Хищные вещи века о чем
Хищные вещи века (повесть)
Хищные вещи века (повесть)
«Хи́щные ве́щи ве́ка» — научно-фантастическая повесть советских писателей Аркадия и Бориса Стругацких, написанная в 1964 году, и публиковавшаяся в СССР в 1965 году, затем, после долгого перерыва — в 1990 году.
Содержание
Сюжет
Бывший бортинженер, один из главных героев повести «Стажёры» Иван Жилин, ныне сотрудник спецслужбы Совета Безопасности, прибывает в некий южный курортный город. Воспоминания и размышления Жилина позволяют представить мир, в котором происходят события. Этот мир будущего отличается от коммунистических утопий, которые изображались Стругацкими в их более ранних романах. Прирост населения внеземных колоний превысил прирост населения Земли. Коммунистический строй не является всепланетным, сохраняются национальные и монархические государства, в некоторых из которых происходят внутренние вооруженные конфликты и даже не решена проблема голода. Совет Безопасности стремится к разоружению таких государств. Одним из разоруженных государств является то, куда прибывает с заданием Жилин. Ранее Жилин уже бывал здесь, участвуя в вооружённом конфликте на стороне иностранных добровольцев и местных жителей, подавлявших фашистский мятеж.
Жилин проходит таможенный контроль и поселяется в доме у вдовы, сдающей комнаты туристам, знакомится с ее детьми и обстановкой в городе. Он обнаруживает общество, пресыщенное изобилием и множеством доступных удовольствий, с четырёхдневной рабочей неделей, но необременённое духовными запросами. Интеллектуальное оправдание обывательским настроениям дает доктор философии Опир, с которым Жилин встречается за обедом. Краткая суть философии «неооптимизма» Опира сводится к тому, что в течение всей истории люди стремились к недостижимому удовлетворению своих самых простых потребностей, и вот наконец развитие науки и техники дало им эту возможность, все потребности людей удовлетворены, люди счастливы, и цель человечества, наконец, достигнута.
Жилин пытается найти Римайера, который прибыл по тому же заданию ранее, находит его в отеле, обрюзгшего и опустившегося, стремящегося поскорее отвязаться от посторонних. Возле Римайера находятся подозрительные люди, и единственное, что добивается от него Жилин — это информация, что с целью их задания связаны «рыбари». Жилин находит «рыбарей» и понимает, что это молодёжь, которая от скуки занята экстремальными, опасными развлечениями, и что не будь Жилин межпланетником, он мог бы погибнуть. Жилин догадывается, что Римайер, возможно, именно поэтому дал ему неверный след, рассчитывая на его гибель. Жилин выясняет, что в городе есть какой-то «слег», о котором все знают, но говорить о чём считается крайне оскорбительным. Жилин понимает, что «слег» — видимо и есть объект его задания.
Жилин узнаёт о существовании тайного общества «меценатов», проникает на их ночное собрание и, будучи раскрыт, вынужден драться с несколькими членами общества. Как выясняется позже, цель преследуемого общества — приобретение произведений искусства и уничтожение их на своих тайных собраниях.
Для широких масс устроено другое развлечение, бесплатные сеансы коллективной волновой психотехники, устраиваемые на центральной площади, так называемая «дрожка». При посещении «дрожки» Жилиным она была обстреляна с аэропланов гранатами со слезоточивым газом и пулемётами. Выясняется, что это акция «интелей», возмущенных бездумным и бессодержательным стилем жизни обывателей. В свою очередь, обыватели ненавидят «интелей».
Затронутые проблемы
Роман считается в наше время чуть ли не самым актуальным из творчества Стругацких, ибо они угадали основные черты «общества потребления» ещё в середине 60-х годов. Довольно очевидно, что современное западное — а все больше и российское — общество приобретает черты, все более сходные с обществом романа.
Читая повесть Стругацких, среди описываемых развлечений мы легко узнаем такие современные реалии, как рэйв («дрожка»), нынешнее увлечение «экстримом» («рыбари»), антиглобалистов и радикалов («интели») и т. д. «Слег» имеет определенное идейное сходство с первитином и дезоморфинм — делается в домашних условиях из грошовых общедоступных продуктов с использованием их нецелевых возможностей. В то же время от действия слега можно провести параллель к зависимости от «виртуальной реальности».
Философия доктора Опира очень похожа на теорию «общества развлечений».
В романе затронуты проблемы соотношения духовных и телесных потребностей человека.
Рецензия на книгу Хищные вещи века. АБС
Теперь о сюжете, для тех, кто не читал, пройдусь пунктиром
Книга написана о космолетчике на пенсии — Иване Жилине. Он прибывает в южный курортный город в некоей маленькой стране. Ещё несколько лет назад он участвовал здесь в подавлении фашистского мятежа, теперь он обнаруживает привлекательную, внешне совершенно благополучную жизнь. По уровню материального достатка здесь практически коммунизм, по уровню сознания населения — обычное буржуазное мещанское общество.
Общество потребления. А кому скучно, те развлекаются в смертельно опасных подземельях, уничтожают произведения искусства на тайных сборищах, организуют бесцельные «демонстрации» протеста. У Жилина есть миссия, детективного плана. Общество гибнет от нового наркотика, о котором ничего не известно. Воздействие его губительно. Иллюзорная жизнь под действием слега настолько ярка и привлекательна, что после неё реальная жизнь кажется пресной и серой. Те, кто принял передозировку «слега» не возвращаются в реальность. Они умирают с глупой счастливой улыбкой на лице. Жилину становится известно, что про «слег» в городе знает каждый ребёнок, но, несмотря на это, разговоры о слеге считаются крайне неприличными, и выйти на распространителей или создателей весьма трудно. И совершенно не понятно, как в этим бороться.
Что было дальше — читайте книгу.
Меленьтев, зам. главного редактора «Молодой гвардии» после редакционной читки книги сказал так: « «Это толстовство, мы за экспорт революции, и вы нас не собьете. Извольте, чтобы в конце стало ясно: 1. Что Жилин не один. 2. Что никаких столетних разговоров быть не может. 3. Что Жилин намерен опираться на прогрессивные силы страны и заниматься не воспитанием, а делами похлеще».
То есть в таких исторических условиях созидалось произведение. Удивительно, что его еще не сильно «покоцали» и почти не изуродовали. Напечатали, ура! Успех, как всегда.
А вам, читателям предстоит решить для себя, плох ли этот мир? Ведь оппонент Стругацких, которого они не называют в своих воспоминаниях, уже в 90-е годы, после подготовки книги к переизданию без сокращений и изменений сказал: «Чем плох этот мир? Ведь человек в этом мире – свободен. Хочешь – обжирайся и напивайся, хочешь – развлекай себя нейростимуляторами, хочешь – предавайся персональному мазохизму. Но с другой-то стороны: хочешь учиться – учись; хочешь читать – читай, все, что угодно и сколько угодно; хочешь самосовершенствоваться – пожалуйста; хочешь, в конце концов, чистить и улучшать свой мир, хочешь драться за достоинство человека – ради бога! – это отнюдь никем не запрещено, действуй, и дай тебе бог удачи! Ты волен в этом мире стать таким, каким сможешь и захочешь. Выбор за тобой. Действуй».
Мышь прямо задумался. Крепко задумался. Вот начал мышь совершествоваться. Достиг почти просветления уровня будды. А кругом осталось жующее быдло. И оно как болото, обступило вокруг, разлилось. Тону. И и захотелось найти такой вот слег и уйти на фиг в параллельную реальность, как Римайер, и никакой Жилин меня бы не вытащил, потому что права на это у него нет. Я ж свой выбор сделал. Измениться самому, а среде остаться прежней? Возможно ли такое сосуществование? Да вот нашелся местный Жилин, в жизни нашелся, ура ему, пушистому.
Хищные вещи века — ох, как же были правы Стругацкие
Автор kbaott, 12.08.2017 | Просмотров: 3 407 | Печать
Повесть «Хищные вещи века» была написана братьями Стругацкими в далеком 1964 году, а опубликована в 1965 (позже в 1980). Как же давно это было и как точно братья в этой повести вывели формулу будущего, такого далекого от них и такого знакомого нам. Читаешь повесть и думаешь, ага вот он стиль Стругацких — минимум объяснений: кто такие эти «рыбари», «слегачи», что такое «дрожка»? Но, продвигаясь по тексту, потихоньку начинаешь узнавать знакомые явления, которые у нас, сейчас, тут, называются по-другому, но по сути существуют, цветут и пахнут.
Мы, слава б-гу, еще не дошли до состояния «Града обреченного», хотя есть мысли, что мы уже давным-давно живем в Эксперименте и просто не замечаем этого. Привыкли поди. Да это и не важно, Эксперимент — есть Эксперимент, а вот «хищные вещи» нас поглотили и переваривают. Вот объясните мне, как… как Аркадий и Борис Стругацкие в середине 60-х годов смогли взять и так точно предсказать начало XXI века?! Как, я вас спрашиваю!? Ну, наркотики всегда были, черт с ними, это предсказывать не надо. Но как они смогли предсказать именно «хищные вещи»? Сейчас нас окружают эти вещи: планшеты, ноутбуки, смарфоны, айпады и айфоны, интернет, танки и прочий высокотехнологичный шлак, от которого мозг усыхает и морщится.
Кстати, к слову, повесть меня разочаровала тем, что она не похожа на творение Стругацких в литературном плане. Она не так легко читается, как, скажем, те же «Пикник…» и «Отель…», сюжет тоже не ахти какой. Причем она по угловатости чем-то напоминает «Второе нашествие марсиан» — нет «прилипания глаза к строке», когда невозможно оторваться от чтения, не затягивает в себя. Но зато какая тут точность в описании того, что поглотит умы людей через 50 лет!
В «Комментариях к пройденному» Борис Натанович сказал:
Мы поняли, что этот мир, конечно, не добр, не светел и не прекрасен, но и не безнадёжен в то же время, — он способен к развитию. Он похож на дурно воспитанного подростка, со всеми его плюсами и минусами. И уж во всяком случае, среди всех придуманных миров он кажется нам наиболее ВЕРОЯТНЫМ. Мир Полудня, скорее всего, недостижим, мир «1984», слава богу, остался уже, пожалуй, позади, а вот мир «хищных вещей» — это, похоже, как раз то, что ждёт нас «за поворотом, в глубине». И надо быть к этому готовым.
О мире «Полудня» вообще говорить не стоит, так как это самая фантастическая фантастика, которую можно представить себе в нашем будущем. Мир «1984» я бы так быстро не отметал, он остался позади, да, но что-то у меня такое предчувствие, что он еще вернется. А вот мир «хищных вещей» мы нынче наблюдаем во всей его гротескной красоте и уродстве в одном флаконе.
Технический прогресс шагает семимильными шагами, ученые заглядывают в такие темные уголки нашего бытия, куда даже фантасты не заглядывали. Все круто. Но тут же рядом высокие технологии стоят на службе у анонимусов и эти же высокие технологии преследуют одну цель — создать и воспитать как можно больше «слегачей» и чтоб на «дрожку» ходило как можно больше народа.
Знаете, когда я принимаю на ремонт очередной компьютер или ноутбук, то клиент в большинстве случаев трясется над своими фоточками на жестком диске и чтоб «одноглазники не удалились». А «танкисты» названивают каждые полчаса с требованием скорее починить, а то премиум аккаунт пропадает. И это не школота, это здоровые дядьки и тётьки! Ладно пацанва — у них возраст такой, что поиграть охота. Но когда из-за WOT переживает пятидесятилетний мужик, это как-то напрягает. И таких примеров настолько много, что перечислять их нет смысла — каждый сам видит это вокруг себя и, даже быть может, принимает горячее участие в акте поклонения «хищным вещам века».
«Дрожка» ничего не напоминает? Ночные клубы, тусовки, похоже? Еще как похоже: только наркотики пока не световые, а химические. А потом превращение в мычащее нечто, непонимающее где оно и что оно. А «рыбари», которые «рыбарят»? Современный экстрим, когда крутые парни и девушки пускаются в опасные для здоровья и жизни утехи, только чтобы занять себя. А те кому это не под силу или не интересно, кто? Правильно — лохи. А «интели», которых все ненавидят. Неправда ли похоже на сегодняшнее отношение к неглупым, к тем, кто не ходит на «дрожку», не «рыбарит» и «слэгом» не увлекается? Не тусуешься — лашшара! И чем менее ты подвержен влиянию хищных вещей — тем хуже для тебя, ты — лошара. А кто хочет быть лошарой? Никто, вот и приходиться приобщаться к массовой культуре исходя из физических и финансовых возможностей.
В «ХВВ» Жилин мечтает об космической экспансии, чтобы встряхнуть людей и дать им что-то, чем можно было бы их занять. Но им это не интересно, лучше к рыбарям или на дрожку (т.е. поиграть в опасные и кровавые игры или пойти на массовый гипноз). Но у нас-то хватает забот, у нас есть насущное содержание нашего существования, но его проще не замечать, а лучше поиграться в WOW или в WOT.
Всё Стругацкие предсказали, ну кроме изобилия, и даже свободу предсказали. А вы сейчас скажете — так ведь в нашей реальности нет никакой свободы! Ну то есть она есть, но она не настоящая — с невидимыми, но непробиваемыми границами. А вы уверены, что в «ХВВ» свобода настоящая? Не-а… Свобода эта подлая. Тут стоит обратить внимание на другую повесть Стругацких. Помните, что Редрик Шухарт попросил у «Золотого шара»? СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ, ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЁТ ОБИЖЕННЫЙ! А мог ли «Золотой шар» дать настоящее счастье? Не думаю. Зона это великая обманка, она всегда обманывает. Вот и в «ХВВ» эфемерная свобода, которая дает виртуальное счастье. «Хищные вещи века» перекликаются в этой части с «Пикником на обочине» — в «Пикнике…» у людей еще было что-то такое, ради чего стоило жить и барахтаться, но там же уже зарождались «хищные вещи».
Я не борец за духовность, я не призываю людей выбросить айфон и идти учиться на космонавта или никуда не ходить, отречься от интернета, сидеть дома и читать книжки. Нет, это слишком пафосно и далеко от реалий нашей жизни. Я просто показываю пальцем на всех вокруг и на себя в том числе — мы все потребители. Все до единого. Это пакостный мир и стал он таким только благодаря нам всем. Нам подсовывают и мы жррррём! Причмокивая! Нам подсунули виртуальные наркотики и мы утонули в них, нам подсунули фингербокс и мы сношаем его пальцами до изнеможения, нам подсунули спиннеры и мы самозабвенно крутим их. Что там дальше? Как насчет…
я думал вы звезду чертили
чтоб принимать нас в октябрят
а тут у вас поинтересней
обряд
Хищные вещи века
«Хи́щные ве́щи ве́ка» — научно-фантастическая повесть советских писателей Аркадия и Бориса Стругацких, написанная в 1964 году, и публиковавшаяся в СССР в 1965 году, затем, после долгого перерыва — в 1983 году.
Содержание
Сюжет
Рассказ ведётся от имени Ивана Жилина, бывшего космолётчика, героя «Жилинского цикла» Стругацких, ныне — сотрудника спецслужбы Совета Безопасности. Прошли годы с момента ухода Жилина из космофлота. Прирост населения внеземных колоний скоро сравняется с приростом населения Земли, но коммунистический строй до сих пор не стал всепланетным; сохраняются национальные и монархические государства, в некоторых из которых происходят внутренние вооруженные конфликты и даже не решена проблема голода. Совет Безопасности стремится к умиротворению таких государств.
От одного из «рыбарей» Иван узнаёт о каком-то «слеге», якобы привлекательном для любителя сильных ощущений. Похоже, «слег» и есть то, что он ищет. Пообщавшись с людьми из разных слоёв общества, Жилин убеждается — про слег в городе знает каждый ребёнок, но, несмотря на это, разговоры о слеге считаются крайне неприличными. Жилин находит распространителя слега Бубу, который оказывается его бывшим товарищем Пеком Зенаем, однокурсником, соратником по космосу и по войне с фашистами; сейчас он превратился в алкоголика, заедающего спирт сахаром и не желающего вспоминать о прошлом. Жилин получает от него «слег», оказавшийся небольшой радиодеталью, и инструкции. Слег нужно просто вставить в радиоприёмник вместо стандартного гетеродина, благо размеры деталей точно совпадают, после чего приёмник нужно включить и лечь в тёплую ванну, добавив в воду ароматические соли и приняв несколько антимоскитных таблеток. Поставив эксперимент на себе, Иван убеждается, что переоборудованный приёмник дает ярчайшие переживания и исполнение всех бессознательных желаний, причём не оставляет никаких неприятных ощущений. Но иллюзорная жизнь под действием слега настолько ярка и привлекательна, что после неё реальная жизнь кажется пресной и серой.
Затронутые проблемы
Критиками [кем?] считается, что авторы предугадали основные черты общества потребления. Среди описываемых явлений можно узнать рейв («дрожка»), экстрим («рыбари»), радикализм («интели»). «Слег» имеет сходство как с виртуальной реальностью, так и с психотропными наркотиками.
В романе затронуты проблемы соотношения духовных и телесных потребностей человека.
Почему Стругацкие изменили своё отношение к миру «Хищных вещей века»?
Наверняка вы читали захватывающий псевдодетектив «Хищные вещи века». А если нет, прочитайте — как минимум получите удовольствие от сюжета.
В повести разворачивается поиск источника хитрого волнового наркотика, пристрастие к которому губит людей одного за другим. А фоном для этого действия служит сонный портовый городок, где большинство жителей видит смысл существования лишь в бесконечных удовольствиях. Сытая, бездуховная, убогая жизнь — то, что позже философы и социологи назовут обществом потребления.
Стругацкие предсказали множество явлений если не современности, то хотя бы начала XXI века: сериалы (в книге упоминается второсортный сериал «Роза салона»), увлечение бодмодом (артики), радикализм (интели) и экстрим (рыбари). Самовыражение через пищу, пусть и не в виде поедания мозга живой обезьяны, как в книге, тоже воплотилось в современности — посмотрите в любой модный инстаграм-аккаунт.
Писатели первоначально испытывали такое отвращение к созданному ими миру, что, по совету их коллеги Ивана Ефремова, дополнили повесть подзаголовком «Книга первая. Авгиевы конюшни», для печати в издательстве «Молодая гвардия». Потому что в противном случае выходила западная фантастика, основанная на страхе перед будущим, которую сами же братья высмеяли в книге «Понедельник начинается в субботу». Таким образом, мир неназванного города Стругацкие уподобили раковой опухоли, которую предстояло вырезать прогрессивному коммунистическому обществу. Обложка первого отдельного издания
Фото: ru.wikipedia.org
Как ни странно, несмотря на явную авторскую антипатию к вымышленной «Стране Дураков», писатели получили разгромную критику за то, что недостаточно открытым текстом дали негативную оценку описываемому в повести капиталистическому миру.
И вот тут возникает вопрос, всё ли в этом мире однозначно плохо? И есть ли вообще альтернатива, в которой можно жить? Что стало с СССР, мы с вами уже знаем. Жить в каком-нибудь современном теократическом государстве тоже мало кто захочет. Гораздо приятнее сетовать о всеобщей бездуховности, окружив себя всеми благами ненавистного общества потребления. Вообще любые попытки насильно, железной рукой привести общество к духовности обречены на провал. Борис Стругацкий, 2006 г.
Фото: Сергей Валерьевич Бережной, ru.wikipedia.org
И Стругацкие не могли этого не понимать, поэтому со временем изменили своё отношение к этому миру. Повесть от этого не стала хуже или лучше, ведь смысл произведения всегда больше того, что вкладывает в него автор. В одном из интервью Борис Стругацкий сказал:
Этот мир убог, консервативно гомеостатичен, нравственно бесперспективен, он готов снова и снова повторять себя, — но! Но он сохраняет свободу, и прежде всего — свободу творческой деятельности. А значит, по крайней мере, научно-техническому прогрессу остаются шансы на развитие, а там, глядишь, и потребность в Человеке Воспитанном возникнет в конце концов, а это уже надежда на прогресс нравственный… В любом случае, из всех реально возможных миров, которые я могу себе представить, Мир Потребления наиболее человечен. Он — с человеческим лицом, если угодно, — в отличие от любого тоталитарного, авторитарного или агрессивно-клерикального мира.
И действительно, хочешь деградировать — деградируй, но никто не мешает развиваться. Это инфантильно — тосковать о строгой воспитательнице, которая привьёт вкус к творчеству и созиданию. Человечность мира потребления заключается и в том, что он не приемлет насилия. Да, человеческая жизнь в нём ценится как жизнь потенциального потребителя, но какое это имеет значение? Обложка первого издания
Фото: Роберт Авотин, ru.wikipedia.org
Из другого интервью Бориса Стругацкого:
Мы поняли, что этот мир, конечно, не добр, не светел и не прекрасен, но и не безнадёжен в то же время, — он способен к развитию. Он похож на дурно воспитанного подростка, со всеми его плюсами и минусами. И уж во всяком случае, среди всех придуманных миров он кажется нам наиболее ВЕРОЯТНЫМ. Мир Полудня, скорее всего, недостижим, мир «1984», слава богу, остался уже, пожалуй, позади, а вот мир «хищных вещей» — это, похоже, как раз то, что ждёт нас «за поворотом, в глубине». И надо быть к этому готовым.
Кстати, в переводе на английский повесть называется буквально «Последний круг рая» (The final circle of Paradise). Это о чём-то, да говорит.