Хоббит на связи что он творит
Хоббит на связи что он творит
Увидел я, как свет погас,
И услышал ветра глас.
Покров снежинок лег на братьев павших,
И раздалось последнее прощай.
Ночь наступает,
День этот стих,
И путь ждёт, я знаю,
Пора мне идти
За леса и сквозь туман,
По тем краям, где правит тьма,
За ручейком, что спешит в океан.
В облаках горит звезда,
Зимним утром в снежный шторм,
Я обернусь к тропе в родной дом.
Куда же теперь, не знаю,
Забросит нас,
Был дружен наш стан,
Но нынче настал
Прощания час.
Побывал я много где,
Повидал немало бед,
Но былого не жаль,
Вы со мной шли вдаль,
Не забыть мне вас вовек.
Ночь наступает,
День этот стих,
И путь ждёт, я знаю,
Пора мне идти
За леса и сквозь туман,
По тем краям, где правит тьма,
За ручейком, что спешит в океан.
Я запомню на потом
Ваше слово и добро
И обернусь к тропе в родной дом.
Куда же теперь, не знаю,
Забросит нас,
Был дружен наш стан,
Но нынче настал
Прощания час.
До слез. До мурашек. Я не хочу чтобы путешествие заканчивалось.
Всех люблю, до самого последнего орка и гоблина. Пусть они не уходят. кого об этом попросить можно?
СОДЕРЖАНИЕ
Характеристики
Толкин описывает хоббитов ростом от двух до четырех футов (0,61–1,22 м), при этом средний рост составляет три фута шесть дюймов (107 см). Они одеваются в яркие цвета, предпочитая желтый и зеленый. В наши дни (согласно художественной литературе Толкина) они обычно застенчивы, но, тем не менее, способны на большое мужество и удивительные подвиги при определенных обстоятельствах. Они умеют бросать камни. По большей части они не могут отращивать бороды, но некоторые представители расы Стоор могут. Их ступни покрыты вьющимися волосами (обычно коричневыми, как и волосы на голове) и имеют кожаные подошвы, поэтому хоббиты почти никогда не носят обувь.
Я представляю себе вполне человеческую фигуру, а не что-то вроде «сказочного» кролика, как кажется некоторым моим британским рецензентам: жирный живот и короткий в ноге. Круглое веселое лицо; уши лишь слегка заостренные и «эльфийские»; волосы короткие и вьющиеся (каштановые). Стопы от щиколоток вниз покрыты коричневым волосатым мехом. Одежда: зеленые бархатные бриджи; красный или желтый жилет; коричневый или зеленый пиджак; золотые (или латунные) пуговицы; [и специально для Бильбо в «Хоббите» ] темно-зеленый капюшон и плащ (принадлежащие гному).
Толкин представил хоббитов как родственников человеческой расы или «разновидность» или отдельную «ветвь» человечества. В вымышленном мире Толкина хоббиты и другие расы осознают сходство между людьми и хоббитами (отсюда разговорные термины друг для друга « Большие люди » и «Маленькие люди»); тем не менее, хоббиты считают себя отдельным народом.
Происхождение
Толкин утверждал, что он начал «Хоббита» внезапно, без всяких намерений, в разгар сдачи экзаменов студенческих сочинений в 1930 или 1931 годах, написав свою знаменитую вводную строку на чистом листе бумаги: «В яме в земле жил один хоббит «.
В английской литературе
Кролик
Вымышленная этимология
Образ жизни и культура
Хоббиты Шира разработали обычай дарить подарки в дни их рождения, вместо того, чтобы получать их, хотя этот обычай не повсеместно соблюдался среди других культур или сообществ хоббитов. Термин « математика» используется для обозначения старых и бесполезных предметов, которые хоббиты не хотят выбрасывать. Матомов неизменно дарят много раз, иногда возвращая первоначальному владельцу, или хранят в музее ( математическом доме ).
Толкин сравнил свои вкусы со вкусами хоббитов в письме 1958 года:
Я на самом деле хоббит во всем, кроме размеров. Мне нравятся сады, деревья и немеханизированные поля; Я курю трубку и люблю хорошую простую пищу (без охлаждения), но ненавижу французскую кухню; Я люблю и даже решаюсь носить в эти унылые дни орнаментальные жилеты. Увлекаюсь грибами (полевые); иметь очень простое чувство юмора (которое даже мои благодарные критики находят утомительным); Я поздно ложусь спать и поздно встаю (по возможности). Я мало путешествую.
Художественная история
Харфуты жили на самых низких склонах Туманных гор, в норках для хоббитов, вырытых в склонах холмов. Они были не только меньше и короче, но также были без бороды и ботинок. Стооры жили на болотистых Глэдден-Филдс, там, где Глэдден-Ривер встречается с Андуином, и были шире и тяжелее по телосложению; а Фаллошкуры предпочитали жить в лесах под Туманными горами. Их описывали как более светлую кожу и волосы. В частности, эта порода хоббитов была выше и стройнее, чем остальные хоббиты.
В 1601 году Третьей Эпохи (1 год по Счету Шира) два брата Фаллохайд по имени Марчо и Бланко получили разрешение от короля Арнора в Форносте пересечь реку Брендивайн и поселиться на другой стороне. Многие хоббиты последовали за ними, и большая часть территории, которую они заселили в Третьей Эпохе, была заброшена. Только Бри и несколько окрестных деревень просуществовали до конца Третьей Эпохи. Новую землю, которую они основали на западном берегу Брендивайна, назвали Широм.
Первоначально хоббиты Шира присягали последним Королям Арнора, от которых требовалось только признать их господство, ускорить своих посланников и содержать мосты и дороги в ремонте. Во время финальной битвы с Ангмаром в битве при Форносте хоббиты утверждают, что они послали на помощь роту лучников, но это нигде больше не записано. После битвы королевство Арнор было разрушено, и в отсутствие короля хоббиты избрали Тейна Шира из числа своих вождей.
Первым Тэйном Шира был Букка из Мариш, который основал семью Олдбаков. Однако позже семья Олдбаков пересекла реку Брендивайн, чтобы создать отдельную землю Бакленда, и фамилия была изменена на знакомое «Брендибак». Их патриарх затем стал Мастером Бакленда. С уходом Oldbucks / Brandybucks была выбрана новая семья, главой которой стал Тейн: семья Туков (Пиппин Тук был сыном Тейна и позже стал самим Тейном). Тейн отвечал за Shire Moot and Muster и Hobbitry-in-Arms, но, поскольку хоббиты Шира в основном вели вполне мирную жизнь без происшествий, офис Тейна стал рассматриваться как нечто вроде формальности.
Моральное значение
«Для него борьба за право в дальнейшем должна вестись только в моральном плане».
В популярной культуре
Комиксная хоррор-рок-группа Rosemary’s Billygoat записала песню и видео под названием «Hobbit Feet» о человеке, который приводит девушку домой из бара и обнаруживает, что у нее ужасающие «хоббитские ноги». По словам солиста Майка Одда, группа получила более 100 писем ненависти от разгневанных фанатов Толкина.
Антропология и палеонтология
Хоббит: туда и обратно. Стать звездой, потерять почти все и вернуться в топ
Чем выше заберешься, тем больнее падать.
Три с половиной года назад Абай «Hobbit» Хассенов в составе Gambit выиграл PGL Major Krakow 2017. Сегодня, спустя несколько лет слабых выступлений и переходов из команды в команду, Hobbit вместе с Gambit вышел в финал IEM Katowice XV, пройдя такие команды как NAVI и G2 на своем пути.
Хороший стрелок и одно из открытий года
До прихода в Gambit Абай Хассенов играл в Tengri – крепкой команде из Казахстана, неплохо выступавшей в СНГ, но не проходившей ни на один крупный международный турнир.
В Tengri Абай выделялся сильной стрельбой, но никогда не был суперзвездой. Gambit нужен был сильный стрелок, который бы работал с командой в едином механизме – Hobbit был идеальным вариантом. В октябре 2016 года Gambit проводили масштабную реформу состава и пригласили бывшего капитана Зевса из NAVI и Хоббита из Tengri. Хоббит быстро раскрылся в новой команде – почти всегда имел высокий импакт, а также закончил год с 1,09 К/Д.
Через месяц после перехода S1mple и Flamie назвали Хоббита возможным открытием следующего года.
Триумф на мейджоре и пиковая форма в карьере: тащил Gambit после ухода Зевса
До PGL Major Krakow Gambit выступали на небольших турнирах и держали 14-е место HLTV, перед этим даже поднявшись на пару месяцев в первую десятку. К мейджору команда подошла на небольшом спаде и была далека от фаворитов. Несмотря на это, Абай регулярно набирал неплохой рейтинг, будучи вторым в команде после Адрена.
Выступление и победа на мейджоре сделали из игроков Gambit звезд. На самом мейджоре на первый план вышли AdreN, Mou и Хоббит. Если AdreN и Mou были очень сильны в индивидуальной игре, то Хоббит в свою очередь раскрылся как командный игрок, а также был хорош в клатчах.
Мейджор стал вершиной карьеры всех игроков в команде: состав работал с идеальным взаимопониманием и вообще не имел проблем как с индивидуальной, так и с командной игрой. За счет этого Gambit победили mousesports, G2, VP, Astralis и Immortals.
Сам Hobbit сказал, что вышел на пиковую форму сразу после мейджора:
«Если посмотреть по статистике, лучшие мои турниры индивидуально были после победы на мейджоре. Потому что я после него зарядился. Я поверил, что мы можем доминировать. Поверил, что я могу быть лучшим игроком мира, помимо командных успехов. Мои цели всегда были связаны с командой, а эгоистичных не было».
Но Зевс и тренер состава Кейн ушли в NAVI после победы на мейджоре. Gambit пришлось взять Фитча. За следующие 8 турниров команда выиграла всего 2, и лишь один крупный – ROG Masters в Малайзии. В ростере было все больше конфликтов, при этом меньше чем за год в команде успели побывать Fitch, Seized и Mir, с которыми лучше не становилось. Иронично, что результаты падали у всех, кроме Хоббита.
С конца сентября по декабрь он только рос в общем рейтинге и достиг планки в 1,23; на победном ROG Masters в Малайзии получил второе место в борьбе за MVP турнира, набив аж 1,39 рейтинга – а в конце года стал одиннадцатым в рейтинге HLTV.
Hobbit называл усталость главной причиной плохих результатов и ссор внутри коллектива:
«Атмосфера в команде была не очень. Мы друг от друга устали. Был негатив, который скопился на праках, а их мы проигрывали».
«Были люди, за которыми я шел». Распад Гамбит и падение в карьере
Затем сдал и сам Хоббит. Уже на ELEAGUE Major в начале 2018 года он упал до 0,88 рейтинга, а команда вылетела, заняв 11-е место. С марта по апрель Хоббит сыграл на трех турнирах подряд с рейтингом ниже 0,9 – это был самый плохой период в карьере. Сами Gambit всего за полгода опустились на 21-е место в рейтинге HLTV.
Победа на мейджоре так и осталась единственным крупным достижением Gambit. И в сентябре 2018 года Хоббит ушел в инактив. Удивительно, но игрок, всю осень тащивший команду, вовсе не был прирожденным лидером.
«Одна из причин (для ухода в инактив) – я недостаточно выкладывался. Вторая – не было лидера, который бы меня повел за собой. Были люди, за которыми я шел. Даурен (AdreN), например, настоящий лидер, но он сам этого до конца не понимал и не воспользовался этим. Это тоже как-то сказывалось на результатах команды. Я всегда был мотивирован, всегда хотел играть, но, к сожалению, этого бывает мало».
Последующий переход в Hellraisers не принес ничего: Хоббит с большим трудом выходил в положительную статистику и часто ошибался в игровых моментах. Переход в Hellraisers оказался крайне неудачным из-за раскола внутри команды и плохой индивидуальной игры Абая. За полгода команда упала на 12 мест в рейтинге, а после ухода Хоббита потеряла еще 70.
Через пять месяцев после перехода Абай снова покинул команду – на этот раз он отправился в аренду в Winstrike, где провел почти год на довольно неплохом уровне, потихоньку реанимируя карьеру. Когда Хоббит пришел в Winstrike, команда была вне топ-50 рейтинга, за 9 месяцев ростер дошел до 26-го места в рейтинге HLTV. В большинстве турниров Хассенов набирал рейтинг выше 1,10 и сыграл всего два турнира в минус за все время в команде.
Ради возвращения Хоббита Gambit пожертвовала потенциальным мейджором
Возвращение в Gambit в июле 2020 года стало спасением карьеры. Hobbit мечтал о нем:
«Мой квест по возвращению домой начался сразу после ухода из Гамбит осенью 2018 года. Я до последнего ждал предложения именно от Гамбит, куда возвращаюсь более опытным и более сдержанным игроком».
Летом команда пожертвовала важнейшими РМР-очками ради возвращения Хоббита, а также была вынуждена пропустить две недели турнирного CS для интеграции Хоббита в команду:
«Мы берем двухнедельный перерыв от соревнований, чтобы уделить больше времени тренировкам и интеграции Абая в состав».
Gambit знала, что скорее всего не пройдет на мейджор, когда брала Хоббита обратно в состав. Команде не хватало всего двадцать РМР-очков, чтобы выйти на мейджор по РМР-рейтингу, но руководство все равно решило поставить на Хасенова.
Несмотря на то, что Gambit до IEM Katowice не участвовали в тир-1 турнирах, Хоббит хорошо себя проявлял на тир-2 турнирах и последнем РМР-турнире. Даже если команда выступала посредственно, Хоббит тащил. Абай снова стал фраг-лидером и начал выходить в жестко плюсовую статистику.
На IEM Katowice XV Play-in Хоббит стал вторым по результативности игроком и набрал 1,44 рейтинга 2.0, обогнав таких Ропза, Джеймa и Екиндара. В основной же стадии команда играла не против привычных тир-2 коллективов, а разносила mousesports, Heroic и G2, NAVI и Virtus.pro.
Gambit вышли в финал IEM Katowice, а Хоббит снова вернулся на топовый уровень. Сегодня у Хоббита есть шанс доказать, что его карьера не закончилась в 2017 году, и что он все еще может выигрывать самые престижные турниры.
Хоббит на связи что он творит
Первое, что заявили критики, попытавшись склеить в голове все три фильма, это то, что фильмов нужно было делать все-таки два. В первой части было много затянутых водянистых сцен, не хватало динамики, а в третьей скопился весь экшен, но в плане развития персонажей она мало что дала.
Вообще, когда речь заходит о недостатках экранизации «Хоббита», все говорят одно и то же. Каждый считает своим долгом завести шарманку о растягивании тонкой книжицы на 8 часов, а затем произнести сакральное «Надо помнить, что это детская сказка». На самом деле, ни объем книги, ни «сказочность» не имеют к главным проблемам фильма никакого отношения.
Разберемся для начала со сказочным аргументом. Никакой существенной разницы между «Хоббитом» и «Властелином» нет. Да, «Хоббит» был написан забавы ради, и тогда Толкин куда с меньшим вниманием отнесся к материалу. Но если посмотреть внимательнее, это отличия столь же существенные как между классической 911 и «каррерой».
Это не попытка вставить в экранизацию «Гадких лебедей» «Повесть о дружбе и недружбе», или совместить в одном фильма «Колобка» и «Войну и мир». «Властелин» – тоже сказка, просто с более серьезным подходом. Несмотря на то, что Толкин не повторил некоторых ошибок «Хоббита» в продолжении, многие вредные привычки вроде беспричинных приступов любви к орлам остались на месте. Эти два произведения похожи куда больше, чем принято считать, и ни «сказочность», ни размер критического влияния на это не оказывают.
А вот у Джексона трилогии получились куда более отличающимися, чем два исходных произведения Толкина, несмотря на очевидные попытки сделать все возможное, чтобы они ощущались как единое целое. Часть проблем новой трилогии продиктована недостатками книги, но львиную долю ошибок, которых можно было избежать, наделал сам Джексон и давящая на него студия.
Дальше идут спойлеры, если вы еще не смотрели третий фильм, прочтите лучше ревью,
1. Отсутствие цельности
Самое заметное в новой трилогии – это ее неоднородность, сумбурность, непропорциональность фигуры и заплывание жирком в неожиданных местах.
Во «Властелине» Джексон тоже периодически затягивал сцены до неловкости и храпа, убеждая наивных актеров, что если просто смотреть вдаль и многозначительно перемигаваться, это сойдет за раскрытие внутреннего мира их героев (вспомните хотя бы крупные планы Гэндальфа, которые абсолютно непонятно что должны были обозначать), и все же, ощущение целостности не пропадало, атмосфера Средиземья и единая подача чувствовались во всех сценах.
«Хоббит» же меняет пейсинг и тон от сцены к сцене настолько резко, что выглядит фанфиком с ютьюба, сделанным по той же логике, по которой фанаты строчат пейринги, бросая Гарри Поттера в горячие объятья Драко Малфоя. Словно создателями движет желание не рассказать связную и интересную историю, а просто покосплеить за чужие деньги, разыграть любимую сценку, этих заставить влюбиться, а этих – передраться.
Капустник, играющий скорее на узнавании материала, чем на представлении его аудитории, самодеятельность с многомиллионным бюджетом. Профессионализма, видения, жесткой хватки сильно недостает, поэтому вместо эпоса мы получили набор сценок для ностальгирования на брудершафт.
У «Хоббита» очень худо со структурой, элементы, которые должны нести на себе сквозные темы трилогии, развивать персонажей, пробрасывать объединяющие моменты для разнесенных по времени сцен – все это по какой-то причине непроработано. Словно никто и не пытался собрать все сцены обратно в котенка, которого вообще можно назвать связным произведением.
Возьмите хотя бы знакомство хоббита с гномами и последующие посиделки. Некоторые жаловались, что этот момент растянули, потому что нужно было набирать хронометраж, но не все так просто. Все сцены ощущаются словно снятые изолировано, ради самих себя. Берем главу, экранизируем ее буквально – словно никто не смотрит на общую картину, не пытается представить сцену как структурный элемент огромного полотна, поэтому полотно получается как «игра в чепуху», где каждый участник дописывает по одной строчке, не видя всего «произведения».
2. Плавающие акценты: кто главный герой?
Хоббит – вроде бы главный герой сказки, на что намекает название. История начинается как путь преображения скучного сельского жителя в Нейтана Дрейка. Сам Бильбо так постоянно и называет поход – «Приключение». В начале трилогии мы явно чувствуем этот настрой – все внимание сосредоточено на Бильбо, его переживаниях о разграбленных запасах, его сомнениях, обнаруженной внезапно смелости и духа авантюризма. Хоббит, как и положено протагонисту, активен и предприимчив, это его история.
А потом акценты начинают смещаться. Во второй части Бильбо находит две вещи – кольцо и, видимо, стальные яйца, потому что с редкой кровожадностью начинает рубить пауков, орков и все, что косо смотрит в его сторону. Он бы и беднягу Голлума зарубил бы, если бы тот не нужен был для «Властелина Колец».
Героев, которых и без того было немало, учитывая балласт из 13-ти бесполезных пней, становится все больше. Появляются Тауриэль, Леголас, Трандуил, вводится совет, включающий Галадриэль, Сарумана и Элронда, потом появляется Бард… в третьем фильме Бильбо, кажется, появляется на экране меньше, чем широкоформатный лось Трандуила. Вот тебе и заглавный персонаж.
Все бы ничего, во Властелине Колец тоже не поймешь, кто главный герой, не то Фродо, не то Арагорн, не то Гендальф, но квест «брось кольцо в Ородруин» связывает все воедино, главная цель – яснее некуда, а сами герои уже занимают места в наших головах относительно этого главного квеста, каждый выполняет свою часть.
В «Хоббите» тоже есть квест, там тоже все завязано на драгоценный артефакт, знак власти, и все тоже идут к горе, только не с артефактом, а за ним. Но ясности это не добавляет, потому что весь этот план с Аркенстоном крайне мутный, и до конца не понятно, кто и что хотел от него. Помните, что стало с камнем в фильме? Не помните, правильно, потому что этого не показали. Про него просто все забыли, вот тебе и главный артефакт.
3. О чем кино?
Но разваливается фильм на разномастные сцены не только потому, что главного героя оттирают в сторону – постоянно меняется сам жанр истории. Словно Джексону надоело раскрывать происходящее через восприятие хоббита, и он решил вернуться к масштабным панорамам.
Вся эта тема с домоседом, который не решался на приключение, постепенно выветривается, мыслям и переживаниях хоббита уделяется все меньше времени, пока они не пропадают совсем. Такое ощущение, что Джексон обращал на них внимание лишь в начале, пока больше показывать было нечего, но как только появляется шанс втащить в кадр Леголаса, Элронда и Трандуила, он моментально им пользуется, отпихивая скучного хоббита в сторону. Бильбо напоминает жирную соседку, всегда отвечающую на booty call, с которой спят только тогда, когда нет других вариантов.
В книге Толкин показывал все происходящее от лица хоббита и никогда не терял его перспективу, поэтому там путешествие воспринимается более осмысленно, и мы успеваем заметить, что герой все же меняется, как и предполагал Гэндальф. В трилогии же Джексон постепенно вынимает Бильбо из истории, как топор из каши, который с самого начала рассматривался как предлог для показа батальных сцен и ниндзютствующих эльфов.
Причем, роль главного героя не переходит кому-то еще, она просто повисает в воздухе, пустая и бесполезная. Кандидатов на нее вроде бы достаточно, но Бард, например, дискредитирует себя всей этой канителью с Альфридом, выставляющей Лучника абсолютным болваном, да и остается в итоге по другую сторону баррикад от наших изначальных героев, из-за чего его нельзя воспринимать как основного персонажа.
Торин тем более не тянет на протагониста. Он ничем особо себя не проявил за всю историю, вдобавок его одолевает паранойя, и он начинает подозревать в предательстве Бильбо, а затем и братьев-гномов, не желает отдавать то, что сам обещал. Никакого сочувствия к нему не испытываешь, даже учитывая, что это все влияние «драконьего недуга» (не задумывались, почему у Толкина все развращает – аркенстон, кольцо, провонявшее драконом золото?).
Трилогия не знает, кто ее главный герой, о чем она конкретно рассказывает, чему пытается научить. Это просто аттракцион «поездка по Средиземью», посмотрите налево – вот какая борода была у Балина, чью могилу находит Гимли во «Властелине колец», а вот такая – у его отца. Посмотрите направо – вот так окаменели тролли, на которых натыкается Фродо, а так выглядели 60 лет назад Гэндальф, Леголас, Элронд, Голлум, Галадриэль (абсолютно так же они выглядели, по сути). Но искать в трилогии сюжет, мораль и личную историю персонажа можно с тем же успехом, что и в тематических парках Диснея.
4. Отсутствие достойной цели
Несмотря на знакомую атмосферу, достаточно вспомнить любую сцену из «Властелина Колец», чтобы понять – не то. Даже близко не то. И дело не в растянутости маленькой книжки, не в ее детскости, просто все это ощущается каким-то неважным, несерьезным, местечковым.
Нет и малой толики того ощущения нависшей над миром тьмы, сверхважной миссии. Просто драка за сокровища: Торин хочет Аркенстон, Трандуил хочет ожерелье, озерный народ – обещанное им золото, вот и вся поэтика.
Получается, орки спасли историю, ведь не напади они – все наши «добрые силы» порвали бы друг друга сами, и сказка вышла бы некрасивой, потому что вместо сражения со злом получилась бы «Битва трех алчных воинств за бабло».
5. Магия, которой нет
Почему-то у главных фэнтазийных франшиз почему-то всегда проблемы с магией. У Мартина магический мир магии стесняется, а ближе к концу внезапно начинает вводить ее сбивающими с ног порциями (в линии Брандона). Роулинг управилась с волшебством куда лучше, создав яркие и креативные пути ее применения, но вот беда – системы в ней никакой, то палочки нужны для заклинаний, то нет, то произносить их нужно, то не нужно и так далее.
Чего стоят одни безделушки вроде маховика времени, нерушимых клятв или зелья жидкой удачи, являющиеся, если подумать, мощнейшими артефактами, которые могли легко переломить ход событий, если маги с любой стороны додумались бы с толком их использовать.
У Толкина же магия – самое бестолковое и беспомощное, что только можно придумать. Кольцо Всевластия, самый могущественный артефакт Средиземья, способно лишь делать тебя невидимым для людей, при этом делая видимым для Ока, продлевать жизнь, но при этом высасывая душу. С такими побочными эффектами оно тянет лишь на зеленую шмотку, в которую и руны вставлять было бы жалко.
Еще заметнее проблема проявляется в Гэндальфе, который волшебник, считай, номинально. Ничего серьезней фонарика или очень яркого фонарика против летучих тварей он, по сути, ни разу и не наколдовал. Поболтал с мотыльками, снял гипновнушение, обвалил мостик, в битвах же он по большей части махал мечом. Если бы это было РПГ, Гэндальф вряд ли прошел бы ее до конца, потому что маг, вкачанный в melee – это труп.
Поединок с Саруманом в первом фильме был просто шедевром невразумительности. Неужели все, что способна была породить их фантазия по запросу «дуэль сильнейших магов», это пьяная драка двух телекинетиков – я тебя об стену, ты меня об пол. Экранизации Поттера справились с визуализацией магических поединков куда лучше, хотя и не объясняя толком все правила.
6. Anticlimax
Еще одна вещь, которая замечательно получается у Джексона – это лишать зрителя катарсиса. Проще говоря, ощущения завершенности, некого достижения, победы, выполненного квеста и синей шмотки в награду. Нет ничего, на что можно было бы заорать «Hell yeah!» и грохнуть кружкой с пивом о лоб соседа. Джексон словно не понимает, что в каждом фильме, даже если он – вторая часть трилогии, нужна своя кульминация, своя промежуточная победа, некое достижение.
Дракона убивают в самом начале фильма, наши герои к этому даже не имеют никакого отношения, «Битва пяти армий» — явно не о Смауге, даже в большинстве трейлеров его не показывали. Так какого рожна нужно было тащить дракона в третий фильм, лишая второй какой-либо завершенности? Почему не окончить линию дракона в картине, посвященной именно ему? Неужели все ради клифхэнгера в конце? I am fire, I am death…
7. Бесполезные гномы
Гномы – самые загадочные персонажи книги. Я никак не могу понять, почему их так много, зачем без надобности раздувать основной состав главных героев. Ладно бы их характеры были подробно прописаны, чтобы читатель хотя бы различал их под конец книги и любил каждого за свое, но ведь нет – самому Толкину было на них наплевать, он не пытается развивать этих персонажей. Даже их имена словно выданы генератором рифм без особого воображения.
Возможно, их так много просто для того, чтобы весь этот отряд представлял собой хоть сколько-нибудь внушительную боевую единицу, то есть число определялось нуждами чисто практическими. И в книге это не сильно мешает, так как вся толпа умещается в коротком «гномы» и не отвлекает от Бильбо. Но фильм – дело другое, здесь пять букв превращаются в 13 бородатых харь, которые едва влезают в кадр, и то, что даже под девятый час трилогии зритель их друг от друга не отличает, начинает напрягать.
Но даже не количество гномов вызывает больше всего недоумения, а их бесполезность. Они по идее, тоже главные герои. По сути, это их дело, их квест – они отвоевывают родину, мстят за предков, восстанавливают честь рода. Бильбо и Гэндальф – всего лишь помощники. Маг делает это из стратегических соображений, Бильбо – ради фана. Лишь для Торина и его товарищей это глубоко личное задание, дело всей их жизни. Вот только при этом чертова дюжина задвинута на второй план как пассажир в мотоциклетной коляске. Они не делают сами ничего – нет, не так – НИЧЕГО.
И так далее… Сами они тоже что-то делают – сражаются с орками, заливают дракона золотом, но это никогда ничего не решает, это лишь оттягивает время, пока реальные герои что-то предпримут.
Вообще то, что Толкин отдал победу над главным врагом сказки герою, который едва успел появиться, сам по себе может вызвать аневризму. У тебя есть Бильбо, 13 гномов, Гэндальф, но драконоубийцей станет… энеки-бенеки – вот ты, справа. Это чтобы никому не обидно было? Мы делили апельсин, много нас, а он один.
8. Deus ex machina
Эта фраза, различные части которой мы видим в названиях игр и кино, переводится с латыни как «Бог из машины» и относится к приему в повествовании, когда некий конфликт разрешается внезапным вмешательством третьей силы. Назван он так потому, что в древних пьесах мог реально появиться бог и решить все проблемы, а появлялся он на сцене часто, как и подобает богу, сверху. Кран, которым его поднимали и есть та самая машина. К проблемам искусственного интеллекта фраза изначально, понятно, никакого отношения не имела, зато потом стала часто употребляться именно с этим оттенком, используя удачную игру слов.
Так вот, Толкин – настоящий фанат этого приема. Попробуйте вспомнить сражения, победу в которой герои одержали своими силами, теми, которыми эту драку и начали. Получилось? Теперь попробуйте перечислить сражения, где победу приносила внезапная подмога. Легче пошло сразу, не правда ли? И я говорю не только про проклятых орлов, спасавших героев четыре раза за две истории.
Внезапно вернувшийся Арагорн отгоняет факелами назгулов, Гэндальф приводит на подмогу войско вестфольдингов, добивает орков армия призраков – и так далее, до бесконечности. Большинство драк решаются за счет стороннего вмешательства, и это уже походит на манию, Толкин не может дать героям почаще выигрывать самим.
9. Депрессивный финал
Откуда вот это стремление вечно вытащить у читателя из рта заслуженный катарсис? Посмотрите повнимательнее, чем закончились все линии «Хоббита», которые нам дали в руки в самом начале?
Отряд отправляется в поход за сокровищами дракона. Предполагается, что кончится все это тем, что Бильбо обретет смелость и уверенность в себе, получит свою долю сокровищ и славы, вернется домой героем и отправится дальше по миру рубить пауков и орков.
Гномы будят дракона, что приводит к смерти кучи людей. Торин превращается в морального урода, а вот вернуть себе любовь читателей уже не успевает. Затем три главных гнома тупо погибают, причем по книге это происходит вообще за кадром.
Толкину было настолько наплевать, что он даже не стал этого описывать, стукнул Бильбо по кумполу и вырубил, чтобы выключить камеру и спокойно проскипать до чего-нибудь более интересного, чем эпичная битва. До чаепития там или мытья тарелок, курения трубок.
В итоге, те гномы, что вообще выжили, не получили ничего из сокровищ, как и Бильбо, которому по доброте душевной отсыпал из своей доли Бард. Эребор вернулся под власть гномов, но не тех – вместо Торина-Джигурды на престол сел Даин-Трахтенберг. Даина мы знать не знаем, поэтому радоваться за него сложно. Аркенстон из-за которого весь кипиш изначально затевался, бросили в могилу Торина как горсть земли или дохлого кота.
Бильбо вернулся домой, где его посчитали погибшим и от горя решили разграбить его дом. Возвращать украденное хоббиты отказались, и Бильбо пришлось выкупать свое же имущество на ту небольшую долю сокровищ, что ему пожертвовали. Более того, относились к нему соплеменники с той поры не как к герою, а как к городскому психу.
Вообще, хоббиты – сами по себе интересный народ. Мы привыкли умиляться этому мирному и благодушному народцу, потому что нам постоянно говорят, что они безобидные и кавайные. Но если присмотреться, это отродье поуродливее орков. Разворовать дом пропавшего без вести, причем утащив из дома все, что не прибито, а что прибито – вырвать с половицами и утащить – да они просто прелесть.
Вспомните, какими темными и ограниченными людьми показали они себя еще во «Властелине». Почему мы должны умиляться этим малодушным, мелким людишкам, только единицы из которых вообще способны на что-то великое?
Что Бильбо получил от похода кроме презрения и непонимания хоббитов? Кольцо, кольчугу, меч, сокровища, воспоминания и дружбу великих мира сего. Прекрасно, но меня мучает один вопрос: зачем надо было брать его в поход, если он, хлебнув приключений, заполз в конце обратно в свою нору, чтобы просидеть там в окружении непонимания и ограниченности соплеменников следующие 60 лет? Если вся эта история была изначально о том, какой он домосед, и что его ждет превращение в героя, то где результат?
В чем его преображение, если он вернулся ровно в то же состояние сонной амебы? Фродо, к примеру, не смог этого сделать – сказал, что после своих приключений он эту жизнь больше не понимает и поехал дальше скитаться по миру.
Когда Мартин Фримен играл другого мирного домоседа, пустившегося в опасное приключение в «Путеводителе по галактике», он, по крайней мере, получал в конце девушку, и его жизнь менялась, а не возвращалась на те же рельсы. Здесь же весь этот поход выглядит фарсом, который окончился ничем для львиной доли героев.
Да, в фильме не все из этого показали, поэтому итог выглядит не так грустно, зато Джексон выписывал омерзительный образ Альфрида и дал ему в конце спокойно улизнуть с золотом. Это намек на то, что воровать, предавать и малодушничать – можно и нужно, за это ничего не будет? Что за странное решение? Бургомистра вон не побрезговали дохлым драконом по голове огреть, почему Альфриду все сошло с рук? Решили, что кто-то из зрителей мог нечаянно успеть влюбиться в это очаровательное создание?
Так или иначе, из всех героев своего добивается только Гэндальф, которому нужно было не допустить захвата горы орками. В подобной ретроспективе все его манипуляции выглядят довольно паскудно. Он подбил гномов на поход, сорвал с места Бильбо – все исключительно ради своих целей, а потом еще и бросал их регулярно в походе. Он даже в сражении не участвовал по книге, сидел на пригорке и «готовил напоследок какое-нибудь сильное заклинание».
Но ведь все могло повернуться еще хуже. Если бы не ряд «счастливых случайностей» наши низкорослые герои передохли бы еще в первом фильме. Если бы Бильбо не нашел кольцо, он отправился бы на тот свет одним из первых. Если подумать, на что рассчитывал Гэндальф, отправляя их в поход, то выводы получаются печальные. Он не мог не понимать, что шансов у них немного, а рисковать чужими жизнями из-за смутной догадки, ради стратегического преимущества в войне, которая еще неизвестно, будет ли, это не слишком доблестно. Просить рискнуть Фродо куда более оправданно, там опасность была очевидна, а выбора не было.
Так зачем такой разочаровывающий финал? Только не говорите, что он не хотел банального хэппи-энда и сделал «как реалистичнее». Это же сказка, как все любят повторять.
Это не то чтобы жизненно, не то чтобы всем по заслугам – это просто размазанное по странице драконье гуано:
Ты умрешь, тебя лишат сокровища, тебя убьют и даже описывать не буду, как. Дракона буду накачивать, мол, какой он крутой, а потом убью за два абзаца, битву вообще не буду описывать, пусть подавятся. Тут и сказке конец, спокойной ночи, малыши [drops the mike]
10. Проклятье приквелов
«Властелин колец» часто ставили рядом с другой святой для фанатов трилогией – «Звездными войнами». Забавно, что в итоге Джексон повторил путь Лукаса, сняв свои собственные позорные приквелы.
Про путь к власти главного злодея Саурона-Палпатина, про приключения родственника героя классической трилогии Бильбо Скайуокера и его путь на темную сторону. Питер даже нашел себе собственного Джа-Джа Бинкса в лице Альфрида, помощника бургомистра.
Как ситхи, которых всегда двое – учитель и ученик – ходят под ручку Азог с сынишкой Болгом, Бургомистр и Альфрид, Саурон и Саруман. Даже страсть Лукаса к отрубанию конечностей можно усмотреть в однорукости Осквернителя, а можно сказать, что она сменилась привычкой всем отрубать головы, коих полетело с плеч достаточно в одном только втором фильме.
Странно лишь, что Лукаса за приквелы возненавидели, а Джексона похлопали по плечу – мол, хрень вышла конечно, но это не ты виноват, это Толкин. И жадность студийных продюсеров.
Вопрос: а что вас больше всего возмутило в этой трилогии?