Хоровое пение это что
Хоровое пение это что
Хоровое пение – это один из жанров вокального искусства. Когда и где впервые появилось хоровое пение, с чего оно началось и в чём его особенность и отличие от сольного пения? Что такое детское хоровое пение? Давайте разберёмся.
Хоровое пение – один из самых древних видов музыкального искусства. Он появился ещё в период античности, во времена Рима, и претерпевая всевозможные изменения дошёл до наших дней. В древние времена хоровые произведения исполнялись на праздниках, для увеселения царей и императоров, во время церковных обрядов. Этот вид пения широко представлен в музыке и культуре и по сей день. Так же, как и в древние века существуют хоры при церквях и храмах, хоровые произведения исполняются как во время обычной службы, так и по праздникам, во время церковных обрядов; практически ни одна опера не обошлась без участия хора; множество военных ансамблей могут похвастаться своим хоровым коллективом; современных хоровые студии и детские музыкальные школы приглашают детей на поступление в хор. Из всего вышеперечисленного, мы можем сделать вывод, что хоровое пение в современном мире занимает очень важное и весомое место.
В отличие от сольного пения хоровое пение имеет свои сложности и особенности. Естественно, когда перед нами стоит задача исполнить одноголосную вокальную партию акапельно или в сопровождении оркестра, под аккомпанемент – это одна задача, а когда нужно построить целый хор из большого количества певцов с разными тембрами, разделить музыку на несколько разных вокальных партий и сложить всё это воедино – задача совсем другая. Сложность заключается и для участников хора, и для дирижёра. Пение в коллективе, это всегда большее внимание и сосредоточение. Ведь нужно слышать не только свой голос и удерживать свою партию, но и одновременно слышать голос или голоса других участников. Это определённый навык и опыт, которые приобретаются с годами.
Детское хоровое пение – очень распространённое явление как в детских музыкальных школах, так и в простых общеобразовательных. Оно часто входит в программу обучения, так как является одним из самых доступных для знакомства школьниками с музыкой в целом и с пением в частности. Конечно же, хоровое пение в школах редко когда можно причислить к серьёзным занятиям, чаще всего этот предмет носит сугубо эстетический и общекультурный элемент в общем развитии ребёнка. Совсем другое дело, это хоровые занятия в музыкальных школах и хоровых студиях.
Хоровое пение издревле имело сильное воздействие на человека, подобно музыке в целом, хоровое исполнение имело и имеет такую популярность именно из-за необыкновенной энергетики и красоты, которой не перестаёшь наслаждаться бесконечно.
Хоровое пение это что
Хор (др.-греч. χορός — толпа ) — хорово́й коллектив, пе́вческий коллектив, музыкальный ансамбль, состоящий из певцов (хористов, артистов хора); совместное звучание человеческих голосов.
Хор отличается от вокального ансамбля (вокального трио, квартета, квинтета и т. д.) наличием как минимум двух (по П. Чеснокову, трёх) или более человек исполняющих одну и ту же партию.
Хором руководит дирижёр или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом.
Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано, альты, тенора, басы. Но количество партий в принципе не ограничено т. к. каждая из этих основных партий может делиться на несколько относительно самостоятельных партий (это явление у музыкантов называется дивизи): в партесных концертах Василия Титова 12 и более хоровых партий; «Stabat Mater» Кшиштофа Пендерецкого написана для тройного хора по 16 голосов в каждом (в общей сложности 48 хоровых партий).
Хор может петь в сопровождении инструментов или без него. Пение без сопровождения называется пением a cappella. Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр. Как правило на репетициях хора в процессе разучивания произведения, написанного для хора с оркестром, оркестр временно заменяется фортепиано; также фортепиано используется как вспомогательный инструмент при разучивании хоровых произведений a cappella.
Содержание
Типы хоровых коллективов
В зависимости от пола и возраста певцов, хоры можно классифицировать так:
Минимальное количество певцов в одной хоровой партии — 3 человека.
С точки зрения манеры пения различают:
Виды хоровых коллективов
По количеству участников различают:
Хоры могут иметь разный статус, например, профессиональные, любительские, церковные и учебные хоры.
Проверь свои вокальные способности на пробном уроке по скайпу >>>
В хоре меня оскорбляли за то, что я громко пою
Важно задуматься: а почему так?
Ни один хормейстер (руководитель хора) не потерпит у себя в коллективе ярко выделяющийся голос. Он будет просить петь тише, а если этого не сделать, то просто выставит за дверь кабинета того, чей голос нарушает хоровое пение, и слушать которого сложно потому, что у него сильно громкий голос. Если мы уйдем в дебри учебников, то прочитаем, что есть разные виды ансамблей: ритмический, тембральный, динамический и другие.
Часто задающийся вопрос: а под какой аккомпанемент поёт хор?. Хор может петь в сопровождении оркестра, фортепиано, а также a capella, т.е без сопровождения в принципе. Это самый сложный вариант.
Разберем примеры хоров с видеофрагментами
Детский хор:
Переходим к женскому хору:
Здесь мы послушаем известнейший женский хор из гениальной оперы Чайковского “Евгений Онегин”. Как мы понимаем, хоровые композиции могут быть как самостоятельной формой, так и частью оперы.
Не обращайте внимания на стоящих рядом мужчин, хор женский. У женского хора есть своё качество, которое находит отклик в сердцах людей.
Мужской хор:
Ну, и известный многим хор Турецкого, как современный вариант хора, который не стоит на хоровых “станках”, а двигается по сцене и ведет себя более артистично. Как говорится, время не стоит на месте. И хоровые формы меняются!
Завершает наш список Смешанный хор:
Напомню, что это хор, где поют как и мужчины, так и женщины, не исключены случаи включения в смешанные хоры детских голосов.
Отдельно заслуживает внимания казачье пение. В данном случае уместно вспомнить легендарный Кубанский казачий хор, который лично я обожаю и рекомендую вам послушать такую же легендарную украинскую песню “Розпрягайте хлопці коней”
Тут так же есть солист. Невероятное, классное настроение создается после прослушивания этого хора и этой песни.
Безусловно, стоит нам вспомнить бессмертное произведение Шуберта “Аве Мария” в проникновенном исполнении смешанного хора и солистки.
Подведем итоги:
Но прежде чем начать ходить на занятия в хоре, советую вам понять и прочувствовать свои вокальные возможности, разобраться с типом голоса и тембром, чтобы потом в хоре четко понимать почему вам дали петь именно эту партию и эту роль. Для этого вы можете записаться на наш пробный урок вокала и получить ответы на все интересующие вас вопросы.
Основные виды хорового пения и его развитие
Хор – это ансамбль певцов, голоса которых звучат при совместном исполнении музыкальных композиций. Руководитель данного музыкального коллектива – дирижёр, а управляющий церковного хора – регент.
Стоит обратить внимание!
Существуют направления хорового искусства, которые исполняют музыкальные произведения с и без сопровождения музыкальными инструментами. Название хоровой звучности без каких-либо инструментов называется акапелла. Но, также, есть и пение с инструментальным сопровождением, обычно это фортепиано. Именно оно идеально подходит для разучивания песен для коллективного исполнения.
Виды вокальных коллективов
Классифицировать хоры можно по нескольким признакам: по составу исполнителей, по вокальному направлению, по количеству участников и профессиональной подготовке, по виду исполнения. Рассмотрим некоторые основные виды коллективов в хоровом искусстве.
По составу и голосам коллективы можно разделить на 4 вида:
Также коллективы можно разделить по жанру хоровой музыки:
Каждый их этих хоров может исполнять музыкальные композиции в сопровождении музыкальных инструментов. Для классических хоров это может быть фортепиано или ансамбль классических инструментов, а в профессиональных коллективах аккомпанементом может выступать оркестр. Для народных хоров характерный аккомпанемент из народных инструментов, таких, как гармонь, гусли, трещотки или ложки. Во время обучения хоровому пению чаще всего в качестве аккомпанемента используется фортепиано.
Хоры могут исполнять произведения и без музыки или инструментального сопровождения. Но тут важно помнить о хоровом строе. Ведь неопытный хор может нарушить строй песни и «съехать» по тональности вверх или вниз.
Виды хорового пения
Хоровое пение также классифицируют и существуют различные виды хора, зависящие от количества человек в нём. Во-первых, собрание людей не может называться хором, если в нём менее 3-х человек.
Так вокальный ансамбль состоит из 12-20 участников, камерный — 20-50 исполнителей, среднего размера хор включает 40-70 вокалистов, большой — 70-120 людей и самый крупный – сводный хор, в нем могут быть до 1000 участников.
В сводном хоре собрано несколько музыкальных коллективов. Но деятельность такого коллектива сложно назвать исполнительским искусством, обладающим высокой подготовкой и профессионализмом. Работа с таким количеством участников требует огромных затрат и такие хоры не существуют на постоянной основе. Чаще сводный хор собирается для исполнения одной или нескольких композиций на массовых мероприятиях.
Разные типы хорового пения по уровню подготовки:
Зарождение и развитие искусства хорового пения
Еще в древние времена человек использовал свой голос в качестве музыкального инструмента. Ведь этот инструмент всегда с собой. В виде песни древний человек мог проявить свои чувства. С развитием цивилизаций развивалось музыкальное творчество и народное пение. Первые упоминание об организованном певческом коллективе появились в Древнем Египте.
У древнего хора уже тогда был дирижер, который руководил исполнителями при помощи мимики и жестов. Участники хора были задействованы в различного вида мероприятиях, чаще религиозного или обрядового характера. Дальнейшее развитие хоровое творчество получило в Древней Греции. Тогда участниками хора могли стать только мужчины. Количество участников достигло 15 человек. Хор был задействован в постановках и пьесах и выступал уже на сцене.
Хор в Древней Греции
В дальнейшем хоровое искусство было тесно связано с церковной деятельностью. Тогда создавали хоры при церковных школах, участниками хоров становились мальчики в высокими голосами. Эти хоры принимали участие в церковных службах и пели в унисон. В эпоху Возрождения хоровое творчество стало частью светской музыки.
В современной музыке хоровое творчество занимает отдельную нишу. Хоры выступают в больших залах, на мероприятиях разного масштаба, участвуют в конкурсах и фестивалях.
Основные вокальные навыки
Чтобы качественно подготовиться к исполнению музыкального произведения – нужно хорошо проанализировать язык музыки, выучить теорию, освоить классические хоровые навыки и выполнять простейшие вокальные упражнения. Всему этому можно быстро и интересно научиться на уроках в частной школе вокала.
Для хорового пения можно выделить несколько специфических приемов, которые не применяются при индивидуальном пении. К ним относятся:
Особенности хорового пения:
Немного о позиции профессионального вокального исполнителя. Когда человек поет – ему необходимо стоять собрано, голову держать прямо, тяжесть тела равномерно распределить на две ноги, спина должна быть ровной, а руки лежать свободно по швам. Такая позиция наиболее комфортная и эффективная при пении.
Нельзя петь, сидя в позе «нога на ногу»! В таком положении работа мышц живота затруднена, а это сильно влияет на дыхание.
Вокальные упражнения для пения в хорах
У каждого хормейстера имеются свои методы распевок. И каждый дирижер использует те, которые помогут хору наиболее эффективно и быстро разогреться.
Вот основные виды и направления распеваний в хорах:
Надеемся, что данная статься поможет вам сделать первый шаг в хоровом пении или повысить уровень своего вокального мастерства. Главное, не забывать регулярно тренироваться — тогда результат будет радовать.
В итоге, цель пения хора – научить всех участников, независимо от возраста, профессионализма и тембра, петь гармонично, ведь певческий коллектив – это единая команда. Актуальность хорового пения не пройдет никогда, ведь оно учит не только петь, но и работать в сообща.
История хорового искусства
ИСТОРИЯ ХОРОВОГО ИСКУССТВА
Хор (др.-греч. χορός – толпа) – хорово́й коллектив, пе́вческий коллектив, музыкальный ансамбль, состоящий из певцов; совместное звучание человеческих голосов. Хор отличается от вокального ансамбля (вокального трио, квартета, квинтета и т. д.) наличием как минимум двух или более человек исполняющих одну и ту же партию.
Хором руководит дирижёр или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом.
Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано, альты, тенора, басы.
Хор может петь в сопровождении инструментов или без него. Пение без сопровождения называется пением a cappella. Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр.
В зависимости от пола и возраста певцов, хоры можно классифицировать так:
Минимальное количество певцов в одной хоровой партии – 3 человека.
С точки зрения манеры пения различают:
В системе музыкально-эстетического воспитания детей хоровое пение с его многовековыми традициями занимает значительное место. Наполненное глубоким духовным содержанием, способным воздействовать на эмоциональный, нравственный, интеллектуальный строй человека, хоровое пение способствует формированию личностных качеств, развивает музыкальные способности и художественный вкус, обогащает кругозор и повышает культурный уровень.
Исторический опыт, новейшие научные исследования, опыт работы показывает, что хоровое пение оказывает влияние не только на эмоционально-эстетический строй личности ребенка, но и на его умственное развитие. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь является материальной основой мышления. Кроме того, воспитание музыкального ладового чувства связано с образованием в коре мозга человека сложной системы нервных связей, с развитием способности нервной системы к тончайшему регулированию процессов возбуждения и торможения (а вместе с тем и других внутренних процессов), протекающих в организме. А эта способность нервной системы, как известно, лежит в основе всякой деятельности, в основе поведения человека.
Хор – единственный в своем роде «живой» музыкальный инструмент, основу звучания которого составляет ансамбль вокальных унисонов. Специфические свойства вокальных голосов, определяющие высокий уровень ансамблевой сложности в хоре. Хоры академические, народные, оперные, учебные, детские, церковные, ансамбли песни и пляски.
Вокальная музыка и хоровое пение являются самыми древними формами музыкального исполнительства в истории искусства. Очевидно, много тысячелетий назад наш древний предок, переживая очередной эмоциональный подъем, решил заменить обычный разговорный язык на иной – тот, который мы именуем песней. Простые и незатейливые мелодии напевов, так же как и первые образцы наскальной живописи, были первыми шагами древних в эстетическом осмыслении окружающего мира. Распространенность как сольных, так и совместных (ансамблевых) форм вокального исполнения обусловлена тем, что человек может использовать свой голос, как музыкальный инструмент, и этот инструмент всегда в его распоряжении.
Занимая одно из важных мест в жизни человека со времен глубокой древности, вокальная музыка развивалась как область народно-песенного творчества. На протяжении всей истории сложенные народом песни отражали жизнь и деятельность людей во всем их многообразии.
Из истории древнего мира нам известно о зарождении, расцвете и закате многих государств. Например, в древнем Египте, Вавилоне, Китае был достигнут высокий уровень цивилизации, коснувшийся и музыкального искусства. Трудно представить себе подлинное звучание музыки того времени, но известно, что музыкальные системы, или то, что мы называем музыкальным строем, в таких странах Востока как Китай, Индия, Египет, имели свои различия.
Профессиональное хоровое искусство сложилось в то время, когда был накоплен богатый опыт в области народно-песенного творчества. Профессиональным его можно считать потому, что оно было подчинено определенным правилам и законам, для постижения которых требовалась специальная подготовка и выучка. В Египте эпохи Древнего царства (2800-2250 до н.э.) возникает хейрономия – способ управления певцами при помощи условных движений рук, пальцев, мимики и движений головы. Профессия хейрономов (предшественников нынешних дирижеров) получает распространение, а сами они пользуются авторитетом в обществе. Основной сферой деятельности профессиональных певцов и хоров было участие в культовых действах, связанных с религиозными обрядами и храмовыми ритуалами. История свидетельствует об участии хора в страстях – мистериях в честь богов Осириса и Мардука в Древнем Египте и Вавилоне.
Традиция ансамблевого пения в Древней Греции была связана с развитием театральных представлений. Самым крупным достижением в области театра была древнегреческая трагедия. Само действие разворачивалось на особой площадке – схене – прообразе современной сцены. Хор располагался перед схеной в определенном месте, которое называлось орхестрой. (Понятия хор, сцена, оркестр, театр греческого происхождения). Состоял хор из 12-15 певцов-мужчин, которые исполняли одноголосные песни часто под аккомпанемент авлоса – древнегреческого духового инструмента. Вступая в определенные моменты действия, хор комментировал происходящие на сцене события. Хор мог выступать от лица как автора, так и действующих лиц. Он высказывал одобрение, поддержку, осуждал, призывал к мщению или милости. Также хоры принимали участие в проведении Олимпийских и Пифийских игр знаменитых древнегреческих состязаний (Олимпийские игры – спортивно-военные состязания, Пифийские игры – состязания поэтов, певцов, музыкантов в честь бога Аполлона). Там выступали мужские, женские и детские хоры.
К идеям эстетического воспитания, музыкального образования средствами певческого искусства, обращались философы, педагоги, музыканты всех эпох.
Еще в античные времена Аристоксен говорил, что «тело очищает врачевание, а душу – музыка, как искусство пения со словом». Пение в хоре считалось обязательным. По словам Платона, хоровое пение – «божественное и небесное занятие, укрепляющее все хорошее и благородное в человеке», это один из элементов образования, а слово «необразованный» трактовали, как «не умеющий петь в хоре». Аристотель отмечал, что обучение пению следует начинать с молодого возраста, т.к. хоровая музыка влияет начеловеческую психику и этику. В период античности неоднократно отмечалась сила воздействия певческого искусства на душу человека и необходимость его как предмета воспитания.
Были непосредственно связаны с религией и церковью. Основные идеи искусства средневековья: аскетизм, отрицание земных ценностей ради вечной жизни, «музыка – служанка церкви». Средоточие видов профессионального искусства в монастырях. В средние века считалось, что хоровое пение способно сплачивать людей, примирять враждующих, соединяя их в союзе дружбы. Певчие в хор набирались не только по вокальным данным, но и по велению души и сердца. Звучание музыки способствовало украшению богослужебного христианского обряда. Богослужения в храмах сопровождались унисонным пением мужского хора. Эти песнопения назывались григорианскими хоралами.
Начиная с XIII в. в Италии, а потом и других странах Западной Европы, формируется новая художественная эпоха, которую принято называть Возрождением или Ренессансом. Основу хоровой музыки Возрождения составляют церковные жанры мессы и мотета, но вместе с тем внимание композиторов все больше и больше привлекает область светской музыки, которая становится неотъемлемой частью их творчества. Светская музыка, равно как и живопись, отражала гуманистические идеи эпохи – интерес к внутреннему миру человека, к его личности в условиях повседневной жизни. В эпоху Возрождения вопросам всестороннего развития личности средствами певческого искусства придается большое значение. Создаются консерватории, сиротские приюты, куда принимаются мальчики и девочки. Детское исполнительское творчество поднимается на новую ступень – пение в храмах.В певческих школах при католических храмах с ранних лет мальчики обучаются искусству пения.
Развитию хорового искусства способствует творчество композиторов XVI-XVIII вв.: Баха, Генделя, Моцарта, Бетховена и других.
В ХIХ в. господствующей формой существования хоровой музыки становится ее концертное исполнение. Характерной чертой является приобщение детей к высокой профессиональной культуре пения. Продолжают свою деятельность школы, консерватории, колледжи. Появляются первые труды по обучению пению Дж. Кервина (Англия), А. Хандеггера (Германия), системы музыкального воспитания К. Эйца и З. Кодая.
В ХХ в. становится популярной система шведского педагога-музыканта Э. Жак-Далькроза (ритмика, хоровое пение, художественная гимнастика, танец, музыкальная импровизация). Особой популярностью пользуется пятитомное пособие «Шульверк» К. Орфа, способствующее стимулированию музыкального творчества детей.
Отечественная музыкальная культура, являясь частью мировой культуры, столетиями развивалась как вокально-хоровая. Именно в хоровом творчестве, хоровом пении нашло отражение мироощущение, мировосприятие народа.
Хоровое исполнительство в России имеет очень давнюю историю. Еще в древней Руси песни, разнообразные по содержанию и музыкально-поэтическим образам, исполнялись хором.
До начала письменной нотной фиксации хоровая культура в России развивалась как устная традиция. Но и после появления письменной записи народная устная традиция оказалась чрезвычайно устойчивой.
В древности, в средневековье смысл музыки видели в формировании у народа соответствующего взгляда на мир. Хоровое пение являлось, прежде всего, средством религиозного, нравственного воспитания. А таковым оно могло быть лишь тогда, когда следовало в установленном для него направлении, подчиняясь канонам церкви, поэтому культовое пение было строго регламентировано. Эта регламентация, освященная богословскими традициями, составляла сердцевину воспитательного воздействия музыки.
Хоровая культура в России была неразрывно связана с церковью. Однако ранние формы церковной музыки развивались в значительной степени под влиянием народной песни.
В Х в. хоровое пение являлось обязательной частью существовавшего в то время общего образования. Человек, владевший навыками чтения, письма, как правило, умел петь, чему в немалой степени способствовала практика обучения, которая строилась на распевности. Следуя наставлениям церкви, хоровая музыка должна образовывать сердца; божественное пение – премудрость, которую постигают, служа богу.
Появление профессионального хорового пения на Руси связано с церковно-певческой традицией. Хоровое исполнительство активно развивается в период Московской Руси. К этому времени относятся первые государственные мероприятия, связанные с профессионализацией певческого дела.
Во второй половине XV в. создается первый русский профессиональный хор – государевы певчие дьяки. От них ведет свое начало старейший русский хор – Ленинградская академическая капелла.
Наряду с государевыми певчими с конца XVI в. существовал хор патриарших певчих – предшественник Московского синодального хора.
Эти первые профессиональные хоры принимали участие и в церковных службах, и в увеселениях царя.
При Петре I из хора государевых певчих дьяков организуется Придворный хор (позже – Придворная певческая капелла), который принимает участие в обслуживании придворной церковной службы, в пышных дворцовых увеселениях и в оперных постановках.
В серединеXVII в. с проникновением в быт полудуховной-полусветской музыки получают распространение так называемые «канты», основанные на мелодике народных песен.
Наряду с хоровыми коллективами, существовавшими на средства государства (Петербургская капелла, Московский синодальный хор, хоры оперных театров), появляется большое количество частных хоров, содержавшихся любителями хорового пения, меценатами из дворян и буржуазии. Крепостная хоровая капелла графа Шереметева, возглавляемая выдающимися русскими хоровыми дирижерами С. А. Дегтяревым и Г.Я. Ломакиным. Капелла князя Ю. Н. Голицына. К концу XIX в. количество частных хоров значительно возросло.
Возникают хоры в различных учебных учреждениях. Хор Бесплатной музыкальной школы в Петербурге. Создание бесплатных классов хорового пения в Москве и Петербурге, хора Пречистенских рабочих курсов в Москве. Организация Русского хорового общества в 1878 г.
Наряду с этими хорами во второй половине XIX в. в России появляются народные профессиональные хоры. Организатором и руководителем первого профессионального народного хора был крестьянин Ярославской губернии Иван Евстратович Молчанов (1809-1881). До организации своего коллективаМолчанов пел в разных хорах. В 60-70-е гг. хор под его руководством пользовался широкой популярностью и концертировал по различным городам России. После смерти И.Е. Молчанова многие его воспитанники стали руководителями народных хоров.
Концертное хоровое исполнение народных песен еще с конца XVIII в. получило широкое распространение в цыганских хорах. Исполнение лучших цыганских хоров отличалось высоким художественным совершенством, большой выразительностью и эмоциональностью. В репертуаре этих хоров, кроме подлинно русских народных песен, были произведения русских композиторов – А. В. Варламова, А. А. Алябьева, А. Л. Гурилева, П. П. Булахова и других. Некоторые руководители и певцы цыганских хоров были превосходными знатоками русского песенного фольклора. Впоследствии цыганские народные хоры потеряли свое художественное значение.
Исполнительскому росту русских хоровых коллективов в большой степени способствовало хоровое творчество русских композиторов. Огромную роль в развитии русской хоровой культуры сыграли композиторы конца XVIII в. Д. С. Бортнянский и М. С. Березовский. Их творчество было насыщено «мирским» народно-песенным, эмоциональным началом.
Дальнейшее развитие культуры хорового исполнения связано с хоровым творчеством русских композиторов XIX в. (М. И. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков). Новую эпоху открыло хоровое творчество М. И. Глинки, вобравшее в себя достижения предшествующих поколений и школ и послужившее истоком для развития хоровой музыки русских композиторов-классиков. Среди его многочисленных произведений – оперные хоры, хоровые полонезы, гимны, песни, хоровые обработки; в сферах духовной и светской музыки выделяются «Херувимская песнь», а также хоровой эпилог «Славься» из оперы «Иван Сусанин». Драматургическое значение хоров в русской опере было очень велико.
Конец ХIХ в. – расцвет хорового исполнительства в России.
Хоровая культура России продолжала свое развитие в XX в. Создавались новые формы и виды хорового исполнения: ансамбли песни, среди которых выделялся Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова, Ленинградская (ныне Петербургская) академическая хоровая капелла имени Глинки, Государственный хор СССР (ныне Государственный академический русский хор им. А. В. Свешникова), Государственная республиканская академическая русская хоровая капелла имени А. А. Юрлова, и народные профессиональные хоры, к которым относились хор им. М. Е. Пятницкого, хор Северной песни, Сибирский хор.
Была также распространена хоровая самодеятельность, которая не уступала по уровню профессиональным коллективам.
Активно развивалась детская хоровая исполнительская культура. Начало студийного хорового движения в 60-е г. Детские хоровые студии «Пионерия», «Веснянка», «Восход».
Новое направление в хоровом исполнительстве 70-х г. – создание камерных хоров: Московского камерного хора под руководством В. Н. Минина, Государственного камерного хора под руководством В. К. Полянского (ныне хор Симфонической капеллы России).
Современное состояние хоровой культуры вселяет надежду на возрождение традиций певческого искусства в России. Эта надежда воплощается в исполнительстве талантливых хоровых дирижеров, проявивших себя в разных аспектах хоровой деятельности – в профессиональных хорах, в учебных хорах музыкальных учебных заведений, в фольклорных певческих ансамблях, в детских хоровых студиях и школьных хорах, в любительских (самодеятельных) коллективах и певческих праздниках.
- Хоровое отделение в музыкальной школе что это
- Хоровое сольфеджио что это