Христианство что нельзя делать

Игумен Нектарий (Морозов): «Христианство – не система запретов»

Бесконечные посты и соблюдение целого списка запретов – часто кажется, что именно из этого состоит жизнь христианина. Понять, какая связь между дорогой к Богу и бесконечными отказами себе в маленьких радостях жизни, довольно непросто. Мы встретились с настоятелем Архиерейского подворья– храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова игуменом Нектарием (Морозовым) и получили ответы на вопросы о тех сторонах церковной жизни, которые очень часто вызывают недоумение.

Христианство что нельзя делать. Смотреть фото Христианство что нельзя делать. Смотреть картинку Христианство что нельзя делать. Картинка про Христианство что нельзя делать. Фото Христианство что нельзя делать

– Отец Нектарий, всем известно, что в жизни православного христианина есть немало разного рода запретов. Как это уживается с понятием христианской свободы, и главное – ради чего все эти «нельзя», зачем они нужны?

– Дело в том, что когда говорят о церковной жизни как о системе неких запретов – это всегда бывает ошибкой внешнего наблюдателя. Он видит что-то извне, но не может вникнуть в суть того явления, которое рассматривает. В христианстве нет запретов как таковых, ни об одной евангельской заповеди, ни об одном церковном правиле или каноне нельзя сказать, что они носят характер запрета. Все люди в мире не обязаны быть христианами, у каждого есть свобода выбора – становиться христианином, входить в Церковь или нет. Но даже если человек начинает жить церковной жизнью, его никто не может заставить определенное количество раз в год причащаться и исповедоваться, как, например, в дореволюционной России. Хотя и тогда это было правилом скорее административно-государственным, которое вовсе не отражает сущности самого явления Церкви. Христианство имеет своей целью дать человеку возможность непосредственного общения с Богом и единения с ним. Но последнее достигается не исполнением каких-то формальных правил и предписаний. Внутренний путь человека к Богу всегда очень длительный, трудный и подчас мучительный.

– Почему вы называете путь к Богу мучительным?

– Потому что у Бога нет препятствий для общения с нами, а препятствия есть только в жизни самого человека. Это грехи, страсти, которые есть у каждого из нас. И получается, что каждый раз, когда человек пытается приблизиться к Богу, он спотыкается на том или ином грехе, страсти. И тогда появляется понимание – для того чтобы идти дальше, надо от чего-то в себе отказаться, а это всегда непросто. А иногда такого понимания нет, и тогда человек годами бьется, стоит на одном месте. В то же время в истории Церкви есть множество примеров жизни людей, которые достигли возможного для человека совершенства и оставили нам в своих творениях опыт святой, подвижнической жизни. Но это опять же не свод каких-то правил и запретов, а свидетельство о том, как приходили к Богу они.

– То есть речь идет не о запретах, а скорее о неких рекомендациях?

– Люди, описавшие для нас свой опыт, были очень разными по темпераменту, по личным характеристикам и часто были друг на друга не похожи, но в то же время они были абсолютно согласны друг с другом в главном. И если взять творения святых отцов, то мы увидим, что каждый говорил практически то же, что и другой. Не потому, что они основывались на опыте друг друга, а потому, что путь к Богу в целом один и тот же. И опыт святых отцов лег в основу тех правил, которых придерживается Православная Церковь. Она их не навязывает, а именно предлагает человеку, в нее входящему, как некий наиболее удобный и совершенный путь к Богу. Дело в том, что Церковь именуется матерью по отношению к человеку. Естественно, что в детском возрасте родители обязательно устанавливают для ребенка правила, которым ему приходится следовать, – нельзя бегать босиком по лужам, поворачивать кран на газовой плите и др. Ребенку эти правила могут показаться совсем неочевидными, их важность понятна лишь из опыта. Также и Церковь заботится о каждом своем чаде. И есть правила, которые кажутся вначале непонятными, но за которые впоследствии человек благодарен. Это касается и постов в среду и пятницу, и тех многодневных постов в церковной жизни, которых четыре в году.

– А поясните, пожалуйста, в чем смысл такого частого отказа от привычной пищи? Когда человек узнает, что кроме Рождественского и Великого постов есть и два летних многодневных поста, Петровский и Успенский, то часто бывает очень удивлен.

– Дело в том, что святые отцы всегда считали пост началом добродетельной христианской жизни.

– Почему? В чем заключается сущность любого искушения, которое влечет за собой либо грехопадение, либо наоборот приобретение некоего опыта стояния в добре и верности Богу? Человек всегда искушается чем-то, что ему бывает приятно, что предлагается его воображению в качестве наслаждения. На одной чаше весов лежит заповедь Божия, возможность сохранить верность Богу в чем-то малом, а может, и великом, а на другой – удовольствие, которое человек хочет получить. Оно может быть очень различным, потому что накричать на кого-то, на кого ты зол, – это тоже удовольствие. И оказывается, для того чтобы остаться верным Богу, нужно себя заставить отказаться от этого наслаждения. А пост – это некий фундамент, приобретение самого первого и самого простого навыка отказа от чего-либо. Человек, как правило, любит есть определенные виды пищи и так, чтобы его ничто не связывало и не ограничивало. А пост дает первый опыт отказа от удовольствия. Пережив такой опыт, можно идти дальше. Как правило, люди, которые не могли держать пост, не могли исполнить и какую-то другую заповедь. Но, конечно, и в посте нужно рассуждение. Когда женщина ждет ребенка или кормит только родившегося младенца, ее плоть и так удручена, и нет необходимости ограничивать ее дополнительно.

– Со стороны человеку видится огромное количество запретов, и складывается мнение, что быть православным можно только в монастыре. А в миру либо невозможно, либо ну очень сложно и непонятно, ради чего?

– Есть одна замечательная книга Грэма Грина «Конец одного романа». Там есть такой эпизод: умирает главная героиня, женщина, чудесным образом обратившаяся к Богу. И человек, который ее любил, читает уже после смерти ее дневник и узнает, какие перемены произошли в ее жизни. И он бунтует против Бога, говорит: «Господи, я боюсь полюбить Тебя так, как полюбила она, потому что если полюбить – надо умереть, а я еще хочу жить». Приблизительно то же непонимание звучит и в вопросе. Почему-то людям порой кажется, что для того, чтобы быть с Богом, надо умереть, а человек может жить с Богом. Суть не в том, чтобы возложить на себя неудобоносимое иго тяжелых запретов, а в другом. Надо начать стремиться к Богу, а там уже сама совесть будет подсказывать на этом пути человеку, от чего ему надо отказаться. Вот пример. Есть очень распространенный вопрос: можно ли православному человеку смотреть кино? На него есть несколько уровней ответов. Смотреть фильмы, наполняющие душу грязью и нечистотой, однозначно нельзя. Но это все равно дело личного выбора, только совесть может подсказать. А можно ли смотреть фильмы, которые не повредят душе? Можно. Но, если на этот просмотр уходит много времени, что не позволяет прочитать молитвенное правило и не оставляет времени для попечения о своей душе, то, наверное, тоже не стоит. Но опять же никто не может сказать: нельзя. Человек сам понимает, что ему необходимо, а что нет. Или можно ли читать поэзию? Конечно, да. Но человек может сам прийти к такому внутреннему состоянию, когда для него всю поэзию заменит Псалтирь, а может и не прийти. У каждого свой путь постепенного возрастания.

– Получается, запретить может только совесть, а выполнять чисто механически запрет не имеет смысла?

– Не совсем. Хотя внешне выполняемый запрет, конечно, не даст человеку положения сына по отношению к Богу и даже наемника, а скорее – лишь положение раба. Надо отметить, что человек спасается в трех устроениях – раба, когда он просто боится наказания, наемника, который ищет награды и поэтому что-то делает, а от чего-то отказывается, и в устроении сына, который делает что-либо только из любви к своему небесному Отцу. В Ветхом Завете есть заповедь «око за око, зуб за зуб», которая уже неприменима в полной мере в христианстве. Если бы не было этой заповеди, то люди, которые жили в древнем страшном мире, убивали бы друг друга, ничем не смущаясь. Когда они поняли, что за неким действием следует противодействие, то они вынуждены были пересмотреть прежние порядки. Человек, живущий в современном мире, тоже может иметь самые различные устремления и желания. И любой закон, даже несовершенный, сдерживает и ограничивает людей в их худших устремлениях.

– Запреты социальные как раз понятны, они обеспечивают безопасность. А вот многие законы церковной жизни человеку, живущему вне Церкви, но тем не менее присматривающемуся к ней с интересом, очень трудно объяснить.

– Но они на самом деле и не должны быть понятны человеку, живущему вне Церкви. Они обретают смысл только внутри церковной жизни. Например, в спорте есть свои принципы, которых нужно придерживаться, чтобы добиться результата. Но кроме самого спортсмена его режим дня больше никому не нужно соблюдать. Также и здесь. Нет особого смысла поститься человеку, который не считает себя христианином и не ходит в храм.

– Порой кажется, что можно было бы попробовать приобщиться к церковной жизни. Но возникают разного рода сомнения. Ведь жизнь на самом деле вся уже «напичкана» тем, что несовместимо с христианской жизнью. Соответственно появляются выводы: это не для меня. Так зачем пытаться сломать то, что изменить уже кажется невозможным?

– Но когда человек нарушает запрет, у него же за спиной не стоит батюшка, который следит за ним. Об этом нарушении священник или Церковь могут узнать только в одном случае – если человек решит прийти на исповедь и рассказать. А это произойдет только тогда, если будет уязвлена совесть и сердце подскажет человеку, что он сделал нечто нехорошее. И люди на самом деле боятся, что если они придут в храм, то голос их совести окажется проясненным, и они его там услышат. Вы знаете, почему очень многие, особенно журналисты, говорят и пишут о Церкви с такой поразительной страстностью? По той же причине, по которой так странно проявляют свои чувства по отношению к девочкам мальчики. Они этих чувств стесняются, боятся. И порою их внутренней культуры недостаточно для того, чтобы понять, как эта симпатия должна проявляться. И потому они дергают девочек за косички и ставят им подножки. Так же и журналисты, которые порой злобно пишут о Церкви, на самом деле ее любят. Но их внутренней душевной культуры хватает ровно на столько. И они тоже боятся своего чувства к Церкви. Потому что если дать ему свободу, то придется перевернуть всю свою жизнь, придется пойти против себя войной. И если человек не делает шаг навстречу Церкви, он боится не запретов, которые ему якобы будут навязаны, а боится в первую очередь себя. Просто очень сложно рассмотреть это и самому себе в этом признаться.

Источник

Чего нельзя православным?

«Можно ли православным христианам носить шорты?», «А читать Мастера и Маргариту?», «А кушать суши?», «А загорать на море?» — такого типа вопросы часто присылают на православные сайты. Что можно взять с собой из «прошлой» жизни, а что надо оставить? Такое впечатление, что христиане — это очень боязливые люди, которые первым делом хотят уяснить список «религиозных запретов». Зачем вообще нужны такие запреты и как не свести к ним свою жизнь в Церкви, отвечает протоиерей Аркадий ШАТОВ, настоятель храма Святого благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице города Москвы.

Христианство что нельзя делать. Смотреть фото Христианство что нельзя делать. Смотреть картинку Христианство что нельзя делать. Картинка про Христианство что нельзя делать. Фото Христианство что нельзя делать

— Человек приходит в Церковь и обнаруживает, что здесь многое совсем не так, как он привык. Многое «нельзя», и он начитает бояться сделать что-то не так. Действительно ли христианина на каждом шагу подстерегают опасности?

— Обычно такое отношение — ничего нельзя и все страшно — бывает у неофитов, у тех, кто только принял христианство. Когда человек приходит в Церковь, для него вся жизнь меняется. При приближении к Богу все преображается, приобретает другой смысл. Многие новички задают очень много вопросов — и правильно делают, потому что действительно им все нужно переосмыслить. Потом человек «подрастает» и перестает так много спрашивать. Тому, кто уже имеет какой-то опыт христианской жизни, конечно, проще, он уже чувствует, понимает, что можно, а чего нельзя.

Христианство — не религия запретов, христианство — это религия пасхальной радости, полноты бытия. Но чтобы сохранить эту полноту, эту радость, приходится быть очень осторожным, избегать тех соблазнов, искушений, которых так много в мире. Апостол Петр говорит христианам: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5: 8). Так что надо, конечно, жить со страхом Божиим и бояться искушений. Осторожность и страх должны сопутствовать жизни христианина.

— Но что же хорошего в страхе?

— Святой Василий Великий говорит, что у человека есть три ступени служения Богу. Первая — ступень раба, когда человек боится наказания. Вторая — ступень наемника, когда человек трудится ради награды. И третья — ступень сына, когда человек делает все из любви к Богу. Авва Дорофей говорит, что можно только перейти со ступени на ступень, нельзя сразу запрыгнуть на ступень сыновней любви. Надо пройти эти предварительные ступени. И если эти чувства — страха наказания или желания награды — есть в душе человека, это не так плохо. Значит, доброе начало положено.

В Церкви часто говорится о страхе. В храм, например, надо входить со страхом Божиим. Страх перед Богом не уничтожает любви.

А вот бояться дьявола больше чем Бога — неправильно. Праведный Алексий (Мечев), например, пренебрежительно называл дьявола окаяшкой, он говорил: «У нас два врага: яшка (то есть самолюбие, самомнение) и окаяшка» — такое пренебрежительное наименование того, кого победил Христос. Бояться искушений, быть осторожным, конечно, нужно, но все должно быть в разумной степени.

— Как понять, где страх обоснованный, а где надуманный? Не бывает ли так, что страх просто парализует человека, и он, вместо того чтобы хоть что-то делать, ничего не делает, боясь сделать «не так»?

— Дьявол протягивает человеку две руки. В одной — возможность быть безгранично распущенным, развязанным, поступать произвольно. Во второй — быть закомплексованным, шарахаться от каждого куста. Надо выбирать средний, царский путь. Классифицировать страхи трудно. Каждый случай индивидуален.

— Где же найти авторитет, к которому можно обратиться с вопросом? Кто поможет сориентироваться в ситуации?

— Мне кажется, для человека авторитетом должно быть мнение его духовника. Каждый человек должен выбрать себе такого старшего товарища, а лучше — отца, и стараться его слушаться. Христианство — это не просто система правильных умозаключений. Наш падший ум может говорить, что мы все делаем правильно, в то время как мы совершаем поступки, противоречащие воле Божией. Поэтому человеку необходим наставник.

— Но ведь не спрашивать духовника о всяких мелочах!

— Обо всем, что вызывает сомнение, можно спрашивать. Если вопрос вызван подлинным доверием духовнику, подлинным желанием поступить по воле Божией, тогда любой вопрос возможен. Как дитя приходит к маме и задает иногда самые глупые вопросы, а мама — отвечает. Невозможно составить список вопросов, которые можно и нельзя задавать.

Если духовник считает, что его спрашивают о чем-то незначительном, он может так и сказать: «Знаешь, это не важно, обрати внимание на более существенные вещи». Так тоже бывает.

Хочу еще добавить, что «вопросы по мелочам» смущают людей, которые смотрят со стороны, не зная, что у спрашивающего внутри. Вот они и смущаются — как же так, все время можно-нельзя, можно-нельзя. А чем человек живет? Он, конечно, живет не этими вопросами. Эти вопросы внешние, охранительные.

— А как же самостоятельность? Сегодня можно часто услышать призывы к христианам быть более самостоятельными.

— В Евангелии Господь говорит: «…без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15: 5). Так что мы люди несамостоятельные. Если у человека есть связь с Богом, то он, конечно, может обходиться без помощи наставников. Но обычно чем выше степень духовного совершенства человека, тем больше он приобретает смирения и слушается советов. Мы знаем, как святые отцы проверяли намерение преподобного Симеона Столпника подвизаться на столпе. Они послали к нему сказать: «Сойди со столпа». Как только Симеон услышал это повеление, он начал спускаться. А посланные были научены поступить так: если Симеон не послушается, силой заставить его сойти со столпа; если же послушает, то оставить его стоять. Он самостоятельный или нет? Я видел святых людей. Они были самостоятельными, но удивительно смиренными.

— Как все-таки понять, что можно, а чего нельзя?

— Один православный западный святой говорил: «Люби Бога и поступай как хочешь». Если человек любит Бога, то он уже не может сделать ничего плохого, ему не хочется делать плохое. Когда человек любит Бога и все его чувства, мысли, желания обращены к Богу, плохое не имеет над ним власти.

Но, наверное, никто из нас не может сказать, что он настолько любит Бога, что получил уже совершенную свободу. И поскольку мы любим Его несовершенной любовью, а в какие-то моменты, можно сказать, совсем предаем Его, любим что-то другое, для нас нужны правила. Они помогают нам избегать соблазнов, распознавать зло, стремящееся поработить нас. Ветхозаветные заповеди начинались с отрицания: не убий, не укради, не лжесвидетельствуй. Многое из того, что сейчас в неверующем мире считается нормальным, на самом делать нельзя — блудить, смотреть непристойные фильмы, жить для себя, а не для других, праздно проводить время…

Но, конечно, неправы те люди, которые озабочены только вопросом, чего делать нельзя. Такое «ограничительное» Православие теряет смысл. Жизнь должна быть основана на положительном делании. А это любовь к Богу, любовь к ближнему, стремление делать добро. Нельзя сосредоточить свою жизнь только на том, чтобы не делать зла. Отказываясь от чего-то плохого, необходимо наполнять свою жизнь чем-то положительным. В душе не может и не должно быть пустого места.

Конечно, внешнее влияет на внутреннее. Но другое дело, что для кого-то сейчас менять стиль одежды не время, сперва надо перестать изменять своему мужу. Наркоману важно перестать употреблять наркотики, а бросить курить, наверное, он сможет потом. Создать четкую систему каких-то внешних регламентаций невозможно, потому что люди, приходя в Церковь, должны ориентироваться не на эти внешние запреты, а на правильное внутреннее положительное делание.

Источник

Библейские Табу: 10 Запретов, Которые Нельзя Нарушать Христианам

Что нельзя в православном храме делать женщинам

К слабому полу священнослужители обычно более строги. Женщинам запрещено в церкви находиться без платка. Согласно принятым нормам, головной убор должен полностью скрывать уши и волосы. Девушки с непокрытой головой приравниваются к тем, кто полностью сбрил волосы, совершив тем самым постыдное действие.

Запреты действуют в отношении яркого макияжа. Нельзя в православном храме находиться тем женщинам, которые используют косметику в большом количестве. Пребывание в святом месте предполагает, что человек хочет очистить помыслы и избавиться от грехов. Обилие косметики говорит о том, что девушка больше тяготеет к мирским помыслам, и не будет молиться с полной отдачей.

Еще одно требование касается правил в выборе одежды. Запрещено в церкви находиться в шортах либо мини-юбках. При посещении храма женщине необходимо прикрыть руки, плечи, грудь и ноги. Предпочтение следует отдать юбкам или платьям длиннее колена, а также закрытым кофтам. От брюк нужно полностью отказаться, иначе священнослужители могут и не впустить девушку в церковь.

Для мужчин подобных запретов крайне мало. Для них, напротив, считается грехом войти в храм в головном уборе. К одежде особых требований нет. Запрещается лишь носить шорты. Взамен следует предпочесть брюки или джинсы.

Другой запрет действует в отношении представительниц слабого пола, у которых начались критические дни. Раньше было нельзя в православном храме находиться женщинам в определенные дни цикла. Сегодня требование немного смягчилось. Прийти помолиться можно, однако запрещается принимать участие в таинствах и прикладываться к святым реликвиям.

У этого запрета есть несколько версий происхождения. Согласно первой, женщины во время критических дней считаются нечистыми. По второй, в определенные дни цикла девушки приманивают бесов. Согласно третьей версии, менструация приравнивается к сексуальности, что при посещении святых мест непозволительно.

В православных обычаях налагается вето на исполнение женщиной обязанностей священнослужителя. Это требование идет с давних времен, когда сложился архетип священника-мужчины.

Библейские Табу: 10 Запретов, Которые Нельзя Нарушать Христианам

Наколки и тату

По христианским канонам делать любые метки на теле строго запрещено. Тело христианина принадлежит Богу, на него сходит Дух Святой, поэтому наносить на кожу любые бабочки, дракончики или письмена просто недопустимо. Вот как говорит об этом Библия, прямой текст: «Не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себя письмен. Я Господь» (Левит 19:28).

Стрижка и бритье

Те «бородачи», которые считают себя брутальными менами, на самом деле по библейским меркам обычные малявки. «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей» — Левит 19:27. Так видятся нормальные мужики по давним канонам.

Гадания и гороскопы

Если походами к гадалкам не каждый может «похвастаться», то гороскопы читали мы все. Кто-то чаще, кто-то реже, но читали. Это факт. Почти в каждом журнале или газете на задней странице есть список «пророчеств», адресованных 12-ти знакам зодиака. Есть еще такая фишка, как «совместимость знаков зодиака»… Так вот, все это строго запрещено Библией. Тот же Левит (19:31): «Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш».

Лишенные мужского достоинства

Неожиданно? Но факт! Если с кем-то, недоведи Господь, случится то же, что с героем романа «Фиеста» Эрнста Хемингуэя, не видать ему Царствия Небесного. Даже если это произойдет по трагической случайности… Не важно! Вот что говорит об этом Второзаконие (23:1): «У кого раздавлены ятра или отрезан детородный член, тот не может войти в общество Господне». Так что, будьте острожными!

Жены, вмешивающиеся в мужские драки

Собственно, речь идет о конкретной ситуации, которая должна соответствовать определенным условиям: если двое мужчин дерутся, то женщине никак нельзя вмешиваться и хватать чужого мужчину за «причинное место», иначе — нужно лишить ее руки (или рук, если обеими хватает). Кто будет исполнять наказание — не уточняется, но во Второзаконии (25:11-12) дословно это звучит так: «Когда дерутся между собою мужчины, и жена одного подойдет, чтобы отнять мужа своего из рук бьющего его, и протянув руку свою, схватит его за срамный уд, то отсеки руку ее: да не пощадит ее глаз твой».

Поросята, кролики и другая живность

Библия дает строгие ограничения относительно пищи, которую можно употреблять в пищу. Свинина, крольчатина, верблюжатина — все это строго запрещено христианину, как и мусульманам и евреям. Наводим «норму закона» целиком, без перекручивания: «Только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас… и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас» (Левит 11:3-8).

Устрицы, креветки, лобстеры и другие морепродукты тоже под запретом

Франция, Испания, Италия, Португалия — несмотря на то, на каком побережье вы живете — никаких ракообразных и моллюсков! Будьте даже в Индии, Таиланде или на Филиппинах — нельзя христианину есть подобное. Останетесь голодны? Не сможете посмаковать бокалом пивасика без креветок или анчоусов? Ваши проблемы: «…все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли, или реках, из всех плавающих в водах и из всего живущего в водах, скверны для вас; они должны быть скверны для вас: мяса их не ешьте и трупов их гнушайтесь». Об этом говорит Левит 11:10-11, но вместе с этим разрешается есть саранчу. Но этот деликатес явно на любителя.

Вторая свадьба: женитьбы или замужество

Этот запрет основывается на одной из десяти заповедей, которая касается прелюбодеяния. Она не берет в расчет то, что вы там говорили или подписывали в загсе: если венчались — будьте добры быть верными друг другу несмотря ни на что. «Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует». Подробнее об этом в Евангелие от Марка 10:11-12.

Потеря девственности до свадьбы

Никто сегодня и слышать не хочет о том, чтобы вдруг отказаться от секса до свадьбы: ну как встречаться и не заниматься этим? Девушки, парни — и те, и другие хотят одного — наслаждаться преимуществами семейной жизни, в браке не состоя. Вот что гласит Второзаконие 22:21-22: «Если же сказанное будет истинно, и не найдется девства у отроковицы, То отроковицу пусть приведут к дверям дома отца ее, и жители города ее побьют ее камнями до смерти, ибо она сделала срамное дело среди Израиля, блудодействовав в доме отца своего; и [так] истреби зло из среды себя».

Суббота — не для работы

Дело в том, что Библия постановляет один день в неделю отдавать Богу. Старый Завет, по которому живут иудеи, этим днем определил субботу — Шаббат. Для христиан день, какой нужно отдать Господу определяет Новый Завет. Это Воскресенье. Но, отдать день Богу — не значит целый с утра до вечера тунеядствовать, ходить по друзьям и ничего не делать. Отдать день Богу — значит идти в церковь, читать Святое Письмо и заниматься другими вещами, которые делают человека более совершенным духовно. Да-да, именно! «И соблюдайте субботу*, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан». Субботу свободно заменяйте на Воскресенье, если христианин, а не иудей.

^ Почему установлены запреты на пищу?

В Апо­столь­ских пра­ви­лах есть осо­бые ука­за­ния на отно­ше­ние хри­сти­ан к Вет­хо­му и Ново­му Заве­там. Там ска­за­но: «Кни­ги же яко подо­ба­ет почи­та­ти Вет­хо­го и Ново­го Заве­та суть». Поэто­му Пра­во­слав­ная Цер­ковь ана­фе­мат­ство­ва­ла, то есть отлу­чи­ла от Себя, всех тех, кто усо­мнил­ся в свя­то­сти и бого­дух­но­вен­но­сти книг Вет­хо­го и Ново­го Заветов.

Свя­ти­тель Амвро­сий Медио­лан­ский назы­вал оба Заве­та «чаша­ми пре­муд­ро­сти» в наших руках, пото­му что, гово­рил он, из «обе­их пье­те Хри­ста».

Дого­вор Бога с людьми

Сло­во «завет» озна­ча­ет дого­вор. Под «Вет­хим Заве­том» под­ра­зу­ме­ва­ет­ся дого­вор с древни­ми пра­вед­ны­ми пат­ри­ар­ха­ми, то есть отца­ми и пред­ста­ви­те­ля­ми наро­дов зем­ли, – Ноем, Авра­амом, Иса­а­ком и Иако­вом. Их мож­но пред­ста­вить дра­го­цен­ны­ми семе­на­ми, упав­ши­ми сея­те­лю в руку в пери­од все­мир­ной засу­хи. Цель Гос­по­да – убе­речь от болез­ней и смер­ти жизнь в этих семе­нах, то есть сохра­нить чисто­ту веры и рода, в кото­ром дол­жен появить­ся на свет Хри­стос, Спа­си­тель мира. Поэто­му Он выдви­га­ет стро­гие тре­бо­ва­ния в вере, пре­дан­но­сти и послу­ша­нии. Вза­мен же даёт Своё бла­го­сло­ве­ние и обе­ща­ет даро­вать спа­се­ние наро­ду Божиему.

Забо­та Все­выш­ня­го о людях Сво­их заклю­ча­лась в Его запо­ве­дях, неко­то­ры­ми из кото­рых были запо­ве­ди о вни­ма­тель­ном отно­ше­нии к пище. Одна­ко, необ­хо­ди­мо пони­мать, что теперь, когда Хри­стос уже родил­ся, жил меж­ду нами, был рас­пят, вос­крес и вос­се­да­ет одес­ную Бога Отца, это вет­хо­за­вет­ный дого­вор, стро­гий по понят­ным уже при­чи­нам, при­ве­ден в испол­не­ние. А ныне для нас тянет­ся вре­мя Ново­го Заве­та, дого­во­ра меж­ду все­му людь­ми без выде­ле­ний и раз­гра­ни­че­ний, дого­во­ра «пока­я­ния-про­ще­ния», глав­ным кри­те­ри­ем кото­ро­го явля­ет­ся наша лич­ная совесть.

Реко­мен­ду­ем так­же: Поче­му в пост запре­ще­ны имен­но мяс­ные продукты?

^ Любое ли мясо для потребления в пищу благословил Господь?

Есть одна важ­ная ого­вор­ка, кото­рую сде­лал Гос­подь при бла­го­сло­ве­нии мяс­ной пищи. Он раз­де­лил всех живот­ных на чистых и нечи­стых (Вет­хий Завет).

Так­же к нечи­стой пище отно­сит­ся идо­ло­жерт­вен­ное мясо, то есть туша, остав­ша­я­ся от живот­но­го, после при­не­се­ния его в жерт­ву идолу.

Вопрос чита­те­ля: «Помо­ги­те раз­ре­шить спор внут­ри нашей семьи! Наша тётя гово­рит, что у пра­во­слав­но­го чело­ве­ка долж­но быть мно­го запре­тов каса­тель­но еды и эти запре­ты не долж­ны огра­ни­чи­вать­ся толь­ко постом. Она гово­рит, что пра­во­слав­ный чело­век дол­жен гото­вить мяс­ную пищу толь­ко по празд­ни­кам, а пищу дру­гих наро­дов, узбек­скую, япон­скую, корей­скую, татар­скую, нам нель­зя. А моя мама ей отве­ча­ет, что, помо­лив­шись, мож­но вку­шать любую пищу. Кто же прав?!»

В этом спо­ре инте­рес­но то, что здесь при опре­де­лён­ных усло­ви­ях ока­зать­ся пра­вы­ми могут обе жен­щи­ны. Всё зави­сит отто­го, куда направ­лен духов­ный взгляд каж­дой из них. «Ста­рай­тесь не о пище тлен­ной, но о пище, пре­бы­ва­ю­щей в жизнь веч­ную», гово­рит апо­стол Иоанн. И если эти жен­щи­ны смот­рят имен­но так на ту еду, как на под­креп­ле­ние сил для осво­е­ния пищи духов­ной, то это попро­сту раз­го­вор двух анге­лов, при­зы­ва­ю­щих друг дру­га всту­пить на радость сво­е­го пути.

Для пер­вой, види­мо, воз­дер­жа­ние необ­хо­ди­мо от опа­се­ния поте­рять даро­ван­ное ей неко­гда дра­го­цен­ней­шее чув­ство Бога. Пыта­ясь его сбе­речь, она неуме­ло, воз­мож­но, пере­жи­ва­ет за всех сво­их близ­ких, кото­рые, по ее взгля­ду, это чув­ство не берегут.

А для вто­рой – вполне воз­мож­но, что на духов­ной высо­те её серд­ца пища нуж­на лишь для того, что­бы хотя бы ещё один день созер­цать све­то­ткан­ное лицо Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста. Так неко­гда Сам Гос­подь по голод­ной чело­ве­че­ской необ­хо­ди­мо­сти бла­го­слов­ля­ет апо­сто­лу вку­ше­ние нечи­стой пищи во вре­мя его молит­вен­но­го дела­ния (Деян.10:9–15).

Пер­во­му типу людей для спо­кой­ствия их сове­сти необ­хо­ди­мо опре­де­лить­ся, что’ по вет­хо­за­вет­ным зако­нам раз­ре­ша­ет­ся упо­треб­лять хри­сти­а­ни­ну, а что нет. Это так­же полез­но и для людей, неча­ян­но свер­нув­ших с бого­спа­са­е­мо­го пути для покло­не­ния сво­е­му живо­ту или самой пище, о кото­рых, как гово­рит апо­стол Павел, «напи­са­но: народ сел есть и пить, и встал играть» (1Кор 10:7), а точ­нее, поправ­ля­ет Лопу­хин «пля­сать», то есть блудодействовать.

«Воз­об­ла­дай над чревом, пока чре­во не воз­об­ла­да­ло над тобой». Свт. Васи­лий Великий.

В про­дол­же­ние вопро­са от наше­го чита­те­ля давай­те корот­ко опре­де­лим­ся в раз­ли­чи­ях пище­вых огра­ни­че­ний пра­во­слав­но­го чело­ве­ка и пред­ста­ви­те­лей дру­гих рели­гий, близ­ких и неблиз­ких нам по отно­ше­нию к Свя­щен­но­му Писа­нию Вет­хо­го Заве­та. Для это­го необ­хо­ди­мо корот­ко упо­мя­нуть о наших общих запре­ща­ю­щих поня­ти­ях в обла­сти питания.

Из крайности в крайность

Но поскольку часть ранних христиан была евреями, вместе с ними в христианство пришли и ветхозаветные запреты, которые то и дело распространялись среди верующих. Уже в Византии появились неканонические запреты на мясо кукушки, ворон, галок, орлов, волков, белок, собак, кошек и куниц. Протоиерей Георгий Крылов в книге «Понятие «скверна» в Средневековой Руси» указывает, что в Средние века на Руси был распространен запрет на приготовление блюд из осетров, сомов, угрей, морепродуктов, кальмаров и раков. Нельзя было есть собачатину, конину, ослятину, зайчатину, мясо бобра и белки, а свинину ели, только если она «очищалась огнем» – была приготовлена на вертеле. Русский писатель Николай Семенович Лесков дополнял этот список миногами и налимом, телятиной, черепахой, голубями, медвежатиной, лисятиной и соболятиной. Особенно были распространены пищевые запреты у старообрядцев и сектантов, например, у старообрядцев-федосеевцев в уставе к скверноядению относят даже чай и сахар, колбасу, кофе, шоколад, мясо ягненка и мясо лебедя. Кроме этого, старообрядцы всегда старались готовить пищу сами, и не покупать «на торжище», чтобы знать кем и из чего она приготовлена. Таким образом, для современного православного человека наиболее актуальными остаются запреты на употребление в пищу продуктов из крови, павшей скотины, идоложертвенного и дичи, пойманной силками.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *