Чем была вызвана необходимость реформирования российской политической системы
4-5. Обновлённая Россия
◄ГДЗ по истории◄ ГДЗ по истории России 8 кл. Андреев◄
Вопросы к пунктам § 4-5. Обновлённая Россия
1) Но нельзя забывать и о том, что потребность в коренных переменах возникла ещё в XVII в. Конечно, война обрядила в военный мундир не только реформаторов, но и сами реформы. Однако направленность преобразований, их содержание и пределы определялись более глубинными процессами, происходившими в стране, обществе и государстве.
Петр стремился преодолеть экономическую и техническую отсталость России от Европы. Он шел по пути укрепления своей абсолютной власти и создания “регулярного” государства.
2) Северная война определяла ритм преобразований — сначала торопливый, даже хаотичный, затем, после Полтавы, более размеренный. Война продиктовала и логику реформ; каждая задача порождала новую, углубляя преобразования.
3. Официальной целью всех преобразовании провозглашалось достижение «общего блага». В понимании Петра I речь шла прежде всего об интересах государства. Все перемены призваны были приносить государственную пользу. Считалось, что лучше всего это можно сделать, если каждый человек независимо от своей сословной принадлежности будет приносить пользу государству.
1) Высшим государственным органом власти, подчинённым монарху, стал Сенат. Он заменил Боярскую думу. Пётр I учредил его в 1711 г., отправляясь в Прутский поход. Царь возложил на Сенат высшие административные функции, наделил его правом издавать указы. Значение Сената в управлении страной нашло своё выражение в его полном названии — Правительствующий сенат.
2) Петр стремился создать регулярное государство, где каждый орган работал четко, как винтик часового механизма. Весь этот государственный механизм должен был способствовать укреплению абсолютной власти монарха. Реформы политической системы при Петре – это окончательное установление абсолютизма.
Реформы государственного аппарата отчасти сделали управление более эффективным (13 коллегий заменили десятки приказов), управление стало коллегиальным, что по мнению царя должно было ограничить коррупцию.
3) В результате реформ Петра страна превратилась в абсолютную монархию, укрепилось государство, общество оказалось под контролем регулярного государства.
Основные изменения административной системы:
1) После смерти в 1700 г. патриарха Адриана царь не допустил выборов нового главы Церкви. В 1701 г. был восстановлен Монастырский приказ, установивший контроль государства за землями и доходами монастырей.
В 1721 г. Пётр I упразднил патриаршество. Для управления Церковью был учреждён Святейший синод. В результате церковь была полностью поставлена под контроль государства.
2) Объявление императора высшим судьёй в духовных делах окончательно ставило Церковь в подчинённое положение. Была даже предпринята попытка ограничить тайну исповеди. Феофан Прокопбвич в1721 г. составил Духовный регламент, обосновывающий и оправдывающий зависимое положение Церкви от абсолютного монарха.
1. В чём были преимущества русской армии? 2. Почему России был необходим военно-морской флот? 3. В чём была суть военной реформы?
1. Почти однородная по национальному составу, русская армия уже вскоре после своего возникновения не уступала в выучке иностранным наёмным войскам. По силе же духа она превосходила многих. Во время войны со шведами русская пехота не уклонялась от страшного штыкового боя, в который избегали вступать солдаты-наёмники.
2. Будучи государственником, Пётр I хорошо понимал, сколь необходимо России иметь флот. Флот обеспечивал выход в моря и процветание торговли и экономики. Флот защищал Отечество, ставшее одним из лидеров Европы 18 в.
3. Военные реформы потребовали изменения принципов комплектования армии (рекрутская повинность), организации обучения офицерского корпуса, строительства заводов и мануфактур для обеспечения армии и флота. Внутренняя жизнь армии регулировалась специальными документами — в первую очередь Уставом воинским. Регулярное государство создало регулярную армию, сменившую дворянское ополчение.
1. Какие повинности в пользу государства несли податные сословия? Какие из них были новыми, появившимися при Петре I? 2.Почему была проведена налоговая реформа? Перечислите её результаты. 3. Какие необходимые меры были предприняты для успешного проведения налоговой реформы?
1. В 1718 г. правительство начало налоговую реформу, заменив подворное обложение, введённое при царе Фёдоре Алексеевиче, подушной податью. С 1724 г. её должны были платить все лица мужского пола, принадлежавшие к тяглому сословию.
2. Петру I хронически не хватало средств на войну и реформы, и он вынужден был изыскивать их, вводя многочисленные новые налоги и повинности. Однако вечно множить подати было нельзя. Следовало коренным образом изменить систему налогообложения. Подушная подать введенная Петром постоянно увеличивалась.
В результате налоговой реформы увеличился и круг налогооблагаемых лиц. Теперь не только крепостные крестьяне, но и ранее свободные люди оказались прикреплены к месту жительства — месту уплаты подушной подати. (посадские люди и однодворцы — бывшие служилые люди с южных окраин, стрельцы, пушкари и др.).
3. Сначала учёт попытались провести на основе сказок — списков, которые представляли сами помещики. Но помещики скрыли огромное число крестьян. Властям пришлось организовать собственную перепись — провести ревизию (перепроверку) данных. Согласно новому порядку налогообложения, подушную подать должна была платить каждая попавшая в перепись «ревизская душа». Одновременно была введена паспортная система. Эта полицейская мера ещё сильнее прикрепила крестьянина к помещику — лишённый паспорта крепостной теперь не мог уйти без разрешения землевладельца даже на заработки.
1. В 1722 г. появилась Табель о рангах, согласно которой каждый дворянин по достижении 15-летнего возраста должен был быть определён на военную или гражданскую службу. Служба была разделена на 14 ступеней, по которым происходило движение вверх — от самого низшего, 14-го класса (прапорщик и коллежский регистратор), до самого высшего, 1-го класса (генерал-фельдмаршал и канцлер). Во внимание принимались исключительно личные качества и заслуги: способности, образованность, рвение, опыт.
2. В 1714 г. Пётр I подписал Указ о единонаследии, согласно которому поместья превращались в собственность их владельцев. Однако давнишняя мечта дворян о слиянии поместья и вотчины была воплощена в жизнь по-петровски: владелец имения получил право передавать земли лишь одному из наследников.
Царь последовательно защищал «государственные интересы», заботясь о том, чтобы имения не дробились, а крестьян, главных налогоплательщиков, не разоряли мелкие помещики. Указ преследовал интересы государства и помещиков.
3. Царь-реформатор пошёл на уничтожение древнего института холопства. Пётр I никак не мог смириться с тем, что тысячи холопов не приносят никакой «государственной пользы», не платят налогов. И царь включил их в число «ревизских душ».
1. Как были связаны между собой Северная война и необходимость
экономических реформ в России? 2. Какие основные отрасли промышленности успешно развивались при Петре I? Объясните почему. 3. Какую политику проводило государство по отношению к отечественной промышленности?
1. Война требовала вооружения армии и флота, необходимы были десятки суконных, железноделательных, оружейных, металлургических мануфактур (причем война шла со Швецией – традиционным поставщиком металла в Россию). Война стимулировала развитие промышленности в стране (построено при Петре 200 мануфактур), Появился новый промышленный район – Урал.
3. Торговая и промышленная политика царя строилась в духе меркантилизма — экономического учения о том, что государство должно заботиться о положительном торговом балансе страны. Одновременно принимались меры, которые должны были защитить российского производителя. Примером таких протекционистских мер стал Таможенный тариф 1724 г.: пошлины на экспорт были снижены, а тарифы на ввоз — увеличены. Так государство защищало отечественную промышленность от иностранных конкурентов.
Вопросы и задания к § 4-5. Обновлённая Россия
1. Подтвердите фактами, что необходимость проведения реформы системы управления зародилась ещё в XVII в. Почему в начале XVIII в. эта необходимость стала ещё острее?
Система управления была громоздкой, неповоротливой и малоэффективной, например многие приказы дублировали функции других приказов. Боярская Дума состояла из десятков бояр. Алексей Михайлович создал ближнюю тайную Думу. Федор Алексеевич сжег разрядные книги – источник местничества (занимание должности по родовитости). Кроме того, в 17 веке произошло множество бунтов поводом которых послужили казнокрадство и коррупция.
В начале 18 века необходимость реформирования системы управления обострилась в условиях Северной войны.
2. Какие из Петровских реформ вы считаете наиболее важными? Своё мнение обоснуйте.
3. Почему новая система управления оказалась эффективнее?
Снижено количество учреждений исполнительной власти (13 приказов вместо десятков коллегий). Табель о рангах позволял продвигаться по службе благодаря своим талантам, умениям и трудолюбию, а не знатности. Повысилось качество, профессионализм чиновников и офицеров.
4. Вспомните, какой была система управления государством при предшественниках Петра I. Используя схему на с. 36, сравните старую и новую системы. Какие плюсы и минусы имела новая система управления?
Старая система более проста: царь – патриарх – Боярская дума – Приказы. Новая система очень сложна и разветвлена. Но бюрократии хватало и там, и там. Функции органов управления Петра I раньше выполняли десятки приказов. Одним из плюсов новой системы является появление надзорного органа – прокуратуры.
5. Соотнесите даты, отмеченные на ленте времени, и следующие события:
6.Поработайте с картой (с. 43).
1) Какие новые специализации районов и производства появились при Петре I? 2) В состав какой губернии начала XVIII в. входил ваш населённый пункт? Какой была специализация вашего района?
7. Выберите ответ на главный вопрос урока. Обоснуйте свой выбор. Проведённые реформы — это обновление или модернизация?
А. Реформы в области управления и экономики не привели к кардинальному изменению системы управления, но ускорили процесс дальнейшего развития страны. Хотя некоторые реформы привели к значительным переменам, но в целом перехода от традиционного типа общества к новому не произошло, а значит, говорить о модернизации нельзя.
Модернизация – это переход от аграрного (традиционного) общества к индустриальному. Реформы начала 18 века, наоборот, препятствовали этому переходу.
Реформы Петра консервировали традиционную систему общественных отношений, придав ей европейский лоск. Введение рекрутской повинности и налоговая реформа укрепили систему крепостного права, в результате крепостничество просуществовало в стране еще почти двести лет, став основным тормозом модернизации. Основой развития промышленности было так же крепостное право.
Петровские преобразования. Реформы Петра I. Абсолютизм
Содержание:
В конце XVII века было ясно, что Россия отстаёт от европейских держав. Отставание в развитии обусловливалось неразвитостью экономики, военной сферы, культуры. Российский правитель Пётр I понимал, что страна нуждается в реформах.
Петровские преобразования
Первым действием Петра I стало укрепление южных границ России. С этой целью в 1695 году царь решил взять турецкую крепость Азов. Попытка была неудачной. Правитель понял, что для ведения победных военных действий, а также для защиты государства нужен флот. Пётр I немедленно приступил к его построению. В качестве места построения был выбран Воронеж. Строительство шло в ускоренном темпе. Всего за год удалось построить 2 больших судна, около 20 галер, около 1000 барок. За это время возросла и численность сухопутной армии. Уже в 1696 году Петр I предпринял вторую попытку взятия Азова. На этот раз крепость перешла в руки русской армии.
Следующим действием царя стала поездка в Европу в составе Великого посольства 1697-1698 годов. Целью посольства был поиск союзников для войны с Турцией. Во время поездки царь посетил:
В Европе русский царь вызывал недоумение. Он всё хотел попробовать сам, своими руками. В Голландии и Англии он под видом урядника Петра Михайлова нанялся плотником на судостроительную верфь. Он хотел самостоятельно пройти все стадии строения корабля. Также его интересовали многие другие области: артиллерия, медицина, изготовление бумаги. Удивление вызвало то, что ему нужно было всё попробовать самостоятельно, всему научиться и научить своих людей.
Различных мастеров Пётр и уговаривал ехать в Россию. Многих уговорить получилось. Но главной цели достигнуть не удалось. Этому помешал бунт стрельцов, организованный царевной Софьей.
Вернувшись домой, Петр I немедленно занялся этим вопросом. Однако он не оставил идею модернизации России по европейскому образцу.
Реформы Петра I
Реформы, проводимые Петром I, имели масштабный характер. Преобразования коснулись многих областей. Еще одной отличительной чертой было то, что правитель не имел конкретного плана действий. Все преобразования проводились бессистемно.
Военная реформа
Была сформирована регулярная армия, созданы рекрутские наборы. Офицеры стали проходить специальную подготовку. Старое снаряжение и экипировка заменялись на новые, по европейскому образцу. В военных преобразованиях Петр I отличился тем, что построил военно-морской флот. Общая численность армии на фоне изменений достигла 200000 человек.
Реформа государственного управления
В 1711 году Боярская дума была заменена на Сенат. В него входили 9 самых приближенных к царю чиновников.
В 1722 году у Сената появился руководитель – генерал-прокурор.
Что касается местного управления, были созданы 8 губерний, которые делились на провинции и уезды.
Приказы заменились коллегиями. Первые коллегии:
Каждая коллегия имела право заниматься только вверенными ей делами. Позднее по мере необходимости создавались и другие коллегии.
Церковная реформа
В церковном управлении царь тоже провел изменения. В 1721 году для этой цели он создал Святейший синод. Это было нужно, чтобы подчинить церковную власть. Отныне за работой церкви следил обер-прокурор.
Социальная реформа
В 1714 году был издан «Указ о единонаследии», согласно которому дворянское поместье с Боярской вотчиной объединялись в один класс. Вотчины отныне передавались к одному из сыновей, а остальные сыновья отправлялись либо в армию, либо на флот, либо на государственную службу.
В 1722 году введён «Табель о рангах», согласно которому разделялись придворная, гражданская и военная службы. Был определён порядок прохождения государственной службы.
Культурные реформы
Происходило создание школ различных направлений, появилась Академия наук. Выезд за границу для получения образования поощрялся.
При Петре I стала издаваться первая регулярная газета – «Ведомости». Появился музей – Кунсткамера.
Интересный момент! 1699 год стал самым коротким для русских людей. Он длился всего 4 месяца. В это время Петром I было перенесено празднование Нового года с 1 сентября на 1 января. Также был принят Юлианский календарь. До этого страна жила по Византийскому летоисчислению. По этой системе 1699 год приходился на 7208 год. А 7209 год так и не наступил из-за перехода на Европейское летоисчисление. Вместо него наступил 1700 год.
Экономические реформы
Происходило развитие промышленности. В этом вопросе выделились Урал и Петербург. Успехи были достигнуты в следующих областях:
Появилось много новых отраслей, например, судостроение. Со временем из промышленников стал образовываться костяк буржуазии.
Итогом реформ стало то, что Россия приблизилась в развитии к европейским государствам. Военная мощь страны заметно возросла.
Однако были и отрицательные стороны. Противостояние между верхними и нижними слоями общества усилилось. Обострился вопрос крепостничества.
Абсолютизм
Итогом проведенных реформ стал абсолютизм. Это явление означает сосредоточение всей полноты власти в руках одного человека – монарха.
Позднее абсолютизм существовал еще при нескольких поколениях Романовых, пока развитие общественной мысли не положило ему конец.
Реформа политической системы России
После рассмотрения теоретических вопросов следует проанализировать реформу политической системы России 90-х гг. ХХ века. В результате реформ: 1) был реализован принцип разделения властей; 2) появились новые властные структуры (институт президентской власти, Конституционный Суд; двухпалатный парламент – Федеральное Собрание, палатами которого являются: Государственная Дума и Совет Федерации; сформировалась многопартийная основа политической системы. Эти изменения нашли отражение в Конституции Российской Федерации.
С приходом к власти на пост Президента РФ в 2000 году В.В. Путина была усилена вертикаль власти, введены политические округа, куда были назначены полномочные представители президента. Следует обратить внимание на то, что процесс реформирования политической системы проходил противоречиво и имел ряд особенностей. Власть перераспределялась в пользу исполнительных органов власти и ограничения функций законодательной власти. Это привело к нарушению равновесия в системе власти. Большинство политических партий России не имеют достаточного авторитета ни в обществе, ни во власти. Осуществляется трансформация политической системы от системы конкурентной олигархии к делигированной демократии. Происходит перераспределение властных полномочий от теневых структур к официальным. Существенным шагом власти по налаживанию взаимодействия с обществом явилось создание в 2004 году такой общественной структуры, представляющей интересы граждан, как Общественная палата.
ТЕМА 5. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО
План изучения темы
Понятие гражданского общества в политологии, его
Признаки, взаимосвязь с государством.
Природа и сущность государства, его функции.
Формы государства.
Понятие гражданского общества, его признаки, взаимосвязь с
НЕОБХОДИМОСТЬ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ В РОССИИ В НАЧАЛЕ XXI в.
Россия за последнее десятилетие пережила несколько кризисов или, может быть, один кризис, но проявляющийся в разных областях и отражающийся в разных зеркалах. Часто возникает вопрос о «постсоветском кризисе идентичности», об исторической преемственности нашей нынешней государственности и о том, являются ли границы РФ естественными и справедливыми. Еще один нерешенный вопрос – это отсутствие консолидированной власти или, точнее, проблема соотношения власти политической и власти административной. Ключ к решению важнейших политических проблем и консолидации российской власти – а это единственный способ справиться с впечатляющими вызовами XXI в.
Изменения, происшедшие и происходящие в современном мире, обусловлены необходимостью творческого осмысления исторического опыта, пересмотра многих существующих воззрений и теорий, разработки новой парадигмы общественного развития.
Ближайшая задача в области политической модернизации – «перезапуск» механизмов политической конкуренции. Его основные параметры:
• политически активные граждане должны получить возможность выбора путей для реализации своих устремлений – либо в рамках «партийной демократии» доминирующей партии, либо в одной из оппозиционных партий. Это позволит включить здоровые силы оппозиции в реализацию модернизационного проекта: многие идеи модернизации разделяются либеральными оппозиционными структурами;
• вертикаль исполнительной власти должна обрести политическое мышление. Это подразумевает режим реального обсуждения решений с законодательной властью, умение вести диалог с оппозицией и адекватно реагировать на ее критику, обретение не только высшими руководителями страны, но и всем «верхним этажом» власти навыков публичной политики – умения «продавать» свои решения общественному мнению. В то же время исключается выход за рамки должностных полномочий с целью создания односторонних преимуществ одной партии с использованием административного ресурса;
• зарегистрированные политические партии вырабатывают и соблюдают консенсусно созданные правила поведения – своеобразный «пакт о национальном согласии». Смысл его в том, чтобы гарантированное исполнительной властью расширение политической конкуренции до нормальных пределов встретило ответные обязательства партий по содержанию и формам своей деятельности.
• параллельно должен начаться новый этап административной реформы и реформы государственной службы, внедряющий основы подотчетности бюрократии политическому руководству и меритократии. Такой «перезапуск конкуренции», с одной стороны, сохранит рамки управляемости политической системы со стороны политического руководства страны, а следовательно, поможет оптимально использовать инструментарий модернизации, с другой стороны, обретаемые навыки политического плюрализма создадут политическую рамку для модернизации, поскольку откроют каналы мобильности, ослабят бюрократическое давление на предпринимателей, запустят механизмы ненасильственного урегулирования конфликтов.
Постановка означенных задач четко указывает на необходимость политической воли руководства страны: только оно может послать бюрократии достаточно сильные сигналы и добиться их выполнения.Если «политический класс» откликнется на действия, расширяющие каналы конкуренции, то образуется «встречное движение снизу», котороесобственно и составит суть реформы политической системы.
Должна быть начата реформа законодательного процесса. Как и во многих других случаях, речь идет не о формальном изменении институциональных рамок, а об изменении стиля и содержания работы, для чего:
• шире практиковать парламентские слушания и активизировать (пусть и несовершенный) механизм парламентских расследований;
• вести прямую трансляцию всех открытых пленарных заседаний Думы в Интернете;
• исключить практику «ускоренного» приема законопроектов, особенно во втором чтении, чтобы на законопроект успели отреагировать все субъекты законодательной инициативы;
• обязать всех членов правительства и руководителей федеральных служб и агентств не реже одного раза за сессию выступать в Думе на «правительственном часе».
В настоящее время для большинства современных россиян стал очевидным тот факт, что существующая в РФ политическая система находится в состоянии глубокого кризиса, является крайне нестабильной и временной. Отсутствие четко сформулированной национальной идеи и стратегии национального развития, в совокупности с отсутствием в России гражданского общества и фактической подменой его «обществом масс», остро ставит вопрос о самом факте, ближайших перспективах существования РФ [7].
В современном российском обществе практически полностью отсутствует вертикальная социальная регуляция. Выборы свелись к борьбе различных выборных грязных технологий и манипуляций, приобретя характер тягостной формальности, не отображающей реальную обстановку в стране и не способствующей её стабилизации. Власть оказалась практически полностью оторванной от не испытывающих доверие к ней своих собственных граждан, находящейся в состоянии перманентного кризиса. Помимо внутриполитических причин ситуация обострилась наличием ряда внешнеполитических факторов и угроз, продолжающейся борьбой за сферы влияния, ресурсы и рынки сбыта [11].
Для исправления данной ситуации необходимо осуществление широкомасштабных политических реформ, которые явились бы единственным гарантом обретения стабильности и преемственности власти, а также условием воссоздания в России основ существования гражданского общества. Различные проекты по осуществлению политических реформ в Российской Федерации условно следует разделить и классифицировать на два типа – стратегические и тактические.
К стратегическим проектам политических реформ следует отнести реформы направленные на:
1) разработку и принятие четко сформулированной идеи, стратегии национального развития, базирующихся на определённых идеологических установках, системе и иерархии традиционных базовых ценностей общества, определении выбора приоритетов национального развития [1];
2) воссоздание основ существования и функционирования гражданского общества и его институтов, повышение статуса и роли гражданина в политическом процессе [4];
3) кардинальное изменение государственного строя РФ; смену форм осуществления государственной власти (с олигархической и охлократической на демократическую или монархическую); принципов и механизмов формирования различных органов государственной власти [16].
Одним из первых шагов в этом направлении является подготовка и внесение ряда изменений и дополнений в Конституцию РФ и ряд федеральных, а следом уже и региональных, законов, например, об исключении из Конституции РФ положения о «деидеологизации» [20], т.е. о том, что никакая идеология не может быть признана государственной идеологией (п. 2 ст. 13), так как данное положение, уместно принятое в условиях борьбы с остатками тоталитарного прошлого, в настоящее время, фактически, является своеобразным правовым барьером, тормозом для дальнейшего национального развития и проведения политических реформ [14].
К тактическим проектам политических реформ следует отнести реформы, не связанные с кардинальным изменением государственного строя РФ, форм осуществления власти и принципов и механизмов формирования органов государственной власти, но способные оказать определённое положительное воздействие или создать его видимость, на некоторое время реанимировать существующие политические институты и механизмы [30].
Особенностью избирательного процесса в последние годы явился массовый абсентеизм граждан РФ. Большинство граждан не доверяют существующей политической системе, в силу чего сознательно уклоняются от выполнения своих гражданских обязанностей и принципиально игнорируют выборы, не доверяя их результатам [41]. Многочисленные нарушения и применение «грязных» технологий в избирательном процессе, на которые закрывали глаза контролирующие органы, только убеждали их в правильности подобной позиции. Произошедшие не так давно отмена обязательного порога явки и исключение графы из бюллетеня «против всех» указывают на кризис не только избирательной, но и всей политической системы РФ, подчеркивая, что в России гражданское общество так и не сложилось.
Реформа Путина содержала следующие шаги:
· создание новых административно-территориальных образований – федеральных округов. Курировали их деятельность полномочные представители президента, их заместители, а также главные федеральные и федеральные инспектора со своими аппаратами;
· изменение статуса губернаторов, глав местного самоуправления;
· изменение принципа формирования верхней палаты Федерального Собрания – Совета Федерации;
· создание Государственного совета [43].
Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 28 ; Нарушение авторских прав