Харатьян сейчас чем занимается
Дмитрий Вадимович Харатьян
Фото Все
Видео Все
Дмитрий Харатьян. Когда все дома с Тимуром Кизяковым
Дмитрий Харатьян — биография
Дмитрий Харатьян один из немногих романтиков советского кинематографа, которого просто обожали женщины всех поколений. Он сыграл очень много персонажей, причем все они в основном были положительными, настоящими романтиками, смелыми и обаятельными.
Слава к Дмитрию Харатьяну пришла в 17 лет, после того, как он снялся в картине «Розыгрыш», а закрепилась фильмом «Гардемарины, вперед!».
Детство
Родился Дмитрий Харатьян 21.01.1960 года в небольшом узбекском городке Алмалык недалеко от Ташкента. И папа и мама мальчика были инженерами. Папу звали Вадим Мкртичевич, по национальности он был наполовину армянином, работал преподавателем технического института. Мама мальчика – Светлана Тизенко была русской, уроженкой Архангельска. На протяжении 10 лет она входила в депутатский совет города Красногорск под Москвой.
Фото: Дмитрий Харатьян в детстве
У Дмитрия Харатьяна очень интересная родословная. Папины армянские предки были владельцами торгового дома «Тарон», в Мегри. Дедушка по маминой линии был дворянином, его мать приходилась внучкой русскому морепроходцу Степану Гомзякову, сведения о котором содержит энциклопедия «Русская Америка». Родной брат дедушки Борис Тизенко был гардемарином, проходил службу на судне «Петропавловск» в звании лейтенанта. В 1917-м его расстреляли матросы, так как он отказался признавать мятежником генерала Корнилова. Род Тизенко принадлежит к военно-морской династии.
В 1961-м Вадиму Харатьяну выделили жилье в Липецке. В 1963-м семья поселилась в Красногорске под Москвой, где Дмитрий провел всю свою жизнь. Когда Диме было всего шесть лет, родители расстались.
В детстве Дима был очень скромным мальчиком. Учиться он не любил, ему не нравилось много времени проводить за уроками, поэтому успеваемость было не очень хорошей.
Дима полюбил спорт, особенно хоккей, и даже пытался попасть в команду. Но из-за тоненького телосложения ему отказали – в команде нужны были крепкие, тренированные парни.
Вторым увлечением юного Дмитрия была музыка. Он виртуозно играл на гитаре и прилично пел. Впервые его талант оценили во время пребывания в лагере под названием «Метеор». Все, кто слушал, единогласно пришли к мнению, что мальчик несомненно талантлив, и что эти способности нужно развивать. Когда парнишке исполнилось 13, он уже был руководителем ансамбля «Аргонавты».
Кино в биографии Харатьяна появилось в выпускном классе. Вместе с одноклассницей Галей, которая мечтала стать артисткой, Дима пришел на киностудию. Он пытался просто поддержать девушку, и сам оказался в числе тех, кого взяли на пробы. В итоге одноклассница получила эпизодическую роль, а Дмитрий стал главным героем картины «Розыгрыш», режиссера Владимира Меньшова. Его персонаж Игорь Глушко играл на гитаре и пел, причем так мастерски и проникновенно, что сразу полюбился зрителю. Из никому неизвестного школьника, Дмитрий Харатьян сразу стал звездой, а композиция «Когда уйдем со школьного двора» настоящим хитом.
Юность
Дмитрий оказался окружен поклонницами, которые не давали жизни юному дарованию. Но это испытание славой он прошел успешно. Парень совершенно не собирался в театральный, ему хотелось продолжить дело родного дяди, и стать доктором. Но когда он решил поступать в медицинский, то понял, что просто не сдаст экзамены, потому что знания по многим предметам элементарно отсутствовали. Сказалось нежелание учиться в школьные годы.
Фото: Дмитрий Харатьян в юности
Харатьян решил попытать счастья в театральном, благо опыт съемок у него был, причем достаточно успешный, да и школьные предметы сдавать на вступительных экзаменах не нужно. Он был уверен, что поступит в Щукинское училище, поэтому даже не особо готовился к предстоящим испытаниям. И напрасно – провал был таким неожиданным, что выбил юношу из колеи. Чтобы чем-то себя занять, парень записался к геологам в экспедицию, и оказался в пустыне Кызыл-Кум.
В 1978-м Дмитрий вернулся со своего похода и стал студентом театрального училища им.Щепкина. Он попал в мастерскую к М.Цареву и Р.Солнцевой. Через 4 года Харатьян успешно закончил свое обучение и получил долгожданный диплом.
Фильмы
Дмитрий Харатьян продолжил сотрудничество с кинематографом, и буквально с первого курса начал сниматься. Картина называлась «Фотографии на снегу», и вышла она в 1978-м. Потом были еще фильмы, самыми интересными из которых можно назвать «Плывут моржи», «Школа», «Люди на болоте». Кстати, в этой ленте он сыграл отрицательного персонажа, которых в его фильмографии было совсем немного.
Сразу после окончания вуза Дмитрию предложили роль в картине «Зеленый фургон», где он сыграл главного героя Володю Патрикеева, начальника отделения милиции в Одессе. Харатьяну посчастливилось в этом фильме сниматься вместе с прославленными актерами – Б.Брондуковым, Александром Соловьевым, Э.Марцевичем, Александр Демьяненко.
После этой картины у Дмитрия появилось определенное амплуа. Для всех он стал романтическим героем и комедийным актером. Параллельно с этим фильмом, Харатьян снимается в картине «Скорость», снятой режиссером Г.Яковлевым.
Пробовался Дмитрий и на роль главного героя в ленте «Мы из джаза», но его не взяли. Более органичным исполнителем этой роли оказался Игорь Скляр.
Дмитрия Харатьяна призвали в армию в возрасте двадцати четырех лет. Он мог бы спокойно «отмазаться» от службы, ведь в то время его имя было уже достаточно известным, но не стал этого делать. Местом службы актера стала пожарная часть №5103 г.Москвы, в которой он столкнулся с «дедовщиной», с унижениями, и даже побоями. Но он никогда не жалел, что прошел такую суровую школу выживания.
В 1987-м у Дмитрия был настоящий звездный час. Именно в этом году на экраны вышла картина «Гардемарины, вперед!», режиссера Светланы Дружининой. Ему досталась главная роль – Алеша Корсак, после которой он стал настоящим кумиром многочисленных поклонниц. Сразу на роль Корсака был утвержден актер Юрий Мороз, но он вынужден был отказаться, потому что занимался дипломным спектаклем. Тогда муж режиссера Дружининой А.Мукасей показал супруге фото Харатьяна и настоял на том, чтобы его попробовали на роль. Картина была очень популярной, ее смотрели и пересматривали по многу раз, а Харатьян навсегда стал ассоциироваться с Корсаком.
В 1989-м Дмитрия пригласили еще в один интересный проект – комедию «Частный детектив, или Операция «Кооперация», по сценарию А.Инина. Харатьяну досталась одна из главных ролей, две другие сыграли актеры Роман Мадянов и Спартак Мишулин.
Кризис кинематографа в 90-х годах прошел мимо Дмитрия Харатьяна, он продолжает сниматься. В 1990-м его позвали в комедию «Мордашка», в 1991-м он работал над продолжением приключенческой ленты о гардемаринах. Продолжение получило название «Виват, гардемарины!». В этой ленте были задействованы звезды советского кино – Людмила Гурченко, Михаил Боярский, Кристина Орбакайте.
В 1993-м карьера артиста не только не меркнет, но и идет в гору. Дмитрию предложили роль в картине «Черный квадрат», режиссера Ю.Мороза, где его партнером стал Юрий Соломин. Потом была лента «Новый Одеон», снятая А.Эйрамджаном, в которой он снимался вместе с А.Пакратовым-Черным. Параллельно шли съемки комедии «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», режиссера Л.Гайдая, картины «Сердца трех», по произведению Джека Лондона, и еще одном продолжении истории гардемаринов – «Гардемарины-3».
В том же 1993-м на экраны вышла еще одна картина с участием Харатьяна – «Тайна королевы, или мушкетеры 30 лет спустя», где актеру предстояло сыграть сразу двух противоположных героев – он стал французским королем Людовиком XIV, и его братом-близнецом.
Со средины 90-х и до начала нового века актер снялся еще в нескольких десятках картин, лучшими из которых стали «Жених из Майами», «Королева Марго» и «Каменская».
В новом веке зрители увидели любимого артиста в новом амплуа – из романтического героя он превратился в обаятельного негодяя. Харатьяна можно было увидеть в сериалах «Маросейка, 12», «Другая жизнь», «Тяжелый песок», «Московская сага». Не отказывается Дмитрий и от мелодрам, так в его активе появляются ленты «Самара-городок» и «Тебе, настоящему».
В начале 2000-х Харатьян снялся в комедии «Супертеща для неудачника», которую поклонники назвали самой лучшей его работой в новом столетии. Успех комедии был гарантирован участием и другого талантливого актера — Михаила Ефремова.
В 2006-м на экраны вышел двенадцатисерийный сериал «Иван Подушкин. Джентльмен сыска», в котором Харатьян сыграл главного героя. В 2007-м поклонники могли насладиться просмотром продолжения этого сериала.
В 2008-м зрителей ждал сюрприз от Дмитрия Харатьяна – режиссер А.Кудиненко снял мелодраму «Розыгрыш», основой для которой послужил дебютный фильм любимого актера.
Из последних работ актера нужно отметить четырехсерийную мелодраму «Боцман Чайка» и сказку «Тайна Снежной королевы», снятую режиссером Натальей Бондарчук.
В начале нового века Харатьян не только снимался в кино, но и был продюсером некоторых проектов. Одним из них стал фильм «Атлантида», снятый А.Павловским, который получил специальный приз на кинофестивале «Кинотавр». Через два года после этого Харатьян стал продюсером картины «Долгое прощание», режиссера Сергея Урсуляка, а в 2014-м в сотрудничестве с режиссером Ю.Морозом выпустил картину «Форт Росс: в поисках приключений».
Театр
Театральная биография Дмитрия Харатьяна началась в середине 90-х, года ему было уже 35. Это была сцена театра им.Моссовета, а постановка называлась «О мышах и людях». Режиссером спектакля стала Е.Суржикова.
Фото: Дмитрий Харатьян в театре
Потом Харатьян играл в антрепризе «Нина» в театре Ленком и блистал на подмостках Театра наций.
В 2002-м Дмитрий Харатьян был занят в спектакле театра им.Вахтангова под названием «Халам-буду, или Заложники любви». В 2004-м снова вышел на сцену этого театра, на этот раз в постановке «Веселые ребята», где ему досталась роль Кости Потехина.
В 2009-м актер сотрудничает с театральным домом «Миллениум», где участвует в спектакле «Ханума».
Последней работой на театральных подмостках на сегодняшний день стала роль капитана Маклеода в мюзикле «Любовь и шпионаж»
Музыка
У Дмитрия Харатьяна очень хороший голос, который он с удовольствием демонстрирует публике. Его голосом поют герои постановок, картин и мюзиклов.
Первой композицией в музыкальной карьере актера стала песня к картине «Зеленый фургон», музыку к которой написал известный композитор Максим Дунаевский. Потом он пел в «Гардемаринах», и в других интересных проектах. Его чудесный голос сопровождает рок-оперу «Идут белые снеги».
В 1995-м Дмитрий выпустил два компакт-диска под названием «Склонность к дождю» и «Здравствуй, если ты далеко…»
Выступает Дмитрий Харатьян и с сольными концертами, включая в свой репертуар песни Андрея Макаревича, группы «Битлз», Булата Окуджавы, Юрия Визбора, Владимира Высоцкого.
Не отказывается актер и от участия в разных шоу, куда его приглашают, как исполнителя.
Личная жизнь
Первой женой Дмитрия Харатьяна стала Марина Бугримова, такая же студентка театрального, как и он, на которой он женился в 1980-м. Их совместная жизнь началась годом ранее, а потом они все же узаконили свои отношения. Этот брак по мнению Дмитрия был самым необдуманным поступком в его личной жизни. Ему просто стало жаль Марину, девушку из провинции, которая вместе с семьей получала московскую прописку и могла рассчитывать на работу в столичном театре.
Фото: Дмитрий Харатьян с семьей
В 1984-м у них родилась дочка Саша. Дмитрий так и не стал настоящим отцом, он начал сильно выпивать, и Марина была вынуждена подать на развод. Свою лепту в развале семьи сыграли и поклонницы, которые после «Гардемаринов» буквально висли на любимом артисте.
Изменения в личной жизни Харатьяна произошли в 1989-м, когда он встретил актрису Марину Майко. Девушка в свое время победила в конкурсе «Мисс Тирасполь», и тоже была студенткой театрального. Они прожили семь лет в гражданском браке, пока Марина не забеременела. После этого они быстро расписались, а в 1998-м стали родителями сына Ивана. Парень продолжил дело отца, уже снимался в нескольких проектах, и закончил русскоязычную школу на Мальте.
Харатьян сеогодня
В 2017-м на экраны вышел фильм «Гардемарины 1787», снятый режиссером Дружининой. Харатьян снова стал Алексеем Корсаком, только уже постаревшим. Вместе с ним снимались те же актеры, что и раньше – Александр Домогаров, М.Мамаев, М.Боярский, Ольга Машная.
Дмитрий Харатьян занимается озвучиванием зарубежных мультфильмов. В «Тачках 3» он озвучил Молнию Маккуин.
Избранная фильмография
Дочь уехала из России с иранцем, а сын учится во ВГИКе: как сложилась судьба детей Дмитрия Харатьяна
Немудрено, что на его шею стали вешаться девицы. Но начинающий актер уверял, что не спешил с каждой прыгать в койку. Из-за психологической травмы: в 17 лет он лишился невинности с подружкой невесты своего товарища.
Но Буримову скованность Дмитрия только распаляла. Она сделала все, чтобы красавчик стал ее.
21 января 1984-го, в 24-й день рождения Дмитрия, Буримова родила ему дочку Сашу. Но появление ребенка брак, увы, не укрепило. Спустя пару лет Харатьян стал регулярно уходить в запои и практически не появлялся дома. В 1988 году жена, пожертвовавшая актерской карьерой ради воспитания дочки, подала на развод. И ушла к другому.
Но Харатьян горевать и не думал. После исторического блокбастера «Гардемарины, вперед!» он стал безумно популярным и был нарасхват как у режиссеров, так и у слабого пола. Был недолгий роман с партнершей по «Гардемаринам» Ольгой Машной, а затем с Мариной Зудиной, с которой вместе снимался в комедии «Мордашка».
Бывшая жена тем временем устроилась учительницей английского в школу на северо-востоке Москвы, где проработала целых 30 лет.
А прошлой осенью Марину Владимировну неожиданно уволили. Ее дочь Александра Харатьян обратилась за помощью к друзьям: не нужен ли кому толковый репетитор.
Странная родственница
Таким человеком для нее стал иранец из Швеции, инструктор по фитнесу и строитель Маджид Майе Хеджилоу. Закрутив роман со скандинавским персом, Александра бросила курить, увлеклась силовыми тренировками, йогой и медитациями.
Александра Харатьян и Маджид Хеджилоу были красивой парой. Фото Instagram
Пять лет назад она переехала к любимому в Стокгольм. Получив вид на жительство и выучив шведский, Александра придумала проводить авторские экскурсии по родине группы ABBA и Карлсона. Вдобавок возглавила «программу поддержки и мотивации» русскоговорящих женщин Швеции. Помогает эмигранткам найти работу и освоиться в чужой стране. Хотя второе ей пока и самой толком не удается.
Периодически вместе с гражданским мужем она навещала родственников в Москве. А в прошлом году к ним впервые приехал знаменитый отец Александры. Харатьян мечтает стать дедушкой. Но забеременеть Саша так и не смогла. А недавно рассталась со своим иранцем и впала в депрессию.
Роман с кубаночкой
Спустя шесть лет Майко и Харатьян расписались, а в 1998-м у них родился сын Иван. Сейчас он учится на режиссерском факультете во ВГИКе. А еще играет на барабанах в группе Aivazovsky, перепевающей в клубах мировые хиты. Уже пару лет Ваня встречается со студенткой Лингвистического университета Полиной Хорошевской. Летом ей исполнится 20. Девушка из Краснодара. Училась там на журналиста, потом перевелась в московский вуз. Сначала жила у подружек, а потом Иван Харатьян предложил переехать к нему.
Полина играет на укулеле (маленькая гитарка) и во время ссор с любимым пишет стихи под псевдонимом Канилопа. Вот, например, из последнего:
Вот этими руками, как всегда.
Прости меня, я снова неправа.
Прости меня, я снова в дураках».
На руке девушки красуется тату со словом «Л Ю Б».
Перед 60-летием Дмитрий Харатьян раскрыл тайну своей моложавости
«Это ежедневный труд»
21 января Дмитрию Харатьяну исполняется 60 лет. Удивительно, но он почти не изменился со времени дебюта в фильме «Розыгрыш» Владимира Меньшова, где его Игорь Грушко сводил с ума девичью аудиторию страны. Спустя десятилетия в ремейке Андрея Кудиненко Дмитрий сыграл отца Олега Комарова — антипода своего юного героя из первого фильма. Возвращаясь к тому, с чего начинал, он навеки стал гардемарином благодаря франшизе Светланы Дружининой и не стесняется звездной роли, как бывает с актерами, ощущающими себя заложниками одной картины. Дмитрий Харатьян едва не сыграл Пушкина в так и не состоявшемся по воле чиновников фильме Марлена Хуциева «Жизнь Александра Пушкина», но успел поработать в последних фильмах Леонида Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-бич опять идут дожди» и «Частный детектив, или Операция «Кооперация». Он отвечал за поколение не только в «Розыгрыше», но и в «Кризисе среднего возраста» Гарика Сукачева. А кроме того, катался на коньках, пел, продюсировал кино, колесил по стране, стал народным, оставаясь при этом вполне молодым человеком.
Фото: Лилия Шарловская
«Мне был 21 год. Я был юным, неопытным, и мне не доверили исполнение роли Пушкина»
— Среди ролей у вас есть так и не сыгранная — Пушкин у Марлена Хуциева. Сам он постоянно вспоминал нереализованную работу «Жизнь Александра Пушкина», где в главной роли видел только вас.
— Я целый год прожил с Пушкиным и Марленом Мартыновичем, который пытался всех убедить, что это моя роль. И почти убедил меня, худсовет «Мосфильма», но только не Госкино. Мне был 21 год. Я был юным, неопытным, и мне не доверили исполнение этой роли. Хуциев закрыл картину в 1981 году, поскольку ему не доверили выбор главного героя. Ему нужен был артист, который мог сыграть Пушкина от 16 до 37 лет. Госкино предложило компромиссный вариант с двумя актерами — одним в юности, вторым — в зрелые годы. Делали пробы, в которых участвовал Сергей Шакуров. Это известный факт. Он очень подходил, когда был моложе. Хуциев его хотел снимать еще за 15 лет до нашей встречи. Я тоже прошел пробы, но… Не сложилось. Тем не менее для меня это судьбоносное время и исторический момент, потому что я познакомился с великим мастером, узнал не хрестоматийного Пушкина, как в школьной программе. Марлен Мартынович хотел снимать не про памятник, а про человека со своими страстями, заблуждениями, страданиями, показать гения, которому надо было как-то справляться со своим даром. Сценарий существует.
— Недавно сын Марлена Мартыновича — Игорь Хуциев — опубликовал киноповесть о Пушкине.
— Я этого не знал. Мощный был сценарий. Год шли пробы. Судьбоносной могла быть роль. Но, наверное, все, что ни делается, то к лучшему. Осталась легенда. Неизвестно, как сложилась бы моя судьба, сыграй я Пушкина. Было ли бы потом что-то другое — «Гардемарины», «Зеленый фургон»… Конечно, Пушкин у каждого свой, и была большая опасность, что не всем в нашей трактовке он придется по душе. Недавно я побывал на Неделе российских фильмов в Тбилиси, где прошел потрясающий вечер памяти двух работавших в России и ушедших в 2019 году грузин — Марлена Хуциева и Георгия Данелии. В нем участвовали Станислав Любшин, Ольга Машная, Галина Данелия — вдова режиссера. Показали фрагменты фильмов, фотопробы нашего несостоявшегося «Пушкина». Теперь я пою песню Окуджавы «На фоне Пушкина снимается семейство…»
— Много было упущенных возможностей? Хотя слово «упущенные» в данном случае не подходит. Вы больше приобрели, наверное, чем потеряли.
— Были две большие знаковые роли, которые я мог бы сыграть и был даже на них утвержден. Карен Шахназаров хотел меня снимать в фильме «Мы из джаза», но худсовет предложил провести еще пробы с Игорем Скляром, на которые я не приехал, потому что меня не отпустили со съемок в Белоруссии, и я потерял эту роль. Игорь Скляр там прекрасен, он попал в образ. Это абсолютно его роль. В 80-е годы был еще остросоциальный фильм «Оглянись!» Аиды Манасаровой про молодого негодяя со своей философией. Пробовался я и в «Подростке» Евгения Ташкова по Достоевскому, но режиссер хотел снимать в главной роли своего сына, и мы все понимали, что будет играть Андрей Ташков, а не кто-то другой.
Но роптать на судьбу — Бога гневить. Я счастливый, обласканный ролями актер. Моя творческая судьба складывается удачно, по крайней мере, до сегодняшнего дня. Я благодарен всем своим режиссерам. Наверное, что-то могло быть иначе. Какие-то роли я, возможно, не сыграл, зато сыграл другие. Среди них были знаковые и важные не только для меня, но и для публики, и они еще долго будут жить.
— Хорошо помню ваш дебют в «Розыгрыше», когда сама училась в школе. Сейчас сложно представить такое ошеломляющее событие.
— Это был действительно сокрушительный успех. Никто такого и не ожидал, даже сам Меньшов. Он взял никому не нужный сценарий, пролежавший несколько лет в портфеле «Мосфильма». А он с амбициями пришел из мастерской Михаила Ромма. «Хочешь снимать — бери», — предложили ему обреченный материал. В то время, в середине 70-х, было два мощных фильма — «Розыгрыш» и «Ключ без права передачи» Динары Асановой. Картина Меньшова разорвала страну, а песню «Когда уйдем со школьного двора под звуки нестареющего вальса» я до сих пор пою. Все выпускные вечера с ней связаны. Она стала для нескольких поколений ритуальным прощанием с детством и школой. Очень повезло мне в начале пути. Так часто бывает по молодости. Мы знаем немало судеб, как у Вити Косых, снявшегося в «Неуловимых мстителях». Можно назвать еще ряд имен тех, кто ярко снимался в детстве, а потом затухал и пропадал. У меня в этом смысле судьба счастливо сложилась.
— Вам везет и с возвращением в прошлое. После «Розыгрыша» был «Розыгрыш-2».
— Вы имеете в виду и «Зеленый фургон», и «Гардемаринов»? Видимо, и авторам, и зрителям нравится это возвращение, хотя оно опасное и рискованное. В одну воду дважды не войти. Всегда будут сравнивать с первоисточником, которому продолжение чаще всего проигрывает. Хотя бывают редкие исключения. «Зеленый фургон» Сергея Крутина, который только что показали по телевидению, — совсем другая история. Мнения разделились, и я знаю об этом, читаю отзывы. Но я очень доволен работой, не своей, а фильмом в целом. Мой герой, знакомый по «Зеленому фургону» Александра Павловского 1983 года, изменился спустя десятилетия. Мне интересно, что с ним произошло. Только вчера закончил смотреть картину в Интернете. Ожидания у меня были хуже. Можно, конечно, с чем-то поспорить, найти накладки, удивиться, почему за кадром звучит голос не Джигарханяна. Претензии есть, но в целом для меня фильм состоялся. Я доволен этой работой. Помните песню из первого «Зеленого фургона»? «Двадцатый год, двадцатый год — пора надежд, пора невзгод… Альбомы старых фотографий, странички детских дневников, обрывки судеб, биографий, где дружба, ненависть, любовь. Вполне возможно, завтра некто над ними деланно зевнет, довольно миленькое ретро, а это был двадцатый год». Так что песня опять актуальна.
«Все кризисы пережил, и сейчас мне не до этого»
— Часто ли ваши ожидания совпадают с тем, чего хотят от вас современные режиссеры? Что вам предлагают сегодня?
— Я придумал формулу в ответ на вопросы о том, не снимаюсь или меня не снимают. Меня хотят снимать, но я не снимаюсь в том, в чем меня хотят снимать. Исключения — два сиквела: «Гардемарины» и «Зеленый фургон», ставшие продолжением историй моих героев. Мне действительно интересно, что с ними произошло дальше, какими они стали. А предлагают в основном однолинейные образы обаятельных мерзавцев, чиновников, бизнесменов с двойным дном. Как после того, что уже сыграно, соглашаться на проходные и не представляющие никакого для меня интереса роли? Ни по возрасту, ни по актерским амбициям, ни по жизненным принципам это непозволительно. Конечно, чаще всего хотят использовать мой бэкграунд, романтизм прежних положительных героев, сделать из них отрицательных, монстров и убийц. Мне это совсем неинтересно. За последнее время ничего такого, что зацепило бы, из предложений не было, хотя их было достаточно.
— Но вы же артист, вам надо работать.
— Мы говорим о том, что мне предлагают, и в чем я не хочу сниматься. А работаю я очень много, выступаю. С чего начал, к тому и пришел. У меня большая и красивая концертная программа со своим музыкальным коллективом. Это скорее моноспектакль, где я читаю стихи, пою, рассказываю, показываю фрагменты из фильмов. Кроме этого есть еще и телевидение. До недавнего времени я работал в антрепризе. Сейчас решил сделать паузу, потому что много концертной деятельности. В последние годы я постоянно снимался в фильмах, о которых мы с вами говорим — в сериале «Зеленый фургон» и «Гардемаринах», будет и продолжение съемок «Гардемарины-4» у Светланы Дружининой. Помимо этого руковожу фестивалем детского и семейного кино «Солнечный остров», который сам придумал. Уже в четвертый раз проведем его в Евпатории — детской здравнице с дореволюционных времен, где не так много культурных событий.
— Как-то в Кисловодске бушевал ураган, полгорода затопило, не было электричества, а вы все-таки начали концерт, потому что люди на площади не расходились.
— Вы меня не героизируйте. Да и нет в этом никакого героизма. Я тогда колебался, не знал, как поступить. Но когда мы приехали, ливень уже заканчивался. Не знаю, каковы его последствия, но люди были, и выступление прошло хорошо.
— Сбежите в дни юбилея, как многие ваши коллеги поступают?
— Никуда не убегу. Это вы зря. У меня два концерта. 21 января, в мой день рождения, — в Петербурге, где я с питерскими друзьями и товарищами Михаилом Боярским, Вячеславом Бутусовым, Светланой Сургановой, Татьяной Булановой, Анастасией Мельниковой и ребятами из «Ментов» — Сергеем Селиным и Сергеем Кошониным — отмечу свой юбилей. 25 января будет концерт в моем родном городе Красногорске с участием детской Школы гардемаринов. Мой концертный тур продолжится в Белоруссии, Прибалтике и нескольких европейских городах.
— В общем, возраст не помеха, и даты вас не пугают.
— Чего уж тут бояться? Наоборот, нужно отдаться течению жизни, продолжать с ней роман. Он ведь не закончен, мы просто подводим промежуточные итоги. Я верю в цифры, а они у меня зеркальные. Родился в 1960-м, и мне исполняется 60, то есть получается 120. Цифры 1 и 2 повторяются. Я родился 21-го.
Главное, чтобы было здоровье, а оно в основном в наших руках. Физической культурой я занимаюсь давно и ежедневно. По полчаса играю в теннис, хожу в тренажерный зал, плаваю. Очень своевременно сработал инстинкт самосохранения, вовремя подсказал, что надо не разрушать, а созидать. Очень важная составляющая для актера и человека — качество жизни, которое зависит от здоровья. Казалось бы, прописные истины, о которых мы знаем, но не придерживаемся их, к сожалению. И я тоже. Не могу сказать, что сам я геройский герой. Тем не менее стараюсь соответствовать, и это уже система по отношению к жизни, людям, себе и профессии.
— Судя по спортивному внешнему виду, вы — молодец!
— Это ежедневный труд. Да, гены, безусловно, сказываются. Спасибо родителям, дедам и прадедам за такой, скажем, молодцеватый вид. Я выгляжу несколько моложе своих лет.
— Есть мгновение, чтобы перевести дух, не мчаться?
— Конечно, почему же нет. Тут вопрос в том, как человек умеет распределяться. Я научился это делать таким образом, чтобы на все хватало времени — на работу, отдых, занятия спортом. «И жить торопится, и чувствовать спешит» — это в прошлом. Опыт жизни переработался в некую мудрость и подсказывает, что можно, а что нельзя.
— Уныние вообще не про вас?
— Ну уж нет! Стараюсь гнать его от себя. Были и у меня периоды депрессий, причем затяжных, из которых выходил с трудом и препаратами. Всего этого я не миновал, причем в возрасте 37 и 42 лет. Мы же живые люди, тем более артисты — эмоциональный народ. Все кризисы пережил, и сейчас мне не до этого. Хочется жить и получать удовольствие от самого ценного и важного, что только существует. Мы все это понимаем, но не всегда знаем, как этим распоряжаться.
— Ваш сын еще в юном возрасте снимался у Эльдара Рязанова в фильме «Андерсен. Жизнь без любви» и не только. Чем он занимается?
— Иван учится на третьем курсе ВГИКа в мастерской Александра и Владимира Коттов — молодых и прогрессивных режиссеров, и, что особенно важно, — действующих.
— Чего бы вам хотелось?
— Достойно проживать оставшиеся годы, надеюсь, даже десятилетия. У меня нет каких-то конкретных планов. Буду продолжать заниматься любимым делом. Все-таки это профессия, на которую меня вывел когда-то мой первый учитель Владимир Валентинович Меньшов, подаривший мне уникальный шанс. Он поверил в меня.
— У вас был еще один мощный педагог, Михаил Царев, у которого вы учились в театральном училище им. Щепкина.
— Скорее, Римма Гавриловна Солнцева — великий педагог, воспитавшая много достойных учеников. Ее не стало, к сожалению, два года назад. Царев был мощнейший актер, безусловно, но приходил к нам на курс два раза в год.
В общем, буду и дальше радовать и радоваться, жить и не оглядываться, а если и оглядываться, то только чтобы радоваться. Мы свое призванье не забудем, смех и радость мы приносим людям, если говорить языком «Бременских музыкантов». А вообще, Пушкин написал потрясающе: «И чувства добрые я лирой пробуждал». Это, наверное, главная цель художника, творческого человека.
Проба на роль Пушкина. Фото: Из личного архива
— Все-таки мы к Пушкину вернулись.
— А как без него? Это же наше все. Очень странный был выбор у Марлена Мартыновича, я до сих пор не могу его понять. Почему он на мне остановился? Конечно, я был абсолютно не готов к роли. Но он что-то увидел в геометрии моего лица, посмотрев дипломный фильм «Праздник фонарей» Жени Марковского, который учился во ВГИКе у Сергея Герасимова. Действие там происходит в Маньчжурии в 1945 году. Очень интересный, кстати, фильм, получивший много призов. Он про камикадзе, который залез в советский танк и хотел продолжать воевать, потому что не мог смириться с тем, что произошла капитуляция. Я играл чумазого танкиста, взорвавшего танк вместе с ним. Там-то Хуциев усмотрел в моем лице черты Пушкина.
— Как вы на это отреагировали?
— Когда мне позвонила ассистент по актерам Люба, которую я знал, и сказала: «Дима, мы хотим пригласить тебя на встречу с режиссером Марленом Хуциевым», я спросил, какой фильм. «Пушкин». — «Как интересно! А на какую роль?» — «На роль Пушкина». — «Люба, ты меня вообще помнишь?» — «Вот и я ему говорю: «При чем тут Харатьян?» Но он сказал: вызывай!» — такой был разговор. Я приехал, и началась эта история: полгода поиски грима и костюма, поездки в Михайловское, в Пушкинские Горы, на Мойку в Петербург. Марлен Мартынович дал мне двухтомник Вересаева «Пушкин в жизни», и я серьезно погрузился в материал. Постепенно складывался образ. Я начал читать стихи. Не очень все получалось. Хуциев успокаивал: «Если что, мы тебя озвучим». Было ощущение, по крайней мере у меня, что где-то я не дотягиваю до нашего великого и могучего, нашего всего. Но Марлен Мартынович видел перспективу и пытался всех в этом убедить. Теперь осталась память.
— Хорошо, что это было.
— Филипп Янковский, сыгравший роль Евтушенко, рассказывал, что он был доволен.
— Филиппом-то он был доволен, но не фильмом. Я с Евгением Александровичем много об этом говорил. Как он мог быть доволен? Он же там предатель, да еще работает на КГБ. «Известный же факт, что мы с Беллой Ахмадулиной расстались из-за того, что она хотела ребенка, а я не хотел, — говорил он. — Мы были молоды. Я этот крест несу до сих пор, что не дал ей тогда родить. Она сделала аборт и больше уже не смогла рожать». А в фильме она от него уходит, потому что он якобы подписал петицию против Бродского.