Как сделать заголовок в индизайне

Работа с оглавлением

Программа InDesign позволяет собрать оглавление на базе каталога стилей, которые заданы абзацам, путем составления списка с использованием текста и номеров страниц этих абзацев. Например, оглавление данной книги представляет собой список заголовков глав и разделов второго уровня (рис. 10.69).

Подготовка публикации для создания оглавления

Если документ является частью книги, проверьте правильность нумерации страниц.

Создание стиля для компонентов оглавления

Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть фото Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть картинку Как сделать заголовок в индизайне. Картинка про Как сделать заголовок в индизайне. Фото Как сделать заголовок в индизайне

Рис. 10.30. Диалоговое окно Table of Contents позволяет выбирать и форматировать элементы оглавления

Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть фото Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть картинку Как сделать заголовок в индизайне. Картинка про Как сделать заголовок в индизайне. Фото Как сделать заголовок в индизайне

Рис. 10.31. Диалоговое окно Save Style предназначено для сохранения настроек стиля оглавления

Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть фото Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть картинку Как сделать заголовок в индизайне. Картинка про Как сделать заголовок в индизайне. Фото Как сделать заголовок в индизайне

Рис. 10.32. В поле Title диалогового окна Table of Contents введите текст, который будет появляться перед элементами оглавления

Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть фото Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть картинку Как сделать заголовок в индизайне. Картинка про Как сделать заголовок в индизайне. Фото Как сделать заголовок в индизайне

Рис. 10.33. Переместите стили из списка Other Styles в список Include Paragraph Styles, чтобы определить, какие абзацы будут добавлены в оглавление

Использование опций Table of Contents

С помощью команд Table of Contents можно создавать не только список названий глав и разделов.

Если вы работаете над каталогом товаров, эта опция послужит для создания списка всех позиций, который может использоваться в качестве прайс-листа.

Для этой книги я могла бы создать отдельный файл, содержащий заголовки всех палитр программы InDesign.

В книге с иллюстрациями вы можете перечислить всех художников, нарисовавших их.

Создание оглавления

Заголовком оглавления называется текст, который вставляется перед содержанием. Вы можете задать тип заголовка, а также стиль абзаца для форматирования заголовка в оглавлении.

Создание заголовка оглавления

Элементы оглавления выбираются путем выделения стилей абзаца, примененных к соответствующим разделам документа.

Выбор элементов оглавления

Изменение стиля элемента оглавления

Диалоговое окно Table of Contents содержит дополнительные опции, такие как задание формата номеров страниц для каждого элемента оглавления.

Дополнительные настройки параметров оглавления

Щелкните по кнопке More Options (Больше параметров) в диалоговом окне Table of Contents. В его нижней части будут открыты дополнительные опции.

Надпись на кнопке Fewer Options (Меньше параметров) говорит о том, что дополнительные опции уже открыты.

Используя дополнительные параметры, можно задать формат и расположение номеров страниц.

Расположение и формат номеров страниц

Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть фото Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть картинку Как сделать заголовок в индизайне. Картинка про Как сделать заголовок в индизайне. Фото Как сделать заголовок в индизайне

Рис. 10.34. Чтобы развернуть диалоговое окно ТаЫе of Contents, щелкните по кнопке More Options

Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть фото Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть картинку Как сделать заголовок в индизайне. Картинка про Как сделать заголовок в индизайне. Фото Как сделать заголовок в индизайне

Рис. 10.35. Диалоговое окно Table of Contents со всеми доступными опциями

Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть фото Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть картинку Как сделать заголовок в индизайне. Картинка про Как сделать заголовок в индизайне. Фото Как сделать заголовок в индизайне

Рис. 10.36. В меню Page Number задается расположение номеров страницы

Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть фото Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть картинку Как сделать заголовок в индизайне. Картинка про Как сделать заголовок в индизайне. Фото Как сделать заголовок в индизайне

Рис. 10.37. В меню Style задается стиль символу разделителя между элементом оглавления и номером страницы

Стиль знака позволяет применять к номе рам страниц каждого элемента специаль ное форматирование, например гарнитура или полужирное начертание.

Элементы оглавления можно расположить по алфавиту.

Расположение элементов оглавления по алфавиту

Используя дополнительные параметрь можно добавлять символы заполнител между элементами оглавления и номер, ми страниц.

Добавление символа разделителя

Отступ для элементов оглавления

Задайте отступ каждого элемента оглавления в поле Level (Уровень). У вас есть возможность задать еще ряд параметров для оглавления (рис. 10.37).

Параметры оглавления

Выберите одну из следующих опций в нижней части диалогового окна Table of Contents:

Эта опция доступна тогда, когда оглавление уже создано.

Источник

Работа с текстом в Adobe InDesign

Широкие возможности при работе с текстом в индизайне объясняются тем что программа для этого собственно и предназначена. Работа с текстом, т.е. вёрстка многостраничных изданий это основное предназначение программы.

Начало работы с текстом в индизайне.

Фактически мы начинаем работать с текстом в тот момент когда создаём новый документ. В этот момент нас просят указать формат, отступы, количество колонок и т.д. Какие отступы создавать и сколько колонок использовать это уже зависит от вас, но не стоит игнорировать начальные настройки для документа, которые могут сильно облегчить вам дальнейшую работу.

Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть фото Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть картинку Как сделать заголовок в индизайне. Картинка про Как сделать заголовок в индизайне. Фото Как сделать заголовок в индизайне

Указав в настройках 3 колонки никто не помешает вам в будущем расположить текст в этом документе на 2 колонки и наоборот. Задаваемые параметры отступов, колонок и т.д. не печатаются и служат лишь ориентиром для вас.

Важным является ещё и формат. Т.е. если вы задали формат А4, то переверстать его в А3 будет гораздо сложнее, в этом случае вы не обойдётесь простым изменением настроек документа.

Импорт.

Мы можем импортировать текст из документа ворд, эксель, txt и других форматов. Для импорта Ctrl + D. Для того чтобы не наследовались стили текста из ворда, лучше импортировать из txt формата.

Текстовые фреймы.

Текстовые фреймы масштабируются так-же как и фреймы с изображениями. Т.е. если вы зажали Ctrl + Shift во время масштабирования, то можете рассчитывать на пропорциональное изменение параметров. Но лучше всё-таки задавать параметры для текста более конкретно, в цифрах. Для этого на панели инструментов вверху появляется окно настроек, в то время когда вы выделяете текст для работы.

Настроить интерлиньяж, межстрочное расстояние, выключку, размер кегля, отступы и прочие параметры можно вверху, на панели активных инструментов.

Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть фото Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть картинку Как сделать заголовок в индизайне. Картинка про Как сделать заголовок в индизайне. Фото Как сделать заголовок в индизайне

Текст по контуру в Индизайне.

Выбираем специальный инструмент “Текст по контуру”. Для этого нужно найти на панели инструментов справа инструмент “Текст”, нажать на него и ждать пока появиться дополнительное меню с возможностью выбора как показано на рисунке.

Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть фото Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть картинку Как сделать заголовок в индизайне. Картинка про Как сделать заголовок в индизайне. Фото Как сделать заголовок в индизайне

Выбираем “Текст по контуру” и кликаем по нашей кривой.

Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть фото Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть картинку Как сделать заголовок в индизайне. Картинка про Как сделать заголовок в индизайне. Фото Как сделать заголовок в индизайне

Кривую нужно предварительно нарисовать. Я сделал это при помощи стандартного инструмента “Карандаш”. Теперь мы можем вводить текст по контуру.

После того как мы ввели текст, мы можем изменить параметры, щёлкнув правой кнопкой мыши по тексту и вызвав контекстное меню.

Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть фото Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть картинку Как сделать заголовок в индизайне. Картинка про Как сделать заголовок в индизайне. Фото Как сделать заголовок в индизайне

Жмём на пункт “Текст по контуру” и настраиваем как нам нравится.

Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть фото Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть картинку Как сделать заголовок в индизайне. Картинка про Как сделать заголовок в индизайне. Фото Как сделать заголовок в индизайне

Создание стилей для символов.

При работе лучше сразу задать несколько стилей для текста. Работа в этом случае будет легче, потому-что вы не будете тратить много времени на то чтобы править текст для каждого абзаца либо заголовка, достаточно лишь присвоить ему соответствующий стиль.

Обычно приходится задавать стили для заголовков первого уровня, заголовков второго уровня и основного текста. Помимо этого можно задать стили для особых случаев, это нумерация, различные сноски и т.д.

Создание стилей для абзацев.

Стили для абзацев имеют больше настраиваемых параметров, чем стили для символов. Задавать стили для абзацев нужно для основного массива текста, т.к. настройки там более широкие.

Сверстаем одну страницу для примера.

Добавляем текст в нашу страницу. Я делаю это простым копированием из текстового редактора (Ctrl + C > Ctrl + V).

Мы разместили текст, но он не весь виден на странице. Что делать? Находим маленький красный значок в самом низу текстового фрейма справа и жамкаем по нему что есть сил. Если мы нормально жамкнули то теперь у нас появилась возможность вставить остаток текста в новом фрейме.

При этом стоит обратить внимание что эти фреймы связаны между собой. Изменяя размер первого текстового фрейма у нас автоматически изменяется количество символов как в этом фрейме так и в других текстовых фреймах, связанных с этим. Эта чрезвычайно полезная функция очень упрощает вёрстку больших объёмов текста.

Обтекание текстом.

Изображениям в индизайн я уже посвятил отдельную статью.

Я добавил подготовленное изображение в наш документ. Теперь мне нужно настроить обтекание текстом. Выделяем изображение и находим вверху настройки обтекания текстом.

Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть фото Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть картинку Как сделать заголовок в индизайне. Картинка про Как сделать заголовок в индизайне. Фото Как сделать заголовок в индизайне

Как видим всё работает должным образом. Стоить не забывать что обтекание работает и для текста.

Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть фото Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть картинку Как сделать заголовок в индизайне. Картинка про Как сделать заголовок в индизайне. Фото Как сделать заголовок в индизайне

В последней версии индизайна (на данный момент CC) обтекание для текста и изображения включено по умолчанию. Так что если у вас ни с того ни с сего куда-то пропал текст, то возможно просто нужно изменить настройки обтекания и всё появиться.

Переносы в индизайне.

Для того чтобы в индизайне работали переносы достаточно указать в настройках текста соответствующий язык. Для этого открываем вкладку “Стили параграфов” (Paragraph styles). Находим пункт “Дополнительные атрибуты символов” (Advanced Character Formats). Проверяем указанный язык внизу. Соответственно должен быть указан язык с которым вы работаете, в моём случае это русский.

Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть фото Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть картинку Как сделать заголовок в индизайне. Картинка про Как сделать заголовок в индизайне. Фото Как сделать заголовок в индизайне

В предыдущих версиях язык нужно было устанавливать самому, в последних версиях сами переносы и язык устанавливаются автоматически.

Просматриваем подробнее окошко “Стили параграфов” и видим вкладку “Переносы”.

Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть фото Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть картинку Как сделать заголовок в индизайне. Картинка про Как сделать заголовок в индизайне. Фото Как сделать заголовок в индизайне

Здесь переносы можем отключить и включить, тут же можете покрутить настройки для них.

Нумеруем страницы.

Как пронумеровать страницы в индизайне? Очень просто! Заходим из главного верхнего меню: Текст > Вставить специальный символ > Маркеры > Номер текущей страницы, либо жмём Ctrl + Alt + Shift + N.

Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть фото Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть картинку Как сделать заголовок в индизайне. Картинка про Как сделать заголовок в индизайне. Фото Как сделать заголовок в индизайне

Для появившегося символа мы также можем задавать стили и форматировать как нам удобно.

Из опыта использования шрифтов.

Как пользоваться стилями и сколько гарнитур использовать в документе? Не стоит использовать больше 2-3х гарнитур если не хотите получить сумбур.

Вот пример использования шрифтов, который я нахожу одним из наиболее правильных.

Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть фото Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть картинку Как сделать заголовок в индизайне. Картинка про Как сделать заголовок в индизайне. Фото Как сделать заголовок в индизайне

Главный заголовок набран крупным кеглем Times New Roman, далее идут подзаголовки они тоже набраны гарнитурой с засечками (но это уже не таймс), следом идёт основной текст, набран шрифтом без засечек и меньшим кеглем.

Подготовка к печати.

Перед отправкой в типографию нужно также конвертировать текст в кривые (это нужно делать в тех случаях, если вы отправляете макет в формате PDF). Ctrl + Shift + O – команда для того чтобы конвертировать в кривые выделенный текст.

Для основного текста нужно использовать заливку в один цвет, обычно это чёрный 100%.

В том случае если вы отправляете макет на печать в формате TIF, то конвертировать текст не обязательно. Он сам превратиться кривые, а затем и в растровое изображение во время экспорта. Вообще экспорт документов для печати это тема для отдельной статьи. В будущих публикациях обязательно эту тему подниму.

Несмотря на узкие возможности программы при работе с растровыми изображениями, для нас открыты довольны широкие возможности для работы с контурами. Тут мы наследуем многие возможности из родственного иллюстратора и это стоит рассмотреть более подробно. Постараюсь осветить эту тему в других статьях т.к. эта статья не резиновая.

Информация в статье предоставлена довольно общая, поэтому если возникли вопросы то можете писать их в комментариях. Надеюсь статья оказалась для вас полезной.
Небольшой видеоурок по теме думаю не будет лишним.

Источник

Оформление заголовков

Как обложка и титульный лист служат «лицом» всего издания, так заголовки служат «лицом» каждого произведения и каждого раздела, включенного в книгу. По сути, как мы сейчас увидим, иногда заголовки произведений оформляются подобно титульным листам посреди книги (только, конечно же, не содержат всей информации, положенной титульному листу).

Работая с заголовками, дизайнер должен принимать во внимание не только художественный, но и смысловой аспект оформления. Согласно правилам типографики, возможности и варианты верстки заголовков зависят от степени важности их в тексте; и наоборот, с помощью разных вариантов оформления мы можем подчеркнуть или нарушить разделение текста на смысловые части.

Примечание

Стоит заметить, что правила оформления заголовков наиболее важны именно для дизайнеров, верстающих книги. При работе с газетами и журналами задача сильно упрощается, потому что материалы в них обычно не имеют разделов. Чаще всего достаточно одного заголовка статьи; в редких случаях она имеет один уровень подзаголовков. Однако более сложная структура в то же время позволяет дизайнеру воспользоваться большим количеством оформительских приемов и в конечном итоге улучшает восприятие издания.

Относительная важность заголовков и их связь друг с другом называется соподчиненностью. Именно эти правила утверждают, что отдельный абзац менее важен, чем целая глава, а вся книга – только часть серийного издания.

Отдельные рубрики и части произведения (и общие категории) делятся следующим образом.

1. Серия изданий/собрание сочинений/многотомное издание/цикл произведений.

2. Цикл произведений.

Примечание

Следует признать некоторую условность и неточность используемых терминов. Слово «книга» используется как для обозначения раздела крупного произведения, так и для обозначения книжного издания в принципе. Слово «том» используется для обозначения раздела, а также книжного издания, содержащего часть (не обязательно названную томом) крупного произведения или, например, одну из книг, входящих в собрание сочинений или серию изданий.

Такое двоякое использование слов может вносить некоторую путаницу в терминологию, однако деваться некуда. Дизайнеру следует быть особенно внимательным к таким двузначным словам при обсуждении технической информации конкретного издания и подписания каких-либо обязательств: в таких ситуациях взаимное непонимание может повлечь за собой неприятности.

Что значат и как выглядят эти термины для дизайнера (а потом и для читателя)?

Прежде всего, самыми «обширными» единицами измерения являются серия изданий, собрание сочинений (избранные сочинения), многотомное издание – включающие в себя разные произведения. К примеру, у нас может быть «Собрание сочинений А. С. Пушкина», которое содержит некоторое количество отдельных изданий с разными произведениями.

Формирование серии обычно основано на тематическом подборе разных произведений. Существуют как серии изданий художественной литературы («Библиотека всемирной литературы», «Библиотека научной фантастики»), так и специальные технические серии изданий.

Для дизайнера это значит, что все издания серии должны быть объединены одним стилем оформления: одинаковыми или похожими обложками, стереотипной версткой и т. д. Концепция оформления в таких случаях продумывается один раз для всей серии изданий (рис. 5.12), и отступать от нее можно лишь в крайних случаях.

Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть фото Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть картинку Как сделать заголовок в индизайне. Картинка про Как сделать заголовок в индизайне. Фото Как сделать заголовок в индизайне

Рис. 5.12. Книги из серии изданий под названием «Эффективная работа»

Вторым по значимости идет цикл произведений. Это понятие используется только в художественной литературе. Несколько отдельных произведений может быть объединено автором в цикл на основе продолжающегося сюжета, переходящих из произведения в произведение персонажей.

Многие писатели, работающие в жанрах детектива, научной фантастики, фэнтези прибегают к написанию циклов – дилогий, трилогий; встречаются циклы из десятков (!) произведений. Примерами могут служить циклы произведений А. Конан-Дойля (цикл повестей и рассказов о Шерлоке Холмсе), Дж. Р. Р. Толкиена (трилогия «Властелин колец», входящая в еще больший цикл произведений о придуман ном Толкином мире), П. Энтони (более двадцати отдельных романов о фантас ти ческой стране «Ксант») и т. д.

Цикл произведений может быть оформлен как серия изданий или являться частью более крупной серии изданий; в обоих случаях требуется унифицированное оформление (рис. 5.13). В некоторых случаях отдельные произведения цикла могут издаваться независимо, с отдельным оформлением.

Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть фото Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть картинку Как сделать заголовок в индизайне. Картинка про Как сделать заголовок в индизайне. Фото Как сделать заголовок в индизайне

Рис. 5.13. Книги из цикла «Плоский мир» писателя Терри Пратчетта

Третьим по значимости идет собственно произведение. Говоря о произведении, мы не обязательно имеем в виду книгу в значении «издание» – с обложкой и оглавлением. Одно издание может включать в себя несколько произведений небольшого объема, и наоборот – одно большое произведение может быть издано в виде нескольких книг (вспомните «Войну и мир» Льва Толстого).

В этом случае деление производится по более мелким разделам – по томам, частям, главам и т. д. Поскольку такое разделение вызвано технической необходимостью, оно может изменяться от издания к изданию. К примеру, при публикации произведения бульшим форматом оно может уместиться в одной книге, а при публикации меньшим форматом издательство может оформить его как две книги.

Разумеется, как и в случае с серией изданий, здесь требуется одинаковое оформление для всех отдельных изданий (рис. 5.14).

Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть фото Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть картинку Как сделать заголовок в индизайне. Картинка про Как сделать заголовок в индизайне. Фото Как сделать заголовок в индизайне

Рис. 5.14. Роман Ирвина Шоу, изданный в двух отдельных книгах

Произведение, в свою очередь, может подразделяться на тома, книги, части, разделы, подразделы, главы и параграфы. Следует предостеречь от буквального понимания подобных терминов – тома и книги не обязательно оформляются отдельным изданием, а возле названия подраздела не всегда стоит слово «подраздел». В одном произведении могут использоваться не все возможные рубрики (и так бывает чаще всего).

Том и книга – это самые крупные разделения произведения. Как собрание сочинений состоит из томов, так и отдельное произведение может делиться на тома. Тома и книги – очень крупные разделы, включающие в себя сотни страниц. Их названия основаны именно на том факте, что часто при публикации крупные произведения разделяются на несколько изданий по томам или книгам.

Часть, раздел, подраздел и глава – более мелкие фрагменты произведения, и их использование зависит от тематики и направленности произведения. Художественная литература делится преимущественно на части и главы, техническая литература, более насыщенная информацией, требует более сложного деления, чтобы читатель мог ориентироваться в книге.

В некоторых случаях правила соподчиненности могут несколько варьироваться, чтобы полнее отражать структуру издания («классический» вариант ориентирован, в первую очередь, на художественную литературу). К примеру, в книге, которую вы держите в руках, использован несколько другой иерархический принцип: за частью следует глава, которая, в свою очередь, подразделяется на разделы и подразделы.

Сейчас вы читаете часть первую, которая называется «Типографика», находитесь в главе пятой «Оформление книг», в разделе «Заголовки» (слова «Раздел» и «Подраздел» обычно не пишутся). Такое «нарушение» принятого порядка связано с удобством адресации читателя (например, при необходимости указать главу или раздел, в котором находится более полная информация по теме).

Деление на параграфы используется только в научной и учебной литературе. Это может выглядеть как дополнительное разделение заголовками (несколько абзацев под каждым заголовком) или же как нумерация каждого абзаца в тексте. Такое разделение сильно усложняет структуру произведения, но позволяет давать ссылки на точно определенное место в тексте.

Аналогично тому, как существует иерархия разделов в произведении, существует и деление заголовков по важности и значимости.

3. Заголовок в спусковом пробеле.

4. Начальный заголовок в разрез текста.

5. Рядовой заголовок в разрез текста.

6. Рядовой заголовок в разрез текста без нижней отбивки.

7. Заголовок с абзацного отступа.

8. Заголовок с абзацного отступа в подбор к тексту.

9. Форточка или фонарик.

10. Заголовок, скрытый в тексте.

11. Немой или графический заголовок.

При выборе оформления дизайнер должен учитывать относительную важность заголовков и определить, какие разделы будут оформляться каким видом заголовков.

При этом никто не запрещает пропускать какие-то варианты оформления (например, не использовать рядовой заголовок) или использовать один вариант для нескольких целей (например, оформлять шмуцтитулами и тома, и книги).

Правило выбора очень простое: нельзя менять важность заголовка. Том должен оформляться заголовком более высокой важности, чем раздел (или, по крайней мере, таким же). И если вы используете форточку для оформления частей, нельзя использовать заголовок с абзацного отступа для оформления глав, потому что это будет нарушением относительной важности.

Следует также помнить о том, что читатель должен разобраться с разделами. При использовании одинакового оформления (например, заголовки с абзацного отступа) следует позаботиться об этом: например, добавить в название заголовка слова «часть» или «глава» (это делается, разумеется, по согласованию с автором, если он не позаботился об этом до дизайнера).

Примечание

В некоторых случаях (особенно в художественной литературе) рубрики могут не иметь тематических заголовков. Автор может придумать для каждой главы отдельное название, а может этого и не сделать. В таком случае главы нумеруются и обозначаются словами «глава 22» или же только номером, и при этом получается нумерационный заголовок. В оглавлении, как правило, к нумерационным заголовками все равно дописывается слово «глава», потому что нужно как-то отличать номер главы от номера страницы.

Конечно же, это менее удобно для читателя, поскольку запомнить цифру сложнее, чем удачно подобранное название, однако выбор остается на совести автора. Дизайнеру важно знать, что даже если рубрика не имеет названия, это еще не является поводом для оформления его немым заголовком.

В остальном дизайнер обладает почти полной свободой при оформлении заголовков.

Как следует оформлять заголовки разной важности и что вообще означают приведенные нами названия?

Шмуцтитул оформляется отдельной страницей (всегда нечетной, с правой стороны разворота) с названием раздела или произведения. Предыдущая (левая) страница может содержать окончание предыдущего раздела (произведения) или быть пустой. По сути, шмуцтитул – это как бы титульный лист конкретного произведения (рис. 5.15, слева) или раздела (рис. 5.15, справа). Для оформления шмуцтитула можно использовать как текст, так и графическое оформление (линии, орнамент, рисунок).

Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть фото Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть картинку Как сделать заголовок в индизайне. Картинка про Как сделать заголовок в индизайне. Фото Как сделать заголовок в индизайне

Рис. 5.15. Шмуцтитулы с названием произведения (слева) и названием раздела произведения (справа)

Примечание

Иногда термин «шмуцтитул» используется в другом значении: рисунок или орнамент в начале раздела, располагающийся непосредственно рядом с текстом. Это следует иметь в виду во избежание путаницы.

Шапка – это заголовок, вынесенный на новую страницу и помещенный в верхнюю ее часть. Таким образом, каждый раздел, оформленный шапкой, начинает ся с новой страницы. При создании заголовка-шапки дизайнер также может использовать различные графические средства оформления (рис. 5.16).

Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть фото Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть картинку Как сделать заголовок в индизайне. Картинка про Как сделать заголовок в индизайне. Фото Как сделать заголовок в индизайне

Рис. 5.16. Заголовки-шапки

Заголовок в спусковом пробеле дополняет заголовок-шапку. При использовании нескольких заголовков на одной странице он размещается, например, между шапкой и текстом, отделенный отступами. Если он применяется отдельно, то отбивается от верхней границы страницы пустым пространством – это и называется спусковым пробелом (рис. 5.17).

Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть фото Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть картинку Как сделать заголовок в индизайне. Картинка про Как сделать заголовок в индизайне. Фото Как сделать заголовок в индизайне

Рис. 5.17. Компоновка заголовка-шапки и заголовка в спусковом пробеле

Заголовок в разрез текста может быть начальным, рядовым и рядовым без нижней отбивки. Разница между этими тремя видами достаточно мала, и дополнительно разные заголовки подчеркиваются использованием шрифта разного кегля и начертания.

Начальный заголовок, используемый в разрез текста, выносится на новую страницу вместе с текстом нового раздела (рис. 5.18, справа). Рядовые заголовки не выносятся на новую страницу, а просто отбиваются от предыдущего текста пустыми строками (рис. 5.18, слева). При использовании рядового заголовка в разрез текста без нижней отбивки текст нового раздела следует непосредственно за текстом заголовка, без отбивок пустыми строками.

Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть фото Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть картинку Как сделать заголовок в индизайне. Картинка про Как сделать заголовок в индизайне. Фото Как сделать заголовок в индизайне

Рис. 5.18. Рядовой заголовок в разрез текста (слева) и начальный заголовок в разрез текста (справа)

Заголовок с абзацного отступа (рис. 5.19) оформляется как обычный абзац, без изменения кегля; если он оформляется в подбор тексту, то не используется даже отбивка между заголовком и следующим текстом. Выделяют такой заголовок обычно полужирным начертанием или написанием заглавными буквами.

Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть фото Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть картинку Как сделать заголовок в индизайне. Картинка про Как сделать заголовок в индизайне. Фото Как сделать заголовок в индизайне

Рис. 5.19. Заголовок с абзацного отступа с отбивкой от последующего текста (слева) и в подбор с текстом (справа)

Форточка – это заголовок, набранный отличным от основного текста шрифтом и помещенный в оборку текста, то есть обтекаемый текстом со всех сторон (рис. 5.20, слева). Такое оформление не позволяет четко показать начало нового раздела и усложняет процесс верстки, однако такие заголовки могут служить как бы «конспектом» основного текста и используются в учебной литературе.

Фонарик – это заголовок, вынесенный на наружное поле страницы (рис. 5.20, справа). Использование фонариков тоже усложняет процесс верстки и к тому же сужает поле набора, что очень неэкономично, поскольку часть страницы оказывается не занята текстом. С другой стороны, использование фонариков позволяет разместить на увеличенных полях дополнительную информацию – комментарии, ссылки, примечания к тексту. Областью использования фонариков является преимущественно научная и учебная литература.

Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть фото Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть картинку Как сделать заголовок в индизайне. Картинка про Как сделать заголовок в индизайне. Фото Как сделать заголовок в индизайне

Рис. 5.20. Заголовок-форточка (слева) и заголовок-фонарик (справа)

Форточки и фонарики – вещи взаимоисключающие (принципиально разное оформление полей страницы), и в одном издании никогда не используются оба типа заголовков.

Скрытый в тексте заголовок – это, по сути, просто выделение с функцией заголовка. Такие разделы не выносятся в оглавление, они создаются только для того, чтобы читателю было удобно ориентироваться в тексте.

Используемый вид выделения зависит от общего дизайнерского решения издания, но одно требование непреложно: выделение должно быть видно при беглом взгляде на страницу (рис. 5.21), то есть, к примеру, выделение курсивом для этих целей непригодно. В разделе «Выделения в тексте» мы говорили об использовании полужирного начертания и выворотки для создания подобных эффектов.

Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть фото Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть картинку Как сделать заголовок в индизайне. Картинка про Как сделать заголовок в индизайне. Фото Как сделать заголовок в индизайне

Рис. 5.21. Скрытые в тексте заголовки с выделением полужирным начертанием (слева) и набором заглавными буквами (справа)

Немой заголовок – это заголовок без текста и названия. Однако он отличается от просто «неназванных» разделов. Немые заголовки – самая мелкая и «бесправная» форма деления текста, они даже не выносятся в оглавление.

Немые заголовки используются, чтобы разделить текст на небольшие фрагменты в тех случаях, когда введение новых разделов не имеет смысла. Это часто встречается в художественной литературе, когда в одной главе описываются события, происходящие одновременно или, наоборот, разделенные промежутком времени. В таком случае используются немые заголовки для обозначения перехода от одной линии повествования к другой. Немой заголовок может выглядеть как графический заголовок или как белая строка.

Графический заголовок – это, как правило, символы астерисков (звездочек) (рис. 5.22, слева) или графический элемент (росчерк, рисунок) (рис. 5.22, справа), оформленные как некрупный заголовок. Они не несут никакого содержания, кроме того, что показывают начало нового раздела. Часто графические заголовки используются при верстке стихотворений, если стихотворение не имеет названия (в оглавление в этом случае выносятся начальные слова первой строки).

Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть фото Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть картинку Как сделать заголовок в индизайне. Картинка про Как сделать заголовок в индизайне. Фото Как сделать заголовок в индизайне

Рис. 5.22. Графические заголовки в виде астерисков (слева) и росчерка (справа) в стихотворном тексте

Белая строка в оформлении выглядит как увеличенное расстояние между абзацами, равное одной или нескольким пустым строкам (рис. 5.23, слева). Не используется не только текст, но и графические средства выделения, – пустое пространство на странице.

Такое выделение невозможно, если новый фрагмент начинается на новой странице. В таком случае исчезающую белую строку заменяют знаками астерисков, как в графическом заголовке, росчерком, а чаще всего – короткой горизонтальной линией перед новым фрагментом текста (рис. 5.23, справа).

Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть фото Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть картинку Как сделать заголовок в индизайне. Картинка про Как сделать заголовок в индизайне. Фото Как сделать заголовок в индизайне

Рис. 5.23. Белая строка в середине страницы (слева) и в начальной строке страницы (справа)

Примечание

Стоит заметить, что, хотя мы и говорим сейчас об оформлении текста в принципе, многие описанные приемы используются только в книжной верстке. Это связано с тем, что большое количество заголовков разной важности и вида имеет смысл только в крупных произведениях, а для журнальных и газетных изданий свойственны гораздо более короткие материалы.

При создании заголовков дизайнер может не только выбирать тип и параметры оформления заголовка, но и изменять оформление остального текста, чтобы этот введенный заголовок подчеркнуть. Распространенные приемы – создание буквицы, виньетки, изменение оформления начальной строки или начальной страницы раздела.

Буквица – это первая буква первого слова в произведении или его отдельном разделе, выделяемая бульшим размером, другим шрифтом (рис. 5.24).

Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть фото Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть картинку Как сделать заголовок в индизайне. Картинка про Как сделать заголовок в индизайне. Фото Как сделать заголовок в индизайне

Рис. 5.24. Обычная (слева) и рисованая (справа) буквицы

Буквицы применяются преимущественно в оформительских целях, поэтому их чаще можно встретить в художественных изданиях или в изданиях для детей. Иногда буквицу сочетают с использованием линий, орнамента или же выполняют полностью рисованой (см. рис. 5.24, справа). В любом случае буквица (также называемая иногда инициалом) – признак издания, в котором применяются богатые средства оформления; обычно это богато иллюстрированные издания, и над оформлением буквиц, как и над иллюстрациями, работает художник.

По правилам типографики существует два основных варианта использования буквицы:

• буквица выступает за верхнюю границу строки, при этом нижнюю ее границу выравнивают по базовой линии строки (рис. 5.25, справа);

• буквица не выступает за верхнюю границу строки, в этом случае ее верхнюю границу выравнивают по верхней линии строки, а сама буквица «утапливается» в тексте, занимая несколько строк по высоте (рис. 5.25, слева).

Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть фото Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть картинку Как сделать заголовок в индизайне. Картинка про Как сделать заголовок в индизайне. Фото Как сделать заголовок в индизайне

Рис. 5.25. Утопленная в тексте буквица (слева) и буквица, выровненная по базовой линии строки (справа)

В обоих случаях в абзаце с буквицей не делается абзацный отступ (рис. 5.26, слева). Если первый абзац, в котором создана буквица, короткий и следующий начинается на уровне буквицы, то абзацный отступ в нем выполняется; этого можно не делать, если в верстке используются отступы между абзацами, которые позволяют отличить один абзац от другого. Грубая и, к сожалению, типичная ошибка – буквицы в каждом абзаце текста (рис. 5.26, справа) – чаще это можно встретить в газетной верстке. Следует помнить, что буквица может быть использована только после названия произведения, заголовка раздела (главы, части) или же после немого или графического заголовка.

Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть фото Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть картинку Как сделать заголовок в индизайне. Картинка про Как сделать заголовок в индизайне. Фото Как сделать заголовок в индизайне

Рис. 5.26. Типичные ошибки: абзацный отступ в начальном абзаце с буквицей (слева) и создание буквицы в каждом абзаце (справа)

Виньетка – это графический рисунок (а в последнее время, с развитием технологий печати и верстки, – и любая иллюстрация, даже фотография), помещаемый в конец раздела на свободное место страницы. Так мы заполняем конечный пробел, когда заголовок следующего раздела начинается с новой страницы (рис. 5.27).

Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть фото Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть картинку Как сделать заголовок в индизайне. Картинка про Как сделать заголовок в индизайне. Фото Как сделать заголовок в индизайне

Рис. 5.27. Виньетка (слева) и заголовок-шапка, построенный по сходному принципу (справа)

Для создания виньетки применяются разнообразные рисунки – от росчерков и орнаментов до фотографий или специально созданных художником иллюстраций. Важно помнить, что если для виньетки используется осмысленный рисунок, то он должен нести обобщающий и подытоживающий произведение смысл, он не может быть оторван от контекста, чтобы читатель догадывался – что же это значит.

Изменение оформления начальной строки применяется в сочетании с буквицей или просто в начале нового раздела (рис. 5.28). Для выделения текста используется смена начертания шрифта (иногда даже смена гарнитуры) или набор строки либо ее первых слов заглавными буквами.

Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть фото Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть картинку Как сделать заголовок в индизайне. Картинка про Как сделать заголовок в индизайне. Фото Как сделать заголовок в индизайне

Рис. 5.28. Изменение оформления начальной строки в сочетании с буквицей (слева) и без буквицы (справа)

Последнее часто применяется в сочетании с буквицей в англо-американской типографике, в первую очередь в газетной верстке. Для русской типографики такое оформление не характерно, однако и не нарушает никаких правил, поэтому остается на усмотрение дизайнера.

Изменение оформления начальной страницы раздела используется как в художественных целях, так и в практических: начальная страница выделяется в книге, и читателю легче ее найти. Чаще всего для этого сужается полоса набора – выверяется так, чтобы гармонировала с дизайном заголовка-шапки (рис. 5.29, слева). Дополнительно используются линии, орнаменты, росчерки.

Для оформления начальной страницы также могут быть задействованы графические элементы (часто тоже называемые шмуцтитулами, что вносит небольшую путаницу, поскольку, как вы уже знаете, шмуцтитул является одним из видов оформления заголовков). Обычно это орнаменты, абстрактные или осмысленные рисунки, которые соответствуют смыслу раздела или целого произведения (рис. 5.29, справа).

Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть фото Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть картинку Как сделать заголовок в индизайне. Картинка про Как сделать заголовок в индизайне. Фото Как сделать заголовок в индизайне

Рис. 5.29. Изменение оформления начальной страницы: сужение полосы набора (слева) и декоративный орнамент (справа)

Иногда дизайнер сталкивается с расширенным заголовком. Его оформление зависит от конкретного произведения, и введение таких заголовков находится в компетенции автора (в крайнем случае – редактора).

Так, в книге может встречаться заголовок с альтернативным названием. Такой заголовок состоит из двух частей, обычно соединенных союзом «или». Чаще это встречается в названиях произведений, но иногда и заголовки разделов бывают «двойными».

Для такого заголовка дизайнер может использовать различное оформление двух частей. Поскольку первая часть является основной и более важной, она может быть выделена более крупным кеглем или другим начертанием (или же вторая часть выделяется, например, меньшим кеглем). По сути, такое оформление только улучшает восприятие заголовка, графически подчеркивая его нестандартность (рис. 5.30).

Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть фото Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть картинку Как сделать заголовок в индизайне. Картинка про Как сделать заголовок в индизайне. Фото Как сделать заголовок в индизайне

Рис. 5.30. Оформление заголовка с альтернативным названием

Еще один интересный вариант оформления заголовков – абреже. Мы можем встретить случаи, когда, кроме названия или номера главы, автор также дает краткое ее содержание – либо перечислением подразумеваемых подзаголовков (рис. 5.31, справа), либо развернутым описанием тем раздела (рис. 5.31, слева).

Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть фото Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть картинку Как сделать заголовок в индизайне. Картинка про Как сделать заголовок в индизайне. Фото Как сделать заголовок в индизайне

Рис. 5.31. Оформление абреже

Абреже применяется как в научной литературе (с целью упростить поиск какого-либо фрагмента произведения), так и в художественной, особенно в произведениях, адресованных детской и подростковой аудитории (с целью заинтересовать, заинтриговать читателя).

И наконец, в художественных произведениях нам может встретиться текучий заголовок (рис. 5.32). В этом случае он не является отдельным предложением, а лишь несколькими словами предложения, относящегося к тексту.

Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть фото Как сделать заголовок в индизайне. Смотреть картинку Как сделать заголовок в индизайне. Картинка про Как сделать заголовок в индизайне. Фото Как сделать заголовок в индизайне

Рис. 5.32. Оформление текучего заголовка

Текучий заголовок может быть последними словами фразы предыдущего раздела или первыми словами фразы нового раздела; иногда предложение тянется из одного раздела в другой и слова посредине текста служат заголовком. Такие заголовки не прерывают текст при чтении, повествование «течет» без остановки, откуда и пошло название.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

2.1. Создание заголовков

2.1. Создание заголовков Заголовки – важный элемент сайта, они помогают систематизировать текст. В HTML доступно создание заголовков разных уровней, поэтому очень легко выделять смысловые темы и подтемы. Текст, находящийся в заголовках, влияет на индексацию сайта

Влияние заголовков

Влияние заголовков Давайте теперь посмотрим, как размер заголовков влияет на эффективную пропускную способность канала. Предыдущий график предполагает, что размер заголовков составляет 500 байтов дополнительно к размеру объекта, как для запроса, так и для ответа. Как же

Код файла заголовков

Установка заголовков ответа

Получение заголовков запроса

Получение заголовков запроса getallheadersПолучение всех заголовков запроса.Синтаксис:array GetAllHeaders()Функция GetAllHeaders() возвращает ассоциативный массив, содержащий данные о HTTP-заголовках запроса клиента, породившего запуск сценария. Ключи массива содержат названия заголовков, а

Содержимое заголовков

Содержимое заголовков Теперь, после рассмотрения структуры системных объектов и их отображения на сегменты памяти можно перейти к рассмотрению содержимого заголовков сегмента и ЕРА. Как мы видели на рисунке 5.6, заголовок сегмента занимает первые 32 байта каждого

Оформление

Оформление Перейдем от строгих и четких правил программирования к более расплывчатым и носящим преимущественно рекомендательный характер принципам оформления и структурирования веб-страницы. В идеале необходимо представлять структуру и внешний вид страниц своего

Оформление

Оформление Первым делом следует обдумать дизайн вашего резюме. Однако это не значит, что вы должны сотворить неотразимый красочный шедевр, выполненный в необычном стиле, изобилующий различными рамочками, символами и прочими украшающими деталями. Как раз наоборот – в

Оформление

Оформление В стандартной поставке операционная система Windows имеет довольно строгий стиль оформления. Это можно заметить уже при первом взгляде на панель инструментов и меню окон Проводника. Уже стало стандартом то, как данные элементы окна выглядят, и кажется, что любой

1.5.3. Файлы заголовков

1.5.3. Файлы заголовков Много информации о системных функциях можно почерпнуть из системных файлов заголовков. Они находятся в каталогах /usr/include и /usr/include/sys. Например, если компилятор сообщает об ошибке вызова системной функции, загляните в соответствующий файл заголовков

Приложение А Форматы заголовков EXE-файлов

Приложение А Форматы заголовков EXE-файлов Формат заголовка обычного EXE-файлаВ начале EXE-файла расположена форматированная часть заголовка EXE-файла (Таблица А-1).Далее следует таблица настройки адресов (Relocation Table), состоящая из длинных указателей (смещение: сегмент) на те

Окно заголовков

Окно заголовков В нем вы видите список писем, находящихся в данной папке. Щелкнув курсором по любой папке слева (в окне папок), справа вы увидите список всех, находящихся в папке писем. Это и есть «Окно заголовков».Вы можете отсортировать ваши письма. Стоит только щелкнуть

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *