Хаяо миядзаки что посмотреть
Хаяо Миядзаки: как начать смотреть его фильмы
5 января 2021 года Хаяо Миядзаки исполнилось 80 лет, и почти 60 из них он посвятил анимационному кино. В новой серии цикла рассказываем, можно ли делить его фильмы на детские и взрослые, а также о приключениях, еде, экологии и других важных темах его творчества
Но дело еще и в скрупулезности, с которой режиссер подходит к созданию миров своих мультфильмов. Где бы ни разворачивались события — в Японии, в идеализированной приморской Европе или в постапокалиптических лесах и пустынях, — всякий раз зритель переносится в новый мир, одновременно незнакомый и узнаваемый благодаря множеству бытовых деталей. И даже если речь заходит о страшном — будь то месть, вооруженные конфликты или рассерженные духи, — от завораживающей красоты фильмов Миядзаки перехватывает дыхание.
С чего начать
«Унесенные призраками» — история современной японской девочки Тихиро. Вместе с родителями она переезжает в новый дом, и по дороге они натыкаются на городок, похожий на заброшенный луна-парк. В пустующих ресторанчиках обнаруживаются горы угощений: несмотря на предостережения Тихиро, взрослые накидываются на еду и превращаются в свиней. Девочка понимает, что оказалась в потустороннем мире. Чтобы спасти родителей и вернуться в реальность, ей приходится работать на духов и божеств.
Постер к фильму «Унесенные призраками». 2001 год © Studio Ghibli
«Унесенные призраками» — история не только о прохождении инициации и преодолении себя, но и о важности детского восприятия. Тихиро спасает родителей не столько благодаря обретенной самостоятельности, сколько потому, что она ребенок — наивный, открытый, доверчивый и готовый поверить в чудо. Если рассмотреть постер, с которым мультфильм вышел в прокат в Китае, можно увидеть маленькую напуганную Тихиро, сидящую в углу в майке и шортах. На стене у нее за спиной — фреска с портретами магических существ, но главная героиня фрески — тоже Тихиро, только в традиционной японской одежде. Тихиро с фрески успокаивающе гладит по голове Тихиро, сидящую на полу. Не могущественная магия, а сам ребенок как будто защищает себя от взрослого мира.
Что смотреть дальше
После «Унесенных призраками» можно посмотреть мультфильм «Рыбка Поньо на утесе» (2008) — едва ли не самый красивый из созданных Ghibli. На первый взгляд детский, мультфильм только кажется таким: деление фильмов Миядзаки на взрослые и детские достаточно условно — «взрослые» ленты понятны аудитории любого возраста, а «детские» интересны взрослым.
Пятилетний Сосукэ живет у моря вместе с мамой по имени Риса. Кажется, она больше времени уделяет своим подопечным из дома престарелых, чем сыну, но при этом Риса — вполне положительный персонаж. Отец Сосукэ все время работает на корабле и дома не появляется. Однажды мальчик находит на берегу банку с застрявшей в ней рыбкой. Лизнув поцарапанный палец Сосукэ, рыбка — оказывается, что ее зовут Брунгильда и на самом деле это дочь колдуна и морской богини, — начинает превращаться в девочку по имени Поньо и решает завязать с морской жизнью. Брунгильда — имя валькирии из германо-скандинавских мифов, средневековой поэмы «Песнь о нибелунгах» и цикла опер Рихарда Вагнера. Имя главной героини — не единственная отсылка к нибелунгам. Верховный бог Один наказал Брунгильду за ее свободолюбие, усыпив и оставив на вершине горы в магическом защитном кольце. Так и своенравная Поньо засыпает, и Сосукэ вслед за Зигфридом должен преодолеть все препятствия и разбудить Брунгильду. Правда, в отличие от героя эпоса, мальчик проходит не через кольцо огня, а сквозь волны и разрушает не доспехи легендарным мечом, а стеклянную банку обычным камнем.
Кадр из фильма «Мой сосед Тоторо». 1988 год © Studio Ghibli
Еще один «детский» фильм Миядзаки — «Мой сосед Тоторо» (1988). Это история двух сестер — одиннадцатилетней Сацуки и четырехлетней Мэй. Вместе с отцом девочки переезжают из города в деревню, поближе к больнице, где лежит их мама. Там они знакомятся с черными чернушками (те же персонажи встречаются в «Унесенных призраками» — там они носят уголь в котельной) и Тоторо, странным мохнатым существом, которое спит днем, а по ночам летает на волчке. Магия и повседневность оказываются тесно переплетены: игры девочек с Тоторо — такая же часть жизни, как уборка дома, школа, сбор овощей с грядки.
Кадр из фильма «Навсикая из Долины ветров». 1984 год © Top Craft
Кадр из фильма «Небесный замок Лапута». 1986 год © Studio Ghibli
Теперь можно перейти к «Небесному замку Лапута» (1986). Этот фильм сильно повлиял на японскую видеоигровую индустрию, хотя сам Миядзаки всегда демонстрировал отсутствие интереса к видеоиграм. Фильм рассказывает о приключениях Пазу, мальчика из шахтерского городка, и таинственной девочки Ситы, упавшей с неба. Сита принадлежит к древней цивилизации, жившей на небесном острове Лапута. Вместе дети, спасаясь от погони и прерываясь на бои с воздушными пиратами, отправляются на поиски острова, название которого позаимствовано из «Путешествий Гулливера» Джонатана Свифта (при этом сюжет мультфильма никак не связан с книгой).
Кадр из фильма «Принцесса Мононоке». 1997 год © Studio Ghibli
Хаяо Миядзаки
Хаяо Миядзаки (Hayao Miyazaki) – всемирно знаменитый японский аниматор, режиссер и сценарист. Обладатель премии.
Хаяо появился на свет 5 января 1941 года в Токио, Японии, в семье Миядзаки Кацудзи. Хаяо родился в годы Второй мировой войны, в это время его отец был директором «Миядзаки Эйрплейн» – фабрики по изготовлению деталей к самолетам «A6M Zero». Мама мальчика болела туберкулезом, переводилась из больницы в больницу, и потому семья часто переезжала.
Первый интерес к мультипликации Хаяо проявил в старших классах, когда увидел мультик «Легенда о Белой Змее» (1958) режиссеров Казухико Окабе и Тайдзи Ябусита. После этого Хаяо твердо решил стать мультипликатором.
После школы он поступил в престижный Университет Гакусюин, на факультет политики и экономики. Одновременно с постижением экономических наук студент Миядзаки изучал при университетском клубе детскую литературу.
После окончания вуза 22-летний выпускник поступил на работу фазовщика в «Toei Animation». А уже через год, в 1964-м, занял пост председателя профсоюза. В 24 года он женился на Акэми Ота, которая впоследствии родила ему двоих сыновей.
Режиссурой мультипликационных лент Хаяо начал заниматься с 30 лет. В 1971-м году он вошел в состав авторов мультсериала о гениальном воре «Люпен III» (1971-1972). Затем последовала работа над «Люпен III: Часть 2» (1977 – 1980) и «Люпен III: Замок Калиостро» (1979), «Конан – мальчик из будущего» (1978).
В 43 года Хаяо представил картину «Навсикая из долины ветров» (1984). И хотя это была не первая работа мультипликатора, именно с нее началось его восхождение на олимп славы как просветителя и творца. В 1985-ом вместе с другом и коллегой Исао Такахатой он основал анимационную «Студию Гибли», в которой и воплощались последующие работы автора.
Произведения Хаяо довольно скоро приобрели кассовый успех в Японии. Особенно прогремели «Мой сосед Тоторо» (1988), «Порко Россо» (1992), «Принцесса Мононоке» (1997).
Интересно, что автор самых светлых и радужных анимационных фильмов считает себя «законченным пессимистом». «Но несмотря на пессимизм, я не собираюсь делать фильмы, которые говорят: отчаивайся, беги и прячься. Все, что я хочу сказать — это: не бойся, когда-нибудь все встанет на свои места, и где-то тебя точно поджидает что-то хорошее», – признается Хаяо.
В 2001-м году его лента «Унесенные призраками» стала самым прибыльным фильмом в Японии за всю ее историю. Благодаря этой картине слава японского мультипликатора облетела и весь мир. За «Унесенных призраками» Миядзаки получил «Оскар» как автор лучшего анимационного фильма и главный приз Берлинского кинофестиваля, а также удостоился номинаций Европейской и Британской киноакадемий, на премии «Сатурн» и французский «Сезар».
В 2004-м году Миядзаки представил очередной шедевр – «Ходячий замок», вновь снискавший мировую славу и удостоившийся номинации на «Оскар» и на приз Венецианского кинофестиваля. В 2005-м году венецианское жюри удостоило его почетной награды «Золотого льва» за вклад в мировой кинематограф. Спустя три года Миядзаки вновь чествовали в Венеции, удостоив кипой призов за анимационный фильм «Рыбка Поньо на утесе» (2008).
В 2013-м вышла новая работа Хаяо «Ветер крепчает». Миядзаки заявил, что на этой ленте прекращает свою карьеру.
Первый сын великого мастера Горо Миядзаки (1967) также стал аниматором. А младший Кэнсукэ – резчиком по дереву.
Хаяо Миядзаки для самых маленьких
Много слышали о нем, но не смотрели? Мы расскажем, почему стоит приобщиться к этой магии вместе с ребенком
Имя этого пожилого сказочника из Японии на слуху у всех, кто хоть сколько-нибудь интересуется мультфильмами. Хаяо Миядзаки — самый известный аниматор Страны Восходящего Солнца, лауреат нескольких «Оскаров» и целого вороха других наград, творец, установивший высочайшую планку качества для семейных мультфильмов.
Чем же так хороши картины Миядзаки, что про них столько разговоров? Ответ прост — практически всем. Визуальная составляющая: великолепная рисовка, одни только пейзажи заслуживают отдельного подробного обзора, и если прибавить к ним еще факт, что неугомонный мастер по многу раз перерисовывает одни и те же кадры, стремясь к полному совершенству (так очень редко кто-то поступает, рисовать мультфильмы само по себе дело весьма долгое и кропотливое, да еще и полнометражные!), становится понятно, какой весомый кусочек души вкладывает аниматор в каждое свое творение.
Не уступают качеством и сюжеты с характерным «авторским почерком» Миядзаки. У него почти никогда не бывает откровенно злых злодеев (встречаются персонажи с противоположным главному герою мнением и позицией, а есть картины без антагонистов вовсе), высока роль полетов, постоянно поднимаются проблемы экологии и взаимоотношения людей с природой, и самое примечательное — это образы сильных, храбрых и самостоятельных девушек.
Если вы и ваш ребенок по каким-либо причинам еще не познакомились с творениями Хаяо Миядзаки, никогда не поздно это сделать. Данные мультфильмы — образцы искусства для детей высшей пробы, а значит они сделаны «как для взрослых, только лучше». Большинству работ возглавляемой Миядзаки студии «Ghibli» у нас присвоен рейтинг 12+, однако и самым маленьким зрителям есть, что посмотреть среди чудес мастера.
«Мой сосед Тоторо» (1988 год, 0+)
Эта добрая и незамысловатая история — современная живая легенда. Придуманный Миядзаки образ лесного духа Тоторо настолько прочно въелся в современную культуру, что даже трудно поверить, что его создал один японский дядя около тридцати лет назад, соединив черты совы, кошки и тануки (японских енотовидных собак-оборотней из народных легенд).
Его имя — исковерканное маленькой героиней слово «тролль». Сюжет мультфильма о нем прост, немного автобиографичен (линия с болезнью матери) и не содержит никаких мрачных подтекстов, какие бы утки в сети вы по этому поводу не читали. «Мой сосед Тоторо» транслировали у нас в 90-ых по кабельным каналам, и уже тогда стало ясно, как его принимают дети у нас: с восторгом!
Итак, одна из первых работ студии «Ghibli», единственный «0+» среди режиссерских работ Миядзаки и первое знакомство с японской анимацией у многих сегодняшних мам и пап. Не стоит прерывать славную традицию: этот мультфильм о добродушном лесном духе и двух девочках полон природного волшебства, смелости, важности заботы о своих родных и просто очень значимых для детей мелочей, вроде сбора желудей или рисунков в подарок для болеющей матери. А вы хотите на полтора часа вновь почувствовать себя ребенком?
Источник: Kevin Chung
«Ведьмина служба доставки» (1989 год, 6+)
В этом мультфильме есть все, чем так хороши и оригинальны работы Миядзаки: храбрая самостоятельная девочка (без такой ни одна лента японского аниматора не обходится), естественный синтез настоящего волшебства и бытовых мелочей, захватывающие дух полеты. А еще — черный кот, немного саркастичный и ворчливый. Питательная смесь специально для маленьких зрителей и тех, кто хранит кусочек детства в своей душе.
«Ведьмина служба доставки» — история 13-летней маленькой колдуньи по имени Кики, отправляющейся в компании кота в большой город. Она пока умеет только летать на метле, но очень хочет быть полезной, потому открывает для жителей города свою службу доставки. После знакомства с этой анимационной лентой некоторые дети приватизируют веники, хватают в обнимку котов и начинают перемещаться по квартире, перевозя «посылки» для членов семьи. И это самый прекрасный эффект, какой только может подарить ребенку просмотр мультфильма.
Кстати, сюжет основан на повести одной японской писательницы, однако выхватывает только кусочек книжного повествования. В экранизированном фрагменте нет никаких злодеев, приключения связаны с полетами, а чарующие пейзажи неба и приморского города так эффективно переносят зрителей в волшебный мир на экране, что неторопливость и спокойствие повествования даже не чувствуются. Миядзаки — мастер такой «тихой» динамики.
Источник: Madman
«Рыбка Поньо на утесе» (2008 год, 6+)
Почему-то данный мультфильм часто называют авторской экранизацией «Русалочки» Андерсена. На самом деле эта параллель справедлива только для самых общих черт сюжета, и то, можно легко посмотреть «Рыбку Поньо» и даже не вспомнить известную русалочью сказку. Потому что все по-другому: и герои маленькие, и приключения совсем другие, и в целом история в мультфильме полна столь оригинальных, самобытных и любовно продуманных мелочей, что от «вдохновителя» только мотив взаимоотношений земного мальчика и морской девочки и остается.
Отношения у последних такие трогательные, что последние минуты мультфильма вызывают скупые слезы счастья даже у самых скептичных взрослых. Потому что многие помнят, каково это — в детстве ловить ведром мальков, пускать игрушечные кораблики и слушать мамины сказки о волшебных существах.
«Рыбка Поньо на утесе» — предпоследняя режиссерская работа Миядзаки, и он постарался вложить все свое мастерство в эту удивительную по красоте историю для детей и взрослых.
Источник: thelukyan13
Интересное по теме:
Мультфильмы про рыб
Семейные мульфильмы
«Фэнтези большого масштаба»: каким будет последний аниме-шедевр Миядзаки
Читайте нас в Google Новости
О чём будет последняя работа Миядзаки и как он создавал культовые аниме без сценария, но с карандашом и секундомером в руках — в материале NEWS.ru.
Почему Миядзаки перестал снимать мультфильмы?
В 2013 году Хаяо Миядзаки, к разочарованию поклонников, объявил об уходе на пенсию из-за проблем со зрением. На тот момент его последним фильмом был «Ветер крепчает» о японском конструкторе самолётов Хорикоси Дзиро. Именно этот проект должен был закольцевать череду культовых аниме автора. Тем не менее Миядзаки вернулся к работе в 2018 году, создав короткометражный фильм «Гусеница Боро».
Слухи о работе Миядзаки над новым и теперь уже почти наверняка последним аниме появились ещё в 2017 году. Сюжет нового проекта будет основан на книге Гэндзабуро Ёсино «Как поживаете?» 1937 года. Аниме выйдет в свет в 2023 году, заявил сам режиссёр. Миядзаки назвал свой новый проект «фэнтези большого масштаба» и признался, что на полнометражную экранизацию истории, которая обычно занимает три-четыре года, его вдохновил внук.
Кроме того, после ухода Миядзаки на временную пенсию основанная им Studio Ghibli начала экспериментировать со стилем и дала осечку. Фильм «Ая и ведьма» 2020 года критики называли «уникально извращённым» способом испортить эстетику Ghibli. Стиль студии многие годы держался на ручной работе и почти полном отказе от компьютерной графики. В случае с «Ая и ведьма» японцы решили перенять опыт западных коллег и создать 3D-анимацию, чем разочаровали поклонников. Этот фильм считается одним из самых провальных в истории студии.
Японский феминизм и русский фольклор
Студия Миядзаки была основана в 1985 году, и выходившие из-под его карандаша оригинальные и вдумчивые работы непременно пользовались успехом как у детей, так и взрослых зрителей. Его прославили такие аниме, как «Навсикаи из Долины ветров», «Мой сосед Тоторо», «Принцесса Мононоке», «Ходячий замок» и оскароносные «Унесённые призраками». Кассовые сборы фильмов Миядзаки поражали, приравнивая студию Ghibli к западным гигантам индустрии.
Героями сказок Миядзаки редко становятся взрослые: они почти всегда являются второстепенными персонажами, создавая простор для детских фантазий и приключений. Сюжеты аниматора строятся вокруг детей, чаще всего девочек. К примеру, «Принцесса Мононоке» 1997 года, ставшая самым кассовым фильмом в японской истории, однако позже уступившая место «Титанику». Одна из главных героинь Сан, которая выросла среди волков, является едва ли не самым известным персонажем художника. «Принцесса Мононоке» резко выделяется на фоне творчества Миядзаки: это чрезвычайно серьёзная и жёсткая картина.
Героини Миядзаки преодолевают преграды и не боятся противостоять миру, так что современная феминистская повестка хорошо подсвечена даже в самых ранних работах аниматора. Режиссёр заявлял, что в мире анимации не хватает героинь, судьба которых не завязана только лишь на романтической линии.
Однако персонажи второго плана запоминаются ничуть не меньше, чем воинственные и смелые героини. Существа, наполняющие миры Миядзаки, часто берут начало в японском фольклоре, а порой — и в русском (к примеру, вдохновением для «Ходячего замка» послужила русская избушка на курьих ножках).
Главными иконами мира Хаяо Миядзаки стали загадочный Безликий Бог Каонаси, обитатель леса Котобус, чертами походящий на Чеширского кота из «Алисы в стране чудес», и мохнатый хранитель леса Тоторо.
За что все любят аниме Хаяо Миядзаки
Миядзаки в своих картинах не делает акцент на диалогах, а наполняет химией картинку, чтобы герои могли по-настоящему жить. Важной частью его лент являются не только сами персонажи, люди, духи и божества, но и декорации, в которых развивается история. Миядзаки верит, что для достижения эффекта наполненности необходимо продумать каждую деталь кадра. По словам аниматора, он часто выводит своих сотрудников на крышу офиса, чтобы те смотрели на небо, а затем смогли нарисовать его как можно реалистичнее.
Создавая свои шедевры, Миядзаки по ходу раскадровки с секундомером в руке решает, сколько будет длиться тот или иной момент. При этом аниматор крайне редко прибегает к компьютерной графике, а в некоторых фильмах отказывается от неё вовсе. Именно поэтому работа над проектами занимает у него больше времени, чем могла бы.
Я считаю, что инструмент аниматора — это карандаш, — объясняет Миядзаки.
Для него раскадровки полностью заменяют сценарий: сюжет попросту не бывает прописан, когда начинается работа над очередной лентой. В этот момент Миядзаки лишь в общих чертах представляет, какая история ляжет в его основу. Сценарий вырисовывается уже в процессе раскадровки, поэтому финал истории бывает загадкой для него самого.
Чем закончится новый мультфильм Миядзаки «Как поживаете?», сейчас не может, пожалуй, сказать даже он сам. В своём последнем аниме автор вряд ли отступится от прежних принципов, которые всегда выражаются в настроении, перенесённом на экран: тихой грусти по утраченному времени и философичных, медитативных историях о жизни. Это то, что покоряет в работах Хаяо Миядзаки даже тех, кто относится к жанру аниме со скепсисом. Именно поэтому оценить финальный аккорд Миядзаки — аниме «Как поживаете?» — непременно захочется всем.
Миядзаки Хаяо
Миядзаки Хаяо
Хаяо Миядзаки | |
Дата рождения | 5 января 1941 ( 19410105 ) г. Токио |
Национальность | |
Направление | мангака, мультипликатор |
Псевдоним(ы) | Цутому Тэруки |
Известные работы | «Навсикая из Долины Ветров», «Унесённые призраками» |
Награды | Премия «Оскар», премия Берлинского кинофестиваля («Унесённые призраками») |
Официальный сайт |
Хая́о Миядза́ки (яп. 宮崎 駿 ; род. 5 января 1941, Токио) — один из самых известных и уважаемых режиссёров в истории анимации, как японской, так и мировой. Вместе с Такахата Исао основал анимационную студию — «Студию Гибли».
Известен также как Цутому Тэруки (Tsutomu Teruki).
Содержание
Биография
Творчество
Миядзаки создал или участвовал в создании множества полнометражных аниме. Кроме того, он также автор нескольких манг. В Японии фильмы Миядзаки имели огромные кассовые сборы и встретили большой успех у критиков. Фильм «Унесённые призраками» стал самым прибыльным фильмом в Японии за всю историю, «Принцесса Мононокэ» и «Ходячий замок» также имели огромный успех. Несмотря на это, до выхода в 2002 году фильма «Унесённые призраками», за пределами Японии он был известен мало. Многие его фильмы посвящены теме взаимоотношений человечества с природой и технологиями. Как указал в одном из своих интервью Хаяо Миядзаки, он является ярым поклонником «Ежика в тумане» и «Снежной королевы», двух советских мультфильмов. Практику Миядзаки проходил на Мосфильме. [2]