Как сделать дневник военный
Дневниковые записи о ВОВ от лица участника событий.
Дневниковые записи моего прадеда Пеликова Тимофея Иосифовича, ветерана Великой Отечественной войны.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЭТИ ТАКИЕ ЖИВЫЕ СТРОКИ…
О той войне ужасной,
Самой бесконечной той войне,
Где год за десять был вполне.
О той, Отечественной, страшной,
Где жизнь была ценой в пустяк!
Мужчины погибали наши,
А иногда за просто так…
Потом, конечно, были войны,
Но всех их не сравнить с одной,
Так будем памяти достойны,
Оплаченной такой ценой!
Как часто мы говорим о войне, но мало кто из нас, молодого поколения, может прикоснуться к истории в истинном ее проявлении, услышать рассказ не приукрашенный, а настоящий, без редакции. Рассказ от человека, пережившего ужасы тех страшных лет. К счастью, все мое сознательное детство прошло рядом с прадедушкой, который считал своим долгом воспитать во мне уважение к героям Великой Отечественной войны, к их подвигу. Повествование было настолько подробным, что у меня появилась уникальная возможность представить повествование в форме дневниковых записей.
Сегодня в 10 часов утра, я очнулся в военно-полевом госпитале, который бог знает где находился. Долго лежал, вспоминая, что же со мной произошло, почему я перебинтован, кто я…
Постепенно в моем сознании стали всплывать факты из моей прежней, мирной жизни. Я вспомнил, что зовут меня Тимофеем Пеликовым, что недавно, на поле боя, меня произвели в младшие лейтенанты пехоты, что есть у меня жена Анастасия тоже там, далеко, в мирной жизни, на дальнем Востоке, в Приморье, в небольшом поселке Липовцы; всплыли в сознании любимые дочурки, Раиса и Фаина. Но почему я здесь?!
Внезапно, словно по мановению волшебной палочки, моя память стала подсказывать события недавнего прошлого: передо мной с отчетливой жестокостью встали события последних дней. Мне стало все ясно… Глупец! Какой же я глупец.
Проводя секретную разведывательную операцию с целью захвата немецкого «языка», я чуть было не попал в плен. От этого воспоминания стало не по себе… Я ведь мог все провалить! Но память услужливо, с какой-то извращенной жестокостью продолжала подсказывать мне события последних дней. Помню, как с группой бойцов мы отправились в тыл врага. Дело бывалое, не раз приходилось пролазить почти под самым носом у гитлеровских прихвостней. Я не понимал немецкого языка, но все же некоторые слова и фразы выучил во время вот таких вылазок и хорошо различал их в немецкой речи.
И вот перед нами показался немецкий лагерь. На удивление в нем все было спокойно. Даже следов на свежевыпавшем снегу было немного. Мы видели только часовых, охранявших покой фашистов. Кругом колючая проволока, бочки с горючим. За оградой слышался лай овчарок. По коже пробежал мороз: нас намного меньше, чем фрицев! Задание казалось невыполнимым. Наша группа притаилась в небольшом овраге, расположенном совсем рядом. Я ждал удобного момента, примечая между тем расположение техники, расстановку часовых, количество немецких палаток.
И вдруг от лагеря, к нашему оврагу, двигался немец. Я уже ясно видел его лицо. Враг был в прекрасном расположении духа, очевидно, после сытного завтрака. До моего слуха донеслось пиликанье губной гармошки и терпкий запах табака. Я начал впадать в ярость: «Сволочь! Топчет нашу землю ногами! Спит и видит, что где-нибудь себе барствовать станет, земли русской в награду за войну получит! Фриц!»
Мы подождали, пока он еще ближе подойдет к нам и дружненько втянули его в овраг, засыпанный рыхлым снегом, немец даже и пикнуть не успел. Все вышло так, как мы хотели: враг повалился лицом в снег, не успев даже и сообразить, что происходит. Мы быстренько разоружили его, кто-то из пацанов не удержался и дал фашисту оплеуху. Тот присмирел. Когда над ним замахнулись еще, он прошептал: «Найн! Не бейт! Не бейт!» Я посмотрел на него и остановил ребят: «Хорош, парни! Из него итак на допросах кишки-то повымотают!» Что ж, задание выполнено: «язык» взят, пора возвращаться. Стали потихоньку выбираться из оврага, да еще и жирную немчуру за собой тащить. Это было нелепо! Тащить эту паскуду на себе, пусть топает на своих двоих! Кто-то опять наградил его кулаком. Немец заворчал, но стал двигаться живее.
Я лежал, вытянувшись на кровати, ноги были налиты свинцом, а теперь он стали вообще чугунными. К горлу подступил предательский, противный комок, хотелось кричать от гнева, горя и бессилия. Скорее бы опять на фронт, бить врага, отмстить за своих ребят. А впереди была жестокая, беспощадная война, которая не имела конца.
Эти воспоминания оживали в памяти моего прадеда, ветерана и инвалида Великой Отечественной войны. Он рассказывал, а передо мной вставали картины тех ужасных, кровавых лет. Прадед выжил, вернулся к мирной жизни, но события далекого и грозного прошлого бередили его память до конца дней. Эти воспоминания он передал мне, и я горда тем, что хоть немного смогла прикоснуться к истории, узнать о жизни героя на поле брани, услышать о примерах истинного мужества и стойкости.
МОБУ «ЛИПОВЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА»
Армейский альбом — память о службе и лучший подарок своими руками
Любой парень, который прошел срочную службу в армии, хотел бы, чтобы после осталась память об этом времени. Обычно солдаты за время службы успевали сделать огромное количество фотографий, которые затем оформлялись в альбом. Этими альбомами после окончания службы хвастались перед друзьями и вспоминали юность.
Давайте посмотрим, как сделать дембельский альбом своими руками. Сегодня цифровая эра, фотографии можно получать по интернету, а затем в подарок любимому парню оформить красивый альбом с тематическими картинками.
Что представляет собой армейский альбом?
Первым делом нужно разобраться, что представляет сбой этот армейский альбом. Это некий документ, рассказывающий о пребывании солдата на срочной службе в армии. Это не просто какая-то невзрачная толстая тетрадка с кучей фотографий, вклеенных в нее. Сам по себе альбом можно смело назвать настоящим произведением искусства. Это некая уникальная книга – второго такого же экземпляра просто не будет.
Создают альбомы всегда для одного солдата. Начинать делать их в армии рекомендуют примерно за 100 дней до приказа об окончании – примерно за три месяца до ухода из армии. И пусть сегодня ребята служат только год, но дембельские альбомы все еще популярны.
Материалы, используемые для создания этого артефакта, могут быть самые разные. Обложку, а это важная часть, делали из красной бархатной ткани. Но еще лучше считалось сделать эту обложку из ткани офицерских шинелей. Сегодня такие традиции уже не актуальны, а армейский альбом изготавливают даже из ткани-хаки.
Страницы альбома должны быть достаточно толстыми – для этого используют картон. Раньше некоторые из страниц прокладывались калькой – так делают и сегодня. Это нужно, чтобы фото не слипались между собой, а рисунки не повреждались.
Рисунки делают чем угодно – используют карандаши, маркеры, фломастеры, краски, обыкновенные простые карандаши. Чтобы изготовить и вклеить надписи, понадобится фольга.
Кто это делает?
Нужно сказать, что эту память об армии не всегда делают сами солдаты. Сейчас автор может быть любым – главное чтобы он умел красиво рисовать и писать. Нередко делать эти альбомы приходится девушкам солдатов. Изделие должно получится не только памятным, но и красивым. Нередко к производству привлекаются сразу несколько различных людей – это допустимо. Но лучше, чтобы это были люди, которые находятся на службе и знают солдатский режим дня, быт солдата. Делают их и гражданские, но реже.
Наиболее ценным является то изделие, к которому солдат, а точнее будущий дембель, даже не притрагивался. Обычно просят о помощи талантливых сослуживцев. Когда служба подойдет к концу, его просто подарят. А в качестве поощрения, друзья служившего получают возможность иногда не ходить в наряды и подольше поспать.
Самое основное
Важно помнить, что каких-то точных правил нет в оформлении такого альбома. Для начала понадобится только хорошая фантазия. Также необходимо определиться с тем, какой теме посвятить изделие, в каком роде войск служит солдат. В альбоме может рассказываться, как начиналась служба, чем закончилась, могут описываться наиболее памятные моменты.
Эта тетрадь может даже быть дневником солдата, который мечтает скорее вернуться к гражданской жизни. Что будет в альбоме, каждый выбирает самостоятельно.
Оформление
Сейчас предлагают готовые решения, которые можно купить и вклеить в них фотографии, написать интересные рассказы или описать ощущения. Но это скучно, а ведь так хочется чего-нибудь оригинального. Поэтому лучше работать своими руками. Такие изделия чаще всего изготавливают из картона – страницы альбома должны быть очень крепкими и хорошо держать все то, что на них наклеят.
Предварительно страницы покрывают лаком, а между листами картона прокладывается специальная бумага калька. Делать рисунки на лаке достаточно затруднительно, поэтому используются зубные щетки, иглы для распыления краски. Сейчас страницы покрываются лаком достаточно редко, но оформление – это долгая и трудоемкая работа. Также страницы могут быть обтянуты лентой из натурального шелка.
Обложки обтягивают тканью, затем методом чеканки наносятся надписи. Скрепляется вся конструкция крупными кольцами или болтами.
Что должно быть в альбоме
В первую очередь – это фото. Именно с помощью фотоснимков лучше всего рассказывать о всех тяготах службы в современной армии. Использовать фотографии нужно в четком хронологическом порядке. Так передается весь путь солдата с первого дня и до ДМБ.
Нужно заметить, что в процессе добычи фотографий на службе солдат может заиметь проблемы. На фотографиях кроме друзей могут быть запечатлены секретные объекты — легко выдать расположение той или иной части. Часто по этой причине представители руководства проводят обыски, чтобы таких фотоснимков было все меньше.
На первых нескольких страницах при оформлении размещают приказ о призыве в армию. На последней странице размещают приказ о ДМБ. Все это может сопровождаться красивыми и забавными рисунками.
Изображения должны рассказывать о службе в армии, нередко это карикатуры. Хроника жизни солдата может дополняться песнями и стихами.
На видео: как сделать заготовку для армейского альбома.
Отрывки из Дневника безымянного советского солдата, не вернувшегося с Великой Отечественной войны 1941-1945 годов
Дубликаты не найдены
9 страниц блокадного дневника Тани Савичевой: свидетельство обвинения и страшная память
«Женя умерла 28 декабря в 12.00 час. утра. 1941 г.»
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня. 1942 г.»
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.»
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 г.»
«Дядя Лёша 10 мая в 4 часа дня. 1942»
«Осталась одна Таня»
Летом 1941 года Савичевы собирались поехать в гости к знакомым в Дворищи, но задержались из-за дня рождения бабушки, город покинул лишь Михаил, а 22 июня началась война.
Первые месяцы все члены семьи оказывали посильную помощь армии: сёстры рыли окопы и сдавали кровь для раненых, мама Тани, Мария Игнатьевна, шила форму для солдат. 8 сентября 1941 г. началась блокада Ленинграда.
Однажды сестра Нина не вернулась домой после работы. И поскольку в этот день были сильные обстрелы, её посчитали погибшей. И вот в её записной книжке, в которой оставались пустые странички с алфавитом для записи телефонных номеров, Таня начала вести свой дневник.
. Единственную оставшуюся в живых, Таню нашли в её доме служащие санитарных команд, обходившие ленинградские дома в поисках выживших. Девочку отправили в детский дом и эвакуировали в Горьковскую область, в посёлок Шатки. В течение двух лет врачи боролись за её жизнь, но длительное голодание и туберкулёз слишком ослабили организм ребёнка, и 1 июля 1944 г. Тани Савичевой не стало.
Она не дожила до своего 15-летия, не дожила до Победы, и так и не узнала, что её сестра Нина и брат Миша живы, что она не одна.
Дело в том, что в тот день, когда Нина не вернулась с работы, её эвакуировали прямо с завода и вывезли в тыл, и она просто не успела предупредить об этом семью. Брат Миша, воевавший в партизанском отряде, получил тяжёлое ранение, но выжил. И именно Нина, вернувшись в Ленинград, нашла записи Тани, а в 1946 году знакомый Нины, работавший в Эрмитаже, представил эти записи на выставке «Героическая оборона Ленинграда».
Дневник Тани стал одним из доказательств обвинения на Нюрнбергском процессе, сегодня он выставлен в музее истории Ленинграда (Санкт-Петербурга), его копия — в витрине одного из павильонов Пискарёвского мемориального кладбища.
Всего Вторая мировая война унесла жизни около 13 миллионов детей в разных странах.
В этом видео – прекрасный город, каким он стал после всех войн, в котором люди живут мирно. Но в каждом сердце и в каждом камне современного мегаполиса жива память о страшной войне и о людях, отстоявших родную землю.
Документальный фильм «Этюды о Ленинграде». Леннаучфильм по заказу Гостелерадио СССР, 1976 год. Источник: канал на YouTube «Советское телевидение. Гостелерадиофонд России», www.youtube.com/c/gtrftv
Из дневника немецкого солдата
Нашел на вифе ссылку на дневник немца за 41 год.
Общее настроение определяется событием, происходящим за нашим домом. Эсэсовцы беспрерывно расстреливают одного пленного за другим. Отвратительное ремесло! С холодным спокойствием русские один за другим подходят к сараю, становятся к стене, как будто ничего особенного не происходит, и дают себя расстреливать. Такого стального, преданного фатализма(32) я еще никогда не видел! Только один из пленных что-то просит, но его не понимают и расстреливают(33).
Уверен, что всем понятно, какую такую «культуру» пытались принести нам «цивилизованные» европейцы.
Но и ответочка тоже была.
Русские, зная о жестокости СС к мирному населению и пленным, эсэсовцев в плен не брали. И во время наступления на этих участках мало кто из русских разбирался, кто перед тобой эссэман или обычный солдат вермахта. Убивали всех. Поэтому за глаза СС иногда называли «покойниками».
Или вот эпизод, уже скорее комичный. Уверен, что все служившие в армии знают, что такое «достать» или «родить». Это означает, что нужную вещь надо найти любым способом, не останавливаясь на воровстве у соседей. Многие думали, что это присуще только СА. Но оказывается, это явление вообще универсальное.
Помню, как в ноябре 42 года мы однажды вечером украли у соседнего полка СС грузовик. Он застрял на дороге, и его шофёр ушёл за помощью к своим, а мы его вытащили, быстро угнали к себе и там перекрасили, сменили знаки различия. Они его долго искали, но не нашли. А для нас это было большое подспорье. Наши офицеры, когда узнали — очень ругались, но никому ничего не сказали. Грузовиков тогда оставалось очень мало, а передвигались мы в основном пешком.
Дневник из осажденного города
В нашей семье хранятся дневники Зинаиды Соловьевой. Моей двоюродной прапрабабушки. В первые месяцы Войны она находилось в осажденном Севастополе и вела записи.
В первые дни почти ничего не изменилось. Зина жила как обычная советская девушка: работала, училась, ходила на танцы. Но война подбиралась все ближе, начались регулярные бомбежки. Город готовился к обороне. Ночью проводилось затемнение города: выключали весь свет. В бухтах дежурили боевые корабли. В городе появились беженцы из Одессы.
Очень наглядно видно изменение жизни даже просто по виду записей. Вот страницы дневника 1940го: Крупный почерк, яркие чернила.
Вот записи осени 1942го: жмущиеся друг к другу строчки, написанные карандашом и тусклыми, разведенными водой чернилами.
Осенью Зина эвакуировались на Кавказ. Не дожив до Победы, умерла от туберкулеза.
На фото Зинаида Соловьева и моя двоюродная прабабушка Александра Гаргола.
Из дневника погибшего лейтенанта
18.04.43 г. Калуга. Мне повезло. Отправили в тыловой госпиталь. Сделали операцию. Уже чувствую себя лучше. Чистая светлая палата. Хороший уход. Написал письма маме и Наде. Петю убитым я не видел. Наде все написал со слов дяди Степана. Дядю Степана оставили в медсанбате. Вряд ли мы теперь с ним встретимся. Жаль. Как воспримет мое письмо Надя?
17.05.43 г. Калуга. Рана зажила. Меня выписали из госпиталя. Уже не хромаю. Только иногда, когда нагрузка на мышцу, чувствую какое-то натяжение. Спасибо врачам и медсестрам. Вместо фронта меня направляют на армейские курсы младших лейтенантов.
Получил от мамы и от Нади по два письма. Надя просит сообщить подробности, в том числе где Петя похоронен. Обещал узнать. Как это узнаешь? Попытался выяснить через лечащего врача. Он обещал помочь. Но меня уже отправляют в другой город.
18.05.43 пос. Лесхоз. Курсы младших лейтенантов находятся в небольшом поселке. Рядом железная дорога. Мы занимаем помещение какого-то цеха. Возможно, льнозавода. Кормят неплохо, но все же хуже, чем на передовой.
Из фронтовиков в нашем взводе девять человек. После госпиталя только я и сержант Маклаков. Он старше меня на три года и пользуется во взводе таким же уважением, как и командир взвода лейтенант Горохов. Мы с Маклаковым сразу подружились.
29.05.43 Лесной лагерь. Разбор полетов. Кроме того что весь курс обсуждает события вчерашнего дня, преподаватели подробно разобрали действия нашей роты во время атаки. Были выявлены все ошибки и просчеты. Притом что атака прошла успешно. Из штаба дивизии прибыл офицер и перед строем курсов зачитал благодарность командира дивизии.
Подошел Шепель и попросил, чтобы я никому не говорил, что гранату бросал не он. Оказывается, командир взвода опрашивал некоторых курсантов о том, как и при каких обстоятельствах они использовали свои ручные гранаты. У меня никто ничего не спрашивал. Шепель сказал, что гранату он бросил в овраг, когда немцы еще отстреливались.
Так оно и было. Кроме одного. Гранату бросал не он. Я ему ничего не ответил. Наверное, я не должен осуждать его за малодушие. Это был для него первый бой. Для Пети Степичева первый бой стал последним. Для лейтенанта Борисова тоже. А Шепель все время во время боя шел за мной. Я сразу не придал этому значения. Да ну его к черту, этого Шепеля. «
— из дневника мл.лейтенанта O.И.Овсянникова погибшего в декабре 1943-го под Витебском.