-магазине.

С чего начать

Я люблю писать, поэтому начал работать копирайтером. Я писал про приложения в один паблик об Андроиде, писал новостные заметки в «TJournal», а сейчас пишу об образовании в Фоксфорд.Медиа. Параллельно я вел свой блог об SMM, писал об играх и сериалах в своём профиле во «ВКонтакте».

Писать профессионально нужно учиться. Для этого советую, например, курсы «Нетологии». Также важно прочитать тематическую литературу:

Пока читаете книги, постоянно пишите — только так вы научитесь правильно излагать мысли.

Попробуйте найти стажировку в местном новостном издании или предложите себя редактором в городской паблик. Если писать новости вам неинтересно, выберите свою тему. Например, вы любите кино и сериалы. Начните писать обзоры и публиковать отзывы в профиле в социальных сетях или создайте для этого своё сообщество.

Берите темы, которые нравятся и в чём вы разбираетесь — это проще. Со временем вы поймете, что за час можно разобраться в любой теме на уровне, чтобы написать новостную заметку.

Чтобы обновлять знания, советую подписаться на тематические телеграм-каналы:

Как искать работу

Заказы на тексты есть на биржах фрилансеров fl.ru и freelance.ru. Ещё есть отдельная биржа для авторов от проекта Главред и хороший канал в Телеграме — «Норм работа».

Сколько можно заработать

Как и в дизайне, всё зависит от сложности проектов. Первые несколько лет мне не платили деньги за тексты: я находил бесплатные стажировки. Сейчас я пишу 3–4 крупных материала в месяц, и это мне приносит до 10 000 рублей. Нормально зарабатывать на этом я начал спустя четыре года.

Сколько времени занимает

Большая статья может занять 5–6 часов. Такие статьи не пишутся сразу: черновик проверяет редактор, затем он оставляет замечания, которые вы должны исправить. На новостную заметку уйдет 30–60 минут, потому что новости стараются выпустить быстрее.

Что запомнить

Совмещать учёбу и работу проще, если вы учитесь в домашней школе.

Фрилансер новичок с чего начать. Смотреть фото Фрилансер новичок с чего начать. Смотреть картинку Фрилансер новичок с чего начать. Картинка про Фрилансер новичок с чего начать. Фото Фрилансер новичок с чего начать

Изображение на обложке: Tagirova Kate / Dribbble

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Фриланс без иллюзий: как начать работать на себя и не разочароваться

Фриланс кажется идеальным миром: работаешь из дома в удобном графике и темпе, не тратишь время на дорогу и бесполезные совещания. Будь вы хоть совой, хоть жаворонком, хоть любителем поспать днем, — эти индивидуальные привычки перестают конфликтовать с рабочим расписанием. При удачном раскладе работу можно совмещать с уходом за ребенком и благодаря этому обойтись без детского сада и сэкономить на няне — для многих молодых мам это важно. Для интровертов, которых вечно раздражают коллеги, фриланс — вообще просто мечта. Наконец, искать работу можно без привязки к конкретному городу или даже стране (смотря чем занимаешься).

На самом деле у фриланса есть и минусы, и они довольно существенные. Лучше знать о них заранее — тогда к ним проще подготовиться. А кто-то, без иллюзий взвесив все за и против, поймет, что фриланс вообще не для него.

Жирные минусы фриланса

Придется самостоятельно искать заказчиков. Это отдельное «искусство» — надо научиться продавать свои услуги. Наивно думать, что если вы хороший специалист, то заказы сами потекут рекой. Нет, сначала придется сильно потрудиться, чтобы о вас узнали. Даже если у вас уже имеется постоянный крупный заказчик, на которого вы рассчитываете, он может прекратить сотрудничество с вами в любой момент. Например, потому что ему урезали бюджет или из-за того, что уволился менеджер, с которым вы держали связь, а новый «привел» своего фрилансера. Поэтому всегда надо искать запасные варианты на всякий случай, расширять базу клиентов. Помните о том, что фриланс — это фактически предпринимательская деятельность. Вы не защищены трудовым договором и гарантиями, у вас гражданско-правовые отношения. Словом, придется крутиться. И никаких гарантий. Чтобы стать успешным фрилансером, надо иметь предпринимательскую жилку.

Никаких гарантий — это значит, совсем никаких гарантий. Забудьте то время, когда, что бы ни происходило, вам два раза месяц «падала» на карту энная сумма. У вас больше не будет зарплаты, а будет вознаграждение, о котором, во-первых, надо уметь договариваться, чтобы не продешевить, но и не отпугнуть клиента слишком высоким ценником. Во-вторых, вознаграждение зависит от количества заказов, а оно теперь будет неравномерным от месяца к месяцу. В-третьих, вознаграждение бывает не так-то просто получить. Всё может быть: и клиенты-мошенники, которые просто не хотят платить, и серьезные заказчики из крупного бизнеса, но с такой неповоротливой системой согласования документов, что получить вознаграждение от них через полгода — нормально. Дело в том, что просрочка выплаты зарплаты грозит компании гораздо большими юридическими неприятностями, чем просрочка оплаты по обычному договору. Фрилансеры — не работники, а обычные подрядчики. Поэтому вам придется еще и научиться контролировать свои расходы: с доходами в одном месяце может быть густо, в другом пусто. И да, думать, что вы будете работать только на условиях предоплаты, наивно.

Клиент всегда прав. Давайте будем честны: фриланс — это работа не на себя, а на клиента. Вы, скорее всего, будете гораздо сильнее зависеть от субъективной оценки вашей работы клиентами, чем сейчас зависите от субъективной оценки руководства. Периодически будут возникать такие ситуации: вы всё сделали качественно и профессионально, но клиенту просто не нравится результат. И он просит всё переделать, иначе не заплатит. Конечно, в какой-то мере от таких историй защищает правильно составленный договор. Но вы готовы тратить время и силы на суд ради взыскания долга? А деньги на юриста? А потерять клиента и получить репутацию сутяжника, которая может отпугнуть от вас других потенциальных клиентов, вы готовы? Как видите, всё гораздо сложнее, чем конфликт с недовольным начальством.

Свободный график — иллюзия. Во-первых, в зависимости от характера вашей работы вам, возможно, придется быть на связи тогда, когда это удобно заказчикам, а не вам. Во-вторых, многие из тех, кто перешел на фриланс, устав от работы на износ в офисе, потом с удивлением осознают, что работы не стало меньше — ее стало даже больше. В лучшем случае за те же деньги, в худшем — за меньшие. Почему так происходит? Смотрите, работая в офисе, вы некоторую долю своего времени вынуждены тратить всякую «ерунду» — совещания, утомительную переписку с клиентами, оформление документов и отчетов. На фрилансе вы тоже от этого никуда не денетесь, разве что от совещаний избавитесь. Отчитываться придется и перед клиентом, и перед налоговой, если вы собираетесь работать вбелую (а если нет, то у вас появятся новые серьезные риски). Все эти процессы отвлекают, но потраченное на них время не оплачивается, потому что деньги вы на фрилансе будете получать за результат, а не за присутствие в офисе с 9.00 до 18.00. Плюс закладывайте время на раскрутку себя как профессионала и поиск клиентов. А еще у вас не будет оплачиваемого отпуска и оплачиваемых больничных. Вы очень быстро начнете смотреть на свои выходные как на потерянные деньги.

Все расходы — за ваш счет. Если вам кажется, что для вашей деятельности никаких расходов и не нужно, вам это только кажется. Скорее всего, как минимум, потребуется профессиональное программное обеспечение, которое раньше оплачивал работодатель, оргтехника и ее обслуживание — вы удивитесь, как быстро всё это начнет выходить из строя совершенно не ко времени. Легальный фриланс с регистрацией ИП предполагает не только уплату налогов (НДФЛ или налога на упрощенной системе налогообложения), но и уплату взносов в Пенсионный фонд и фонды обязательного медицинского страхования — сейчас их за вас платит работодатель. Плюс расходы на банковское обслуживание. Прежде чем решаться уйти на вольные хлеба, посчитайте не только возможные доходы, но и эти обязательные расходы и соотнесите их друг с другом. А тем, кто сейчас «страдает» в офисе с неплохим соцпакетом и привык, например, к хорошему ДМС, важно оценить, во сколько будет обходиться аналогичное обслуживание за свой счет. Либо снизить запросы.

Ограниченный карьерный и профессиональный рост. Ограниченный — это мягко сказано, если вы мечтаете о карьерных вершинах, то фриланс, конечно, совсем не для вас, разве что на какое-то время. Он больше подходит тем, кому близок горизонтальный тип карьеры. И если вы хотите «прокачаться» в каких-то навыках, перенимая опыт старших коллег, то на фрилансе это тоже получится не так эффективно, как при работе бок о бок.

Трудно сосредоточиться. Дома, когда никто вас не контролирует, сосредоточиться над работой гораздо сложнее, чем в офисе. Множество отвлекающих бытовых факторов. И соблазнов для прокрастинации тоже — хочется залезть в соцсети, потом включить музыку, телевизор, перекусить и еще раз перекусить. Нужна огромная самоорганизованность, а обладают ею единицы.

Нехватка общения по рабочим вопросам. Если вы экстраверт, то для вас это через какое-то время станет значимой проблемой.

Не испугались и готовы к трудностям? Хорошо, тогда ниже вы найдете несколько полезных советов.

Как подготовиться к переходу на фриланс

В идеале решение о переходе на фриланс должно быть взвешенным, а переход к такому формату работы — постепенным. Конечно, бывает, что жизнь вынуждает действовать не раздумывая, но мы сейчас говорим о случаях, когда есть время на подготовку.

Прокачайте профессионализм

От вашего профессионального развития напрямую зависит ваш доход. Интенсивы, мастер-классы, онлайн-курсы выбирайте тщательно, вам нужны такие, которые ценятся в профессиональном сообществе. Пока заказчики не знают вас в деле, о ваших навыках будут свидетельствовать «корочки». Читайте нон-фикшен по специальности и смежным темам, старайтесь анализировать прочитанное.

Заводите связи

Ходите на конференции, читайте тематические сообщества в социальных сетях, знакомьтесь с создателями потенциально интересных для вас проектов. Учитесь вести переговоры, прочтите, например, «Сначала скажите “Нет”» Джима Кемпа и «Договориться можно обо всем» Гэвина Кеннеди. Знакомства конвертируются в будущие заказы и удачные сотрудничества.

Работайте над имиджем

Загодя начните работать со своим имиджем эксперта в том или ином деле. Тогда вам будет гораздо проще привлекать клиентов, когда вы решитесь пуститься в свободное плавание. О том, как создать себе имидж профессионала в социальных сетях, мы рассказывали здесь.

Изучайте нужные инструменты

Продумайте процесс взаимодействия с клиентами: как вы будете общаться, передавать им результаты работы, где будете хранить выполненную работу, как обезопасите себя от внезапных капризов техники, компьютерных вирусов и мошенников? Возможно, вам придется для этого освоить новые программы, подобрать подходящие облачные хранилища, инструменты для планирования задач.

Начните с подработки

Начните брать первые заказы, не уходя с работы. Так вы начнете обрастать клиентами и заодно прочувствуете, что такое фриланс

Выберите вариант оформления

Многие работают без всякого оформления. Но крупным клиентам не всегда удобно работать с физическими лицами без статуса ИП: это дополнительные налоги и юридические риски. Индивидуальные предприниматели — совсем другое дело: заказчикам удобно перечислять им деньги, не надо думать о налогах. О налогах придется думать вам, но для этого есть специальные бухгалтерские системы. Они отслеживают доходы, считают налоги и подсказывают, когда надо их оплачивать, это можно сделать буквально в несколько кликов. Еще такие системы позволяют легко выставлять счета заказчикам и отслеживать их оплату. Еще один вариант — в отдельных регионах можно применять специальный налоговый режим для самозанятых, не регистрируя ИП. Заранее просчитайте возможные варианты и выберите, что подходит именно вам.

Составьте договор

Крупные компании-заказчики, как правило, работают по своим шаблонам договоров. Для остальных заказчиков составьте свой вариант, простой и удобный для вас. Например, внесите в него пункт о том, что переписка по электронной почте имеет силу простой электронной подписи и равнозначна бумажным документам с личными подписями сторон. Не стоит бездумно скачивать в интернете первый попавшийся бесплатный шаблон — во-первых, он может быть с ошибками или с условиями, которые вам не подходят, во-вторых, лучше все-таки составить с юристом документ с учетом ваших особенностей.

Полезные привычки фрилансера

И напоследок — несколько простых советов, которые помогут организовать работу на фрилансе с максимальной эффективностью и снизить риск выгорания.

Если вы начинаете работать удаленно, прочтите книгу «Remote. Офис не обязателен». Авторы — предприниматели Джейсон Фрайд и Дэвид Хайнемайер Хенссон — создали успешную компанию, все сотрудники которой работают удаленно. В книге они рассказали, как им удалось максимально эффективно выстроить рабочий процесс. Некоторые советы могут показаться банальными, но проверьте их на практике: они работают.

Источник

Путь фрилансера. Часть 1. Советы новичкам

Фрилансер новичок с чего начать. Смотреть фото Фрилансер новичок с чего начать. Смотреть картинку Фрилансер новичок с чего начать. Картинка про Фрилансер новичок с чего начать. Фото Фрилансер новичок с чего начать

Доброго времени суток, друзья, люди, фрилансеры, инопланетяне.

Заметив тенденцию на спрос постов по тематике фриланса подумал, что, пожалуй, пора и мне внести свою лепту по этой тематике. Много чего уже было сказано, но, на мой взгляд, не всегда конкретизировано в конкретные пункты.

Вкратце в двух словах о себе и прочем чтобы пост имел некоторую большую содержательность: на фрилансе 3 последних года с копейками. Работаю не один. Команда. Объединены интернетом и рамками СНГ. Большинство никогда не видел и даже с ними ни разу не созванивался. Офиса нет. С одним из таких граждан общаюсь и работаю уже лет 5-6. Как это ни странно барьером это не послужило. Знакомых, друзей, бывший сотоварищей по работе в команде нет и никогда не было, как и не было этой самой другой работы. Да, есть и такие странные люди на свете, кто никогда не работал в офисе и ничем иным не занят и это ни разу мне не помешало, а скорее наоборот.

Как я «докатился до такой жизни» и всю иную историю, предысторию и реалии опишу как-нибудь в другой раз, если сообщество посчитает это нужным (на этот случай предусмотрен опрос). А сейчас перейдём к тому, что и было запланировано.

«Если ты такой умный, то почему такой бедный?»

«Разбогатей или умри.»

Идеальной истории успеха нет, как и нет алгоритма как железобетонно стать богатым/предпринимателем/найти девушку своей мечты<вставьте ваш термин>, но всегда может быть некий регламент или свод правил, который большинство людей в той или иной области может посчитать целесообразным с позиции большей вероятности получения необходимого. Для фриланса, с его нестабильностью и неоднозначностью, все эти аспекты актуальны вдвойне. За время работы, при которой пришлось поведать всевозможное, мы накопили свой… регламент и мысли.

Ответы

1. Нет шаблонным ответам

Может быть SEOшники (не в обиду последним) и иные граждане считают, что хорошо нанять «школьников», или самому написать «идеальное» продающие предложение и жмакать его на каждой площадке. Экономит время. Кто бы там что не писал, есть конверсия. Лихо 50 ответов, 1 сработал — достаточно, работаем.

Мой вывод иной — никому не рекомендую так делать. Лучше пишите 50 хороших заявок в неделю, на 1 площадке, по 10 штук в день, если то позволяет ваш ресурс. 45 не сработает, 5 сработает — будете иметь хороший результат к концу месяца. Всегда стоит как минимум поверхностно вникать в суть задачи, сразу задавать вопросы если они имеются, уточнять у сотоварищей, если они у вас есть, есть ли у них вопросы. Если просят указать цену — указывайте, даже если описание скупое и мало деталей. Тоже со сроком. Не сильно деталей хватает — запросите. Не знаете, что указать — обдумайте ценник на позицию типовой услуги, скажем «интернет-магазин», «лендинг», «корпоративный портал» и указывайте цену ОТ с запасом скажем в 1/2 или 1/3 суммы, или сколько вам понравится.

2. Техническое задание

Нет ТЗ? Не запрашивайте его в лоб. Если его нет, то значит его нет. Стоит либо аккуратно уточнить о его наличии и попутно предложить его составление за небольшие деньги совместно, либо ограничиться сугубо последним. Оставите запрос там, где его нет, исходя из соображений «мне не нравится этот тип, проект без ТЗ. » — не получите ответа с большой вероятностью, да и если вам «не нравится этот тип», то ответ лучше не оставлять. Всегда. Об этом далее.

3. «Мне не нравится этот тип»

Вам не нравится заказчик? Описание проекта? Аватарка? Отзыв? Что-то ещё? Забудьте об этом проекте и ищите другой, не зависимо от того какая там сумма. Может это мистическое совпадение, или чистая случайность, называйте как хотите, но по моему опыту сотрудничество по такого сорта проектам на какой-то стадии, зачастую не начальной, всегда, абсолютно всегда, кончается плохо по совершенно порой не очевидным на стадии рассмотрения проекта причинам («примечательные примеры», также как-нибудь в последующих постах). Универсального метода работы с ‘туголомными» людьми нет. Поэтому не говорят «Не лезь, убьёт!» — не лезьте, не тот случай.

4. Оперативность реакции

Отслеживайте в режиме реального времени проекты на фриланс-биржах или кого-то из сотоварищей озадачьте это задачей за небольшой % с каждой таковой, что уйдёт в оборот. Старайтесь максимально оперативно написать ответ на интересные вам проекты, без при этом, повреждения их качества.

Если человек указал почту, телефон, skype — наберитесь наглости и напишите ему. В особенности если он то явно просит сделать. Бытует мнение, что так делать не стоит, это не культурно и т.д. Скажу так — однозначного ответа на этот вопрос я для себя не нашёл. Все люди ведут себя по разному. Кто-то реагирует, кто-то отвечает, кому-то такой подход не нравится. Зачастую вы сразу можете договориться и получить оперативный ответ или отказ, скажем если бюджет не устроил и не терять более время. Кому-то нравится подискутировать и вообще пообщаться обо всём по телефону, даже если вы сами ему позвонили, кто-то не выносит такое по определению. Какой здесь формат подойдёт именно вам можно установить только опытным путём.

Если ответов в проекте уже >=10 — не оставляйте заявку, если у вас не портфолио на 1000 работ и не +600 отзывов конечно.

Добавлено 5.08.14. Если у заказчика указано имя — обращайтесь к нему по имени. Несколько выделитесь только уже благодаря этому на фоне шаблонных заявок.

Денежные вопросы

Определите для себя минимальную ставку и никогда не опускайтесь ниже неё. На начальной стадии набора опыта и отзывов можно несколько демпинговать, но в конечном итоге стоит застолбить это правило и не отклоняться от него. Оставьте «мелкоправочников» голодным студентам. Сбережёте свои нервы и нервы заказчика, который рассчитывает на иную категорию исполнителей и дадите подзаработать тем, кому это действительно нужно.

Если заказчика не устраивает бюджет и вы не можете с ним договориться — забудьте про него и не торгуйтесь. Идите дальше.

Если работаете в команде, особенно распределённой — возьмите за правило, что цену определяет исполнитель. Ставки и интересы у всех могут быть разные. Нет никакой рыночной цены. Можно сделать интернет-магазин на OpenCart за 20000 рублей, а можно за 100000, а можно столько и более потратить только на лицензию на 1С-Битрикс, при той же задаче. Заведите себе стандартную формулу и плюсуйте все остальные проценты поверх. Если цену уже определил заказчик — разложите её по своей формуле на части. Не указывайте на биржах СНГ цену за час. Только фиксированную.

Есть сомнения в цене и прочем — обсудите с сотоварищами. Нет ясности по сути задачи — заранее обговорите с заказчиком возможность её расширения в процессе.

Заведите себе все популярные реквизиты и идентифицируйтесь на площадках и в системах. QIWI, Yandex.Money, карту/счёт в сбербанке, WebMoney, Skrill/PayPal (для иностранных заказчиков).

6. Аванс или сделка через ресурс

Не важно планируете вы только начать свой путь фрилансера или продолжить и как часто вы видите сообщения «работаем без предоплат» и насколько они соответствуют действительности — это правило стоит соблюдать железно, если не хотите проблем и потери времени зря — всегда берите аванс в 30-50% за любую задачу, или проводите сделку через СБР и его аналоги. Если заказчика такие условия не устраивают — лучше найдите другого. Если проект крупный — разбивайте его на логические этапы по тому же принципу.

Приведу лишь один пример здесь — однажды, путём стечения целой группы отчасти не совсем очевидных обстоятельств по долгосрочному проекту от местного заказчика, мне пришлось возвращать 40000 рублей по сути из личного кармана, после не слишком приятных разговоров.

В процессе работы

7. Дедлайн наше всё

Озвучили срок — укладывайтесь, даже если вы работает с крайне лояльным заказчиком. Для надёжности всегда берите срок с запасом в несколько дней-неделю, озвучивайте его заказчику, а себе ставьте и своим людям ставьте без запаса. Не перегружайтесь, если срок горит. Да это опасно для репутации и общей картины, но ваши победоносные 20 часов онлайн в сутки не гарантируют положительного результата, а недосып и иные проблемы заработаете железно. Есть вещи важнее работы.

Раз в 1-3 дня проводите подробное обсуждение в skype, формальную часть фиксируйте в двух словах в вашем трекере.

8. Менеджер (трекер) задач

Фиксируйте все задачи, всю информацию, в одном месте, в особенности если работаете в команде. Нет, я не имею ввиду skype и заметки на бумаге. Воспользуйтесь любой популярной CRM, что вам по душе, обратитесь к разработкам 37signals, напишите свою систему «под себя», поставьте MyLife Organized и пишите всё туда. Дайте по возможности ограниченный специализированный доступ к заказчику, чтобы он мог следить за формальной стороной процесса.

Если у вас команда — попросите её всё фиксировать там. Сделайте авто-импорт проектов с площадок прямо к вам в трекер, дополнительно фильтруйте их, пусть люди просматривают поток проектов, подпишутся на RSS и рассылку интересных им проектов по тэгам, отставляют заявки в вашей внутренней системе. Завидите статусы, статистику по дедлайнам, срокам, активности людей, финансам, кто сколько заработал, сделайте графики, фиксируйте информацию о заказчиках, ведите архив проектов, сделайте сводку текущих, что в работе и т.д. и т.п. насколько позволит фантазия, руки и средства. Можно взять за основу redmine, JIR’у, bugzill’у, track, мегаплан или какую-то иную систему.

Для себя мы сделали собственное подобное решение. С нуля, на php.

Ресурсы

9. Портфолио, лого, хостинг

Фрилансер новичок с чего начать. Смотреть фото Фрилансер новичок с чего начать. Смотреть картинку Фрилансер новичок с чего начать. Картинка про Фрилансер новичок с чего начать. Фото Фрилансер новичок с чего начать

«Ты хочешь предложить мне услугу, но у тебя нет собственного сайта даже в формате uberdeveloper.narod.ru. », перефразируя известную фразу — заведите себе сайт-визитку и загружайте туда примеры работ, опишите кратко кто вы, что вы, ваш регламент работы, может быть типовые услуги.

Попробуйте сделать оригинальный дизайн, скажем в стиле кубизма, поместите туда пару «кубизтических» (назовём их так) котов. Все любят котов. А кто говорит, что не любит, любит вдвойне. В общем всё как рассуждал по иной теме Фрейд.

Не пишите шаблонных фраз про «молодую развивающуюся компанию» и прочее в таком духе и не особо мотайте на ус «лурку» по теме «толпы, которая пытается выделиться из толпы» — здесь это правило не работает и в целом, поменьше читайте лурку.

Сделайте узнаваемый логотип и имя — размещайте его в своих работах по возможности.

На поддоменах вашего портфолио или ресурса можно держать тестовые версии сайтов, если вдруг у заказчика не окажется хостинга.

10. Негативные отзывы это хорошо?

Никогда не грейте себе и людям мозг на эту тему и перестаньте бояться негативных отзывов. Зачастую они могут сыграть вам на руку, с вашим комментарием или без. Не всегда и всем можно угодить. Не всегда и всё может получаться. Люди могут ошибаться, заказчики могут быть неадекватными или не в настроении и далее по длинному списку. Проблемы стоит решать по мере их поступления.

«Если вы знаете как решить проблему — значит нет проблем. Не знаете — тем более незачем напрягаться».

Здесь главное одно — положительных отзывов должно быть всегда больше чем отрицательных. Про остальное можете забыть.

11. Всесторонняя специализация

Ограничьте круг и стек технологий, CMS, архитектур с коими вы работаете и работайте только с ними. Если работаете в команде — запишите публичный список кто в чём наиболее опытен по 5 бальной шкале, что кому наиболее интересно, это важно, ссылки на наиболее интересные предыдущие проекты, за рамками команды, если были, контакты (skype, телефон) ваших сотоварищей. Узнайте, готов ли ваш сотоварищ подписать договор с заказчиком, если то потребуется и у вас нет ООО. Может ли он предоставить скидку? Скажем в размере 10-20% если заказчик железно отдаст вам проект в течении 24 часов?

Работы «за рамками» вашей общей деятельности не стоит загружать в ваше новоиспечённое портфолио. Пусть оно будем не густым на первых порах, но будет действительно вашим.

Никогда ни привлекайте посторонних людей для работы над проектами. Вы можете иметь толпу человек, набранных на фрилансе по определённым параметрам, но это должны быть именно набранные вами люди, постоянно находящиеся в вашей команде, проявляющие какую-то как минимум периодическую активность, имеющие с вами общие интересы, пусть и только денежные и соблюдающие ваш регламент.

12. Заведите библиотеку

Складируйте туда интересные книжки, ссылки на хабр и прочее, что может быть полезно вам и вашей команде с позиции набора опыта и расширения кругозора.

Сопутствующие вопросы

13. Заведите групповые чаты, флудилку (если работаете в команде)

Если вы не сделаете этого сами — люди будут писать в другие места, ЛС, группы, обсуждать политоту, девушек, котиков, ржаку и прочее везде где можно и нельзя и никакими ограничениями вы этот вопрос не решите.

Под профильные вопросы, по заказам — заведите отдельную группу. Нарушителей удаляйте из неё, делайте предупреждения.

14. Регламент для всех. Или «садо-мазо менеджмент с кожаными плётками».

Фрилансер новичок с чего начать. Смотреть фото Фрилансер новичок с чего начать. Смотреть картинку Фрилансер новичок с чего начать. Картинка про Фрилансер новичок с чего начать. Фото Фрилансер новичок с чего начать

Чётко определите свой регламент и придерживайтесь его. Скажем, что не работаете после 6 вечера и в выходные. На часах 18:00 и пожара на мониторе нет — отключайтесь и идите заниматься другими вещами. Не зависимо во сколько вы сегодня встали, спали ли до обеда и сколько сегодня работали часов. Работа по 12-14 часов в день удалённо не даст вам больших результатов, а только принесёт проблемы со здоровьем и, как это ни странно, заказчиками. Ориентироваться стоит на результат. Забудьте про офисный регламент, он здесь не работает по всех отношениях.

Если работаете в команде — сделайте его публичным и требуйте его соблюдения. Беспощадно удаляйте людей, кто нарушает важные пункты из него, или любой пункт, смотря какой у вас регламент, скажем момент с дедлайнами, или отгрузку кода на ваш сервер раз в 3 дня и пр. Они не исправятся, а очередной проваленный проект, из-за того, что скажем человек работал почти сугубо на localhost, а потом попал в больницу на месяц (реальный пример), только усугубит ситуацию и без того натянутые отношения, а чтобы не было лишних вопросов, новичкам ставьте условие — или работаем так, или нам не по пути исходно.

Могут быть и дополнительные условия. Возьмём такой пункт. Срываешь срок? Жмёт дедлайн? Значит тебя по умолчанию могут заменить другим человеком или убрать из команды, или потребуется ввести штраф из бюджета, чтобы нормально уложиться, или нужно будет подогнать кого-то в кооперацию.

Пока у нас не было регламента мы в разной степени критично наступали на разные грабли, иногда по нескольку раз. Много кто покинул команду из-за его наличия и способности соблюдения. Но и количество проблемных ситуаций было сведено если не к нулю, то к минимуму. Люди могут быть здесь крайне не надёжными, в том числе ранее проверенные, это стоит принять как факт, успокоиться и методично работать, пока не наберёте постоянный адекватных состав сотоварищей, пусть и через вашу команды пройдут сотни человек.

Наш регламент уложился в 5 коротких пунктов.

Расширение зоны комфорта

15. Заведите ЧавО, внутренний ресурс, общую доменную почту (если работате в команде)

Записывайте туда (на ресурс) все часто задаваемые вопросы, ответы на них, дублируйте важные новости. Почту как и портфолио лучше хранить по одному адресу, желательно лаконичному и хорошо запоминающемуся. Почтовый ящик можно сделать в духе типичных support@вашдомен.ру. Легче будет запомнить.

16. Распределяйте ваши функции (если работаете в команде)

По мере расширения вашей организации делегируйте полномочия, назначайте менеджеров, скажем 1 фриланс-площадка = 1 менеджер, пусть они общаются с заказчиками со стадии того, как ответ поступил в работу, контролируют ход работ, но не финансы и скажем, форсмажоры. По мере роста опыта последнее можно поручить им, а финансовый вопрос оставить за собой. Выдайте в обязанности отдельному человеку слежку за почтой и оставление качественных заявок. В замен предложите небольшую ставку, если можете и обороты позволяют, или предложите процент с каждого проекта, что уйдёт в оборот с тех заявок, что он оставил, объясните, что работаете над общим делом и если дело будет плохо в целом по проектам, то с деньгами будет плохо и у него, и у разработчиков и у вас.

Важное замечание — подобного сорта вещи стоит начинать делать не с самого начала, а только тогда, когда вы будете чувствовать, что сами набрались опыта, имеете относительно слаженную команду и надёжных людей, коим такие вещи можно поручить + доросли до определённого уровня и будет чувство, что далее одному тянуть все орг. вопросы будет тяжело. Если решите внедрить это сходу, то не стоит удивляться, если вас кто-то кинет, не будет уважать или считать наглым и жадным посредником, который просто хочет грести деньги лопатой и ничего не делать.

17. Общий чат с заказчиком (если работаете в команде)

По мере необходимости или большого потока вопросов, при учёте, что вы менеджер проектов или кто-то из ваших сотоварищей, создавайте общую группу с заказчиком и вашими людьми. Без необходимости этого делать не стоит. Программист должен писать код и больше ничего. Если вы включите его в чат без явной необходимости, то, во-первых, можете потерять в уважении во всех смыслах с его стороны, а во-вторых только усложните, а не улучшите процесс ведения проекта.

Начните с одного места, затем расширяйтесь по мере необходимости. Скажем с freelansim. Затем перейдите на fl, weblancer, freelance. Как установитесь в СНГ — elance, odesk. Если уверены в своих силах и не особо любите «наших» — начните с elance.

Грамотно заполните везде профили, подгружайте новые работы в портфолио, укажите цены, контакты, пройдите тесты. Если работаете в команде — так и укажите, избежите лишних и не нужных вопросов.

19. Дополнительные услуги

Предлагайте поддержку в течении 3 месяцев после сдачи проекта, с возможностью подкрутки чего-то нового крупного за отдельную плату. Подпишитесь на партнёрскую программу с хостингом, который вам нравится и предлагайте его заказчику, если он будет нужен. Уже упомянутую ранее скидку, если видите таковое возможным.

20. Постоянное улучшение

Если вы руководитель или менеджер проектов, то читайте всякие интересные профильные книжицы, Rework и ему подобные, книги от «Манн, Иванов, Фербер», посты на хабре, расширяйте свой кругозор, периодически думайте, что можно было бы улучшить, проводите раз в месяц небольшой опрос в команде, собирайте предложения по улучшениям и внедряйте их, следуя заветам Масааки Имаи и его «Кайдзену».

Добавлено 5.0.8.14 21. Постоянные заказчики и предложенные проекты

Момент довольно очевидный — по мере роста вашей популярности будет расти и поток предложенных проектов и проектов от постоянных заказчиков. Их стоит всегда ставить в приоритет. Где-то и денег могут предложить больше, чем в любом «обычном» проекте, а в перспективе и вовсе сможете ограничиться сотрудничеством только с небольшим кругом лиц если дела пойдут хорошо.

На том всё. Оставляйте ваши предложения о том, что на ваш взгляд нужно учесть новичку, желающему стать фрилансером, добавлю в пост c пометками, вместе составим, по возможности, эталонный список, а также о чём хотели бы услышать по теме в следующих постах если хотели бы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *