Цифровое выражение метра в музыке что это
Цифровое выражение метра в музыке что это
Произвольные ритмические акценты более свойственны одноголосной музыке. С развитием многоголосия возникает необходимость организовать во времени все звуки вертикали.
Вертикаль – одно из основных свойств музыки, это сочетание одновременно звучащих нот, грубо говоря аккорды.
Горизонталь – синоним мелодии. Поочерёдная последовательность звуков.
Звуки вертикали организует метр – равномерное чередование сильных и слабых долей. Доли означают отрезки времени. Метрический акцент – сильная доля. Обычно метрические акценты подчеркиваются динамически(т.е. исполняются громче).
Мы уже давали определения метру и рассматривали все необходимые понятия с ним связанные. Теперь рассмотрим примеры метров в музыке и поговорим о характере различных метров.
Двухдольный метр – один из двух основных и наиболее распространенных видов метра в европейской музыке. Это чередование одной сильной и одной слабой доли.
Характер двухдольного метра
Гимны прославления, а так же песни выражающие уверенность в Боге, подчеркивает двухдольный метр(или родственные ему), имеющий ясный и уверенный характер:
Трехдольный метр – состоит, как известно, из одной сильной и двух слабых долей.
Характер трехдольного метра
Этот метр более искуственный, чем природный. Увеличенное количество слабых долей делает его менее чётким, более плавным, что характерно для вальса, романса и лирических произведений.
Сложные метры – это составные метры из простых. Например, 4/4 это два по 2/4 с новым распределением долей в нем(третья доля это начало следующей группы 2/4, но она относительно сильная)
Существуют еще 5-ти дольные метры,складывающиеся из 2 + 3 либо 3 + 2(разница в нахождении относительно сильных долей)
6-ти дольные: 3+3, 2+2+2 и т.п.
Тихая ночь, Льется тихий вечер
Как мы уже знаем(лекция №3), тактом называется кратчайшее расстояние между сильными долями в метрической пульсации.
Однако часто музыка начинается со слабой доли такта. Такие звуки создают т.н. неполный такт или затакт.
Затакт может содержать один или несколько звуков, быть коротким или длинным. Длинный затакт смягчает начало музыкального движения, отдаляет сильную долю
Короткий затакт, наоборот, активизирует движение и усиливает метрический акцент
Если музыкальный такт начинается с затакта, то последний такт – неполный. Вместе они образуют целый такт.
Равномерно-периодические акценты создают строгую метрику. Непериодические акцинты характерны для вольной метрики. Для народной музыки строгая метрика не характерна. При записи такой музыки пользуются тактовыми чертами не только для того, чтобы обозначить метрические акценты, но и чтобы показать разделение мелодии на смысловые отрезки. В таких тактах метрические акценты появляются через разные промежутки времени. Возникает переменный метр:
Переменный метр бывает равномерно-переменным и неравномерно-переменным.
Равномерно-переменные метры похожи на составные. В сложных составных метрах, в отличае от равномерно-переменных, все простые метры объеденины первым акцентом.
Важно! Не следует забывать,что метр это лишь пульсация музыки. В нотах указывается цифровое выражение метра – размер, который определяет количество долей в такте(вид метра) и длительность, которая будет отвечать за долю.
Метр (музыка)
Метр — рисунок равномерного чередования сильных и слабых долей во времени.
Метр задаёт координатную сетку из сильных и слабых долей с одинаковыми расстояниями между долями. Её можно представить как миллиметровку, на которой самая маленькая клеточка из самых тонких линий — минимальная длительность в произведении, более толстые линии обозначают доли, ещё более толстые — относительно сильные доли, а самые толстые — сильные доли.
По линиям этой сетки можно рисовать ритмические фигуры из отрезков разной длины (ноты различной длительности). Фигуры могут быть совершенно разные, но все они будут опираться на линии этой сетки.
Также метр можно сравнить с ударами невидимого метронома, задающего ход времени музыкального произведения, в который вписываются звуки (ноты).
Содержание
Ритм и метр — различия
Метр — понятие абстрактное, и в музыкальном произведении метр может быть никак не выражен звуками (нотами) — он может существовать лишь в воображении музыканта и слушателей. Ритм же, в отличие от метра, не абстрактен, и выражается отношением длительностей реально звучащих звуков (нот). Ритмический рисунок образуется делением долей на равные или неравные части.
Впрочем, довольно часто метр проявляется и явно, то есть, например, метрические акценты часто не воображаемые, а реальные и слышимые, хотя вообще говоря это, конечно, частный случай ритма, возможный при данном метре, в общем же случае верно сказанное выше.
Следует добавить, что метр в нотной записи может быть сравнительно условным, то есть исполнитель может в своей интерпретации допускать некоторое отклонение от формально записанного метра для более тонкого выявления ритма.
Метр и размер
Метр и музыкальный размер — почти одно и то же. Почти всегда, когда употребляют слово «метр», его можно заменить на «размер». Однако есть различие — размер, в отличие от метра, задает относительную длительность каждой доли. Например, размер «3/4» говорит о том, что в такте будет 3 доли, и длительность каждой доли — одна четвертная ноты. Можно сказать, что размер — «числовое» представление метра с указанием длительности каждой доли, использующееся в нотных обозначениях.
Простые метры
Простые метры — это двудольные или трёхдольные метры, имеющие одну сильную долю (акцент): «1/2» или «1/3».
Двудольный метр — метр, в котором сильные доли повторяются равномерно через одну долю (состоит из одной сильной доли и одной слабой). Эти метры выражают такие размеры, как «2/2», «2/4» и «2/8».
Трёхдольный метр — метр, в котором сильные доли повторяются равномерно через 2 доли (состоит из одной сильной доли и двух слабых). Эти метры выражают такие размеры, как «3/2», «3/4», «3/8», реже встречается «3/16».
Сложные метры
Сложные (составные) метры — метры, полученные при слиянии двух и более простых метров. Благодаря этому сложный размер может иметь несколько сильных долей, количество которых соответствует количеству простых метров, входящих в его состав.
Акцент первой доли сложного метра сильнее остальных его акцентов, поэтому эта доля называется сильной. А доли с более слабыми акцентами называются относительно сильными долями.
Наиболее часто используемые сложные размеры для выражения сложных метров:
Можно использовать и другие размеры, строгих правил по этому поводу не существует. Однако, людям будет сложнее воспринимать такую музыку, к тому же написать её и сыграть тоже будет сложнее.
Примеры разных размеров темпов
Мелодии разных размеров — 1/4, 2/4, 3/4, 4/4 — но одного метра.
Ниже мелодия уже другого размера 5/8 и другого темпа (120 вместо 90):
Литература
Ссылки
Это заготовка статьи о музыке. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. Это примечание по возможности следует заменить более точным. |
Полезное
Смотреть что такое «Метр (музыка)» в других словарях:
МУЗЫКА (вид искусства) — МУЗЫКА (от греч. musike, букв. искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки лад (см. ЛАД),… … Энциклопедический словарь
Музыка Израиля — Музыка Израиля представляет собой неотъемлемую часть культуры Израиля. Археологические находки указывают, что музыкальная культура существовала на территории современного Израиля уже четыре тысячи лет назад. По видимому, тогда она не… … Википедия
Метр (в стихосложении и в музыке) — Метр, 1) М. в стихосложении, размер стихотворный, отличающая стихи от прозы ритмическая упорядоченность, в соответствии с которой текст, помимо смыслового (синтаксического) членения, делится на специфически стиховые метрические единицы стопы,… … Большая советская энциклопедия
МУЗЫКА — (греческое musike, буквально искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки лад, ритм, метр,… … Современная энциклопедия
МУЗЫКА — (от греч. musike букв. искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки лад, ритм, метр, темп,… … Большой Энциклопедический словарь
Музыка — (греческое musike, буквально искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки лад, ритм, метр,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Музыка Нигерии — (англ. Music of Nigeria) народные и популярные музыкальные произведения в Нигерии. Стиль народной музыки связан с множеством этнических групп в стране, у каждой из которых есть свои музыкальные инструменты и песни. Мало что известно о… … Википедия
Музыка — (гр. musike – буквально: искусство муз) вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах произведение или совокупность произведений этого искусства, активно воздействующий на психику человека. Музыка способна конкретно … Энциклопедия культурологии
Метр — (греч. metron, мера, размер) в русском языке означает, в болеешироком смысле, стихотворный размер, в более тесном неделимуюритмическую единицу, с определенным расположением долгих и краткихслогов или же с акцентом (ударением) на подлежащем месте … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Метр — I (франц. metre, от греч. métron мера) 1) единица длины метрической системы мер и Международной системы единиц (См. Международная система единиц). Обозначения: русское м, международное m. 2) Мера длины, воспроизводящая единицу длины М.… … Большая советская энциклопедия
Что такое размер и метр в музыке?
Друзья всем привет! Сегодня открываю цикл статей относящихся не только к «ударным» и барабанам, а к музыке в целом. Будем рассматривать важные музыкальные термины и определения, знать которые стоит каждому музыканту. Эта статья будет посвящена музыкальному метру.
Что такое музыкальный метр?
Метр в музыке (определение, термин) — это мера, задающая воображаемую координатную временную сетку, которая состоит из непрерывного чередования, равных по длительности, сильных и слабых долей. Такие доли называются метрическими.
Единица и выражение музыкального метра.
Музыкальный метр выражается — размером (цифровое выражение), отражается в тактах и единицей измерения — являются доли. О долях мы сейчас и поговорим.
P.S. Очень часто можно встретить употребление выражения музыкального метра в кроссвордах и сканвордах.
Что такое доля и какие бывают доли в музыке?
Музыкальная доля — единица измерения музыкального метра. Доли бывают:
Сильная доля в музыке считается акцентируемой, а слабая не акцентируемой.
Однако, запомните: сильная доля и акцент — это не одно и то же. Акцент может применяться к любой доле. Выбор доли, которую нужно проакцентировать, ложится на плечи композитора. Воображение подсказывает ему, как должна выглядеть будущая композиция. Основываясь на этом автор и расставляет акценты.
Метрический акцент — это выделение определенных нот и долей. Метрические акценты могут быть как реальными (выделение за счет звука большей громкости), так и воображаемыми (выделение паузой).
Чтобы наглядно понять, что такое метр, возьмем линейку с миллиметровыми насечками, где расстояние между маленькими черточками будет означать ноты.
Средние черточки будут началом слабой доли, а большие — началом сильной доли.
По линиям нашей образной линейки можно задавать ритмические рисунки из нот различной длительности. Рисунки могут быть абсолютно разными, но они должны обязательно вписываться в черточки нашей линейки.
Друзья, вообще понятие музыкального метра довольно абстрактное. В музыкальных произведениях он может вообще никак не выражаться, и присутствовать лишь в «голове» у музыканта.
Что такое музыкальный размер?
Метр и размер в музыке тесно переплетаются между собой, в большинстве случаев если речь идет о метре, то его можно заменить размером. Но стоит запомнить важное отличие — размер задает относительную длительность каждой доли, чего не делает метр. Кроме того, размер в музыке связан с тактом, поэтому можно дать следующее определение:
Музыкальный размер — «числовое» отображение метра, показывающее, сколько используется долей в такте и их относительная длительность, а обозначается в виде дроби.
Возьмем, к примеру, размер «2/4», он говорит нам о том, что в такте будет 2 доли, и длительность каждой доли составляет одна четвертная ноты. Такой пример часто используют для детей, объясняя понятие размера в музыке.
На нотном стане размер ставится сразу после ключа в начале композиции или такта, с которого он меняется.
Дробная черта между цифрами показывающими размер на нотном стане не ставится. На картинке ниже показан размер — 4/4 (четыре четверти).
Какие бывают музыкальные метры и размеры? Виды размеров и примеры.
Музыкальные тактовые размеры подразделяются на:
Простые размеры (метры) в музыке.
Простые метры бывают двухдольные и трехдольные.
Сложные размеры (метры) в музыке.
Сложный (комбинированный, составной, смешанный) метр — музыкальный метр, получаемый при слиянии двух и более простых метров. Поэтому сложные метры могут включать в себя несколько сильных долей. Общее количество которых, равняется количеству сильных долей простых метров, входящих в состав сложного метра.
В сложном метре есть одна «изюмника»: первая сильная доля сложного метра — так и называется сильной, а вот последующие сильные доли называются относительно сильными. Акцент сильных долей выше, а относительно сильных ниже.
Какими бывают сложные размеры?
Все что будет больше трехдольного метра, считается сложным размером, например:
Каких-то строгих рамок по сложным размерам не существует. Все упирается в фантазию музыканта и соответственно ее реализацию. Однако стоит помнить, что чем сложнее метр, тем сложнее написать и сыграть такую музыку композитору, и тем сложнее ее воспринять и прочувствовать простому слушателю.
Что такое несимметричные размеры (смешанные) размеры?
Особенность несимметричных размеров заключается в объединении двухдольных и трёхдольных метров. Для примера возьмем наиболее часто встречающийся смешанный музыкальный размер «5/4», который может получиться из двух вариантов соединения двухдольного и трёхдольного размеров:
Пятидольный размер «5/4» в музыке встречается в основном в джазе и народной музыке.
Другими примерами несимметричных (смешанных) размеров являются: «7/4», «9/4» или даже «11/4», а также их разновидности «7/8», «9/8» «11/8» и так далее. В качестве домашнего задания попробуйте сами прикинуть, соединением каких размеров можно получить такие смешанные размеры? Пишите в комментариях что у Вас получилось =)
Что такое переменный размер?
Ещё одна разновидность размера — это переменный размер. Он образуется в случае, когда на протяжении одной композиции размер меняется из одного в другой (происходить это может неоднократно). Встречается данный вид размера в основном в народной музыке и связан по большей части с свободой исполнения песен не зажатых никакими музыкальными рамками.
Что такое неравнодольный метр (размер)?
Понятие неравнодольный метр появилось в 20 веке и означает такой музыкальный метр в котором длительность долей входящих в метр разная. Чаще всего неравнодольный метр можно встретить в народном песенном творчестве. Как пример — болгарские народные песни. Неравнодольный метр очень редко встречается в современной музыке, поэтому не стоит заострять на нем внимание, просто запомните что бывает и такая разновидность музыкального метра =)
Как определить музыкальный размер?
Определить размер простому слушателю либо новичку очень трудно, для этого нужно хорошо чувствовать чередование сильных, слабых и относительно сильных долей. Это называется «пульсацией». Научившись чувствовать «пульс» музыки, сможете определять размер на слух. Определить простые размеры не так трудно, а вот с сложными сделать это бывает крайне затруднительно даже профессионалам.
На заметку! Очень хорошо умеют чувствовать музыку (и размер соответственно) танцоры.
Музыкальный размер: его виды и обозначения
Сегодня мы будем беседовать о музыкальном размере – числовом выражении метра, а также о том, как вести счет и дирижировать в различных размерах, но сначала немного повторим, что такое пульс, метр, сильные и слабые доли.
В предыдущем выпуске мы уже говорили о том, что основой музыки является равномерная пульсация. Удары пульса могут быть сильными и слабыми, причем сильные и слабые удары чередуются не как попало, а в какой-нибудь строгой закономерности.
Счет сильных и слабых долей
Какие бывают метры и такты?
Метры или такты бывают простыми и сложными. Простые – это двухдольные и трехдольные. А сложные – это такие, которые состоят из двух или нескольких простых. Причем соединяться могут как однородные метры (например, два трехдольных или два двухдольных), так и разнородные (смешиваются двухдольный и трехдольный).
Что такое музыкальный размер?
Музыкальный размер – это числовое выражение метра. Музыкальный размер измеряет наполняемость тактов (иными словами: сколько нот должно умещаться в один такт, в одну «коробку»). Записывается размер обычно в виде двух чисел, которые по типу математической дроби располагаются одно над другим, только без черточки (без знака деления). Примеры таких записей вы можете посмотреть на рисунке:
Что означают эти числа?
Верхнее число говорит о том, сколько всего долей в такте, то есть до скольких считать (до двух, до трех, до четырех, до шести и т.д.). Верхнее число следует произносить при чтении как имя числительное в женском роде и именительном падеже (то есть две, три, четыре, пять и т.д.)
Нижнее число показывает длительность каждой доли, то есть какими нотами нам считать и какими нотами вообще отбивается пульс (четвертными, половинными, восьмыми и т.д.). Нижнее число при чтении размера должно произноситься не как имя числительное, а как название соответствующей музыкальной длительности в родительном падеже.
Примеры верных названий размеров: две четверти, три четверти, три восьмых, четыре четверти, шесть восьмых, три вторых (половинных – здесь исключение из правила), пять четвертей и т.д.
Простые музыкальные размеры
Простые музыкальные размеры образуются при простом метре, то есть эти размеры тоже будут или двухдольными, или трехдольными. Примеры простых размеров: две вторых, две четверти, две восьмых, две шестнадцатых, три вторых, три четверти, три восьмых, три шестнадцатых и т.д.
Размер 2/4 «две четверти» – это такой размер, в котором две доли и каждая доля равняется одной четвертной ноте. Счет ведется «раз-и, два-и». Значит, в каждом такте помещается по две четвертных ноты (ни больше и ни меньше). Но эти четвертные ноты, вернее их сумму, можно «набрать» разными длительностями. Например, какую-то из долей или даже обе сразу можно раздробить на восьмые или шестнадцатые (можно в разных комбинациях), можно дробить на триоли и квинтоли. Также можно, наоборот, не дробить, а соединять две четверти в одну половинную, можно вписывать ноты с точками, используя знаки, увеличивающие длительности нот.
Вариантов ритмического рисунка в такте на две четверти может быть масса. Давайте посмотрим некоторые из них.
Размер 3/4 «три четверти» – в нем три доли, и каждая равна одной четвертной ноте. Счет ведется «раз-и, два-и, три-и». Сумму трех четвертей также можно набрать разными способами. Если, например, объединить все три четверти в одну ноту, то получится половинная с точкой – это самая длинная нота, которую можно записать в такте с данным размером. Посмотрите некоторые варианты ритмического заполнения для этого размера.
Размер 3/8 «три восьмых» – он похож на три четверти своей трехдольностью, только вот длительность каждой доли здесь восьмушка, а не четверть. Счет ведется «раз-два-три». Восьмушка – основная длительность, но ее можно дробить на шестнадцатые при необходимости или соединять в четверти (если соединяются две восьмушки) или четверти с точкой (соединить сразу три восьмушки). Распространенные варианты ритмического заполнения:
Сложные музыкальные размеры
Наиболее часто встречающиеся в музыке сложные размеры – это четыре четверти и шесть восьмых. Каждый из них состоит из двух простых.
Размер 6/8 «шесть восьмых» — это шестидольный размер, он сложен из двух простых трехдольных, пульсация идет восьмыми нотами. Сильная доля в нем первая, а относительно сильная – четвертая (начало второй простого размера 3/8).
Кроме этих самых распространенных сложных размеров, музыканту могут встретиться и другие, похожие на них: 4/8, 6/4, 9/8, 12/8. Все эти сложные размеры образованы по аналогичному принципу. Например, размер 9/8 – это три такта на 3/8 сложенные вместе, 12/8 – четыре таких же соединенных простых такта.
Смешанные размеры
Смешанные сложные размеры образуются, когда вместе соединяются не одинаковые, а разные простые, например, двухдольный с трехдольным. Из многообразия смешанных размеров выделяются четыре, которые попадаются на глаза чаще остальных. Это 5/4 и 5/8, а также 7/4 и 7/8. Время от времени музыкант может столкнуться и с размером 11/4, но это очень редко (например, в заключительном хоре «Свет и сила» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского- Корсакова).
Размеры 5/4 и 5/8 («пять четвертей» и «пять восьмых») – пятидольные, в их основе лежит один и тот же принцип, только в одном случае пульсация идет четвертными длительностями, а в другом – восьмушками. Так как эти размеры сложные, то они состоят из двух простых – двухдольного и трехдольного. Причем, возможны варианты данных размеров в зависимости от порядка следования простых.
Например, если в 5/4 сначала идет 2/4, а затем 3/4, то относительно сильная доля приходится на третью долю. Но если в том же размере вначале поставлен трехдольный, а после двухдольных, то в таком случае относительно сильная доля будет приходиться уже на четвертую долю, таким образом, будет смещен один акцент, и от этого изменится вся внутренняя ритмическая организация в такте.
Для того чтобы исполнитель знал, с каким вариантом смешанного размера ему предстоит иметь дело, в нотах часто рядом с выставленным размером в скобочках указывается, из каких простых метров он сложен. По представленной сумме размеров обычно бывает понятно, что идет сначала – 2/4 или 3/4. Например: 5/4 (2/4 + 3/4) или 5/4 (3/4 + 2/4). То же касается и размера 5/8.
Размеры 7/4 и 7/8 – сложены из трех простых, один из которых трехдольный, а оставшиеся два – двухдольные. Такой размер чаще всего можно увидеть в обработках русских народных песен, иногда также в инструментальной музыке преимущественно русских композиторов.
Варианты сложения семидольного размера различаются местом положения трехдольного метра (чаще он располагается или в начале, или в конце такта, гораздо реже – в середине).
Мы с вами разобрали основные музыкальные размеры. Как и в любом деле, здесь важно было понять принцип, тогда при встрече с каким-нибудь необычным размером, вы уже не потеряетесь. Тем не менее, если еще остались вещи, в которых вы не разобрались, то напишите свои вопросы в комментариях. Возможно, они помогут существенно улучшить данный материал.
- Цифровое восстановление зубов что значит
- Цифровое государственное управление что это