Холодный дворец в китае что такое
Запретный город Гугун
Запретный город – это древняя резиденция китайских императоров, сегодня превратившаяся в огромный музей. В настоящее время город называется просто Гугун или Бывший дворец. Это самый большой дворцовый комплекс на свете.
Он находится немного севернее площади Тяньаньмэнь и считается главной культурной и исторической достопримечательностью Пекина и всего Китая. Сюда ежегодно приходят и приезжают туристы со всех концов света.
История
Главный дворец Запретного города стал резиденцией императора с момента постройки, т.е. с начала XV столетия. В те времена в Пекине царствовала династия Мин. А прекратил ею быть в 1912 году, когда свергли последнего императора династии Цин.
Строился дворец около 15 лет. В его возведении участвовали лучшие архитекторы, зодчие, мастера каменных дел, художники и миллионы простых безвестных строителей. Строительство осуществлялось из драгоценных пород деревьев и дорогих материалов.
В Запретном городе жил император с семьей и слугами. Никто иной под страхом смертной казни сюда не допускался. Дворцовый комплекс обнесён мощными стенами и широким рвом, наполненным водой.
Всего за все время империи в этом городе жили 24 императора династии Мин и Цин. Здесь проводились все значимые церемонии, это был политический центр Великой Минской империи и Империи Цин.
В 1912 году последний император из Цинской династии по имени Пу И был свергнут, но ему разрешили продолжать жить во Внутреннем дворце. А во Внешнем дворце был организован музей. Несколько лет спустя, Пу И был изгнан из своего дворца.
В 30-е годы прошлого столетия, когда Япония напала на Китай и захватила Пекин, драгоценности дворца пришлось спешно вывозить. Значительная их часть была захвачена японцами, но из уважения к бывшему императору сохранена.
Больше всего ущерба этому объекту принесла Культурная революция. В 50-60 годы XX века здесь были разрушены некоторые артефакты. Однако вандализм был прекращен, около Гугуна были выставлены армейские батальоны для защиты культурного наследия.
За весь период своего существования до того, как в 1925 году стать музеем, Запретный город претерпел множество изменений. Он постоянно расстраивался и укреплялся, в него вкладывались огромные деньги.
Весь комплекс дворцов – это образец китайской традиционной дворцовой архитектуры. В конце 80-х прошлого века он первым в Китае вошел в известный список ЮНЕСКО, как самое большое древнее деревянное строение.
Запретный город сегодня
Запретный город – центр древнего Пекина, который называется Имперский город. Сам Гугун разделен на несколько частей, окружен стеной длиной в 3,4 км и высотой почти 8 м и рвом, ширина которого составляет более 50 м.
С трёх его сторон произрастают великолепные императорские сады и знаменитые парки. Южнее от Гугуна расположено Святилище, где все без исключения императоры Китая поклонялись духу нации и своим предкам.
Также на юг находятся Ворота Небесного Спокойствия с портретом отца народа – Мао Цзэдуна. Эти ворота – связующее звено между древним Гугуном и современной площадью Тяньаньмэнь.
Весь дизайн этого прекрасного архитектурного шедевра наполнен символами китайской религии и философии, а также подчеркивает величие императорской власти и ее прямую связь с небесами. Планировка соответствует старинным традициям.
Этот дворцовый комплекс – настоящее чудо света, о котором рассказано в книгах и фильмах. В 1918 году о нем рассказывалось в одном из первых китайских художественных фильмов, в биографическом фильме о последнем императоре Пу И, сериале про Марко Поло и пр.
Современность
В настоящее время Запретный город посещают не менее 7 млн. туристов в год, особенно много их летом. Это наиболее известная китайская достопримечательность. Недавно Си Цзиньпин принимал Дональда Трампа во Внутреннем дворце.
Этот памятник истории и культуры находится под охраной государства. Все обязанности, связанные с реставрационными работами, полностью возложены на Дворцовый музей, существует государственный план реставрации.
Как добраться?
Адрес Гугуна: Пекин, ул. Цзиншаньцянь, 4. Доехать до места можно на метро (станция пл. Тяньаньмэнь), городским общественным транспортом или на такси. Любой пекинец легко покажет Вам дорогу.
Сколько стоят билеты?
Гугун работает:
Императорский дворец Гугун – резиденция императора Чжу Ди в Китае
Императорский дворец Гугун
Запретный город в Пекине – место работы и проживания императоров Китая Мин и Цин последние 500 лет (1421-1912 годы), сегодня называется Гугун (Бывший дворец). В 1987 году дворцовый комплекс внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Пурпурный запретный город – дворец императоров
Строился знаменитый дворец 1406-1420 годы во время правления императора Чжу Ди, который превратил Пекин в столицу Китая. Полное название самого большого в мире дворцового комплекса с 9999 комнатами площадью 720 000 квадратных метров – Пурпурный запретный город.
Запретный город – божье место
Запретный город оправдал своё название. Как вход, так и выход из города был ограничен, для этого требовалось особое распоряжение императора. В древние времена в Китае считали, что император – сын Небес, которому дарована верховная власть.
Запретный город в Пекине считался божьим местом, и простым людям вход на территорию был запрещён. Входить и выходить с территории комплекса разрешалось избранным и только днём. Любого мужчину, пойманного во дворце ночью, казнили без суда и следствия.
О том, что происходит за стенами дворца, слагались самые фантастические легенды.
Место для постройки дворца, определённое астрологами, находилось, по их мнению, в центре земного шара. Главная улица Запретного города считалась осью Вселенной. Дворцовый комплекс соответствовал значимости императорской резиденции, состоящей из 980 зданий.
Постройки Гугуна
Строили город около миллиона рабочих и сто тысяч мастеров. По форме дворцовый императорский комплекс – чуть вытянутый квадрат длиной 753 метра и шириной 961 метр, правильно ориентированный по сторонам света.
Гурун построен в соответствии с традициями китайского жилища: все постройки одноэтажные, фасады зданий обращены к югу. Массивные крыши домов покоятся на мощных колоннах.
Жилые строения стоят по периметру площади, в середине которой – большой двор. В Запретном городе нет зелени – создатели дворца заложили территорию камнем, чтобы деревья не выросли сами: они несут плохое предзнаменование императору – сыну Неба. Для отдыха императора в северной части города разбили сад Юйхуаюань.
Каркасы всех зданий – из высококачественного дерева, ценных пород джунглей юго-западного Китая. С риском для жизни рабочие вывозили оттуда ценные деревья и строили Запретный город без единого гвоздя, используя врезные и шиповые соединения. Ведь гвозди ассоциируются с жестокостью и разладом.
Запретный город именуют пурпурным: Гугун раскрашен в жёлтый и красный цвета. Стены и колонны, окна и двери окрашены в красный цвет – символ удачи и счастья в китайской культуре.
Крыши Запретного города вдоль карниза украшают фигуры мистических существ. Вход многих зданий украшают каменные и бронзовые львы – символ стражи. Главный символ города – Дракон, воплощение императорской власти.
Укрепления Запретного города
Запретный город сооружён на основании, состоящем из 15 слоёв камня, чтобы предотвратить подкоп. Под основанием – система труб для отопления паром.
Город окружает ров с водой шириной 52 м и длиной 3800 метров – первая линия обороны. Через ров перекинуто 2 охраняемых моста.По периметру дворцового комплекса – оборонительная стена протяжённостью 3430 метров, высота которой – 10 метров, а толщина – 8,5 метра.
По углам – сторожевые охраняемые башни, на каждой стороне крепостной стены устроены ворота. В Запретный город проходят по площади, названной Врата Небесного Спокойствия. К главному входу во дворец также ведёт величественная площадь, выложенная камнем.
Внешний и внутренний дворы
Оборонительные сооружения скрывают внешний и внутренний дворы дворцового комплекса.
Внешний двор
Внешний двор состоит из трёх зданий:
В первом зале – императорский трон «Драконий престол». Над троном императора восседает дракон с большой жемчужиной в лапах. Мифическое чудовище держит ее не зря: Драгоценность из лап упадёт на любого, кто попытается незаконно завладеть троном.
Второй зал построен с крышей в форме пирамиды. Здесь император отдыхал и переоблачался в церемониальные наряды и репетировал свои речи, прежде, чем отправиться в Храм Неба. Внутри – скромный трон.
В последнем зале проводились неофициальные приёмы и императорский экзамен для придворных чиновников.
Внутренний двор
Во внутренний двор ведут Главные ворота, украшенные изображением пышных облаков и грозных драконов.
Во внутреннем дворе располагаются дворцы:
Императорский сад
В пределах города разбит императорский сад с искусно прорытыми водоёмами. Здесь правитель играл в шахматы, занимался искусствами и наслаждался представлением Пекинской оперы.
Главный принцип, по которому создан императорский сад в Пекине – глубокое уважение и любовь к природе, пейзажная свободная планировка. В устройстве садового пространства нет чётких геометрических форм.
Человек приходит сюда для отдыха души и тела, для наслаждения природой. Природные акценты: камни, растительность, вода – обязательное дополнение садового ландшафта.
Важная роль в оформлении сада отводилась беседкам и скамейкам, а также мостикам, перекинутым через небольшие водоёмы, и входным воротам, увитым зеленью.
Видео: сокровища императорского дворца
Запретный город в Пекине (Forbidden City)
Запретный город (императорский дворец Гугун) — самая популярная достопримечательность Поднебесной. Из-за своей исторической ценности и уникальной архитектуры место пользуется огромной популярностью как у китайских, так и у иностранных туристов. Музей комплекса ежегодно принимает 14 миллионов посетителей. Построенный в начале XV века во времена минской династии, Гугун считается наиболее хорошо сохранившимся императорским дворцом в Китае и крупнейшим древним дворцовым сооружением в мире. Комплекс являлся местом жительства 24 китайских правителей в течение 492 лет (1420—1912 гг.), в 1925 году стал дворцом-музеем, а в 1987 году был занесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Цены на билеты в Запретный город Пекина (дворец Гугун)
Как и во многих других достопримечательностях Пекина, стоимость входного билета зависит от сезона. С 1 апреля по 31 октября цена составляет 60 юаней, а с 1 ноября по 31 марта — 40 юаней. Дети ростом ниже 1.2 метра и посетители с ограниченными возможностями — бесплатно. Кроме этого существуют льготы для пожилых людей и учащихся, а также скидка 50% для женщин на 8 марта и бесплатный вход для детей до 14 лет + скидка 50% для одного сопровождающего взрослого на 1 июня. Самая актуальная и подробная информация доступна на официальном сайте на английском языке.
План Запретного города
Территория комплекса занимает площадь около 72 гектар с общей площадью застройки 150 000 квадратных метров. Длина с юга на север — 961 метр, ширина с запада на восток — 753 метра. Комплекс включает в себя 980 зданий с более чем 8700 комнатами в более чем 70 дворцовых комплексах. Территория делится на три части: оборонительные сооружения (ров и стена), внешний двор и внутренний двор.
Оборонительные сооружения
Вокруг Запретного города находится ров шириной 52 метра и глубиной 6 метров. Также в целях безопасности территория огорожена 10-метровой оборонительной стеной с периметром 3430 метров. На каждом углу стены стоят сторожевые башни, которые в свое время тщательно охранялись. Попасть на дворцовую территорию можно через 4 входа: на южной, северной, восточной и западной стороне. Большинство туристов заходят внутрь через южные ворота.
Внешний двор
На территории внешнего двора размещаются три главных здания, где император принимал участие в различных церемониях и вел государственные дела. Первое сооружение, встречающее посетителей, — Зал высшей гармонии (太和殿) — самое большое и важное здание во всем дворцовом комплексе, в котором размещен императорский трон (龙椅). Второй зал — Зал полной гармонии (中和殿) — место отдыха правителя до председательства на мероприятиях, проводимых в Зале высшей гармонии, а также холл для репетиций перед выходом в Храм Неба на церемонию жертвоприношения. Последний зал — Зал сохраненной гармонии (保和殿), используемый сначала для банкетов, а затем для императорских экзаменов.
Внутренний двор
Выйдя из Зала сохраненной гармонии, посетители видят огромную мраморный плиту, на которой вырезаны парящие в облаках драконы. Далее расположены Врата ясного неба (乾清门) — главные ворота во внутренний двор. Внутренний двор имеет три основных сооружения. Первое здание — Дворец ясного неба (乾清宫) — спальные помещения императора. Второе сооружение позади него — Палата благополучия и долголетия (交泰殿), где хранились императорские печати. Третье — Дворец женского покоя (坤宁宫) — место проживания императрицы.
Отправившись дальше на север, путешественники выходят в Императорский сад, построенный для отдыха императоров и их жен. Сад имеет длину 80 метров с юга на север и 140 метров с запада на восток, занимая площадь 12 000 квадратных метров, что составляет 1.5% от общей площади комплекса.
Архитектура
Императорский дворец выделяется не только своей масштабностью, но и уникальным архитектурным дизайном.
Осевая симметрия и ориентация «юг-север»
Чтобы показать верховную власть императора, данную Небесами, и место его проживания как центр мира, все главные ворота и помещения комплекса расположены симметрично на центральной линии «юг-север» старого города.
Строительство из дерева
Императорский дворец считается крупнейшим комплексом древних деревянных сооружений в мире. Основные каркасы всех зданий построены из высококачественных деревянных балок и колонн, в том числе из цельных стволов ценных пород дерева из джунглей юго-западного Китая.
Императорские цвета
Основные цвета Запретного города — желтый и красный. Большинство стен, колонн, дверей и окон окрашены в красный цвет, что в китайской культуре считается символом удачи и счастья. Во времена династий Мин и Цин желтый цвет был символом верховной власти и использовался только императорской семьей. Если подняться на холм в соседнем парке Цзиншань и посмотреть на Запретный город, то можно увидеть множество желтых черепичных крыш.
Украшения на крышах
Крыши здания украшены статуэтками мистических животных (драконами, фениксами и т. д.). Их количество отличается и зависит от важности того или иного строения. Например, на крыше Зала высшей гармонии (самого важного сооружения в Запретном городе) можно увидеть 9 разных животных.
Каменные и бронзовые львы
Каменные и бронзовые львы династии Мин (1368—1644 гг.), которые считаются символическими стражами, располагаются у ворот многих сооружений Запретного города. Львы всегда встречаются парами, самка слева и самец справа. Правая лапа самца опирается на мяч, левая лапа самки держит детеныша. Шар, который защищает самец, символизирует дружбу и привязанность. Детеныш, которого защищает самка, является символом опеки. В китайской культуре лев является королем животных и считается символом силы и могущества.
Сокровища императорского дворца Гугун
В Гугуне хранится более миллиона уникальных и бесценных артефактов из долгой и богатой истории Китая. Коллекция включает в себя керамику, картины, каллиграфию, часы, нефритовые и бронзовые изделия, старинные книги и исторические документы. Основные экспозиции:
В 1933 году некоторые национальные сокровища в Запретном городе были эвакуированы, чтобы уберечь их от угрозы японского вторжения. В 1950-х гг. некоторые экспонаты были возвращены, но часть коллекции до сих пор находится в Национальном дворце-музее в Тайбэе.
Как добраться до Запретного города в Пекине
Достопримечательность расположена в самом центре столицы Поднебесной рядом с главной площадью Тяньаньмэнь (天安门广场) и другими историческими местами, живописными парками, торговыми центрами, музеями и театрами. Туристы, проживающие в этой части города, могут дойти до места пешком. Для остальных будет удобнее всего добраться на метро или такси. Ближайшие станции метро — TIAN’ANMEN East Station (天安门东站, выход A) и TIAN’ANMEN West Station (天安门西站, выход B) ветки № 1. Чтобы доехать на такси, достаточно показать водителю название Запретного города на китайском языке 故宫博物院.
Видео о Запретном городе в Пекине
Запретный дворец в Китае. Опередили время на три столетия.
Но это далеко не все, чем таинственный Восток может удивить и заинтриговать пресыщенный и торопливый Запад. Средневековый Китай, его культура, мифы, традиции – совсем другой мир, и мы о нем почти ничего не знаем.
Главный город Китая – Пекин – можно отнести к древнейшим на земле: его история насчитывает 3000 лет.
Это столица трех династий и 33 императоров
Запретный дворец резиденция китайских императоров
А главной достопримечательностью этого многоликого города является окруженная тайнами и мифами бывшая резиденция китайских владык.
Отрезанный от остального города рвами и высокими пурпурно-красными стенами, знаменитый Запретный город был центром Китайской империи, а в глазах самих китайцев – всего мира.
Уже шесть столетий окруженный ореолом таинственности, надежно скрытый от чужих глаз, он способствовал рождению мифов об императорах и их быте, а мифы, как известно, – основа любой власти…
Запретный город хорошо хранил свои секреты. Так, например, один из императорских указов запрещал строить в Пекине здания, которые превышали бы высоту стен Запретного города – 10,5 м:
никто не смел заглянуть внутрь святая святых империи, никто не смел выглянуть наружу.
Только в XVIII веке в Пекине стали строить более высокие дома
Так что же нам известно о Запретном городе? Издревле Пекин делился на Внешний и Внутренний город. Во Внутреннем городе жили только аристократы, знатные феодалы, а простому народу запрещалось не то что селиться, но даже просто находиться в нем хотя бы одну ночь.
Поэтому те, кто попадал во Внутренний город по делу, еще до заката торопились покинуть его стены, иначе их ожидало немедленное и суровое наказание.
Весь Внутренний город принадлежал императору на правах частной собственности. Правда, иногда он жаловал дворцы, а то и целые кварталы своим придворным. Особенно щедро вознаграждались военачальники, вернувшиеся из победных походов.
Особой пышностью и роскошью отличалась центральная часть Внутреннего города – Императорский город и расположенный внутри него Запретный город, где жили китайские императоры и куда имел доступ только ограниченный круг людей. Запретный город был жилищем «Сына Неба», и вход простым смертным в него был закрыт.
Еще в начале XX века на площадь перед императорским дворцом могли ступить лишь немногие высокопоставленные чиновники, причем только в парадном одеянии, и иностранные подданные. Стоять они должны были молча, затаив дыхание, дабы не нарушить священную тишину. Прочим же людям было строго-настрого запрещено даже приближаться к дворцу.
Но и те счастливцы, которые были допущены ко двору, не могли беспрепятственно передвигаться по резиденции:
внутри Запретного города существовали абсолютно недоступные территории – комнаты, где жила венценосная семья.
Входить туда мог только сам император и слуги-евнухи. Но даже спустя 75 лет после того, как Запретный город покинул последний китайский император, он все еще остается запретным, половина города по-прежнему закрыта даже для туристов и окружена ореолом таинственности.
Пурпурный запретный город
Полное название императорской резиденции по-китайски звучит как «Цзыцзинчэн» – Пурпурный запретный город. Позже появилось еще и название Гугун, это означает «Дворец прежних правителей».
Запретный город на протяжении 500 лет был столицей Поднебесной, отсюда правили императоры династий Мин (1368–1644) и Цин (1644–1911), причем последний китайский император – Генри Пу И – покинул Запретный город только в 1925 году.
Запретный город был задуман в 1406 году и строился на протяжении 15 лет силами миллиона простых строителей и 100 тысяч мастеров резьбы по камню, дереву, художников и т. п.
В то время Чжу Ди, император Юн Лэ (1402–1424) из династии Мин, как раз перенес свою столицу из города Наньцзин в Пекин, и задачей архитекторов было построить дворцовые сооружения, которые бы соответствовали величию императорской власти.
И это им вполне удалось: Запретный город представляет собой крупнейший императорский комплекс в мире, замкнутый кольцом стен высотой более 10 метров с могучими воротами, окруженный рвом с водой шириной 50 метров. Он расположился на 72 гектарах.
Императорский дворец – сочетание просторных площадей и великолепных дворцов с лабиринтами узких переулков – до сих пор окружен легендами. Даже самые мелкие детали имели тайный смысл и значение.
Цифра 9 в запретном дворце
Впрочем, как и все в Китае. Важную роль в повседневной жизни императора Поднебесной играли и цифры
Любимое число китайских правителей – 9, и в Запретном городе его можно встретить буквально на каждом шагу.
Девятка считалась императорским числом потому, что она последняя и самая большая цифра перед десяткой, а та – число Неба. Кроме того, «девять» (цзю) по-китайски созвучно слову «вечный», а любой император хотел, чтобы если не он, так его династия правила до скончания веков.
На многих дверях Запретного города есть золотые заклепки, у которых первоначально было вполне прагматичное назначение – скрывать гвозди.
Если посчитать заклепки в каждой линии – горизонтальной, вертикальной и диагональной, – их всегда будет девять.
За широкими рвами и стенами Гугуна симметрично расположены дворцы, ворота, внутренние дворы, ручьи и сады. Здесь огромное количество помещений, в которых жили император, его женщины, слуги и евнухи.
И число покоев далеко не случайно, разве может случай вмешиваться в дела Сына Неба? Император решил было, что во дворце будет десять тысяч комнат. Но стоило ему дать такое задание архитекторам, как во сне ему явился Нефритовый император.
Он был разгневан: ведь в собственном дворце Владыки Неба было именно 10 тысяч комнат! Построить столько же для императора, живущего на земле, – значит посягнуть на авторитет небес.
Утром император Чжу Ди созвал высокопоставленных чиновников, чтобы обсудить пророческий (он в этом не сомневался) сон. Так было принято решение о том, что в Запретном городе будет 9999 с половиной комнат. Но строители, наверное, в любую эпоху норовят схалтурить.
Они, видимо, понадеялись на то, что точного количества комнат никто не сосчитает, главное, чтобы имелась значимая «половина комнаты».
Поэтому сегодня благодаря древним жуликоватым мастерам в Запретном городе имеется 980 дворцовых сооружений, а в них «только» 8728 с половиной комнат. Половиной считается небольшая комнатушка на первом этаже дворца.
Как устроен запретный дворец императоров Китая
Фасады всех главных зданий обращены к югу: Запретный город как бы поворачивался спиной к враждебным силам севера. Главный вход в Императорский дворец – «Врата Небесного Спокойствия» – Тяньаньмэнь.
Они расположены вдоль северной стороны площади Тяньаньмэнь. Врата первоначально носили название «Чэнтяньмэнь», или «Врата Принятия Небесного Мандата».
В 1457 году врата поразила молния, и их восстановили только в 1465 году. Во второй раз врата оказались разрушены в конце правления династии Мин. Во время смуты, сопровождавшей падение Мин, врата были в очередной раз сожжены повстанцами крестьянской армии Ли Цзычэна.
Ли Цзычэн герой коммунистического Китая
В 1651 году, уже при династии Цин, ворота восстановили и дали им имя, под которым они известны поныне.
Сам императорский дворец разделен на Внутренний дворец и Внешний дворец. Основные помещения Внешнего дворца, где император выполнял свои государственные функции, – дворцы «Тайхэдянь» (Высшей гармонии), «Чжунхэдянь» (Полной гармонии) и «Баохэдянь» (Сохранения гармонии).
Дворец Высшей гармонии
Самое значительное здание Запретного города – дворец Высшей гармонии. В этом дворце восседал на знаменитом золотом «Драконьем троне» император.
Далее расположены два других помещения для церемоний: Зал полной гармонии, служивший для репетиций и подготовки к церемониалу, и Зал сохранения гармонии, в котором император принимал ученых, людей искусства и устраивал грандиозные банкеты для иностранных послов.
К северу расположился Внутренний дворец: частные покои императоров, их семей и придворных. Во Внутреннем дворце жили, играли, скучали, поклонялись богам император, императрицы, наложницы, принцы и принцессы.
Сегодня во многих из этих комнат выставлены собранные императорами сокровища, среди которых особо примечательна коллекция часов и марионеток.
Но это только малая часть былого величия: в 1937 году Запретный город был разграблен японцами, а в 1949-м националисты вывезли очень много ценностей на Тайвань.
Цветовые решения в запретном дворце
В Запретном городе сакральный смысл имели не только числа, но и цветовые решения. Если смотреть на него с высоты Угольной горки – любимого парка императора, то можно увидеть желтые крыши и красные стены.
Желтый и красный – главные цвета императорского дворца
В Древнем Китае красный цвет означал торжественность, богатство и почтение. Дворцы, выкрашенные в красный, возводились здесь уже 2000 лет назад. Второй, самый важный китайский цвет – желтый, это цвет черепицы Запретного города.
Пять элементов вселенной
Китайцы верили, что Вселенная состоит из пяти элементов: дерева, огня, земли, металла и воды. Самым важным из всех считалась земля, которая обозначала центр.
Желтый – самый чистый из всех известных цветов, это цвет земли – центра мироздания.
Он символизирует высокое положение и сакральный ритуал. Если какой-либо чиновник или член его семьи одевался в желтое или использовал этот цвет иным образом, например в оформлении интерьера, или покрывал свой дом желтой черепицей, его ждала суровая кара, вплоть до смертной казни вместе со всеми чадами и домочадцами.
Правда, есть в Запретном городе здание не с желтой, а с черной крышей – Вэньюаньге, Императорская библиотека.
Черный – это цвет воды, которая побеждает огонь.
Так что черная крыша библиотеки, в которой хранилось множество легковоспламеняющихся книг, в соответствии с философией фэн-шуй, должна была защищать библиотеку от пожаров.
Запретный город становиться музеем
10 октября 2005 года исполнилось 80 лет с того дня, как императорский дворец в Пекине, известный как Запретный город, стал музеем. К юбилею музея, который внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, была проведена крупномасштабная реставрация.
Для посетителей впервые открывают павильоны и сады Внутреннего дворца, которые веками были закрыты для простых смертных.
Китайское ноу-хау сохранения аутентичности великого памятника истории и архитектуры – люди, с трепетом относящиеся к традиции, и техника древних мастеров, которая соблюдается до последних мелочей.
Многие из работающих здесь сегодня – потомки тех, кто в свое время строил Императорский дворец. Они применяют веками используемые рецепты.
При реставрации деревянных зданий не используются гвозди, при покраске обходятся без кистей: на протяжении столетий китайцы красили колонны с помощью шелковой ткани, обмакивая ее в краску и заворачивая колонны в ткань, пока не достигался нужный оттенок.
Кто построил запретный город
А самой главной тайной, которую скрывают стены Запретного города, наверное, является то, что построен он был самым «открытым» императором Поднебесной.
Как же могло случиться, что Чжу Ди (император Юн Лэ), начавший китайскую эпоху Великих географических открытий, закончил тотальной изоляцией страны и построением жесткой регламентированной системы внутренних запретов, апофеозом которой стал Запретный город?
Почему китайцы уничтожили почти все отчеты о морских плаваниях?
Почему, открыв новый мир, император отказался от планов его освоения и избрал путь изоляционизма? Существуют ли ответы на эти вопросы?
Чжу Ди (император Юн Лэ)
В то время Китай уже вступил в поздний период развития феодального общества. Вершина развития была достигнута при династии Тан, после чего начался этап замедления роста и спада.
Однако в первые годы империя Мин все еще представляла собой мощную державу, во многих сферах она занимала лидирующие позиции в мире, особенно в начале XV века, когда Китай вступил в «эпоху расцвета Юн Лэ».
Император Юн Лэ
Это был блестящий период в средневековой истории Китая. Император Юн Лэ регулировал внешнюю политику страны, осуществляя политику открытости внешнему миру и обеспечения стабильности в отношениях с сопредельными странами, стремился сохранить мир и спокойствие на долгие годы.
С именем Юн Лэ связаны также важнейшие исторические события. Важным направлением его внешней политики стали морские экспедиции.
Итак, в начале XV века император Чжу Ди создавал великую Поднебесную, настоящую сверхдержаву. Но если недавние империи Чингисхана и Тамерлана традиционно строились на силе, то империя Чжу Ди была государством особого типа, в котором сплелись воедино многие факторы.
«Сверхоружие» – порох
Она отличалась исключительной веротерпимостью и позволяла «сосуществовать» в империи и синтоистам, и тибетским приверженцам религии бон, и мусульманам, и язычникам.
Нельзя сбрасывать со счетов и конфуцианство, которое являлось разработанной до деталей системой подходов к любым вопросам – от устройства госаппарата до организации жизни в семье.
Конфуций считал мелкое и среднее крестьянство основой государства. Центром общества признавали тех, кто кормил и себя, и государство. Свою лепту внесли и китайские интеллектуалы.
Их гениальное изобретение – иероглифы – позволило свободно общаться, не зная устного языка, и жителям регионов Китая, и корейцам, и японцам.
Евнухи сила Китая
И надо сказать, что существовала еще одна, уникальная сила в империи Чжу Ди. Это были евнухи. В некоторые периоды их число достигало 70 тысяч. Император опирался на слой, который не имел ни семьи, ни детей, ни наследников.
Кастрированные для гаремов евнухи, кроме интересов государства, не имели ничего. Евнухи заняли при Чжу Ди ключевые позиции в армии, на флоте, при дворе, и это была весьма влиятельная прослойка.
А главной опорой империи Чжу Ди была китайская цивилизация в целом. В отличие от Европы, где после античности наступил провал в виде «темных веков», развитие Китая было непрерывным.
Китай был не просто сильной империей. Поднебесная была подлинной сверхдержавой, на века опередившей остальной мир во всех областях – технике, науке, культуре.
Решение Чжу Ди заняться обустройством всего земного шара, осуществить, как бы мы теперь сказали, глобализацию, имело под собой все основания. Начал Чжу Ди с укрепления «тылов», с решения внутренних проблем.
Он отремонтировал Великую Китайскую стену и достроил ее. Чжу Ди расширил и удлинил Великий Китайский канал – еще одно замечательное достижение китайской цивилизации. После внутренних мер император перешел к «ближнему зарубежью».
В разных формах в орбиту Поднебесной были включены Маньчжурия, Корея, Япония, Тибет, страны Юго-Восточной Азии.
На «ближнем зарубежье» Китай отрабатывал наиболее эффективные методы глобализации: предоставление торговых льгот, выделение займов для закупок в Китае шелка и фарфора, встречные закупки для Китая хлопка, сахарного тростника, ископаемых.
Использовались и подарки, и прямые взятки местным чиновникам. Китай был ориентирован на уважение к иностранцам. В Пекине готовили переводчиков 20 языков. В целом речь шла о комплексе экономических мер, торговых связей как альтернативе силе.
Освоение морей и океанов
Интересно, что Восток и Запад, находящиеся на двух концах Евразийского материка, почти одновременно начали освоение морей и океанов: Восток – через морские экспедиции Чжэн Хэ, Запад приступил к исследованию западных берегов Африки в лице португальского принца Генриха Мореплавателя.
Сравнение размера кораблей Китая и Колумба
Отчаянные и предприимчивые Колумб, Диаш, Васко да Гама, Магеллан отправлялись в путь.
Да, Восток и Запад начали освоение морей и океанов почти одновременно, но Восток все же опередил Запад.
До европейцев китайские адмиралы уже открыли Южную и Северную Америку, Австралию и Новую Зеландию, пересекли Тихий океан, открыли Антарктиду и Гренландию, обогнули Сибирь морским путем.
Англичанин Гэвин Мэнзис в своей книге «1421 – год, когда Китай открыл мир» отстаивает эту гипотезу. Именно он составил карту предполагаемых плаваний китайцев и на страницах своей книги рассказал о великом подвиге китайских мореплавателей.
Книга интересна тем, что посвящена событиям, которые были несправедливо забыты европейскими историками. Она сразу переполошила весь мир. Европейцы обижались, азиаты приветствовали автора.
С подачи «Дэйли Телегрэф» про нашумевшую книгу написали едва ли не все мировые агентства, Би-би-си срочно сделало интервью с автором, а более 200 ученых, издателей и дипломатов обсуждали доклад Мэнзиса на заседании Британского Королевского географического общества. Почему книгу назвали сенсацией, понятно.
«Никакой эпохи Великих географических открытий не было», – утверждает Гэвин Мэнзис. Колумб, Васко да Гама, Магеллан, Кук и едва ли не все остальные первооткрыватели не были таковыми.
На самом деле и Америку, и Австралию, и Антарктиду, да и все остальное открыли китайцы. Причем сделали они это почти за столетие до европейцев и потратили на это всего два года – с марта 1421-го по октябрь 1423 года, а к 1428 году весь мир был уже нанесен на карты.
Гэвин Мэнзис – штурман, бывший офицер Британского военно-морского флота. Но ирония судьбы в том и состоит, что и самые серьезные прорывы в исторической науке делались, как правило, не историками, а людьми, работавшими на стыке наук – истории и лингвистики, истории и антропологии и т. п.
Однако сразу же отнести книжку Мэнзиса к беллетристике мешает несколько обстоятельств.
Первое. В начале XV века китайские мореплаватели действительно совершили несколько грандиозных морских экспедиций, и в этом не сомневается никто, в том числе и официальная наука.
Адмирал Чжэн Хэ китайский Колумб
Просто европейцы, особенно те, которые интересуются только европейской историей, про это мало знают. А во всей Юго-Восточной Азии главный герой этих плаваний – великий воин, евнух и истовый мусульманин адмирал Чжэн Хэ – почитается не меньше Колумба, и не без оснований.
Чжэн Хэ адмирал Китая
Второе. Сведений об этих плаваниях сохранилось очень мало, но даже те крохи, что есть, часто сенсационны. К примеру, достоверно установлено, что китайские суда добирались до Африки и совершали продолжительные каботажные плавания вдоль ее побережья.
Третье. Мэнзис предлагает очень интересный подход к исследованию. Бывший моряк, 14 лет потративший на изучение белых пятен в истории мореплавания, подошел к изучению вопроса с весьма неожиданной стороны.
Он поднимает колоссальный массив азиатских и европейских средневековых карт и исследует их взглядом профессионального судоводителя.
Подход очень оригинален – обычно историки не очень разбираются в океанских течениях, господствующих ветрах и прочих вещах из активов «настоящих морских волков».
Почти 10 лет жизни Мэнзис, используя свой опыт командира английской подводной лодки, исследовал и пути флотов, и места их возможных остановок, искал следы их плаваний. Он использовал целый набор доказательств.
Карты Китая Золотого флота
1. Карты, которые изображали открытые материки. Эти карты в неполном виде, но все же дошли до Европы. Именно они заставили Мэнзиса начать свое исследование.
2. Факт возвращения в Китай Золотого флота. Вернулись 1/10 часть экипажей и 1/10 часть кораблей.
3. В Китай привезли из-за моря кукурузу, и она стала одной из ведущих пищевых культур.
4. В местных музеях тех мест, где потенциально могли останавливаться корабли Золотого флота, Мензис обнаружил материальные свидетельства визита китайцев – вплоть до картин, изображавших их суда и одежду.
5. Мэнзис искал и отмечал остатки китайских судов, особенно якорей, в различных частях земного шара.
6. Мэнзис обнаружил породы китайских кур на всех широтах.
7. Следы того, что китайцы обошли Сибирь, Мэнзис нашел в одной из китайских книг той эпохи: в ней были изображения эскимосов и пляшущего казака.
8. Мэнзис выдвинул объяснение успеха китайских капитанов: Гренландию и Сибирь они обошли, так как уровень Мирового океана был в XV веке существенно ниже, а похолодание в мире началось спустя полвека после плавания Золотого флота.
По одиночке доводы Мэнзиса можно принимать по-разному. Но в совокупности перед нами убедительные доказательства того, что в 1421–1423 годах китайские адмиралы действительно открывали нашу планету.
Китайцы знали что земля шар
Китайцы к этому времени знали, что земля – шар. Знали и примерные его размеры. Умели определять широту и – с ошибками – долготу. У них был опыт почти 600 лет плавания по теплым и холодным морям.
Это была четко сформулированная задача глобализации. Иногда создается впечатление, что некоторые современные политические деятели прямо-таки цитируют Чжу Ди.
Великий шелковый путь
Почему китайцы решили именно плыть, а не отправить сухопутные экспедиции? С одной стороны, они хорошо знали конфликтную ситуацию в Средней и Передней Азии, да и в Европе.
С другой – Великий шелковый путь они тоже хорошо представляли. Дороги Великого шелкового пути на высотах 4–5 тысяч метров тяжелы. Так что можно понять решение китайцев искать морской путь.
Флот, который должен был выполнить волю императора, назвали Золотым из-за его размеров и грандиозных затрат на строительство. Во главе Золотого флота был поставлен великий евнух Чжэн Хэ.
Мусульманин по вере, он был выдающимся деятелем империи. Золотой флот был воплощением достижений всей китайской цивилизации.
В него входили 250 «плавучих сокровищниц», почти 400 военных кораблей, 400 зерновозов, водовозов, ремонтных баз и т. д.
Флот имел все для долгого плавания. (Даже дрессированных морских выдр, чтобы они загоняли рыбу в сети.) В общем, никто не мог остановить флот Чжэн Хэ.
Но по каким причинам все главные материалы плаваний Золотого флота были сразу же уничтожены?
Ответ напрашивается сам собой: империя приняла историческое решение об изменении курса внешней политики.
Отказ от экспансии. Отказ от глобализации. Курс на изоляцию от внешнего мира. Новая директива была исчерпывающей. «Китай в состоянии производить все необходимые для жизни товары и продукты самостоятельно». И для такого курса были и субъективные поводы, и объективные причины.
Возможно, Нефритовый император все же не простил земному роковую попытку сравняться с ним по числу комнат дворца. Или даже 9999,5 комнат покоев Запретного города счел оскорблением.
Через два месяца после отплытия флота Чжэн Хэ над Запретным городом в Пекине разразилась буря, во дворец ударила огромной силы молния, начался пожар. Огонь уничтожил почти весь город и даже трон императора.
Погибли сотни людей. Чжу Ди расценил это как гнев Небесного императора и передал власть сыну. Но мандарины требовали более решительных мер: отстранить евнухов, отказаться от экспансии.
И Великая стена, и Великий канал, и Золотой флот требовали грандиозных затрат. Только лесов для судов было вырублено столько, что Вьетнам восстал и отделился от Китая.
Сожгли все отчеты и карты
В сентябре 1424 года Чжу Ди умер, а его сын запретил строить «плавающие сокровищницы» – даже чертежи были уничтожены. Сожгли все отчеты и карты. Вообще любые поездки китайцев за рубеж запрещались. На землях Китая воцарилась гармония застоя – совершенно в духе Конфуция.
Связи с внешним миром были сведены к минимуму – доходы от внешней торговли упали до 1 % всего объема доходов империи. А после 1644 года и смены династии Мин династией Цин изоляция усилилась. Китай впал в летаргию.
Отказ от глобализации
Отказ от глобализации имел серьезные экономические и политические основания. Китайское крестьянство могло прокормить и себя, и власти. На отказ от глобализации повлияли и итоги плаваний Золотого флота. Потери судов и экипажей превысили 9/10 того, что было на старте.
Анализ показал, что во всех вновь открытых странах (кроме империи инков) уровень производства не был таким уж высоким.
Земли были хуже китайских, и смысла создавать колонии не было. Да и китайский метод колонизации был чересчур гуманным.
Китайский план глобализации опирался на сверхоружие – огнестрельные ружья и пушки. Но главной основой претензии Китая на глобализацию было грандиозное превосходство в экономике, науке, технике, культуре, уровне медицины, характере религии и всей идеологии.
Китай превосходил оставшийся мир на одно-три столетия
Китайская глобализация была основана на веротерпимости, на идее сохранения в вассальных странах местной национальной власти. Этот метод предполагал не столько захваты и конфискации, сколько экономическую базу под глобализацией – торговлю, взаимовыгодный обмен.
Для расширения географии любой империи – и Поднебесная не исключение – нужна внутренняя потребность в этом.
Например, в Испании и Португалии после завершившейся многовековой войны за изгнание мавров было слишком велико количество дворян, оставшихся без дела и готовых ехать за океан в поисках лучшей доли.
В Древней Греции и Риме двигала экспанси ю потребность в новых рабах. В Китае не было таких внутренних потребностей в расширении границ и жизни в смешанном мире. Воля и желание любознательного императора – это еще не законы развития общественных формаций.
Не менее важно и то, что в открываемых землях не было, с точки зрения Китая, самого элементарного: в этих странах отсутствовала сколько-нибудь сильная власть, которую можно было бы сделать вассальной.
Для подъема новых территорий хотя бы до минимально необходимого, опять же на китайский взгляд, уровня – прежде всего в сельском хозяйстве – требовалось столько ресурсов, что даже полное разорение самого государства мало что дало бы.
В общем, обнаружилось, что уровень развития Китая и его превосходство, создавшие основу для китайской глобализации, были реальными, а вот потребности в глобализации в Китае не было, не было и ресурсов для этого, а в окружающем его мире не было условий для глобализации.
Поэтому можно утверждать, что само решение Китая об отказе от глобализации понятно и мотивировано.
Но когда это решение вылилось в политику изоляционизма, Китай, проживший «нормальной жизнью» несколько столетий до начала XIX века, начал путь вниз.
Приняв концепцию изоляционизма, страна допустила экспансию европейских варваров в наиболее диких, кровавых, зверских формах.
Решающим же было то, что, изолировав себя, Китай многократно сократил и без того слабые внутренние стимулы к процессу выхода за рамки традиционности.
Расплата наступила через несколько веков, когда в Европе началась промышленная революция. С эпохой пара и машин Китай соревноваться уже не был готов.